Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ





 

При выборе темы курсовой работы следует руководствоваться актуальностью проблемы, относительной теоретической новизной и практической значимостью, возможностью получения количественной и качественной (содержательной) информации, наличием специальной научной литературы, личным интересом к той или иной проблеме.

Студенту рекомендуется ознакомиться с тематикой курсовых работ, утвержденных кафедрой юридических дисциплин филиала НГУЭУ, определить для себя приоритетное направление углубленного изучения и исследования правовой проблемы, т.е. вопросы, которые ему в большей степени интересны и могут быть впоследствии им использованы в практической, учебной и научно-исследовательской деятельности, и только после этого выбрать тему курсовой работы (образец заявления на утверждение темы курсовой работы – Приложение I). Выбор темы, не значащейся в перечне утвержденных кафедрой тем, допускается только при условии консультирования с преподавателем кафедры и дальнейшего разрешения руководства кафедры.

Выбор темы осуществляется студентом и с учетом доступности необходимых источников и литературы. Курсовая работа, как правило, является теоретическим исследованием выбранной темы. Допускается подготовка курсовой работы на основе практических разработок, проведенных с участием студента или выполненных им самостоятельно.

Сведения об избранной теме курсовой работы подаются строго в установленные сроки. Если в это время студент не выбрал тему кафедра вправе определить ее сама. Тема курсовой работы утверждается решением кафедры, каждому студенту назначается руководитель.

1. Составление плана курсовой работы

Подготовка плана курсовой работы – первый этап работы над ней, т.к. удачно составленный план курсовой работы - залог успешного ее написания. Студент знакомится с базой источников по выбранной теме и изучает учебную и научную литературу. Перечень учебной и научной литературы, рекомендуемой в процессе изучения дисциплины «Теория государства и права», содержится в «Методических указаниях по Теории государства и права».

Далее студент должен составить первоначальный план своей курсовой работы. Предварительное составление плана является необходимым условием выполнения работы, так как содействует последовательному и систематизированному изложению содержания работы, помогает избежать повторов. Цель плана – помочь студенту найти основные направления в освещении тех вопросов, которые необходимо раскрыть в работе. План работы позволяет студенту найти необходимый ему материал, сгруппировать его по вопросам плана, выделить по множества вопросов темы, наиболее важные, которые требуют изучения. В связи с этим студенту не следует забывать о принципиальном значении методики раскрытия темы и систематизации полученных знаний, формулирования по ним новых положений, выводов, предложений, рекомендаций.

Также на этом этапе выполнения курсовой работы студенту необходимо обращать внимание на современные формы изложения материала в курсовой работе, приемы использования различных источников, цитирования работ других авторов и т. п.

Конечно, в процессе написания работы первоначальный план может студентом изменяться, дополняться, корректироваться, вопросы размещаться в другом порядке, но тема должна быть раскрыта, по сути. План курсовой работы должен предусматривать не только основные пункты, но и подпункты, детализирующие отдельные вопросы.

Важно, чтобы план включал в себя вопросы, касающиеся задач формирования правового государства и гражданского общества, перехода страны к демократическому пути развития, подъема социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, имеющих единое экономическое, таможенное, денежное, политическое и социальное пространства. Важно предусмотреть в плане и вопросы, касающиеся перспектив развития российского права и государства в целом.

По завершению выполнения работы должен быть оформлен окончательный план работы.

Студент вправе обратиться к преподавателю по курсу «Теория государства и права» или к научному руководителю выполнения студентом курсовой работы за консультацией по любому вопросу, возникающему в ходе подготовки курсовой работы. Как правило, преподаватель консультирует студента по вопросам, связанным с выбором источников и литературы, анализом специальной литературы и нормативно-правовых актов, разработкой рациональной структуры работы. В процессе консультаций преподаватель контролирует подготовку курсовой работы, знакомится с текстом и делает свои замечания.

 

2. Подбор и изучение литературы, источников и других материалов, составление библиографии

Составив первичный план курсовой работы и ознакомившись с перечнем рекомендованной по этой теме литературы, нормативно-правовых актов, опубликованной судебной практики студент начинает подбор литературы и составление библиографии.

Подбор литературы по избранной теме рекомендуется осуществлять также, работая с предметными и систематическими каталогами библиотек. Подбор литературы в библиотечных фондах осуществляется студентом самостоятельно, в некоторых случаях - по рекомендациям преподавателя.

Большую помощь окажут справочники, обзоры и иные библиографические издания. Можно воспользоваться сносками и списками источников, которые содержатся в монографических исследованиях и журнальных статьях, а также в иных публикациях.

Отобранная студентом литература по избранной теме должна быть отражена в библиографии работы, в которой обязательно указываются полные реквизиты (Приложение III):

- литературного источника (фамилия, инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц. Эта информация, как правило, указывается в книге на той странице, что и аннотация);

- нормативно-правового акта (название, вид акта, орган, который издал, дата принятия, где опубликован);

- примеров международной правоприменительной практики (источник, в котором опубликован пример).

Выполнение работы не ограничивается изучением только учебников, научно-практических комментариев или законов. Необходимо ознакомиться с несколькими монографиями, статьями, посвященными теме курсовой работы. Весьма важно ознакомиться со статьями по теме курсовой работы, опубликованными в таких научных журналах, как: "Государство и право", "Правоведение", "Российская юстиция", Вестник МГУ- серия "Право", Вестник СПб - серия "Право" и др. Поощряется использование проработанных статей, опубликованных в сборниках трудов различных научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений.

Рекомендуется начинать изучение источников с проработки учебников и учебных пособий, ознакомления с содержание нормативно-правовых актов, затем изучить монографические исследования, обобщающие труды, и только после этого – статьи, материалы конференций, сообщения и иные публикации, касающиеся исследуемой темы. Допустимо использования возможностей сети Интернет в качестве источниковой базы с обязательным наличием ссылки на электронный адрес сайта. Изучение источника должно быть направлено на глубокое исследование его содержания, на выявление проблемных и дискуссионных вопросов. Данная работа должна носить творческий характер, что достигается путём критического анализа изучаемой информации, сопоставлением различных взглядов на тему исследования, выявлением сильных и слабых сторон в позициях различных авторов.

Рекомендуется делать выписки, конспекты, дословно выписывать цитаты, которые предполагается использовать в тексте. Конспектирование изученных источников и материалов позволит студенту более оперативно их использовать в процессе работы над конкретными вопросами. Такие записи целесообразно делать на листе (листах) с библиографическими характеристиками источника, что создаёт существенные удобства для использования информации при написании работы, оформлении ссылок и списков.

Сбор материала протекает одновременно к каждой главе и параграфу. Для этого автор конспектирует, ксерокопирует либо выписывает отдельные необходимые для написания работы мысли ученых (юристов, философов, историков, социологов и др.) из научной и учебной литературы. В конспекте на полях целесообразно оставлять пометки, отражающие собственное отношение к написанному в первоисточниках, подчеркивать главную мысль в изучаемом тексте, в литературные источники закладывать листы, указывая в них главы и параграфы предстоящей курсовой работы, в которых предполагается использовать данный материал. Собранная информация систематизируется по блокам для дальнейшего ее анализа.

 

Итак, список нормативно-правовых материалов и литературы, использованных при написании курсовой работы составляется в несколько этапов:

1. Подбор и изучение соответствующих глав учебников, конспектов лекций, учебно-методических пособий и других доступных материалов (монографии, справочники), что позволит на начальном этапе подготовки курсовой работы составить общее представление о теме.

2. Подбор, изучение и согласование с руководителем курсовой работы предварительного списка специальной литературы, нормативных и иных источников (это позволит составить развернутый план работы над курсовой работой).

3. Составление обязательного для дальнейшего тщательного изучения списка литературы и нормативно-правовых актов.

4. Изучение отобранных библиографических источников и нормативно-правовых актов.

5. Составление списка нормативно-правовых материалов и литературы, использованных при написании курсовой работы, в соответствии с Общими требованиями и правилами составления библиографических записей и описаний, утвержденных ГОСТ 7.1-2003 (Приложение III).

 

3. Написание первого варианта (черновика) текста работы

 

Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры курсовой работы:

- Титульный лист курсовой работы (приложение II).

- Содержание.

- Введение.

- Основная часть работы.

- Заключение.

- Список нормативно-правовых материалов и литературы, использованных при написании курсовой работы.

- Приложение.

Примечание: титульный лист и содержание не нумеруются. Нумерация страниц работы и приложений, входящих в ее состав, должна быть сквозная. Название глав, разделов, иных частей работы должно быть отдельно от основного текста в 3 интервала. Тот же интервал соблюдается между заголовками главы и параграфа.

 

Краткое содержание составных частей курсовой работы:

Содержание должно включать введение, наименование всех глав либо разделов, подразделов, пунктов и параграфов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала.

 

Введение (объем: 2-3 страницы) курсовой работы обязательно должно объединять в себе следующие подразделы: актуальность темы курсовой работы, его цель и задачи, основные положения и документы, лежащие в основе разрабатываемой проблематики, методы исследования, практическая значимость. Также рекомендуется дать ответ на вопрос: почему внимание автора привлекла именно данная тема, кратко охарактеризовать современное состояние вопроса и возможные пути решения проблем, выявленных в ходе исследования вопроса.

 

Основную часть работы, раскрывающую выбранную для исследования тему, рекомендуется разбивать на главы, параграфы и пункты. В работе обязательно должны присутствовать как теоретические основы вопросов, включенных в тему курсовой работы, так и практические аспекты изучаемой проблематики. Исследование целесообразно начать с подробной характеристики ее предмета. Затем, по возможности, оценить степень изученности исследуемой проблемы и высказать свою точку зрения по этому вопросу. Дальше следует осветить изменения изучаемой проблемы и особенностей ее развития. Схема ответов на вопросы, изложенных в форме плана курсовой работы, определяется их содержанием. Студент должен учитывать специфику предмета научной дисциплины «Теория государства и права», ее теоретическую направленность, особое внимание должен уделять формулированию соответствующих понятий, раскрытию и обоснованию существенных свойств, черт, закономерностей, принципов изучаемых явлений, тенденций развития.

Но в тоже время изложение вопросов темы следует вести в «юридическом ключе», анализ проблем должен сочетаться с необходимым освещением общеполитических, социально-экономических, исторических и других положений юридических, общественных наук.

Если при написании текста студент использовал выдержки из источников и нормативных актов, он обязан делать на них ссылки. Заимствование текста из чужих произведений без ссылки (плагиат) является свидетельством недобросовестности автора и основанием для не допуска курсовой работы к защите или неудовлетворительной оценки.

Опираясь на выводы по результатам анализа, приветствуется разработка и обоснование в курсовой работе рекомендаций и мероприятий по решению поставленной проблемы. Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.

В основной части курсовой работы автор должен проявить умение анализировать, систематизировать отработанный материал, применять различные методы исследования, умение критически оценивать имеющиеся в литературе мнения и суждения и юридическую практику, а также способность к аргументированному обоснованию своей позиции. В конце каждого раздела студент должен представить выводы по содержанию выполненной работы.

Изложение материала в курсовой работе. Теоретические вопросы темы следует тесно увязывать с практическими вопросами, практические вопросы - с теоретическими. И те, и другие должны основываться на анализе законодательства и практики его применения. По ходу написания курсовой работы нельзя упускать из виду вопросы истории, социальной обусловленности законодательства и правоприменительной деятельности, вопросы правосознания населения, взгляды ученых по различным аспектам темы, в том числе и спорные, не совпадающие между собой, требующие дополнительной проработки и более углубленного анализа, новых подходов и суждений, более обстоятельных выводов и рекомендаций.

Наряду с изучением точек зрения на исследуемые вопросы в научной и учебной литературе, студент должен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по рассматриваемым вопросам.

Использование таблиц, схем, диаграмм допускается как по ходу рукописи, так и в приложениях к основному тексту. Каждая новая мысль автора работы начинается с красной строки. Абзацы и предложения не должны быть громоздкими, т.к. это усложняет восприятие текста рецензентом.

При написании курсовой работы в целях обеспечения ее компактности можно применять сокращение слов и словосочетаний. Однако, следует избегать сложных словосочетаний. Необходимо как можно реже обращаться к условным сокращениям и аббревиатурам. При этом главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста описания, затруднить его понимание. Унифицированные формы сокращений, применяемые в отдельных положениях, приводят на русском языке. Например, «и другие – и др.»; «и так далее – и т. д.»; «то есть – т. е.». При использовании же таковых обязательно дайте их расшифровку в начале курсовой работы. Обратите особое внимание на отражение цитат и заимствованных мыслей в подстрочниках с указанием конкретных страниц первоисточников.

Каждый последующий абзац текста должен логично вытекать из вышеизложенного материала. Каждую следующую главу, равно как введение и заключение, следует начинать с чистой страницы. Одним из составляющих элементов качественной курсовой работы является ее надлежащее оформление.

Также при написании курсовой работы студентами должны соблюдаться следующие основные правила цитирования: - приведение чужих текстов без кавычек и ссылок недопустимо; - цитаты не должны превышать 25% объема работы; - нельзя начинать абзацы с цитаты, равно как нельзя помещать одну цитату за другой; - обязательны сноски на используемую литературу, нормативные акты, другую литературу. Сокращение в цитатах следует показать многоточием, напечатанное жирным шрифтом в цитате – подчеркивать сплошной линией, курсивом – волнистой, в разрядку – пунктирной.

 

В заключении курсовой работы следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования, кратко аргументировать полноту освещения темы, логичности изложения материала.

Студент обязательно должен изложить свои обоснованные выводы, сделанные по работе, в результате изучения литературных источников, нормативно-правовых актов, правоприменительной практики. Вместе с выводами приводятся также критические замечания студента на недостатки действующего законодательства, практики его применения, и предложения по их усовершенствованию, возможно изложение перспективы дальнейшей работы студента над темой (при подготовке дипломной работы).

Содержание заключения должно подчеркивать внутреннюю логику содержания, строения работы, компоновки всего письменного материала. В случае, если курсовая работа не содержит элементов самостоятельного анализа, если в ней нет убедительных, аргументированных положений, выводов, предложений относительно перспектив совершенствования законодательства и практики его правоприменения, она не может получить высокой оценки.

Объем заключения должен составлять 5 % от общего объема курсовой работы.

 

Приложения к курсовой работе и список литературы. Как иллюстративный материал студент может приложить к работе образцы документов, таблицы, схемы и т.д., которые должны быть связаны с вопросами, изложенными в работе. Размещаются приложения в конце работы (после списка литературы) в порядке упоминания их в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа и нумеруется. В правом верхнем углу пишется «Приложение №__». В тексте делаются соответствующие ссылки. Приложения могут иметь тематические заголовки и нумероваться арабскими цифрами.

В приложение не включают библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающим пользоваться основным текстом курсовой работы.

 

В конце работы следует привести список использованных нормативно-правовых актов и литературы, расположив содержащийся в нем материал в следующей последовательности:

1. Документальные материалы.

2. Нормативные акты (правовые и др. акты). /Обычно систематизируется по группам в соответствии с их юридической значимостью, а внутри групп – по хронологии/.

3. Материалы юридической практики.

4. Специальная литература:

- книги (или монографии),

- брошюры, сборники статей,

- статьи в периодической печати, тезисы докладов,

- авторефераты диссертаций (и др.).

/Названия монографий, статей, учебных пособий, авторефератов располагаются в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора. При включении в список статей из журналов или сборников необходимо указывать название журнала, год, номер/.

Желательно, чтобы в этом списке были указаны только те источники, на которые есть сноска в тексте работы.

 

5. Выполнение окончательного («чистового») варианта работы

 

Текст курсовой работы должен быть:

- написан от руки разборчивым почерком (30-35 страниц рукописного текста), или

- напечатан на пишущей машинке через два интервала, или

- напечатан с использованием компьютерной техники (шрифт: Times New Roman, высота шрифта: 12 пунктов, интервал: полуторный).

Объем курсовой работы 20-25 страниц машинописного текста, 1,5 интервал, на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 размером 210х297 мм (58-60 знаков в строке, включая промежутки между словами, 29-30 строк на странице). Рисунки, схемы, графики, списки литературы и другие положения входят в общий объем. Насыщенность букв должна быть ровной в пределах строки, страницы и всего текста.

Размеры полей: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ составляет 5 знаков.

 

Постраничные сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся, через один интервал. Шрифт Arial и отделяются от основного текста неполной горизонтальной чертой либо оформляются на компьютере автоматически (обычные) с помощью опции «Вставка-сноска». Высота шрифта сноски 8 пунктов. Основной текст от сноски отграничивается чертой. Ссылки в подстрочнике имеют цифровую нумерацию, соответствующую нумерации цитат в тексте работ.

Абзацный отступ должен быть равен трем - пяти знакам от начала строки (компьютерный вариант – отступ = 0,7 см), но одинаковым по всему тексту.

Все заголовки печатаются строчными буквами. Рубрики, заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу в три интервала.

Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, кавычек, дефисов и буквенных дополнений. Первой страницей считается титульный лист, второй – план работы, на которых цифры «1» и «2» не ставятся. Третья страница начинается с введения, на которой ставится цифра «3» и далее по порядку. Порядковый номер ставится в середине верхнего или нижнего полей страницы арабскими цифрами.

В соответствии с общими требованиями к данному виду научных работ, текст во введении, каждой главе (параграфе), заключении, библиографии, содержании начинаются с отдельной страницы, а оканчивается на странице объемом не менее двух третей от всего листа. В тексте воспроизводятся названия глав, параграфов (вопросов). Нумерация глав ставится римскими цифрами, нумерация параграфов и вопросов исполняется арабскими цифрами.

Курсовая работа брошюруется (скрепляется, переплетается или прошивается) студентом и должна быть им подписана на последней странице оглавления, с указанием даты подписания.

Студентам, которые небрежно оформили курсовые работы, или подали работы, содержащие ошибки (в том числе и орфографические), может быть отказано в допуске к защите курсовой работы.

При передаче работы рецензенту – научному руководителю студент обязан:

а) включительно вычитать написанный текст;

б) удостовериться в отсутствии противоречий по тексту;

в) сверить подстрочный материал (сноски) с наличием цитат и ссылок на мысли других авторов, убедиться в точности сносок.

Написанная и надлежащим образом оформленная студентом курсовая работа передается преподавателю, курирующему данную работу, для рецензирования.

 

6. Представление курсовой работы для проверки и рецензирования

 

Курсовая работа регистрируется. Затем она передается научному руководителю для проверки и рецензирования в установленные сроки, которые доводятся до сведения студентов деканатом факультета.

В рецензии на курсовую работу преподаватель, курирующий написание курсовой работы, кратко анализирует представленный к рецензированию материал, оценивает полноту изложения, в какой степени раскрыта исследуемая тема, аргументированность, научную содержательность работы, соблюдение правил оформления научно-справочного аппарата, соответствие оформления работы настоящим методическим указаниям, а также отмечает достоинства и недостатки работы.

Завершается написание рецензии выводом о целесообразности допуска курсовой работы к защите.

Проверив работу, преподаватель выставляет на титульном листе итоговую оценку и пишет краткую рецензию.

Получив курсовую работу с рецензией преподавателя, студент внимательно изучает изложенные в ней замечания и рекомендации преподавателя. При этом студент обязан:

а) устранить отмеченные рецензентом замечания до ее защиты;

б) составить план устного изложения основных положений и результатов исследования с учетом рекомендаций рецензента;

в) подготовить ответы на вопросы, возникшие у преподавателя в ходе рецензирования работы.

Отмеченные в работе недостатки должны быть устранены автором курсовой работы до ее защиты. В случае возникновения затруднений при устранении в работе недостатков, указанных в рецензии, студент должен обратиться за индивидуальной консультацией к преподавателю, подготовившему рецензию.

Получив курсовую работу с неудовлетворительной оценкой, студент должен внимательно ознакомиться с рецензией, провести анализ указанных в ней замечаний, и, устранив их, представить переработанную курсовую работу вместе с предыдущим (оцененным отрицательно) вариантом на повторную проверку либо подготовить курсовую работу на другую тему.

Курсовая работа оценивается по четырехбальной шкале: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Курсовая работа с положительной оценкой («удовлетворительно», «хорошо» «отлично») допускается к защите.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.