Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ





 

Ситуация 1
Папа и шестилетний сын любят наблюдать за природой. Отец, как он говорит, учит Алешу понимать логику природы и потому старается вызвать у сына интерес к явлениям окружающего, озадачить его "трудным" вопросом. Алеша и сам просит:
- Ну-ка, папа, задай мне трудный вопрос.
А он всегда наготове у отца.
- Пожалуйста, - говорит он.- Вместо вопроса задам тебе загадку о том, что ты здесь можешь увидеть:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Мальчик осматривается вокруг, вскидывает глаза к небу, лицо его озаряется догадкой:
- Это облако!
- А как ты догадался?
- Ну так вот же оно, перед нами!
- Почему же облако назвали ватой?
- Оно белое, пушистое, как вата...
Отец предлагает поиграть в игру: "Кто первый заметит?" или "Кто первый услышит?"
Условия игры: увидеть то, чего другой не заметил, услышать то, чего другой не уловил. Этим самым он побуждает сына всматриваться в окружающее, отыскивать занимательное, интересное, удивительное. Вот муравей со своей ношей: сам маленький, а груз огромный. А здесь - золотая нить паутины, коряга с причудливыми очертаниями, похожая на голову сказочного Черномора, и даже белка! Оказывается, что ни шаг - то находка!
- Какие ты знаешь деревья? Покажи их и назови, - предлагает отец, когда видит, что находки почти все исчерпаны.
После городского шума ребенку лес кажется безмолвным. Но так ли это? Отец предлагает ему "послушать тишину": "Цвирк-цвирк" - кричит птица. А вот звук от упавшей шишки, хрустнула ветка, зашелестела листва от налетевшего ветра... Сделано еще одно открытие: "тишина" леса наполнена звуками.
Во время отдыха на лужайке взрослый и маленький слушают пение птиц, жужжание пчел, стрекот кузнечиков... А сколько запахов от трав, цветов!
И снова загадка маленькому туристу:
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает -
Когда это бывает?
Отец то и дело озадачивает его вопросами, которые побуждают ребенка размышлять, сопоставлять, делать выводы: куда "смотрит" головка подсолнечника в полдень? Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, отец предлагает понаблюдать, чтобы запомнить и ответить.

Комментарий психолога:
Любознательность, любопытство - это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности - нет школы. Мышление начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность - это и значит поставить цель умственного труда.
Особое место в умственном воспитании занимает ознакомление детей с природой. В процессе систематических наблюдений у них развивается наблюдательность, формируются устойчивые познавательные интересы.
Ситуация 2
- Почему
утки не мерзнут в воде, когда погода холодная? Почему Полкан босиком ходит даже зимой и не болеет, а я так тепло одета и у меня насморк? Почему осыпаются листья? Почему летом - дождь, а зимой - снег? Луна - это тоже солнце, только ночное?
Шестилетняя Лена так стремительно засыпает бабушку своими вопросами, что та не успевает отмахиваться от нее. Наконец, выведенная из терпения, закипает:
- Уймись же, наконец! Сколько можно почемукать! Все будешь знать - скоро состаришься!
Когда Лена гуляет вместе с папой, то многие "почему" и "отчего" получают исчерпывающий ответ.
- Почему река летом узенькая, а весной такая широкая, что берега залиты водой?
- А как ты думаешь почему? - озадачивает отец дочку.
И вот с помощью папы Лена делает правильный вывод: весной снега тают, ручьями сбегают с полей и из лесов в реку, оттого она становится широкой.
По пути к реке - поляна, усыпанная желтыми одуванчиками. Теперь она вся золотая и яркая, даже глазам больно на нее смотреть. Еще издали девочка замечает это чудесное превращение.
- Была зеленая, теперь желтая. Почему?
- А вот подойдем поближе - посмотрим, - предлагает отец.
Девочка, как зачарованная, любуется солнечной полянкой.
А в следующий раз, когда папа и дочь снова держат путь к реке, то уже не находят солнечной полянки. Золото исчезло, и полянка теперь словно снегом припудрена.
- Ну и ну! - удивляется Леночка, - вот так чудеса! Нет золотой полянки... Почему теперь она белая?
- Сейчас подойдем поближе и рассмотрим, - говорит папа.
Девочка срывает несколько цветков, и вместе с папой рассматривают легкие, круглые и хрупкие, словно мыльные пузыри, головки одуванчиков.
А через неделю "чудесная" полянка снова преподносит сюрприз...
- Куда же пропали одуванчики? - спрашивает девочка, еще издали увидев зеленую поляну.
- А ну подумай хорошенько - куда они исчезли? Догадаться нетрудно, надо только поразмыслить, - говорит папа. И вот девочка самостоятельно приходит к выводу: семена цветов созрели, а ветер разнес "белый пушок" в разные стороны...
- Давай понаблюдаем, а ты примечай, - предлагает папа.

Комментарий психолога:
Обращенные к взрослым вопросы "Что это?", "Зачем?", "Почему?" - свидетельство углубляющегося интереса ребенка к окружающему миру. В дошкольные годы у детей все более и более развиваются умственные способности - внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность. В первые семь или восемь лет нашей жизни наша память усваивает столько, сколько не усваивает во всю остальную жизнь. В это время мы приобретаем именно большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям. Непосредственно наблюдая за окружающим миром, ребенок не только "фотографирует" то, что видит, но и пытается проникнуть в суть явлений, устанавливать связи между отдельными фактами и событиями.
К 5 годам дети становятся "почемучками". Наша задача - помочь им приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным, предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысль. Например, озадачить ребенка вопросом на вопрос: а как ты думаешь почему? Как ты узнал? Маленький "почемучка" должен сам добраться до истины. Однако, ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у ребенка опыт и знания.

 

 


Ситуация 3
Мартовский солнечный день. Сосульки, словно бахрома, что повисла над самым окном, искрятся и переливаются. Пятилетний ребенок, стоя у окна, любуется плачущими сосульками. А вечером он заметил, что сосульки не растаяли, как он ожидал, а, наоборот, "выросли и растолстели". Почему?
- Попытайся догадаться сам, почему сосульки стали толще и длиннее, - предлагает мать.- Понаблюдай и тогда догадаешься сам.
Конечно, не сразу удается разгадать загадку. И потому на следующий день любопытный "почемучка" снова возле окна. Он видит, что солнце заставляет сосульки "плакать" и они становятся... короче и тоньше!
- Вот так раз! - удивляется мальчик.- Почему?
- А как ты думаешь почему? - снова озадачивает его мать.-Давай еще понаблюдаем.
- Они от солнышка тают, - рассуждает вслух мальчик.- Но почему же тогда они вчера не только не растаяли, а даже выросли? И день был точно такой же, солнечный.
- Посмотрим, какими они станут к вечеру, - многозначительно говорит мать.
Вечером сын снова подходит к окну. Теперь сосульки не "плачут" и снова "выросли и растолстели". И вот ребенок самостоятельно решает задачу: днем солнце греет, подогревает сосульки, и они тают, становятся тоньше и короче. Зато к вечеру, когда начинает подмораживать, капли воды от подтаявшего снега на крыше не успевают стечь и их прихватывает мороз, оттого сосульки "растут и толстеют".

Комментарий психолога:
Первостепенная задача в подготовке ребенка к школе - побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. А для этого не обязательно решать какие-либо специальные задачи-головоломки. От нас требуется умение вводить ребенка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему, как это и делала мать в описанном примере. В данном случае наблюдения помогли ребенку делать "открытия", сравнивать, сделать выводы на основе увиденного. Длительные, многоразовые наблюдения особенно ценны, так как позволяют ребенку увидеть одно и то же явление как бы с разных сторон и путем сопоставлений самостоятельно прийти к объяснению заинтересовавшего его явления.

Ситуация 4
Пятилетнего Гришу "зачитывают" все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:
- Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.

Комментарий психолога:
Поспешность сделать из ребенка "начитанного всезнайку" неоправданна. Обычно в таких случаях ребенку читают все подряд, не сообразуясь с его возрастом и возможностью правильно воспринимать весь объем сведений. Ребенок не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредоточиваться, проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного.
Нет необходимости каждый раз ребенку читать или рассказывать что-то новое. Маленькие дети глубже усваивают уже однажды прочитанные книги; встречаясь с ними, как со старыми знакомыми, они стараются "подсказать" рассказчику, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил неточность. Здесь маленький слушатель проявляет высокую активность.

Ситуация 5
Отец с шестилетним сыном рассматривает картину "В лес по грибы", а затем предлагает:
- Подумай, какой можно придумать рассказ по этой картине.
Мальчик вглядывается в картину, медлит, видимо, не знает, с чего начать. Отец, видя это, старается дать толчок детской мысли наводящими вопросами: "Что здесь изображено? Почему художник назвал картину "В лес по грибы"? Как ты думаешь, что здесь происходит? Почему ты так считаешь? Какое время года отобразил художник? Как ты догадался?" Он не торопит сына, дает ему порассуждать вслух, доказать правильность своих предположений.
- Как ты думаешь, давно ребята в лесу? Или только что пришли? - задает он вопрос, заставляющий ребенка подмечать отдельные детали на картине.
- Ребята уже давно в лесу!
- Как ты догадался?
- Да ведь у них корзины полны грибов!
- А еще почему?
- Они уже собрались уходить домой: видишь, девочка кричит "Ау-у!" Это она зовет кого-то домой.
- А что если это заблудился кто-то? - снова озадачивает отец ребенка и предоставляет ему возможность додумать сюжет картины, пофантазировать, поразмыслить, придумать несколько вариантов концовки...
- Вот видишь, - говорит отец, - ты правильно все подметил и правильно ответил на вопросы. А теперь тебе нетрудно придумать рассказ по этой картине. Подумай, с чего ты начнешь, и рассказывай.
Мальчик улыбнулся и начал:
- Однажды летом дети в лес пошли. Взяли они с собой корзины...
Интересный рассказ получился! Так что и слушатель, и сам рассказчик были довольны.

Комментарий психолога:
У детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать способности придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, с целью совершенствования форм монологической речи.
Детей нужно учить отвечать на вопросы, точно и полно выражая свои мысли, пользуясь разными типами предложений (краткими, распространенными, сложноподчиненными). Решению этих задач помогают подобные занятия.
Чтобы передать сюжет, ребенку приходится совершать довольно сложные умственные операции - определять, в какой связи находятся изображенные на картине предметы, какое событие отразил художник, учесть "фон", на котором разворачиваются действия, додумать сюжет, выходящий за пределы видимого, и т. п.
В описанном примере мы видим, как благодаря правильно сформулированным вопросам взрослый помогает ребенку всматриваться в изображение, видеть картину в деталях и в целом, логически мыслить. Ценно то, что взрослый наводящими вопросами тактично направляет детскую мысль, побуждая ребенка к правильным суждениям.

Ситуация 6
Вечер. В комнате горит настольный свет, выхватывая из темноты круглый стол и два сосредоточенных детских лица. Дети думают! Трудное и интересное задание предстоит им выполнить - придумать конец рассказа, который предложила мама:
- Пошел мальчик ловить рыбу. Сидит на берегу озера с удочкой, да только рыба не клюет и не клюет. "Хоть бы одну поймать", - думает юный рыболов, охота ли возвращаться домой с пустым ведерком! Наверное, надо место переменить... И вдруг увидел неподалеку - лодка! Отвязал ее и на самую середину озера заплыл. Не успел закинуть удочку, как тут же поплавок запрыгал: клюет! Вот удача, так удача! Только успевай вытаскивай. Уже полведерка наловил. "Вот удивлю всех!" - размышляет рыболов.
...Подул ветерок. Потянуло прохладой, солнце опустилось над самым лесом, близился вечер.
"Ну, пожалуй, хватит. Пора домой!" - решил мальчик. Глядь, а весел нет: уплыли... Покричать, позвать кого-нибудь на помощь? А вокруг никого. Что делать? Как добраться до берега? Не ночевать же ночью в лодке?
- А что дальше? - разом любопытствуют ребята, увидев, что мама не собирается продолжать.
- А вы подумайте сами, какой конец можно придумать к этому рассказу, - предлагает мама, - только не торопитесь, пусть каждый из вас придумает конец по-своему. А мы посмотрим, у кого получится интереснее.

Комментарий психолога:
Задание детям 6 лет придумывать конец рассказа опирается на детский интерес и потому является особенно эффективным средством заставить ребенка думать, фантазировать, логически мыслить. Оно побуждает дошкольника к активности. Даже молчуны стараются высказаться. Такая форма занятий доступна детям 6 - 7 лет. Успех задания во многом зависит от того, насколько взрослый сможет заинтересовать слушателя рассказом; здесь должно быть доступное содержание с острой ситуацией, умение вовремя оборвать рассказ на интересном месте и т. п.

Ситуация 7
- До десяти Севка считает запросто. Может и дальше - до двадцати, тридцати, чуть ли не до ста. Но сбивается, надо ему подсказывать.
Я попробовал задавать ему простейшие арифметические задачи.
- Сколько будет: один прибавить один?
Эту он, конечно, решил сразу.
- А если к одному прибавить два?..
Уже ничего не выходит, путается, не соображает. Я даже как-то сразу засомневался в его математических способностях.
- Сколько будет: два прибавить два... три?..
- Не знаю.
Тогда я те же самые задачи сформулировал не с отвлеченными числами, а с конкретными, именованными.
- Было два петуха возле дома, пришли еще два. Сколько петухов стало?
Ответил сразу, почти не задумываясь.
- А если было пять петухов, а трех забрали, то сколько осталось?
Тоже ответил правильно и довольно быстро.
Другой пример.
Угостили Риту (6 лет) сливами. Мама предложила ей:
- Подели их всем поровну - братику, папе, мне и себе.
Но что вначале для этого надо сделать?
- Посчитать, сколько их, - говорит девочка.
- Правильно, - одобряет мама.
Рита считает: восемь.
- Прежде чем раздать сливы, сосчитай, сколько их нужно дать каждому.
Девочка затрудняется. Начинает гадать: "По три сливы, по две..."
Тогда мама помогает ей:
- Возьми сливы и разложи их на столько частей, сколько человек в семье.
Девочка тут же справляется с поставленной задачей.

Комментарий психолога:
Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, наглядность, образность, действенность мышления. Он более осмысленно воспринимает задачу, если конкретно представляет или видит то, о чем говорится в ней, если собственными действиями подкрепляет ход ее решения. Важно учитывать, что у ребенка дошкольного возраста способность к абстрагированию еще недостаточно сформирована, поэтому совершать умственные действия с отвлеченными числами ему сложно.

Ситуация 8
Илюша (5 лет) предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старался. Но мама, посмотрев его работу, говорит:
- Хорошо, молодец! Для нее главное, чтобы сын был занят.
Мальчик тут же бросает свой "шедевр" и создает новый, ничуть не лучше прежнего.
- А это хорошо? - спрашивает он, заранее уверенный, что его похвалят.
- И это хорошо. Молодец. Ты же у меня все умеешь!
Мать считает: "Подумаешь - не дорисовал! Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдет в школу - научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел - лишь бы занят был. Вот пойдет в школу, тогда..."

Комментарий психолога:
Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все дается ему легко и просто, усилия и старания не нужны. И тогда может произойти, что у ребенка не сформировано серьезное отношение к занятиям, что у него образовался неправильный навык держать ручку, что у него нет усидчивости, терпения, настойчивости. О таком ребенке иногда говорят: "неспособный". А оказывается, дело в другом: вовремя не выработаны у будущего первоклассника навыки учебной деятельности.
Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит, что вы серьезно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания, за приложенные усилия, за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребенка помогает ему проявлять усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьезному делу.

Ситуация 9
Первоклассник Виталик садится за уроки. Сначала он роется в портфеле, доставая то один учебник, то другой, видимо, не решил еще, чем будет заниматься - читать или решать задачи. Наконец, предпочтение отдает задачам. Раскрывает книгу и, наморщив лоб, думает. Кажется, что-то решил, но, заметив, что нет тетради, снова лезет в портфель.
Тетрадь раскрыта, но он уже забыл условие задачи. Снова читает, собираясь записать нужное.
Но тут выясняется, что на столе нет ручки. Снова роется в портфеле и достает ее оттуда. Теперь, наконец, он намерен сделать первую запись. Но ручка не пишет.
Виталик решительно выходит из-за стола и идет в другую комнату, чтобы там взять новый стержень для ручки. По пути гладит кошку, смотрит в окно...
Сколько еще уйдет драгоценных минут впустую, прежде чем он выведет первую букву в своей тетради!
Мать поторапливает сына, но безрезультатно: домашнее задание, рассчитанное на 30-40 минут, он растягивает чуть ли не на весь вечер.
- Ничего не успевает, - жалуется она учительнице. - А вот соседский мальчик умеет заниматься, не тратя время попусту. Всегда собран, все под рукой. А мой никак не раскачается, вечно что-то затеряно, не подготовлено. Почему? Ведь мы стараемся помочь ему в подготовке к занятию...

Комментарий психолога:
Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. Ребенок, стоящий у порога школы, непременно должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут его "помощниками" в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умении чередовать труд, учебу, игру, отдых.
Еще в дошкольные годы ребенок должен усвоить: любая деятельность - игра, труд, занятие - требует определенной подготовки. Поэтому важно предусмотреть, что, например, потребуется для рисования или лепки, для игры или труда, где и как лучше сесть, есть ли под рукой все необходимое, как лучше расположить материалы и пособия, нужные для занятия. Всему этому нужно учить ребенка, напоминать, чтобы он не начинал заниматься до тех пор, пока не убедится, что у него все необходимое приготовлено. И конечно, проследить, как он сам выглядит, в порядке ли у него костюм, вымыты ли руки. Подготовка к предстоящей деятельности одновременно настраивает ребенка на серьезный трудовой лад, создает в нем желание выполнить работу; уже сама подготовка как бы программирует его деятельность.


Ситуация 10
Родители пятилетней Ксении стараются дать ей как можно больше сведений, много читают и рассказывают, учат считать, читать, заучивают с ней наизусть стихотворения. Они с гордостью говорят:
- Ксения знает много стихов, на память знает чуть ли не всю сказку А. С. Пушкина "О рыбаке и рыбке", с интересом слушает книги, предназначенные для школьников. Уже читает, считает до ста... Развита не по годам. Думаем, что ей легко будет учиться.
Родители Игоря говорят:
- Конечно, и мы хотим, чтобы сын хорошо учился, но не знаем, как подготовить его к школе. Ведь дать Игорю знания в системе мы не умеем. Зато считаем нужным воспитывать у него трудолюбие, усидчивость, следим, чтобы любое дело выполнял старательно и не бросал его на полпути. Следим, чтобы он постоянно был занят чем-то полезным, помогал нам, взрослым, и не слонялся без дела. Рассказываем ему о школе, стараемся внушить, что учение - это труд, и, для того чтобы стать хорошим учеником, нужно быть прилежным во всех делах.
У родителей четырехлетней Оли иная точка зрения: они боятся перегрузки детского ума: "мала еще - не поймет" - и потому не считают нужным объяснять или говорить о том, что ребенок видел или слышал, но не понял. Если же девочка просит что-то объяснить, отвечают ей:
- Тебе еще рано об этом знать. Подрастешь - узнаешь.
Они считают: "Еще до школы далеко. Да и вообще, стоит ли ребенка готовить к учению? Вот пойдет в школу, там его будут учить учителя".

Комментарий психолога:
Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту "умных" сведений. Родители считают, что их ребенок развит "не по годам". На поверку же получается, что его знания лежат на поверхности, разрозненны, что считает он механически, а о героях книг высказывается услышанными от взрослых формулировками. Даже в жизненных ситуациях выглядя всезнайкой, он лишь повторяет готовые словесные "штампы" взрослых, не осознавая истинного их смысла.
Разумно поступают те родители, которые готовят школьное "завтра" с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях. Начав воспитание своего ребенка, они по существу начинают готовить в нем и будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения.
Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению - интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

 

 

Консультация для родителей

Еда вне дома.

 

С каким удовольствием и интересом ребятишки отправляются с родителями на пикник, в поход, куда-нибудь поближе к дикой природе! Сколько новых впечатлений, захватывающих приключений! Непривычные запахи, невиданные пейзажи, таинственные звуки... Подлинное пиршество чувств! И папа как истый следопыт раскроет малышу загадки следов лесной жизни, подскажет, как искать невидимые для нелюбопытных глаз грибы и ягоды, научит распознавать юг и север, покажет тропки, по которым ходят лесные зверюшки, замрет над жужжащим в ярком и сочном цветке шмелем, осторожно понаблюдает за жизнью муравьиного города и расскажет похожие на сказки истории из жизни лесных жителей... Хорошо!
Часа через 3-4 все проголодаются, но так не хочется возвращаться домой, в привычную жизнь! Да и особое приключение — костер на опушке леса, кленовый лист вместо тарелки, ольховая палочка в роли вилки. А вкус печеной картошки из костра — разве в микроволновке такую вкусноту приготовишь?! Собрать щепочки и сухие ветки, разжечь костерок, наблюдать, как летят искры, как угольки подергиваются серой пленкой пепла, храня под ней алый жар... А потом разворошить угольки и закопать в них с помощью длинной суковатой палки картофельные клубни, заботясь о том, чтобы каждый пропекся равномерно...
Мама тем временем расстелит прихваченную из дома клеенку,- разложит на ней помидоры и огурцы, зеленый лучок, хлеб, колбасу, плавленый сырок, банку тушенки, несколько вареных яиц, а еще ягоды, только что собранные в лесу, — тут и малина, и душистая земляника, и кисло-сладкая черника. В термосе — горячий чай. В большой бутылке — минеральная вода. Вот и обед. Колбасу можно поджарить на костерке, нанизав несколько ломтей на ивовый или ореховый прутик, — она будет шипеть и пузыриться над огнем, источая аппетитный аромат. Тушенку можно, открыв предварительно банку (чтобы не лопнула), поставить на угли — через три минуты она закипит. Ягоды, собранные в лесу, мыть не обязательно, а вот руки перед едой следует сполоснуть, для этого полезно прихватить с собой пластиковую канистру или бутылку, — в нее по дороге можно набрать колодезной воды. Овощи — помидоры, огурцы, лук, уже помытые дома, можно еще и здесь, на месте, окатить той же колодезной водичкой, они от этого свежее будут. Испеченная в золе картошка перепачкает и руки, и лицо, попадет сажа и на одежду, чумазый малыш станет похож на чертенка — ну, да это не беда, все легко отмоется-отстирается, зато сколько радости! И сколько воспоминаний!
Походная еда может весьма отличаться от обычного ежедневного рациона. Главное условие — это чистота и свежесть продуктов. Именно поэтому такие продукты, как колбаса или любое другое мясное блюдо, взятое из дома, лучше прогреть как следует на костре, чтобы убить микробов. Печеная в углях картошка стерильна, и зола, налипшая на ее кожуру, тоже абсолютно чистая, никакого вреда для организма не причинит, ведь это просто уголь, который даже иногда используют в качестве лекарства при отравлениях. Тушенку, разумеется, греть не обязательно, холодная тушенка с горячей картошкой — тоже вкусно. Плавленый сыр предпочтительнее любого другого в походных условиях, потому что он лучше защищен от проникновения микробов. Если поход короткий, можно, разумеется, взять и обычный сыр, тщательно упаковав его перед дорогой. Продукты надо сложить в отдельные небольшие полиэтиленовые пакеты или завернуть в фольгу. Можно взять с собой печенье (желательно — сухое, типа «крекер»), а также карамель. Шоколадные конфеты лучше не брать: они на жаре могут растаять, потеряют и вкус, и вид, да и всё перепачкают. Не забудьте захватить питье, лучше всего — минеральную воду в пластиковой бутылке, которую можно много раз открывать и закрывать. Фанта и пепси-кола не для похода. Фрукты и овощи лучше помыть дома, нарезать хлеб, а вот бутерброды сделать прямо во время пикника, иначе на жаре колбаса и сыр размягчатся, выделят влагу, от которой хлеб станет клеклым и невкусным. Да и с гигиенической точки зрения готовые мясные продукты надо, нарезав, прогреть на огне. По этой же причине лучше не брать с собой сырое мясо для шашлыка или чего-то аналогичного — приготовить хороший шашлык в лесу трудно, а недожаренное мясо опасно желудочно-кишечными заболеваниями. Не стоит брать молоко и молочнокислые продукты — на жаре они быстро портятся, теряют вкус, скисают.
Те же правила следует соблюдать и в дороге, когда вы совершаете с ребенком долгое путешествие на поезде (автомобиль — другое дело: там можно остановиться в любом месте, где есть вода, пообедать в придорожном кафе). Сутки или двое в поезде — тяжелое испытание, но оно становится намного легче, если о питании ребенка позаботиться заранее. Хлеб и вода продаются на каждой станции. А вот покупать курицу, котлеты, пирожки с мясной начинкой и тому подобное на станциях опасно для здоровья, особенно ребенка. Другое дело — вареная кукуруза, ягоды, свежие овощи и фрукты. Баночку мясных или рыбных консервов можно взять с собой, но открывать ее лучше на следующий день (или на обратном пути). Начните дорожную трапезу с домашней котлеты или приготовленной дома курицы: употребить мясные домашние заготовки нужно не позднее чем через 6-8 часов после их приготовления, иначе нельзя гарантировать их безопасность в летнюю жару. Колбасу в дорогу предпочтительнее брать копченую — она дольше хранится, а вот заливное или салаты — не дорожное яство: заливное растает, в смешанных нарезанных овощах с соусом очень быстро размножаются микробы. Самая удобная в дороге еда — вареные яйца, они и питательны и гигиеничны. Из сладостей (к чаю) возьмите с собой печенье, карамель, халву.
В замечательной эпопее Дж.Р.Р. Толкина (Толкиена) «Властелин колец» описаны чудесные эльфийские лепешки, которые изготовлялись специально для путешественников. Такая лепешка надолго утоляла голод и придавала сил и бодрости. У некоторых кавказских народов, где мужчины традиционно занимаются отхожим промыслом, т. е. на зимнее время отправляются в дальние края на заработки, сотни лет назад разработана технология изготовления подобного дорожного блюда (правда, это обычно не лепешки, а шарики). В рецептуру этого блюда входит упаренное молоко, ореховая масса, мед и другие ингредиенты. Оно имеет своеобразный, как бы согревающий вкус, тонкий аромат, легко усваивается и столь же питательно, как эльфийские лепешки, к тому же не подвержено порче в течение многих дней и даже недель. В дороге все эти свойства незаменимы.
Еще одна ситуация, о которой стоит задуматься, — «поход» в гости. Разумеется, речь не идет о ежегодной поездке к бабушке в деревню или традиционном визите к тете на семейный праздник. Там все проверено, все знакомо, привычно, общие традиции, общие взгляды на детское питание, т. е. нет проблем. Проблемы возникают, когда вы берете с собой ребенка в гости к людям, у которых раньше с ним не бывали. Вы идете в дом, где будет застолье, где будут другие дети, и ваш малыш радостно возбужден от необычного приключения, от предстоящего знакомства с новыми людьми и новой жизнью. Что предложат детям за столом? Ведь каждая хозяйка готовит по-своему, использует другой набор специй, другие жиры, другие способы кулинарной обработки.
Конечно, если ребенок уже достаточно большой, не стоит навязывать ему свою волю за столом. Но все же лучше заранее договориться, чтобы он не брал незнакомое блюдо без вашего одобрения. Праздничный стол обилен и разнообразен — глаза разбегаются. Здесь и салаты, и жаркое, и заливное, и копчености, и солености, и грибочки, и разнообразная рыба — все хочется попробовать. Однако ваша забота — чтобы малыш был сыт, но не причинил себе вреда. Поэтому лучше, чтобы он ел те продукты, которые наверняка не создадут проблем. Это сырые овощи и фрукты, а также мясо или рыба, прошедшие термообработку, т. е. жареное или вареное. Все остальное потенциально опасно, и, прежде чем вы предложите ребенку блюдо, попробуйте его сами. Так, салаты с майонезом могут быть очень вкусны, но если хозяева используют другой сорт майонеза, не такой, к которому привык ваш ребенок, это уже должно вас насторожить. К тому же не во всех домах свежести продуктов придают большое значение, поэтому от салатов лучше отказаться, чтобы не рисковать здоровьем ребенка. То же самое относится к заливным блюдам и соленьям. Копчености должны обладать приятным видом и притягательным ароматом, а если в запахе есть кислая нотка — отодвиньте эту тарелку подальше от ребенка. Хорошо, если он воздержится от острых блюд (вроде маринованных баклажанов), маринованной или заливной рыбы (она должна быть свежайшей), а также грибов в любом виде (ребенку, склонному к аллергии, в гостях лучше не есть даже шампиньоны). В качестве питья предпочтительнее морс или компот, в крайнем случае столовая минеральная вода. Ни в коем случае ребенку нельзя пробовать напитки, содержащие хотя бы небольшое количество алкоголя. И учтите: для ребенка праздник состоит не в богатом столе, а в необычности атмосферы — множество новых лиц, новая обстановка, музыка, взрослые разговоры... Что есть за праздничным столом — для малыша не так уж и важно. Поэтому лучше, если вы накормите ребенка простой пищей, без особых изысков, зато с его пищеварением все будет в порядке.
Заметим, что отношение к деликатесам у ребенка и взрослого совершенно разное. Для детей деликатес — это мороженое, шоколад, любимая жевательная резинка, фруктовый сок, и они часто никакого интереса не проявляют к таким признанным взрослыми деликатесам, как черная и красная икра, редкая рыба, дорогие французские сыры и т. п. Не переносите свои вкусы и пристрастия на детей, предоставьте им оставаться самими собой!

 

 

Консультация для родителей







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.