Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие памяти в пожилом возрасте





В психологии выделяет две формы памяти: генетическую (наследственную) и онтогенетическую (прижизненную). Виды онтогенетической памяти различают в зависимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится. Классификация видов онтогенетической памяти
Сенсорная память (следовая, сверхкратковременная), или непосредственная память обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды (примерно 250 миллисекунд). В среднем объем восприятия пожилых людей несколько меньше, чем у молодых, особенно когда два события происходят одновременно. Это обусловлено тем, что хуже работают зрительная и слуховая системы. Данные изменения сенсорной памяти несущественны, мало заметны в повседневности. Первичная память (кратковременная) характеризуется очень кратким (около 20 секунд) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Первичная (рабочая) память обеспечивает выполнение ситуативной задачи. Нет различия между памятью молодых и пожилых людей. Старение не затрагивает функции первичной памяти. Вторичная память (долговременная) – длительное сохранение информации (начиная от 20 секунд и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения. У пожилых людей ниже организация памяти, повторения и кодирование запоминаемого материала. Пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка. Однако если тщательно проинструктировать пожилого человека и дать ему попрактиковаться, то он справится с этими операциями значительно лучше. Даже те, кому исполнилось восемьдесят и более лет. Сохранность функции памяти пожилых людей зависит от особенностей той деятельности, которой они занимаются. Молодым обучение дается лучше, чем людям пожилого возраста.

Пожилые люди лучше запоминают то, что для них важно или может пригодиться в жизни. Умение забывать ненужное для пожилых людей может быть одним из методов борьбы со стрессом. Человеческая память - это не только умение запоминать, но и умение вытеснить из памяти именно что-то неприятное, трагическое, то, что приносит боль или обиду. Организм старается вытеснить эту информацию.

В основном страдает память на недавние события, намерения и действия, связанные с текущей жизнью. Снижение памяти с возрастом происходит от снижения внимания.Тем старше человек, тем менее он внимателен. Он не дает себе труда внимательно рассматривать что-либо каждый раз, вслушиваться. Тем не менее, ошибки в тексте, как правило, замечаются. Теряются смысловые. Он быстро забывает увиденное по телевизору или прочитанное, не может вспомнить, куда положил ту или иную вещь. В таких случаях нужно приучать их делать записи, класть все вещи на одни и те же места, ни в коем случае не менять установившегося порядка или месторасположения предметов!

Третичная память («вечная») – это способность воспроизводить когда – то запечатленную информацию на протяжении всей жизни. У пожилых людей этот вид памяти сохраняется практически полностью. Они лучше, чем молодые припоминают подробности исторических событий, особенно если в них непосредственно участвовали. Память на прошлое снижается только в глубокой старости.

На фоне потери памяти на текущие события у стариков сохраняется и даже "оживляется" память на "дела давно минувших дней". Считается, что "уход в прошлое" и воспоминания, связанные с периодом социальной активности и значимости, повышают самооценку пожилого человека, позволяют ему отвлечься от осознания грустной действительности, с которой он не хочет согласиться и которую он не хочет осмысливать. Возможно, что пожилой человек часто не готов к решению таких глобальных вопросов бытия, как смысл прожитой жизни и осознание того, что его ожидает после смерти.

У пожилых людей начинает ухудшаться механическое запечатление («зубрежка), а логическая память сохраняется. Образная память (в основе лежат ощущения, восприятия, представления) ослабевает больше, чем смысловая. Лучше запоминаются образы, связанные со смыслом. Основой памяти в пожилом возрасте является логическая связь. Так как пожилые люди лучше запоминают логически структурированный материал, необходимо передавать им информацию в заранее структурированном виде. Важно чтобы после получения инструкции они обязательно повторили, как поняли задание. Хорошо, если они еще раз повторят задание через 5-7 мин. Важно не перегружать память пожилого человека маловажной информацией

Пожилые люди с трудом ориентируются в новой обстановке, плохо запоминают расположение комнат в новой квартире, в больнице, доме-интернате, помногу раз осваивают новые пути передвижения по местности. Поэтому необходимо помнить, что помещение пожилого человека в новую среду - это всегда сильный стресс для него, который может резко ухудшить состояние здоровья.

Нужно помнить о том, что в одних случаях пожилой человек действительно не может что-то запомнить, хотя и хочет, а в других - просто не хочет запоминать, потому что, например, ленится или апатичен, или находится в депрессии. Поэтому важно знать, существуют ли у пожилого человека побудительные мотивы к запоминанию.

Память можно и нужно тренировать. Желательно постоянно, ежедневно, выделяя для этого 25-30 минут. Для этого нужно загружать голову информацией: читать, пересказывать прочитанное себе и кому-то, записывать основные моменты, учить наизусть стихи, песни, пересказывать события, лекции и так далее. При чтении книг: прописывать героев большой книги. При продолжении чтения возвращаться на 2-3 страницы, чтобы вспомнить, на чем кончили чтение. Учить стихи, повторяя их не менее недели. Полезно мысленно путешествовать по своему дому, внутри шкафов и т.д. Пересказав, мы лучше запомним содержание.

Если нужно запомнить группу из 5-6-7 объектов, то: имя, отчество повторить про себя с разными интонациями, "привязав" их к каким-либо значимым известным людям; даты - записывать и также "привязывать" их к значимым событиям.

Нет смысла вспоминать старое, нужно учить новое, не обязательно сложное, можно простое. Время на заучивание увеличивается с возрастом, повторять то, что учишь, не менее недели. Написание "склерозок" помогает запоминанию, и тем самым улучшает свою самооценку. Не стесняться записывать названия продуктов, лекарств, даты, телефоны. Подготовиться, продумать и записать вопросы к врачу. Врачу можно подать листок с вопросами, а он обязан на них ответить.

Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция "интеллектуального дефицита", то есть считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но современные исследования не подтверждают эту концепцию. Нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное выполнение задания. Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на готовность к обучению и решению новых задач то в старости основную роль играет способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации. Большое значение имеет степень умственных способностей в молодом возрасте, особенно если человек занимается творческой, научной деятельностью. Люди интеллектуального труда часто сохраняют ясность ума до глубокой старости. В большинстве случаев снижение интеллектуальных способностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем экономическими или социальными причинами, например изоляцией, а также недостаточным образованием и некоторыми другими факторами напрямую не связанные со старением.





Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.