Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 4. Функции и методы управления коммерческим предприятием.





 

Функция управления — это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами. Функция управления должна иметь четко выраженное содержание (набор действий в рамках функции), процесс осуществления (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий) и структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.

Выделяют общие и конкретные, или специальные, функции управления. Первые рассматриваются, как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые -как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.

Состав общих функций управления не зависит от объекта управления, эти функции выполняются по отношению ко всем объектам управления.

Ряд авторов выделяют пять общих функций управления: планирование, организацию (или организовывание), координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, изображающей содержание любого процесса управления (рис. 1).

Рис 1. Взаимосвязь общих функций управления

Стоит отметить, что между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций управления, их тесное взаимопереплетение. К тому же на практике практически невозможно обособить «координацию» как отдельную функцию управления в ограниченном количестве подразделений. Поэтому в настоящее время чаще применяется подход, в котором в процессе управления выделяют четыре основные функции - это функций планирования, организации, мотивации и контроля, а также объединяющие их связующие процессы коммуникации и принятия решений.

Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации.

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер.

Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления. Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры.

Конкретные функции управления можно классифицировать по объектам управления. В этом случае выделяют:

Функции управления ресурсами. Организации в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно выделяют конкретные функции:

• управление запасами;

• управление финансами;

• управление персоналом и т.д.

Функции управления процессами. В любой организации протекает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления, и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия решений, производственный процесс. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления:

• управление материально-техническим снабжением;

• управление основным производством;

• управление вспомогательным производством;

• управление обслуживающим производством;

• совершенствование управления;

• управление сбытом;

• управление маркетингом и т.д.

Функции управления результатами. Крезультатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют конкретные функции:

• управление качеством;

• управление производительностью;

• управление затратами и т.д.

Метод менеджмента (управления) — это способ воздействия на объект управления (трудовой коллектив) для достижения поставленных перед ним целей.

В менеджменте используются различные методы: экономические, организационно-распорядительные, воспитательные и социально-психологические, а также маркетинговые. Каждая группа методов имеет свое конкретное содержание и назначение.

Экономические методы

Их основу составляют товарно-денежные отношения, материальная заинтересованность каждого работника в результатах своего труда. Они побуждают коллектив добиваться поставленных целей с минимальными затратами. Эту группу методов составляют: планирование, бюджетный метод, хозяйственный расчет, самофинансирование и ценообразование.

Планирование. С помощью планирования определяются на предстоящий период цели коллектива, пути и средства их достижения. Планирование может охватывать различные периоды деятельности коллектива и на этой основе подразделяется на перспективное и текущее.

Бюджетный метод управления. Его основу составляют: совокупность предвидений (прогнозов), характеризующих условия, при которых будет осуществляться деятельность предприятия, и дающих предварительное представление об основных статьях его доходов; систематически (обычно ежемесячное) сопоставление результатов фактически достигнутых с намечавшимися; быстрое сообщение отклонениях работникам, непосредственно отвечающим тот участок работы, где произошли отклонения.

Хозяйственный расчет. Его основные принципы: закрепление за отдельными подразделениями необходимых средств производства; предоставление каждому подразделению определенной самостоятельности в его деятельности; установление внутренних расчетных цен; систематическое подведение итогов хозрасчетной деятельности каждого подразделения; материальная ответственность хозрасчетного подразделения за результаты деятельности; материальное поощрение работников каждого подразделения за достигнутые результаты хозрасчетной деятельности этого подразделения.

Самофинансирование. Самофинансирование — способ хозяйствования, при котором коллектив предприятия покрывает за счет своих доходов все текущие затраты, а также расходы на техническое обновление и расширение производства.

Ценообразование. Под этим методом менеджмента понимается процесс установления цен с учетом действия экономических законов, интересов хозяйственной политики и предпринимательства.

2. Организационно-распорядительные методы управления

Организационно-распорядительные методы означают управление, основанное на обязательном подчинении исполнителей и нижестоящих подразделений руководителям вышестоящим органам, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия.Они включают в себя организационное воздействие и распорядительное воздействие. Организационное воздействие на исполнителей осуществляется в виде организационного регламентирования, т. е. оно носит черты правовых норм, обязательных для всех исполните лей и подразделений.

Основными видами распорядительного воздействия являются: приказ, распоряжение - требование руководителя к подчиненным решить какой-либо отдельный вопрос; постановление, т.е. совместное решение администрации предприятия и общественного органа (например, профсоюзного комитета) по какому-либо общему для них вопросу. Распорядительное воздействие направлено, как правило, на решение единичных задач и формулируется так, что не допускает никаких других вариантов действия, кроме указанного.

3. Социально-психологические методы управления

Группу социально-психологических методов составляют: выявление индивидуально-психологических особенностей членов коллектива и их учет в процессе управления; установление в коллективе благоприятного социально - психологического климата, т. е. хороших отношений и взаимопонимания между всеми членами коллектива; развитие активности и инициативы членов коллектива; формирование, сохранение и развитие традиций и обычаев предприятия; применение различных форм морального поощрения; формирование правильного стиля руководства коллективом; планирование социального развития коллектива.

4. Воспитательные методы управления







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.