Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие, происхождение, основные черты и функции политической власти.





Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в учебном заведении, в трудовом коллективе, в государстве. Как общественное явление власть необходима для согласования действий людей при достижении поставленных целей. И здесь невозможно обойтись как без властвующих, так и без подчиненных.

Понятие «власть» одно из основополагающих понятий политологии, ибо политика находит свое выражение в политической власти.

Американский ученый Т. Парсонс отмечает ключевое значение власти в жизни общества и не без основания утверждает, что этот термин в анализе политических систем занимает такое же место, которое занимают деньги в экономических системах.

Немецкий ученый М. Вебер определил сущность власти как возможность проводить свою волю.

Мы соглашаемся с этим. Но нас интересует не власть вообще, а политическая власть. Поэтому дадим ей следующее определение: политическая власть – это способность и возможность одних осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение других людей, социальных общностей в политической сфере, то ли с помощью права, то ли насилия, то ли авторитета.

Следовательно, основой властных отношений могут быть различные мотивы: право, авторитет или насилие властвующих в отношении подвластных. Право должен гарантировать закон и специальные нормы. Авторитет мотивирует подчинение личной положительной примерностью властвующего, убежденностью подвластных в правильности властных требований. Насилие основано на чувстве страха перед властвующим, на нежелательных последствиях неподчинения. Все эти мотивы оказывают большое влияние на легитимность и эффективность политической власти, на характер политической системы и политического режима, в чем мы убедимся, когда будем рассматривать данные вопросы.

Теперь же заметим, что политический характер власть приобрела не сразу. Если ее рассматривать в историческом плане, то становится ясно, что в примитивных обществах власть была анонимной, распыленной среди членов рода и племени. Она проявлялась в совокупности верований, обычаев, которые жестко регламентировали поведение индивида.

Развивалось общество, усложнялись социальные потребности, появлялись новые виды деятельности, усиливалась интенсивность взаимодействия индивидов. Это вызывало необходимость концентрации распыленной до того власти – концентрации ее в руках вождей, старейшин, императоров и т.д. Так анонимная форма власти постепенно уступает место индивидуализированной.

Но впоследствии нарастание социального неравенства выявляет неэффективность индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. И власть все более опирается на специальные институты: в интересах управления, достижения социального мира и порядка, выражения общих интересов и др. Так она становится институциализированной. Иначе говоря, власть приобретает политический смысл и выражается в деятельности государства, партий и других организаций.

Эту точку зрения впервые высказал французский политолог М. Дюверже. Наше время дает основание дополнить такую типологию, назвав четвертую историческую форму власти. Это формирующаяся в XXI веке «надгосударственная» власть. Она наглядно представлена такими высшими органами власти Европейского Союза, как Европарламент (законодательный орган) и Еврокомиссия (исполнительный орган), властные полномочия которых распространяются на территории и население всех государств Евросоюза. Отдельные черты надгосударственной власти можно заметить в развитии Союзного государства Беларуси и России и СНГ.

Политическая власть имеет свою структуру. Она состоит из взаимодействующих между собой субъектов и объектов, которые опираются на различные источники, ресурсы и основания власти, при этом их взаимодействие выполняет ряд важных функций.

Непосредственные носители власти – ее субъект и объект. Субъект – это тот, от кого исходит власть. Он воплощает в себе регулирующее начало власти. Им может быть государство, политическая партия, коллектив, отдельный человек, мировое сообщество в лице ООН.

Субъект определяет содержание властного воздействия, предписывая поведение объекта власти, указывая ему совершение соответствующих действий. Иначе говоря, субъект повелевает и формулирует пути достижения определенных целей.

Объект – это исполнитель предписаний субъекта власти. Это тот, на кого направлено действие субъекта как носителя власти, т.е. подчиненный.

Источниками власти могут выступать сила, богатство, знания, авторитет (или занимаемое положение), принадлежность к какой-либо организации. Источник - это то основание, на которое опирается власть в данный момент. Потенциальные источники (то есть основания, на которые власть может опереться теоретически) называются ресурсами власти. Выделяют силовые (принудительные), экономические, административные, социальные, культурно-информационные, демографические и иные ресурсы.

Политическая власть имеет ряд характерных черт, отличающих ее от других форм власти, например, экономической. Можно выделить такие черты:

– суверенитет. Это означает ее верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. История знает условия двоевластия, но, как правило, они непродолжительны. Двоевластие заканчивается либо гражданской войной, либо мирным переходом власти;

– авторитет (власть по латыни – autoritaire), необходимость признания ее авторитета гражданами страны, а также за рубежом. Авторитет выражается в готовности подчиниться указам, распоряжениям;

– публичность, т.е. всеобщность и безличность.

Ведь политическая власть действует от имени всего общества;

– волевой характер власти, т.е. наличие осознанной цели, программы, готовности добиваться ее осуществления. Без наличия воли политическая власть существовать не может. Это свойство политической власти столь существенно, что находит свое отражение уже в ранней форме идеологии – мифологии.

Один из таких мифов содержится в книге «Золотая ветвь» английского этнографа Джеймса Фрезера (1854-1941). Он так описывает неоднократно разыгрывавшееся одно и то же странное и трагическое событие на фоне лесного пейзажа. «В священной роще, - пишет Фрезер, - росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, в любой момент ожидая нападения врага. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно убить его и занять его место. Претендент на место мог добиться его только одним способом – убив своего предшественника, и удерживал эту должность до тех пор, пока его не убивал более сильный и ловкий конкурент. Должность эта, обладание которой было столь зыбким, приносила с собой царский титул».

Все приведенные в книге факты дают, по мнению Фрезера, убедительный ответ на вопрос: почему жрец Дианы мог занять этот пост, только умертвив своего предшественника? Ответ таков: потому, что этим он доказывал наличие у него большей жизненной силы и воли, чем у предшественника.

– принуждение. Это осуществление своей воли всевозможными способами, включая и применение насилия. Данный черте власти особое значение придавал Никколо Макиавелли;

– легальность в использовании силы;

– моноцентричность – наличие единого цента принятия решений.

Утрата какой-либо из этих черт приводит к кризису, который завершается переходом власти к другой политической силе. То есть для осуществления политической власти необходимо наличие всех указанных черт.

Есть и другие подходы к определению основных черт власти. Один из них изложен в учебнике по «Политологии» под редакцией профессора М.А. Василика (М., Гардарики, 2007, с.106). Это:

– легальность в использовании силы и других средств властвования;

– публичность, т.е. всеобщность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества (закона);

– моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

– многообразие ресурсов.

Студент может использовать любой из приведенных подходов.

Политическая власть существует для того, чтобы выполнять определенные функции. Назовем их:

– господство – осуществление воли правящей партии или группы по отношению к обществу, подчинение одних социальных групп другим;

– руководство – законодательное закрепление стратегии развития общества в соответствии с интересами господствующих групп;

– управление – проведение в жизнь стратегической линии, принятие конкретных управленческих решений;

– контроль – осуществление надзора политической власти за выполнением принятых решений.

Таким образом, политическая власть позволяет тем, кто ею обладает, господствовать в обществе, руководить им, воздействуя на поведение людей всеми средствами, находящимися в распоряжении власти. А осуществление контроля дает возможность постоянно следить за выполнением принятых решений.

В научной литературе нередко употребляются понятия «политическая», «государственная» и «общественная» власть. Понятия «политическая» и «государственная» тождественны. Государственная власть – это тоже политическая власть. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, общественным мнением.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.