Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 4. Государство в политической системе общества





Формы занятий:

– лекция обратной связи — лекция-беседа (2 ч.);

– семинар (информационный проект, эвристическая беседа) (4 ч.);

– самостоятельная работа (8 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Понятие и структура политической системы общества. Функции политической системы.

2. Субъекты властных отношений: индивид, партии, профсоюзы, общественные формирования, религиозные организации, СМИ и др.

3. Место и роль государства в политической системе общества, его взаимодействие с институтами политической системы.

4. Функции и основные тенденции развития политической системы российского общества.

Дополнительная литература:

Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность / М. Н. Афанасьев. – М.: МОНФ, 1997. – 301 с.

Байтин М. И. Государство и политическая власть / М. И. Байтин. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. – 240 с.

Веденеев Ю. А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан / Ю. А. Веденеев // Государство и право. – 1997. – № 2. – С. 33–38.

Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции / С. А. Дробышевский. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1996. – 296 с.

Качанов Ю. М. Политическая типология: структурирование политической действительности / Ю. М. Качанов. – М.: Ad Marginem, 1995. – 223 с.

Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века / А. И. Ковлер. – М.: ИГиП РАН, 1997. – 101 с.

Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности / Л. А. Морозова. – М.: Юрид. лит., 1998. – 254 с. (Гл. V)

Основы теории политической системы. – М., 1988.

Политическая теория и политическая практика: словарь-справочник / под ред. А. Л. Миголатьева. – М., 1994.

Политические системы зарубежных стран на современном этапе. – М.: МГИМО, 1980.

Методические рекомендации

Подготовку к семинарскому занятию по теме «Государство в политической системе общества», как и в предыдущем случае, предлагается начинать с повторения материала лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль над усвоением понятий и категорий, при помощи которых в современном научном знании описывается государство.

Формой проведения семинарского занятия по данной теме избрана эвристическая беседа, которая предполагает подготовку и выступление студента по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем вопросов, основной и дополнительной литературы. Эвристическая беседа по теме «Государство в политической системе общества» сопровождается выполнением дополнительных заданий и решением задач практической направленности. Целесообразным представляется в ходе эвристической беседы выполнить следующие задания и ответить на уточняющие вопросы.

Задания и контрольные вопросы

С целью проверки освоения студентами понятий и категорий предлагается терминологическая контрольная работа. К числу терминов, которые следует освоить в рамках данной темы, относятся: гражданское общество, общественная власть, политическая система гражданского общества, структура политической системы, институты политической системы (государство, политические партии, общественные объединения, профсоюзы, религиозные объединения, СМИ), индивидуальные и коллективные субъекты политических отношений, функции политической системы, нормативная основа политической системы, государство как доминирующий субъект политической системы.

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается выполнить задания и ответить на вопросы.

1. Президент США Дж. Картер любил повторять одну остроту: «Политическая деятельность — вторая древнейшая в мире профессия, состоящая в близком родстве с первой». Вы разделяете его мнение? Какие негативы политической сферы вы могли бы отметить? Является ли политическая демократия обязательным звеном самореализации индивида?

2. Один из анекдотов утверждает, что однажды Александр Македонский, Цезарь и Наполеон наблюдали парад войск на Красной площади.

– Если бы у меня были такие танки, – сказал Александр Македонский, – я был бы непобедим.

– Если бы у меня были такие самолеты, – говорит Цезарь, – я завоевал бы весь мир.

– А если бы у меня была современная пресса, – заметил Наполеон, – мир никогда не узнал бы о моем поражении при Ватерлоо.

Как вы думаете, какую роль играют средства массовой информации в политико-правовых отношениях? Почему СМИ называют четвертой властью? Каковы должны быть взаимоотношения государственных и частных СМИ с государством?

3. 30 ноября 1992 г. после полугодового процесса Конституционный Суд РФ вынес постановление № 9-П «О проверке конституционности Указов Президента РФ от 23 августа 1991 г. № 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 г. № 90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 г. № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР», а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР» (см.: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / отв. ред. Б.С. Эбзеев. – М., 2000. – Т. 2. – С. 132–167).

Изучите данное постановление и покажите его роль в деле становления политического плюрализма в Российской Федерации, обеспечения политической свободы граждан, их права на объединение и образование партий, функционирования демократических механизмов. (Анализ этого беспрецедентного судебного дела для России дан профессором Ф. М. Рудинским в книге «Дело КПСС» в Конституционном Суде. Записки участника процесса» (М., 1999).

Студентам предлагаются дополнительные задания:

1) подготовка исследовательского проекта — научное исследование (включающее доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, объекта и предмета исследования, целей и задач, источников, методов, выдвижение гипотезы, обобщение материалов и формулирование выводов) по теме «Модернизация политической системы РФ и ее основного института — государства».

2) составление комплекта тестовых заданий по теме «Государство в политической системе общества: понятие, структура, субъекты, их виды».

ТЕМА 5. Форма государства

Формы занятий:

– информационная лекция (2 ч.)

– семинар в форме информационного проекта (4 ч.)

– самостоятельная работа (6 ч.)

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Понятие и элементы формы государства. Соотношение сущности, содержания и формы государства.

2. Формы государственного правления: понятие и виды. Общая характеристика монархий и республик.. Нетипичные формы.

3. Формы государственного устройства. Унитарное и федеративное государство. Империя как унитарное государство. Конфедерация. Международные объединения государств.

4. Государственный режим, понятие, признаки и виды. Авторитарные и демократические государства. Тоталитарные государства.

5. Обобщающая классификация форм государства. Единовластное, многовластное и сегментарное государство.

Дополнительная литература:

Арзамаскин Н. Н. Форма современного российского государства: эволюция и правовая основа / Н. Н. Арзамаскин, А. А. Кененов, А. Г. Хабибулин. – Смоленск: Изд-во Смол. гуманитар. ун-та, 1997. – 96 с.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. – М.: Текст, 1993. – 303 с.

Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в России / В. Дзодиев. – М.: Ad Marginem, 1996. – 303 с.

Замковой В. И. Тоталитаризм: сущность и концепции / В. И. Замковой. – М.: Велес, 1994. – 16 с.

Ковлер А. Л. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века / А. Л. Ковлер. – М.: ИГиП РАН, 1997. – 101 с.

Козлов А. Е. Федеративные начала организации государственной власти в России / А. Е. Козлов. – М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1996. – 62 с.

Саликов М. С. Сравнительный федерализм США и России / М. С. Саликов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998. – 636 с.

Тихомиров Л А. Монархическая государственность / Л. А. Тихомиров. – СПб.: Комплект, 1992. – 680 с.

Федерации в зарубежных странах. – М.: Юрид. лит., 1993. – 112 с.

Чинчиков А. Л. Целостность государства / А. Л. Чинчиков. – М.: Манускрипт, 1995. – 220 с.

Чиркин В. Е. Государственная власть субъекта федерации / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 2000. – № 10. – С. 5–12.

Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 1994. – № 1. – С. 109–115.

Чиркин В. Е. Современное государство / В. Е. Чиркин. – М.: Междунар. отношения, 2001. – 416 с.

Методические рекомендации

Подготовку к семинарскому занятию по теме «Форма государства» целесообразно начинать с повторения материалов одноименной лекции. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль за усвоением понятий и категорий, при помощи которых в науке объясняются формально выраженные и отражающие природу (сущность) государства как института публичной власти признаки.

Данная тема отличается большим количеством терминов, без надлежащего уяснения которых едва ли можно рассчитывать на успешное ее освоение. В связи с этим целесообразным представляется первую часть занятия посвятить проверке усвоения основного терминологического ряда: форма государства, форма правления, форма устройства, форма государственно-правового режима, монархия, ее признаки, исторические и современные виды монархий (абсолютная монархия, ограниченная монархия, дуалистическая монархия, республиканская монархия), республика, ее признаки, виды республик (парламентская и президентская республика, монархическая республика), демократия и ее признаки, виды демократического государственно-правового режима (собственно демократический, плюралистической демократии, либерально-демократический), антидемократические режимы (тоталитаризм, авторитаризм).

Надлежащее усвоение основных понятий и категорий темы является необходимым и достаточным условием для проведения семинарского занятия в форме информационного проекта, который позволяет организовать учебно-познавательную деятельность, придав ей ярко выраженную эвристическую направленность. Студентам предлагается с использованием различных источников (см., например: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. – М.: Норма, 2003. – 976 с.):

1) подобрать примеры государств, которые по форме организации власти относятся к монархиям либо республикам; являются унитарными либо федеративными; отличаются демократическим либо авторитарным режимом;

2) выделить группы государств, нетипичные по своему устройству;

3) ответить на вопрос: «Какие формы государств преобладают сегодня в мире?».

Проверке подготовленных студентами исследовательских проектов посвящается заключительная часть семинарского занятия.

Представляется, что углубленному освоению материала данного семинара может помочь обсуждение эссе по теме «Форма российского государства: проблемы теории и практики». Выполнение данного задания включено в самостоятельную подготовку к семинарскому занятию по данной теме.

Задания и контрольные вопросы

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается:

1) решить тест по теме «Форма государства» в системе «Прометей»;

2) выполнить задания и ответить на контрольные вопросы:

1. В чем достоинства и недостатки президентской и парламентской республик? Какие средства использует современная власть, чтобы усилить первые и нейтрализовать вторые?

2. В каких формах федерация осуществляет текущий и чрезвычайный контроль за субъектами федерации? Какие меры принуждения могут использоваться федеральной властью по отношению к субъектам федерации?

3. Изучите постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.1992 г. № 3-П «О проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г., закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР», «Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 г. «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» (см.: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / отв. ред. Б.С. Эбзеев. – М., 2000. – Т. 1. – С. 215–230) и решите, является ли Россия договорной федерацией? Какое мнение на этот счет высказано Конституционным Судом РФ?

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.