Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО





Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО

 

Учебное пособие

 

 

Прядильникова О.В.

 

 

Издательство ИРО РБ

Уфа-2016

УДК 371

ББК 74,5

П 68

Рекомендовано УМС ИРО РБ

Протокол № 5 от 30 мая 2016г.

Прядильникова О.В. «Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО»: Учебное пособие. – Уфа,2016, - 42 с.

 

Рецензенты:

Туктарова Л.Р., к.т. н., зам. директора ГБПОУ Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности;

Жукова Ю.А., к. ф. н., доцент кафедры русского языка и литературы ГАУ ДПО ИРО РБ

 

Учебное пособие предназначено для освоения учебной дисциплины, модуля «Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО». Представленный материал направлен на практическое освоение теоретических основ организации и методики современного учебного занятия в системе среднего профессионального образования. Пособие адресовано преподавателям, мастерам производственного обучения – слушателям курсов переподготовки и курсов повышения квалификации.

 

© Прядильникова О.В.

© Издательство ИРО РБ, 2016

Вступление

Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок/учебное занятие, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества. Поэтому сегодня «учебное занятие» нуждается в новом методологическом наполнении с акцентами на развитие творческого мышления обучающихся и на развитие и внедрение новых (вариативных) форм и методов его построения. На учебном занятии должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, непрерывного самообразования и саморазвития, развиваться творческое мышление, а также умение работать с информацией, умение работать в коллективе. Сценарий плана учебного занятия на 30-60% предоставляет свободу преподавателю, который предполагает формулировку целей – через деятельность обучающихся, активное целеполагание. Объяснение занимает 20-30% времени учебного занятия. Организованная преподавателем самостоятельная деятельность обучающихся – 60-70% времени занятия. Преподаватель на занятии организует деятельность обучающихся: по поиску и обработке информации; по обобщению способов деятельности; по постановке учебной задачи. Используются формулировки заданий, призванные активизировать учебную деятельность: проанализируйте, докажите, создайте схему или модель, сделайте вывод, выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените. Проводится оценка предметных и метапредметных достижений обучающегося на учебных занятиях общеобразовательного цикла и оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций на учебных занятиях по учебным дисциплинам профессионального цикла. Осуществляется работа над развитием у обучающегося способности к самооценке; применяется критериальное оценивание.

Педагогическая деятельность, несмотря на ее творческий характер, технологична, а значит, строится на определённых алгоритмах, циклах, модулях, то есть на всём том, что позволяет педагогу конструировать образовательный процесс применительно к его целям, задачам и условиям. Наиболее часто в учебном процессе используются следующие современные технологии: развивающее обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); исследовательские и проектные методы; технология «дебаты», технология педагогических мастерских, технология развития критического мышления (ТРКМ), технология использовании в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; система инновационной оценки «портфолио»; технологии интерактивного и дистанционного обучения; кейс-технологии; технология деятельностного метода; технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).

Мы можем выделить инвариант структуры современного занятия.

1. Организация начала учебного занятия, и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание.

2. Основной этап – этап, отвечающий главной обучающей цели данного занятия.

3. Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей учебного занятия.

Модели учебных занятий в представленных выше технологиях объединяют следующие особенности:

- чёткий алгоритм (последовательность этапов), необычное, не традиционное их наполнение, взаимосвязь первого (целевого) этапа и завершающего (оценочного диагностического) этапа;

- деятельностный подход к организации работы обучающихся на учебном занятии.

Таким образом, наличие общности в моделях занятия позволяет нам говорить о некоторых закономерностях построения современного занятия. Современное занятие в контексте стандарта может быть представлено как образовательная технология, где цели и результаты занятия связаны (воспроизводимы), а процесс зависит от типа занятия и методов, выбранных педагогом. Структура современного занятия, с нашей точки зрения, соответствует признакам образовательных технологий:

- диагностичность описания цели (цели занятия должны быть описаны так, чтобы они определялись по чётко выделенным критериям);

- воспроизводимость образовательного процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);

- воспроизводимость педагогических результатов.

Ведущими ориентирами современного занятия могут стать следующие положения:

- от триединой цели занятия – к формулировке целей через деятельность обучающихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;

- от традиционного «линейного» занятия изучения нового материала или закрепления пройденного – многокомпонентному занятию, фундаменту современной организации учебного процесса;

- от традиционной отметки к современной оценке.

На основе анализа структуры современного занятия, мы можем говорить о возникновении технологии занятия, построенного в соответствии со стандартами нового поколения.


РЕАЛИЗАЦИЯ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В СПО

ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ИХ СПЕЦИФИКА

Типы уроков

Урок закрепления знаний

Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.

Вид урока: практикум, экскурсия, лабораторная работа, урок дискуссия, урок самостоятельных работ, урок - лабораторная работа, урок практических работ. урок – экскурсия, семинар, урок - деловая или ролевая игра; урок-сочинение; урок-диалог и др.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, Интернет - технологии. Управляя учебной деятельностью обучающихся, преподаватель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности обучающихся с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Обучающиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

Конструкция урока позволяет включать обучающихся в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления обучающимися заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. На этом уроке обучающиеся, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков. На таких уроках превалируют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам. Деятельность преподавателя специфична: спланировав работу обучающихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.

Урок повторения

Основная дидактическая цель этого типа урока заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Повторение и закрепление, имея большое сходство, принципиально отличаются тем, что закрепляются обыкновенно отдельные правила и положения, а затем на их основе формируются навыки и умения. Для повторения же главное заключается не в формировании учебных навыков, а в упрочении в памяти основных положений темы, в усвоенном материале. Наиболее распространенным и целесообразным видом повторения является тематическое повторение, в ходе которого выделяются основные теоретические положения: правила, и ученики подготавливаются к более глубокому пониманию следующих тем курса.

Урок-лекция

Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены:

· вводные; установочные; текущие; обзорныелекции.

По характеру деятельности, обучающихся лекция может быть:

· информационной; объяснительной; лекцией-беседой.

Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным, рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала. А также для передачи информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении, выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам, применении изученного материала при решении практических задач.

Виды лекций

Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представление в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – самостоятельное приобретение знаний обучающимися.

На лекции-визуализации основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах, слайдах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

Лекция вдвоем, представляет собой работу двух преподавателей или преподавателя и обучающегося, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания. «Бинарные» лекции – т.е. лекции ведут два преподавателя.

Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) обучающихся с привлечением нескольких преподавателей.

Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Различие приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание обучающихся и использовать его профессионализм.

Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения обучающихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».

Урок – лекция «Парадокс» - т.е. преподаватель умышленно допускает неточности, заранее предупредив об этом обучающихся.Цель –развить внимание и критичность мышления обучающихся, опираясь на их опыт и знания.

Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые обучающийся должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда обучающиеся сами формулируют проблему и сами ее решают или пытаются решить.

Условиями эффективного проведения лекции являются: четкое продумывание и сообщение обучаемым плана лекции; логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них; логичность связей при переходе к следующему разделу; доступность, ясность излагаемого; использование разнообразных средств наглядности и технические средства обучения; обучение обучающихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.; итоговая беседа по теме лекции.

При анализе лекции необходимо выявить:

- оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущие идеи, основные понятия;

- оценку оптимальности содержания материала лекции:

- рациональность логики изложения; - полнота раскрытия темы;

- выделение главных мыслей, ведущих понятий;

- воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала;

- приемы мобилизации внимания, интереса обучающихся, стимуляции их познавательной активности:

- актуализация темы, ее практическая значимость; - четкость структуры и плана лекции;

- эмоциональность и проблемный характер изложения материала; - создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.;

- использование электронных средств обучения;

- осуществление межпредметных связей;

- характер взаимодействия преподавателя и обучающихся, способы осуществления обратной связи;

- методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление;

- манера поведения и характер общения учителя и учащихся; - качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний.

Урок-зачет

Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым обучающимся на определенном этапе обучения. Положительная оценка за зачет выставляется в случае, если обучающийся справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось не выполнено, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем обучающийся может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился.

Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический; зачет-практикум; дифференцированный зачет; зачет-экстерн и т. д.

Если предварительно сообщается примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае – закрытым. Чаще же предпочтение отдается зачетам открытым, с целью определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета.

Урок-практикум

Уроки-практикумы помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также должны способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы.

Урок-консультация

На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений применять знания.В зависимости от содержания и назначения выделяют: тематические консультации; целевые уроки - консультации.

Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым и сложным вопросам программного материала.

Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета. На консультации сочетаются различные формы работы с обучающимися: общегрупповые групповые и индивидуальные. В ходе урока – консультации преподаватель получает возможность узнать обучающихся с лучшей стороны, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать тех, кто испытывает затруднения и помочь им. Последнее реализуется с применением индивидуальных и групповых форм работы, где помощниками могут быть консультанты из числа обучающихся, хорошо разобравшихся в вопросах по изучаемой теме.

Виды нестандартных уроков

Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации профессиональной школы; другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, считают такие занятия развлекательными, отвлекающими от серьезного интеллектуального труда; третьи, ценят в таком уроке импровизацию, нетрадиционную структуру, возможность заинтересовать обучающихся необычной организацией практической деятельностью. В разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные. Нестандартные уроки больше нравятся обучающимся, поэтому следует практиковать такие уроки. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.

.

Схема этапов урока

Этап - Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом, создаётся проблемная ситуация, чётко ставится цель учебного занятия

3 этапЭтап целеполагания. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, постановка целей. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

4 этап - Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Этап усвоения новых знаний и способов действий.Представление нового материала. Действия преподавателя на этом этапе могут включать:

1. Выделение основной информации. Генерализация главного.

2. Систематизация материала.

3. Поиск приемов способствующих активизации мысли обучающихся в процессе освоения нового материала.

4.Выбор обучающимися способа действия.

Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для обучающихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения преподавателя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп обучающихся, работающих самостоятельно.

Цель: получение нового знания в результате самостоятельного исследования, подводится итог обсуждения деятельности и ее результатов и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

5 этап - Первичное закрепление. На этапе первичного закрепления проводится выполнение задания; обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление задания.

Цель: в процессе первичного закрепления нового материала выполняются задания с последующим комментированием.

Этап - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самоанализ и самоконтроль

Этап применения знаний и способов действий

Цель: самопроверка усвоения знаний и способов действий в результате выполнения работы.

7 этап - Включение нового знания в систему знаний и повторение. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация. Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы. Например, обучающиеся первой группы для закрепления полученных компетенций нуждаются не только в большей помощи преподавателя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу). Обучающиеся каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.

Обучающиеся выбирают из набора заданий только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие, затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока. К каждой типологической группе применяются различные виды контроля, например, в одной группеосуществляется контроль преподавателя и взаимоконтроль, в другой — контроль преподавателя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль и т.д.

Приемы рефлексии

От современного обучающегося требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность обучающегося дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности преподавателя новым содержанием.Существует следующая классификация рефлексии на учебном занятии:

Ø рефлексия настроения и эмоционального состояния;

Ø рефлексия деятельности;

Ø рефлексия содержания учебного материала.

Прием «Баллы и образы»

Обучающиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям:

1 балл – совсем не нравится; 2 балла – не нравится; 3 балла – приемлемо; 4 балла – нравится; 5 баллов – очень нравится.

Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т.е. ассоциацию).

Объект оценивания Оценка балл Оценка-символ
  Ответ у доски    
  Мыслительный лист    
  Самостоятельная работа    
  Контрольная работа    
  Информационно-поисковые и творческие задания    
  Интервью (вопросы по теме и формулировка ответов)    
  Работа в группах    
  Учет знаний в тетради    
  Интеллектуальная разминка    
10. Самопроверка    
  Взаимопроверка    
  Добавить свое    

Прием «Лесенка»

На первой ступеньке будут самые скучные, трудные, нелюбимые, а на десятой – интересные, полезные, любимые задания учебного занятия.

Рефлексия- диалог

Что я делаю? С какой целью? Почему я делаю это так? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли это сделать по-другому? Какой вариант лучше? Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал? Что я буду делать дальше?

Список использованной литературы

·

1. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов / С. Я. Батышев. – М.: Ассоц. «Проф. образование», – М., 2013.

2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г. Общая и профессиональная педагогика: Альфа-М, НИЦ ИНФРА – М., 2016.

3. Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения (5-е изд., стер.) учеб. Пособие, Академия – М, 2015.

4. Матяш Н.В.Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (4-е изд., стер.) учеб. пособие, Академия – М, 2015.

5. Образцов П.И.Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие П.И. Образцов (Гриф), НИЦ ИНФРА – М., 2015.

6. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для вузов/под ред. П.И. Пидкасистого. -3-е изд. Испр. И доп. – М.: Юрайт, 2013..

7. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 11 изд., стер. – М.: Академия, 2012, -608 с.

Содержание

 

Вступление  
1. Реализация на учебном занятии основных принципов обучения в СПО  
1.1.Принципы обучения в педагогике. Классические и современные принципы обучения  
1.2.Совокупность принципов, обеспечивающая креативный характер профессионального образования  
2. Виды современных организационных форм обучения. Особенности и развивающие возможности традиционных и нетрадиционных учебных занятий и их специфика  
2.1. Виды, формы и способы обучения  
2.2. Классификация методов обучения. Функции методов обучения. Активные методы обучения.  
2.5. Виды нестандартных уроков  
3. Целеполагание учебного занятия  
3.1. Педагогическое целеполагание  
3.2.Методика конструирования учебных целей  
3.3. Ведущие приемы целеполагания  
4. Технология проектирования модели современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО  
4.1.Современные требования к уроку/ учебному занятию  
4. 2. Технологическая карта урока/учебного занятия  
4.3. Схема этапов урока  
4.4.Приемы рефлексии  
4.5. Как подготовить современное учебное занятие?  
4.6. Отбор содержания учебного материала  
4.7. Выбор методов обучения для использования на учебном занятии  
4.8. Критерии эффективности современного учебного занятия  
Список использованной литературы  

 

Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО

 

Учебное пособие

 

 

Прядильникова О.В.

 

 

Издательство ИРО РБ

Уфа-2016

УДК 371

ББК 74,5

П 68

Рекомендовано УМС ИРО РБ

Протокол № 5 от 30 мая 2016г.

Прядильникова О.В. «Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО»: Учебное пособие. – Уфа,2016, - 42 с.

 

Рецензенты:

Туктарова Л.Р., к.т. н., зам. директора ГБПОУ Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности;

Жукова Ю.А., к. ф. н., доцент кафедры русского языка и литературы ГАУ ДПО ИРО РБ

 

Учебное пособие предназначено для освоения учебной дисциплины, модуля «Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО». Представленный материал направлен на практическое освоение теоретических основ организации и методики современного учебного занятия в системе среднего профессионального образования. Пособие адресовано преподавателям, мастерам производственного обучения – слушателям курсов переподготовки и курсов повышения квалификации.

 

© Прядильникова О.В.

© Издательство ИРО РБ, 2016

Вступление

Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок/учебное занятие, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества. Поэтому сегодня «учебное занятие» нуждается в новом методологическом наполнении с акцентами на развитие творческого мышления обучающихся и на развитие и внедрение новых (вариативных) форм и методов его построения. На учебном занятии должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, непрерывного самообразования и саморазвития, развиваться творческое мышление, а также умение работать с информацией, умение работать в коллективе. Сценарий плана учебного занятия на 30-60% предоставляет свободу преподавателю, который предполагает формулировку целей – через деятельность обучающихся, активное целеполагание. Объяснение занимает 20-30% времени учебного занятия. Организованная преподавателем самостоятельная деятельность обучающихся – 60-70% времени занятия. Преподаватель на занятии организует деятельность обучающихся: по поиску и обработке информации; по обобщению способов деятельности; по постановке учебной задачи. Используются формулировки заданий, призванные активизировать учебную деятельность: проанализируйте, докажите, создайте схему или модель, сделайте вывод, выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените. Проводится оценка предметных и метапредметных достижений обучающегося на учебных занятиях общеобразовательного цикла и оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций на учебных занятиях по учебным дисциплинам профессионального цикла. Осуществляется работа над развитием у обучающегося способности к самооценке; применяется критериальное оценивание.

Педагогическая деятельность, несмотря на ее творческий характер, технологична, а значит, строится на определённых алгоритмах, циклах, модулях, то есть на всём том, что позволяет педагогу конструировать образовательный процесс применительно к его целям, задачам и условиям. Наиболее часто в учебном процессе используются следующие современные технологии: развивающее обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); исследовательские и проектные методы; технология «дебаты», технология педагогических мастерских, технология развития критического мышления (ТРКМ), технология использовании в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; система инновационной оценки «портфолио»; технологии интерактивного и дистанционного обучения; кейс-технологии; технология деятельностного метода; технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).

Мы можем выделить инвариант структуры современного занятия.

1. Организация начала учебного занятия, и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание.

2. Основной этап – этап, отвечающий главной обучающей цели данного занятия.

3. Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей учебного занятия.

Модели учебных занятий в представленных выше технологиях объединяют следующие особенности:

- чёткий алгоритм (последовательность этапов), необычное, не традиционное их наполнение, взаимосвязь первого (целевого) этапа и завершающего (оценочного диагностического) этапа;

- деятельностный подход к организации работы обучающихся на учебном занятии.

Таким образом, наличие общности в моделях занятия позволяет нам говорить о некоторых закономерностях построения современного занятия. Современное занятие в контексте стандарта может быть представлено как образовательная технология, где цели и результаты занятия связаны (воспроизводимы), а процесс зависит от типа занятия и методов, выбранных педагогом. Структура современного занятия, с нашей точки зрения, соответствует признакам образовательных технологий:

- диагностичность описания цели (цели занятия должны быть описаны так, чтобы они определялись по чётко выделенным критериям);

- воспроизводимость образовательного процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);

- воспроизводимость педагогических результатов.

Ведущими ориентирами современного занятия могут стать следующие положения:

- от триединой цели занятия – к формулировке целей через деятельность обучающихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;

- от традиционного «линейного» занятия изучения нового материала или закрепления пройденного – многокомпонентному занятию, фундаменту современной организации учебного процесса;

- от традиционной отметки к современной оценке.

На основе анализа структуры современного занятия, мы можем говорить о возникновении технологии занятия, построенного в соответствии со стандартами нового поколения.








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.