|
ТЕМА 27. Права человека, государство и право ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Формы занятий: – проблемная лекция (2 ч.); – семинар в форме эвристической беседы (2 ч.); – самостоятельная работа (4 ч.). Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: 1. Понятие прав человека, естественно-правовая и позитивистская концепции. Виды прав человека. Международные стандарты и национальное законодательство о правах человека. 2. Право и права человека, гуманистическое правопонимание. 3. Права человека как принципы взаимоотношений личности и государства. Права человека как ограничение государственного произвола. Нормативные источники: § Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Гуманитарная сфера и права человека. Сборник документов / сост. В. А. Корнилов и др. – М., 1992. § Конституция РФ. Ст. 2, глава 2. Дополнительная литература: Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С. С. Алексеев. – М.: Норма, 2002. – 752 с. – С. 509–532. (Гл. 15: Право человека) Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. – М.: Статут, 1999. – 712 с. – С. 608–662. (Гл. 5: Право человека) Алексеев С. С. Теория права / С. С. Алексеев. – М.: БЕК, 1994. – 220 с. – С. 71–78. Кененов А. А. Соотношение государства и права / А. А. Кененов // Проблемы теории государства и права / под ред М. Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2001. – 656 с. Колотова Н. В. Российское государство и право на рубеже тысячелетий (Всероссийская научная конференция) / Н. В. Колотова // Государство и право. – 2000. – № 7. – С. 5–14. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. – М.: Зерцало-М, 2002. – 279 с. (Гл. 5) Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности / Л. А. Морозова. – М.: Юрид. лит., 1998. – 254 с. – С. 160–181 (Гл. VI: Права человека в современной российской государственности) Права человека: учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева. – М.: Норма – Инфра-М, 1999. – 561 с. – С. 12–34, 173–276. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма – Инфра-М, 1999. – 552 с. – С. 217–233. (Разд. IV, гл. 2: Права человека: сущность, понятие, нормативная основа.) Саидов А. Х. Общепризнанные права человека / А. Х. Саидов. – М.: МЗ Пресс, 2002. – 267 с. Методическиерекомендации Подготовку к семинарскому занятию по теме «Правовое поведение» целесообразно начинать с повторения материала лекции по данной теме. При воспроизведении ее основных положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль за усвоением основных понятий и категорий, при помощи которых в науке описываются права человека как принципы взаимоотношений личности и государства. В подготовке к семинарскому занятию студентам предлагается подготовить исследовательский проект по теме «Естественные права и свободы человека и гражданина: проблемы правового регулирования и защиты». Задания и контрольные вопросы: 1. Заполните таблицу. Основные права человека и гражданина
2. В январе 1700 г. Петр Первый издает указ, в котором предписывает мужскому населению «на Москве и в городах, исключая духовенство и крестьянство, носить иноземное платье на манер венгерского». Последующие указы вводят ношение в России платья немецкого и французского образцов. В наши дни носят специальную форменную одежду служащие некоторых профессий (полицейские, прокуроры, работники железнодорожного, воздушного транспорта и т. д.). В общеобразовательной и профессиональной школе до недавнего времени была обязательна школьная форма для учащихся, сохраняется она и сейчас в некоторых из них. Как вы думаете, не является ли это нарушением права человека на индивидуальный облик? 3. Джим Мак Грегор Бернс, выступая с лекцией в Национальном архиве в 1985 г., посвященной двухсотлетию американской конституции, сказал: «Народ хотел бы создать такое правительство, которое было бы достаточно сильным, чтобы защищать свободу личности, но недостаточно сильным, чтобы стать угрозой для этой свободы». О каком типе государства шла речь? В чем его суть? ТЕМА 28. Государство и гражданское общество Формы занятий: – проблемная лекция (2 ч.); – семинар-дискуссия (2 ч.); – самостоятельная работа (6 ч.). Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: 1. Гражданское общество: понятие и этапы становления. Идеи, ценности и принципы гражданского общества. Гражданское общество как «третий» сектор. 2. Структуры гражданского общества и их возможности. 3. Государство и гражданское общество, соотношение понятий и явлений. 4. Гражданское общество в России: современное состояние и перспективы. Дополнительная литература: Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. – М.: ИМЭМО РАН, 1996. – 139 с. Гражданское общество и перспективы демократии в России. – М.: Российский научный фонд, 1994. – 79 с. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / отв. ред. Г. Н. Манов. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1991. – 119 с. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. – 2002. – № 2. – С. 12– 50. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. – М.: Едиториал УРСС, 1998. – 432 с. Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации / Ю. М. Резник. – М.: Союз, 1993. – 559 с. Черниловский З. М. Гражданское общество: опыт исследования / З. М. Черниловский // Советское государство и право. – 1992. – № 6. – С. 142– 151. Методические рекомендации Подготовку к семинарскому занятию по теме «Государство и гражданское общество» целесообразно, как и в предыдущих случаях, начинать с повторения материала лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы, акцент сделан на контроль над усвоением понятий и категорий, при помощи которых в современном научном знании (философии, социологии, политологии) описывается и объясняется гражданское общество и государство. Задания и контрольные вопросы: 1. Ответьте на следующие вопросы и сделайте выводы о соотношении гражданского общества и демократического государства (т. е. выводы о том, какое правление мы хотим): - что должно быть в начале: демократическое гражданское общество или демократическое государство? - откуда исходит наиболее серьезная угроза гражданскому обществу: от государства или отдельных лиц? - должны ли мы доверять правительству? - какие организации и структуры наиболее благоприятны для гражданского общества и демократического государства, а какие наиболее разрушительны для них? - каков наиболее эффективный путь для выражения собственного мнения и позиции? 2. Сегодня гражданское общество в развитых странах в отличие от классических образцов существенно изменилось, ему стали свойственны новые черты: безличность, «массовизация», формализация связей между людьми и т. д. Проведите сопоставительный анализ черт классического понятия гражданского общества и современного гражданского общества. 3. В противоположность понятию «гражданское общество» появился термин «негражданское» или «псевдогражданское» общество. Какой смысл в него вложен? 4. В литературе высказана точка зрения о том, что термин «гражданское общество» — это абстрактная конструкция, не имеющая место в реальности, поскольку государство со времен распада общинного строя неотъемлемая часть общества в целом и в современном мире не существует отдельного от государства гражданского общества и наоборот (подробнее см.: Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии» // Государство и право.– 2002. – № 1. – С. 49–50). Вы согласны с такой позицией? Почему? 5. В мае 2011 года В. В. Путин объявил о создании Народного фронта. По данным электронных СМИ на 06.06.2011 в него вступило 27 общественных организаций и были открыты возможности для вступления физических лиц посредством регистрации на сайте В. В. Путина. Г. А. Зюганов объявил о создании альтернативного народного фронта. Как вы оцениваете факт создания подобный массовых политических объединений с точки зрения зрелости гражданского общества в России?
Вопросы для самоконтроля
1. Теория государства и права как наука, ее объект, предмет и метод. 2. Место и роль теории государства и права в системе юридических и общественных наук. 3. Концепции происхождения и ранние формы государства и права. 4. Типология государства и права. 5. Право в соционормативной системе общества. 6. Сущность и функции права. Ценность права. 7. Понятие и признаки правовой нормы, ее соотношение с иными социальными нормами и индивидуальными правовыми предписаниями. 8. Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и текста нормативного акта. Способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов 9. Понятие и система источников (форм) права, их характеристика. 10. Источники (формы) права в Российской Федерации, их особенности. 11. Судебный прецедент, судебное решение и судебная практика. Природа и юридическая сила судебных актов в Российской Федерации. 12. Понятие и система нормативно-правовых актов в Российской Федерации. 13. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона. Прямое действие Конституции РФ. 14. Понятие, виды, функции и значение принципов права. Принципы права как ценность. 15. Правотворчество и правообразование, понятие и соотношение. 16. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации, их особенности. 17. Законотворческий процесс в Российской Федерации, его стадии. 18. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации. 19. Понятие и признаки юридического документа. Виды юридических документов. 20. Юридическая техника и юридический язык: понятие, содержание и особенности. 21. Юридическая конструкция. Правовые аксиомы, правовые презумпции, правовые фикции, правовые символы. 22. Систематизация законодательства: понятие и способы. 23. Понятие системы права, характеристика ее основных показателей. Система права и система законодательства, их соотношение. Классификатор правовых актов. 24. Понятие отрасли права, ее признаки. Типология отраслей права в Российской Федерации. 25. Система права и система законодательства, их соотношение. Классификатор правовых актов. 26. Частное и публичное право, критерии разделения. 27. Материальное и процессуальное право: понятие и содержание. 28. Национальное (внутригосударственное) и международное право, их взаимозависимость. 29. Понятие, признаки и виды правоотношений, их отличие от иных общественных отношений. 30. Фактическое и юридическое содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности. 31. Субъекты правоотношений. Индивидуальные и коллективные субъекты, государство как субъект правоотношений. Понятие физического и юридического лица. 32. Понятие, виды и функции юридических фактов. Фактический состав. 33. Понятие действия и реализации права. Формы реализации права. 34. Правоприменение: принципы, виды и стадии, отличие от иных форм реализации права. Правоприменительные акты. 35. Понятие и причины пробелов в праве. Способы их устранения и преодоления. Аналогии. 36. Юридические коллизии, понятие, процедуры и правила разрешения. 37. Понятие, формы, субъекты и принципы толкования права. Интерпретационные акты. 38. Понятие, виды и юридическая сила официального и неофициального толкования. 39. Особенности и виды толкования права по объему и способам. 40. Понятие, структура и функции юридической практики. 41. Правовое поведение: понятие, признаки и виды. 42. Правомерное поведение: признаки, юридический состав, виды. 43. Понятие, признаки и виды правонарушений, их характеристика. 44. Юридический состав правонарушения, его структура и значение. Соотношений понятий «правонарушение» и «состав правонарушения». 45. Понятие, признаки и принципы юридической ответственности. 46. Виды юридической ответственности, их особенности. 47. Понятие правового регулирования, его отличие от правового воздействия. Структура механизма правового регулирования, его эффективность. 48. Стимулы, ограничения, льготы, поощрения, заслуги и наказания в механизме правового регулирования. Правовые режимы. 49. Право, законность и правопорядок, соотношение понятий. 50. Понятие правосознания, его структура, функции, виды. 51. Понятие правовой культуры: структура, уровни и виды. Формирование правовой культуры. 52. Правовой нигилизм в России, причины и формы проявления, пути преодоления. 53. Понятие и типология правовых систем (семей). Правовая карта мира. 54. Особенности западного права и западных правовых традиций. 55. Континентально-европейское право (романо-германская семья), ее черты. 56. Особенности современной российской правовой системы. 57. Англо-американское общее право, его отличия. 58. Традиционные и религиозные правовые семьи, их специфика в современный период. 59. Классические учения о сущности права. 60. Правопонимание в советский период и в современной России. 61. Понятие, социальное назначение и признаки государства. Закономерности и тенденции развития современного государства. 62. Понятие и элементы формы государства, их характеристика. 63. Формы государственного правления: типичные и новые. 64. Формы государственно-территориального устройства. Отличие федерации от конфедерации и международного объединения. 65. Государственно-правовой режим, его виды и роль в политическом режиме гражданского общества. 66. Понятие и классификация функций государства. Функции современного Российского государства. 67. Механизм (аппарат) государственной власти, его организационные структуры. Государственная служба. 68. Государство в политической системе общества, его роль и связи с субъектами политической системы. 69. Государство и гражданское общество в их соотношении. 70. Государство и право: самостоятельность и взаимосвязь. 71. Правовое, демократическое и социальное государство, его социальная ценность. 72. Право, права человека и государство.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ КУРСА Предлагаемые в данном разделе УМКД тестовые задания предназначены для того, чтобы сориентировать студентов на самопроверку полученных знаний, уровня и качества усвоения категориального аппарата как конкретных тем, так и курса в целом. Тестовые задания сгруппированы по темам, которые соответствуют содержательным линиям самого курса «Теория государства и права». В данном разделе представлены задания: - с выбором ответа (содержащие предметный вопрос и предлагающие ответы на него, один из которых правильный, предлагающие для анализа различные суждения по определенной проблеме и требующие определить истинность); - с кратким ответом (требующие восполнить пробел, вставить пропущенное слово в предложенной фразе, установить соответствующие позиции, задания, требующие выбора нескольких правильных ответов из предложенного неупорядоченного перечня); - со свободным развернутым ответом (на перечисление признаков, характеристик, задания-задачи на применение знаний в конкретных ситуациях). Тестовые задания охватывают содержание большинства тем курса «Теория государства и права». Для успешного выполнения тестовых заданий студенту рекомендуется предварительно воспользоваться материалом, представленным учебными пособиями (см. рекомендуемую литературу), лекций, индивидуальных и семинарский занятий. Это поможет при выполнении тестовых заданий конкретной темы уяснить: - содержание научного понятия; - его видовые и родовые признаки; - связи с иными понятиями и категориями.
тесты Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|