Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ ПО-РОССИЙСКИ





Дети, как правило, живут в мире родительских интерпретаций, в мире, о котором рассказывают им взрослые. Особенность традиционного российского воспитания состоит, в частности, в том, что в разго­ворах с детьми мы озвучиваем в основном негатив­ные образы мира, неотъемлемой частью которых являются наказания. Такова сила русских народных сказок. «Не пей из колодца — козленочком ста­нешь!» Выбор, который мы предоставляем нашим детям, ограничивается тремя вариантами («Налево пойдешь... Направо пойдешь... Прямо пойдешь...»). В первую очередь мы указываем пути, которые со­провождаются наказанием. И жизнь представля­ется детям как опасное путешествие, в котором, по крайней мере, два из трех вариантов заканчива­ются плохо. Она полна страхов и опасностей. Луч­ше и безопасней никуда не двигаться.

Современные книги Григория Остера о вредных советах, кажется, призваны перевернуть мировоззре­ние детей, учить их иронии по отношению к роди­тельским запретам, показывать, в каком смешном и даже дурацком мире мы живем:

Если вас поймала мама

За любимым делом вашим,

Например, за рисованьем

В коридоре на обоях,

Объясните ей, что это

Ваш сюрприз к Восьмому марта.

Называется картина:

Милой мамочки портрет.

Но так мы впадаем в другую крайность: дезори­ентируем наших детей, преуменьшая проблемы и опасности, с которыми действительно им придется столкнуться. У нас в стране слишком сильна и дру­гая, развлекательная литературная традиция, при­званная позабавить, отвлечь внимание малыша от реальной жизни, окунуть его в мир прекрасных грез, имеющих мало отношения к сложной реально­сти. Обе крайности российского воспитания «Все позволено» и «Все запрещено» приводят к одному результату: «Все плохо закончится». Мы или пугаем детей, или предлагаем им ни о чем не думать.

Быстро изменяющийся мир требует от нас изо­бретений все новых способов предупреждения и огораживания наших малышей от новых опаснос­тей, а также умения справляться с ними. Речь идет о постоянном развитии технологий жизни, пере­смотре наших собственных стереотипов и адапта­ции важных для нас взглядов к быстро меняющей­ся жизни.

Как нам жить? Как нам успеть откомментиро­вать то, что происходит в жизни самого малыша? Дети уверены, что взрослые знают ответы на все вопросы. Они чувствуют себя уверенно, пока мы спокойно смотрим в их глаза и готовы дать ответы на любые вопросы.

 

ТЕХНОЛОГИИ ЖИЗНИ,

КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

ДЛЯ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ

Наши жизненные установки в разных комбина­циях складываются в технологии жизни. Этим зани­мается экзистенциальная психология — наука о том, как восприятие жизни определяет судьбу человека. «Посеешь высказывание — получишь характер — пожнешь судьбу». Знания, формулировки, которые

мы сообщаем нашим детям, влияют на их поступки, эмоциональные реакции, рассуждения, отношения с другими людьми. Чаще мы делаем это спонтанно, неосознанно, «на автомате». Технология жизни мо­жет быть навязана человеку, а может быть осознан­но усвоена, усовершенствована, изменена. Человек может научиться маневрировать, пытаться вести себя наиболее эффективно, четко понимая, какую задачу он решает.

Психолог Владимир Дружинин выделил следующие технологии (варианты) жизни:

♦ «Жизнь начинается завтра»

♦ «Жизнь-откладывание»

♦ «Жизнь по правилам»

♦ «Жизнь как сон»

♦ «Жизнь — трата времени»

♦ «Жизнь против жизни»

♦ «Жизнь как достижение целей»

♦ «Жизнь как творчество»

♦ «Жизнь как экзистенциальный конструктор»

«Жизнь начинается завтра» — это жизнь с от­кладыванием важных событий и решений на потом. Все самое интересное произойдет в ней «как-нибудь потом», «когда сложатся обстоятельства», «выпадет случай» или «мы сами дозреем» до личностных про­рывов. Мы настраиваем наших детей на такую жизнь, когда говорим: «Вот вырастешь — узнаешь!» При та­ком мировоззрении самое важное в жизни ждет нас в самом конце, в Судный день. Так можно гипертро­фировать этот принцип. Синдром отстроченной

жизни чреват тем, что взрослый человек будет из­бегать рисковых решений, крутых поворотов в жиз­ни и постарается не брать на себя никаких допол­нительных обязательств. При этом его не будет му­чить совесть или ощущение, что он чего-то не доби­рает в жизни. Когда-нибудь все сложится!

«Жизнь-откладывание» — это мировоззрение или фаталиста, который ждет внешних событий как сигнала к действию, или конформиста, который считает, что не нужно напрягаться, противостоять отношениям с ближайшим окружением. В конце концов, когда-нибудь выпадет шанс поступить и по-другому. Такая жизнь — жизнь осторожного человека. «Кривая выведет! Течение вынесет!» — говорим мы и себе, и детям. А потом удивляемся, почему они такие инфантильные, и ни за что не хотят развиваться, активно менять свою жизнь, идти дальше.

«Жизнь по правилам» — это жизнь людей, ко­торые очень легко адаптируются, принимают прави­ла жизни окружения и начинают жить по ним, да­же если это противоречит их психологии и убежде­ниям. Мы все учим наших детей хорошим манерам и правилам хорошего тона. Это страхует их от не­лепостей во многих ситуациях, но сдерживает их любознательность и умение экспериментировать.

Есть наблюдения, которые показывают, что к хорошим манерам мы в большей мере приучаем девчонок, чем мальчишек. Репутация заведомых сорванцов дарует мальчикам большую степень свободы и инакомыслия. Аккуратность, пунктуаль­ность, старательное исполнение — нормы для де­вочек. Все знают, что девочки лучше учатся, чем мальчики. Хотя именно мальчики демонстрируют

потом более высокие достижения. Одна из причин парадоксальна — их не «трамбуют» хорошими ма­нерами и образцами.

«Жизнь как сон» — это погружение в грезы, мечты о том, какой могла бы быть жизнь, та или иная ситуация. Когда мы говорим нашим детям: «Не думай, не расстраивайся! Давай лучше посмотрим кино, мультфильм, поиграем в компьютерную игру...», — мы приглашаем их в мир грез и мечтаний.

Обломов, Манилов с их ванильными фамилиями никогда не переведутся на Руси. Бездеятельные, ма­лоподвижные натуры будут вечно услаждать свой ум и сердце яркими картинками и сладкими пряни­ками во сне и наяву.

«Жизнь как сон» — это вечное, солнечное, без­заботное детство, идеал бесконфликтного существо­вания. Кстати, употребление наркотиков, а также разнообразные психоделические практики — тех­ники ухода от реальной жизни, которые прости­тельны разве что поэту или музыканту, — тоже из этой оперы. Я даже не вижу большой разницы меж­ду роботизированным человеком и человеком в со-

стоянии прострации. И тот, и другой живут с вы­ключенными мозгами.

«Жизнь — трата времени» — это жизнь-время­препровождение. Гедонистический подход к своей судьбе обязывает нас проживать жизнь в полную силу, «прожигать жизнь», «ловить кайф». Массовая культура развлечений подсказывает, как занять сво­бодное время, закладывает определенные стереотипы

соотношения работы и отдыха. Повинуясь давлению стандартов и моды, много людей в одночасье вдруг на­чинают заниматься теннисом, конным спортом или гонять шары в боулинге. «Жизнь как трата време­ни» — это технология избегания реальных проблем, трудностей и задач. Удовлетворение и удовольствие перестают быть следствием приложенных усилий. Их можно получать напрямую — посетив аттракци­он, посмотрев блокбастер, купив себе новую вещь.

Навык контроля за временем очень важен для современного человека. И ребенка, безусловно, нуж­но учить им распоряжаться. Образ жизни занятого, востребованного человека предполагает напряжен­ность, дефицит времени, необходимость планиро­вать все события заранее. Вокруг нехватки времени не должно существовать паники, потому что до из­вестной степени дефицит устраняется за счет ор­ганизации своей жизни, умения договариваться с другими о более эффективных способах сотрудни­чества, за счет умения отказываться от дел, которые для вас или неинтересны, или неважны.

Но если ребенок слышит агрессивное «Как нам убить время?» или вялые жалобы «Мне скучно!», он может погрузиться в беспредметную тревогу, избе­гать дел и событий, которые не отличаются эмоци­ональной яркостью.

«Жизнь против жизни» — это мировоззрение убийц и солдат. Радикально настроенные люди не готовы принять альтернативы в жизни. «Убить мало!», «Попробуй только сделай так, я откажусь от тебя! Я выгоню тебя на улицу. Вот узнаешь, что такое хо­лод и голод!» Мы думаем, что, посылая проклятья сво­им детям, мы подвергаем их моральному наказанию. На самом деле мы психологически уничтожаем их. «Всякий, кто будет поступать против воли отца или матери, должен быть лишен нормальной человече­ской жизни!» Вот, что мы говорим им на самом деле.

Эта модель жизни наиболее активно прививает­ся мальчикам. Мы готовим мальчиков к войне. «На­стоящий мужчина должен уметь держать оружие в руках!»; «Настоящий мужчина должен построить дом, вырастить дерево к воспитать сына!» Оба ло­зунга воспитывают мальчиков в духе активного ос­воения мира. Да, современный человек должен ак-

тивно осваивать мир. Но психология солдата отри­цает целый ряд других гуманитарных ценностей. Любовь, поддержка, братство начинают подчинять­ся мотиву власти над другими. Самые агрессивные мотивы человека, как считают психологи, наименее насыщаемы. Абстрактная, открытая установка на завоевание превратит вашего ребенка в «вечного солдата», который не знает другой работы и других достижений, кроме агрессивного вторжения на чу­жую территорию. «Выживает сильнейший!» — за­кон джунглей, а не современного цивилизованного общества. Детей нужно учить обращаться, управ­лять своими эмоциями. Они должны понимать, что агрессивный человек опасен для других. Старые сказки учат одному: зло, агрессия опасны, но им

 

можно противостоять. Добрых, дружелюбных лю­дей большинство. Они всегда побеждают, хотя это и бывает непросто.

«Жизнь как достижение целей» — это жизнь целеустремленных людей, но с конкретными мате­риальными целями, которые не всегда связаны с вы­сокими идеалами.

Такие люди поражают нас тем, что умеют ста­вить перед собой цели и достигать их. Они уверены, что все, что происходит в их жизни, зависит только от них. «Человек сам кузнец своего счастья», «Все зависит от тебя!», «Жизнь — это спорт, выигрывает только самый сильный и упорный» — вот что гово­рим мы своим детям. «Ты — лучше всех, ты побе­дишь!» Жизнь превращается в гонку, соревнование, жесткую конкуренцию. Мировоззрение индивидуаль­ных достижений, характерное для протестантства, быстро распространяется и у нас. Как психолог хочу предупредить, что этот разумный образ жизни внеш­не «навороченных» людей может сопровождаться эмоциональной холодностью и выхолощенностью отношений. Для них главное — не цель, а мотив, то, ради чего свершаются подвиги. Установить с таки­ми людьми теплый эмоциональный контакт удается с трудом. В душе они, может быть, и «спортсмены», но в жизни они чаще всего оказываются мизантро­пами, презирающими людей за их слабости. Они, как и все другие, нуждаются в эмоциональной под­держке, но никогда об этом не попросят. Такие лю­ди очень редко проявляют сентиментальность и тут же жалеют о ней как о слабости.

Поощряя в детях целеустремленность, мы долж­ны не забывать учить их соотносить свои цели с мо­тивами, мыслями и ожиданиями других людей. Не за­бывать, что цель не оправдывает средства, и всякий человек должен помнить, для кого он стремится к це­ли. Сегодня видно на опыте спортсменов, что самые

высокие достижения в спорте все равно свершают­ся не ради призов и наград, а «чтобы не подвести команду», «чтобы отстоять честь страны», «чтобы вызвать восторг у любимой девушки», «чтобы мама гордилась». Суть человека — в его способности раз­делять эмоции, мысли, мотивы с другими. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему сча­стлив, учите его сочувствовать, сопереживать дру­гим. Настоящее счастье — счастье, разделенное с другим человеком. Настоящий успех — успех, пе­режитый с самыми важными, самыми близкими людьми, которые за вас болеют, любят вас и верят в вас безоговорочно.

«Жизнь как творчество» — это жизнь, посвя­щенная творчеству. Такие люди склонны проводить время в одиночестве, над рукописями или в мастер­ской, делая эскизы или ломая голову над форму­лами или проектами новых автомобилей. Они могут поражать нас беспомощностью. Они могут раздра­жать своей неприспособленностью к внешней, ре­альной жизни (хотя ради справедливости надо ска­зать, что человечество все лояльней относится к гениям). Словом, большинство из нас готово восхи­щаться гением издалека, но в реальной жизни пред­почитали бы держаться от такого подальше. «По­смотри, какой странный мальчик. Я знаю случаи, когда вот так же родители много занимались с деть­ми, не давали им быть просто детьми, а в результа­те они заболевали, сходили с ума!» Или наоборот: «Самое важное в жизни человека — это творчест­во. Только творческие люди живут подлинной жиз­нью. Вот вырастешь, станешь знаменитым, и тебя будут показывать по телевизору!» Или: «Написать хорошую книгу — вот, что может сделать нас зна­менитыми и богатыми».

Если у вас одаренный ребенок, то вам неизбеж­но придется разбираться с этой темой «одаренность и жизнь», «одаренность и счастье», «одаренность, творчество и любовь». Пунктик российских родите­лей — способности их детей. К этой теме мы вер­немся уже в следующей главе.

«Жизнь как экзистенциальный конструктор» — это жизнь человека, способного к маневру. Такой человек не только держит свои мозги включенны­ми, он постоянно выбирает тактику и соотносит их со своими стратегическими целями. Но больше все­го меня восхищает способность таких людей комби­нировать свои интересы с интересами других. Это люди команды. По крайней мере, они не идут к сво­им целям холодно и расчетливо, а оглядываются во­круг. Такой человек будет беспокоиться о развитии и продвижении своего окружения не меньше, чем о своем. Вы с приятным удивлением обнаружите, что он прекрасный семьянин, любит возиться на кухне, а по выходным гоняет в футбол с крепкими парня­ми, которые в подметки ему (ей) не годятся ни по уровню интеллекта, ни по социальному положению. Естественность и спонтанность, искренность и чув­ствительность никогда не позволят таким людям рубить с плеча и ставить свои принципы выше пе­реживаний других людей. «Надо подумать. Надо спросить остальных. Надо придумать что-то нети­пичное», — говорим мы свои детям, приглашая вни­мательно изучать эту жизнь.

Каждый из нас вправе выработать свою собст­венную философию и отношение к жизни, и психо­логи нам не указ. Но свою философию трудно уви­деть беспристрастно, оценить и изменить. Не надо только удивляться, почему наши дети совершают ошибки, которым мы их как будто бы не учили.

В психологии есть понятие социального интел­лекта. Это интеллект, направленный на решение практических задач, задач взаимоотношений. Для выживания в современном мире этот интеллект ока­зывается более важным, чем формальный интел­лект, который мы тренируем в школе, на уроках ма­тематики, или играя р шахматы. Мышление опреде­ляет успеваемость наших детей в школе, на одной из первых ступеней социализации. Но мы-то с вами серьезные люди и понимаем, что умные не всегда самые счастливые и нашим детям потребуются до­полнительные социальные навыки, чтобы сохранить себя и реализоваться в жизни.

Каждая из технологий жизни отражает разные установки: гедонистические, созерцательно-эстети­ческие, мировоззренческие и т. д. Для их удачной комбинации неплохо бы научиться эти установки различать и осознанно передавать своим детям.

4







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.