Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Три стихотворения и четыре строчки о тоске





 

Капризы

 

Я лягу, стану тосковать,

К тоске избуду недоверье,

От потолка, от белой двери,

Как в люльку, кинусь на кровать!

Свернусь в дородовый комок,

Оставлю беззащитной спину,

Глаза зажмурю, отодвину

Мир, чтоб достать меня не мог!

Устану так. Перевернусь.

Раскину руки по кровати.

Уставлюсь в потолок, в распятье

Сам для себя преображусь!

Упьюсь я мукой неудач,

Все боли растравлю и в кучу

Свалю все беды. Будет мучить

Меня сухой, беззвучный плач.

Измучусь, тьму сгущу кромешно,

Но за собой вдруг подгляжу,

Что тайно я давно слежу,

Идешь ли ты меня утешить?!

Ты не идешь!.. Моя тоска,

Как утро зимнее, светлеет,

И я встаю из колыбели,

Встаю! И ты опять близка!

 

 

Страхи

 

Я лягу, стану тосковать,

К тоске избуду недоверье,

К себе прислушаюсь на время,

Начну незнаемого ждать!

Отворочусь от маяты,

От рамы, снега, ветки, стекол...

Не тормоши меня, мой тополь,

Окутайся в туман и ты!

Но страшно! Доверять тоске

Мне чудится крушением веры!

Гудят натянутые нервы,

Как держат двери на замке.

Мне страшно! Доверять тоске

Быть может предавать любимых!?..

Иль в скит сбежать - проститься с миром!?..

Предаться вражеской руке?!

Мне страшно стекол пустоты,

Порухи планов и надежд,

Слепого хохота невежд

И самомненья глухоты.

Боюсь я, что кромешный ад

Святых запретов поруганья,

Безумья жуть и домоганье

Меня морокой совратят!..

Но правда манит! Я решусь!

В конце концов, не страх же - в судьи!

И, что поделать, будь, что будет

Я погружаюсь в эту жуть!

...На стенке - вытертый ковер:

Узоров внешний строй и сказка...

Что мне сулит ее развязка?

За что с самим собой мой спор?

Но как! Куда же неудачи

Отходят вдруг? Тоски тюрьму

Принять готов, но почему

Мне ворс ковра вдруг стал так значим?

Как стал подробен потолок...

Карниз - так ново интересен!..

За шторой бахрому развесил

До лета мой всегдашний клен.

Она полощется в ветвях,

Их наготы не прикрывая,

А я в себя глядеть пытаюсь

Но, странно... растерявши страх!..

 

Утро тоски

 

Не лягу! Стану тосковать.

К тоске избуду недоверье.

Опять себя тоскою меря,

Себе попробую не лгать!

Значительностью дел своих

Не отвлеку себя от факта,

Что день и год похожи так, что

Как будто я и не жил их.

Похоже - не от полноты

Я так надсадно куролешу

Меж дел и губ чужих и спешных

С красивостью без красоты...

...За школой стежка на снегу

Чрез сад протоптана не мною...

А я — ни в след с чужой ногою,

Ни. разминуться не могу!

Торю, торю “свои дороги”,

Не замечая, видит бог,

Что, не любя чужих дорог,

Я - тропок калика убогий...

Навстречу, с видом “так и надо”,

Но скинув ранец, “не спешит”

Мальчонка, опоздав, - души

И мне знакомая бравада.

Я так же верю, что успел,

И тешусь, гордо отставая,

Что догоню и не устал я,

Что я нарочно так хотел.

...Тоски, как счастья, маята,

Как топчешь снег по первопутку,

Чуть зябко, сумрачно и жутко,

И спит покамест суета...

Не лягу я! Зато по дню

Пойду чуть радостней и тише,

Не изменюсь, не стану выше

И ничего не изменю:

Не красить в седине виски,

Не верю в бунт перерожденья,

Ни в сказку первых дней творенья...

Я верю в судный день тоски!

...Зима. Огромные комки

В гнезде грачей на той березе.

Весна их скоро размимозит...

Благословляю день тоски!

 

И еще четыре строчки...

 

 

Иду и буду тосковать,

Тоске, как радости, доверя.

Тоской свое раздвину время,

И стану ждать...

 

20-23 февраля 1983 года

 

Теснота души нараспашку

 

Сам не поймешь, что с тобой творится. В двадцать (почти) лет вдруг зациклился на себе.

Мучит то, что ты потерял всякую непосредственность. Всегда - как на сцене. Стараешься произвести впечатление на всех - без всякого разумного смысла для себя. Все время как в чужой шкуре.

Стараешься вести себя честно и искренне - а вызываешь у всех подозрения и упреки в лживости.

Товарищи перестали тебе доверять.

Мама придумывает о тебе всякие ужасы.

Папа говорит, что ты изолгался.

В редкие моменты естественности, когда вдруг будто снижается какой-то тормоз, впадаешь в экзальтацию[189]. Хочешь счастливое состояние удержать. Но чем сильнее стараешься, тем глубже увязаешь снова в фальши. Увы!

Ругаешь себя за то, что стал таким. Но что делать, чтобы “перестать”, не знаешь.

Такое состояние не исключительно. Его переживают многие люди - добрые, честные, требовательные к себе.

Оно непременно переживается и в процессе психологического становления личности молодого человека!

Многих оно тяготит и пугает - и тогда затягивается на годы, для некоторых - на всю жизнь.

Теперь, когда бурно взрослеет все наше общество, до такого состояния дорастают многие. Поэтому считаю нужным о нем поговорить подробнее.

Чтобы тебя ругать, существуют друзья и другие любящие тебя люди.

У тебя иная обязанность: принимать себя таким, какой есть, заинтересованно знакомиться с любыми своими свойствами.

Раз они теперь есть, значит, почему-то нужны. Пусть пока тебе не известно - зачем.

Принимать себя вовсе не значит - закоснеть и упрямо отстаивать мешающие тебе свойства. Напротив, это, скорее, - вникать в них, понимать их смысл[190], расти, меняться и терять их, когда они перестают быть нужными, как терял привычку сосать пустышку.

Двадцатилетняя студентка — будущая психологспрашивает:

- Вот вы говорите: “Веди себя свободно, естественно!”. Я и веду. Но почему же тогда меня другие не понимают? Не дают мне вести себя, как хочу. Палки в колеса не ставят, но по носу щелкают чувствительно [191].

- “Хорошо быть кисою, хорошо - собакою!..” - такую “свободу и естественность” вы имеете в виду, верно? Но как им достается, бедным кисам и собакам, ото всех!.

Если вы попытаетесь “свободно” идти сквозь стену (вместо двери), то расшибете себе лоб. И не потому, что степа - плохая.

Если “свободно” проигнорируете канаву с осенней жижей, - провалитесь, вымажетесь, промокните, а то и нахлебаетесь. Тоже не оттого, что канава - “придирается” к вам!

“Свободно” наступите на хвост кошке или собаке - они-то уж точно могут “вас не понять”... Стать вам “палками в колесах".

Боюсь, что, когда вы “свободно” опустите мне или кому - либо другому на голову мусорное ведро вашего “естественного" поведения, мы, вами незамеченные, можем тоже “неправильно вас понять” и, в свою очередь, несколько стеснить и вашу свободу - “щелкнуть по носу”.

Свободное поведение требует очень точного приноравливания к действительности, к среде обитания (а это для человека - люди). Иначе эта самая неучтенная среда, свободу которой ты стеснила нечаянно, заставит уже тебя забыть о всякой твоей свободе.

Свобода - это, во-первых, оберегание свободы всех (и всего) вокруг оставаться тем, что они есть. Оберегание их, как себя. Это внимательнейшая забота не нанести никому ненужного тебе ущерба.

Тогда, если ты этот ущерб наносишь, то понимаешь, что вступаешь в войну и не ждешь в ответ пощады. Воевать -тоже твоя свобода, как и их свобода - избавляться от агрессора.

Свобода - это всеми фибрами освоенная необходимость существования других такими, какие они есть, со свойственными именно им реакциями и на твою “свободу”.

Так что - не тычь никому пальцем в глаз! И свободно веди себя, сообразуясь со временем, пространством и... ценностными ориентациями других людей!

Для того, чтобы овладеть и управлять любыми своими свойствами, надо их знать, понимать их место в системе других свойств.

Ты помнишь время, когда подростком вдруг заметил свое тело - и оно стало мешать, казалось угловатым, ты не знал, куда себя деть и спрятать?

Так же непременно приходит пора, когда замечаешь свои душевные и духовные свойства. Тогда все блоки автоматизированного до того твоего поведения теряют непосредственность.

Подростком ты привык к телу (если не избегал его рассматривания) - и обрел статность и красоту юноши.

Так и здесь: внимание к своим переживаниям и поведению так же необходимо, чтобы отсеять ненужное и развить нужное.

В комнате по одной половице ты идешь, ее не замечая. Если поднять ее на два метра над полом - напрягаешься. А если - между двумя двенадцатиэтажными домами?!.. Чтобы пройти, надо натренироваться до раскованности канатоходца.

Прежде чем снова обрести естественность, надо прожить период, когда стеснен разглядыванием себя. Дожить до тех пор, пока внимание не перестанет мешать.

Ты же пытаешься отвлечься от своего интереса к себе, а это теперь возможно только ценой остановки в развитии.

Не отвернувшись от себя, не испугавшись себя однажды, мы осваиваем навсегда “технологию” знакомства с собой неведомым.

Теперь возникает такой вопрос: коль скоро твои переживания нормальны и непременны, то почему ты столько сил тратишь на их сокрытие от окружающих?

Какими ты этих окружающих себе представляешь?

Ведь если они, как и ты, живые, меняющиеся, развивающиеся люди, то

- либо пережили то, что переживаешь ты,

- либо, как и ты, переживают это теперь,

- либо им это (дай Бог!) еще предстоит.

Тогда нельзя лишать их твоего опыта. Ты же не враг им!

Если они твое переживают, то обнаруженная проблема станет общей. Это и есть - занимаясь собой, заниматься и другими!

Если же они уже пережили твое, то близкие, нуждающиеся в тебе люди сумеют вынести твои “болезни роста”. Чужие же потерпят тебя из вежливости.

Только если те, с кем ты общаешься, - тупые монстры, то перед ними, может быть, надо играть жизнерадостного бодрячка.

Нередко ты требуешь от себя какой-то преувеличенной честности с близкими, нарочитой, и себе, и другим неудобной и ненужной искренности.

Юноша сделал своей невесте подарок, ожидая при этом ее радости.

Она, буркнув “спасибо”, продолжала вести себя так, будто подарка и не было.

Он огорчился, потух, решил, что ей подарок не понравился.

Она расстроилась, что он “скис”.

Потом объясняла мне, что “не хотела его обманывать показными проявлениями радости(!?)”.

В действительности она была рада, что он думал о ней, искал подарок.

Если бы подарок сделал кто-то чужой, она бы нашла теплые слова и тон, - не заботясь о том, как их расценят.

Один мой знакомый часами выбирал обращение для поздравительной открытки: “дорогие”? или “родные”? или “уважаемые”? или “милые”? Боялся обмануть адресатов “неискренностью”!

Когда мы начинаем рассматривать в микроскоп свои чувства, то парализуем себя, приводим в замешательство партнера, замечаем это - и еще больше сковываем себя.

Отчего это происходит?

Желая быть добрыми и заботиться о людях, мы не замечаем, как впадаем в грех высокомерия[192]. Пытаемся о другом заботиться прежде и больше, чем о себе (будто мы добрее его), и больше, чем он сам о себе заботится (словно он беспомощен).

Чтобы быть добрым, надо быть, как минимум, живым. То есть доброта требует, чтобы первыми, о ком мы заботимся, были мы сами.

Только тогда у нас есть силы заботиться о другом наравне с собой. Непременно наравне, то есть, во-первых, - о себе, и тогда - о другом.

Непосредственность мы теряем, когда берем на себя функцию нашего партнера: разбираться в степени нашей искренности с ним, то есть за него защищаем его от себя.

Женщина-психолог великолепно ладит с самыми трудными клиентами. (Они же - чужие!) И на многие годы перессорилась со всеми друзьями. У нее чувство, что все они на нее давят, навязывают свое.

Соскучившись по ним и ища сближения, она при встрече в первое мгновение так - назойливо, БЕЗ “пардона” [193] ~ “искренна”, будто рядом живых людей и нет. Одновременно так - напоказ, без надобности - предупредительна, будто друзья тяжело больны. И ждет, что с ней будут так же предупредительны.

Эти ожидания сразу очень стесняют ее друзей. Ей быстро становится трудно с ними, им невыносимо с ней.

А дальше... Едва друзья “выпадают” из ее сценария, она воспринимает это как вероломство и с полным убеждением, что ее снова самым подлым образом обманули, ссорится - зло, обидно, оскорбительно - и, сама же обиженная, исчезает на годы.

Если ты любишь себя и доверяешь своим партнерам, то либо будешь общаться с друзьями такими, какие они есть, не навязывая им стесняющих сценариев. Ты же не опекун, а они не младенцы. Тогда не на что будет обижаться и тебе. Либо будешь с ними общаться формально вежливо или не станешь этого делать, если они тебе не нужны.

В обоих случаях пропадет смысл ломать себя.

Тогда и ты без обиды примешь то, что от тебя отойдут те, кому ты такой, какой есть - подлинный - не нужен.

Итак, если ты принимаешь себя, какой, есть, то перестаешь бороться и со своей естественностью, и со своей нарочитостью.

Ты осваиваешь и то, и другое и используешь, как тебе удобно. Где надо, прикрываешь естественность сознательным артистизмом. Где надо, не мешаешь ее (естественности) проявлению.

Не борись с притворством, а овладевай им, как искусством. Тогда только ты сможешь пользоваться и не пользоваться своим артистизмом по своему разумению.

И последнее.

Если ты надеваешь костюм, более обнажающий тебя, чем тебе удобно, то такая “свобода” тебя сковывает.

Если костюм скрывает тебя больше, чем тебе надо, то ты чувствуешь желание распахнуться - у тебя есть запас свободы.

Стесняющий избытком замков костюм вызывает стремление высвободиться.

Чтобы ощущать себя естественнее, надо не расковываться и натужно демонстрировать непринужденность, а сыграть, - именно сыграть! - более сдержанного, чем ты, более стесненного человека. В таком “костюме” ты будешь всегда ощущать запас свободы и невысказанного содержания.

Играй, что тебе удобно. Ты имеешь право не быть понятным для всех!

 

 

Три солдата

 

 

Боль в спине

 

 

У отставного прапорщика болела спина.

Отставной прапорщик был мужественным человеком и не обращал на это внимания.

Он был веселым человеком и занимался зарядкой.

Но зарядка не помогала от боли. И отставной прапорщик не мог уже заниматься ничем, кроме спины. Но, будучи не эгоистом, старался не унывать и “не.брать в голову”.

Большую часть времени он проводил в больницах и в хождении по врачам, которые, как водится, ничего не находили и советовали “пойти к... психотерапевту”.

Даже вечно занятая жена отставного прапорщика заметила, что ему неможется, и засуетилась около.

Что с ним и от чего, отставной прапорщик не знал.

“Вникать во всякие болячки” он считал не мужским делом.

“Отставить!” - был основной совет, который он давал сомневающемуся солдату, или еще: “Будь мужчиной!”

В авиации прапорщик заведовал складом оружия и боеприпасов. Это была его специальность. А “спина - дело врачей”, им и голову ломать. И он “не брал в голову”, но, чтобы не ударить лицом в грязь, старался держаться молодцом, как прежде белил свежей известью каждый кирпич клумбы перед приездом генерала.

Он вообще всегда старался во всем подражать генералу. И даже хвастал, что у него, как и у генерала, тоже было “много женщин”... Так пн понимал заповедь: “Плох тот солдат, который не хочет стать генералом”.

Отставной прапорщик был человек прямой и героический. Только теперь вот спина!..

Генерал был здоров. Генерал был совершеннейшим эгоистом. Генерал был капризен. Он любил славу, любил быть первым всегда и во всем, во что бы то ни стало. Любил ощущать своё, каждой жилочкой послушное ему тело. И к любому дискомфорту - любому неудобству, физическому ли, моральному, относился с отвращением, почти брезгливостью.

Генерал любил вкусно поесть и выпить. От выпивки мягчел, наглядно добрел и, странным образом, трезвел тем больше, чем более шутливым и весёлым становился.

Генерал любил свой дом, свое хозяйство, свою страну -Родину и Землю, на которой его дом, хозяйство и страна помещались. Он берег свою Землю. Она была его Заботой.

Генерал любил женщин. Он любил девчонок и мальчишек, которых женщины рожали и любили на его Земле. Они тоже были его заботой.

Генерал был эгоистом. Всех, кто мешал его заботам, он ненавидел. Поэтому мальчишек он посылал защищать свое Хозяйство, а женщин - девчонок и матерей - оставлял беречь дом и ждать мальчишек и мужей, а иногда оплакивать и хранить память и боль о них и о своей никем не востребованной и не израсходованной жизни...

Генерал был эгоистом. Невыбранного неудовольствия он и мига не мог терпеть. С капризностью дикого зверя моментально скидывал с себя его причину, а с ней и неудовольствие и был совершенно здоров.

Задачи он ставил по своему масштабу, не малые. Страсти обуревали его. Потрясали всего, до каждой клеточки Генераловой кожи. Каждое мгновенье глубоко внутренне извивался он в неотступном неистовстве выбора.

Это всегдашнее состояние выбора было его счастьем и его добровольно выбранной мукой.

Беспрерывный выбор и эгоистическая внутренняя отзывчивость, впечатлительность, женственная ранимость, удерживая его в постоянном состоянии освоения новизны мира и себя, в состоянии приобретения опыта и развития (говорят “творческом состоянии”), делали генерала всегда взрослее тех, кто был рядом, и побуждали его содержательно бережное, “родительское” отношение практически ко всем.

Благодаря этой постоянной отзывчивой сосредоточенности, напряженности выбора внешне генерал выглядел суровым, чуть только не угрюмым - выглядел мужественно.

За мужественностью генерала стояла почти детская отзывчивость, тренированная ранимость, эгоистическая, капризная забота о себе, о женщине, о своем и ее мире, обо всем мире.

Мужественность генерала содержала в себе мир. Мир благоговейного сыновнего, ученического приобщения к прошлому, наследования ему, мир участия в настоящем (своем и чужом) и заботы о завтрашнем. Счастливейший мир благодарности! Генерал был обычным человеком.

А отставной прапорщик...

Прапорщик очень хотел походить на генерала. Он передразнил генеральскую суровость и настолько верил, что “мужчины не плачут”, что и впрямь не знал не только своих слез, но и того, что у них могут быть причины.

Прапорщик хотел казаться себе мужественным. Чураясь всяческих “сантиментов”, он так ничего не узнал о себе, ничего о других, ничего о женщине и для женщины, ничего не открыл о мире, в котором жил. Себя ему заменила инструкция, схема, ходульный образ, управляющий им “по умолчанию”.

“Невыплаканные слезы плачут органами” - вся неназванная, незамеченная отставным прапорщиком его душевная жизнь могла обратить на себя его внимание только неотступной болью в спине.

Передразненная без понимания ее содержания “мужественность” стала личиной, которая, сделав постыдным, запретила интересоваться всем, что не есть эта личина. -Запретила вникать в мир чувств, постоянно меняющихся содержаний, перетекающих друг в друга ощущений. Личина сделала постыдной саму живую жизнь. Запретила быть обычным, умным, интересным себе человеком.

Игра в мужественность без приобщения к его содержанию (как это делает любое безответственное притворство!) превратила человека в “зомби”, оставив ему в память о жизни только... боль в спине.

Но эта боль - еще и его шанс.

 

Выбор матери

 

 

Я разговаривал с полковником в отставке.

Мне - стакан, ему - стакан, в бутылке еще оставалось. Говорили о матерях.

Он говорил зло. И горько:

- Ты говоришь - мать. Мать - это все! Приходит пополнение - пацаны... Я уже вижу! В-вижу, понимаешь?! Эти двое -орлы, герои! Они - смертники! А он - спокойный, жить будет! Я их троих пошлю подавить огневую точку противника. Этого - справа, этого - слева. Они будут огонь на себя отвлекать... Они погибнут. Вечная память!.. Пацаны! Твою мать!.. А его попрошу: “Доползи!” От матери все! У этих мать в постель лезла... отца унизить. Они сами себе не нужны!.. Они... смерти как ищут... без нада себя кажут... А того мать - в поту зачинала... Он жить хочет! Он будет каждой пуле кланяться. Не постесняется стелиться. Ему не надо храбрость показывать. Жить охота. Он сзади заползет, без шума... Ему спасибо! Они войну отработали...

- А случайность?

- Случай, конечно!.. Бывает... Но береженного и случай бережет... - Командир не забыл и остатки разлить на двоих и проглотил.

Его прорвавшаяся злость и горечь были замешаны, мне показалось, на никогда не отпускавшей боли вины за то, что он посылал в бой, и перед мальчишками, и перед их неведомо как выбравшими несчастье матерями.

 

Родства не помнящая, или







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.