|
Предпочтение при выборе плит необходимо давать плитам железобетонным ребристым для покрытия производственных зданий ПГ.Длины балок 6000, 8000, 9000, 12000, 18000 [ГОСТ 20372-90] фермы 12000, 18000, 24000 [ГОСТ 20213-89] Форма и основные размеры плит [21] Таблица 42
2.3.2. Объемно-планировочные решения зданий предприятий автосервиса В основе объемно-планировочного решения зданий предприятий автосервиса лежат схема производственного (технологического) процесса, состав помещений, природно-климатические условия и рельеф местности, необходимость обеспечения требований унификации строительных конструкций и основных параметров проектируемых зданий и сооружений, а также противопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам. В проектной и строительной практике, как правило, стремятся пользоваться методом типизации зданий и унификации объемно-планировочных параметров и конструктивных элементов на основе единой модульной системы. Опыт показывает, что для зданий предприятий автосервиса рекомендуется применять сборные железобетонные конструкции (сетка колонн: для зон ТО и Р - 6х9, 6х18, 6x24, 12x18, 12x24 м; для административно-бытовых помещений - 6х6, 12х12 м). В качестве опорных конструкций применяют железобетонные колонны с размерами в сечении 400х400 мм, 500x500 мм и 500х600 мм в зависимости от их пролета, шага и высоты помещения. Для конструкций перекрытий целесообразно использовать сборные железобетонные балки пролетом 12 м; строительные фермы - 18, 24, 30 м; крупнопанельные железобетонные и керамзитобетонные плиты покрытий сечением 3x6 и 1,5x6 м. Для стен зданий применяются бетонные и железобетонные панели с утеплителем толщиной 25 см, высотой 0,8; 1,2; 1,8 м и шириной 6 м. При отсутствии таких панелей следует применять кирпичную кладку. Толщина кирпичных стен в зависимости от климатических условий равна 38; 51 или 64 см. Внутренние перегородки могут быть кирпичными или гипсовыми, толщиной 10 и 12,5 см, а также из металлической сетки. Перегородки, как правило, устанавливаются по колоннам. Унифицированные здания из легких металлических конструкций (модули) получили широкое применение в проектировании и строительстве предприятий автомобильного транспорта. Они представляют собой сборные металлические конструкции, изготовляемые на заводах металлоконструкций и поставляемые в комплекте. В зависимости от заказа модули могут поставляться с легкими утепленными стеновыми панелями, оконными переплетами, воротами и элементами покрытия и т.д. Российские заводы выпускают несколько типов модульных конструкций, отличающихся между собой размерами, используемым металлопрокатом, назначением и эксплуатационными характеристиками. Использование металлических модульных конструкций позволяет значительно сократить затраты и сроки строительства по сравнению с использованием железобетонных конструкций. Выбор конструктивной схемы здания осуществляется с учетом расчетных площадей отдельных производственных и складских помещений и общей площади производственного корпуса, габаритных размеров зон ТО и Р и участков. Выбирается и обозначается сетка колонн, включающая шаг колонн и ширину пролетов. Шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях - расстояние между разбивочными осями здания в продольном направлении - принимается кратным 6 м и может быть 6 или 12 м. Размеры пролетов - расстояние между разбивочными осями здания в поперечном направлении - принимаются кратными 3 м и могут быть 3; 6; 9; 12; 15; 18; 21; 24; 27; 30 м. Выбирается с учетом стандартных размеров ферм, балок, ригелей и плит (раздел 2.4). Длину балок и ферм более 24 м принимать при наличии технологической необходимости. Примеры компоновки производственного корпуса крупных СТО представлен на рис. 7. Рис. 7. Схемы конструкций производственных зданий АТП и СТО Примечание: для целей курсового проектирования необходимо выбирать исключительно соответствующие ГОСТ (табл. 42) размеры плит, ферм, балок и ригелей для перекрытий, определяющих сетку колонн. При дипломном проектировании при наличии технико-экономического обоснования допускается выбирать другую сетку колонн. После выбора конструктивной схемы здания разрабатывают компоновку производственно-складских помещений. Здания автотранспортных предприятий в большинстве случаев принимаются прямоугольной конфигурации в плане с параллельно расположенными пролетами. Допускается по технологическим требованиям и при соответствующем технико-экономическом обосновании проектировать здания с пролетами разной ширины и во взаимно перпендикулярных направлениях, с разными шагами колонн (6 и 12 м) в крайних рядах и с перепадами высот. В пролетах с меньшими размерами и высотой рекомендуется размещать производственные цеха и участки, а в больших по ширине и высоте - посты обслуживания и ремонта автомобилей. Общая длина пролета должна быть кратной шагу колонн. Если длина пролета оказалась некратной шагу колонн, то вносят необходимую поправку в компоновочный план предприятия, увеличивая или уменьшая размеры подразделений, расположенных вдоль оси пролета. Этажность здания определяется с учетом технологической и экономической целесообразности, технологии производства, архитектурных требований к строящемуся объекту, потребности в производственных площадях и дефицита земельного участка. В технологическом отношении наиболее удобной является одноэтажная застройка участка. Среди предприятий автомобильного транспорта в многоэтажном исполнении наиболее часто встречаются автостоянки. Высоту помещений (расстояние от пола до низа конструкций покрытия, перекрытия или подвесного оборудования) принимают исходя из требований технологического процесса, размещения подъемно-транспортного и транспортирующего оборудования и унификации строительных конструкций зданий. Высота до низа несущих конструкций производственных зданий зависит и от выбираемого типа колонн и может быть: 3,6; 4,2; 4,8; 6; 7,2; 8,4 м. Высота многоэтажных производственных зданий принимается 3,6 или 4,8 м, для одноэтажных предприятий автомобильного транспорта, как правило, - 3,6 м. При окончательном выборе ширины, высоты и длины пролета следует руководствоваться такими соображениями, что, независимо от характера технологических процессов, на каждого работающего в здании должно быть не менее 4,5 м2 производственной площади и не менее 15 м3 объема здания. Ворота здания должны предусматриваться с учетом габаритов наиболее крупных транспортных средств с грузом, проезжающих через ворота. Количество ворот в зданиях для ТО и Р автомобилей, для хранения автомобилей, а также для въезда (выезда) автомобилей в помещения, зависит от числа автомобилей в помещении: до 25 автомобилей - одни ворота, от 26 до 100 - двое, а при более 100 автомобилях - одни дополнительные ворота на каждые 100 автомобилей. Размеры ворот должны превышать габаритные размеры этих транспортных средств по высоте и по ширине. Высота их должна превышать наибольшую высоту подвижного состава любой категории не менее чем на 0,2 м, а ширина - ширину подвижного состава: при проезде перпендикулярно плоскости ворот автомобилей I категории - на 0,7 м, II и III категории - 0,9, IV категории - на 1,2 м. По конструкции ворота могут быть могут быть распашные, раздвижные или подъемные. Кроме приведенных характеристик, размеры модулей, собираемых из облегченных металлических конструкций, для зданий и сооружений автотранспортных предприятий могут быть следующими: 30x30 или 36x36 (в плане), 18x18 или 24x24 (в опорной части). В качестве материала колонн и (или) пространственных конструкций могут служить трубы и другие прокатные профили. Высота собираемых зданий до низа конструкции: 4,8; 6,0; 7,2; 8,4 м. 2.3.3. Планировочно - технологические решения зданий предприятий автосервиса Технологическая взаимосвязь производственных цехов, участков и зон При выборе расположения административных и коммерческих помещений следует соблюдать функциональную связь: сервисное бюро – магазин - касса. Это удобно для клиентов и персонала предприятия. Административно-коммерческая зона планируется так, чтобы из нее клиент не имел свободного доступа в производственную часть здания, кроме постов приемки-выдачи автомобилей. Посты приемки-выдачи с сервисным бюро являются связующим звеном между административными помещениями и производственными участками станции. На всех постах, независимо от их назначения, условно изображаются автомобиле-места соответственно габаритам автомобилей. Компоновка постов СТО может быть следующей.
При проектировании и строительстве предприятий автосервиса целесообразно использовать проекты повторного применения, которые разработаны в большом количестве для предприятий различных типов и мощности, и в которых осуществлена унификация конструкторских и объемно-планировочных решений зданий. Использование типовых проектов позволяет значительно сократить сроки проектирования и удешевить строительство предприятия. Типовой проект выбирается с учетом параметров технологического расчета и особенностей региона (сейсмичность, климатические условия и др.). Выбранный типовой проект "привязывается" к местности. По данным инженерных изысканий рассчитываются фундаменты, определяются места подключения и проектируются внутрипроизводственные коммуникации. При проектировании производственного корпуса, зон, цехов и участков необходимо учитывать необходимые расстояния для возможности заезда-выезда на пост и работы на посту ремонтного рабочего. Для определения ширины проезда в зонах ТО и ТР применяются следующие методы: § аналитический; § экспериментальный; § графический. Наиболее широко применяется графический метод. Метод предусматривает рассмотрение четырех положений автомобиля в процессе его съезда с поста (заезда на пост). Положение I соответствует начальной стадии построения. Положение II определяется тем, что автомобиль передвигается вдоль оси поста до момента, пока его передняя ось не совпадет с торцом а-а канавы (платформенного подъемника). В этом положении через заднюю ось проводят прямую и на ней откладывают внутренний габаритный радиус R2, определяя тем самым положение центра поворота О2. Положение III определяется движением автомобиля задним ходом из положения II с предельно допустимым поворотом передних колес. Для определения положения III параллельно прямой 1-1, проведенной через наиболее выступающие точки контуров автомобилей, на расстоянии Z проводят прямую 2-2. Ширина полосы Z является нормируемой зоной безопасности, в пределы которой автомобиль не должен заезжать при маневрировании в процессе установки на пост или выезда с поста. (Для автомобилей длиной до 8 м. внешняя защитная зона должна быть не менее 0,8 м., а для автомобилей длиной более 8 м. – не менее 1,0 м.). Из точки О2 радиусом R3 проводят траекторию движения наружной точки автомобиля б до пересечения с прямой 2-2, получая точку «с». Затем из точки «с» проводят дугу радиусом R1. Далее из центра О2 радиусом 2R2+В (где В-габаритная ширина автомобиля) проводят дугу до пересечения её с дугой радиуса R1 в точке О3. Соединяя точки О2 и О3, определяют новое положение задней оси и соответственно самого автомобиля после его движения из положения II в положение III. Очевидно что для движения вдоль оси проезду автомобилю необходимо сделать поворот относительно центра О3 в сторону, противоположную предыдущему движению (положению IV). Отложив от вершины d габаритного прямоугольника автомобиля (положение III) нормируемую ширину Z внешней защитной зоны, проводят прямые 3-3 и 4-4 параллельно прямой 2-2. Расстояние между прямыми 1-1 и 4-4 определяют искомую ширину проезда S в метрах. При установке автомобиля на двухстоечные или одно-двух плунжерные гидравлические подъемники графическое построение при определении ширины проезда аналогично показанному на рис. 8 за тем исключением, что положение II соответствует моменту, когда передний габарит автомобиля вышел за стойки на величину r (табл. 43). Для двухстоечных подъемников это позволит начать манёвр поворота не задев стойки. Для вмонтированных в пол гидравлических подъемников это необходимо для удобства постановки автомобиля на пост.
Рис. 8. Графическое определение ширины проезда при тупиковых постах, оборудованных канавами (платформенными подъёмниками) Таблица 43 Габариты приближения подвижного состава друг к другу и к элементам строительных конструкций зданий и оборудованию при маневрировании подвижного состава.
Другим методом определение ширины проезда – принятие данных из табл. 44 [ОНТП] Таблица 44 Габариты приближения подвижного состава друг к другу и к элементам строительных конструкций зданий и оборудованию при маневрировании подвижного состава.
Примечание. 1. Ширина внутренних проездов определена из условия въезда подвижного состава на рабочие посты передним ходом. 2. Для нормативов, приведенных дробью, в числителе указана ширина проезда, при условии выезда задним ходом; в знаменателе - при выезде передним ходом. 3. Для канавных постов ширина внутренних проездов определена из условия длины рабочей части канавы, равной габаритной длине подвижного состава. 4. Дополнительный маневр подвижного состава предусматривает применение одного заднего хода при въезде на рабочие посты и выезде с них. 5. Ширину внутренних проездов для рабочих постов, оборудованных четырех, шестистоечными подъемниками, следует принимать по нормативам, приведенным для канавных постов, для рабочих постов, оборудованных передвижными стойками, одно- двухплунжерными гидравлическими подъёмниками, следует принимать по нормативам, указанным для напольных постов. Нормы размещения автомобилей на постах приведены в табл. 45. В табл. 47 приведены определение категорий подвижного состава. Таблица 45 Расстояния между подвижным составом, элементами строительных конструкций зданий и сооружений в помещении и на открытых площадках
Примечания. 1. Нормы расстояний, указанные в таблице, для автомобиле-мест хранения и ожидания на открытых площадках следует увеличивать для одиночных автомобилей на 0,1 м; для автопоездов и сочлененных автобусов - на 0,2 м. 2. Посты ТО и ТР и автомобиле-места хранения, указанные на эскизах 1, 3, 6 таблицы допускается размещать под утлом к оси внутреннего проезда. 3. Хранение прицепов и полуприцепов допускается отцепленными от автомобилей и седельных тягачей. 4. Для хранения автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается увеличение расстояний между продольными сторонами автомобилей до 0,6 - 0,7 м.
Нормы размещения оборудования на участках, зонах и постах приведены в табл. 35. Таблица 46 Высота помещений постов ТО и ТР, хранения подвижного состава до низа выступающих строительных конструкций
Примечания. 1. В таблице указана высота помещения для каждого типа подвижного состава с учетом применения подъемно-транспортного оборудования номинальной грузоподъемности, необходимой для перемещения наиболее тяжелого агрегата, узла. 2. При оборудовании рабочих постов локальными подъемно-транспортными средствами (монорельс с электроталью, кран консольный поворотный), а также при применении передвижного напольного подъемно-транспортного оборудования (электроавтопогрузчики, ручные краны) высота помещения должна учитывать габаритные размеры и высоту подъема применяемого оборудования. 3. При обслуживании и ремонте смешанного парка подвижного состава допускается установление высоты помещения с учетом подъема кузова автомобилей-самосвалов в межферменном пространстве с гарантированным предохранением строительных конструкций от повреждения. 4. Высота помещений для автомобилей-самосвалов определена по габариту поднятого кузова для напольных постов. 5. Высота помещения для хранения подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций и до низа подвесного оборудования и коммуникаций должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого подвижного состава, но не менее 2 м. 6. Высоту помещений постов ЕО следует принимать с учетом габаритных размеров моечного и другого оборудования комплекса ЕО. Таблица 47 Категорирование подвижного состава в зависимости от габаритных размеров
Примечания. 1. Для автомобилей и автобусов с размерами длины и ширины, отличающимися от размеров, приведенных в таблице, категория определяется по наибольшему размеру. 2. Категория автопоездов определяется по габаритным размерам автомобилей-тягачей. 3. Сочлененные автобусы относятся к III категории автомобилей. На компоновочном плане производственного корпуса указываются: § габаритные размеры здания, § размеры шага колонн и пролетов, § координатная сетка по колоннам для привязки производственных подразделений, § производственные, бытовые и складские помещения с условным изображением стен и перегородок, дверных и оконных проемов, колонн, § основного технологического оборудования: напольных подъемников и подъемно-транспортного оборудования с указанием их грузоподъемности, § оборудование специализированных постов (диагностирования, замены агрегатов, окраски и сушки автомобилей), § ширина проездов и ворот, § поперечный разрез здания для указания плана перекрытий и высоты помещения. В правой части чертежа генерального плана необходимо указать: § экспликацию помещений, по форме Приложения Г;
Характеристика помещений по пожаро- и взрывоопасности устанавливается в соответствии с Правилами пожарной безопасности. Категории помещений представлены в табл. 48, 49. Таблица 48 Категории помещений по взрывопожароопасности
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|