Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3.1 Инвалидность как социальная проблема





План.

1. Понятие, группы инвалидности.

2. Модели инвалидности.

3. Потребности инвалидов

4. Факторы отношения к жизни инвалида

 

Понятие, группы инвалидности

 

Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, психическими травмами и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности понимается как полная или частичная утрата лицами способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение и заниматься трудовой деятельностью.

Только в нашей стране широко используется термин «Инвалид». В развитых странах мира такие люди именуются как «лица с ограниченными возможностями». Это более гуманно по отношению к больным, так как подразумеваются возможность медицинской реабилитации, социальной адаптации. Какое бы определение не давали инвалидности, в любом случае требуется социальная защита.

Понятие инвалидности различается у взрослых и детей. Инвалидность взрослых – это стойкое снижение или утрата общей профессиональной трудоспособности из – за заболеваний или травм. У детей инвалидность нарушает развитие основных физиологических процессов, ограничивает познавательную, игровую деятельность, препятствует воспитанию, обучению, приобщению навыков.

Группы инвалидности

1. По возрасту - дети-инвалиды и инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности - инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности - трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные и трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относится к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы социального обеспечения, трудоустройства и организации быта инвалидов, соответственно характер и направленность психологической помощи. Во всех случаях инвалидам должны помогать специальные социальные работники.

Приоритет помощи инвалидам по данным социологического опроса

Более 50% граждан считают, что в помощи больше всего нуждаются дети-инвалиды, за ними пожилые люди, живущие в домах для престарелых (47,3% опрошенных), дети-сироты (46,4%), взрослые инвалиды (26,3%), Чернобыльцы (20,9%), матери-одиночки (18,2%), многодетные семьи (15,5%), беженцы, алкоголики, бомжи, наркоманы (по 10%), ветераны ВОВ (6,4%).

Проблемы инвалидности

1. Медицинский аспект – это анатомический дефект в костно-мышечной системе, сенсорной либо нервно-психической сферах. Дефект сопровождается выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

2. Социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации (изоляции), дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного и градостроительного барьеров.

3. Психологический аспект отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, нарушения саморегуляции, дезадаптации, зависимость от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения: выявление неуверенности, чувства безнадежности, обреченности, тревоги.

Психология инвалида рассматривает отношение человека к своему заболеванию, к его исходу. Психология раскрывает особенности отношения инвалида к семье, близким, общественно-трудовой деятельности, к окружающему миру, к среде. Психология выделяет своеобразие личности инвалида, его мотивации, готовность к социально-психологической реабилитации, эмоционально - дезадаптивные реакции, волевые особенности и специфика познавательных процессов.

Психология инвалида характеризуется: ощущениями физического порядка, представлениями о болезни; установлением определенных отношений к болезни и болезненным проявлениям, к факту наличия болезни, к тому, что его ждет, к тому, что могло бы ему помочь. У инвалида нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, а также появляются новые связи с незнакомыми до болезни людьми.
Возрастающие возможности медикаментозного, психотерапевтического лечения, требуют глубокого исследования психологии инвалидов, формирования умений правильно оценить динамику его отношения к инвалидности, готовности к социально-психологической реабилитации и активной жизнедеятельности. Все это во многом зависит от реагирования целостного организма и своеобразия личности инвалида. Для этого требуется усиление психологического влияния на инвалида, повышения эффективности оказания ему всесторонней помощи.

Модели инвалидности

1. Медицинская модель инвалидности. Рассматривает инвалида как проблему. Инвалиды должны сами адаптироваться в мире, насколько это возможно. Если это невозможно, тогда их нужно отправить в какое-нибудь специальное заведение или организовывать дома специальные условия для их жизни. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, по которым инвалидность вызывает жалость, страх и желание опекать.

На вопрос “Что делает человека инвалидом?” человек, смотрящий на мир через медицинскую модель, ответит: “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут ходить”. “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут слышать”. “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут видеть”. “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут говорить».

И в соответствии с этим формируются следующие шаблоны восприятия:
Инвалиды всегда больны. Инвалиды не попадают под определение нормы и поэтому: инвалиды не могут работать; инвалиды не могут посещать обычных школ; инвалиды не должны иметь детей; инвалиды являются иждивенцами и обузой.
Медицинская модель определяет людей с точки зрения того, что они не могут делать. Именно поэтому общество организовывало специальные учреждения, принимало определенные законы и строило свою политику таким образом, чтобы изолировать людей с инвалидностью от большей части жизни общества.

2. Социальная модель инвалидности направлена на преодоление тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Согласно этой модели, положение инвалидов и дискриминация, которую они испытывают, искусственно созданы обществом, и это не имеет отношения к их нарушениям.

С точки зрения социальной модели именно общество делает инвалидами людей с физическими нарушениями. Таким образом, люди с инвалидностью являются угнетаемой частью общества. Необходимо понять различия между физическими нарушениями и социальной ситуацией, называемой “Инвалидность». Нарушение – это полное или частичное отсутствие конечности, органа или функции тела, а инвалидность – это частичное или полное ограничение деятельности, вызванное организацией современного общества. Современное общество полностью или практически полностью не считается с людьми с физическими нарушениями и тем самым исключает их из участия в полноценной деятельности общества. Следовательно, физическая инвалидность является отдельной формой общественного угнетения.

Понимание инвалидности с этой стороны помогает инвалидам приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами, будь то физические, институциональные, юридические или коммуникативные барьеры, не позволяющие им полноценно участвовать в жизни общества.

Таким образом, на тот же самый вопрос, заданный ранее, “Что делает человека инвалидом?”, человек, который рассматривает проблему в свете социальной модели, ответит: “Люди являются инвалидами из-за фактических барьеров в окружающей среде”. “Люди являются инвалидами из-за отсутствия доступа к информации и общению”. “Люди являются инвалидами из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы”. “Люди являются инвалидами из-за недоступного жилья, транспорта”. “Люди являются инвалидами из-за негативного отношения общества к людям с инвалидностью, из-за систематической дискриминации”.

Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако, эта модель говорит, что инвалидов нельзя рассматривать как объекты медицинского вмешательства. Что делает невозможным для них функционировать как другие люди, что делает их инвалидами? Не их нарушения, а скорее негативное отношение общества и способ организации общения.

Потребности инвалидов

Необходимо представить инвалидность не как проблему определённого круга “неполноценных людей”, а как проблему всего общества в целом. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с социальными барьерами, не позволяющими инвалидам активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация - следствие неверной социальной политики, которая ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.

Потребности инвалидов

1. Общие потребности - аналогичны нуждам остальных граждан.

2. Особые потребности - вызваны болезнью. Особые потребности представлены в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности; в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; в комфортных бытовых условиях; в социально-психологической адаптации; в материальной поддержке.

Инвалиды - особая социально-демографическая группа. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Нужен переход от помощи инвалидам в виде специальных медико-учебных и производственных учреждений к более качественным методам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной жизни.

Инвалиды, даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними. Предприниматели опасаются принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся негативных стереотипов. Поэтому организационные меры по социальной адаптации, не подготовленные в психологическом плане, могут оказаться неэффективными.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.