Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова





Центральным понятием в теории системогенеза деятельности является понятие психологической системы деятельности. По определению В. Д. Шадрикова психологическая система деятельностиэто «целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения конкретной деятельности». В. Д. Шадриков предложил модель функциональной психологической системы деятельности, компонентами которой являются организованные в психологическую систему психологические свойства человека (психические функции и процессы), необходимые для достижения конкретной цели деятельности.

В основу разработки модели психологической системы деятельности положены основные принципы теории функциональных систем П. Я. Анохин, т.е. универсальная модель работы мозга и центральные механизмы целостных приспособительных актов любой степени сложности. По аналогии с понятием функциональной системы, В. Д. Шадриковым предложено понятие функциональной психологической системы деятельности, важными принципами построения теоретической модели которой выступили – «Принцип функциональности – это процесс построения системы деятельности из уже имеющихся психических элементов путем их динамической мобилизации в соответствии с вектором «цель-результат» (для решения задач деятельности в человеке как субъекте труда мобилизуются все, что у него есть)». Принцип системности предполагает, что все индивидуальные качества деятельности выступают не изолированно, включены в единую систему, т. е. функционально взаимосвязаны.

Факторы: уровень личностного развития, ценностно-смысловая сфера. Соц. Факторы: пол, возраст, стаж работы, уровень образования.

Основными компонентами психологической системы деятельности являются следующие функциональные блоки: мотивы деятельности; цели деятельности; программы деятельности; принятие решений; подсистемы деятельностно важных качеств.

Мотивы деятельности. Побуждение к деятельности. Формирование и трансформация мотивационного компонента деят. происходит на всем пути ее освоения, а также непосредственно в процессе осуществления профессиональной деятельности. Развитие мотивационного компонента в процессе профессионализации идет в двух направлениях.

1. Трансформации общих мотивов личности в трудовые мотивы. Важным моментом формирования психологической системы деятельности является принятие личностью деятельности, раскрытие ее личностного смысла. В основе этого явления лежит механизм «сдвига мотива на цель» (А. Н. Леонтьев). 2. Изменение системы мотивов в соответствии с изменением уровня освоения деятельности. Т.е. «дрейф мотивов» (В. Д. Шадриков). «Дрейф мотивов» -это изменение мотивационной сферы личности в процессе профессионализации (на разных ее уровнях), и включает: изменение структуры мотивов, появление новых, изменение значимости отдельных мотивов.

Цели деятельности. Если мотив побуждает к деятельности, то цель направляет и определяет способ и характер деятельности. В. Д. Шадриковым выделены два аспекта цели как компонента психологической системы деятельности. Цель деятельности выступает как:

Цель-результат. (внешняя,объективная) Речь идет о цели как о нормативном результате деятельности. Формирование цели деятельности начинается с формирования представлений о нормативном результате деятельности (цель как образ будущего результата соответствующая опр. нормам). Цель-задача. (внутренняя, субъективная). Цель выступает как уровень достижения, который ставит перед собой субъект. В процессе формирования цели-задачи происходит субъективная трансформация цели нормативно одобренного способа деятельности в личностно значимый для субъекта процесс деятельности. В цели-задаче, таким образом, воплощается личностный смысл деятельности.

Факторы перехода: уровень притязаний личности(самооценка=успех/у.п.); формальные/неформальные отношения, психологический климат коллектива, ценностно-смысловая сфера личности.

Программа деятельности- структуру деятельности и организует отдельные действия в пространстве и времени (определяет, что должен делать субъект для достижения цели деятельности). В. Д. Шадриков разделяет нормативную и индивидуальную программу деятельности.

Нормативная программа деятельности фиксирована в документах (инструкции и т.д.). Индивидуальная программа деятельности образуется у субъекта в процессе выполняемой деятельности.
В начале проф. деятельности доминирует нормативная п.д.
Более широкий и длительный процесс. Вкл. в себя информационную основу деятельности (ИОД) как совокупность информации характеризующие предметные и субъектные условия деятельности и позволяющие организовать деятельность в соответ. цель-результат. Узкая, автоматизированная деят. Представляется как образ деятельности в форме знаний о последовательности и способе выполнения действий.
     

ИОД состоит из компонентов: сенсорно –перцептивных (восприятие сигналов, кот. несут проф. важную информацию); когнитивный (ценность информации для профессиональной деятельности); образно-оперативный ( отдельные информационные признаки объединенные в целостный образ). ИОД: процессуальная- ориентированная на процесс, результативная- ориентированная на результат.

Принятие решения. Принятие решения в широком смысле означает процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. В качестве предмета исследования в изучении принятия решения выступают: мотивация принятия решения, ответственность за принятие решения, оценки и коррекции вырабатываемых решений. 3 вида решений: волевые («конфликт»), интеллектуальные(скрытые альтернативы), эмоциональные(отсутствие времени, ЧС). 2 типа решений:детерменированные(решения подчинненые определенным правилам, есть алгоритм, мах кол-во инф-ы, времени).Этап: формулировка проблемы- сбор инф-ы- разратока альтернатив- выбор альтернатив- контроль, оценка. Вероятностные решения min инф-ы, времени. Проявление личностного профиля (лич. характеристики влияющие на решение. Чем боле экстрим. ситуация, тем сильнее выражается лич. профиль.

Деятельностно важные качества. В процессе освоения деятельности, а также на разных стадиях профессионализации индивидуальные качества субъекта формируются в подсистему деятельностно важных качеств или профессионально важных качеств. Профессионально важные качества – это качества, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Индивидуальные качества субъекта деятельности, обеспечивающие успешность деятельности (эффективность формирования и функционирования психологической системы деятельности) характеризуются как способности. В. Д. Шадриковым выделено три основных направления перехода индивидуальных качеств субъекта в деятельностно важные качества:

· Функциональное объединение отдельных качеств, потенциально важных для выполнения деятельности («первичных ПВК»), и проявление их в режиме взаимодействия.

· Развитие первичных ПВК в деятельности и приобретение ими качеств оперативности.

· Системное проявление структуры первичных ПВК в деятельности.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.