Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нестяжатели (заволжские старцы).





Идеолог: Нил Сорский. Прожил несколько лет в Константинополе и был приверженцем исихазма.

Противник монастырского землевладения (близость к еретикам). Сам Нил не вступал в активную полемику с противниками.

1504 год - 27 еретиков были приговорены к сожжению, а остальные сосланы по монастырям.

 

Активная защита «нестяжательства», обличение монашества были поставлены в вину Максиму Греку на церковном сборе 1525. Пришедший к власти в 1522 г. ревностный «иосифлянин» митрополит Даниил на этом сборе круто расправился с 1 из идеологов «нестяжательства». Максим Грек был обвинён в ереси и более того- в сношениях с турецким султаном, осуждён на заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь. Здесь в весьма тяжких условиях он провёл 16 лет.

Свою литературно-публ. деятельность максим Грек не прекращал и в заточении. в словах, поучениях он выступал против религ. формализма, злоупотреблений суда, суеверий и т. д.

В сочинениях он касается также полит. вопросов. Так его «Слово, пространне излагающее с жалостью, нестроения и безчиния царей и властей последнего жития» 1534-1539.

Все сочинения были написаны в строгом соответствии с правилами риторического и грамматического ис-ва. Чёткая логическая последовательность, аргументированность каждого положения. Язык книжный, он не допускает никаких словесных вольностей, употребления просторечий и разговорной лексики.

 

 

Защита и критика идеи самодержавной власти в русской публицистике XVI века

Укрепление централизованного Русского гос-ва протекает в обстановке напряженной и острой политической борьбы между родовитым боярством, которое постепенно устраняется от участия в управлении страной, и служилым дворянством, которое становится основной классовой опорой единодержавной власти московского царя.

Борьба между уходящей с полит арены родовитой боярской знатью и возвышающимися дворянами находят яркое отражение в публицистике. В «Словах», посланиях, памфлетах идеологи различных групп отстаивают свои интересы, обличают своих противников.

В первой половине 16 века защитниками интересов родовитого боярства выступают Вассиан Патрикеев и Максим Грек, а их ревностным противником- идеолог служилого дворянства митрополит Даниил.

Дальше смотри следующее, тоже относится к публицистике.

Отличительная особенность публицистики16 века-её жанровое многообразие: полемическое слово, «наказание», «слово ответное», беседа, челобитная, памфлет.

 

Курбский выступает в роли прокурора, предъявляющего свои обвинения царю от имени «погибших, избиенных неповинно, заточённых и прогнанных без правды бояр». Он пишет от «многия горести сердца своего». Строго и размеренно звучит его обвинительная речь, построенная по всем правилам риторики и грамматики.

Послание Курбского взволновало и уязвило сердце Иоанна.

Он обращается с ироническими вопросами к изменнику: «Что же ты, собака, и пишешь и болезнуеши. совершив такую злобу?» этого достаточно, чтобы свести с ума Татаринову.

Для весомости аргументации своего ответа Грозный вводит рад автобиограф. моментов: как была расчищена казна его матери боярами, отца и деда, о пожаре в Москве в 1547, когда изменники-бояре, называвшие себя мучениками, распустили слух, что город спалила чародейством своим Анна Глинская, а восставшие москвичи убили в церкви Юрия Глинского и были подстрекаемы даже на убийство самого царя!

Не стесняясь в выражениях, прибегая к прямой издёвке над своим врагом, Грозный изливает в своём послании те чувства, кот. переполняют его душу. Он не считается с правилами риторики и пиитики. Речь порывиста, взволнована. Его манера писать тесно связана с «иосифлянской» лит. школой.

Курбский не может принять «широковещательного и многошумящего» послания Грозного.

переписка прекращается после ответа Курбского на 13 лет.

 

Иван Грозный как писатель и литературный герой.

Первое послание Курбского взволновало и уязвило сердце Иоанна. Его ответ ярко раскрывает сложный и противоречивый характер этой незаурядной личности. Послание Грозного обнаруживает прежде всего недюжинный ум и, широкую образованность, начитанность и в то же время гордую и озлобленную, мятущуюся душу. Свой ответ он адресует не только лично Курбскому, но и на всё «Российское царство».

Это и определило, с одной стороны, обличительный пафос против бояр-изменников, и с другой- пафос утверждения, обоснования и защиты прав самодержавной власти.

Грозный выступает как политик, гос. человек, и речь его в начале сдержана и официальна. Власть унаследована им от предков.

Послания пронизаны едкой иронией, перерастающей порой в сарказм по отношению к опальным боярам, которые, придя в монастырь, «свои любострастные уставы ввели».(Послание Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь).

Своеобразие личности Грозного, особенности его писательской манеры проявляются в его взаимоотношениях с одним из приближённых к нему опричников Василием Грязным, которому царь направил своё послание в 1574.

Смятённость души сурового владыки, испытывающего порой угрызения совести, боящегося приближающейся смерти, отражает созданный им покаянный канон Ангелу Грозному.

Для передачи всей сложной гаммы чувств, владеющих его душой, Грозный широко использует просторечия, разговорные обыденные интонации и даже бранные слова. Это и позволяет Грозному стать непревзойдённым для своего времени мастером того «кусательного» стиля, который без промаха разит врага

 

Роль и значение обобщающих произведений XVI века в развитии русской литературы и общественной мысли

Характерной особенностью развития русской лит-ры 16 в. явилось создание многочисленных обобщающих пр-ий как церковной, так и светской лит-ры, идеологически закреплявших объединение русских земель вокруг полит., религ. и культ. центра Москвы.

Митрополит Макарий! Он был поставлен архиепископом Великого Новгорода.

«ВЕЛИКИЕ ЧЕЬТИ-МИНЕИ».

Куча народу было привлечено к работе, в том числе и дьяк Дмитрий Герасимов.

Создание 1-й редакции заняло 12 лет(1529-1541).

По поручению Макария созданы новые редакции житий Алекса Невского, Саввы Сторожевского, митрополита Ионы.

ОБЩЕРУСКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ,

Задачу определить место Руси и её столицы Москвы во всемирной истории ставил перед собой русский хронограф 1512 года. Вбирая в свой состав местные летописи бывших удельных княжеств, перерабатывая их в свете идей московского абсолютизма, создаются общерусские летописные своды.

Воскресенская летопись - история с момента образования Киевского гос-ва. Составители не смогли ликвидировать областнические тенденции, придать материалу стилистическое единство.

В 1526-1530 создаётся Никоновская летопись. События русской истории соотнесены с византийской, заимствованной из хронографа.

Проведена идея приемственности самодержавной власти от князей киевских до князей московских.

Львовская летопись, доводящая события до 1560г.

СТЕПЕННАЯ КНИГА. 1563.

«Книга степенная царского родословия»., духовник Андрей-Афанасий.

История гос-ва излагается в форме агиобиографий его правителей по степеням родства. Появление каждого князя- «грань» в истории.

Книга разбита на 17 степеней и граней. введение -житие княжны Ольги.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.