Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







П О Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я





П.С. Гуревич, Э.М. Спирова

П О Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я

Часть 2

Учебно-практическое пособие для студентов

Специальности 020400 «Психология» всех форм обучения

МОСКВА


УДК

© Гуревич П.С., Спирова Э.М. Политическая психология. Учебно-практическое пособие. Часть 2.– М., МГУТУ, 2004

 

 

В учебно-методическом пособии «Политическая психология» раскрываются психологические аспекты политической жизни. Авторы показывают зарождение политической практики и возникновение политической психологии, анализируют феномен власти и его метаморфозы, описывают различные типы социального управления, демонстрируют различные аспекты психологии масс. В пособии специально отмечено, что изучение политической практики без психологии толпы в наши дни уже невозможно. Студенты также могут найти в учебно-методическом пособии материал, который поможет им овладеть современными политическими технологиями.

 

Предназначено для студентов специальности 020400

(Психология) 3 курса ДФО и ЗФО, 2 курса СФО

 

 

Авторы: проф. Гуревич Павел Семенович,

ст. преп. Спирова Эльвира Маратовна.

 

Рецензенты: д.ф.н., проф. Вдовина И.С.,

д.ф.н., проф. Целикова О.П.

 

 

Редактор: Свешникова Н.И.

 

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Раздел 4. Демократия и тоталитаризм 4

Глава первая. Феномен демократии 4

Параграф 1. Понятие демократии

Параграф 2. Либеральная демократия

Параграф 3. Прогресс демократии

Параграф 4. Права человека

Глава вторая. Парадоксы демократии 8

Параграф 1. Противоречия демократии

Параграф 2. Исторические судьбы демократии

Глава третья. Феномен тоталитаризма 12

Параграф 1. Происхождение понятия

Параграф 2. Тоталитаризм как

Культурно-цивилизационный тип

Параграф 4. Бремя тоталитаризма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

 

Вопросы для самоконтроля по теме 18

Тест по теме 18

Литература 20

 

 

Тест по дисциплине 21

 

Практические задания по курсу 27

 

Словарь основных понятий 40

 

Правильные ответы к тестам по темам 47

 


 

Раздел 4. Демократия и тоталитаризм

 

Цели изучения темы:

- показать многообразие политической практики;

- раскрыть смысл исторических тенденций в политике;

- охарактеризовать тоталитаризм как культурно-цивилизационный тип;

- выявить преимущества демократии как типа политического управления;

- указать на опасности, которые таятся в феномене демократии.

 

Глава первая. Феномен демократии

Параграф 1. Понятие демократии

Власти могут применять различные средства и методы для реализации своей воли. Иначе говоря, могут существовать различные типы государства. Мы помним, что Платон идеальному типу государства противопоставлял отдельные типы. Они выражались у него в четырех формах. Первая – тимократия. Эта форма правления принадлежит честолюбцам, при ней процветает страсть к обогащению. Люди, захватившие власть, ведут роскошный образ жизни. О народе никто не думает. Понятно, что такой политический режим не прочен. Роскошь ведет к загниванию. В обществе много недовольных. Режим не может обрести стабильность.

После тимократии следует олигархия. Олигархия – власть немногих в государстве или в мире финансов. При этом политическом режиме меньшинство господствует над большинством. Поскольку власть находится в руках богатых, они, по мнению Платона, растрачивают свое имущество и превращаются в бедняков, в совершенно бесполезных членов общества. Античный мудрец считал, что олигархия в своем развитии приводит к демократии. Власть находится в руках большинства, но при этом противоположность между богатыми и бедными все больше обостряется.

Демократия (от греч. demos – народ и cratos – власть) – народовластие; форма государственно-политического устройства, в которой является источником власти.

Народовластие устанавливает право народа участвовать в решении государственных дел.

Демократия основана на принципах подчинения меньшинства большинству, выборности основных органов государственной власти, наличие прав и политических свобод граждан, а также условий для их реализации. Различаются институты представительной демократии (выборные учреждения) и непосредственной демократии (референдумы).

Древнегреческая демократия достигла наивысшего расцвета в середине V в. до н.э. Демократическое устройство, преобладавшее в ионийских торгово-ремесленных полисах, опиралось на собрание всех граждан и не знало представительства. Такая демократия называется прямой в отличие от представительной, когда от имени народа управляют и принимают законы избранные гражданами депутаты. По мнению Аристотеля, демократия определяется двумя характерными чертами: господство большинства и свобода.

Специалисты отмечают, что термин «демократия» возник как название конкретной политической практики ряда греческих городов и, с другой стороны, как противоположное терминам «аристократия», «монархия», «тирания». Именно это содержание «демократии» было закреплено в ряде теоретических работ, составляющих гордость греческой политической мысли, прежде всего у Аристотеля. Однако «демократия» у греков вовсе не соответствует нашему идеалу. Из древнегреческого понятия «демос» были устранены рабы и даже метеки, т.е. социальный, национальный, имущественный статус предшествует демократии, является, можно сказать, ее условием. Именно этот статус – показывает, в частности, отечественный исследователь К. Кобрин дает гражданам право иметь голос, занимать должности, защищать родину. Права эти являются также и обязанностями, однако обязанностей на одну больше, чем прав. Эта лишняя «обязанность» - не выступать против демократии: очень хорошо известно, как наказывались, например, в Афинах выступления против демократии. (Кобрин К. Что же такое демократия? О некоторых аспектах этого понятия \\ Независимая газета, 1997, 27 марта).

Современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем другие типы государственного устройства, годится для политической жизни. Как удивился бы Аристотель, если бы узнал об этом. В его типологии демократия занимала низшее место. Еще бы – дай волю народу, он такое натворит… Не по воле ли толпы ушел из жизни Сократ? Люди, которые не стоили даже его мизинца, будучи наделенными правом голоса, уверенно подвели к гибели величайшего мудреца. Надо заметить, что ни в античности, ни в средние века никто не ценил демократию. Только в XVIII в. перед буржуазными революциями заговорили о том, что революция есть высший закон. После буржуазных революций началось медленное и мучительное строительство демократической жизни, шлифовались правовые отношения.

 

Параграф 4. Права человека

В 1948 г. родилась Всеобщая декларация прав человека. В ней подчеркивалось, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного и иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Все права человека, расписанные в разнообразных конституциях и декларациях, в принципе сводятся к одной короткой формуле: каждый человек имеет право на жизнь, право на свободу и право на счастье. Остальное – производное от этой формулы. Все люди равны, и каждый имеет право на свободу слова, свободу религии, свободу передвижения, право жить там, где хочется, право получать информацию, собираться вместе и учреждать свои организации, право на справедливый суд, право на самооборону, право получать образование и право работать.

Несмотря на то, что права человека законодательно закреплены в государственных документах, они далеко не всегда соблюдаются – причем не только у нас, но и в самых передовых и развитых странах. Очевидно, причина в том, что эти права невозможно до конца понять и принять, если не веришь в «божественное» начало человека. Если верить – тогда все просто. Тогда сразу понятно, где «водораздел»: права человека – это такие права, которые от Бога, а не от людей. Например, право государства собирать налоги – оно от людей. А право человека на жизнь – оно явно от Бога.

Люди не могут посягать на то, что дано свыше. Следовательно, мы должны свято чтить и соблюдать неотъемлемые права человека и ни в коем случае их не нарушать. Например, они не должны убивать друг друга – в том числе и посредством смертной казни. Самого жуткого преступника необходимо приговорить к пожизненному заключению, но нельзя его лишать жизни, потому что жизнь в компетенции Бога, и люди не могут присваивать себе его функции, потому что как только человек решает, что он Бог, все сразу идет прахом.

Тем не менее люди без конца убивают друг друга – и по собственной инициативе и от имени государства,- и большинство населения Земли не видит в этом ничего неправильного. На этом примере хорошо видно, как на самом деле далеко еще человечество от осознания и принятия того факта, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», как это записано в нашей Конституции.

 

Об исторических судьбах демократии размышляет и американский исследователь Тоффлер в книге «Метаморфозы власти». Он отмечает, что эпохе массовой демократии была свойственна концентрация власти на уровне государства. Такая концентрация отражала развитие технологии массового производства и рост национальных рынков.

По мнению Тоффлера, при любом общественном устройстве, будь оно демократическим или нет, необходимо определенное соответствие между способом создания людьми материальных благ и способом поддержания людьми их деятельности. Если политическая и экономическая системы не сходны между собой, они в конечном счете могут уничтожить друг друга. За время своего существования человечество только дважды изобрело полностью новый процесс создания материальных благ. И всякий раз это сопровождалось введением новой формы управления.

Распространение земледелия уничтожило племенные объединения, охотничьи сообщества и другие формы социальной и политической организации, заменив их городами-государствами, династическими монархиями и феодальными империями. Индустриальная революция, в свой черед, уничтожила многие из этих организационных форм. Наряду с массовым производством, массовым потреблением и средствами массовой информации во многих странах возникла аналогичная система – массовая демократия (Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001, с. 292).

Однако массовая демократия встретила ожесточенное противодействие. Старые силы феодальной формации - земледельцы, церковная иерархия и их интеллектуальные и культурные апологеты – оказывали сопротивление, преобразовывали и пытались искоренить набирающий мощь индустриализм и внедрявшуюся им массовую демократию. Сегодня, по мысли Тоффлера, важно менять наши политические институты, приводить их в соответствие с новой экономикой, вызывающей коренную перестройку производственного процесса (там же, с. 292).

 

Глава третья. Феномен тоталитаризма

Параграф 1. Происхождение понятия

Тоталитаризм (от лат. totalis – целый, полный) – общественно-политический строй, который пытается обеспечить тотальный контроль над всеми сторонами человеческой жизнедеятельности и отличается беспредельной властью государства и многочисленными жертвами репрессий. В качестве примера тоталитарных режимов можно назвать абсолютистские бонапартистские режимы. XX в. продемонстрировал жестокую практику нацистского и сталинского режимов.

Жажда обладания и власти по-прежнему определяет зарождение и протекание общественных процессов. По мнению К. Поппера, сегодняшний так называемый тоталитаризм принадлежит столь же старой или столь же юной традиции, как и сама наша цивилизация. Поэтому нельзя лишать мужества тех, кто борется против тоталитаризма.

Прослеживая истоки тоталитарного мышления, К. Поппер обратился к концепции античного философа Платона. Мысль К. Поппера заключается в том, что если бы взгляды античного мудреца реализовались в его время, то концентрационные лагеря появились бы уже в Древней Греции. Для Платона существовал лишь один окончательный критерий – интерес государства. Все, что ему содействует, - благо, добродетель и справедливость; все, что ему угрожает, - зло, порок и несправедливость. Критерием нравственности для Платона также служил интерес государства. Нравственность, по мнению Платона, есть не что иное, как политическая гигиена. Это, по оценке К. Поппера, по существу, коллективистская, родовая, тоталитаристская теория морали.

«Замечу, что я не сомневаюсь в искренности платоновской приверженности тоталитаризму. Он не признавал компромисса, требуя неоспоримого господства одного класса над остальными, но при этом его идеалом была не максимальная эксплуатация рабочего класса верхами, а устойчивость целого». (К. Поппер Открытое общество и его враги. С. 147)

Платоновская теория справедливости, содержащаяся в «Государстве» и других его более поздних работах, представляет собой сознательную попытку взять верх над эгалитаризмом, индивидуализмом и возродить принципы родового строя с помощью тоталитаристской теории морали. Многие античные философы были объективно носителями племенного духа, который позже был возрожден Г. Гегелем, который провозгласил культ государства, истории, нации. «Национализм, - подчеркивал К. Поппер, - взывает к нашим племенным интересам, к страстям и предрассудкам, к нашему ностальгическому желанию освободиться от напряжения индивидуальной ответственности, которую он пытается заменить коллективной или групповой ответственностью» (Там же, с. 280).

К Г. Гегелю, по мнению К. Поппера, восходят основные идеи тоталитаризма: 1) национализм в форме исторической идеи, согласно которой государство предстает как воплощение национального духа, а избранная раса «обречена» на мировое господство; 2) государство, освобожденное от моральных обязательств; единственным его судьей выступает исторический успех; 3) этическое обоснование войны; 4) обоснование творческой роли личности; 5) идеал, представленный в героической личности, героической жизни, противостоящей посредственности мелкого буржуа, обыденности жизни.

Феномену тоталитаризма свойственны следующие черты: 1) насильственное установление однопартийной системы, ее монополия на политическую жизнь общества; 2) фигура вождя, стоящая во главе партии и наделяемая харизматическими чертами; 3) сращивание государства и партии, более того, подчинение государства партии; 4) наличие единой идеологии, обладающей монополией; эта идеология должна иметь мобилизующий эффект для масс, поэтому она ставит перед собой и обществом тотальную цель, будь это «мировой коммунизм» или «мировое господство»; 5) нераздельность монополии власти и ее идеологии и используемых ею средств насилия и террора. Великая вера в построение нового общества, нового порядка в мире и вызываемый ею энтузиазм может сочетаться лишь со страхом и смирением неверующих в эту великую цель. Поэтому неотъемлемой частью тоталитарного режима являются концлагеря, а идеологические враги признаются опаснее уголовников.

Усиление государственной власти всегда чревато установлением «тоталитарного» контроля над жизнью людей. Эта опасность тем более актуальна, что в современную эпоху все институты общества в той или иной мере уподобляются государственным институтам. Это касается прежде всего политических партий и профсоюзов, которые являются важными элементами социально-политической структуры на протяжении многих десятков лет. Поскольку они, как правило, считают своей главной задачей захват государственной власти, постольку их организационное устройство, принципы и методы деятельности постепенно сближаются с соответствующими чертами государственного аппарата. Партии, профсоюзы и государство руководствуются в своей деятельности одними и теми же критериями, например рационализмом и продуктивностью. По этой причине в принципе партии и профсоюзы не могут представлять собой альтернативу государственной власти.

Вместе с тем политические партии обладают некоторыми имманентно присущими им особенностями, которые дают основание поставить их на первое место среди носителей «тоталитарной опасности». Помимо того, что партийные группировки являются отражением современного бюрократического государства, они всегда тяготеют к тоталитарному воздействию на умы своих членов, а после прихода к власти – на умы всех членов общества. Данная тенденция наиболее характерна для революционных партий, как правило выдвигающих доктрины, которые могут быть претворены в жизнь только при условии мобилизации масс.

На протяжении истории человечества формы власти претерпевали неоднократные модификации в результате усиления отдельных элементов ее структуры. Однако все это время существовала только одна сфера применения власти, а именно – социальная сфера. В моменты наибольшего усиления государства оно пыталось идентифицировать себя с этой сферой, как бы уничтожить барьер, отделяющий его от гражданского общества. Эти попытки всегда заканчивались неудачей, ибо социальная, или народная, власть является примером противоречия, заложенного уже в самом этом понятии. Какие бы цели не ставила перед собой власть, она всегда будет подчиняться логике господства и авторитарности, в то время как социальное бытие характеризуется плюрализмом и многообразием.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическая философия имеет богатый опыт анализа политической практики и, в частности, тоталитарных и демократических форм правления. Она призывает к трезвому учету тех уроков, которые человечество приобрело в прошлом веке, но не утратило этой тенденции и в нашем столетии. Опасность враждебных человеку режимов сохраняется. Появление новых информационных технологий возрождает разного рода тоталитаристские тенденции.

Что же касается демократии, то она всегда должна возводиться заново, переосмысливаться, перестраиваться, начинаться сначала. Сохраняет свою ценность вывод французского социолога А. Токвиля: демократия несет в себе гибель своим собственным внутренним развитием. Поэтому она есть нечто большее, нежели постоянный продукт решения, завоевания, самоконтроля и общественной воли. Это предполагает жесткую постановку вопроса обо всем, что мы называем прогрессом, так же как, как экономическая демократия приводила к радикально новой постановке вопросов, касающихся современной политики.

Вопросы для закрепления материала:

1. Что такое демократия?

2. Когда она возникла?

3. Как выглядела демократия в Древней Греции?

4. Почему Аристотель отрицательно оценивал демократию?

5. Что такое либеральная демократия?

6. Каковы признаки либеральной демократии?

7. Что такое «открытое общество»?

8. В чем проявляется прогресс демократии?

9. Каковы парадоксы демократии?

10. Кто пророчил гибель демократии?

11. Что такое «права человека»?

12. За что политические философы критикуют демократию?

13. Что такое тоталитаризм?

14. Как соотносятся культура и политика?

15. Есть ли опасность возрождения тоталитаризма в наши дни?

 

Тест по теме:

1. Какие формы политического правления выделил Платон?

а) тимократия;

б) монархия;

в) олигархия;

г) анархия;

д) демократия.

2. Что такое представительная демократия?

а) демократия, при которой законы принимает собрание всех граждан;

б) демократия, когда управляет и издает законы монарх;

в) тип демократии, когда от имени народа управляют и принимают законы избранные гражданами депутаты;

г) демократия, при которой законы распространяются только на отдельных представителей.

3. Является ли, по мнению В.С. Соловьева, безусловная свобода для всех людей признаком демократии?

а) нет, безусловная свобода не может принадлежать толпе;

б) нет, при демократии не должно быть людей, которые имеют свободу;

в) да, это основной признак демократии;

г) да, к этому следует стремиться.

4. Что Э. Фромм считал главным путем бегства от свободы в современном политическом мире?

а) стремление человека к тирании;

б) саморазрушение человека;

в) деполитизация общества;

г) подчинение вождю и вынужденная конформизация общества.

5. Что заместит демократию, по мнению Д. Белла?

а) авторитарная власть;

б) прагматизм;

в) социальная инженерия;

г) олигархия.

6. В каком произведении Ж. Эллюль изложил свои взгляды на психологию политики?

а) «Метаморфозы власти»;

б) «Политическая иллюзия»;

в) «Открытое общество и его враги»;

г) «Истоки тоталитаризма».

7. Какие принципиально новые формы создания материальных благ изобрело человечество (по Э. Тоффлеру) за время его существования?

а) рост национальных рынков;

б) распространение земледелия;

в) ремесленное производство;

г) индустриальная революция.

8. В чем состоит тоталитаристская теория морали, приверженцем которой был Платон?

а) критерием нравственности служат интересы государства;

б) критерий нравственности – моральные устои господствующего класса;

в) усиление государственной власти;

г) внедрение концентрационных лагерей.

9. Какие черты не относятся к чертам тоталитаризма?

а) однопартийная система;

б) харизматический лидер;

в) сращивание церкви и государства;

г) подчинение государства партии;

д) единая идеология.

10. Как в сфере экономики проявляется тоталитаризм?

а) в распределении средств производства между олигархами;

б) в максимальной централизации управления и государственной монополии на основные средства производства;

в) в содействии развитию частного предпринимательства;

г) в укрупнении форм собственности.

11. Что происходит в социальной сфере при тоталитаризме?

а) государство пронизывает только основные сферы социальной жизни;

б) в поглощении государством гражданского общества, государство пронизывает все сферы социальной жизни;

в) во внедрении в общественное сознание коммунистической идеологии;

г) в расширении прав и свобод граждан.

12. Кому принадлежит мысль, что демократия несет в себе гибель своим собственным развитием?

а) Ф. Хайеку;

б) Х. Арендт;

в) В.П. Римскому;

г) А. Токвилю.

 

Литература:

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

Михаленко Ю.П. Платон и современная антитеза либерализма и тоталитаризма. М., 1998.

Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь – справочник. М., 1999.

Эллюль Жак. Политическая иллюзия. М., 2003.

Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М., 2000.

 


ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

1. Что такое политика?

а) сфера деятельности, регулирующая социальные отношения и обеспечивающая завоевание, удержание и использование государственной власти;

б) сфера деятельности, служащая достижению «общего блага» и «счастливой жизни»;

в) единая наука об обществе и городе-государстве;

г) выражение общественных отношений, которые обнаруживаются в навязывании социальным субъектом собственной воли другим лицам или сообществам.

2. Является ли мораль основным критерием политики?

а) политика обязательно осуществляется по законам морали;

б) политика плохо согласуется с моралью;

в) политика неуправляема, мораль не способна на нее повлиять;

г) все зависит от того, кто стоит у власти.

3. Какой трактат Платона является одной из первых работ по философии и психологии политики?

а) «Пир»;

б) «Республика»;

в) «Государь»;

г) «Государство».

4. Что, по мнению Э. Тоффлера, станет главным источником власти в будущем обществе?

а) богатство;

б) насилие;

в) знание;

г) компьютерные технологии.

5. Что М. Вебер считал главной ценностью общества?

а) демократию;

б) национальное величие;

в) самобытность народа;

г) личные свободы.

6. Что такое легитимная власть?

а) власть, установленная путем самовольного захвата;

б) власть легионов;

в) власть, которая порождена законными средствами;

г) власть, передающаяся по праву наследования.

7. Какие типы легитимной власти выделяет М. Вебер?

а) традиционный тип;

б) аристократический тип;

в) харизматический тип;

г) легальный тип;

д) демократический тип.

8. На чем основывается традиционный тип легитимной власти?

а) на вере в юридический устав и функциональную «компетентность», которая обусловлена рационально созданными правилами;

б) на личной привязанности, преклонении перед лидером, верой в его исключительность;

в) на вере в демократические институты власти;

г) на вере в легитимность того, что всегда существовало, в установленные образцы.

9. На чем основывается харизматический тип легитимной власти?

а) на вере в юридический устав и функциональную «компетентность», которая обусловлена рационально созданными правилами;

б) на личной привязанности, преклонении перед лидером, верой в его исключительность;

в) на вере в демократические институты власти;

г) на вере в легитимность того, что всегда существовало, в установленные образцы.

10. Что подразумевается под правовым государством?

а) государство, где все подчиняются большинству;

б) государство, где существуют все три ветви власти;

в) государство, в котором соблюдаются права человека и царит закон;

г) экономически развитое государство.

11. Кто такой харизматический лидер?

а) лидер группировки харизматиков;

б) человек, наделенный даром предвидения;

в) священник;

г) человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

12. Кто из мыслителей эпохи Возрождения впервые занялся собственно психологическими проблемами политики?

а) Н. Кузанский;

б) Н. Макиавелли;

в) Н.А. Бердяев;

г) Я. Бёме.

13. Что такое «политический макиавеллизм»?

а) необходимость следовать при принятии политических решений только собственными моральными установками;

б) использование любых, в том числе и аморальных средств для достижения политических целей;

в) использование всех средств для облагораживания общества;

г) сопоставление любого политического шага с религиозной моралью.

14. Как Н.А. Бердяев определял политику?

а) как безусловное зло;

б) как безусловное благо;

в) как вынужденную необходимость;

г) он не занимался вопросами философии политики.

15. Является ли властолюбие человеческой потребностью?

а) нет;

б) да, это антропологическое свойство;

в) властолюбие – недуг, который поражает лишь отдельных людей;

г) властолюбие присуще всему животному миру.

16. Что такое олигархия?

а) господство в государстве людей, озабоченных прежде всего развитием промышленности;

б) явление необыкновенного обогащения отдельных людей;

в) правление в государстве небольшой группы лиц, тесно связанной общими интересами;

г) одна из форм демократической власти.

17. Что такое идеология?

а) совокупность правовых норм, действующих в обществе;

б) оправдание существующей власти;

в) учение об идеях;

г) система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

18. Кто впервые употребил слово «идеология»?

а) А. Дестют де Траси;

б) П. Кабанис;

в) Э. Кондильяк;

г) О. Конт.

19. Кто первым придал слову «идеология» негативный смысл?

а) М. Кутузов;

б) Наполеон;

в) Н. Макиавелли;

г) П. Гольбах.

20. Что такое аксиология?

а) теория познания;

б) философия науки;

в) теория ценностей;

г) концепция социального атома.

21. Что такое «национальная идея»?

а) идея объединения всех наций;

б) одухотворенная интегрированная идея национального самосознания;

в) обоснование величия одной нации над другой;

г) основные положения политического движения национал-социалистов.

22. Как Э. Кассирер рассматривает миф?

а) как некритически воспринятое воззрение;

б) как отживший тип исторического сознания;

в) как особую форму символического творчества;

г) он никогда не занимался анализом мифов.

23. Что такое социальная мифология?

а) совокупность социальных предрассудков, бессознательно возникающих в психике масс;

б) сфера деятельности, регулирующая социальные отношения и обеспечивающая завоевание, удержание и использование государственной власти;

в) реестр социальных иллюзий, сознательно распространяемых в обществе для достижения тех или иных целей;

г) совокупность политических взглядов, идеалов, ценностей, жизненных и практических установок, с помощью которых различные общности выражают свое миропонимание и социальную позицию.

24. Как называется одна из первых книг о феномене толпы, автором которой является французский мыслитель Г. Лебон?

а) «Психология народов и масс»;

б) «Психология толпы»;

в) «Политическая психология»;

г) «Век толп».

25. Что, по мнению Г. Лебона, является истинной причиной крупных исторических событий?

а) невидимая перемена в мыслях людей;

б) смена политических лидеров;

в) нашествия иноплеменников;

г) падение династий.

26. Какие черты характеризуют индивида в толпе?

а) повышенная критичность;

б) восприимчивость к внушению;

в) заразительность поведения;

г) самоконтроль и контроль за действиями окружающих;

д) исчезновение сознательной личности;

е) жажда действия.

27. Что нового внес в понимание толпы З. Фрейд?

а) Фрейд ввел понятие «коллективного бессознательного», подразумевая под ним бессознательное толпы;

б) Фрейд подробно описал консервативность толпы;

в) Фрейд добавил констатацию, что масса заряжена эротической психоэнергетикой;

г) Фрейд показал переход от аморфной массы к массам структурированным.

28. Кому принадлежит мысль: «Толпа не отличает сна от реальности»?

а) С. Московичи;

б) Г. Тарду;

в) З. Фрейду;

г) Г. Лебону.

29. Какой психологический тип (по Т. Адорно) склонен к асоциальному поведению, нежеланию ждать удовлетворения своих запросов?

а) «хулиган»;

б) «чудак»;

в) «манипулятор»;

г) ни один из этих психологических типов.

30. Какому психологическому типу свойственно создавать субъективную картину мира, насыщенную предрассудками, позволяющую реализовывать агрессивные импульсы?

а) «хулиган»;

б) «чудак»;

в) «манипулятор»;

г) ни один из этих психологических типов.

31. Какой психологический тип Адорно относит к самым опасным типам массы?

а) «хулиган»;

б) «чудак»;

в) «манипулятор»;

г) все психологические типы одинаково опасны.

32. Какими психологическими особенностями обладает человек-«манипулятор»?

а) ему свойственно создавать субъективную картину мира, насыщенную предрассудками, позволяющую реализовывать агрессивные импульсы;

б) он склонен к асоциальному поведению, нежеланию ждать удовлетворения своих запросов;

в) он склонен к интеллектуальной гордыне, интеллектуальному высокомерию;

г) он стремится навязывать свое мнение другим людям, сосредоточен на конкретной деятельности, но глубоко равнодушен к моральной стороне вопроса.

33. Какую форму правления Платон назвал тимократией?

а) форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку, имеющему неограниченную власть;

б) власть меньшинства над большинством;

в) народовластие;

г) форма правления, при которой оказавшиеся у власти ведут роскошный образ жизни, не думая о народе.

34. Когда и где впервые появилась демократия как политическая практика?

а) в Америке в XVII в. н.э.;

б) в Европе в XI в. н.э.;

в) в Древней Греции в V в. до н.э.;

г) в России в XX в. н.э.

35. Какие черты, с точки зрения Аристотеля, являются определяющими при демократии?

а) уважение к суверенной личности;

б) господство большинства;

в) свобода;

г) сопротивление тирании.

36. Какие типы демократии выделил Платон?

а) прямая демократия;

б) представительная демократия;

в) либеральная демократия;

г) аристократия.

37. Какое место занимает демократия по значимости в типологии Аристотеля?

а) первое место;

б) в середине;

в) последнее место;

г) Аристотель считал все формы правления равнозначными.

38. Когда появилась Всеобщая декларация прав человека?

а) в 1812 г.;

б) в 1939 г.;

в) в 1948 г.;

г) в 1980 г.

39. Что такое тоталитаризм?

а) политическое учение, построенное на принципах экономического либерализма, политической демократии, отделение церкви от государства и индивидуализма в личной жизни;

б) общественно-политический строй, который пытается обеспечить тотальный контроль над всеми сторонами человеческой жизнедеятельности;

в) политическое устройство, когда массы действуют непосредственно, помимо закона, навязывая всему обществу свою волю;

г) политический строй, когда от имени народа управляют и принимают законы избранные гражданами депутаты.

40. Кто из представителей философии XX в. описал тоталитаризм не только как движение, но и как режим?

а) П. Гольбах;

б) Ф. Бэкон;

в) Х. Арендт;

г) Э. Фромм.

 

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ:

 

Прочитайте материал. Попытайтесь описать психологические черты, которые есть у названных людей. Попробуйте добавить свои характеристики к представленным портретам. Перескажите содержание материала на языке психологии.

Напишите потрет одного из известных политиков.

Чем занимается политическая имиджелогия? Какова в ней роль психологии?

 

Политические портреты:

ВИРТУОЗ СИСТЕМНОСТИ

Что бы ни говорили об Анатолии Чубайсе, как бы порой не проклинали его, он давно стал исторической фигурой. Разумеется, речь идет не только об известности, но и о способности решать масштабные задачи, перед которыми другие пасуют, избегают определенности, устраняются от конкретности. История возложила на Чубайса сложную миссию — катапультировать Россию в иное социальное пространство. Среди множества факторов следовало найти единственную безупречную прямую линию. Здесь решающую роль мог сыграть только собственный психологический настрой...

Чубайс как психологический типаж закрыт, загерметизован, непроницаем. Внутри него бушуют страсти, наполеоновские вожделения, подчас безумные помыслы. Внешне он их только обозначает. Зыбким пунктиром. Чаще скрывает за напыщенностью и надменностью, которые ретушируют внутренний напор и накаты энергии. Нередко сознательно отходит на второй план. Однако при этом не утрачив







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.