Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие психофизики и психометрии. Закон Вебера-Фехнера





Эрнст Вебер (1795-1878) стоял у истоков психофизики и психометрии. Он исследовал зависимость ощущений от вызывающих их внешних физических стимулов, используя экспериментальный метод и математические расчеты, показал, что индивид начинает различать изменение силы ощущения в первую очередь из-за разницы между силой первого и второго раздражителей, причем у каждого вида раздражителя может быть свой порог различия ощущения, и эта величина постоянна для каждого из видов.

В дальнейшем Густав Теодор Фехнер (1801-1887) разрабатывал законы зависимости ощущений от силы вызывающих их раздражителей и выдвинул следующие идеи:

1. Различие между ощущениями, вызванными двумя одинаковыми стимулами, зависит от первоначальной величины этих раздражителей.

2. Введение термина «порог ощущений и разностный порог», означающего ту минимальную разницу, которую испытывает в своих ощущениях индивид при изменении

силы и качества раздражителя.

3. Введение закона Вебера-Фехнера, суть которого заключается в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя: для того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии, необходим рост величины стимула в геометрической прогрессии.

Благодаря разработанным в недрах психофизики и психометрии теориям и используемым методам исследования психология начинает свой путь как самостоятельная наука. Используемый Г. Фехнером метод математических исчислений и выведенный на основе этого метода закон чувствительности индивида (закон Вебера-Фехнера) позволили психологии осуществлять исследования, основанные не на домыслах, но имеющие точные математические методы проверки и изучения взаимоотношений между психическим и физическим, включающие в себя такие понятия, как эксперимент, число, меру, а также в дальнейшем распространить эти методы и выведенный с их помощью закон и на другие отрасли и области психологии, например на изучение критериев принятия решений, эмоциональных состояний. Большой отклик теория Фехнера нашла в психодиагностике.

Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки. Открытие первой психологической лаборатории В.Вундтом. первые программы построения психологической науки (Вундт, Сеченов, У.Джемс).

исследование структуры и внутренних закономерностей течения психических процессов, интроспективно данных субъекту, проводилось при полной их оторванности от прочих явлений реальности, а стало быть законы психологии описывали процессы, происходящие исключительно внутри сознания, ограниченные его рамками.

Описанные тенденции классической психологии сознания в полной мере отразились у В. Вундта в первой программе психологии как самостоятельной науки (Вундт, 1912 а, б). Ее теоретические принципы причудливым образом дополнялись восходящими к Г.В. Лейбницу альтернативными идеями, утверждавшими изначальную внутреннюю активность психики (в виде апперцепции), ее непрерывность и несводимость к сознанию. Все это не придавало продуктивности развитию вундтовской экспериментальной программы: основные результаты ее разработки, запечатленные в виде «общих законов душевной жизни», явно не оправдывали своего названия («закон творческого синтеза», утверждавший несводимость сложных образований к составляющим их частям) и даже опровергали исходную элементаристскую методологию исследования. Итак, первая программа новой психологии, несмотря на новаторство ее автора, привнесшего неведомый ранее этой науке экспериментальный метод, опиралась на старые и к тому же успевшие стать весьма исчерпанными теоретико-методологические принципы.
Естественной реакцией на подобную ситуацию явилось выдвижение — еще до открытия вундтовской лаборатории — нескольких альтернативных программ построения новой психологии. Авторами наиболее известных из них выступили Ф. Брентано, У.Джемс (Джеймс) и И.М. Сеченов (Ярошевский, 1985). Главное, что объединяло эти, несхожие по содержанию и появившиеся в разных странах программы, состояло в переориентации от традиционного субстанциального к новому — функциональному способу построения предмета психологии, ранее недоступному психологии сознания. Если первый из них, как отмечалось, задает предмет через его внутреннее содержание и тем самым исключает его из взаимоотношений с другими явлениями, то второй, напротив, задает предмет через его функцию, через его роль и значение по отношению к другим явлениям действительности, органично включая его во взаимосвязи с ними. При этом структура изучаемого предмета, не ускользая из поля внимания, становится производной от его функции.
Последнее представление, будучи впоследствии переосмыслено У. Джемсом (1896) с позиции функционального подхода, ляжет в основу его понимания предмета психологии как адаптивной функции сознания и станет основой американского функционализма.

Однако первая программа новой психологии, утвердившая функциональный способ построения ее предмета и тем самым совершившая революционные преобразования в этой науке, появилась несколько ранее джемсовской. Ее автором стал немецкий и австрийский философ, католический священник Ф. Брентано Если идеи Брентано заложили на рубеже веков основания европейского функционализма, то идеи другой программы новой психологии сформировали основы американского. Ее автор, В. Джемс, также начинал с резкой критики вундтовского понимания предмета психологии как структуры сознания. Последняя не может выступать предметом психологии в силу своей текучести, непрестанной изменчивости, процессуальности — качеств, воплощенных в известной метафоре «потока сознания» {Джемс, 1896). Содержание сознания изменчиво, неизменна лишь его функция — адаптация организма к окружающей среде. Именно она и должна стать предметом психологии.

Автор третьей программы построения новой психологии, российский ученый И.М. Сеченов, не пользовался понятием «функция». Однако его программа также определяла предмет психологии функционально: психика рассматривалась не как интроспективно постигаемый опыт, но как средство регуляции взаимоотношений организма и среды — процесса, запечатленного впоследствии в категории поведения {Сеченов, 1995; Ярошевский, 1981).

Итак, все три программы опирались на новый — функциональный — способ определения психики, резко расширявший горизонты психологии и придававший множество «степеней свободы» ее дальнейшему развитию. Для укоренения этого способа в научном мышлении психологов поребовалось весьма непродолжительное время, по прошествии которого каждая из открывшихся «степеней свободы» окажется «опредмеченной» в новых общепсихологических теориях, выдвинутых известными научными школами психологии XX века.

Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей в конце 19- начале 20 вв. экспериментальные исследования простейших элементов сознания (ощущений и восприятия) и процесса апперцепции.

Билет № 27

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии, её место в системе наук о человеке. Житейская и научная психология.

Оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Психология (греч. — душа и логос — наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики, основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам: Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Научная и житейская психология. (по Гиппенрейтер): 1). Житейские хнания конктретны, научные обобщающие; 2). Жит. зн. носят интуит. х-р, а научн.-рац-ны и осознанны; 3). сп-б передачи знаний: жит: самост., устн; научн: знан. ассимил, фиксир. в научн. лит.; 4). Методы получ. знан.: в жит. – наблюд. и размышл. В научной п.ихологии ещё и эксперимент; 5). Научн. пс. располагает накопленным обширным материалом, в т. ч. в спец. отраслях пс.

Структура психологии: Общая психологияисследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяютдела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Отрасли психологии: Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания. Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста. Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации. Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

Б. Предмет психологии. Мет оды психологии. Классификация методов психологического исследования. Характеристика основных методов психологии (наблюдение и эксперимент). Методологические принципы психологического исследования: пр.детерминизма, пр.объективности, пр. генетический, пр. индивидуального подхода, пр. системного подхода, пр. пркт. напр-ти пс. исслед.

Разграничение объекта и предмета было намечено Имманулом Кантом.

Итак, под объектом понимается часть объективного мира, а под предметом - то, что подлежит изучению в нём. Понятие объекта шире по своему объему, чем понятие предмета, поскольку предмет - часть объекта. В окончательном виде объекту и предмету можно дать следующие формулировки: Объект - это фрагмент объективной, т.е. существующей независимо от сознания исследователей действительности. Предмет - это специфический для науки угол зрения на объект, аспект самого объекта, специфичный для определённой отрасли науки и задаваемый её категориальным аппаратом, используемыми ею методами исследования. Что же представляют собой объект и предмет психологии как науки? В 1912г. Г.И.Челпанов в учебнике «Психология» даёт определение: «Психология есть учение о душе». В 1926г. К.Н.Корнилов в своём первом учебнике отмечает: «Психология изучает не саму душу, а проявления этой души, психология является наукой о закономерностях психической деятельности человека».

Учение о методе психологии составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методы психологии — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента — совершенно иную.

Классификация методов в психологии:: наблюдение- научный метод исследования, не ограниченный простой регистр. фактов, а научно объясняющий причину явлений.(жит, научн.) Эксперимент - активное вмеш-во иссл-ля в деят. Испыт-го, для созд.усл., в кот. выявл. психол.факт.(лаб, естеств, констатирующ-в нем моделир.некот.стороны развит.чел; формирующ-обуч,воспит.) Вспомогат.м-ды: нализ продуктов деятельности, библиографич.м-д, близнецовый, социометрия, моделирование, анкеты,тесты (прогноз-ие, диагностир-ие).

Характеристика основных методов в психологии:

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (продолжительное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное, особый вид — включенное (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Наблюдение может быть непосредственным или опосредованным (с применением вспомогательных средств). Примеры «прямого» — наблюдение экспериментатором или несколькими экспертами за поведением человека и регистрация его отдельных признаков, симптомов, их частоты. «Косвенное», или опосредованное, предполагает использование вспомогательных средств (вопросы, беседы, анкеты, изучение продуктов деятельности — например, изучение рисунков, сочинений, результатов выполнения интеллектуальных, психомоторных и прочих заданий). «Прямое» наблюдение является относительно субъективным методом, зависит от внимательности, установки, опыта наблюдателя, поэтому лучше использовать одновременно 3-4 экспертов-наблюдателей.

Однако самым главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, чтобы создать условия, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, когда используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что проводится эксперимент, хотя истинного смысла того может и не знать. Эксперимент проводится многократно с участием большого числа участников, что позволяет устанавливать общие, статистически достоверные закономерности развития психических явлений. Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем человек не подозревает, что стал участником эксперимента (результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой камерой). Такого рода исследования помогают выявлять достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и перестают быть тайной для испытуемых. В настоящее время широко обсуждается проблема этичности психологических экспериментов, так как использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается недопустимым: записывающую технику следует использовать только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы человеку.

Основными исходными положениями психологической науки, лежащими в основе ее методологии и методики, являются:

1. Принцип детерминизма (причинная обусловленность):

1) Психика обусловлена объективной действительностью.

2) Все психические явления обусловлены деятельностью мозга.

3) При изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие.

4) Психика определяется образом жизни. 2. Принцип единства сознания и деятельности: 1) Деятельность — форма активности сознания. 2) Сознание — результат поведения и деятельности. 3) Сознание образует внутренний план деятельности.

4) Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания (педагогика). 3. Принцип генетический — развития: Психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно. 4. Принцип объективности. Построение системы научного знания строго в соответствии с психологической реальностью. (позволяет снизить влиян. личных пристрастий, корпоративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование) 5. Принцип индивидуального подхода: конкретизирует системный подход. Направлен на учёт как индивидуальных особенностей каждого; один из методологических принципов психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, представителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей, мыслями. 6. Системный подход- группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями в управлении системами и интеграции знаний. Границы применения системного подхода: 1) системный подход не самоцель, плоды его четкие теоретические и экспериментальные выводы; 2) системный подход применим только к тем объектам, которые обладают высокой степенью функциональной обособленности. Типы системного подхода: 1. Комплесный (изучается только состав системы, нет отношений между элементами, элементами и целым); 2. Структурный (состав, отношения между элементами, нет отношения элементов и целого); 3. Целостный (рассматриваются все отношения). Системный подход - применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. Примеры применения системного подхода в психологии: выделение низших и высших психических функций, поведенческого и гностического компонентов интеллекта, различных сторон личности, тенденций и потенций, рассмотрение психики как подсистемы "человек-среда".







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.