Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОГО ПОЗВАТЬ НА ПОМОЩЬ, ЕСЛИ РОДИТЕЛЕЙ НЕТ РЯДОМ?





Российские родители очень много внимания уделяют развитию интеллекта ребенка, но при этом забывают сообщить ему элементарные данные, ко­торые бы гарантировали безопасность ребенка.

Памятка родителям о том, что должен знать ребенок к пяти годам:

♦ свое имя и фамилию;

♦ имя, отчество и фамилию своих родителей;

♦ свой адрес;

♦ номер своего телефона;

♦ номера телефонов служб спасения: скорой помощи, ми­лиции, пожарной, службы спасения, МЧС;

♦ телефон знакомого или родственника, к которому можно обратиться в случае проблемы.

Поскольку телефоны служб спасения использу­ются редко (и слава Богу!), малышу их легко забыть или перепутать. Даже взрослые путают номера ско­рой помощи, пожарной охраны и милиции.

В качестве приема, помогающего запомнить телефоны, используют рисуночные «напоминалки». В психологии это называется методом пиктограмм. Делается это очень просто: нужно вместе с ребен­ком нарисовать слева цифры номеров телефона, а напротив подсказки.

Например:

«Скорая помощь» — красный крест;

«Милиция» — пистолетик или полосатый жезл;

«Пожарные» — горящая спичка или дом;

«МЧС» — голубая каска.

Напротив своего номера телефона — портрет са­мого ребенка с характерными приметами, например, веснушками или рыжими волосами, а напротив дру­зей семьи — лицо одного из них, например, усатого дяди Коли.

Ваш небольшой список должен быть поделен по­полам, потому что домашний телефон и адрес, а так­же данные знакомых не стоит рассказывать кому по­пало. Их нужно обозначить как «секретную семей­ную информацию». И, пожалуй, ее нужно изобразить на обратной стороне листка, «лицом к стенке».

Свой адрес дети запоминают наизусть точно так же, как они запоминают имена людей, их фамилии.

Шпаргалку нужно повесить на видном месте у телефона. «Ну-ка, детка, какие циферки набирают, когда нужно звонить в скорую помощь?», — при­крыв «напоминалку» ладонью, спросите сынишку или дочку. Дети любят игры на проверку их смекал­ки и сообразительности.

Заодно они научатся составлять портреты и по­лучат представление об особых приметах людей. Это поможет им в дальнейшем развивать свою на­блюдательность не столько в сторону подозритель­ности, сколько для того, чтобы быть внимательным к окружающим людям.

«Мама, почему ты надела эту кофточку? Ты ее оде­ваешь, когда у тебя плохое настроение», — спраши­вает мой сын. «А и правда, — думаю, — нейтральная белая блузка. Может, это флаг внутренней капиту­ляции? Опять не сдала на водительские права. Надо будет в следующий раз надеть красную или оранже­вую — с мощной, оптимистической энергетикой. Вполне возможно, что и результат будет другой».

Итак, игра в особые приметы прекрасно трени­рует наблюдательность. Она состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку один из законов вос­приятия: мы узнаем людей по некоторым выда­ющимся признакам. Например, если на листке бума­ги нарисовать только бороду и шапку деда Мороза, то на вопрос «Кто это?», ребенок ответит: «Это дед Мороз». Если изобразить только бороду, то уже труднее — какой-то дед или дядя незнакомый, может, даже Бармалей. Веснушки, кольца на руках, банты в косичках, значок на лацкане пиджака могут обо­значать людей и персонажей сказок. Все герои ска­зок имеют свои особые приметы. Нарисуйте дере­во, а из-за него пусть торчит... пропеллер.

— Ну-ка, кто спрятался за деревом?

— Карлсон! — ответит ваш малыш.

— А чьи такие большие коричневые уши торчат
из-за телевизора?

— Чебурашки! — вот ожидаемый ответ.

Но помимо портрета есть еще и общий контур тела, по которому, как показывают психологические эксперименты, мы распознаем людей. Грубо говоря,

есть толстяки, худые и мускулистые люди. По-науч­ному, пикники (изображаются кругом), астеники (изображаются палкой) и атлеты (изображаются квадратом). И эти три типа конституции тела могут совпадать с тремя известными нам мерами роста: высокие, средние и низкие. Получается девять ти­пов: «маленький толстячок», «средний толстяк», «ог­ромный толстый дядька»; «маленький спортсмен»,

«средний спортсмен», «огромный шкаф-а-не-чело-век». Про астеников: «худые и длинные» («каланча»), «дядя Степа-великан», «хлюпик какой-то» (в нашей культуре — худой человек среднего роста).

А теперь попробуйте по этой нехитрой классифи­кации оценить членов своей семьи, соседей, случай­ных прохожих. А потом Терминатора, Папу Карло и мальчишку, с которым ваш ребенок не в ладах.

Думаю, вы, как и я в своих исследованиях, буде­те наблюдать интересную закономерность: дети бы­стро учатся классифицировать людей и персонажей, но переоценивают их рост и размер. Они ведь малень­кие и им все кажутся большими и толстоватыми!

Чем пристрастней мы относимся к человеку, тем тяжелее нам дается объективно оценить его. Количе­ство переоценок в ту или иную сторону может быть очень большим. А неприятные персонажи еще и пло­хо запоминаются. И взрослые порой могут через не­делю после конфликта сказать: «Какой-то он непри­ятный, противный!», — и не вспомнить при этом ни цвета глаз, ни особенностей голоса человека, который им показался хамом. Больше всего с этой особенно­стью восприятия мучаются милиционеры, когда пы­таются провести опознание преступника, который, возможно, приставал к вашей девочке на улице или приглашал вашего мальчишку прокатиться в машине.

Еще один вариант игры в приметы — игра в рожицы. Все знают считалочку «Точка, точка, за­пятая — вышла рожица кривая; палка, палка, огуре-чик — получился человечек!»

Рожица состоит из точек-глазок, палочки-носи­ка, которые присутствуют практически неизменны­ми на всех лицах. А вот бровки и ротик могут очень сильно менять лицо в зависимости от того, вздерну­ты они вверх, вытянуты в горизонтальную линию или разъехались в стороны. Помните знаменитые театральные маски в Древней Греции? Линия рта опущена — грустный клоун с домиком отчаянных бровей. Обратите внимание ребенка на разницу в лицах веселого и незадачливого Буратино и печаль­ного, грустного Пьеро. Линия рта и бровей — осно­ва психологических портретов людей.

Такая игра во время обычных для ребенка заня­тий рисованием прекрасно тренирует его наблюда­тельность, что важно не только в целях безопаснос­ти, но и для того чтобы научить дитя распознавать состояния людей, уметь их поддержать, утешать или посмеяться от души вместе с ними.

Но на этом история не заканчивается. Наши де­ти очень много знают, но плохо применяют свои знания на практике. Когда приходит настоящая бе­да, не всем им и не всегда хватает самообладания.

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ!

Сказка о волке и козлятах — про то, как опасно доверяться чужаку, как легко можно попасться на его уловки, впустить в дом и пропасть. Случаи наси­лия и кражи детей заставляют нас задуматься над тем, как предостеречь детей от реальной опасности.

У моих замечательных знакомых двое детей — Гуля и Осхан, семи и восьми лет. Когда я им звоню, то часто слышу:

— Мама скоро подойдет. Извините, она в ванной.

— Не забудь передать маме, чтобы она перезво­нила, — обычно прощу я.

В первый раз я ждала ответного звонка три ча­са! Позвонив вечером, их мама Баян объяснила, что так дети отвечают всем, кто звонит, если родителей нет дома. Мамы не было дома, она пошла, как мама-козочка, на рынок. Но вы даже не догадаетесь, что дома никого нет. «Мама в ванной» означает «Мы не одни!» То, до чего не додумалась мама-козочка из сказки, придумала современная женщина из мега­полиса, в котором большинство людей чужие и не­знакомые для ее детей.

По опыту своих поездок на Запад я знаю, как строго там закон преследует родителей за то, что они оставляют своих детей до 12 лет одних дома. А вот у нас женщины вынуждены оставлять детей одних без присмотра или на попечении подруг. Сегодня уровень разводов в стране выше 50%, уровень бед­ности — 70%. Молодые мамы сплошь и рядом выхо­дят из отпусков по содержанию из-за того, что им не хватает денег. А 25% детей в Москве вообще оста­ются на воспитании у бабушек, потому что их мамы пытаются выполнять роль пап — содержать семью. По моим наблюдениям мы начинаем систематически оставлять наших малышей дома, когда им исполня­ется всего 5 лет.

Не хочется вспоминать страшные случаи, но сто­ит не только самим запомнить, что нужно проверить перед тем, как оставить дом, но и детей научить контролировать ситуацию.

Не забывайте прятать режущие и колющие пред­меты. Используйте глушители на розетки, которые позволят избежать несчастных случаев. А провода уберите с пола.

Для своего малыша нарисуйте пиктограмму-памятку «Опасный список»:

♦ утюг,

♦ свет (лампа, розетки),

♦ газовая плита,

♦ водопроводные краны,

♦ окна,

♦ ножницы, ножи.

Это совсем просто! Нарисуйте «Опасный спи­сок» один раз с ребенком, и вы поразитесь, как бы­стро он все запомнит. Еще бы! Психологи знают: то, что становится предметом деятельности ребенка, запоминается практически навсегда. Рисовать нуж­но даже тогда, когда ребенок уже научился писать и делает это довольно грамотно. Если количество зрительных образов не превышает семи, ребенок сможет запомнить их с первого раза!

Словесная информация запоминается гораздо хуже и воспри­нимается более формально, эмоционально индиф­ферентно.

Кроме того, с детьми можно разыграть несколь­ко типичных ситуаций внезапно возникшей опас­ности. Вам самим будет спокойней, если вы все пре­дусмотрите.

Но никогда не будьте абсолютно спокойными и уверенными, что ничего чрезвычайного не про­изойдет.

Бравый пожарный

Мои друзья-телевизионщики из МЧС снимают программу «Азбука безопасности» (г. Салехард; это в Ямало-Ненецком округе) — про элементарную грамотность безопасности для малышей. Один из их любимых персонажей — Бравый Пожарный. В Яма­ло-Ненецком округе нефтяное производство связано с повышенным риском и большой частотой возник­новения пожаров, жертвами которых становятся дети. Это у них сгорели дети в интернате...

Их Бравый Пожарный похож на Леонида Якубо­вича, ведущего «Поле чудес», — полноватый дядя с пышными усами и веселым взглядом. Он дружит с Огоньком. Они вместе спасают детей в различных ситуациях. Авторы программы считают, что к сти­хиям нужно воспитывать спокойное отношение: иначе они будут вызывать панику и шок.

Бравый Пожарный, дядя Степа — вот друзья и помощники детей в беде. Вспомните, как часто де­ти мечтают быть милиционерами или пожарниками. Для мальчишек они — верх геройства. Они самые бесстрашные, они защитят. В традиции американ­ского кино полицейские, пожарные и работники спецслужб — классные ребята, на них можно поло­житься. Они действуют технологично, эффективно и слаженно. Крепкие орешки! Они по-настоящему переживают за детей. Словом, с ними можно и нуж­но сотрудничать. У нас же пока «мент» — это во­люнтарист. Захочет — горы свернет; не захочет — напьется с горя и не выйдет на задание.

И вот печальное наблюдение моих коллег из Са­лехарда: даже выслушав инструкции о поведении при возникновении пожара, дети не следуют им! И самое парадоксальное: они пугаются пожарных, облаченных в громоздкие красные формы из огне упорных тканей. Возникая в дыму и огне, они напо­минают им динозавров, Годзиллу, огненных монст­ров. Дети прячутся под кроватками и в шкафах. Так погибли дети в интернате.

Вспомните: если ребенок пугается чего-то, он в ужасе закрывает лицо ладошками, чтобы не видеть опасности, и громко кричит. Такова одна из физио­логических реакций страха. Она создает иллюзию защищенности. Под кроватью можно спастись во время редких в наших краях землетрясений, но вряд ли от пожара! Именно поэтому пожарные ищут де­тей под кроватями и в шкафах. Кстати, маленькие котята прячутся как дети. Действует один и тот же защитный рефлекс.

Но ребенок может быть шокирован и молчать. Шок — это глобальная реакция торможения, кото­рая развивается в организме в ответ на раздражи­тель, по своей силе превосходящий резерв организ­ма. О том, как вести себя, если ребенок в шоке, по­говорим ниже, когда речь пойдет о детях и терактах. А сейчас вернемся к ситуации пожара.

Детям не нужно рассказывать истории о том, как «один мальчик не послушался маму, поджег спички, спалил дом, да и сам сгорел!» Напротив, лучше по­ведайте им о храбрых мальчиках, которые спасают себя, своих братьев, сестер и животных. Основная установка — «Пожар можно победить! Жизнь мож­но спасти!» А что они делают, эти храбрые дети?!

• Огонь боится воды. Если нет проводов, поли­вать небольшой огонь на улице можно водой.

• Но лучше позвать взрослых — соседей, прохо­жих. Это тоже геройский поступок.

• Если причина пожара — короткое замыкание, вода может привести к еще большей беде. Тушить огонь в квартире самостоятельно нужно только в крайнем случае.

• Выскочить из огня можно через дверь или ок­
но. Окно — хороший выход, только если вы живете
невысоко. Оно должно легко открываться.

• Но если ребенок заперт, то лучше спрятаться
в душе или ванной. Внимание, родители! Вентиляция
в ванной должна быть в полном порядке.

Проиграть ситуацию пожара можно и в рису­ночной форме. Нарисуйте ваш дом и вырежьте ма­ленького человечка, которому придется выбираться из неприятностей одному. Такой же вырезанный огонь может перемещаться по всему рисунку дома. И в соответствии с тем, где возникает пожар, будет вести себя и перемещаться вырезанный мальчик или девочка. По условиям игры он обязательно спа­сется! Подумайте, как бы вы хотели, чтобы посту­пил ваш ребенок? Может, он должен позвонить? Может, он должен просто выскочить из дома?

Памятка родителям

♦ А ваш ребенок знает, как открыть дверь изнутри, если он остался один запертым? У него есть ключ?

♦ В памяти телефона записан ваш телефон или телефон со­седа, по которому ребенок может позвонить автоматиче­ски? Это стоит сделать, чтобы сократить время и избежать
ошибок в наборе номера, неизбежных при волнении.

♦ Тренируясь, проигрывая с ребенком сложную ситуацию, будь то появление незнакомца или сложная познаватель­ная задача, хвалите и поощряйте его. Он должен быть уве­рен, что справится, он должен быть смелым и решительным!

ДЕТИ В УСЛОВИЯХ ТЕРАКТОВ

Я, как и все московские психологи-эксперты, привлекаюсь к различным мероприятиям по оказа­нию помощи населению. С работой специалистов по посттравматическому стрессу (а именно так на­зываются клинические психологи, которые рабо­тают с жертвами терактов) мне пришлось близко познакомиться при подготовке очередного телеви­зионного сезона «Улицы Сезам». Теракты — это новая реальность, в которой растут дети во многих странах мира: Израиле, США, Франции, Испании, Турции, России.

Справка для родителей

Дети сразу попали в число жертв самых крупномасштаб­ных террористических актов в России, начиная со взрывов домов на Гурьянова и Каширском шоссе в 1999 году. Во­круг взорванного дома стояли четыре детских сада и одна школа, что, конечно, просчиталось террористами. В резуль­тате терактов на улице погибло 223 человека. 18 человек стали жертвами взрыва жилого дома в Волгодонске. В этих терактах, по разным оценкам, погибли от 10 до 15 детей. А места взрыва становились эпицентрами распростране­ния страхов среди взрослых и детей. Теракт 1 сентября 2004 года в бесланской школе № 1 стал самым крупным и шокирующим в хронике терактов в России. В результате захвата заложников в Беслане, по официальным данным, погибли 330 человек, более 700 ранены. Среди погиб­ших - 156 детей.

По сообщениям СМИ было видно, что уже в первые часы после терактов в Волгодонске, Москве, а потом и в Беслане самые крупные и влиятельные организации заявили о своей готовности помогать по­страдавшим, принимать участие в психологической реабилитации детей. Это ассоциация экспертов дет­ства во главе с детским нейрохирургом Леонидом Рошалем, специалисты Института психологии РАН, Института психиатрии РАН, Института судебной медицинской экспертизы имени Сербского, Центра психологической и педагогической реабилитации ЦАО г. Москвы, Центра экстренной психологиче­ской помощи МЧС России.

Однако реальный опыт работы с жертвами терак­тов у нас только накапливается. Мы учимся у психо­логов Израиля, обмениваемся информацией с амери­канцами. Две первые диссертации, в которых хоть как-то ставилась бы проблема особенностей пост­травматического стресса после теракта именно у де­тей, были защищены на базе Института психологии РАН только в 2004 году — совсем недавно. В осталь­ном психологам приходится работать вслепую, по­лагаясь на интуицию, здравый смысл и профессио­нальный опыт работы в аналогичных ситуациях.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РОДИТЕЛЬ







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.