Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕЦИЯ 3. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ





Содержание образования представлено в обязательных элементах обучения - в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т.п.

Учебник выполняет две основные функции:

1) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучающихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование обучающихся.

Учебник является своеобразной комплексной информационной моделью образовательного процесса. Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражения такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа.

Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Если рассматривать учебник в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса. Например, первый параграф вызывает мотивацию деятельности учащихся, обозначает концепт темы; второй помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; третий спланировать свою индивидуальную программу по теме; следующие несколько параграфов – последовательно раскрывают основные вопросы темы; завершающие параграфы – позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты.

В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. Начиная с 1970-х г. в стране создаются учебно-методические комплексы – открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методические пособия для студентов, видеокассета, CD-Rom, и т.п.

С начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету. Только в 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в различных образовательных учреждениях свыше 1500 учебников.

 

Структура учебника. Основными компонентами содержания учебника являются:

· информативная;

· репродуктивная;

· творческая;

· эмоционально-ценностная.

Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:

Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.

Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.

Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на:

· основной,

· дополнительный,

· пояснительный.

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:

1) теоретико-познавательный:

- основные термины;

- ключевые понятия и их определение;

- основные факты, явления, процессы, события;

- опыты;

- описание основных законов, теорий, ведущих идей;

- выводы и т.п.

2) инструментально-практический:

- характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;

- описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;

- составления набора задач, опытов, самостоятельных работ;

- обзоры, разделы, символизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает:

- документы;

- хрестоматийный материал;

- обращение к читателям;

- биографические и народоведческие сведения;

- статистические сведения;

- справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительныйтекст включает:

- предметные введения к учебнику, разделам, главам;

- примечания, разъяснения;

- словари;

- алфавиты;

- определители;

- пояснения к картам, схемам, диаграммам;

- указатели.

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстрационный материал, аппарат ориентировки:

1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;

2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации;

3) аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

 

Методика работы с учебником.

Чтобы работа с учебником была эффективной, учитываются следующие дидактические условия:

1) Важно научить учащихся анализировать и структуризировать содержание текста учебника, выделять в нем главное, чем заучивать его наизусть.

2) Учебник – не только текст. Эффективна работа с другими его элементами (рассказ по картинке, объяснение таблицы, анализ графиков, ответы на вопросы и т.п.).

3) Необходимо применение активных методов и приемов работы с учебником (составление своих вопросов к тексту учебника, изображение рисунков-концептов по материалам глав, конкурсы типа «Найди в учебнике»).

4) Одним из важнейших приемов работы с учебником – выделение главного. Эта работа требует от учащегося анализа внутренней логики текста, выделение его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала.

Выделяют следующие виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте:

· подбор эпиграфов и заглавий к тексту;

· составление планов, тезисов, конспекта;

· создание знаковых моделей, схем,

· конструирование выводов и обобщений.

В методической литературе описаны и такие типы упражнений по работе с учебником:

подготовительные – для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовке к изучению нового материала;

диагностирующие – для определения уровня знаний с помощью вопросов и заданий из учебника;

обучающие – формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием;

творческие – по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов;

рефлексивные – направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника;

праксиологические – учат применять знания и приемы работы в различных ситуациях;

контрольные – для проверки уровня знаний и освоенных способов работы.

Внимание учащихся привлекают и неординарные формы работы с учебником типа: «Найди в учебнике ошибку», «С чем я не согласен», «Рецензия на учебник», «Сравнение одной формулировки в двух разных учебниках», «Моя обложка к учебнику», «Мой учебник», «Как сделать открытия», «Веб-учебник в сети Интернет» и т.п.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.