Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Различия между нормативными регуляторами





 


Основания разделения. Виды норм По способу формирования По формам закрепления По методам обеспечения По критериям оценки По характеру ответственности По степени детализации По распространению действия
Нормы права Формируются или признаются государством В источниках права Обеспечиваются государственным принуждением Правомерно или противоправно Юридическая ответственность процедуры регламентированы Адресат определен в содержании нормы Правоотношения на территории государства
Обычаи У людей в результате многократного повторения Фиксируются в сознании и поведении человека Обеспечиваются силой привычки и обществом Принято или не принято в обществе Осуждение обществом Максимально приближены к конкретной ситуации Локальная территория, проживания небольшой группы
Религиозные нормы Создаются церковью В религиозных книгах, в актах церковных организаций Обеспечиваются убеждением верующего, церковью Соответствует религиозным правилам или нет Церковное наказание В виде правил поведения закреплённых в религиозных книгах Относятся к группе последователей определённой религии
Корпоративные нормы Создаются организацией Закрепляются в уставах организаций Гарантируются организацией их принявшей Допускается актом организации или нет Корпоративная (дисциплинарная ответственность) Конкретизированы в содержании нормы В рамках организации
Мораль Создаются обществом В сознании человека Обществом (его мнением) и самим человеком Хорошо или плохо, справедливо или несправедливо Меры общественного воздействия Общие принципы поведения и ответственности Распространяются на всё общество

 

44. Соотношение права с моралью.

 

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречие.

Единство права и морали:

Нормы права и морали – это социальные нормы. Поэтому им присущи все признаки, свойственные социальным нормам (социальный характер, мера свободы, объективность в сочетании с субъективностью, обязательность, процедурность, наличие механизма обеспечения, системность и общая цель).

Различие права и морали:

1. По происхождению. Мораль появилась еще до возникновения государства. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно на основе пред­ставлений о «добре и зле» и т.д. Право, как известно, неразрывно связано с государством, вместе с ним возникает, им формируется и обеспечивается.

2. По форме выражения. Нормы морали существуют в сознании индивидов, в них находят отражение общеприня­тые и индивидуальные ценности. Именно поэтому, нравственный человек наделен совестью – способностью самоконтроля.

Нормы права выражены в строго определенной форме, содер­жатся в источниках (формах) права, как правило, имею­щих письменную форму.

3. По сфере действия. Нормы права распространяют своё действие на предмет правового регулирования, то есть на общественные отношения, находящиеся в правовой сфере, коими выступают наиболее важные общественные отношения для государства и общества.

Мораль же охватывает гораздо большую сферу, регламентируя все общественные отношения, в том числе и отношения, находящиеся в правовой сфере – правоотношения.

4. По способам формирования. Правовые нор­мы создаются либо санкционируются государством.

Мораль формируется обществом в целом и человеком в частности в ходе их исторического развития. В формировании норм морали участвуют все члены общества, тогда как право формируют специально уполномоченные на то субъекты.

5. По времени и порядку введения в действие. Моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания (принятия) человеком.

Правовые нормы вступают в силу в установленной государством процедуре.

6. По критериям оценки поведения людей. Мораль регулирует общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Нормы права определяют поведение как правомерное и противоправное.

7. По степени детализации. Нормы права содержат в себе более или менее по­дробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, т.е. меру ответст­венности за нарушение правового предписания.

Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определенный вид ответственности.

8. По мерам обеспечения. Право обеспечивается госу­дарством, точнее государственным принуждением.

Мораль же не влечет за собой вмешательство официальной государственной власти и применение мер государственного принуждения. В данном случае общество решает, какую меру ответственности и принуждения следует применить к субъекту, нарушившему нормы морали. При этом моральное воздействие может быть не менее эффективным, чем правовое.

9. По уровню требований, предъявляемых к сознанию и по­ведению человека. Уровень таких требований значительно выше у морали. Во многих случаях мораль требует от человека больше, чем тот или иной закон, установленный государством. Так, например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает на­казание только за злостные факты таких проявлений, и то не всегда (разрешает не свидетельствовать против своих близких).

Мораль вы­веряет поступки людей, оценивает их с позиции совести, долга, повелевает сдерживать внутренние побуждения, считаться с мне­нием окружающих.

10. По характеру ответственности и порядку ее возложения. Нарушение норм права влечёт за собой юридическую ответст­венность. Порядок ее наложения строго регламентирован законом, носит про­цессуальный характер. Государству подконтрольны сроки привле­чения к ответственности, правильность квалификации, оценка целесообразности применяемого наказания, его соразмерность с со­вершенным деянием. Иного рода последствия вызывает наруше­ние морали.

При нарушении требований морали сами люди, их коллективы и общество в целом ре­шают вопрос о методах и мерах воздействия, которое необходимо применить к лицам, до­пустившим такое нарушение. Какой-либо определённой процедуры здесь не установлено. Чаще всего при нарушении норм морали к нарушителю применяются меры общест­венного воздействия. Это ответственность перед коллективом, се­мьей, окружающими людьми.

Взаимодействие права и морали:

Право и мораль как составные части социального регулирования органически связаны друг с другом и «взаимодействуют» по следующим направлениям:

1) Система права закрепляет жизненно важные для всего об­щества требования морали, например, то, что нельзя убивать, воровать, обманывать закреплено в Уголовном Кодексе России под угрозой уголовной ответственности.

Это говорит о том, что многие предписания и требования морали проникли в правовую материю. Принципы справедливости и гуманизма, основанные на моральных установках стали основными принципами права.

2) В правотворческой деятельности при создании, изменении или отмене права правотворческие органы в первую очередь учитывают состояние и развитие морали в данном обществе, нравственную культуру населения и отдельных индивидов. Так как от того, насколько требования морали и права будут совпадать, зависит отношение людей к приня­тым законам и к их реализации, особенно это характерно для нашего общества.

3) Мораль влияет на процесс применения норм права, приня­тие решений компетентными государственными органами. Отме­тим в этой связи несколько моментов:

Во-первых, осознание людьми морального осуждения, порицания удерживает некоторых из них от совершения противоправных действий.

Во-вторых, нормы права и нормы морали нередко направлены на достижение одной правовой цели. Нормы права в ряде случаев предусматривают не только юридические санкции, но и меры мо­рального воздействия. Так, ч. 3 ст. 91 УК РФ предусматривает обязанность несовершеннолетнего загладить причиненный ущерб.

В-третьих, мораль и право действуют совместно и в иных фор­мах. Так, только с помощью морального подхода можно раскрыть и оценить такие понятия уголовного законодательства, как «амо­ральность поведения потерпевшего, явившегося поводом для пре­ступления» (п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ); «совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также муче­ниями для потерпевшего» (п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ); «совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора» (п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Нормы морали помогают также оценить и личность че­ловека, совершившего противоправное деяние. Например, в прак­тике работы судов такая оценка необходима при рассмотрении уго­ловных дел, точнее, при определении меры наказания, при рас­смотрении дел о лишении родительских прав, расторжении брака, спорах об авторстве и т.п.

Противоречие права и морали:

Тесное взаимодействие норм права и морали не исключает про­тиворечий, расхождений между ними.

Причины такого противоречия:

Во-первых, иногда случается так, что право «отстает» от развития общества и его моральных ценностей. Мораль же реагирует на происходящие в обществе изменения. Например, статья Уголовного кодекса РСФСР долгие годы оставалась «на бумаге», хотя развитие (в том числе и моральное) общества уже отрицало социальную вредность данного вида поведения.

Во-вторых, может произойти обратное, когда право, в силу определённых обстоятельств, опережает развитие морали. Например, вводится новый правовой акт, который не соответствует моральном развитию общества, но в силу его государственной гарантированности подлежит обязательному исполнению. На наш взгляд, в качестве примера такого акта можно обозначить современную Конституцию России.

 

45. Соотношение права с обычаями.

 

Отличия права от обычая:

1. Обычай в отличие от права возник гораздо раньше, ещё в догосударственном обществе, именно обычаями регулировались все взаимоотношения между людьми.

2. Обычаи формально не выражены в отличие от норм права, они лишь содержатся в сознании людей.

3. Обычаи регулируют более обширный круг общественных отношений.

4. Обычаи не исходят от государства, а если обычай признаётся государством, то он становится правовым и признаётся в качестве источника права.

5. Нарушение права санкционируется государством в виде конкретных мер ответственности, а нарушение обычая может осуждаться простым человеком и меры ответственности исходили от членов рода в догосударственном обществе.

В сущности право и обычай направлены на одно - регулирование общественных отношений.

 

46. Соотношение права с корпоративными нормами.

 

Отличия права от корпоративных норм:

1. Корпоративные нормы создаются руководителями определённых организаций, а не исходят от имени государства.

2. Корпоративные нормы обязательны для членов определённой организации, группы.

3. Меры ответственности различны, корпоративным нормам присущи виды ответственности, вытекающие из трудовых отношений.

4. Форма выражения различна, корпоративные нормы закрепляются в инструкциях, уставах.

5. Корпоративные нормы регулируют деятельность внутри конкретной организации.

Но при этом на законодательном уровне могут устанавливаться и общие нормы, регулирующие порядок создания и функционирования общественных объединений, политических партий и других объединений и корпоративные нормы не должны им противоречить. Корпоративные нормы могут относиться к локальным НПА, которые относятся к нормам права.

 

47. Соотношение права с религией.

 

Отличия права и религии:

1. Право общеобязательно независимо от пола, расы, материального, должностного положения, вероисповедания, а религиозные нормы распространяются лишь на верующих.

2. Право исходит от государства, а религиозные нормы от органов церкви, различных конфессий.

3. Религии присуще в основном нравственные и моральные начала.

4. Религиозные нормы в основном регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов.

5. Нормы религии применяются в качестве источника права лишь в исламских странах.

 

48. Понятие и виды форм (источников) права.

 

В науке теория государства и права нет точного ответа, как нужно говорить источник права или форма права.

Некоторые учёные, этимологически разделяя данные понятия, под источником права понимают корни права, то откуда исходят правовые нормы. Форма права определяется как способ выражения, внешнего оформления норм права, формы их существования. Словом, имеют место разные подхода к определению форм и источников права.

Понятие «источник права» имеет долгую историю, его появление относится к временам более чем двухтысячелетней давности, когда Тит Ливий в своей Римской истории назвал законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права». Позже в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция о двух формах существования права: в виде божественного закона и в форме законов, идущих от государства и от человека. Исследование проблемы форм (источников) права увеличилось в ходе дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Учёные выделяли два способа образования норм права: во-первых, участие государства в создании правовых норм и, во-вторых, появление правового обычая, когда правовые нормы изначально складываются в виде обычая, а затем только утверждаются законодателем. Эти две формы права – закон и правовой обычай и назвали в XIX веке источниками права. Только в XX веке, когда естественно-правовая доктрина заняла твёрдую позицию, появилось более чёткое определение форм (источников) права, используемое для обозначения данной юридической категории.

Формы (источники) права – это способы выражения и закрепления правовых норм, формы существования права в действительности.

Определение данной категории позволяет нам отграничить источники права от других социальных регуляторов, которые не являются правовыми. Любая правовая система характеризуется особенностью источников права, признаваемых официальной доктриной или законодательством в качестве действующих. Исследование форм (источников) права позволит увидеть место того или иного источника права в системе источников права, соотношение его юридической силы и с юридической силой других источников права. Благодаря этому мы можем проследить иерархию источников права, на основе которой предписания нисходящих источников права издаются на основе и во исполнение норм вышестоящих источников и любая норма в рамках этой системы должна соответствовать нормам источника высшей юридической силы.

Выделяют источники права:

- в материальном смысле – совокупность исторических, экономических, политических, нравственных факторов, характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь;

- в идеальном смысле – предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы;

- в формальном (юридическом) смысле – являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.

Виды: правовой обычай, судебный прецедент, НПА, правовая доктрина, религиозная догма, нормативный договор.

 

49. Судебный прецедент как источник права.

 

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, являющееся обязательным для той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толкования закона.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Причём обязательна только та часть приговора, на основе которой выносится судебное решение (в Англии эта часть называется – «ratio decidendi»).

Для судебного прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость и гибкость.

Казуистичность. Прецедент всегда максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных дел, единоличных случаев, казусов.

Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью деятельности последних обусловливает огромный объём прецедентного права.

Противоречивость и гибкость. Решения разных судебных инстанций по сходным делам могут очень значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость судебного прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Однако в этом отношении высказываются мысли о связанности судей вынесенными ранее приговорами – это недостаток судебного прецедента.

Прецедентное право, сводясь к сумме норм, содержащихся в форме судебных прецедентов, несет в себе новое качество. В широком понимании оно включает в себя и методы, которыми пользуются судьи при создании прецедента, и ту правовую культуру, которая является неотъемлемой частью англосаксонской правовой семьи.

Прецедент не утрачивает своей силы и в настоящее время. Он выступает в качестве основного источника права в Великобритании, США, Австралии, Канаде и других странах, англосаксонской правовой семьи. Прецедентное право применяется и сейчас на бывших английских территориях в странах Азии и Африки после приобретения ими независимости.

Словосочетание «прецедентное право» не привычно для отечественного юриста, который «право» традиционно сочетает с законом. В современной России судебная практика не признаётся в качестве официального источника права. Однако в связи с тем, что право, содержащееся в нормативно-правовых актах, оставляет много неясных вопросов, судебные прецеденты в России становятся неофициальными источниками права. Так, нижестоящие суды следят за деятельностью вышестоящих и стараются следовать ей при разрешении аналогичных дел, поскольку в противном случае их приговоры и решения могут быть отменены вышестоящими судами в кассационном или надзорном порядке. В конечном счете, все ориентируются на разрешение конкретных дел высшей судебной инстанцией.

Наукой предложено решение судьбы российского судебного прецедента: предписания общего характера, содержащиеся в нормативно-правовых актах, надо считать не нормами права, а правоположениями, которые имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы должны, при решении конкретных дел, учитывать содержание данных правоположений. Однако правоположения не являясь юридическими нормами, не могут составлять основу правоприменительных решений.

 

50. Правовой обычай как источник права.

 

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило поведения, которое в результате фактического применения в течение длительного периода времени вошло в привычку народа, признаётся государством, которое обеспечивает его выполнение.

Обычай – основная форма регулирования отношений в догосударственном обществе, в условиях родового строя. Огромное значение как источника права ему отводилось в древних государствах и при феодализме. Первые правовые памятники состояли главным образом из обычаев.

Основные черты обычая как источника права.

Продолжительность существования. Обычай является консервативным правовым регулятором, закрепляющим то, что складывалось в результате длительной общественной практики и может отражать как общие моральные, духовные ценности народа, так и в значительной мере предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, неравноправие полов и т.п. Именно поэтому государство относится к различным обычаям по-разному, одни запрещает, другие одобряет и развивает.

Постоянность соблюдения. Это необходимое условие для того, чтобы обычай, как правило, как модель поведения в конкретной ситуации не исчез, поскольку он сохраняется, как правило, только в сознании народа и ни где не записан.

Локальный характер обычая состоит в том, что он применяется в рамках сравнительно небольших групп людей или на сравнительно небольшой территории.

Обычай санкционируется (признаётся) государством путём восприятия его судебной или административной практикой. Но если содержание обычной нормы находит своё выражение в нормативных актах, в этом случае источником права будет являться уже не обычай, а нормативный акт.

Поэтому важным признаком обычаев является то, что они обязательны не столько в силу принуждения со стороны государства, сколько потому, что члены общества признают их таковыми.

Совокупность обычаев, если их значительное количество, называют обычным правом. Обычное право – это система правовых ном, основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определённой местности, либо для данной этнической или социальной группы. Обычное право опирается в своем осуществлении не на власть, а на убеждение людей в правильности того способа действия, которое предписывает обычное право. Последнее в этом смысле демократично, надежно и люди подчиняются ему, не задумываясь.

Статус обычного права сегодня неоднозначен. Одним из признаков которого является то, что правовой обычай есть древнейшая форма правообразования. Например, в римском праве нормы обычного права обозначались терминами, которые указывают на очень различные способы его возникновения: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика), commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов), commentarii magistratum (обычаи, сложившиеся в практике магистров) и др.

В российской юридической литературе выделяются две формы, или два уровня санкционирования обычая: отсылка к нему в норме закона и использование его в качестве основы судебного решения. Ярким примером первого уровня является закрепление в ст. 5 ГК РФ правила обычая делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п.1 ст.5. ГК РФ). И далее нормы гражданского права, содержащиеся в ГК РФ, неоднократно указывают на обычай как на источник права (например, ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должна исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями»). Отсылки к обычаям традиционно имеются в морском торговом праве. Так срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Правовой обычай действует и с «молчаливого согласия» законодателя. По своей сути государственно-правовой обычай направлен на регламентацию таких социальных отношений и связей, которые составляют предмет данной отрасли права или же непосредственно с ним связаны. Многократное повторение фактических обстоятельств в определенных ситуациях приводит к тому, что правило поведения закрепляется и выступает как образец.

Нормы права закрепляют и пропагандируют многие прогрессивные обычаи и традиции, содействуют внедрению в быт, общественно-политическую, социально-культурную и производственную сферы.

Утверждению высоких нравственных и гуманистических ценностей в медицине служит институт врача. По своей сути это торжественное обещание, которое приносят граждане кончившие высшие медицинские учебные заведения и получили звание врача. Ее ритуал опирается на старинные традиции и обычаи, веками утверждавшиеся среди лиц, профессионально занимавшихся врачеванием.

Разработаны методические рекомендации и сценарии торжественного вручения паспорта, торжественные регистрации брака и новорожденных. В нормативных актах различной юридической силы сказано о необходимости проведения торжественной, праздничной церемонии при получении гражданами орденов, медалей, других государственных наград, дипломов и свидетельств об образовании, многих документов, выдаваемых органами ЗАГСа.

К обычаям примыкают деловые обыкновения – негласные правила поведения, сложившиеся на основе постоянного и единообразного их применения в практической деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций, закрепляющие, прежде всего определенный порядок ведения дел.

В целом, в современной правовой науке отсутствует единое понимание обычая как источника права, и даже в правовой доктрине одной и той же страны можно найти разные определения правового обычая. Проблемы правового обычая еще ждут своих исследователей. Особенно актуальной они становятся с развитием рыночной экономики и частного права, где роль обычая неминуемо должна возрасти.

 

51. Характеристика нормативно-правового акта как источника права.

 

Нормативно-правовой акт это официальный документ, созданный компетентными органами государства, содержащий правовые нормы (правила поведения).

Понятие «нормативно-правовые акты» включает широкий комплекс актов правотворчества, издаваемых государственными органами. Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права. Столь важное значение нормативно-правовых актов в правовом регулировании объясняется рядом их существенных преимуществ по сравнению с другими источниками права.

Данные преимущества состоят в том, что, во-первых, нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, а также в любом объеме изменены и отменены. Это позволяет более оперативно и эффективно реагировать на изменение потребностей общественного развития, обеспечивая, таким образом, динамизм права.

Во-вторых, нормативные акты исходят, в конечном счете, из единого центра – нормотворческих органов государства. Это дает возможность праву функционировать как единой и цельной системе в пределах своей страны и, следовательно, с максимальной полнотой обеспечивать системность права. Систематизированность нормативно-правовых актов позволяет легко осуществлять поиск нужного документа.

В-третьих, нормативные акты позволяют точно фиксировать в документах содержание юридических норм. Это создает надлежащую, разумную, формальную определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, существенной преградой произвольного толкования и применения норм права.

Множественность нормативных актов, принятых в государстве, обусловлена в первую очередь большим объемом экономических и социальных вопросов, которые приходится решать государству, особенностями механизма государства и его организационной структуры, а также выполняемыми им функциями, которые диктуют соответствующие методы государственно-правового регулирования. Причина и одновременно задача дифференциации источников права состоит в том, чтобы устанавливаемые правила поведения были обличены в наиболее действенную правовую форму, максимально соответствующую их характеру и содержанию.

Нормы права, как обязательные правила поведения устанавливаются в официальном, регламентируемом законом порядке, именуемом правотворчеством.

Правотворческая деятельность – это деятельность компетентных государственных органов, связанная с созданием, изменением или отменой существующих в государстве правовых норм. Это особая форма осуществления функций государства, основанных на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм. Результаты правотворчества (т.е. нормы права) получают свое закрепление в официальных документах - нормативно-правовых актах либо фиксируются в другой официальной форме.

Многообразие нормативных актов упорядочено государством. Это заключается в том, что нормативно-правовые акты:

1) дифференцированы, т.е. имеют определённую структуру, соответствующую структуре и основным направлениям деятельности государственных органов, также определена форма нормативно-правовых актов для каждого вида правотворческих органов;

2) иерархиезированы, т.е. имеют определённую юридическую силу и в своей совокупности представляют вертикальную систему во главе с конституцией, где любой закон (подзаконный акт), имеющий наименьшую юридическую силу, должен строго соответствовать Конституции и любому закону, имеющему более высокую юридическую силу.

Юридическая сила нормативно-правового акта – это свойство акта действовать, порождать юридически обязательные правовые последствия. Юридическая сила характеризуется двумя моментами: соотношением нормативных актов между собой и значением нормативных актов для исполнителей. Если в первой характеристике она проявляется в иерархичности, то во второй - в общеобязательности правовых норм.

Юридическая сила нормативного акта зависит от компетенции правотворческого органа, от его места в механизме государства, поэтому государством установлен определенный круг подведомственных государственному органу вопросов, составляющих его компетенцию.

Следовательно, юридическая сила акта – это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчинённость актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

3) конкретизированы по предмету регулирования, определены пределы действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;

Единство системы нормативно-правовых актов состоит в верховенстве закона, в единых принципах правотворчества (демократизм, законность, научность), во взаимодействии нормативно-правовых актов между собой, а также в наличии кодифицированных правовых актов.

Рассмотрим классификацию нормативно-правовых актов.

1) по юридической силе:

- акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция);

- законы (федеральные законы, конституционные федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов государства);

- подзаконные нормативно-правовые акты (акты органов м.у., указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции и указания министерств, ведомств и госкомитетов);

- в качестве особой группы выступают локальные правовые акты.

2) по предмету регулирования:

- акты конституционной отрасли права;

- акты уголовной отрасли права;

- акты административной отрасли права;

- акты гражданской отрасли права и т.д.

3) по субъектам их издания:

- акты органов государства;

- акты органов субъектов государства;

- акты органов местного управления;

- акты непосредственного народного волеизъявления;

к этой же классификации можно отнести конкретное деление актов по органам, их издавшим на акты, изданные парламентом, акты, изданные правительством, акты, изданные президентом и т.п.

4) по способу принятия:

- акты, принятые государством;

- акты, принятые в ходе санкционированного нормотворчества;

- акты, признанные государством;

- акты, принятые непосредственно народом.

5) по сфере действия:

- акты, распространяющие свою силу на всю территорию государства;

- акты, действующие на территории одного или нескольких субъектов государства;

- акты местного уровня.

Нормативно-правовой акт это официальный документ, созданный компетентными органами государства, содержащий правовые нормы (правила поведения).

Для более чёткой характеристики нормативно-правовых актов сформулируем их основные признаки:

1. Они являются актами правотворчества государства и содержат правовые, обязательные предписания общего характера о порядке поведения людей и организаций – правовые нормы, а также предписания об установлении и прекращении действия правовых норм.

2. Нормативно-правовые акты распространяют свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений, составляющий их содержание.

3. Нормативно-правовые акты адресованы любому субъекту, участвующему в данных отношениях и могут применяться неоднократно.

К нормативно-правовым актам относятся: Конституция государства, другие законы и система подзаконных актов.

Главным источником государственного права является Конституция - Основной Закон, так как именно её нормы закрепляют основы полновластия народа, основы и принципы отношений, возникающие в процессе его осуществления. Конституция является ядром законодательства в общественном и государственном строе.

Все остальные источники государственного права исходят из Конституции, развивают, дополняют и конкретизируют конституционные положения.

Будучи основным источником права, Конституция является главным источником всех без исключения отраслей права, ядром всего законодательства. Так, например, невозможно существование трудового права без его конституционных основ и принципов: провозглашение права с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, род занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и т.д.

Закон это акт верховной власти, обладающий высшей юридической силой, регулирующий важнейшие вопросы внутригосударственной и международной жизни и принятый в особом процедурном порядке.

Принцип верховенства закона означает, что:

1) подлежащие правовому регулированию ключевые, основные общественные отношения должны регулироваться, прежде всего, законом, причем круг этих отношений последовательно расширяется;

2) коллизии, возникающие между законом и подзаконными правовыми актами, должны разрешаться на основе главенствующей роли закона;

3) возможные расхождения или противоречия между законом и направленными на его исполнение нормативными подзаконными актами делают необходимым предварительное создание соответствующих гарантий законности в области правотворчества. Эти гарантии призваны обеспечить положение, при котором основы общественных отношений регулировались бы законом, а возможные нарушения принципа главенствующей роли закона незамедлительно исполнялись.

Среди законов по содержанию, значению и юридической силе особое положение занимают конституционные законы представляющие собою юридическую основу всего законодательства.

Принципы и основные положения конституционного законодательства, которое часто носит программный характер, постепенно реализуются в органических и обычных законах.

К органическим законам относятся те акты, которые регулируют какой-либо государственно-правовой институт в







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.