Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятийный аппарат конфликтологии. Ее предмет и объект.





Понятийный аппарат конфликтологии. Ее предмет и объект.

К-я- наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также управление ими.

Универсальная понятийная схема описания конфликтов:

1)сущность к-та 2)классификация 3)структура к-та 4)ф-ии к-та 5)генезис к-та (причина к-та) 6)эволюция к-та 7)динамика к-та 8)системно- информ. описание к-та 9)предупреждение к-та 10)завершение к-та 11)исследование и диагностика к-тов.

Предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат.

Объект конфликтологии — сама соц. жизнь, все разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн.

 

Понятие конфликта и конфликтной ситуации.

Конфликт – это сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые разл. стороны: индивиды, соц. группы, нац.- этнические общности, гос-ва, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым разл. причинам: психологич., эконом.., полит., ценност., религ. и т.д.

Конфликт – есть кач-во взаимодействия между людьми (или элементами внутр. структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

Конфликтная ситуация – частное понятие по отношению к кон­фликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на опр. мо­мент времени. Интерпретируя внеш. ситуацию как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуа­цию в конфликт.

 

Типологии конфликтов: потребность и критерии.

К-ты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: 1) к-ты из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; 2) из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей. Исследование к-та в сфере удовлетворения потребностей людей предполагает пересмотр нормативистского подхода. Суть этого подхода состоит в определении среднедушевого показателя обеспечения жизн. потребностей и сравнения с этим показателем достигнутого на этот год показателя реального потребления. Этот подход исходит из уравнительной трактовки потребностей.

Типология полит. конфликтов- критерии:

· по сфере распростр.: внутриполит. и внешнеполит. межгос. к-ты;

· по типу полит. системы: к-ты тоталитарных, командно-бюрократич. и демократич. полит. систем;

· по х-ру предмета к-та: к-ты полит. интересов, статусно-ролевые к-ты, к-ты полит. ценностей и полит. идентификации.

Системы ценностей делятся на «наши» и «ваши».

К-ты в соц.-эконом. сфере косаются осн. соц. Это к-ты в сфере образования, мед. обслуживания, ЖКХ, жил. стр-ва, галопирующего роста цен,, занятости, оплаты труда, пенсион. обеспечения и др.

 

Объект, предмет конфликта и субъекты конфликта.

Каждый конфликт имеет свой объект и свой предмет.

Под предметом к-та понимается объективно существующая или мыслимая проблема, служащая основой и причиной разбора между сторонами. Каждая сторона заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это и есть то осн. противоречие, из-за которого и ради разрешения которого, субъекты вступают в противоборство, это сама сущность конфликта.

Под объектом к-та подразумевают конкр. ценность, к обладанию или пользованию кот. стремятся обе стороны конфликта, по поводу которой возникает противоборство сторон. Данной ценностью может быть любой элемент матер. мира и соц. реальности, способный служить предметом притязаний.

Чтобы какая-то вещь стала объектом конфликта нужно, чтобы к ней проявляли интерес неск. участников, должна быть дефицитной, носить релятивистский х-р (к ней разл. т.зр.).

Субъекты- участники, стороны к-та, это взаимно активно противоборствующие стороны соц. взаимодействия, находящиеся в состоянии к-та, или же скрытно и явно поддерживающие к-кт. Совр. конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Осн. участники к-та - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее актив. роль в его возникновении и развитии. Их именуют субъектами,или оппонентами к-та.

К неосн. участникам конфликта отн-ся все ост. участники к-та. Их часто именуют косвенными участниками к-та. Им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии к-та. Их называют третьей стороной.

Виды социальных конфликтов.

Соц. к-кт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, кот. характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов соц. общностей и индивидов.

Виды соц. к-тов:
• По длительности - долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
• По объему - глобальные; нац.; локальные; регион.; групповые; личн..
• По источнику возникновения – объектив.; субъектив.; ложные.
• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.
• По форме — внутр.; внеш.
• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.
• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.
• По сферам общ. жизни — эконом. (производств.); полит.; этнич.; семейно-бытовые.
• По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологич.) уровни; внутри- и межгрупповой (соц.-психолог.) уровни; внутринац. и международный (соц.) уровни.

Стили поведения в конфликте.

Стили поведения в конф. ситуации связаны с гл. источником к-та — различием интересов и ценно­стных ориентаций взаимодействующих субъектов.

Стиль поведения любого человека в к-те опред-­ся: мерой удовл. собств. интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовл. интересов др. стороны; индивид. или совместными дейст­виями.

Томас — Килменн

Спо­собы регулирования к-тов:

конфронтация (соревнование) как стремление, активно и индивид. действуя, добиться удовл. своих инте­ресов в ущерб интересам др. стороны;

приспособление, означающее в противоположность сопер­ничеству принесение в жертву собств. интересов ради ин­тересов др. стороны;

уклонение (избегание), для кот. характерно отсутствие как стремления к корпорации, так и тенденции к достижению собств. целей;

конкуренция- соревноват. взаимодействие, не ори­ентируемое на обязат. ущерб др. стороне;

компромисс как метод взаимных уступок;

сотрудничество, когда принимаются решения, полностью удовлетв. интересы обеих сторон.

Основные стадии конфликта

Первая - возникновение конфликтной ситуации На этой стадии зарождается противоречие, которое может еще не осознаваться участниками и свидетелями. Если конфликт имеет намеренно характер, то противоречие, что было в скрытой форме, обостряется по инициативе одной из сторон.

Вторая - осознание конфликта. Конфликтующие стороны начинают понимать, находящихся в конфликтных, соперников отношениях с соответствующим эмоциональной окраской. Формируется оценка ситуации как конфликтной - определяются причина, повод, состав участников, перебираются варианты действий и определяется оптимальный из них, принимается решение в действие. Решение может быть двух видов: Всячески предупреждать развитие конфликта, искать компромисс, избегать конфликта или, наоборот, активизировать конфликт, придать ему более острой форме и добиться победы.

Третья - внешнее проявление конфликта, его апогей. Происходит открытое столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых действует согласно своим намерениям и принятых решений. Вместе делаются попытки блокировать действия соперника. Стороны могут согласиться на компромисс, и тогда столкновение примет форму переговоров (непосредственно или через третье лицо), причем наиболее эффективный результат таких переговоров - взаимные уступки.
Четвертая - решения, завершение конфликта. На этой стадии конфликта участники оценивают последствия своих действий, сопоставляют достигнутый результат с ранее намеченной целью. В зависимости от выводов конфликт прекращается (затухает) или же развивается дальше; в последнем случае он заново проходит через вторую, третью и четвертую стадии, но уже на новом уровне.

 

16) Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика.

Исследования позволили установить три основных модели поведения личности в конфликтной ситуации:

1. Конструктивная модель выражается в стремлении уладить конфликт, найти приемлемое для обеих сторон решение. При этом проявляются доброжелательное отношение к сопернику, открытость, искренность, выдержка и самообладание.

2. Деструктивная модель проявляется в стремлении к расширению и обострению конфликта, основанном на принижении соперника. Проявляются подозрительность, недоверие, негативные оценки соперника, иногда переходящие в нарушение этики общения;

3. Конформистская модель предполагает пассивность и склонность к уступкам. Здесь проявляются непоследовательность в оценках и суждениях, уход от обсуждения, соглашательство.

Видно, что каждая модель обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Кроме того, модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Кратко характеризуя описанные модели поведения, можно отметить, что наиболее желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная модель несет в себе опасность неконтролируемого развития конфликта. Конформистская модель занимает промежуточное положение, но при определенных условиях она может способствовать и даже провоцировать агрессивность соперника. Если противоречия, разрешаемые в ходе конфликта, имеют незначительный характер, то конформистская модель может обеспечить быстрое разрешение такого конфликта.

 

Межличностные конфликты

Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и пси­хологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпера­ментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологи­ческая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холериче­ский тип темперамента и т.д.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собст­венного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравствен­ных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться
контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные
цели, нужды, потребности оппонента.

 

3. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.

4. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуа­ции. В случае необходимости — приглашение посредника.

 

Различают 2 модели переговоров:

1) модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения
проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон;

2) модель «уступок — сближения».

5. Благоприятным является организация совместной деятельности на всех ста­
диях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска
возможных вариантов решения конфликта.

Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который ула­жен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон кон­фликта.

 

 

Аккомодация - такой вид межгруппового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа (как правило, уступающая в могуществе, силе, богатстве и т.п. другой) стремится приспособиться к давлению более сильной социальной группы.

Ассимиляция - специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п. Таким путем происходит слияние народа или его определенной части с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев и т.д.

межгрупповой конфликт причина управление

Подавление -вид межгруппового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы, ярким примером чего может служить подавление советской властью, ее карательными органами Кронштадского мятежа в 1921г.

Переговоры -специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которой соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования конфликта путем взаимных уступок друг другу.

Компромисс -такое межгрупповое взаимодействие, которое позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг другу.

Согласие -своеобразный вид межгрупповой динамики, позволяющий конфликтующим группам придти к взаимной договоренности, к соглашению по какому-либо важному для них вопросу.

Сотрудничество -такой вид межгруппового взаимодействия, при котором дружественные или соперничающие друг с другом группы начинают заниматься совместной деятельностью в важной для них сфере общественной жизни.

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

Значительный вклад в изучение механизмов возникновения межгрупповых конфликтов и враждебности внесли психологи. Представители различных школ обосновывали обычно один из механизмов межгруппового конфликта, придавая ему наибольшую значимость. Поэтому при рассмотрении в целом механизмов возникновения этих конфликтов надо учитывать следующие обстоятельства:

 в различных межгрупповых конфликтах может доминировать тот или иной механизм их возникновения;

 межгрупповые механизмы более консервативны, чем психологические механизмы межличностного взаимодействия.

Среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяют такие, как: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов, внутригрупповой фаворитизм.

Межгрупповая враждебность. Фрейд определил функцию этой враждебности, объяснив ее как главное средство поддержания сплоченности группы. Данный механизм получил развитие в работах Долларда, Миллера, Берковитца. Последний обосновал неизбежность переноса человеком агрессии на всех «похожих», на тех, кто оказал на него фрустрирующее воздействие в прошлом, в процессе «социального научения». Здесь вновь постулируется неизбежность межгрупповой агрессии.

Последователи теории «фрустрация — агрессия» показали возможность возникновения агрессии в том случае, когда человек непосредственно не испытывал фрустрирующего воздействия, а лишь являлся его пассивным свидетелем. Наличие сцен жестокости в просмотренном фильме усиливало агрессивные реакции испытуемых, особенно тогда, когда они сталкивались с потенциальной жертвой, которая, чаще всего по этническим признакам, могла быть ассоциирована с жертвой из увиденного фильма.

Объективный конфликт интересов. Наиболее полно данный механизм описан в реалистической теории группового конфликта Д. Кэмпбеллом. Ее суть сводится к следующему:

 конфликт интересов различных групп может вызвать межгрупповой конфликт;

 угроза обуславливает внутригрупповую солидарность;

 угроза обуславливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности;

 угроза увеличивает непроницаемость групповых границ;

 угроза уменьшает отклонение индивида от групповых норм;

 угроза увеличивает степень наказания и степень ответственности нарушивших верность своей группе.

Внутригрупповой фаворитизм. Ряд специалистов (Фергюссон, Келли, Рабби, Горвитц) показали, что межгрупповая конфликтность может наблюдаться и без объективного конфликта интересов, а только благодаря определенным познавательным процессам. Данный феномен получил название «внутригрупповой фаворитизм».

Его суть заключается в тенденции благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Он может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и при формировании мнений, суждений, оценок, относящихся к членам собственной и других групп. Эти эффекты могут действовать в различных ситуациях, на различных уровнях социального взаимодействия, как бы устанавливая демаркационную линию между людьми, которые по каким-либо критериям оцениваются как «свои», и теми, кто по этим критериям оценивается как «чужие».

Когда статусные различия между двумя группами (высокостатусной и низкостатусной) признаются справедливыми, эффекты внутригруппового фаворитизма выражены незначительно. Как только возникает сомнение в справедливости статусных различий, внутригрупповой фаворитизм возрастает, причем в большей степени у членов группы, обладающей более высоким статусом. Осознание незаконности (нестабильности) статусных различий порождает стремление их изменить, увеличивает внутригрупповую поддержку и межгрупповое соперничество.

Данный механизм является психологическим. Однако на фоне глубоких объективных противоречий между группами (классовых, этнических, региональных, возрастных) высокая степень внутригруппового фаворитизма чревата деструктивными социальными последствиями. Конфликты между группами усиливают степень внутригруппового фаворитизма и межгрупповой враждебности.

 

Понятийный аппарат конфликтологии. Ее предмет и объект.

К-я- наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также управление ими.

Универсальная понятийная схема описания конфликтов:

1)сущность к-та 2)классификация 3)структура к-та 4)ф-ии к-та 5)генезис к-та (причина к-та) 6)эволюция к-та 7)динамика к-та 8)системно- информ. описание к-та 9)предупреждение к-та 10)завершение к-та 11)исследование и диагностика к-тов.

Предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат.

Объект конфликтологии — сама соц. жизнь, все разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.