|
Тема 11. Аппарат (механизм) государственной власти ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Семинар 2 часа Учебные вопросы 1. Механизм государства: признаки, принципы формирования и деятельности. 2. Государственный орган: понятие и признаки. Виды государственных органов. 3. Принцип разделения властей: идеи и опыт реализации. Принцип единства государственной власти. Методические указания для слушателей по подготовке к семинару Анализ механизма государства целесообразно начать с изучения его основной ячейки – государственного органа. Обучаемые должны разбираться в признаках, видах государственных органов. Особо следует обратить внимание на понятия государственно-властных полномочий, компетенции государственных органов и должностных лиц. Рассматривая вопрос о механизме государства, рекомендуется ознакомиться с различными подходами. Одни ученые отождествляют понятия «механизм государства» и «государственный аппарат», включая в него государственные органы, другие государственные организации, государственные предприятия и материальные придатки (армия, исправительно-трудовые учреждения и так далее). Другие авторы ограничивают аппарат государства только системой государственных органов. Третьи полагают, что аппарат государства – это государственные органы в статике (то есть их назначение, порядок образования, структура, компетенция), а механизм государства – это те же органы, но в динамике, имеется в виду их деятельность и взаимодействие. Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В механизм же государства, кроме государственного аппарата, входят еще государственные учреждения и предприятия. Механизм государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства. Разделение властей целесообразно изучить более подробно, обратив внимание на систему сдержек и противовесов, особенности его реализации применительно к системе органов государственной власти России (место в этой системе Президента РФ, прокуратуры). Идея единства государственной власти не отвергает принципа разделения властей. Данная концепция подразумевает не множество разных властей в государстве, а разделение единой государственной власти на функциональные ветви с системой их органов. В реальной жизни каждая из трех традиционных ветвей (а также отпочковывающиеся в ходе развития другие ветви) проникает, вторгается в сферу другой. Концепция разделения властей имеет не абсолютный, а ориентирующий характер. Задание для работы в часы самостоятельной подготовки 1. В учебнике под редакцией В. С. Нерсесянца прочитать и законспектировать положения о функциональном, персональном и институциональном аспектах разделения властей. 2. На основе Конституции России и действующего законодательства определить место в механизме государства следующих федеральных органов: Прокуратура Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации. В рабочих тетрадях указать основные нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность. Рекомендуемые источники
Основные источники Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 30 декабря 2008 г. № 8-ФКЗ) // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. № 3-ФКЗ) // СЗ РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учебник. – М., 2007. Проблемы общей теории государства и права: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. – М., 2008. Дополнительные источники Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 280-ФЗ) // СЗ РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 г. № 1883) // СЗ РФ. – 2008. – № 20. – Ст. 2290. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития: к 80-летию Института государства и права РАН / под ред. Н. Ю. Хаманевой. – М., 2004. Кобяшев В. Г. Конституционный принцип единства исполнительной власти в решения Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 12. Лафитский В. И. Принцип независимости судебной власти: общие проблемы реализации // Журнал российского права. – 2008. – № 4. Мартышин О. В. Столетие учреждения Государственной Думы и судьба парламентаризма в России // ГП. – 2007. – № 2. Матейкович М. С. Конституционные основы взаимоотношений органов публичной власти // ГП. – 2007. – № 3. Собянин С. С. Разграничение компетенции органов власти различных уровней в федеративном государстве // ГП. – 2006. – № 12. Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. – М., 2003. Тимошина Н. П. Реализация принципа разделения властей в государствах с различной формой правления: сравнительно-правовой анализ // Право и политика. – 2008. – № 9. Шобухин В. Ю. Прокуратура – основа надзорно-контрольной власти в России // ГП. – 2007. – № 11. Перечень докладов, сообщений и рефератов 1. Разделение властей в современной России. 2. Принципы организации и деятельности механизма государства. 3. Функции современного государства и их осуществление. 4. Роль бюрократии в функционировании государства.
Тема 12. Форма государства Семинар 2 часа Учебные вопросы 1. Понятие формы государства. 2. Классические и смешанные формы правления. 3. Виды государственного устройства. Формы современных межгосударственных объединений. 4. Виды политических режимов.
Методические указания для слушателей по подготовке к семинару Форма государства – это порядок организации и функционирования государственной власти. Необходимо обратить внимание на то, что ещё с древнейших времен ученые и мыслители обращались к анализу формы государства, выделяли различные виды форм государства. В. Е. Чиркиным выделяются три формы государства: монократическая, сегментарная и поликратическая. Форма правления – организация верховной государственной власти, особенно высших и центральных её органов, длительность полномочий, структура, порядок образования этих органов, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Обучаемые должны проанализировать формы, их виды, обратить внимание на зависимость формы правления от роли отдельных высших государственных органов (прежде всего правительства). Следует особо обращать на форму правления в России (смешанная (президентско-парламентская) республика). Слушатели должны аргументировано доказать наличие той или иной формы правления в России, а также проанализировать её возможную эволюцию. Вопрос об административно-территориальном устройстве государства предполагает знание признаков унитарной и федеративной форм, а также их виды. Особое внимание следует уделить проблемам государственного устройства России: разграничения полномочий между федерацией и её субъектами; укрупнения регионов; соотношения национально-государственного и административного устройства. Заслуживают также внимания и различные формы государственных объединений: двусторонние и многосторонние союзы государств, в том числе СНГ, союзный договор России и Белоруссии. В узком смысле под политическим режимом имеется в виду государственный режим – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества. Задание для работы в часы самостоятельной подготовки 1. Из статьи М. А. Краснова «Россия как полупрезидентская республика: проблема баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа)» выписать положения, подтверждающие тезис, что Россия имеет смешанную форму правления. 2. Проанализировать положения Конституции Российской Федерации, которые бы свидетельствовали о республиканской форме правления в России. 3. Проанализировать изменения федеративного устройства России, баланса полномочий федерации и ее субъектов за последние 10 лет. Сформулировать свои выводы в рабочей тетради. Рекомендуемые источники
Основные источники Конституция Российской Федерации. – М., 2009. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 30 декабря 2008 г. № 8-ФКЗ) // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 31 октября 2005 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (часть 1). – Ст. 4916. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учебник. – М., 2007. Проблемы общей теории государства и права: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. – М., 2008. Дополнительные источники Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 175-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005. Брезгулевская Н. В. Виды федерации и модели федерализма // Правоведение. – 2005. – № 3. Глигич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма // ГП. – 2007. – № 7. Каримов Д. А. Правовой статус монархии: теоретические основы, административно-правовой аспект и новый взгляд на старую проблему // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 4. Конюхова И. А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // ГП. – 2007. – № 2. Краснов М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблема баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) // ГП. – 2003. – № 10. Кудрявцев Н. В. Политические режимы: критерии классификации и основные виды // Правоведение. – 2002. – № 1. Некрасов С. И. Федеративные отношения: продолжение комплексных доктринальных исследований // ГП. – 2007. – № 7. Серегин А. В. Учения о наилучшей организации монархической формы правления в зарубежной политико-правовой мысли // Право и политика. – 2008. – № 7. Хабриева Т. Я. Национально-культурная автономия в системе российского федерализма: правовой аспект // ГП. – 2006. – № 9. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|