Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наглядная образность и эмоциональность





Религиозное сознание выступает в чувствен-
ных (образы созерцания, представления) и
мыслительных (понятие, суждение, умозак-
лючение) формах. Значимость последних существенно возрастает на
концептуальном уровне, в целом же преобладают сенсорные образо-
вания, особенно большую роль играет представление. Источником
образного материала служат природа, общество, человек; соответст-
венно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию
явлений природы, общества, человека. Существенны в религиозном
сознании так называемые смыслообразы, которые являются переход-
ной формой от представления к понятию. Содержание религиозного
сознания наиболее часто находит выражение в таких литературных
жанрах, как притча, рассказ, миф, "изображается" в живописи, скуль-
птуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начер-
таниям и т. д.
Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что
обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного
сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные
чувства. Религиозные чувства - это эмоциональное отношение веру-
ющих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям,
к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу
и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным
явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно
считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными
представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответ-
ствующую направленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные
чувства становятся объектом потребности - тяготения к их
переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.
С религиозными представлениями могут сплавляться и получать
соответствующую направленность, значение и смысл самые разные
эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благоговение, радость,
надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и
эгоистические, практические и гностические, нравственные и эс-
тетические; в этом случае переживаются "страх Господень", "любовь
к Богу", "чувство греховности, смирения, покорности", "радость бо-
гообщения", "умиление иконой Богоматери", "сострадание к ближне-

му", "благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы",
"ожидание чуда", "надежда на потустороннее воздаяние" и т. д.

Соединение адекватного и неадекватного

В религиозном сознании адекватные отра-
жения соединены с неадекватными. Нет осно-
ваний подходить к такому соединению
аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди
никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было
исканий истины, они не "вина", а неизбежность (о сознательном обма-
не с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае
не идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивиду-
ального существования люди нуждаются в иллюзиях.
Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является "аб-
солютно ложным": в нем есть адекватное миру содержание. Например,
в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогу-
щего, всеблагого, вездесущего и человека как тварного, немощного,
греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и
зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют со-
ответствующие действительности данные чувственного опыта (астро-
морфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм,
психоморфизм, социоморфизм). В религиозном мифе, притче воссоз-
даются реальные явления и события аналогично тому, как это
происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном
повествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всего
содержания сознания религиозных систем. В определенных условиях
в них развивались естественнонаучные, логические, исторические,
психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуя
с другими областями духовной жизни, религия включает эко-
номические, политические, нравственные, художественные, фило-
софские воззрения. Они бывали заблуждениями, но среди них есть
и такие, которые давали достоверную информацию о человеке, мире,
обществе, выражали объективные тенденции развития. В религиях
производится адекватное действительности духовное содержание. И все
же правомерно учитывать, что это содержание в религиозных пред-
ставлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в резуль-
тате чего целостная картина может скрывать объективные связи.
"Основоположения", "посылки", "доктринальные аксиомы", "главные
Истины" не получили обоснования с использованием методов научного
познания и в конечном счете являются предметом веры.
Языковое выражение Религиозное сознание существует,
функционирует и воспроизводится посредст-
вом религиозной лексики, а также других производных от естествен-
ного языка знаковых систем - предметов культа, символических
действий и пр. Религиозная лексика - это та часть словарного состава
естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные

значения и смыслы. Имена религиозной лексики можно разделить на
две группы: 1) означающие действительные предметы с
атрибутизированными свойствами, например "икона", "крест", "храм",
"кардинал", "монастырь"; 2) означающие гипостазированные сущест-
ва, свойства, связи, такие, как "Бог", "ангел", "душа", "чудо", "ад",
"рай".
Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим,
действенным, становится групповым и общественным и, таким обра-
зом, существующим и для индивида" На ранних стадиях язык суще-
ствовал в звуковой форме, религиозное сознание выражалось и
передавалось с помощью устной речи. Появление письма позволило
фиксировать религиозные значения и смыслы также и в письменном
виде, складывались сакральные тексты. Сила слова, действенность
прежде всего звучащей речи отразились в религии. Например, хорошо
известно христианское учение о Логосе: "В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и без
Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоанн 1:1,3).
Возникала вера, что само знание и произнесение имени оказывают
воздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появление
речевой магии, а также словесных табу: у многих племен полностью
или в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей,
тотемов, духов, богов. Такие табу отражены в Ветхом Завете - имя
Бога "Яхве" запрещено произносить, оно заменяется другими,
например, читают и говорят "Адона" ("Мои боги").

Уровни сознания

Религиозное сознание имеет два уровня -
обыденный и концептуальный. Обыденное
религиозное сознание предстает в виде образов, представлений,
стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, вле-
чений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые
являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно
выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагмен-
тарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных
узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются
рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако
доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содер-
жание сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди компо-
нентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые,
консервативные и подвижные, динамичные; к первым можно отнести
традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения. Следует под-
черкнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные спо-
собы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий,
религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает
в личной форме.
Религиозное сознание на концептуальном уровне - концепту-

ализированное сознание - это специально разрабатываемая, систе-
матизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений,
аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упо-
рядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке,
целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, тео-
логия, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соот-
ветствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация
экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-эко-
номические, религиозно-политические, религиозно-правовые,
религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции
(теология труда, политическая теология, церковное право, нравствен-
ное богословие и т. д.); 3) религиозная философия, находящаяся на
стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм,
христианский экзистенциализм, христианская антропология, ме-
тафизика всеединства и др.).
Интегрирующий компонент - это вероучение, богословие, тео-
логия (греч. theos - бог, logos - учение). Богословие (теология)
состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные
аспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и в
то же время разрабатывает правила их толкования.

6) Религиозная деятельность, отношения и организация.

Религиозная деятельность

Виды деятельности В религии развертывается соответствующая
деятельность. Последняя представляет собой
"движущий", "беспокойный" компонент. Следует различать не-
религиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов,
групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуще-
ствляется во внерелигиозных областях: экономическая, производствен-
ная, профессиональная (в различных сферах разделения труда),
политическая, государственная, художественная, научная. Она может
быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может
выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, пред-
мету и результатам - это внерелигиозная деятельность.
Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе
общественной деятельности. Существуют два основных вида
религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая
осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную вне-
культовую деятельность образуют разработка религиозных идей,
систематизация и интерпретация догматов теологии сочинение бого-
словских произведений и т. д. Разновидностями практической внекуль-
товой деятельности являются производство средств религиозного
культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание бого-
словских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах,

духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в
религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных
взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда
в семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что,
как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей
мере проникают и элементы культа.

Культ

Важнейшим видом религиозной деятельности
является культ (лат. cultus - уход;
почитание). Его содержание определяется соответствующими
религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное
сознание предстает в культе прежде всего в виде культового текста,
к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Пре-
дания, молитв, псалмов, песнопений и др. Воспроизведение этих тек-
стов во время отправления культа актуализирует в. сознании
участников религиозные образы и мифы. Рассматриваемый с точки
зрения содержания культ может быть охарактеризован как "дра-
матизация религиозного мифа". В искусстве (например, в театре) вос-
произведение художественного текста, каким бы точным и мастерским
оно ни было, не устраняет условность ситуации действия. А дра-
матизация текста в религиозном культе связана с верой в действитель-
ное совершение описанных в мифе, событий, в повторяемость этих
событий, в присутствие мифологических персонажей, в получение
ответа от признаваемых объективными существ, в партиципацию или
идентификацию с ними.
Предметом культовой деятельности становятся различные объекты
и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве пред-
метов культа в религиях разных типов, в разных религиозных на-
правлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные,
растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр. с полагаемыми
религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями.
Многообразные процессы и явления могут представать в качестве пред-
мета культа и в виде гипостазированных духовных существ-духов, бо-
гов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа, в частности,
являются ритуальные пляски вокруг изображения животных - пред-
метов охоты, заклинание духов, камлания и пр. (на ранних стадиях
развития религии); богослужение, религиозные обряды, проповедь,
молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых
религиях).
Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий
индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные
стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стрем-
ления, чаяния. Вместе с. тем может действовать побуждение удовлет-
ворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности -
эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа как

субъект неоднородна: имеется небольшая труппа осуществляющих уп-
равление - священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец,
шаман и пр. и большая часть лиц, которые действуют как соучастники
и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна ве-
рующим со значительной степенью религиозной убежденности, с
хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых
действии.
К средством культа причисляют молитвенный дом, религиозное
искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные
культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, свя-
щеннические облачения). Важнейшим средством является культовое
здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую
зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от
иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей
сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, зна-
ках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозный
смысл и значение.
Способы культовой деятельности определяются содержанием
религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе
религиозных взглядов складываются определенные нормы,
предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются
как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, ко-
ленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более слож-
ных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения,
праздники).
Средства и способы деятельности имеют символическое значение.
Символ представляет собой единство двух сторон - наличного пред-
мета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово
представляют значение, отличное от их непосредственного значения.
Крест, например, - это не просто предмет с перекрестными планками,
он является символом, выражает определенное значение (воздвижение
креста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время кре-
стного знамения православных, представляя собой некоторую фигуру,
образованную тремя сложенными пальцами, в то же время обозначает
исповедание триединства Бога.
Результатом культовой деятельности является прежде всего удов-
летворение религиозных потребностей, оживление религиозного соз-
нания. В сознании верующих с помощью культовых действий
воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются
соответствующие эмоции. Культ может стать фактором динамики
психологических состояний верующих: совершается переход от состо-
яния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутренней
разорванности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворен-
ности, успокоенности, гармонии, радости, прилива сил). В культовой

деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом,
она является средством сплочения религиозной группы. Во время
отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности.
Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и
убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов - все это может
доставлять эстетическое наслаждение.

Религиозные отношения

В соответствии с различными видами деятельности складываются
отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения эко-
номической, политической, государственной, просветительской и иной
деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в
соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях
возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по
объективному содержанию они нерелигиозны.
Свойства религиозных Религиозные отношения представляют собой
отношений вид отношений в духовной сфере, которые
складываются в соответствии с религиозным
сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной де-
ятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты,
организации.
Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания.
Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазирован-
ным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом.
Первые отношения развертываются в плане сознания, однако прояв-
ляются в действительных отношениях между людьми, например, меж-
ду мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с
другом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойст-
вам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С
другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая
действительные.отношения, по их образу и подобию конституирует
схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами пред-
ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с
людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют
отношения господства-подчинения (по типу "Господь и раб Госпо-
день"), государственно-правовые структуры (Бог - "Царь небесный",
патриарх - "владыка", папа - "монарх", "каноническое право"),
связи судопроизводства ("суд" над Христом, Бог - "судья", грешники
- "судимые", "Судный день"), семейные отношения ("Бог Отец", "Бог
Сын", "брат", "сестра"). Особое значение имеет воспроизведение нрав-
ственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям
придается моральное значение.
Имеются различные способы фиксации и опосредования

религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1)
предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие,
ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда
религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2)
индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной
организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом
случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации
взаимных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери,
Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т. д.; это иде-
ализированная, образная форма опосредования (И сказал Иисус:
"...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" - Мф.
18:20); 4) язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие
наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации
отношений называется языковым. Предметы, вещи, персоны, образы,
слова обладают символическими свойствами, являются знаками, ко-
торые выражают религиозные значения и смыслы, "прочитываются"
вступающими в связь индивидами.

Виды отношений

Следует различать внекультовые и культовыерелигиозные отношения. Внекультовые акту-
ализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В
них преимущественное значение приобретают действительные отно-
шения между религиозными индивидами, организациями. Например,
занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом
в определенные отношения обмена информацией; "богословских со-
беседований". Педагогический процесс в духовных школах предпола-
гает наличие связей "учитель - ученик", "ректор - педагогический
коллектив", определенных взаимоотношений между слушателями.
Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуще-
ствляются посредством информационных отношений, механизмов на-
ставления, сообщения, адаптации. В религиозной организации
складываются связи координации (взаимодействия "по горизонтали")
и субординации (соподчинения "по вертикали"), действуют отношения
властвования.
Культовые отношения формируются в процессе культовой деятель-
ности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипос-
тазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения,
развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимос-
вязях людей. Во время отправления культа складываются отношения
евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические,
обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха
и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церков-
ного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)"
с "крестными родителями (отцом и матерью)".
Носителями религиозных отношений в зависимости от степени

влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс,
профессиональная группа, государство со своими подданными или
части указанных групп, т. е. такие социальные и политические
объединения, представители которых относят себя также к одному
общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и вос-
производстве религиозных отношений играли социальные группы, вы-
делявшиеся по религиозному признаку, - варна брахманов в
древнеиндийском обществе, жрецы в рабовладельческих государствах
Европы, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях
и т. д.
Религиозные отношения могут иметь разный характер - солидар-
ности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы,
нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже
при "мирном сосуществовании", как правило, имеется представление
о превосходстве данного объединения, конфессии, направления,
религии.

Религиозные организации

В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций
выступают институты и организации. Для "ориентации" во вне-
религиозных областях создаются экономические институты (например,
"Банк святого духа" в Ватикане), политические партии (христианские,
исламские и др.), профсоюзы женские, молодежные и прочие
формирования.
Виды и строение Складываются учреждения и в религии -
религиозных организаций внекультовые и культовые. К внекультовым
отнесем звенья управления внекультовой де-
ятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы обра-
зования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных
заведений и пр.), а среди культовых упомянем причт, клир, диаконат,
епископат.
В первобытном обществе религиозных организаций не было. Ру-
ководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода
и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, зна-
хари и др. Складывались религиозные группы - "тайные союзы", не
совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации
общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов,
а вместе с ним и религиозные организации.
Последователи определенного вероисповедания составляют
религиозную общность. В рамках общности на основе различных видов
деятельности - культовой и внекультовой - выделяется целая систе-
ма религиозных субгрупп. Существование и функционирование
общности как единого целого обеспечиваются организацией.

Строение религиозной организации предписывается традицией и
обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами,
конституциями и т. д. Организационные принципы определяют ее со-
ставные части, совокупность позиции и ролей, правила субординации
и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев
организации, узлы деятельности и соответственно группы деятелей,
призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от ус-
ловий возникновения и существования религиозные организации
принимают монархический (католицизм, православие), парламентско-
королевский (англиканство), республиканско-демократический
(кальвинизм, баптизм) и иной вид.
Общность со всеми своими организационными элементами пред-
ставляет собой религиозное объединение. Первичной ячейкой
объединения является религиозная община, над общинами надстраива-
ется комплекс звеньев вплоть до высшего звена - центра объединения.
В объединении существует и целый ряд других составных элементов,
имеющих специфические организационные связи, но в то же время
включенных в общую структуру (например, духовенство, монашество).
Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все
звенья становятся взаимосвязанными органами целого.
Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных
элементов организации являются нормы религиозного права и морали,
санкции и образцы, авторитеты.
Типы объединений Набор организационных элементов, их
в заимосвязи, распределение позиций и ролей,
управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля
различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях разных
типов. На основе изучения христианства выделены типы религиозных
объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта,
мистерия и др. Наибольшее единодушие исследователей получило
признание трех первых типов.
Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение,
принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным
выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каж-
дого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно
и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во
многих церквах члены делятся на духовенство и мирян. Позиции и
роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и ав-
торитарному принципам.
Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем
или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия
на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, цен-
ностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а не-
редко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к

духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство
считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов,
провозглашается принцип добровольности объединения, делается ак-
цент на "обращении", предшествующем, членству. Историческая судьба
сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток вре-
мени прекращают свое существование. Другие с течением времени
превращаются в иные типы.
Деноминация может развиваться из других типов объединений или
складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, куль-
товые и организационные принципы формируются в оппозиции к
церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя, акцент на
"избранности" членов, она признает возможность духовного возрож-
дения для всякого верующего. Изоляция от "мира" и замкнутость
внутри религиозной группы не считается обязательным признаком
"истинной" религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянного
и строго контролируемого, членства, в соответствии с которым
предписывается активность прежде всего в религиозной деятельности,
наблюдается тенденция к соединению с "миром", последователи
призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации
присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали.

 

Функции и роль религии.

ФУНКЦИИ И РОЛЬ РЕЛИГИИ

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в
обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны.
Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммар-
ный результат, последствия выполнения ею функций.
Функции религии Выделяется несколько функций религии:
мировоззренческая, компенсаторная, ком-
муникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, куль-
туротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, преж-
де всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека,
общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение
мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозер-
цание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование
(эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку)
и пр. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсо-
люты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек,
обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла
наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вы-
рваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на

достижение "светлого будущего", на избавление от страданий, не-
счастий, одиночества, морального падения.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет
ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перест-
ройки сознания, так и изменения объективных условий существования.
Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное не-
равенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; цер-
ковная благотворительность, милосердие, призрение, пере-
распределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщен-
ность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные
отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично-
стным богообщением и общением в религиозной группе. Важное зна-
чение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса,
утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе
и в том случае, если психологический процесс приводится в движение
с помощью иллюзии.
Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную
функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в
религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена
информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.
Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих
друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, свя-
тыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, пос-
редников общения между людьми - в литургии, молитве, медитации,
"тайнозрении" и т. д.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определен-
ных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обы-
чаев, институтов осуществляется управление деятельностью и
отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Осо-
бенно большое значение имеет система норм (религиозного права, мо-
рали), образцов (многочисленных примеров для подражаний),
контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и на-
казаний ("воздаяний" действительных и обещаемых в посмертном су-
ществовании).
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении-
объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты.
Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция - ослаблению
стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп,
учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполня-
ется в тех пределах, в которых признается более или менее единое,
общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении
личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции,
если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще
и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет
дезинтегрирующую функцию.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культу-
ретранслирующую функцию. Она способствует развитию определен-
ных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства,
обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры,
осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поко-
лению.
Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узако-
нение некоторых общественных порядков, институтов (государствен-
ных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как
должных или, наоборот,.утверждение неправомерности каких-то из
них. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima
- высший принцип), в соответствии с которой дается оценка опре-
деленных явлений и формируется определенное отношение к ним.
Максиме придается обязательный и непреложный характер.
Принципы анализа роли Результат, последствия выполнения религией
религии ее функций, значимость ее действий, т. е. ее
роль, бывали и бывают разными. Сфор-
мулируем некоторые принципы, реализация которых помогает
анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в
определенных условиях места и времени.
1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя
она оказывает на экономические отношения и другие сферы общест-
венной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные
взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол Свя-
тости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во
зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию".
Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство,
межнациональные отношения, семью, на область культуры через де-
ятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.
Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общест-
венные отношения.
2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а
это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в кон-
тексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секу-
ляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский). Сакрализация
означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм
общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений,
поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные
сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ве-
дет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное
сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования
различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов,
"вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные вне-
религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны,

противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменя-
ющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы,
Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и
культурных ситуациях.
3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы,
на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных,
региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных на-
правлений и конфессии. Как мы увидим далее (см. раздел "История
религий"), в их вероучении, культе, организации, этике имеются
специфиче<







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.