Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Индикаторы, характеризующие туристский спрос.





Данный блок показателей является важнейшим, так как именно здесь приводятся статистические данные, представляющие собой, с одной стороны, результат деятельности туристского бизнеса в городе – потоки въездного и выездного туризма, а, с другой стороны – показатели, характеризующие потребителей туристского продукта (услуг, работ), предлагаемого предпринимательскими структурами туристского бизнеса в крупном городе (рис. 12).

Общие индикаторы туристского спроса.

На основе этих показателей производится первичная количественная оценка объема туристского спроса – интенсивность въездных и выездных туристских потоков, использующих разные виды транспорта для прибытия и убытия из крупного города как туристской дестинации. Показатели, приводимые в данном разделе, рассчитываются на основе существующих форм государственного статистического наблюдения по секторам туристкой индустрии, а также в соответствии с Приказом Федерального агентства по туризму от 18 июля 2007 года № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации». К важнейшим относятся:

1. Количество иностранных граждан, посетивших Санкт-Петербург, по целям поездки, всего, чел.:

o служебная

o туризм

o частная

o постоянное место жительства

o транзит

o обслуживающий персонал транспортных средств

в том числе:

- страны вне СНГ:

o служебная

o туризм

o частная

o постоянное место жительства

o транзит

o обслуживающий персонал транспортных средств

- страны СНГ:

o служебная

o туризм

o частная

o постоянное место жительства

o транзит

o обслуживающий персонал транспортных средств

2. Количество иностранных граждан, посетивших Санкт-Петербург, по видам транспорта, всего, чел.:

o автомобильный

o железнодорожный

o воздушный

o водный

o пешком

в том числе:

- страны вне СНГ

o автомобильный

o железнодорожный

 


 

 

 

 


Рис. 12. Блок-схема перечня индикаторов, характеризующих туристский спрос


o воздушный

o водный

o пешком

- страны СНГ

o автомобильный

o железнодорожный

o воздушный

o водный

o пешком

3. Число ночевок – всего

в том числе граждан:

- России

- государств - участников СНГ

- стран вне СНГ

4. Численность размещенных лиц, чел. – всего

в том числе граждан:

- России

- государств - участников СНГ

- стран вне СНГ

5. Распределение численности размещенных лиц по целям поездок, чел, - всего:

o досуг, рекреация, отдых

o деловые и профессиональные

o лечение и профилактика

o паломничество

o Прочие

6. Распределение численности размещенных лиц по продолжительности пребывания, ночевок – всего:

o 1-3 ночевки

o 4-7 ночевок

o 8-14 ночевок

o 15-28 ночевок

o 29-91 ночевок

o 92-182 ночевок

o 183 и более ночевок

7. Количество выехавших российских граждан за пределы крупного города, чел, всего.

Показатели, характеризующие посетителей туристской

дестинации.

Данная группа показателей представляет собой одну из важнейших и должна включать в себя следующие разделы.

Социально-демографические индикаторы. Данные показатели характеризует туристские потоки с точки зрения их структурно-количественной характеристики. Выделение отдельных социально-демографических групп в составе туристских потоков позволяет в дальнейшем в процессе анализа других показателей осуществить, во-первых, оценку объема и направленности туристского спроса различных категорий туристов, а, во-вторых, выбор целевой группы для существующих и разрабатываемых туристских продуктов. При этом следует иметь в виду тот факт, что именно потребители формируют спрос на туристские услуги. Поэтому особое место в процессе мониторинга должен занимать анализ поведения потребителей.

Как правило, социально-демографическая характеристика включает в себя анализ следующих показателей:

· Пол посетителя (местного жителя)

· Возраст посетителя (местного жителя)

· Индивидуальная занятость посетителя (местного жителя)

· Численность домохозяйства посетителя (местного жителя)

· Число детей до 18 лет

· Общий доход на одного члена домохозяйство посетителя (местного жителя) в месяц

· Постоянное место жительства посетителя

· Число людей, прибывших совместно с посетителем совершить визит (число членов семьи местного жителя, собирающихся принять участие в путешествии).

Социально-географические индикаторы. Совокупность показателей позволяет дать оценку перемещениям посетителей во время визита, а также определить первостепенность (или второстепенность) роли крупного города (например, Санкт-Петербурга) в процессе путешествия. К ним, по нашему мнению следует отнести:

· Места (пункты), посещаемые во время визита

· Приоритетное место посещения во время визита

· Общая продолжительность визита, дней

· Продолжительность пребывания в городе (Санкт-Петербурге), дней

· Места проживания в Санкт-Петербурге во время визита

Социально-психологические индикаторы. Изучение данного раздела индикаторов представляется наиболее трудоемким, так как осуществляется путем специально организуемых социологических обследований. Причем, следует отметить, что в целях получения достоверной информации необходимо проводить соответствующие исследования достаточно регулярно. Так, например, уже упоминаемый ранее Приказ Федерального агентства по туризму от 18 июля 2007 года № 69 рекомендует осуществлять подобные обследования не реже 1(одного) раза в три года. Одна из главных целейподобных исследований состоит в выявлении структуры мотивации визита посетителей в соответствующую туристскую дестинацию. Именно эти индикаторы позволяют, например, определить перспективные направления формирования и позиционирования туристского продукта дестинации на российском и международном туристских рынках. Как показывает практика проводимых исследований, к важнейшим показателям данного блока можно отнести следующие:

· Основная цель визита

· Основные предметы туристского интереса во время визита

· Предыдущие визиты в город и их количество, ед.

· Частота туристских визитов в течение последних трех лет

· Причины повторного визита

· Намерение посетить город в будущем

· Объекты туристского спроса, которые были осмотрены в процессе пребывания в городе

· Уровень удовлетворенности туристским продуктом города

· Возникшие затруднения в процессе визита в город

· Причины дискомфорта

· Источник наибольшего удовлетворения, полученного в процессе визита

Показатели, характеризующие местное население туристской дестинации как потребителей туристского продукта (потребность в путешествиях местного населения)

Как показывает практика существующих статистических наблюдений и специальных социологических обследований данная группа показателей практически не исследуется в процессе изучения туристского рынка дестинации. Это связано с тем, что распространено мнение [48, C. 127] о том, что основной доход в бюджет соответствующего административно-территориального образования, в том числе и крупного города, приносят не те туристские фирмы, которые формируют и реализуют туристский продукт потребителям, а предприятия инфраструктуры региона, обслуживающие туристов (транспорт, гостиницы, рестораны и т.п.). Однако, если учитывать, что города представляют собой крупные генераторы туристских потоков, а также, что именно в них сосредоточено большое количество туристских компаний, специализирующихся на выездном туризме, то можно предположить, что налоговые поступления от их деятельности могут составлять значительные объемы. А с учетом мультипликативного эффекта в туризме (например, занятости населения, развития дополнительных услуг по организации туристской поездки) они могут быть увеличены несколько раз. Именно поэтому исследование выездного туристского потока, в том числе факторов, влияющих туристскую мотивацию, должны выступать обязательным разделом в процессе мониторинга туристского бизнеса в крупном городе.

В процессе мониторинга спроса на туристские услуги необходимо дать характеристику следующих показателей: возраст, образование, социальная принадлежность, менталитет, доход, семейное положение, основной вид деятельности, продолжительность отпуска, здоровье, приоритетные географические направления и виды туризма, сезонность.

II. Индикаторы, характеризующие туристское предложение (рис. 12)

Показатели, характеризующие туристские ресурсы крупного

города (мониторинг кадастра туристских ресурсов)

Основу туристской деятельности составляют туристские ресурсы, которые подвержены изменениям в процессе потребления со стороны, как предпринимательских структур туристского бизнеса, так и со стороны посетителей туристской дестинации и ее местных жителей. Поэтому мониторинг туристских ресурсов является неотъемлемой составляющей процесса мониторинга туристского бизнеса в крупном городе. Кроме того, именно монито-

 

 


 

Рис. 12. Группы индикаторов, характеризующих туристское предложение

ринг туристских ресурсов является одним из наиболее эффективных и комплексных методов оценки ресурсного потенциала территории, в том числе и в крупном городе.

Создание туристского реестра крупного города и мониторинг туристских ресурсов является двуединой задачей. Поэтому, количество ресурсов и объектов хозяйствования, которое должно обследоваться в процессе мониторинга, должно быть примерно равно числу объектов, имеющихся в реестре, с отклонениями от этого числа в ту или другую сторону в зависимости от экономической и политической ситуации в стране и мире. Мониторинг туристских ресурсов является одним из наиболее эффективных и комплексных методов оценки ресурсного потенциала территории.

Предлагаемый перечень показателей приведен в Приложении 2 [61].

Показатели, характеризующие предприятия туристского бизнеса

крупного города.

Турагенты и туроператоры.

Предпринимательские структуры – турагенты и туроператоры – являются центральным звеном в туристском бизнесе. Именно они организовывают доведение туристского продукта до конечного потребителя – туриста и экскурсанта. Поэтому анализ их деятельности представляет собой важнейшую характеристику уровня развития туристского бизнеса в крупном городе как туристской дестинации.

Так, например, такой показатель как «Объем реализации туристских услуг» одновременно отражает как объем удовлетворенного спроса – и в этом смысле этот показатель является социальным, так и объем выручки, полученной от реализации туристских услуг – и в этом смысле этот показатель характеризует экономический результат функционирования туристского рынка крупного города. Количественная оценка здесь осуществляется с учетом формы № 1 –турфирма (Сведения о деятельности туристской фирмы). К наиболее значимым показателям, характеризующим туристский бизнес в городе, должны быть отнесены следующие:

1. Количество турфирм в городе, всего, ед.

в том числе:

§ специализирующихся только на въездном туризме, ед.

§ специализирующихся только на выездном туризме, ед.,

§ специализирующихся и на том, и на другом виде туризма, ед.

из них:

Ø специализирующихся только на туроператорской деятельности, ед.

Ø специализирующихся только на турагентской деятельности, ед.

Ø специализирующихся и на той, и на другой деятельности, ед.

2. Реализовано путевок – всего, ед.

из них непосредственно населению. ед.:

в том числе:

o гражданам России по территории России

o гражданам России по зарубежным странам

o иностранным гражданам по территории России

3. Число обслуженных туристов, чел. - всего

в том числе по странам:

o Российская Федерация

o страны СНГ

o Великобритания

o Германия

o Испания

o Италия

o Франция

o Финляндия

o ОАЭ

o Турция

o Китай

o Египет

o США, включая Гавайские острова

o другие страны

o комплексные туры

4. Число обслуженных однодневных (без ночевки в месте посещения) посетителей, чел.

5. Среднесписочная численность работников

6. Выручка (нетто) от оказания туристских услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб. - всего

7. Расходы, произведенные организацией на оказание туристских услуг – всего, руб. - всего

8. Средняя численность работников, включая внешних совместителей и работников несписочного состава

9. Прибыль (убыток) от оказания туристских услуг, руб.

10. Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, руб.

11. Количество туров (турпакетов), реализованных, ед. – всего

в том числе:

o на выезд

o на въезд

12. Средняя стоимость турпакета, руб.

в том числе:

o на выезд

o на въезд

Коллективные средства размещения.

Как известно важнейшим и, вместе с тем, лимитирующим элементом развития туристского бизнеса крупного города является гостиничное хозяйство которое, наряду с объектами питания, может приносить до 50 % всех доходов туристской отрасли города. Учитывая, что большинство современных средств размещения имеют собственные рестораны, кафе, бары, ведущая роль объектов размещения в туристском бизнесе города не вызывает сомнений. В связи с этим в системе мониторинга туристского бизнеса и его инфраструктуры исследование рынка предложений со стороны средств размещения должно включать следующий перечень показателей (формы №1-КСР и № 1 – гостиница (краткая)):

1. Количество коллективных средств размещения, ед.

2. Количество гостиниц и аналогичных средств размещения, ед.

3. Единовременная вместимость – количество койко-мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс. койко-мест

4. Средний коэффициент загрузки КСР, %

5. Среднесписочная численность работников, чел.

6. Средняя численность работников, включая внешних совместителей и работников несписочного состава, чел.

7. Доходы от предоставляемых услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей), руб. – всего

8. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, товаров), - всего

9. Прибыль (убыток -) от оказания туристских услуг, руб.

10. Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, руб.

11. Количество ночевок посетителей в гостиницах и аналогичных средствах размещения Санкт-Петербурга

12. Средняя стоимость ночевки, руб.

Предприятия общественного питания.

Представляет собойхарактеристику предпринимательских структур питания, которые играют важную роль на рынке предложений туристского бизнеса в крупном городе. К сожалению, мониторинг данной сферы рассматривается в Приказе Федерального агентства по туризму от 18 июля 2007 года № 69 только в разделе, касающемся расходов туристов в туристской дестинацией. Однако состояние и развитие данного вида деятельности туристского бизнеса представляет собой один из важнейших факторов оценки степени удовлетворенности потребностей посетителей – туристов и экскурсантов - крупного города. Главная проблема здесь – учет именно посетителей города, а не всего потока клиентов. Базовой формой статистической отчетности здесь должна быть форма № 1 – общепит (тур). Поэтому, по нашему мнению, необходимо осуществлять мониторинг развития данного вида бизнеса в соответствии со следующим перечнем показателей:

1. Количество предприятий общественного питания, ед., всего,

в том числе:

- рестораны

- кафе

- бары

- другие объекты питания

2. Количество мест, ед., всего

том числе:

- рестораны

- кафе

- бары

- другие объекты питания

3. Среднегодовая загрузка, %

том числе:

- рестораны

- кафе

- бары

- другие объекты питания

4. Количество посетителей, тыс. чел. - всего

в т.ч. туристов

5. Средние расходы одного посетителя, руб.

6. Обеспеченность временного населения местами в предприятиях общественного питания, мест на 1000 чел. временного населения

Учреждения культуры и досуга.

В данном разделе необходимо осуществить процесс мониторинга деятельности учреждений и предпринимательских структур одного из важнейших видов туристского бизнеса в крупном городе. Как известно, городские туристские дестинации привлекают туристов, в первую очередь, именно разнообразием культурно-развлекательных предложений. Поэтому мониторинг данной сферы туристского бизнеса является ключевым в процессе выявления факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность крупного города как туристской дестинации не только на российском, а и на международном туристских рынках.

Культурно-досуговый комплекс крупного города можно условно подразделить на культурно-познавательный и зрелищно-развлекательный.

Мониторинг культурно-познавательного комплекса должен включать в себя не только количественные показатели оценки деятельности учреждений музейного сектора города (форма № 8 –НК «Сведения о деятельности музея»), а и качественные характеристики (например, рейтинг музеев города, оценка впечатления туристов от посещения музея).

В процессе мониторинга зрелищно-развлекательного комплекса города необходимо также осуществить оценку как количественных показателей (количество объектов индустрии развлечений и спортивного назначения, их вместимость, загрузка, стоимость посещения и т.д.), а и оценить долю туристов и экскурсантов, пользующихся их услугами.

Зрелищно-развлекательный комплекс:

1. Количество объектов индустрии развлечений, ед., всего

в том числе:

- ночные клубы (дансинг-холлы, дискотеки)

- казино

- боулинг-клубы

- бильярдные клубы

- другие центры развлечений

2. Количество мест на объектах индустрии развлечений, ед., всего

в том числе:

- ночные клубы

- казино

- дискотеки

- бильярдные клубы

- другие центры развлечений

3. Количество посетителей объектов индустрии развлечений, чел., всего

в том числе:

- туристов

4. Среднегодовая загрузка объектов индустрии развлечений, %

5. Количество объектов спортивного назначения, ед. всего

в том числе:

- стадионы

- спортивные залы

- плавательные бассейны

- теннисные корты

- фитнес-центры

- горнолыжные комплексы

- другие объекты

6. Количество мест (вместимость) объектов спортивного назначения, ед., всего

в том числе:

- Стадионы

- Спортзалы

- Бассейны

- Фитнес-центры

- Горнолыжные комплексы

- Другие объекты

7. Средняя стоимость обслуживания 1(одного) посетителя, руб.

8. Количество посетителей объектов спортивного назначения, чел., всего

в том числе:

- туристов

Культурно-познавательный комплекс:

Музеи

1. Количество учреждений музейного сектора – музеев, памятников истории и культуры, всего, ед.

в том числе входящие в список всемирного наследия, ед.

2. Число посещений, чел. – всего,

в том числе:

- отечественными туристами

- зарубежными туристами

- туристами из стран-членов СНГ

3. Средняя стоимость посещения, руб.

Театры

4. Число профессиональных театров, ед.,

5. Число посещений, всего, посещений

в том числе:

- отечественными туристами

- зарубежными туристами

- туристами из стран-членов СНГ

6. Средняя стоимость посещения, руб.

7. Число мест в театрах в расчете на минимальную единовременную численность временного населения, мест

Кинотеатры

8. Число кинотеатров, ед.

9. Число посещений, всего, посещений

в том числе:

- отечественными туристами

- зарубежными туристами

- туристами из стран-членов СНГ

10. Обеспеченность временного населения местами в кинотеатрах, мест на 1000 чел. временного населения

11. Обеспеченность временного населения учреждениями культурно-досугового типа, мест на 1000 чел. временного населения

Транспорт

Данный раздел является одним из важнейших в процессе осуществления мониторинга туристского бизнеса в крупном городе. Именно на основе статистических данных, полученных здесь, возможно осуществить согласование показателей по въездному туристскому потоку со статистическими показателя, получаемые из формы № 1-КСР (а для Санкт-Петербурга – из пограничных пропускных пунктов Северо-Западного Регионального пограничного управления Федеральной службы безопасности).

В рамках раздела необходимо осуществить мониторинг предприятий, связанных с перемещением туристов, к которым относятся:

· транспортные предприятия общего профиля (занимающиеся общими пассажироперевозками)

· специализированные (занимающиеся обслуживанием главным образом туристов):

- авиапредприятия,

- предприятия, занимающиеся морскими и речными пассажироперевозками (в т.ч. специализирующиеся на проведении круизов),

- предприятия, занимающиеся водными внутригородскими пассажироперевозками (речные трамваи, такси),

- предприятия, специализирующиеся на экскурсионно-прогулочной деятельности (катера и яхты).

Приведем примерный перечень показателей, который, по нашему мнению, позволит осуществить мониторинг транспорта как части туристского бизнеса крупного города в полном объеме.

Авиатранспорт

1. Количество самолетов, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, ед.,

в том числе:

- международными авиарейсами, ед.

- междугородными авиарейсами, ед.

2. Количество авиапассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, тыс. чел.

в том числе:

- международными авиарейсами, ед.

- междугородными авиарейсами, ед.

3. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город авиатранспортом, %

4. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город авиатранспортом, %

Железнодорожный транспорт

5. Количество поездов, ежегодно прибывающее в Санкт-Петербург, всего, ед.

в том числе:

- международным сообщением, ед.

- междугородным сообщением, ед.

6. Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург железнодорожным транспортом, всего, тыс. чел.

в том числе:

- международным сообщением, ед.

- междугородным сообщением, ед.

7. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город железнодорожным транспортом, %

8. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город железнодорожным транспортом, %

9. Доля туристов из стран-членов СНГ в общем количестве прибывающих в город железнодорожным транспортом, %

Водный транспорт

10. Количество морских судов, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, ед.

в том числе:

- международным сообщением, ед.

- междугородным сообщением, ед.

11. Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург морским транспортом, всего, тыс. чел.

в том числе:

- международным сообщением, тыс. чел.

- междугородным сообщением, тыс. чел.

12. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город морским транспортом, %

13. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город морским транспортом, %

14. Из общего количества прибывающих морских судов - морские круизные суда, ед./ %

15. Из общего количества морских пассажиров - круизные пассажиры, тыс. чел./ %

16. Количество речных судов, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, ед.,

в том числе:

- международным сообщением, ед.

- междугородным сообщением, ед.

17. Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург речным транспортом, всего, тыс. чел.

в том числе:

- международным сообщением, тыс. чел.

- междугородным сообщением, тыс.чел.

18. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город речным транспортом, %

19. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город речным транспортом, %

20. Из общего количества речных судов - речные круизные суда, ед.

21. Из общего количества пассажиров - круизные пассажиры, тыс. чел.

Автомобильный транспорт

22. Количество автобусов, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, ед.,

в том числе:

- международным сообщением, ед.

- междугородным сообщением, ед.

23. Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург автобусами, всего, тыс. чел.,

в том числе:

- международным сообщением, тыс. чел.

- междугородным сообщением, тыс. чел.

24. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город автобусами, %

25. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город автобусами, %

26. Доля туристов стран-членов СНГ в общем количестве прибывающих в город автобусами, %

27. Из общего количества автобусов - туристские автобусы, ед.

28. Из общего количества пассажиров - пассажиры туристских автобусов, тыс. чел.

29. Количество легковых автомобилей, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург, всего, ед.,

в том числе:

- международным сообщением, ед.

- междугородным сообщением, ед.

30. Количество пассажиров, ежегодно прибывающих в Санкт-Петербург на легковых автомобилях, всего, тыс. чел.

в том числе:

- международным сообщением, тыс. чел.

- междугородным сообщением, тыс. чел.

31. Доля зарубежных туристов в общем количестве прибывающих в город легковыми автомобилями, %

32. Доля отечественных туристов в общем количестве прибывающих в город легковыми автомобилями, %

33. Доля туристов из стран-членов СНГ в общем количестве прибывающих в город легковыми автомобилями, %

Торговля

В настоящее время предпринимательские структуры сферы торговли являются одним из важнейших факторов не только привлекательности крупного города, а и фактором его конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках. В Европе недалеко от крупнейших городских туристских дестинаций – Лондона, Мадрида, Парижа, Барселоны, Милана, Франкфурта, Мюнхена и Дублина – построены специальные города, специализирующиеся на распродаже товаров известных дизайнерских марок. В связи с этим основной упор в данном разделе необходимо сделать на исследовании следующих показателей:

1. Количество объектов стационарной розничной торговли, ед., - всего

том числе:

- продовольственные магазины, ед.

- промтоварные магазины, ед.

- многофункциональные комплексы, ед.

2. Общая площадь торговых помещений, всего, млн. м2

в том числе:

- продовольственные магазины, ед.

- промтоварные магазины, ед.

- многофункциональные комплексы, ед.

3. Величина налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, тыс. руб.

4. Количество посетителей в год, всего, тыс. чел.

в том числе:

- зарубежные туристы, тыс. чел.

- отечественные туристы, тыс. чел.,

- туристы из стран-членов СНГ, тыс. чел.

5. Обеспеченность временного населения торговой площадью, кв.м торговой пл. на 1000 чел. временного населения.

Страховые компании

К сожалению, деятельность страховых компаний в настоящее время не рассматривается в рамках деятельности предпринимательских структур туристского бизнеса крупного города. В то же время страхование при выезде в любую туристскую дестинацию является обязательным и входит в состав туристского продукта как дополнительная услуга (а по сути как обязательная).

Показатели, характеризующие уровень развития инфраструктуры туристского бизнеса.

Как было указано ранее (п. 3.1), деятельность предпринимательских структур, государственных и общественных организаций, входящих в данный блок, оказывает значительное влияние на конкурентоспособность туристского бизнеса крупного города. Поэтому мониторинг этой группы показателей является одним из основополагающих в процессе определения уровня развития туристского бизнеса. Здесь необходимо осуществить мониторинг деятельности государственных, общественных и предпринимательских структур, обеспечивающих основной процесс по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. В настоящее время оценка воздействия их деятельности на туристский бизнес крупного города или не осуществляется вовсе, или исследуется лишь частично. Однако, например, деятельность государственных органов законодательной и исполнительной власти по разработке и принятию законодательных и нормативных документов, регулирующих деятельность предпринимательских структур туристского бизнеса, может оказать решающее воздействие на конкурентоспособность туристского рынка не только крупного города, а и всей страны в целом (например, принятые поправки в Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (редакция от 28.06.2009)"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" о возможности безвизового пребывания круизных туристов в России до 72 часов).

Одна из серьезных проблем реализации полноценного процесса мониторинга в рамках настоящего раздела – оценить долю туристского бизнеса в общем объеме деятельности некоторых предпринимательских структур. Однако, как показывает практика, решение данной проблемы возможно путем проведения специальных исследований, в том числе и социологических опросов.

В тоже время мониторинг некоторых предпринимательских структур в современной статистической отчетности, а также в процессе проведения специальных обследований все-таки начинает формироваться. К ним относятся:

Выставочные комплексы:

1. Количество выставочных фирм, ед.

2. Общая выставочная площадь, м2, всего

в том числе

- закрытых площадей, м2

- открытых площадей (м2)

3. Количество выставок, проходящих в течение календарного года, всего, ед.,

в том числе:

- промышленных

- сельскохозяйственных

- научно-технических

- туристских

- прочих

4. Количество посетителей выставочных комплексов, тыс. чел., всего,

в том числе:

- отечественных посетителей

- зарубежных посетителей

- посетителей из стран-членов СНГ

5. Средняя стоимость посещения, руб.

Конференц-залы

1. Количество конференц-залов на конец … года, ед.

2. Количество проведенных конференций, всего, ед.,

в том числе:

- международных

- национальных

- региональных

3. Количество участников, всего, тыс. чел., всего,

в том числе:

- иностранных

- российских

- из стран-членов СНГ

4. Средняя стоимость участия в конгрессе, руб.

Рекламные издательства и СМИ

1. Объемы рекламы, руб. в год, всего

в том числе в туризме

2. Крупнейшие рекламные товарные категории на рекламном рынке бюджет/ доля

3. Общие затраты на рекламу и продвижение, руб., всего,

в том числе в туризме

4. Динамика объемов бюджетов на рекламном рынке прессы, руб., всего

в том числе в туризме

Банки и валютные биржи

1. Количество банков в крупном городе, ед., всего,

в том числе:

- местных банков, ед.

из них имеют:

- филиалы в других субъектах РФ

- в странах СНГ

- в зарубежных странах

- филиалы банков,ед.

из них:

- иногородние филиалы

- инорегиональные филиалы

Информационные и справочные туристские службы

1. Количество информационно-справочных стендов для туристов

2. Количество информационных указателей для туристов

Показатели, характеризующие уровень развития городской инфраструктуры.

Важнейшей проблемой данного раздела является осуществление оценки потребности в основных объектах городской инфраструктуры туристов и посетителей крупного города, находящихся на его территории с культурно-познавательными, лечебными и оздоровительными, спортивными и другими туристскими целями. Здесь необходимо определить показатели развития следующих отраслей, относящихся к городской инфраструктуре:

· Внутригородской транспорт

· Электроснабжение

· Водоснабжение

· Теплоснабжение

· Газоснабжение

· Дорожное хозяйство

· Очистные сооружения

· Здравоохранение

· Бытовое обслуживание.

Следует отметить, что в 2003 году в процессе разработки Генерального плана развития Санкт-Петербурга была предпринята попытка определения количественного влияния посетителей города на городскую инфраструктуру. Результаты проведенного исследования приведены в Приложении 3.

Показатели, характеризующие экологическую обстановку в крупном городе

Регулярная система наблюдений, контроля и управления состоянием окружающей среды в городской туристской дестинации позволяет обеспечить туристам условия пребывания, соответствующие международным стандартам, а также выявить положительные и отрицательные аспекты воздействия туризма на экологическую обстановку окружающей территории.

Воздействия на окружающую среду оцениваются по следующим направлениям:

1. Загрязнение воздуха:

- Индекс загрязненности атмосферы, ед.

- Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, тыс. т

- Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, тыс. т

- Объем уловленных загрязняющих веществ, тыс. т

2. Загрязнение воды:

- Индекс загрязненности воды р., ед.

- Водоотведение, млн. куб. м

- Ущерб от сброса загрязняющих веществ в водоем, млн. руб.

3. Загрязнение почв и почвенных вод:

- Плотность загрязнения почв, кБк/ кв. м

4. Состав и уровень шума, создаваемый при оказании туристских услуг.

5. Визуальные воздействия на окружающую территорию

- Суммарная площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ), га

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.