Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧЕМ ЗАПАДНЫЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ НАШИХ?





Школьное образование является ярким приме­ром национальной традиции воспитания. И здесь мы остаемся верными себе: молчим о главном, парали­зуем любопытство и инициативу детей, подавляем их своими авторитетами, не разговариваем с ними серьезно и уважительно.

Я хочу поделиться с вами своими наблюдениями и выводами о том, как по-разному устроены наша и западная школы. Последняя моя командировка бы­ла в США, поэтому назову несколько существенных отличий в образовании, которые сказываются на ха­рактере и интеллекте детей.

Долгое время в России считалось, что образова­ние содержит два взаимодействующих элемента: обучение и воспитание.

Глубокая эмоциональная привязанность к семье или школе, обязательства перед другими удержива­ют детей от «криминальных» поступков. Школа в советской традиции больше похожа на дом, заселенный классами-семьями. В классе всегда сильны не­формальные отношения, дети эмоционально привя­заны друг к другу. Десять лет они живут как семья, растут, дружат и вне школы.

В США же считается, что назначение школы со­стоит в том, чтобы снабдить самыми общими знани­ями (научить чтению, письму, математике, дать ос­новы естественных и социальных наук), а воспита­ние будущих граждан должно быть переложено на плечи родителей и церкви. Американским школам очень трудно учитывать религиозные и культурные различия, эффективно преподавать то, что в мире считается фундаментальной подготовкой к взрослой жизни гражданина и профессионала или к семей­ным отношениям.

В отличие от советской и постсоветской школы, объединяющей детей на долгие годы совместной учебы почти семейными, родственными узами, аме­риканская общеобразовательная школа похожа на большую фабрику, в которой ученик движется по своему собственному плану.

Впечатляют и гигантские размеры американ­ских школ, напоминающие космические ангары. Система начальной, средней и высшей школ осуще­ствлена таким образом, что дети разных возрастов учатся в разных школах. Таким образом, в амери­канской школе может учиться около 2 тысяч подро­стков (а иногда и до 5 тысяч), в то время как у нас считается перегруженной школа в 700— 1000 учени­ков от 6 до 17 лет.

В России содержание образования, как правило, представляет универсум лучших и наиболее важных аспектов культуры. Таким предметам, как математи­ка и естественные науки, обучают глубоко и систе­матически, а при изучении истории и литературы соблюдается преемственность культурных тради­ций, ценность интеллектуального наследия страны, представленного в ярких событиях и достижениях.

В Америке каждый урок ребенок проводит в но­вой группе. Между предметами нет преемственнос­ти, типичного для нашей системы образования еди­ного подхода к образованию. В США возможность выбирать темы и методы учебной программы суще­ственно снижает возможность восприятия достиже­ний культуры. Такие предметы, как математика, ча­сто преподают по-разному, на разных уровнях и в разных классах. Естественные науки часто препода­ют по принципу «все или ничего», то есть весь курс физики может быть прочитан за один год, а в сле­дующем году вся химия и так далее. А история и ли­тература преподаются порой как хаотичный набор тем. Если у ученика не сложится ясное представле­ние о теме на первом занятии в классе, у него вряд ли будет другой шанс наверстать упущенное.

Но при этом в нашей школе не готовят детей к жизни в демократическом обществе, не формируют у них должного самоконтроля, индивидуальной ини­циативы и самоуправления. Наши дети не готовы к жизни в быстро развивающемся обществе, у них не формируются навыки критического мышления, рабо­ты в группе, решения нетипичных задач и так далее.

Американские школы более или менее справля­ются с данными задачами, но только потому, что не следуют жестким предписаниям и ценят индивиду­альную инициативу и самостоятельность. Вместо от­ношений эмоциональной близости и сопережива­ния (когда весь класс — это семья), в американской школе культивируются ценности индивидуализма, конкурентности, независимости.

Американские учителя поощряют индивидуаль­ную инициативу учеников, оригинальность реше­ния учебных задач. Они не настаивают на высокой дисциплине и беспрекословном подчинении, но и не волнуются, если кто-то из учеников не проявляет ин­тереса к их предмету. Краеугольный камень амери­канского подходаответственность за образование детей несут их родители. В советской же тра­диции и за воспитание, и за образование отвечала школа. Учитель был наделен огромным авторитетом, его указания носили характер приказа и не обсуж­дались. Нарушение предписаний, невыполнение до­машних заданий — это повод для суровых наказа­ний и вызова родителей в школу. Особенность же американских учителей — их дружелюбие по отно­шению к ученикам. В этом смысле они — образец для подражания, носители норм поведения средне­го американца. У них нет особых привилегий перед учениками, но и ученики не могут рассчитывать на снисходительность. Отношения носят партнерский характер, строятся «по-взрослому».Основные отличия в образовательных практи­ках отражены в табл. 1.

Что касается взаимоотношений школы и роди­телей, нужно отметить, что в американских школах развито волонтерство, добровольное и безвозмезд­ное участие родителей в организации школьной жизни. Раз-два в неделю родители приезжают в школу, чтобы помочь учителям провести внеклассное занятие, проверить задания школьников, убраться в классе, посадить цветы и т. п. Российские эмигранты бывают шокированы такой практикой, ведь на ро­дине вызов родителя в школу — событие экстраор­динарное, чреватое неприятностями. В российской практике родители выступают адвокатами интересов своих детей и, хотя и критически относятся к некоторым преподавателям, стараются не вмешиваться в школьные дела. Основные различия в родительском поведении отражены в табл. 2.

И на уровне семьи отношения между родителями и детьми в российском и американском обществе различаются. Типичная американская семья также, как и школа, поощряет инициативу ребенка. Очень распространена система кредитов за помощь по дому: детям выплачивают небольшие денежные вознаграж­дения за их участие в хозяйственных делах. И отец, и мать должны уделять внимание детям. Семья — это такая же команда, как и те, что трудятся в коммер­ческих фирмах. Американские родители готовы об­суждать самые разные вопросы (в том числе сексу­ального характера) с детьми. Вместе с тем, согласно публикациям в прессе и аналитическим отчетам, американская семья переживает кризис. Хотя про­цент разводов снизился, резко уменьшилось и коли­чество людей, вступающих в браки. Семья стареет, браки заключаются после сорока лет, соответственно, снижается ресурс для воспитания и эмоциональной поддержки детей. Об этом российские подростки из эмиграции говорят: «У американских детей практически нет бабушек и дедушек»; «Американцы ни­когда не ругаются, но наши родители больше любят друг друга» (отголоски нормы «Бьет — значит любит», «Милые бранятся, только тешатся») (см. табл. 2).

По-другому строятся в Америке и отношения со сверстниками. Подростки, дети наших эмигрантов жалуются на тог что их американские сверстники «не умеют дружить»: «Они никогда не приглашают на свой день рождения, даже не гуляют после шко­лы»; «Если ты встретишь американского парня на улице во время летних каникул, он только холодно поздоровается и не бросится к тебе на шею». Наши дети отмечают различия в идеалах любви: «Они лю­бят гораздо спокойнее, чем русские»; «Если их девушка и парень спят вместе, это вовсе не означает, что они любят друг друга». Основные различия от­ношений подростков с одноклассниками, выявленные на основании интервью с подростками, отражены в табл. 3.

В общем можно сказать, что американская шко­ла похожа на фабрику, где каждый двигается по сво­ему собственному плану: один урок проводить можно в одной группе, следующий — уже в другой. Команда легко консолидируется на время вокруг ре­шения какой-либо задачи, но ее членам дела нет до того, как складываются отношения у Джона с его подружкой.

Наши же дети имеют все основания превзойти детей из Америки по формальным показателям ин­теллекта, но что касается социальных навыков, мы систематически и специально лишаем наших детей самостоятельности и независимости в принятии решений. Надо учитывать и тот факт, что только в советские времена, когда система внешкольного воспитания и образования еще работали, наши об­разовательные учреждения занимались и воспита­нием, и образованием детей. Попытка перевести стрелки на семью в постперестроечные времена

пока оборачивается печальным фактом: за детей не отвечает никто. Отпуская наших детей в сегодняш­нюю школу, мы уже не можем рассчитывать на то, что школа научит их жизни.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.