Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Встреча с особо значимым лицом





В этом мотиве пациенту предлагается представить эмоционально наиболее значимое лицо. Таким человеком может быть мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, любимый человек, кумир, учитель и т. д. Значимое лицо можно представить как в реальном, так и в символическом облачении, например, в образе животного, дерева и т. п.

Появление значимого лица в образе в реальном виде может вызывать сопротивление. Напряжение сопротивления смягчается, если значимое лицо представлено в символическом облачении.

Местом встречи со значимым лицом может быть реальное место или луг. Сам ландшафт символизирует различные стороны объектных отношений. Луг, ручей, округлая гора, лиственные деревья, море, а также кухня в доме символизируют материнский женский мир, источник символизируют материнскую грудь, остроконечная гора и хвойный лес символизируют отцовско-мужской мир, пещера символизирует утробу матери и женские гениталии.

Дерево или группа деревьев также может служить символическим воплощением значимого лица (см. разделы 2.3.2. Мотивдерево и 2.3.3. Мотивтри дерева). Положение деревьев друг относительно друга отражает динамику взаимоотношений внутри семьи.

Значимое лицо может быть представлено в образе также каким‑то животным или семьей животных (см. раздел 2.3.4. Мотивсемья животных). Материнская репрезентация связана прежде всего с образом коровы, отцовская репрезентация - с образом слона. Поведение животных по отношению к пациенту при попытках приблизиться к ним, прикоснуться к ним и заговорить с ними дает содержательную информацию и позволяет понять бессознательные установки по отношению к значимому лицу.

Техника проведения мотива значимого лица предполагает суггестивное предложение пациенту представить на лугу корову (мать) или слона (отца). Или пациента просят посмотреть вдаль и говорят, что сейчас оттуда появится какой‑нибудь человек (не определяя кто именно) или кто‑то из конкретных значимых лиц (например, отец, учитель, любимый человек и т. п.). Пациента просят рассмотреть приближающуюся фигуру. Если у пациента возникает страх, можно предложить ему спрятаться за кустом. Следует расспросить пациента о том, какие чувства возникают у него по отношению к этой фигуре. Важно также спросить, как появившееся животное или человек относится к пациенту.

Способ и форма контакта пациента с появившимся животным или человеком позволяет сделать диагностические выводы об отношениях со значимым лицом. Например, корова на лугу может быть чистая и опрятная - или грязная, запущенная, с колючками репейника и пятнами засохшего навоза на теле. К пациенту корова может проявлять интерес, может быть равнодушной, а может враждебно выставить ему навстречу рога. Все это характеризует отношение пациента с матерью.

Приводимый ниже пример из практики Х. Лёйнера [18, с. 25] показывает, как через символическое представление образа отца в форме слона по‑разному проявляется отношение двух братьев к одному и тому же значимому лицу - к отцу.

 

Пример

Два брата - Эрвин, 11 лет, нежный астеник, и Хайнц, 10 лет, коренастый и самостоятельный мальчик, - по-разному переживают своего строгого и раздражительного отца.

Когда Эрвин представил себе луг, его просят спрятаться за кустом и посмотреть, как из дали появится слон. Слон, словно буря, с топотом появляется на лугу, издавая поднятым вверх хоботом страшные трубные звуки. Он замечает мальчика и устремляется на него. Эрвин бросается бежать, пытаясь скрыться от настигающего его слона в деревне. Слон преследует его и там. Эрвину удается вбежать в старый крестьянский дом и запереть за собой дверь. Но слон разбивает хоботом верхнюю секцию фанерной двери, просовывает в образовавшуюся дыру хобот и пытается схватить прижавшегося в ужасе к стене Эрвина.

У Хайнца, который хоть и младше своего брата по биологическому возрасту, но “старше” его психологически, ситуация развивается иначе. Когда слон с топотом появляется на лугу, ландшафт преобразуется в воображении Хайнца в африканские джунгли. Появляются негры с копьями и гонят слона в приготовленную западню. При помощи веревок они спутывают ноги разъяренного слона, так что в беспомощном состоянии он весь становится в их власти.

Представленные сцены обсуждались затем с мальчиками, с целью проработать аналогичные ситуации дома и найти способы их разрешения.

Наблюдение опушки леса

Цель этого мотива - вызвать представление образа значимого лица или символического существа, воплощающих бессознательные страхи или проблемы. Задание мотива опушки леса направлено на ожидание существа, которое выйдет из темноты леса на опушку.

Лес символизирует бессознательное. Это темная область на земле, которую нельзя увидеть насквозь, в которой может скрываться все или ничего. В лесу свободно и безмятежно живут дикие звери. Из сказок мы также знаем, что лес населяют злые и добрые существа, такие как гномы, великаны, феи, разбойники или даже злые ведьмы. Нередко пациенты боятся входить в лес, вселяющих в них какой-то неопределенный страх, или вообще слишком близко приближаться к нему.

Если сравнить мотив леса с другими мотивами, символизирующими бессознательное, как, например, с морем, пещерой и отверстием на болоте, то опушка леса отличается как раз тем, что здесь не спускаются в глубину. В мотиве опушки леса не затрагиваются области, лежащие ниже поверхности земли. В этом мотиве прорабатываются не очень глубокие области бессознательного, которые в образе символически находятся непосредственно на земле, т. е. поблизости от сознания.

В работе со взрослыми пациентами не рекомендуется входить в лес. Пациента просят остановиться на некотором расстоянии от леса, оставаясь тем самым в пограничной области и избегая вызывать страх и сопротивление. На опушку из темноты леса должны приходить символические образы, как бы выходя из бессознательного на свет сознания.

В отличие от работы со взрослыми пациентами, у детей символ леса еще относительно многогранен. С одной стороны, он символизирует бессознательное, что-то сокровенное и таинственное. Из леса может выйти образ, символизирующий вытесненный бессознательный материал. С другой стороны, дети относятся к образу леса как к чему‑то прячущему, скрывающему, спасающему, дающему защиту. На лугу же они, напротив, могут чувствовать себя как бы “выставленными на растерзание”. Дети могут испытывать поэтому желание спрятаться в лесу, который выступает для них в этом случае в аспекте материнского начала.

После того, как пациент представит себе и опишет сидящему рядом психотерапевту луг или опушку леса, его просят подойти поближе к краю леса и остановиться на расстоянии 10 - 20 м от него. Пациента просят вглядеться в темноту леса. При этом пациенту говорят: “Вполне вероятно, из леса выйдет какое-то существо, животное или человек”.

Возможно, пациенту придется терпеливо подождать, прежде чем из леса кто‑нибудь выйдет. Не исключено, что на протяжении всего сеанса или даже нескольких сеансов из леса вообще никто не выйдет. Это может говорить о мощной защите и сопротивлении со стороны Сверх‑Я [9]. Может быть, сначала пациент увидит только что-то неопределенное или призрачное. Если ему станет страшно, то поблизости следовало бы найти куст или что-то подобное, за которыми пациент мог бы спрятаться.

Вызывая образ выходящего из леса существа, пациент получает возможность стимулировать развитие бессознательного материала в форме символических образов, которые свободно поднимаются и развертываются из его бессознательного. Из леса могут выйти обычные звери, такие как белка, заяц, лиса, маленькая мышка или крот. Тем не менее, эти животные имеют символическое значение, воплощая актуальные для пациента проблемы, страхи, объектные отношения. У молоденьких девушек часто появляется пугливая косуля, у мужчин - олень, лось или больший медведь. Но появляются также и человеческие фигуры: охотник с большим ружьем, опустившийся бродяга или несколько бродяг, старушка, собирающая ягоды, ведьма и многое другое.

Для более младших детей характерно появление из леса сказочных персонажей. В этом случае имеет смысл продолжать психотерапию “на уровне сказки”. Однако в более старшем возрасте подобные инфантильно-регрессивные черты считаются уже защитой от реальности и склонностью к иллюзорному осуществлению желаний.

Немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн проанализировал 292 сеанса символдрамы с мотивом опушки леса и привел следующую статистику частоты появления различных символических существ [18, с. 59]:

по 45 х косуля, белка,

43 х заяц,

38 х человек или похожий на человека образ,

33 х птица,

12 х лиса,

11 х волк,

по 10 х олень, мышь,

6 х кабан,

5 х ёж,

4 х собака,

по 3 х медведь, змея, ящерица,

по 2 х крот, лев.

по 1 х жираф, слон, ласка, динозавр, сурок, майский жук, лягушка, лошадь, овца, курица, кошка, сказочное животное, метла, лесной орех, машина, ель, ручей.

При интерпретации появляющихся из леса символических существ необходимо учитывать два дополняющих друг друга аспекта. С одной стороны, образ можно рассматривать в контексте объектных отношений, т. е. как символическое воплощение близких людей, оказавших особо важное влияние на пациента. В условиях невроза определенные объекты могут оказаться недооцененными, непризнанными или появиться в образе в искаженной форме, т. е. так, как они эмоционально переживались ребенком. Если же из леса появляются реальные образы, например, отец, учитель и т. д., то интерпретация заметно облегчается.

С другой стороны, образ можно рассматривать с позиции субъекта, т. е. как воплощение бессознательных установок и тенденций поведения, как отражение аффективных и инстинктивных желаний пациента, которые он как бы отщепляет от своего реального поведения. Часто пациенты как бы воплощают тем самым кусочек “непрожитой жизни”.

Символическое значение появляющегося из темноты леса существа можно рассматривать в контексте психической структуры, которую К.Г. Юнг называл “ тенью ”. “ Тень ” занимает промежуточное положение между сознанием и верхними, наиболее поверхностными слоями бессознательного, включая в себя обычно непривлекательные, негативные стороны психики [5, 11].

Цель психотерапии заключается в этом случае в том, чтобы довести до сознания эти отщепленные и вытесненные пациентом тенденции путем выведения из леса на луг символизирующих их существ. Вступая с ними в контакт, пациент принимает и признает их. Он описывает их, приближается к ним, позднее, возможно, даже дотрагивается и гладит их. Однако часто пациенты вначале к этому не готовы.

Появляющееся из темноты леса символическое существо часто настроено враждебно по отношению к пациенту или, по меньшей мере, недружелюбно. Лев, например, может, выйдя из леса, раскрыть пасть, или змея, высунув жало, может надвигаться на пациента. Враждебные человеческие образы со свирепым взглядом, как, например, ведьма, охотник или кто-то другой, также могут завладеть сценой. В одном из образов на луг выбежал огромный великан с ножом и стал гоняться за пациентом. Или же, наоборот, само существо боится приблизиться к пациенту, например, пугливая косуля, ежик или птичка.

Учитывая, что появляющиеся образы символически выражают отщепленные тенденции побуждений и желаний, т. е. некоторые внутренние комплексы, которые, как правило, находятся в конфликте друг с другом и с личностью в целом, обуславливая тем сам враждебность или страх, которое проявляет по отношению к пациенту появляющееся из леса существо, следует избегать бегства от этого существа или враждебных действий против него. Целью психотерапии должна быть постепенная интеграция [5] изолированных, оторванных, находящихся в конфликте комплексов в целостную личность.

В некоторых случаях пациенты склонны стремительно нападать на враждебное символическое существо. Эта тенденция отражает склонность к аутоагрессии, когда агрессия направляется против самого пациента, точнее против затрагиваемой при этом части его личности. Такое подавление собственных напирающих импульсов при помощи аутоагрессии пациент уже достаточно долго вырабатывал в своем невротическом поведении.

Психотерапевт оказывается в сложной ситуации. В наихудшем случае он может посоветовать пациенту убежать от вызывающего страх существа. С психотерапевтической точки зрения этот совет явно не самое лучшее, если принять во внимание, что эти образы символически представляют определенную часть личности пациента, его проблемы, и, убегая от них, пациент как бы остается с теми же самыми неразрешенными проблемами. Для конструктивного разрешения создавшейся ситуации Х. Лёйнер предлагает использовать режиссерский принцип активного ведения сновидения наяву, который он называет принципом кормления, перекармливания, нежного поглаживания, объятия и примирения.

Интеграция конфликтного материала в целостную личность происходит по аналогии с действиями укротителя, приручающего диких животных. Как известно, агрессивное противодействие и избиение животных не приводит к их приручению. Укротитель пытается расположить и привязать к себе животных путем кормления и нежного обращения.

Принцип кормления появляющегося в образе символического существа - это, по сути, удовлетворение фрустрированной оральной потребности той внутренней психической структуры личности, которую представляет символическое существо. В техническом плане психотерапевт предлагает пациенту покормить вышедшее на опушку леса существо, говоря: “Мне кажется, Вам сейчас не стоит делать этому животному (человеку и т. п.) что‑то плохое. Мне кажется, что это животное просто очень голодное и его нужно как следует покормить”. После этого психотерапевт либо предлагает подходящую для данного существа пищу, либо, еще лучше, обсуждает с пациентом, что можно было бы лучше всего предложить животному. Например, змее можно предложить блюдце молока, а льву - большую миску свеженарезанного мяса. Психотерапевт продолжает далее примерно так: “Представьте себе, пожалуйста, что я приготовил (в случае, если пациент представил себе, например, льва) большую миску свежего мяса, которая теперь стоит рядом с Вами. Покидайте льву мясо, кусочек за кусочком, и внимательно понаблюдайте, станет ли он есть и как он будет реагировать дальше”. При этом важно как можно больше накормить и даже перекормить символическое существо.

Как правило, символическое существо начинают брать пищу сначала неохотно, но иногда и с большой жадностью. Попробовав первые куски пищи, символическое существо начинает есть все более охотно. Психотерапевт должен так воздействовать на течение образов пациента, чтобы не просто “кормить” символическое существо, а, прежде всего, чтобы предложить ему избыток пищи, которой должно быть значительно больше, чем невротический пациент может представить себе в своей вызванной оральной фрустрацией зажатости. Важное значение имеет при этом момент наступления “пресыщения”, когда животное “перекормят”.

Насколько это получается, зависит от характера предлагаемой пищи. Психотерапевту следует всякий раз подбирать именно ту пищу, которая подходит данному конкретному существу. Однако что делать, если, например, появляется злая ведьма, которая “питается” маленькими мальчиками? В этом случае ей можно предложить торт или другие кондитерские изделия.

После того, как символическое существо становится по‑настоящему сытым, оно, как правило, ложится отдохнуть. Его настроение и поведение коренным образом изменяется. Символическое существо перестает казаться пациенту опасным, становится приветливым и доброжелательным. Пациент может теперь приблизиться к нему, прикоснуться и погладить его. Возможно, здесь пациенту еще придется при помощи психотерапевта преодолеть остатки некоторого страха. В этом и заключается упомянутый выше режиссерский принцип нежного поглаживания, объятия и примирения.

Лодка

В этом мотиве ребенок представляет появляющуюся на берегу пруда или озера лодку, на которой ему предлагается отправиться покататься.

 

Пример*

8-летний мальчик, Хайнц, страдал заиканием. Его родители работают учителями в школе, “милые”, но честолюбивые люди. Отец является для ребенка обожаемым, но недосягаемым идеалом, которому он постоянно сверхактивно подражает и с которым соревнуется. Однако всякий раз это приводит к разочарованию, связанному с неспособностью быть таким же, как отец. Так было, например, во время занятий плаванием, которые отец посещал вместе с ним. Хайнц погружал время от времени голову под воду и совершал судорожные плавательные движения. Но он так и не мог держаться на воде. В школе Хайнц все время стремился быть первым. Оценка “хорошо” была для него уже довольно плохой, “удовлетворительно” - настоящей катастрофой. В семье он был самым старшим, у него были еще две сестры.

После предложения мотива лодки в символдраме Хайнц сразу же представил себя в небольшой байдарке посреди Балтийского моря. Позади него сидел его умственно менее развитый товарищ. Некоторое время Хайнц мог наслаждаться чувством спокойного скольжения послушной ему лодки. Скоро, однако, разразилась гроза и буря. Он потерял весло, и его беспомощно понесло в море. Волны били и заливали лодку. Байдарка плыла толчками, напоминая своими движениями его речь, когда он заикался. Но тогда в образе спонтанно появился отец, который стоял на мостике, который сразу же кинулся в воду и вытащил лодку на берег.

Этот пример демонстрирует состояние, сравнимое с чувством брошенности в открытом море, страх перед карающими инстанциями (буря и гроза) и зависимость от отца (выступающего здесь в качестве “ангела-хранителя”.

Пещера

Мотив пещеры характеризуется тем, что он связан с подземным миром и с земными недрами, символизируя отверстие, ведущие к глубинным слоям бессознательного. Так же, как и в мотиве опушки леса, из пещеры часто спонтанно выходят символические существа. Они имеют преимущественно архаический характер. В целом можно сказать, что мотив пещеры воплощает женский генитальный аспект, символизируя утробу матери, матку и маточный зев.

Пещеру сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо. В этом смысле мотив пещеры похож по технике проведения на мотив опушки леса (см. раздел 2.3.7.6. Наблюдение опушки леса).

 

Пример*

17-летний гимназист, родившийся и выросший в ГДР, заболевает, после переселения вместе со своей семьей в ФРГ, на фоне аутистического пубертатного кризиса и подозрения на начинающуюся гебефренную шизофрению. Неразговорчивый, замкнутый и с застывшим лицом он рассказывает, запинаясь, историю своей жизни. Он жалуется на резкие головные боли, органическую причину которых установить не удается. Будучи до переселения довольно хорошим учеником, в новой школе он оказывается полностью несостоятельным. Симптомы появились за четыре месяца до обращения к психотерапевту, сразу же после переселения.

В символдраме у пациента спонтанно появилась пещера у подножия горы. Х. Лёйнер попросил пациента понаблюдать за входом в пещеру с некоторого расстояния. Спустя некоторое время, оттуда вышел великан со свирепым лицом. Однако великан в нерешительности останавливается у входа в пещеру и знаком подзывает к себе пациента. Психотерапевт подбадривает при этом пациента и предлагает ему последовать за великаном. Тот ведет его в пещеру и показывает ему там свои владения: ландшафт с рекой, с виноградниками, кладовыми и хлевом полным коров - почти что маленький роскошный рай. Психотерапевт советует пациенту спросить великана о причинах его ухода от мира. Великан отвечает, что бежал сюда, потому что его сторонились и потешались над ним.

На следующих трех сеансах символдрамы, длительностью по 50 минут, Х. Лёйнер вновь дает пациенту тот же самый мотив, побуждая его вывести великана из пещеры обратно в мир людей. Сначала великан встречает крестьян на поле. Преодолев скованность сопротивления, великан все же готов помогать им в работе. Входя в близлежащую деревню, он сначала в нерешительности останавливается. Психотерапевт просит пациента описать ему детали и побуждает великана войти в деревню. На следующих сеансах великан совершает более продолжительные прогулки по деревням и городам. Всякий раз, когда появляются скованность, страх или боязнь, психотерапевт просит пациента описать эти состояния и дает подбадривающие указания. В ходе этих экскурсий рост великана в образе раз от разу уменьшается. Один раз, сжавшись до размеров ребенка, он даже улегся в детскую кроватку пациента в его прежней квартире. Психотерапевт дает ему возможность в ней отдохнуть. С еще большей энергией и силой великан вскоре вновь появляется среди работающих крестьян.

На третьем сеансе пациент сообщает о примечательном синхронном преобразовании. В то время как прежде река была тесно зажата двумя скальными мысами, теперь они расступились. Вдоль ничем не стесненной реки протянулась широкая дорога, а рядом появилась гостиница. Учитывая нарушения общения и учебной деятельности пациента, для психотерапевта было важным распространить этот процесс на более оптимальное поведение при общении. Великану, который тем временем сжался до размеров нормального человека, Х. Лёйнер посоветовал устроиться на работу в гостинице. Там ему встречается много людей, которые приходят и уходят, а он им помогает. В этой ситуации, которая воспринимается пациентом очень серьезно, великан завоевывает доверие людей. Живший прежде в уединении и никем не признанный великан становится человеком, который принимает на себя хотя и скромную, но все же уважаемую и социально нужную роль.

После четвертого сеанса пациент сообщает, что головные боли почти совсем исчезли. Психически он теперь не только производит впечатление более открытого, более разговорчивого и эмоционально более раскованного человека, но и впервые установил более близкие отношения со сверстниками в своем новом классе. Вскоре после этого он даже участвовал в крупных спортивных соревнованиях и опять стал приносить домой хорошие оценки.

Комментарий. Образ одинокого и изолировавшего себя от мира великана отражает аутистическую замкнутость и далекие от жизни ожидания пациента, связанные с омнипотентными желаниями всесилия и всемогущества (что, вероятно, и определило выбор великана), а также с отказом от столкновения с конкурентами. Примечательно, что за синхронным преобразованием в символдраме, выразившимся, например, в изменении берегов реки, внешнего облика и поведения великана, вскоре следует непосредственное изменение реального поведения пациента.

Если в работе со взрослыми пациентами не рекомендуется заходить в пещеру, чтобы не спровоцировать развитие нежелательных реакций, например, приступа страха, в К ататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков по желанию ребенка можно также войти в пещеру, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины. Нередко при этом для пещеры характерно явно либидонозное заполнение, что позволяет прорабатывать различные проблемы, имеющие сексуальную природу.

Пример*

17-летняя девушка, с явно выраженными сексуальными страхами, не могла побороть себя, чтобы вступить в желаемую ею интимную близость с другом. В символдраме она представила себе пещеру с нависающими над входом ветвями и кустарником, так что в нее даже невозможно было заглянуть. Потом появилось углубление, и она вошла в пещеру. Внутри было влажно, сырые листья лежали под ногами. Пещера была примерно такого же размера, как и сама девушка. Ее охватил страх, что тут могут быть противные маленькие животные. В завершение она представила, что в ее пещеру хочет проникнуть противная, толстая, желтая, слизкая гусеница. Психотерапевт предложил ее покормить, а также усилил конфронтацию, настояв на том, чтобы внимательно рассмотреть гусеницу. В конце концов пациентке удалось погладить гусеницу, благодаря чему произошло примирение с образом. Сразу же образ гусеницы преобразился. Она стала милая, изящная, мягкая, с черными волосками. Таким образом, фаллический сексуальный аспект преобразовался скорее в нежно-либидонозное начало. Пациентке было очень приятно такое преобразование. После этого сеанса девушка впервые без страха смогла пойти на интимную близость со своим другом

Первый контакт с ребенком







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.