Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 23. Механизм правового регулирования





Формы занятий:

–информационная лекция (2 ч.);

– семинар в форме эвристической беседы (2 ч.);

– самостоятельная работа (6 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Понятие и структура механизма правового регулирования. Правовые средства и правовые технологии. Элементы и стадии правового регулирования. Отличие правового регулирования от правового воздействия.

2. Стимулирующие и ограничивающие механизмы правового регулирования. Стимулы в праве: субъективные права, законные интересы, льготы и поощрения. Понятие заслуги. Правовые ограничения: юридические обязанности, запреты, приостановления, наказания.

3. Правовые режимы, понятие и виды. Положительная дискриминация.

4. Эффективность правового регулирования, пути ее повышения.

Дополнительная литература:

Бахрах Д. Н. Правовые льготы / Д. Н. Бахрах // Справедливость и право. – Свердловск: Изд-во СЮИ, 1989. – С. 74–83.

Завадская Л. Н. Механизм реализации права / Л. Н. Завадская. – М.: БЕК, 1992. – 447 с.

Исаков В. Б. Механизм правового регулирования / В. Б. Исаков // Проблемы теории государства и права / под ред. С. С. Алексеева. – М., 1987.

Лапаева В. В. Эффективность закона и методы ее изучения / В. В. Лапаева // Эффективность закона. – М.: БЕК, 1997. – С. 28–44.

Малько А. В. Законные интересы и их стимулирующая роль / А. В. Малько // Вопросы теории государства и права. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. – С. 107–116.

Сырых В. М. Истинность и правильность как критерии теоретической эффективности норм права / В. М. Сырых // Эффективность закона / под ред. Ю. А. Тихомирова. – М.: БЕК, 1997. – 216 с.

Методические рекомендации

Подготовку к семинарскому занятию по теме «Механизм правового регулирования» целесообразно начинать с повторения материала одноименной лекции. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль за усвоением основных понятий и категорий, при помощи которых в науке описывается и раскрывается правовое регулирование, которое является органической составляющей процесса нормативного и индивидуального социального регулирования, направленного на поддержание в обществе общественного порядка. В силу этого в рамках темы «Механизм правого регулирования» акцент сделан на инструментальность права в процессе поддержания состояния упорядоченности и относительной бесконфликтности общественных отношений.

Формой проведения семинарского занятия по данной теме избрана эвристическая беседа, которая предполагает подготовку и выступление студента по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем вопросов, основной и дополнительной литературы.

После обсуждения на первом этапе семинарского занятия основных вопросов плана с целью анализа состояния правового регулирования в РФ современного периода студентам предлагается привести свои примеры положительной дискриминации и привилегий в праве, которые они должны подобрать самостоятельно при подготовке к семинарскому занятию. После обсуждения примеров студентам предлагается ответить на вопросы:

– Как вы думаете, почему правовые льготы называют «положительной дискриминацией»?

– Чем правовые льготы отличаются от привилегий в праве?

С целью проконтролировать усвоение студентами основных понятий и категорий данной темы в заключительной части семинарского занятия проводится терминологическая работа. К числу базовых понятий темы, в частности, относятся: процесс правового регулирования, стадии и содержание процесса правового регулирования, инструменты правового регулирования, стимулы (субъективные юридические права, льготы, привилегии, поощрения), правовые ограничения (субъективные обязанности, ответственность, наказание), правовые режимы, понятие эффективности правового регулирования, условия эффективного правового регулирования.

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается, используя нормативные правовые акты, подобрать собственные примеры привилегий и льгот в праве.

ТЕМА 24. Правовое сознание и правовая культура

Формы занятий:

– информационная лекция (2 ч.);

– семинар в форме эвристической беседы (2 ч.);

– самостоятельная работа (6 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Понятие правосознания, его элементы и структура: правовая идеология и правовая психология. Виды и функции правосознания.

2. Понятие правовой культуры, аксиологическое и позитивное определения. Правовая культура личности и общества. Структура индивидуальной и общественной правовой культуры.

3. Особенности российской правовой культуры, ее связь с нравственностью и духовностью. Правовой нигилизм как форма негативного правосознания, его причины и формы проявления в Российском государстве. Антиюридический морализм. Пути преодоления правового нигилизма.

Дополнительная литература:

Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е. В. Аграновская. – М.: Наука, 1988. – 144 с.

Болдырева М. Г. Правовая культура. – М.: МЮИ МВД России, 1998. – 35 с.

Ветютнев Ю. Ю. Правовая культура в России на рубеже столетий. Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции / Ю. Ю. Ветютнев, А. С. Шириков, А. С. Трифонов // Государство и право. – 2001. – № 10. – С. 106–109.

Дорская А. А. Эволюция системы права в России / А. А. Дорская, И. Л. Честнов. – СПб.: Астерион, 2010. – 306 с.

Ильин И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин // Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с. – С. 247–256. (Гл. 8: О правосознании)

Карташов В. Н. Теория правовой системы общества: в 2-х тт. – Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2006.

Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура / Н. М. Кейзеров. – М.: Юрид. лит., 1983.

Кистяковский Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) / Б. А. Кистяковский // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. – М., 1991. – С. 122–149.

Семитко А. Л. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Дис.... докт. юрид. наук: 12.00.01 / А. Л. Семитко. – Екатеринбург, 1996. – 288 с.

Синюков В. М. Российская правовая система: Введение в общую теорию / В. М. Синюков. – М., 1994. (Гл. 4)

Толстой Л. Н. Письмо студенту о праве / Л. Н. Толстой // ПСС. – М., 1956. – Т. 38. – С. 54–61.

Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-правовом ракурсе / В. А. Туманов // Государство и право. – 1993. – № 8. – С. 52–58.

Методические рекомендации

Подготовку к семинарскому занятию по теме «Правосознание и правовая культура», как и в предыдущих случаях, предлагается начинать с повторения материалов информационной лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль над усвоением понятий и категорий, при помощи которых в современном научном знании (философии, социологии, политологии) описывается те факторы, которые непосредственно правовыми не являются, но которые обуславливают возникновение, развитие и функционирование таких социальных институтов как государство и право.

Формой проведения семинарского занятия по данной теме избрана эвристическая беседа, которая предполагает подготовку и выступление студента по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем вопросов, основной и дополнительной литературы. Предшествует проведению эвристической беседы контроль за тем, как студенты освоили понятия и категории, при помощи которых описываются данная тема в курсе теории государства и права. К их числу относятся: правовое сознание, структура правового сознания, правовая психология, правовая идеология, содержание правового сознания, функции правового сознания и их виды, формы правового сознания, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой фетишизм, правовой релятивизм, правовой субъективизм, правовая культура, уровни правовой культуры, показатели правовой культуры общества и индивидуальной правовой культуры. С целью выявить уровень усвоения терминов на первом этапе семинара студентам предлагается терминологическая проверочная работа.

Задания и контрольные вопросы

На втором этапе семинарского занятия в ходе заслушивания выступлений студентов по вопросам плана целесообразным представляется в ходе эвристической беседы выполнить следующие задания и ответить на уточняющие вопросы.

1. Известный русский философ и юрист И. А. Ильин писал: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой; а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность» (Ильин И. А. О сущности правосознания. С. 40). Какую связь между правом и правосознанием подметил И. А. Ильин? Раскройте ее содержание.

2. В статье 29 закона «О Конституционном суде РФ» говорится: «Решения и другие акты Конституционного суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий». Как вы понимаете выражение «правовая позиция судьи»? Какое значение для формирования правовой позиции имеет правосознание судьи?

3. Что означают понятия: «правовой нигилизм», «правовой идеализм», «правовой инфантилизм», «правовая демагогия», «антиобщественное (преступное) правосознание»?

4. В 1993 г. было проведено совместное русско-французское исследование правосознания школьников в возрасте от 11 до 18 лет. На один из тестовых вопросов «Что такое закон?» французские школьники ответили, что это «правило, которому нужно следовать», а русские — что это «правило, которое не нужно нарушать». Какие выводы о правосознания двух народов можно сделать на этом основании?

5. Проведите мини-социологическое исследование правосознания своего ближайшего окружения (по возрастным группам), задайте респондентам какие-либо вопросы по юридической тематике. Полученные данные обобщите и сделайте выводы в части характеристики правового сознания населения нашей страны.

На завершающем этапе семинарского занятия студенты презентуют комплексное проблемно-аналитическое задание по темам: «Воздействие Православия на формирование российской правовой культуры (теоретические и практические аспекты проблемы)», выполненное в ходе самостоятельной подготовки к занятию.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.