Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Древние мыслители о мире и человеке.





Мыслитель (источник) Основные идеи
Мифы древности Способы понимания мира, передачи знаний
  1. идея творения (мир создан каким-то сверхъестественным существом)
  2. идея развития (развитие из некоторого бесформенного состояния – хаоса, воды, огня, яйца)
  3. отражают труд, быт, обряды, действовавших богов, героев, людей
Древние веды (Индия) 1300-600 гг. набор текстов
  1. мир произошел из тела великана
  2. мир заполнился людьми и духами с бессмертными душами
  3. мир людей займет срединное положение между миром богов и миром демонов
  4. учение о вечном круговороте жизни и законам воздаяния – карма
  5. идея правильной жизни в соблюдении 5 заповедей
  6. способ освобождения от неблагоприятной кармы - йога
Даосская школа (Китай)
  1. положение человека между двух начал Инь (свет) и Янь (тьма)
  2. даосизм (учение о пути) – постоянно движется, изменяется.
  3. идея пассивности человека, следование воли богов
К онфуцианство 551-497 гг. до н.э. 5 добродетелей: 1) человеколюбие 2)дом 3)быт 4)знание 5)верность
  1. личность для общества «учение без размышления – бесполезно, а размышление без учения – пустое дело»
  2. человек должен стараться делать добро
  3. брал во внимании вопросы правового устройства государства (государь – большой слой других людей)
«все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания»
  1. человек еще не отделим от общества
Платон 428/27-345/47 гг. до н.э. Греция, социальный философ
  1. разрабатывал первую крупную целостную систему общества и государства
  2. пытался понять причины возникновения неравенства людей
  3. первое совершенное поселение людей – государство (идеальным было, когда управляли боги, отрицает 4 формы - тимократия, олигархия, демократия, тирания)
  4. основной принцип идеального государства – справедливость. Управлять должны мудрецы, воины – заботиться о безопасности, крестьяне – заниматься организационным трудом.
  5. Государство равно обществу
  6. Собственность = земле
Аристотель 384-322 гг. до н.э. Греция, ученик Платона «Платон лишь друг, но истина дороже»
  1. выделил наряду с государством семью и личность
  2. не отрицал частную собственность
  3. государство не равно обществу (понятие общества шире)
  4. делил государства на правильные или неправильные. правильные – где правители служат интересам граждан, а не из корыстных побуждений держат власть.
  5. оправдывал бесправие рабов
Джон Локк (1632-1704) Томас Гоббс (1588-1679) - теория общественного договора (Англия). И. Кант Оба философа исходили из представлений о неком «естественном» догосударственном состоянии общества. Гоббс «война всех против всех, где все равны всем. От усталости, опасности люди стали приходить к «общественному договору», передавая добровольно государству часть своих прав». Локк считал, что «общественный договор» - это результат постепенного накапливания социального опыта и лучших форм общественной организации. Это отказ каждого посягать на жизнь и собственность других, но при условии, что и тот берет на себя те же обязательства. Гарантом соблюдения договора выступает государство – «третейский судья». Оно принимает законы, регулирует разные стороны общественной жизни, поддерживает порядок (исторически длительный процесс), следовательно, гражданин сознательно предоставляет государству часть своих прав, отказывается от естественной свободы. Локк выдвигал идею разделения властей (развитие идей Монтескье, Руссо) - идея правового государства. «Править должны не люди, а законы»
Адам Смит (1723 - 1790) идея трудового общества
  1. Общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последовательным обменом плодами их труда (каждый, работая на себя, работает на другого, работая на другого, работает на себя)
  2. главным источник общего богатства – труд
  3. 3 условия процветающего государства:
- господство государственной собственности - невмешательство государства в экономику - отсутствие препятствий для развития личности, инициативы
  1. выделял 3 основных класса:
- наемные рабочие - капиталисты - крестьяне землевладельцы
  1. его идеи оказали большое влияние на развитие научного мышления
Социалисты-утописты Анри Сен-Симон (1760-1825гг) Шарль Фурье (1772-1837гг) Роберт Оуэн (1771-1850гг) Томас Мор (1478-1535гг) – написал книгу «Утопия» Томазо Кампанелла (1568-1639гг)
  1. мечтали о справедливом обществе, идеал которого искали не в прошлом, а в будущем, называл его социальным обществом
  2. критиковали капиталистическое общество, осуждали эксплуатацию людей
  3. опробовали на практике свои идеи социального общества (Оуэн – колония «Новая гармония»)
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) Германия
  1. основа исторического развития развертывания «абстрактных идей» (мифичность духа, у вещей есть скрытая сущность)
  2. источник общественного развития – скрытые противоречия внутри, присущие векам
  3. гражданское общество формируется само собой, в его основе лежат экономические интересы граждан
О. Кант (1798-1857) Франция Ввел в научный оборот понятие «социология» - научное изучение явлений общественной жизни
Карл Маркс (1818-1883) и его ученики об обществе Фридрих Энгельс (1820-1895) Германия Марксистское учение сформировалось в середине XIX века – революция 1848 года способствовала разрушению феодальных порядков, развитию капитализма с его признаками, возрастает роль пролетариата. Анализ экономической действительности и хорошее знание передовой общественной мысли, достижение естественных наук. Основные идеи:
  1. отвергли идею, что общество – порождение духа, результат духовной деятельности людей. Первосистема развития общества – трудовая деятельность людей «об общественном бытии» определяется в общественном сознании, т.е. духовной жизни общества
  2. выделил 2 стороны общественного производства
а)– производственные сила способ производства б) - производственные отношения Способ производства – исторический тип общества, основанный на типичной общественно-экономической формации.
  1. если противоречия между производственными силами и производственными отношениями, то разрешаются они в ходе революции
  2. развитие общества – естественноисторический процесс, так как в общественной жизни законы прокладывают себе дорогу через сознательную деятельность людей
  3. капиталистическое землевладение переходит в помещичье землевладение
  4. дал обоснование отрицательной стороны капитализма (корень всех бед – частная собственность при капитализме, - это средство получения прибыли, стоимость, порождающая злобу и зависть)
  5. Маркс на только разработал идею, модель идеального общества, но указал средства для достижения цели через установление диктатуры пролетариата. Поэтому марксизм стал «руководством к действию» (у пролетариата возникла возможность построить социалистическое общество в обозримом будущем)
Противоречия в учении Маркса
    • был противником казарменного коммунизма и в то же время защищал его, так как отрицал товарное производство и выступал за всеобщее огосударствливание
    • Маркс – диалектик одновременно выступал защитником эволюционного развития общества и защищенном социальном развитии
    • Маркс указывал на необходимость складывания объективных предпосылок для революции и соглашался с полезностью революционного порыва масс
    • противник насилия над народом со стороны буржуазии, так защитником революции пролетариата и диктатуры пролетариата (сила экономической принужденности при капитализме не идет, так как налог сравнивался с силой принуждения, и этот факт способствует установлению диктатуры пролетариата)
    • теория о коммунизме утопична, так как основывается на вере и недоказательна
а) почему произойдет небывалый рост производительности труда? б) почему человек полюбит труд? в) почему изменится природа человека? Коммунизм изменит общество, но переход к нему начнется с насилия (революции). А это таит в себе ограничение свободы, захват чужого богатства, ведет к уничтожению талантов, так как народ в первую очередь не созданием культурного общества, а виселицами. Конец XIX-начало ХХ исключения из масс. Которые по-разному толкуют учение и взгляды Маркса, так как учение было противоречиво можно по-разному толковать его.
Ленин Владимир Ильич (1870-1924) Россия Ленинизм – наиболее радикальное течение в марксизме
  • Учение об коммунизме (стадия в развития)
  • О правомерности экономического и политического развития стран мира
  • О победе социального развития в одной, отдельно взятой стране, где противоречия наиболее сильны (это может быть среднеразвитая страна – например Россия)
  • О диктатуре пролетариата как форме власти трудящихся где ядром будет политическая партия
Следовательно, в духе марксизма дал ответ на «вызов» времени, но попытка на практике реализовать теорию привела к созданию антидемократического режима - одна партия - один лидер - одна идеология - одна (государственная) собственность Сталин развил ленинские идеи периода «военного коммунизма»
Эдуард Бернштейн (1850-1932) Германия Ревизионизм – (ревизия, пересмотр) Классифицировал учение Маркса и Энгельса в духе времени. Почему возникла идея пересмотра?
  1. Во многих странах происходит экономическая стабилизация
  2. Спадала социальная направленность в обществе
  3. Шло на спад революционное движение
Что пересмотрел?
  1. Критика вывода Маркса об обширности пролетариата (хотя не отрицал факта экономико-цивилизационного развития)
  2. Идея диктатуры пролетариата, вместо развития демократии
  3. Критиковал идеи классовой борьбы как единственного средства достижения цели (реформы лучше, идут постепенно. Трансформа – идея капитализма в социализме.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) Приверженец марксизма. Согласен со всем, но считал, что для революции должны возникнуть материальные предпосылки.
Грамши (1891-1937) Италия Постмарксизм - современное направление в на Западе.
  1. Призыв вернуться к истинному марксизму, очистить его от догм, упрощенных подходов (критиковал современный марксизм)
  2. Другие – пытались пересмотреть ряд положений марксизма с учетом современных условий: отмена частной собственности, отмирание классов, государства, товарно-денежных отношений и сохранения гуманистических принципов: устранение эксплуатации, создание условий для торгового развития и многопартийности
  3. Попытка связать марксизм с другими теориями, взяв отдельные подходящие положения.
Есть ли будущее у марксизма?
  1. Споры идут о марксизме до сих пор, следовательно, марксизм нельзя вычеркивать из истории развития общественной мысли
  2. Большинство считали, что марксизм устарел
Дж. Гелбрейт США Что лежит в основе суммарной общественной энергии, преобразования в каких сферах общества оказывают разрушительное воздействие на сдвиги в других областях? Ответы разные: В основе развития – развитие техники. 1)Техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию, к постоянному прогрессу, совершенствованию. 2) Особая роль отведена людям, владеющим научно-техническими значимыми технологиями. Придя к власти, эти люди могут организовать положительное управление общественными процессами. 3) основные задачи общества – развитие производства. В последствии реально сближение двух систем – 4)минус – разрушение природы, подчиняющая роль человека, недопущение духовной культуры общества В основе развития – система ценностей 1) Гениально то, что значимо. Задача социолога – выделять значимое – ценности (осознанные интересы) 2) Гениальности реализуются в различные эпохи. Есть вечные ценности 3) Ценности влияют на познание и оценку явлений, определяют поведение человека. В основе развития – внутреннее побуждение людей, их жизненные установки 1) «Экзистенциализм» - философия существования 2) Как человек представляет себе сущность среды, окружающих его людей, таким он и становится. В этом выборе он свободен, независим. 3) Главная трудность – состоятся как личности

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.