|
Система (С/с) объективного права (П).Система объективного права —это упорядоченная совокупность юридических норм, которые дифференцируются на институты, отрасли и другие структурные подразделения. Будучи отражением реально существующей с/с общественных отношений, право подразделяется на определённые части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и др. Каждый вид данных отношений регулируется строго определённой группой норм права, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Т.о., системность общественных отношений придаёт системные свойства праву, обусловливает его структурное построение. Первичный элемент с/с права— юридическая норма (т.е. установленное и охраняемое государством общеобязательное, формально определённое правило поведения). Нормы права—первичные элементы с/с права. Они исходят от Г и представляют поведения. Но! ими рег-ся не все, а лишь наиб. важные для жизнедеят-ти всего общ-ва и гр-н онош-я. Нормы П могут объединяться в группы- институты П. Институт П -это совокупность юридических норм, осуществляющих комплексное регулирование, общественных отношений одного вида. По сравнению с юридическими нормами, они являются более ёмкими по своему характеру и содержанию составными частями, вторичными структурными элементами с/с права. Каждым в отдельности институтом права регулируются не все, а лишь однородные общественные отношения. Соответственно каждым институтом права охватываются не все, а лишь отдельные, качественно определённые, относительно самостоятельные совокупности норм права. Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права. Нормы и институты права, имеющие определённое сходство, могут образовывать подотрасли. Подотрасль П —совокупность правовых норм и институтов, регулирующих группу однородных общественных отношений. Например, институты частной, государственной, муниципальной собственности и др—подотрасль права собственности. Она характеризуются наличием общих положений, свойственным входящих в неё нормам и институтам. Отрасль П —это совокупность юридических норм и институтов, регулирующих специальным методом определённую область общественных отношений. Отрасли являются самыми крупными составными частями с/с права. Каждая отрасль - не случайный набор составляющих её норм и институтов, а целостное образование, с/с. Т.о. в рамках с/с права в целом существует менее общие, составляющие её с/с (подс/с) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняя друг друга. Благодаря их взаимодействию формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и отраслей образование - с/с права. Отрасль П характеризует 2 основных критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования - относительно обособленная область однородных общественных отношений, для юридического воздействия на которые требуется применение специального метода. Метод правового регулирования - это особый приём юридического воздействия, сочетающий 3 основные способа регулирования: дозволение, запрещение и позитивное обязывание. Но! Лишь взятые в единстве предмет и метод правового регулирования позволяют провести отраслевое разделение в с/с права. Отраслей столько, сколько самостоятельных предметов и методов правового регулирования (в настоящее время не более 10).
Система субъективного права(СП) и юридической обязанности (ЮО). Субъективное право—это мера возможного поведения субъекта, гарантированная государством. ЮО – это мера должного поведения субъекта, предписанная государством. Широкий подход: СП – совокупность субъективных юридических прав и юридических обязанностей. Субъективное право и субъективная обязанность представляют собой с/с. С/с субъективного П: традиционно включает 3 элемента – правомочия: 1. П на собственные положительные активные действия; 2. П требования должного поведения от обяз-го лица; 3. П притязания: носитель СП может обратиться в соответствующие органы с требованием устранить допущенные нарушения СП и привлечь виновное лицо к юридической ответственности или другой санкции. С/с юридической обязанности: также 3 элемента: 1. обязанность воздерживаться от определённых активных действий со стороны обязанного лица; 2. обязанность действовать активно в интересах носителя СП; 3. обязанность подвергнуться принудительным мерам юридического воздействия, в том числе претерпеть юридическую ответственность. Отличия: 1. П: субъект действует в своих интересах Обязанность: в интересах управомоченного лица; 2. П: субъект может выбирать вид поведения Лицо, обязанное—ограничено в выборе; 3. П: субъект использует своё СП и за это не будет нести ответственности Лицо, обязанное – несвободно в том, исполнять ему обязанность или нет.
Частное и публичное право. В зависимости от правового положения субъектов и характера реализуемых ими интересов общественные отношения подразделяются на координационные и субординационные. Соответственно этому и отрасли права объединяются в 2 группы: частное и публичное право. Частное право - совокупность отраслей, регулирующих координационные отношения. Особенность координационных отношений в том, что их участники юридически равны между собой, самостоятельны независимы друг от друга. Они реализуют свои частные интересы на основе личной инициативы и могут конкретизировать взаимные юридические права и обязанности путём договора. Ядро координационных связей—имущественные связи, возникающие в процессе обмена. Частное право ограждает их от административно-произвольного вмешательства, разрушающего экономическое саморегулирование, нормальный ход материального производства, распределения, обмена и потребления. Оно обеспечивает предприимчивость и активность их участников, проявление ими своих способностей. Поэтому правовое регулирование координационных отношений базируется на принципе «разрешено всё, что не запрещено законом». Частное право = гражданское + трудовое (с некоторыми оговорками). Публичное право объединяет отрасли, опосредующие субординационные отношения, специфика которых в том, что один из участников наделён властными полномочиями. Это отношения власти-подчинения, юридические права и обязанности в которых не могут быть конкретизированы договором. В них выражаются интересы государства как представителя общества в целом. Публичное право определяет порядок организации и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливает меры государственного принуждения и юридической ответственности, а также процедуру их применения. Стержень субординационных связей—управленческие связи. Поскольку они связаны с организованным властным воздействием, применением государственного принуждения и возможностью необоснованного ограничения свободы подчинённых субъектов, постольку их правовое регулирование основывается на принципе «запрещено всё, кроме предусмотренного законом». Это позволяет заключить государственную власть в юридические рамки и гарантировать права и законные интересы иных участников субординационных отношений. Публичное право = государственное + административное + уголовное + уголовно-процессуальное + гражданско-процессуальное право. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|