Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ РОДИТЕЛЕЙ





С РЕБЕНКОМ?

Инструкция по выживанию

ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ РОДИТЕЛЕЙ

Издательство

Астрель

Москва

Владимир


УДК 159.9

ББК 88.37

М36

 

 

Художник Е. Н. Лиманова

Оформление обложки дизайн-студия "Графит "

Маховская, О. И.

М36 О чем говорить с ребенком? Инструкция по вы­живанию для современных российских родителей / О. И. Маховская; худож. Е. Н. Лиманова. - М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. - 286, [2] с: ил.

 

ISBN 978-5-17-053240-7 (ООО «Издательство ACT»)

ISBN 978-5-271-20779-2 (ООО «Издательство Астрель»)

ISBN 978-5-226-00649-4 (ВКТ)

Первая книга известного детского психолога о современном российском детстве, о том, что родители, выросшие в советские времена, забывают или стесняются рассказать своим детям. В книгу вошел эксклюзивный материал — интервью с родите­лями, детьми и педагогами в США, Франции, Италии.

Для родителей, педагогов, социальных работников, журнали­стов, практических психологов, всех, кто интересуется вопроса­ми воспитания и хочет понять что-то очень важное и новое — про себя и эту жизнь.

 

УДК 159.9

ББК 88.37

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 - книги, брошюры

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.007027.06.07 от 20.06.2007 г.

Подписано в печать 21.04.2008. Формат 60x90'/i6. Усл. печ. л. 18,00. Тираж 5 000 экз. Заказ № 537и

ISBN 978-5-17-053240-7 (ООО «Издательство ACT»)

ISBN 978-5-271-20779-2 (ООО «Издательство Астрель»)

ISBN 978-5-226-00649-4 (ВКТ)

© ООО «Издательство Астрель», 2008

Посвящается моей маме

Маковской Антонине

Федоровне, талант

и сердце которой были

отданы детям-сиротам

школы-интерната № 2

г. Светловодска

(Кировоградская область,

Украина)

СТРАШНО ПОСМОТРЕТЬ ПРАВДЕ В ГЛАЗА?

Я – детский психолог. И уже давно. С детства. Помню, как родители игнорировали меня в разгово­рах, шептались и отправляли спать на самом интерес­ном месте. А иногда еще обидней: «Пойди, поиграй! Это не для детей!» Тогда я решила вырасти и узнать все их секреты. Нужно сказать, что и через 10, и че­рез 20 лет моя мама считала, что нельзя говорить правду детям («Они не поймут», «Не нужно их трав­мировать»), и при этом всегда жаловалась на меня своим подругам, тоже по секрету: «Она (я!) очень скрытная — никогда не поймешь, что у нее на уме?» А я просто думала: «Зачем мне рассказывать что-то родителям? Не поймут, не буду их травмировать».

Сплошь и рядом к психологам тащат детей мамы и бабушки (папы и дедушки философски отстраненно относятся к воспитанию): «Скажите, он — нормаль­ный, у него не шизофрения?» Или: «Дайте мне справ­ку о том, что мой ребенок — гений!», «Скажите ему, что мне трудно его воспитывать, — пусть ценит».

И все как один:

— Только не говорите, что вы психолог, а то он испугается.

— А что я должна сказать? Что я управдом или милиционер? Или лучше — продюсер из Голливуда, приехала набирать юных звезд для новых блокбастеров?

— Да-да! Это его заинтересует!

— А по-моему, нормальный ребенок рассмеется или покрутит у виска.

И пока мама или бабушка ждет под дверью, сомневаясь, стоило ли приводить ребенка к «непо­слушному» специалисту, десятилетний мальчишка заходит в кабинет и говорит: «Здравствуйте. Вы, наверное, психолог? Как хорошо... Я давно хотел с вами поговорить... У мамы проблемы... Нервы. Что делать?»

Мы пытаемся прятать от них очевидное...

Консультируя же взрослых, постоянно сталки­ваешься с недостатком доверия между близкими людьми. Кроме того, россияне в отличие от европей­цев, приходят к психологу не поговорить о себе, а пожаловаться на родных и любимых — ребенка, мужа, свекровь, соседа. Они хотели бы заставить ок­ружающих сделать что-то для них, но не решаются об этом попросить: «Скажите ему, чтобы он меня послушал!», «Как вы считаете, он меня любит?», «Не пойму, стоит ли мне на ней жениться, я ведь ее не знаю?» А почему ты о ней ничего не знаешь? Она, что, глухонемая? А почему кто-то посторонний должен заставить соседа здороваться или мыть лест­ничную площадку? И почему так страшно сказать: «Я тебя люблю»? И почему мы так часто подозрева­ем своих близких в чем-то страшном?

На все эти вопросы — ответ один: потому что у нас не сформированы навыки доверительного отношения с другими людьми. А формироваться эти на­выки начинают в детстве, еще до школы, можно да­же сказать, в младенчестве. «Верить или не верить ребенку? Как его понимать?» За этими сомнениями скрывается наша собственная неуверенность в се­бе, которая передается детям, как дурное наслед­ственное заболевание.

Исследования показывают, что:

¨ в 30% случаев отсутствие нормальных, доверительных отношений с родителями является причиной детских по­ бегов из дома;

¨ в 50% случаев отсутствие интереса родителей к насущ­ным детским проблемам расценивается детьми как от­сутствие любви и искренней заботы («Я им была не нужна!»);

¨ в 80% случаев дети верно интерпретируют события и факты обыденной жизни, хотя родители считают, что они ничего не понимают;

¨ в 100% случаев родительская практика замалчивания про­блем увеличивает невротизацию психики детей, услож­няет их отношения с друзьями, а потом с возлюбленны­ми и коллегами.

Чаще всего во время психоаналитических сеан­сов взрослые люди склонны обвинять своих родите­лей в том, что они не научили их, как правильно жить, а также в том, что родители не были с ни­ми искренними. В молодости все проходят такой этап упреков в адрес родителей. Иногда он может закончиться долговременным разрывом отношений.

Исследования показывают, что:

¨ в 70% случаев обращений к психологу по поводу детских проблем выясняется, что в помощи нуждаются сами взрослые;

¨ в 90% случаев в ходе психологической консультации ста­новится понятным, что родители неверно интерпретируют поведение и способности своих детей, проецируя на них свои желания и страхи.

Время идет, поколения сменяют друг друга, а си­туация не меняется. Наши дети развиваются быст­рее, чем мы. И психологическая дистанция, стена между нами, очень быстро растет. Давайте попробу­ем проделать обратный путь — реконструировать близость.

Так я могу поделиться с вами своими соображе­ниями?..

 


 

 

Глава 1

Сколько жизней и детств на свете

 

 


 

 

Почему комиксы?

Что такое жизнь? Что мы сами Знаем о жизни?

О том, что такое жизнь по-российски

Технологии жизни, которые мы выбираем для себя и своих детей

Влияние литературной традиции на боепитание наших детей: Горький против Толстого

Образ «Золотого детства» в произведениях Льва Толстого

Аскетическое детство по Горькому

Какую модель детства мы выбираем

Чем Западные воспитание и образование отличаются от наших?

Почему на Западе интересуются нашим воспитанием и образованием?


ПОЧЕМУ КОМИКСЫ?

Основное правило Общения с дошкольниками: помнить, что их мышление конкретно, они мыслят визуальными образами, картинками и живут в пре­делах конкретных ситуаций. У детей до 8 лет плохо развито абстрактное мышление.

Если маленькую девочку попросить посчитать всех гостей, которые пришли в дом, чтобы правиль­но накрыть стол, поставить нужное количество ча­шек и тарелок, она побежит по всем комнатам, за­гибая на ходу свои маленькие пальчики:

— Папа — раз! Мама — два!

— А дядя Сережа?

— А дядя Сережа курит на балконе. Я его не вижу!

Условно говоря, дети не видят дальше собствен­ного носика и не понимают того, чего они не видят. Дети оперируют подсмотренными ими фрагмента­ми ситуаций, похожими на эпизоды мультфильмов. Но им еще трудно понять, почему герои этих живых комиксов так себя ведут. Зато внешняя последова­тельность поступков людей, за которыми имеют воз­можность наблюдать дети, по-обезьяньи ими запо­минается и потом воспроизводится. Этот «рису­ночный» уровень восприятия мира мало осознается, но крепко запоминается. К тому же ребенок видит их изо дня в день!

Какие бы морали мы потом ни читали детям, они будут вести себя так, как их научили в дошкольном возрасте. «Сам не знаю, почему...» Поэтому главная задача родителей — комментировать картинки, в ко­торых дети видят мир. Иначе у них так и останет­ся клиповое, бессодержательное мышление. И они не узнают, что происходит за кулисами театра под названием «Жизнь».

Памятка родителям

¨ Подбирайте простые и знакомые слова. Не забывайте де­монстрировать то, о чем вы говорите.

¨ Используйте простые предложения - вместо сложнопод­чиненных, многословных. Говорите чисто, ясно, медлен­но, размеренно

¨ Избегайте намеков. Лучше прямо сказать: «Мне груст­но», - чем ожидать, что ребенок сам догадается о вашем состоянии или состоянии персонажа сказки по поведению и выражению лица: «Посмотри, ротик у куклы улыбается. Ей весело!»

¨ Заменяйте абстрактные понятия конкретными. Например, вместо рассуждений о том, «что такое хорошо и что та­кое плохо», как в стихотворении Владимира Маяковско­
го, лучше все-таки показать конкретные примеры пра­вильного поведения: «Берем один стульчик и ставим воз­ле стола. Молодец! Берем второй стульчик и ставим его
возле стола. Отлично! Сколько человек будет пить чай? Раз! Два! Сколько стульчиков? Раз! Два! Ура! Получилось! Всем хорошо!»

¨ Не забывайте поощрять детей за их старания. Учиться на­ девать платьице, завязывать шнурочки, скатываться с гор­ки, плавать, делать что-то из песка, заводить друзей, не
бояться ветра, носить очки, помогать в саду, отправлять­ся в аэропорт, банк, зоопарк, на почту, на пляж — все это значимо для дошкольников, потому что идет из мира их
переживаний и образов. Важно передать им уверенность в том, что все неизвестное и загадочное, с чем они столк­ нутся в жизни, будет Им по плечу.

♦ Внимание! Если не научить детей резвиться вместе, не пройти с ними этап ролевых игр, они так и «застрянут» на фазе «аутичных» занятий с самим собой.

♦ Старайтесь объяснять новое постепенно. Нельзя учить ребенка всему и сразу, размахивая руками и громко смеясь, что для вас-то все легко и понятно, а ребенок не может все схватывать на лету.

♦ Юмор - это способ установить контакт с любым челове­ком, тем более с ребенком. Но у дошкольников — особый юмор. Что им кажется смешным, а чего они категориче­ски не понимают? Помните, что дети предпочитают визу­альный юмор. Ведь они мыслят картинками! Абстрактные понятия, смысловые метафоры, иносказания - не для них. Если ребенок и смеется, то, скорее всего, за компа­нию с вами - детей легко заразить смехом!

Дошкольников забавляют смешная походка, скорченное лицо, громкий смех или звуки. Все типы комедий, по­ строенные на физических действиях, интересны детям.
Например, дети будут в восторге от следующей сценки:

персонажи сталкиваются друг с другом, веселясь падают, застревают, спотыкаются и прочее. Клоунада — самый любимый тип детской комедии. В ней используются глупость, абсурдность, трюки, обманы (на­пример, один из героев заставляет что-то сделать друго­го для достижения своей цели: Лисица заставляет Воро­ну спеть, чтобы та раскрыла рот и уронила сыр). Малень­ким детям, конечно, больше нравятся обманщики и плу­ты, чем обманутые, — словом, те, кто в конце концов про­ведет всех. В разных культурах присутствуют свои персо­нажи-хитрецы. В русских сказках это Лиса, Кот, Солдат, Колобок и Машенька.

♦ Детям нравится, когда случается что-то очень необычное, неожиданное, например, перевертыш знакомой истории. Представьте себе, что Волк и Красная Шапочка встре­чаются в лесу, а потом вместе идут к Бабушке. Или, на­пример, когда запускают ракету с Незнайкой, герой не­ожиданно отделяется от машины и летит дальше самосто­ятельно. Дошкольникам также нравятся нелепости во внешности: неожиданные костюмы, смешные шляпы и очки, забавные прически и башмаки, а также глупые или
преувеличенные черты и элементы одежды (например, женщина, которая носит огромное сомбреро). И конечно же малыши приходят в восторг, когда появляются пред­
меты, люди и животные, издающие неожиданные звуки: банан, который «звучит» как труба, или утка, которая «гавкает».

♦ Внимание! Маленькие дети обожают шутить над родите­лями, особенно если им удается провести взрослых. На­пример, они могут прятаться и очень радоваться, когда их
не замечают.

♦ Дошкольникам нравятся животные, которые делают что-то смешное и удивительное.

Это могут быть животные с человеческими чертами. На­пример, ведущие себя подобно людям кошки, утки, ры­бы и т. д. - в мультфильмах или спектаклях; говорящий попугай, собака, приносящая мяч, — в реальной жизни. А как нравятся детям животные, которые пытаются делать что-то, что противоречит их размеру и способностям! На­пример, муравей, который тащит длинную соломинку, или слон, который возится с чем-то маленьким и хруп­ким. Но будьте внимательны, чтобы не привить своему чаду жестокости к животным!

♦ Маленькие дети любят смотреть на младенцев по теле­визору и в реальной жизни. Возможно, наблюдение за младшими придает им силы и уверенности. Когда они видят, как младенцев кормят, учат ходить или меняют пе­ленки, дети понимают, как много они уже умеют. У боль­шинства из них есть маленькие братики и сестрички, и они видят, как те растут и развиваются. Дошкольникам нравится, конечно, играть в мам и пап, заботиться о «ре­бенке» в ролевой игре.

♦ Дети не понимают сложной игры слов, но им нравятся смешно произнесенные слова и фразы, длинные, глупо звучащие или придуманные слова: «Ачучапуча! Тах-тара-бах-жах-вах!» Им нравятся простые рифмы. Когда не­ большое стихотворение содержит рифмующиеся слова,
детям кажется это смешным. Изменение слов или фраз в тексте знакомых песен или стишков — отличная игра: так здорово при повторе менять знакомое слово на новое.
Например, в стихотворении Агнии Барто слово «хозяйка» заменять на «козявка»: «Зайку бросила... козявка!» Дети любят играть с интонацией, использовать какую-то осо­ бую дикцию, особенно если слово или фраза уже и так звучат смешно.

Теперь, когда мы немного лучше понимаем, как мыслит ребенок и как найти с ним общий язык, да­вайте поговорим начистоту, по-взрослому, что мы сами понимаем про жизнь, о которой собираемся разговаривать с малышом?

ТЕХНОЛОГИИ ЖИЗНИ,

КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

ДЛЯ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ

Наши жизненные установки в разных комбина­циях складываются в технологии жизни. Этим зани­мается экзистенциальная психология — наука о том, как восприятие жизни определяет судьбу человека. «Посеешь высказывание — получишь характер — пожнешь судьбу». Знания, формулировки, которые

мы сообщаем нашим детям, влияют на их поступки, эмоциональные реакции, рассуждения, отношения с другими людьми. Чаще мы делаем это спонтанно, неосознанно, «на автомате». Технология жизни мо­жет быть навязана человеку, а может быть осознан­но усвоена, усовершенствована, изменена. Человек может научиться маневрировать, пытаться вести себя наиболее эффективно, четко понимая, какую задачу он решает.

Психолог Владимир Дружинин выделил следующие технологии (варианты) жизни:

♦ «Жизнь начинается завтра»

♦ «Жизнь-откладывание»

♦ «Жизнь по правилам»

♦ «Жизнь как сон»

♦ «Жизнь — трата времени»

♦ «Жизнь против жизни»

♦ «Жизнь как достижение целей»

♦ «Жизнь как творчество»

♦ «Жизнь как экзистенциальный конструктор»

«Жизнь начинается завтра» — это жизнь с от­кладыванием важных событий и решений на потом. Все самое интересное произойдет в ней «как-нибудь потом», «когда сложатся обстоятельства», «выпадет случай» или «мы сами дозреем» до личностных про­рывов. Мы настраиваем наших детей на такую жизнь, когда говорим: «Вот вырастешь — узнаешь!» При та­ком мировоззрении самое важное в жизни ждет нас в самом конце, в Судный день. Так можно гипертро­фировать этот принцип. Синдром отстроченной

жизни чреват тем, что взрослый человек будет из­бегать рисковых решений, крутых поворотов в жиз­ни и постарается не брать на себя никаких допол­нительных обязательств. При этом его не будет му­чить совесть или ощущение, что он чего-то не доби­рает в жизни. Когда-нибудь все сложится!

«Жизнь-откладывание» — это мировоззрение или фаталиста, который ждет внешних событий как сигнала к действию, или конформиста, который считает, что не нужно напрягаться, противостоять отношениям с ближайшим окружением. В конце концов, когда-нибудь выпадет шанс поступить и по-другому. Такая жизнь — жизнь осторожного человека. «Кривая выведет! Течение вынесет!» — говорим мы и себе, и детям. А потом удивляемся, почему они такие инфантильные, и ни за что не хотят развиваться, активно менять свою жизнь, идти дальше.

«Жизнь по правилам» — это жизнь людей, ко­торые очень легко адаптируются, принимают прави­ла жизни окружения и начинают жить по ним, да­же если это противоречит их психологии и убежде­ниям. Мы все учим наших детей хорошим манерам и правилам хорошего тона. Это страхует их от не­лепостей во многих ситуациях, но сдерживает их любознательность и умение экспериментировать.

Есть наблюдения, которые показывают, что к хорошим манерам мы в большей мере приучаем девчонок, чем мальчишек. Репутация заведомых сорванцов дарует мальчикам большую степень свободы и инакомыслия. Аккуратность, пунктуаль­ность, старательное исполнение — нормы для де­вочек. Все знают, что девочки лучше учатся, чем мальчики. Хотя именно мальчики демонстрируют

потом более высокие достижения. Одна из причин парадоксальна — их не «трамбуют» хорошими ма­нерами и образцами.

«Жизнь как сон» — это погружение в грезы, мечты о том, какой могла бы быть жизнь, та или иная ситуация. Когда мы говорим нашим детям: «Не думай, не расстраивайся! Давай лучше посмотрим кино, мультфильм, поиграем в компьютерную игру...», — мы приглашаем их в мир грез и мечтаний.

Обломов, Манилов с их ванильными фамилиями никогда не переведутся на Руси. Бездеятельные, ма­лоподвижные натуры будут вечно услаждать свой ум и сердце яркими картинками и сладкими пряни­ками во сне и наяву.

«Жизнь как сон» — это вечное, солнечное, без­заботное детство, идеал бесконфликтного существо­вания. Кстати, употребление наркотиков, а также разнообразные психоделические практики — тех­ники ухода от реальной жизни, которые прости­тельны разве что поэту или музыканту, — тоже из этой оперы. Я даже не вижу большой разницы меж­ду роботизированным человеком и человеком в со-

стоянии прострации. И тот, и другой живут с вы­ключенными мозгами.

«Жизнь — трата времени» — это жизнь-время­препровождение. Гедонистический подход к своей судьбе обязывает нас проживать жизнь в полную силу, «прожигать жизнь», «ловить кайф». Массовая культура развлечений подсказывает, как занять сво­бодное время, закладывает определенные стереотипы

соотношения работы и отдыха. Повинуясь давлению стандартов и моды, много людей в одночасье вдруг на­чинают заниматься теннисом, конным спортом или гонять шары в боулинге. «Жизнь как трата време­ни» — это технология избегания реальных проблем, трудностей и задач. Удовлетворение и удовольствие перестают быть следствием приложенных усилий. Их можно получать напрямую — посетив аттракци­он, посмотрев блокбастер, купив себе новую вещь.

Навык контроля за временем очень важен для современного человека. И ребенка, безусловно, нуж­но учить им распоряжаться. Образ жизни занятого, востребованного человека предполагает напряжен­ность, дефицит времени, необходимость планиро­вать все события заранее. Вокруг нехватки времени не должно существовать паники, потому что до из­вестной степени дефицит устраняется за счет ор­ганизации своей жизни, умения договариваться с другими о более эффективных способах сотрудни­чества, за счет умения отказываться от дел, которые для вас или неинтересны, или неважны.

Но если ребенок слышит агрессивное «Как нам убить время?» или вялые жалобы «Мне скучно!», он может погрузиться в беспредметную тревогу, избе­гать дел и событий, которые не отличаются эмоци­ональной яркостью.

«Жизнь против жизни» — это мировоззрение убийц и солдат. Радикально настроенные люди не готовы принять альтернативы в жизни. «Убить мало!», «Попробуй только сделай так, я откажусь от тебя! Я выгоню тебя на улицу. Вот узнаешь, что такое хо­лод и голод!» Мы думаем, что, посылая проклятья сво­им детям, мы подвергаем их моральному наказанию. На самом деле мы психологически уничтожаем их. «Всякий, кто будет поступать против воли отца или матери, должен быть лишен нормальной человече­ской жизни!» Вот, что мы говорим им на самом деле.

Эта модель жизни наиболее активно прививает­ся мальчикам. Мы готовим мальчиков к войне. «На­стоящий мужчина должен уметь держать оружие в руках!»; «Настоящий мужчина должен построить дом, вырастить дерево к воспитать сына!» Оба ло­зунга воспитывают мальчиков в духе активного ос­воения мира. Да, современный человек должен ак-

тивно осваивать мир. Но психология солдата отри­цает целый ряд других гуманитарных ценностей. Любовь, поддержка, братство начинают подчинять­ся мотиву власти над другими. Самые агрессивные мотивы человека, как считают психологи, наименее насыщаемы. Абстрактная, открытая установка на завоевание превратит вашего ребенка в «вечного солдата», который не знает другой работы и других достижений, кроме агрессивного вторжения на чу­жую территорию. «Выживает сильнейший!» — за­кон джунглей, а не современного цивилизованного общества. Детей нужно учить обращаться, управ­лять своими эмоциями. Они должны понимать, что агрессивный человек опасен для других. Старые сказки учат одному: зло, агрессия опасны, но им

 

можно противостоять. Добрых, дружелюбных лю­дей большинство. Они всегда побеждают, хотя это и бывает непросто.

«Жизнь как достижение целей» — это жизнь целеустремленных людей, но с конкретными мате­риальными целями, которые не всегда связаны с вы­сокими идеалами.

Такие люди поражают нас тем, что умеют ста­вить перед собой цели и достигать их. Они уверены, что все, что происходит в их жизни, зависит только от них. «Человек сам кузнец своего счастья», «Все зависит от тебя!», «Жизнь — это спорт, выигрывает только самый сильный и упорный» — вот что гово­рим мы своим детям. «Ты — лучше всех, ты побе­дишь!» Жизнь превращается в гонку, соревнование, жесткую конкуренцию. Мировоззрение индивидуаль­ных достижений, характерное для протестантства, быстро распространяется и у нас. Как психолог хочу предупредить, что этот разумный образ жизни внеш­не «навороченных» людей может сопровождаться эмоциональной холодностью и выхолощенностью отношений. Для них главное — не цель, а мотив, то, ради чего свершаются подвиги. Установить с таки­ми людьми теплый эмоциональный контакт удается с трудом. В душе они, может быть, и «спортсмены», но в жизни они чаще всего оказываются мизантро­пами, презирающими людей за их слабости. Они, как и все другие, нуждаются в эмоциональной под­держке, но никогда об этом не попросят. Такие лю­ди очень редко проявляют сентиментальность и тут же жалеют о ней как о слабости.

Поощряя в детях целеустремленность, мы долж­ны не забывать учить их соотносить свои цели с мо­тивами, мыслями и ожиданиями других людей. Не за­бывать, что цель не оправдывает средства, и всякий человек должен помнить, для кого он стремится к це­ли. Сегодня видно на опыте спортсменов, что самые

высокие достижения в спорте все равно свершают­ся не ради призов и наград, а «чтобы не подвести команду», «чтобы отстоять честь страны», «чтобы вызвать восторг у любимой девушки», «чтобы мама гордилась». Суть человека — в его способности раз­делять эмоции, мысли, мотивы с другими. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему сча­стлив, учите его сочувствовать, сопереживать дру­гим. Настоящее счастье — счастье, разделенное с другим человеком. Настоящий успех — успех, пе­режитый с самыми важными, самыми близкими людьми, которые за вас болеют, любят вас и верят в вас безоговорочно.

«Жизнь как творчество» — это жизнь, посвя­щенная творчеству. Такие люди склонны проводить время в одиночестве, над рукописями или в мастер­ской, делая эскизы или ломая голову над форму­лами или проектами новых автомобилей. Они могут поражать нас беспомощностью. Они могут раздра­жать своей неприспособленностью к внешней, ре­альной жизни (хотя ради справедливости надо ска­зать, что человечество все лояльней относится к гениям). Словом, большинство из нас готово восхи­щаться гением издалека, но в реальной жизни пред­почитали бы держаться от такого подальше. «По­смотри, какой странный мальчик. Я знаю случаи, когда вот так же родители много занимались с деть­ми, не давали им быть просто детьми, а в результа­те они заболевали, сходили с ума!» Или наоборот: «Самое важное в жизни человека — это творчест­во. Только творческие люди живут подлинной жиз­нью. Вот вырастешь, станешь знаменитым, и тебя будут показывать по телевизору!» Или: «Написать хорошую книгу — вот, что может сделать нас зна­менитыми и богатыми».

Если у вас одаренный ребенок, то вам неизбеж­но придется разбираться с этой темой «одаренность и жизнь», «одаренность и счастье», «одаренность, творчество и любовь». Пунктик российских родите­лей — способности их детей. К этой теме мы вер­немся уже в следующей главе.

«Жизнь как экзистенциальный конструктор» — это жизнь человека, способного к маневру. Такой человек не только держит свои мозги включенны­ми, он постоянно выбирает тактику и соотносит их со своими стратегическими целями. Но больше все­го меня восхищает способность таких людей комби­нировать свои интересы с интересами других. Это люди команды. По крайней мере, они не идут к сво­им целям холодно и расчетливо, а оглядываются во­круг. Такой человек будет беспокоиться о развитии и продвижении своего окружения не меньше, чем о своем. Вы с приятным удивлением обнаружите, что он прекрасный семьянин, любит возиться на кухне, а по выходным гоняет в футбол с крепкими парня­ми, которые в подметки ему (ей) не годятся ни по уровню интеллекта, ни по социальному положению. Естественность и спонтанность, искренность и чув­ствительность никогда не позволят таким людям рубить с плеча и ставить свои принципы выше пе­реживаний других людей. «Надо подумать. Надо спросить остальных. Надо придумать что-то нети­пичное», — говорим мы свои детям, приглашая вни­мательно изучать эту жизнь.

Каждый из нас вправе выработать свою собст­венную философию и отношение к жизни, и психо­логи нам не указ. Но свою философию трудно уви­деть беспристрастно, оценить и изменить. Не надо только удивляться, почему наши дети совершают ошибки, которым мы их как будто бы не учили.

В психологии есть понятие социального интел­лекта. Это интеллект, направленный на решение практических задач, задач взаимоотношений. Для выживания в современном мире этот интеллект ока­зывается более важным, чем формальный интел­лект, который мы тренируем в школе, на уроках ма­тематики, или играя р шахматы. Мышление опреде­ляет успеваемость наших детей в школе, на одной из первых ступеней социализации. Но мы-то с вами серьезные люди и понимаем, что умные не всегда самые счастливые и нашим детям потребуются до­полнительные социальные навыки, чтобы сохранить себя и реализоваться в жизни.

Каждая из технологий жизни отражает разные установки: гедонистические, созерцательно-эстети­ческие, мировоззренческие и т. д. Для их удачной комбинации неплохо бы научиться эти установки различать и осознанно передавать своим детям.

4

ГОРЬКИЙ ПРОТИВ ТОЛСТОГО

Литературные и религиозные традиции в России очень сильно влияют на сценарии воспитания детей. Камнем преткновения является вопрос «Нужно ли баловать детей?» Западные психоаналитики, на­пример мой американский коллега Эндрио Вотчел, автор изданного в США бестселлера «Битва за дет­ство. Создание русского мифа», увидели в нашей отечественной литературе для детей и юношества серьезные факторы формирования «загадочной русской души». Трудно с этим не согласиться, если учитывать, что совсем недавно преимущественно литература предлагала образцы поведения, которые

прорабатывались в школе, выступали в качестве ди­дактического материала. Программа русской художе­ственной литературы заменяла гуманитарное воспи­тание. Сами не подозревая, одни родители воспиты­вают своих детей по Толстому, другие по Горькому. Хотя нам кажется, что мы следуем советам доктора Спока, исповедуем Вальдсдорфскую систему... Мне это напоминает иногда воспитание дворянских детей вроде Илюши Обломова в окружении многочислен­ной челяди, но с участием и гувернеров — завезен­ных в Россию французов, немцев и англичан. Загра­ничные моды на поверку оказываются только при­крытием для двух традиций воспитания — для господ и простолюдинов. Обе они процветают и приносят свои плоды и в наше время — время постперестро­ечных перемен и бурного социального расслоения.

КАК ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?

внимание Мы очень мало любим наших детей. Мы порой очень заняты, особенно когда приходится носиться по двум-трем работам, и потому мы не умеем лю­бить. Наверное, у многих родителей остается по­жизненный комплекс от того, что они недолюбили своих детей... Еще 20 — 30 лет назад в воспитании детей самое активное участие принимали бабушки и дедушки. Да и папы с мамами просто физически больше отсутствовали дома. Сегодня на смену ба­бушкам приходят няни, которых, по моим наблюде­ниям, оценивают не по их эмоциональному вкладу в развитие детей, а по сговорчивости и готовности подчиняться режиму хозяев.

Потребность в любви и эмоциональной под­держке малыш испытывает с первых минут своего рождения, и эта потребность только возрастает со временем. Психологи всех школ и направлений на­стаивают на важности тесного физического, телес­ного контакта с детьми. Основной фигурой, теплой и любящей, конечно, является мама, которой и пред­стоит выполнять основную роль в развитии ребен­ка до 5 — 6 лет. Если детей отлучают от матерей или сами мамы мчатся с утра пораньше на работу, у де­тей формируется «комплекс сироты», психологиче­ского и эмоционального отрыва от других. Ему труд­но будет создавать и поддерживать длительные и глубокие связи с окружающими людьми, он не сможет с уверенностью положиться на другого че­ловека. Отсутствие глубокой, постоянной, а не эпи­зодической суетливой эмоциональной связи приво­дит к ранним детским неврозам и основательно вредит повзрослевшим людям, особенно их личной жизни, которая как раз и предполагает эмоциональ­ную близость и высокую заинтересованность в дру­гом человеке.

Жестокие эксперименты на эту тему ставит жизнь. Дети, воспитанные в приютах и детских домах, в которых не хватает персонала, вырастают неуверенными в себе людьми, с очень низким уровнем притязания и низкой самооценкой. Если ничего, кроме упреков, малыш не слышал с самого детства, он усваивает эту отрицательную модель поведения.

Есть несколько аксиом родительской любви:

♦ Любви не бывает много. Не нужно бояться любить слиш­ком сильно. Нужно бояться любить слишком мало.

♦ Основными инструментами любви являются физический и зрительный контакты, через которые формируются эмо­циональная привязанность, уверенность, открытое и дру­жеское отношение к миру.

♦ Не думайте, что достаточно любить «в уме» или что ро­дительская любовь - это нечто само собой разумеющее­ся. Нужно еще уметь сообщать о своей любви ребенку.

♦ Основной психологической производной родительской любви является самооценка ребенка. Он настолько адек­ватно оценивает себя, насколько часто и точно мы эмо­ционально реагируем на него и его поведение.

♦ Мамы отвечают за самооценку детей, папы — за уровень притязаний, то, к чему они стремятся.

♦ Важно не только любить ребенка, но и учить его любить и заботиться о других.

Правило «физического контакта». Своих род­ных детей мы должны почаще носить на руках, при­жимать к себе и обнимать, а также целовать, гладить по спинке, купать в ванночке... Психологи призыва­ют учителей усаживать на первые парты самых «вы­мороженных» в эмоциональном смысле детей, что­бы была возможность не только почаще заглядывать к ним в тетради, но и обнимать их за плечи или по­жимать руку. Успеваемость детей, как известно, за­висит не только от их интеллектуальных способно­стей, но и от их уверенности в том, что их любят и принимают.

Правило «любящего взгляда». Еще один способ показать нашу любовь — это взгляд, теплый, лю­бящий, обожающий, восторженный, счастливый. Такой взгляд лучше слов говорит о том, как мы

 

относимся к своему ребенку. Уже через 2 месяца после рождения дети начинают не только фоку­сировать взгляд на предметах и различать их, но и явно искать глаза другого человека, своей мамы. Мама — самый важный и жизненно необходимый «объект». К нему тянутся, по нему скучают и пла­чут, когда его долго нет. Я с удивлением наблюдаю, как все чаще роль мамы выполняют няня, бабушка и даже папа! У нескольких моих знакомых журна­листок, делающих заметную карьеру, дома с детьми сидят мужья. Остается надеяться, что принятая в нашей культуре мужская суровость не мешает им ласкать и пестовать малышей, а также смотреть на них с материнским обожанием.

Мы должны учиться смотреть прямо и открыто в глаза своим детям. И тогда они спокойно и уверен­но будут смотреть в глаза другим людям.

Есть одна интересная закономерность: чем чаще и более открыто дети смотрят в глаза взрослым, тем чаще им предлагают поддержку и помощь. Англий­ские психологи провели простой эксперимент в од­ном из детских госпиталей. Они арифметически подсчитали, что волонтеры, которые приходят в гос­питали бесплатно помогать медицинскому персона­лу, чаще заходят в палаты к тем больным детям, ко­торые отличаются общительностью, спонтанностью, открытостью взгляда.

Голос, интонации, добрые или злые, раздражи­тельные, тоже сообщают детям о том, насколько тепло и искренне мы к ним относимся.

Анализ российской традиции воспитания приво­дит меня к выводу о том, что у нас физический кон­такт и взгляд активно используются родителями как средство наказания. Строгий, суровый, рассержен­ный взгляд родителя призван остановить малыша и предупредить о неминуемом физическом наказании. Ну и принцип «Бьет — значит любит» мы усваиваем в детстве, когда физическое наказание со стороны близких людей воспринимается в качестве нормы.

Самооценку психологи сравнивают с эмоцио­нальным резервуаром. Как только там становится







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.