|
I. Индикаторы, характеризующие туристский спрос.Данный блок показателей является важнейшим, так как именно здесь приводятся статистические данные, представляющие собой, с одной стороны, результат деятельности туристского бизнеса в городе – потоки въездного и выездного туризма, а, с другой стороны – показатели, характеризующие потребителей туристского продукта (услуг, работ), предлагаемого предпринимательскими структурами туристского бизнеса в крупном городе (рис. 12). Общие индикаторы туристского спроса. На основе этих показателей производится первичная количественная оценка объема туристского спроса – интенсивность въездных и выездных туристских потоков, использующих разные виды транспорта для прибытия и убытия из крупного города как туристской дестинации. Показатели, приводимые в данном разделе, рассчитываются на основе существующих форм государственного статистического наблюдения по секторам туристкой индустрии, а также в соответствии с Приказом Федерального агентства по туризму от 18 июля 2007 года № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации». К важнейшим относятся: 1. Количество иностранных граждан, посетивших Санкт-Петербург, по целям поездки, всего, чел.: o служебная o туризм o частная o постоянное место жительства o транзит o обслуживающий персонал транспортных средств в том числе: - страны вне СНГ: o служебная o туризм o частная o постоянное место жительства o транзит o обслуживающий персонал транспортных средств - страны СНГ: o служебная o туризм o частная o постоянное место жительства o транзит o обслуживающий персонал транспортных средств 2. Количество иностранных граждан, посетивших Санкт-Петербург, по видам транспорта, всего, чел.: o автомобильный o железнодорожный o воздушный o водный o пешком в том числе: - страны вне СНГ o автомобильный o железнодорожный
Рис. 12. Блок-схема перечня индикаторов, характеризующих туристский спрос o воздушный o водный o пешком - страны СНГ o автомобильный o железнодорожный o воздушный o водный o пешком 3. Число ночевок – всего в том числе граждан: - России - государств - участников СНГ - стран вне СНГ 4. Численность размещенных лиц, чел. – всего в том числе граждан: - России - государств - участников СНГ - стран вне СНГ 5. Распределение численности размещенных лиц по целям поездок, чел, - всего: o досуг, рекреация, отдых o деловые и профессиональные o лечение и профилактика o паломничество o Прочие 6. Распределение численности размещенных лиц по продолжительности пребывания, ночевок – всего: o 1-3 ночевки o 4-7 ночевок o 8-14 ночевок o 15-28 ночевок o 29-91 ночевок o 92-182 ночевок o 183 и более ночевок 7. Количество выехавших российских граждан за пределы крупного города, чел, всего. Показатели, характеризующие посетителей туристской дестинации. Данная группа показателей представляет собой одну из важнейших и должна включать в себя следующие разделы. Социально-демографические индикаторы. Данные показатели характеризует туристские потоки с точки зрения их структурно-количественной характеристики. Выделение отдельных социально-демографических групп в составе туристских потоков позволяет в дальнейшем в процессе анализа других показателей осуществить, во-первых, оценку объема и направленности туристского спроса различных категорий туристов, а, во-вторых, выбор целевой группы для существующих и разрабатываемых туристских продуктов. При этом следует иметь в виду тот факт, что именно потребители формируют спрос на туристские услуги. Поэтому особое место в процессе мониторинга должен занимать анализ поведения потребителей. Как правило, социально-демографическая характеристика включает в себя анализ следующих показателей: · Пол посетителя (местного жителя) · Возраст посетителя (местного жителя) · Индивидуальная занятость посетителя (местного жителя) · Численность домохозяйства посетителя (местного жителя) · Число детей до 18 лет · Общий доход на одного члена домохозяйство посетителя (местного жителя) в месяц · Постоянное место жительства посетителя · Число людей, прибывших совместно с посетителем совершить визит (число членов семьи местного жителя, собирающихся принять участие в путешествии). Социально-географические индикаторы. Совокупность показателей позволяет дать оценку перемещениям посетителей во время визита, а также определить первостепенность (или второстепенность) роли крупного города (например, Санкт-Петербурга) в процессе путешествия. К ним, по нашему мнению следует отнести: · Места (пункты), посещаемые во время визита · Приоритетное место посещения во время визита · Общая продолжительность визита, дней · Продолжительность пребывания в городе (Санкт-Петербурге), дней · Места проживания в Санкт-Петербурге во время визита Социально-психологические индикаторы. Изучение данного раздела индикаторов представляется наиболее трудоемким, так как осуществляется путем специально организуемых социологических обследований. Причем, следует отметить, что в целях получения достоверной информации необходимо проводить соответствующие исследования достаточно регулярно. Так, например, уже упоминаемый ранее Приказ Федерального агентства по туризму от 18 июля 2007 года № 69 рекомендует осуществлять подобные обследования не реже 1(одного) раза в три года. Одна из главных целейподобных исследований состоит в выявлении структуры мотивации визита посетителей в соответствующую туристскую дестинацию. Именно эти индикаторы позволяют, например, определить перспективные направления формирования и позиционирования туристского продукта дестинации на российском и международном туристских рынках. Как показывает практика проводимых исследований, к важнейшим показателям данного блока можно отнести следующие: · Основная цель визита · Основные предметы туристского интереса во время визита · Предыдущие визиты в город и их количество, ед. · Частота туристских визитов в течение последних трех лет · Причины повторного визита · Намерение посетить город в будущем · Объекты туристского спроса, которые были осмотрены в процессе пребывания в городе · Уровень удовлетворенности туристским продуктом города · Возникшие затруднения в процессе визита в город · Причины дискомфорта · Источник наибольшего удовлетворения, полученного в процессе визита Показатели, характеризующие местное население туристской дестинации как потребителей туристского продукта (потребность в путешествиях местного населения) Как показывает практика существующих статистических наблюдений и специальных социологических обследований данная группа показателей практически не исследуется в процессе изучения туристского рынка дестинации. Это связано с тем, что распространено мнение [48, C. 127] о том, что основной доход в бюджет соответствующего административно-территориального образования, в том числе и крупного города, приносят не те туристские фирмы, которые формируют и реализуют туристский продукт потребителям, а предприятия инфраструктуры региона, обслуживающие туристов (транспорт, гостиницы, рестораны и т.п.). Однако, если учитывать, что города представляют собой крупные генераторы туристских потоков, а также, что именно в них сосредоточено большое количество туристских компаний, специализирующихся на выездном туризме, то можно предположить, что налоговые поступления от их деятельности могут составлять значительные объемы. А с учетом мультипликативного эффекта в туризме (например, занятости населения, развития дополнительных услуг по организации туристской поездки) они могут быть увеличены несколько раз. Именно поэтому исследование выездного туристского потока, в том числе факторов, влияющих туристскую мотивацию, должны выступать обязательным разделом в процессе мониторинга туристского бизнеса в крупном городе. В процессе мониторинга спроса на туристские услуги необходимо дать характеристику следующих показателей: возраст, образование, социальная принадлежность, менталитет, доход, семейное положение, основной вид деятельности, продолжительность отпуска, здоровье, приоритетные географические направления и виды туризма, сезонность. II. Индикаторы, характеризующие туристское предложение (рис. 12) Показатели, характеризующие туристские ресурсы крупного города (мониторинг кадастра туристских ресурсов) Основу туристской деятельности составляют туристские ресурсы, которые подвержены изменениям в процессе потребления со стороны, как предпринимательских структур туристского бизнеса, так и со стороны посетителей туристской дестинации и ее местных жителей. Поэтому мониторинг туристских ресурсов является неотъемлемой составляющей процесса мониторинга туристского бизнеса в крупном городе. Кроме того, именно монито-
Рис. 12. Группы индикаторов, характеризующих туристское предложение ринг туристских ресурсов является одним из наиболее эффективных и комплексных методов оценки ресурсного потенциала территории, в том числе и в крупном городе. Создание туристского реестра крупного города и мониторинг туристских ресурсов является двуединой задачей. Поэтому, количество ресурсов и объектов хозяйствования, которое должно обследоваться в процессе мониторинга, должно быть примерно равно числу объектов, имеющихся в реестре, с отклонениями от этого числа в ту или другую сторону в зависимости от экономической и политической ситуации в стране и мире. Мониторинг туристских ресурсов является одним из наиболее эффективных и комплексных методов оценки ресурсного потенциала территории. Предлагаемый перечень показателей приведен в Приложении 2 [61]. Показатели, характеризующие предприятия туристского бизнеса крупного города. Турагенты и туроператоры. Предпринимательские структуры – турагенты и туроператоры – являются центральным звеном в туристском бизнесе. Именно они организовывают доведение туристского продукта до конечного потребителя – туриста и экскурсанта. Поэтому анализ их деятельности представляет собой важнейшую характеристику уровня развития туристского бизнеса в крупном городе как туристской дестинации. Так, например, такой показатель как «Объем реализации туристских услуг» одновременно отражает как объем удовлетворенного спроса – и в этом смысле этот показатель является социальным, так и объем выручки, полученной от реализации туристских услуг – и в этом смысле этот показатель характеризует экономический результат функционирования туристского рынка крупного города. Количественная оценка здесь осуществляется с учетом формы № 1 –турфирма (Сведения о деятельности туристской фирмы). К наиболее значимым показателям, характеризующим туристский бизнес в городе, должны быть отнесены следующие: 1. Количество турфирм в городе, всего, ед. в том числе: § специализирующихся только на въездном туризме, ед. § специализирующихся только на выездном туризме, ед., § специализирующихся и на том, и на другом виде туризма, ед. из них: Ø специализирующихся только на туроператорской деятельности, ед. Ø специализирующихся только на турагентской деятельности, ед. Ø специализирующихся и на той, и на другой деятельности, ед. 2. Реализовано путевок – всего, ед. из них непосредственно населению. ед.: в том числе: o гражданам России по территории России o гражданам России по зарубежным странам o иностранным гражданам по территории России 3. Число обслуженных туристов, чел. - всего в том числе по странам: o Российская Федерация o страны СНГ o Великобритания o Германия o Испания o Италия o Франция o Финляндия o ОАЭ o Турция o Китай o Египет o США, включая Гавайские острова o другие страны o комплексные туры 4. Число обслуженных однодневных (без ночевки в месте посещения) посетителей, чел. 5. Среднесписочная численность работников 6. Выручка (нетто) от оказания туристских услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб. - всего 7. Расходы, произведенные организацией на оказание туристских услуг – всего, руб. - всего 8. Средняя численность работников, включая внешних совместителей и работников несписочного состава 9. Прибыль (убыток) от оказания туристских услуг, руб. 10. Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, руб. 11. Количество туров (турпакетов), реализованных, ед. – всего в том числе: o на выезд o на въезд 12. Средняя стоимость турпакета, руб. в том числе: o на выезд o на въезд Коллективные средства размещения. Как известно важнейшим и, вместе с тем, лимитирующим элементом развития туристского бизнеса крупного города является гостиничное хозяйство которое, наряду с объектами питания, может приносить до 50 % всех доходов туристской отрасли города. Учитывая, что большинство современных средств размещения имеют собственные рестораны, кафе, бары, ведущая роль объектов размещения в туристском бизнесе города не вызывает сомнений. В связи с этим в системе мониторинга туристского бизнеса и его инфраструктуры исследование рынка предложений со стороны средств размещения должно включать следующий перечень показателей (формы №1-КСР и № 1 – гостиница (краткая)): 1. Количество коллективных средств размещения, ед. 2. Количество гостиниц и аналогичных средств размещения, ед. 3. Единовременная вместимость – количество койко-мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс. койко-мест 4. Средний коэффициент загрузки КСР, % 5. Среднесписочная численность работников, чел. 6. Средняя численность работников, включая внешних совместителей и работников несписочного состава, чел. 7. Доходы от предоставляемых услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей), руб. – всего 8. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, товаров), - всего 9. Прибыль (убыток -) от оказания туристских услуг, руб. 10. Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, руб. 11. Количество ночевок посетителей в гостиницах и аналогичных средствах размещения Санкт-Петербурга 12. Средняя стоимость ночевки, руб. Предприятия общественного питания. Представляет собойхарактеристику предпринимательских структур питания, которые играют важную роль на рынке предложений туристского бизнеса в крупном городе. К сожалению, мониторинг данной сферы рассматривается в Приказе Федерального агентства по туризму от 18 июля 2007 года № 69 только в разделе, касающемся расходов туристов в туристской дестинацией. Однако состояние и развитие данного вида деятельности туристского бизнеса представляет собой один из важнейших факторов оценки степени удовлетворенности потребностей посетителей – туристов и экскурсантов - крупного города. Главная проблема здесь – учет именно посетителей города, а не всего потока клиентов. Базовой формой статистической отчетности здесь должна быть форма № 1 – общепит (тур). Поэтому, по нашему мнению, необходимо осуществлять мониторинг развития данного вида бизнеса в соответствии со следующим перечнем показателей: 1. Количество предприятий общественного питания, ед., всего, в том числе: - рестораны - кафе - бары - другие объекты питания 2. Количество мест, ед., всего том числе: - рестораны - кафе - бары - другие объекты питания 3. Среднегодовая загрузка, % том числе: - рестораны - кафе - бары - другие объекты питания 4. Количество посетителей, тыс. чел. - всего в т.ч. туристов 5. Средние расходы одного посетителя, руб. 6. Обеспеченность временного населения местами в предприятиях общественного питания, мест на 1000 чел. временного населения Учреждения культуры и досуга. В данном разделе необходимо осуществить процесс мониторинга деятельности учреждений и предпринимательских структур одного из важнейших видов туристского бизнеса в крупном городе. Как известно, городские туристские дестинации привлекают туристов, в первую очередь, именно разнообразием культурно-развлекательных предложений. Поэтому мониторинг данной сферы туристского бизнеса является ключевым в процессе выявления факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность крупного города как туристской дестинации не только на российском, а и на международном туристских рынках. Культурно-досуговый комплекс крупного города можно условно подразделить на культурно-познавательный и зрелищно-развлекательный. Мониторинг культурно-познавательного комплекса должен включать в себя не только количественные показатели оценки деятельности учреждений музейного сектора города (форма № 8 –НК «Сведения о деятельности музея»), а и качественные характеристики (например, рейтинг музеев города, оценка впечатления туристов от посещения музея). В процессе мониторинга зрелищно-развлекательного комплекса города необходимо также осуществить оценку как количественных показателей (количество объектов индустрии развлечений и спортивного назначения, их вместимость, загрузка, стоимость посещения и т.д.), а и оценить долю туристов и экскурсантов, пользующихся их услугами. Зрелищно-развлекательный комплекс: 1. Количество объектов индустрии развлечений, ед., всего в том числе: - ночные клубы (дансинг-холлы, дискотеки) - казино - боулинг-клубы - бильярдные клубы - другие центры развлечений 2. Количество мест на объектах индустрии развлечений, ед., всего в том числе: - ночные клубы - казино - дискотеки - бильярдные клубы - другие центры развлечений 3. Количество посетителей объектов индустрии развлечений, чел., всего в том числе: - туристов 4. Среднегодовая загрузка объектов индустрии развлечений, % 5. Количество объектов спортивного назначения, ед. всего в том числе: - стадионы - спортивные залы - плавательные бассейны - теннисные корты - фитнес-центры - горнолыжные комплексы - другие объекты 6. Количество мест (вместимость) объектов спортивного назначения, ед., всего в том числе: - Стадионы - Спортзалы - Бассейны - Фитнес-центры - Горнолыжные комплексы - Другие объекты 7. Средняя стоимость обслуживания 1(одного) посетителя, руб. 8. Количество посетителей объектов спортивного назначения, чел., всего в том числе: - туристов Культурно-познавательный комплекс: Музеи 1. Количество учреждений музейного сектора – музеев, памятников истории и культуры, всего, ед. в том числе входящие в список всемирного наследия, ед. 2. Число посещений, чел. – всего, в том числе: - отечественными туристами - зарубежными туристами - туристами из стран-членов СНГ 3. Средняя стоимость посещения, руб. Театры 4. Число профессиональных театров, ед., 5. Число посещений, всего, посещений в том числе: - отечественными туристами - зарубежными туристами - туристами из стран-членов СНГ 6. Средняя стоимость посещения, руб. 7. Число мест в театрах в расчете на минимальную единовременную численность временного населения, мест Кинотеатры 8. Число кинотеатров, ед. 9. Число посещений, всего, посещений в том числе: - отечественными туристами - зарубежными туристами - туристами из стран-членов СНГ 10. Обеспеченность временного населения местами в кинотеатрах, мест на 1000 чел. временного населения 11. Обеспеченность временного населения учреждениями культурно-досугового типа, мест на 1000 чел. временного населения Транспорт Данный раздел является одним из важнейших в процессе осуществления мониторинга туристского бизнеса в крупном городе. Именно на основе статистических данных, полученных здесь, возможно осуществить согласование показателей по въездному туристскому потоку со статистическими показателя, получаемые из формы № 1-КСР (а для Санкт-Петербурга – из пограничных пропускных пунктов Северо-Западного Регионального пограничного управления Федеральной службы безопасности). В рамках раздела необходимо осуществить мониторинг предприятий, связанных с перемещением туристов, к которым относятся: · транспортные предприятия общего профиля (занимающиеся общими пассажироперевозками) · специализированные (занимающиеся обслуживанием главным образом туристов): - авиапредприятия, - предприятия, занимающиеся морскими и речными пассажироперевозками (в т.ч. специализирующиеся на проведении круизов), - предприятия, занимающиеся водными внутригородскими пассажироперевозками (речные трамваи, такси), - предприятия, специализирующиеся на экскурсионно-прогулочной деятельности (катера и яхты). Приведем примерный перечень показателей, который, по нашему мнению, позволит осуществить мониторинг транспорта как части туристского бизнеса крупного города в полном объеме. Авиатранспорт 1. Количество самолетов, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, ед., в том числе: - международными авиарейсами, ед. - междугородными авиарейсами, ед. 2. Количество авиапассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, тыс. чел. в том числе: - международными авиарейсами, ед. - междугородными авиарейсами, ед. 3. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город авиатранспортом, % 4. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город авиатранспортом, % Железнодорожный транспорт 5. Количество поездов, ежегодно прибывающее в Санкт-Петербург, всего, ед. в том числе: - международным сообщением, ед. - междугородным сообщением, ед. 6. Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург железнодорожным транспортом, всего, тыс. чел. в том числе: - международным сообщением, ед. - междугородным сообщением, ед. 7. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город железнодорожным транспортом, % 8. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город железнодорожным транспортом, % 9. Доля туристов из стран-членов СНГ в общем количестве прибывающих в город железнодорожным транспортом, % Водный транспорт 10. Количество морских судов, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, ед. в том числе: - международным сообщением, ед. - междугородным сообщением, ед. 11. Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург морским транспортом, всего, тыс. чел. в том числе: - международным сообщением, тыс. чел. - междугородным сообщением, тыс. чел. 12. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город морским транспортом, % 13. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город морским транспортом, % 14. Из общего количества прибывающих морских судов - морские круизные суда, ед./ % 15. Из общего количества морских пассажиров - круизные пассажиры, тыс. чел./ % 16. Количество речных судов, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, ед., в том числе: - международным сообщением, ед. - междугородным сообщением, ед. 17. Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург речным транспортом, всего, тыс. чел. в том числе: - международным сообщением, тыс. чел. - междугородным сообщением, тыс.чел. 18. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город речным транспортом, % 19. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город речным транспортом, % 20. Из общего количества речных судов - речные круизные суда, ед. 21. Из общего количества пассажиров - круизные пассажиры, тыс. чел. Автомобильный транспорт 22. Количество автобусов, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, ед., в том числе: - международным сообщением, ед. - междугородным сообщением, ед. 23. Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург автобусами, всего, тыс. чел., в том числе: - международным сообщением, тыс. чел. - междугородным сообщением, тыс. чел. 24. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город автобусами, % 25. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город автобусами, % 26. Доля туристов стран-членов СНГ в общем количестве прибывающих в город автобусами, % 27. Из общего количества автобусов - туристские автобусы, ед. 28. Из общего количества пассажиров - пассажиры туристских автобусов, тыс. чел. 29. Количество легковых автомобилей, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, ед., в том числе: - международным сообщением, ед. - междугородным сообщением, ед. 30. Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург на легковых автомобилях, всего, тыс. чел. в том числе: - международным сообщением, тыс. чел. - междугородным сообщением, тыс. чел. 31. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город легковыми автомобилями, % 32. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город легковыми автомобилями, % 33. Доля туристов из стран-членов СНГ в общем количестве прибывающих в город легковыми автомобилями, % Торговля В настоящее время предпринимательские структуры сферы торговли являются одним из важнейших факторов не только привлекательности крупного города, а и фактором его конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках. В Европе недалеко от крупнейших городских туристских дестинаций – Лондона, Мадрида, Парижа, Барселоны, Милана, Франкфурта, Мюнхена и Дублина – построены специальные города, специализирующиеся на распродаже товаров известных дизайнерских марок. В связи с этим основной упор в данном разделе необходимо сделать на исследовании следующих показателей: 1. Количество объектов стационарной розничной торговли, ед., - всего том числе: - продовольственные магазины, ед. - промтоварные магазины, ед. - многофункциональные комплексы, ед. 2. Общая площадь торговых помещений, всего, млн. м2 в том числе: - продовольственные магазины, ед. - промтоварные магазины, ед. - многофункциональные комплексы, ед. 3. Величина налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, тыс. руб. 4. Количество посетителей в год, всего, тыс. чел. в том числе: - зарубежные туристы, тыс. чел. - отечественные туристы, тыс. чел., - туристы из стран-членов СНГ, тыс. чел. 5. Обеспеченность временного населения торговой площадью, кв.м торговой пл. на 1000 чел. временного населения. Страховые компании К сожалению, деятельность страховых компаний в настоящее время не рассматривается в рамках деятельности предпринимательских структур туристского бизнеса крупного города. В то же время страхование при выезде в любую туристскую дестинацию является обязательным и входит в состав туристского продукта как дополнительная услуга (а по сути как обязательная). Показатели, характеризующие уровень развития инфраструктуры туристского бизнеса. Как было указано ранее (п. 3.1), деятельность предпринимательских структур, государственных и общественных организаций, входящих в данный блок, оказывает значительное влияние на конкурентоспособность туристского бизнеса крупного города. Поэтому мониторинг этой группы показателей является одним из основополагающих в процессе определения уровня развития туристского бизнеса. Здесь необходимо осуществить мониторинг деятельности государственных, общественных и предпринимательских структур, обеспечивающих основной процесс по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. В настоящее время оценка воздействия их деятельности на туристский бизнес крупного города или не осуществляется вовсе, или исследуется лишь частично. Однако, например, деятельность государственных органов законодательной и исполнительной власти по разработке и принятию законодательных и нормативных документов, регулирующих деятельность предпринимательских структур туристского бизнеса, может оказать решающее воздействие на конкурентоспособность туристского рынка не только крупного города, а и всей страны в целом (например, принятые поправки в Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (редакция от 28.06.2009)"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" о возможности безвизового пребывания круизных туристов в России до 72 часов). Одна из серьезных проблем реализации полноценного процесса мониторинга в рамках настоящего раздела – оценить долю туристского бизнеса в общем объеме деятельности некоторых предпринимательских структур. Однако, как показывает практика, решение данной проблемы возможно путем проведения специальных исследований, в том числе и социологических опросов. В тоже время мониторинг некоторых предпринимательских структур в современной статистической отчетности, а также в процессе проведения специальных обследований все-таки начинает формироваться. К ним относятся: Выставочные комплексы: 1. Количество выставочных фирм, ед. 2. Общая выставочная площадь, м2, всего в том числе - закрытых площадей, м2 - открытых площадей (м2) 3. Количество выставок, проходящих в течение календарного года, всего, ед., в том числе: - промышленных - сельскохозяйственных - научно-технических - туристских - прочих 4. Количество посетителей выставочных комплексов, тыс. чел., всего, в том числе: - отечественных посетителей - зарубежных посетителей - посетителей из стран-членов СНГ 5. Средняя стоимость посещения, руб. Конференц-залы 1. Количество конференц-залов на конец … года, ед. 2. Количество проведенных конференций, всего, ед., в том числе: - международных - национальных - региональных 3. Количество участников, всего, тыс. чел., всего, в том числе: - иностранных - российских - из стран-членов СНГ 4. Средняя стоимость участия в конгрессе, руб. Рекламные издательства и СМИ 1. Объемы рекламы, руб. в год, всего в том числе в туризме 2. Крупнейшие рекламные товарные категории на рекламном рынке бюджет/ доля 3. Общие затраты на рекламу и продвижение, руб., всего, в том числе в туризме 4. Динамика объемов бюджетов на рекламном рынке прессы, руб., всего в том числе в туризме Банки и валютные биржи 1. Количество банков в крупном городе, ед., всего, в том числе: - местных банков, ед. из них имеют: - филиалы в других субъектах РФ - в странах СНГ - в зарубежных странах - филиалы банков,ед. из них: - иногородние филиалы - инорегиональные филиалы Информационные и справочные туристские службы 1. Количество информационно-справочных стендов для туристов 2. Количество информационных указателей для туристов Показатели, характеризующие уровень развития городской инфраструктуры. Важнейшей проблемой данного раздела является осуществление оценки потребности в основных объектах городской инфраструктуры туристов и посетителей крупного города, находящихся на его территории с культурно-познавательными, лечебными и оздоровительными, спортивными и другими туристскими целями. Здесь необходимо определить показатели развития следующих отраслей, относящихся к городской инфраструктуре: · Внутригородской транспорт · Электроснабжение · Водоснабжение · Теплоснабжение · Газоснабжение · Дорожное хозяйство · Очистные сооружения · Здравоохранение · Бытовое обслуживание. Следует отметить, что в 2003 году в процессе разработки Генерального плана развития Санкт-Петербурга была предпринята попытка определения количественного влияния посетителей города на городскую инфраструктуру. Результаты проведенного исследования приведены в Приложении 3. Показатели, характеризующие экологическую обстановку в крупном городе Регулярная система наблюдений, контроля и управления состоянием окружающей среды в городской туристской дестинации позволяет обеспечить туристам условия пребывания, соответствующие международным стандартам, а также выявить положительные и отрицательные аспекты воздействия туризма на экологическую обстановку окружающей территории. Воздействия на окружающую среду оцениваются по следующим направлениям: 1. Загрязнение воздуха: - Индекс загрязненности атмосферы, ед. - Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, тыс. т - Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, тыс. т - Объем уловленных загрязняющих веществ, тыс. т 2. Загрязнение воды: - Индекс загрязненности воды р., ед. - Водоотведение, млн. куб. м - Ущерб от сброса загрязняющих веществ в водоем, млн. руб. 3. Загрязнение почв и почвенных вод: - Плотность загрязнения почв, кБк/ кв. м 4. Состав и уровень шума, создаваемый при оказании туристских услуг. 5. Визуальные воздействия на окружающую территорию - Суммарная площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ), га
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|