|
Тема 3.1 Инвалидность как социальная проблемаПлан. 1. Понятие, группы инвалидности. 2. Модели инвалидности. 3. Потребности инвалидов 4. Факторы отношения к жизни инвалида
Понятие, группы инвалидности
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, психическими травмами и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности понимается как полная или частичная утрата лицами способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение и заниматься трудовой деятельностью. Только в нашей стране широко используется термин «Инвалид». В развитых странах мира такие люди именуются как «лица с ограниченными возможностями». Это более гуманно по отношению к больным, так как подразумеваются возможность медицинской реабилитации, социальной адаптации. Какое бы определение не давали инвалидности, в любом случае требуется социальная защита. Понятие инвалидности различается у взрослых и детей. Инвалидность взрослых – это стойкое снижение или утрата общей профессиональной трудоспособности из – за заболеваний или травм. У детей инвалидность нарушает развитие основных физиологических процессов, ограничивает познавательную, игровую деятельность, препятствует воспитанию, обучению, приобщению навыков. Группы инвалидности 1. По возрасту - дети-инвалиды и инвалиды-взрослые. 2. По происхождению инвалидности - инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. 3. По степени трудоспособности - трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные и трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). 4. По характеру заболевания инвалиды могут относится к мобильным, маломобильным или неподвижным группам. В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы социального обеспечения, трудоустройства и организации быта инвалидов, соответственно характер и направленность психологической помощи. Во всех случаях инвалидам должны помогать специальные социальные работники. Приоритет помощи инвалидам по данным социологического опроса Более 50% граждан считают, что в помощи больше всего нуждаются дети-инвалиды, за ними пожилые люди, живущие в домах для престарелых (47,3% опрошенных), дети-сироты (46,4%), взрослые инвалиды (26,3%), Чернобыльцы (20,9%), матери-одиночки (18,2%), многодетные семьи (15,5%), беженцы, алкоголики, бомжи, наркоманы (по 10%), ветераны ВОВ (6,4%). Проблемы инвалидности 1. Медицинский аспект – это анатомический дефект в костно-мышечной системе, сенсорной либо нервно-психической сферах. Дефект сопровождается выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности. 2. Социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации (изоляции), дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного и градостроительного барьеров. 3. Психологический аспект отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, нарушения саморегуляции, дезадаптации, зависимость от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения: выявление неуверенности, чувства безнадежности, обреченности, тревоги. Психология инвалида рассматривает отношение человека к своему заболеванию, к его исходу. Психология раскрывает особенности отношения инвалида к семье, близким, общественно-трудовой деятельности, к окружающему миру, к среде. Психология выделяет своеобразие личности инвалида, его мотивации, готовность к социально-психологической реабилитации, эмоционально - дезадаптивные реакции, волевые особенности и специфика познавательных процессов. Психология инвалида характеризуется: ощущениями физического порядка, представлениями о болезни; установлением определенных отношений к болезни и болезненным проявлениям, к факту наличия болезни, к тому, что его ждет, к тому, что могло бы ему помочь. У инвалида нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, а также появляются новые связи с незнакомыми до болезни людьми. Модели инвалидности 1. Медицинская модель инвалидности. Рассматривает инвалида как проблему. Инвалиды должны сами адаптироваться в мире, насколько это возможно. Если это невозможно, тогда их нужно отправить в какое-нибудь специальное заведение или организовывать дома специальные условия для их жизни. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, по которым инвалидность вызывает жалость, страх и желание опекать. На вопрос “Что делает человека инвалидом?” человек, смотрящий на мир через медицинскую модель, ответит: “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут ходить”. “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут слышать”. “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут видеть”. “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут говорить». И в соответствии с этим формируются следующие шаблоны восприятия: 2. Социальная модель инвалидности направлена на преодоление тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Согласно этой модели, положение инвалидов и дискриминация, которую они испытывают, искусственно созданы обществом, и это не имеет отношения к их нарушениям. С точки зрения социальной модели именно общество делает инвалидами людей с физическими нарушениями. Таким образом, люди с инвалидностью являются угнетаемой частью общества. Необходимо понять различия между физическими нарушениями и социальной ситуацией, называемой “Инвалидность». Нарушение – это полное или частичное отсутствие конечности, органа или функции тела, а инвалидность – это частичное или полное ограничение деятельности, вызванное организацией современного общества. Современное общество полностью или практически полностью не считается с людьми с физическими нарушениями и тем самым исключает их из участия в полноценной деятельности общества. Следовательно, физическая инвалидность является отдельной формой общественного угнетения. Понимание инвалидности с этой стороны помогает инвалидам приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами, будь то физические, институциональные, юридические или коммуникативные барьеры, не позволяющие им полноценно участвовать в жизни общества. Таким образом, на тот же самый вопрос, заданный ранее, “Что делает человека инвалидом?”, человек, который рассматривает проблему в свете социальной модели, ответит: “Люди являются инвалидами из-за фактических барьеров в окружающей среде”. “Люди являются инвалидами из-за отсутствия доступа к информации и общению”. “Люди являются инвалидами из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы”. “Люди являются инвалидами из-за недоступного жилья, транспорта”. “Люди являются инвалидами из-за негативного отношения общества к людям с инвалидностью, из-за систематической дискриминации”. Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако, эта модель говорит, что инвалидов нельзя рассматривать как объекты медицинского вмешательства. Что делает невозможным для них функционировать как другие люди, что делает их инвалидами? Не их нарушения, а скорее негативное отношение общества и способ организации общения. Потребности инвалидов Необходимо представить инвалидность не как проблему определённого круга “неполноценных людей”, а как проблему всего общества в целом. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с социальными барьерами, не позволяющими инвалидам активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация - следствие неверной социальной политики, которая ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей. Потребности инвалидов 1. Общие потребности - аналогичны нуждам остальных граждан. 2. Особые потребности - вызваны болезнью. Особые потребности представлены в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности; в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; в комфортных бытовых условиях; в социально-психологической адаптации; в материальной поддержке. Инвалиды - особая социально-демографическая группа. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Нужен переход от помощи инвалидам в виде специальных медико-учебных и производственных учреждений к более качественным методам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной жизни. Инвалиды, даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними. Предприниматели опасаются принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся негативных стереотипов. Поэтому организационные меры по социальной адаптации, не подготовленные в психологическом плане, могут оказаться неэффективными.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|