Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Параграф 4. Бремя тоталитаризма





«Тоталитарная тенденция» в современных капиталистических странах в экономическом отношении диктуется «этатизацией» хозяйственного организма, вытекающей из действия закона «эффективности и рациональности». Технический прогресс тоже является потенциальным источником тоталитаризма. Разумеется, не во всех развитых странах обнаруживаются тоталитаристские тенденции. Они рождаются в основном в условиях глубокого социального экономического кризиса при отсутствии прочных демократических традиций.

Известный теоретик либерализма Ф. Хайек в книге «Дорога к рабству» (1944) рассматривал тоталитаризм с точки зрения конфликта между либеральными и антилиберальными течениями, подчеркивая, что подобные режимы появились в контексте массовой демократии и высокоразвитой технологии. Ф. Хайек признавал несомненную генетическую связь между тоталитаризмом и социалистическими учениями, ибо всякая утопия, по его мнению, ведет к абсолютному насилию и произволу. Установление фашистских режимов в Италии и Германии Ф. Хайек поставил в прямую зависимость от бунта многочисленного, лишенного собственности класса, чей социальный статус оказался под угрозой в связи с наступлением элиты промышленных рабочих.

Человечество с трудом освободилось от бремени тоталитаризма. Однако его опасность не исчезла. Продолжают действовать предпосылки, способные повести к рождению тоталитарного государства, если ценности демократии, демократического развития общества не будут приняты человечеством.

Х. Арендт была убеждена в том, что тоталитаризм как совершенно новая форма правления оказался в ряду с формами правления, которые были выработаны в иные исторические времена, такими, как монархия, республика, диктатура или тирания. Он еще может быть извлечен из «запасника». Но и нетоталитарные режимы способны обнаруживать в себе те или иные признаки тоталитарного общества. Массовое общество сохраняет те черты психологии, которые явились питательной почвой для тоталитаризма.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическая философия имеет богатый опыт анализа политической практики и, в частности, тоталитарных и демократических форм правления. Она призывает к трезвому учету тех уроков, которые человечество приобрело в прошлом веке, но не утратило этой тенденции и в нашем столетии. Опасность враждебных человеку режимов сохраняется. Появление новых информационных технологий возрождает разного рода тоталитаристские тенденции.

Что же касается демократии, то она всегда должна возводиться заново, переосмысливаться, перестраиваться, начинаться сначала. Сохраняет свою ценность вывод французского социолога А. Токвиля: демократия несет в себе гибель своим собственным внутренним развитием. Поэтому она есть нечто большее, нежели постоянный продукт решения, завоевания, самоконтроля и общественной воли. Это предполагает жесткую постановку вопроса обо всем, что мы называем прогрессом, так же как, как экономическая демократия приводила к радикально новой постановке вопросов, касающихся современной политики.

Вопросы для закрепления материала:

1. Что такое демократия?

2. Когда она возникла?

3. Как выглядела демократия в Древней Греции?

4. Почему Аристотель отрицательно оценивал демократию?

5. Что такое либеральная демократия?

6. Каковы признаки либеральной демократии?

7. Что такое «открытое общество»?

8. В чем проявляется прогресс демократии?

9. Каковы парадоксы демократии?

10. Кто пророчил гибель демократии?

11. Что такое «права человека»?

12. За что политические философы критикуют демократию?

13. Что такое тоталитаризм?

14. Как соотносятся культура и политика?

15. Есть ли опасность возрождения тоталитаризма в наши дни?

 

Тест по теме:

1. Какие формы политического правления выделил Платон?

а) тимократия;

б) монархия;

в) олигархия;

г) анархия;

д) демократия.

2. Что такое представительная демократия?

а) демократия, при которой законы принимает собрание всех граждан;

б) демократия, когда управляет и издает законы монарх;

в) тип демократии, когда от имени народа управляют и принимают законы избранные гражданами депутаты;

г) демократия, при которой законы распространяются только на отдельных представителей.

3. Является ли, по мнению В.С. Соловьева, безусловная свобода для всех людей признаком демократии?

а) нет, безусловная свобода не может принадлежать толпе;

б) нет, при демократии не должно быть людей, которые имеют свободу;

в) да, это основной признак демократии;

г) да, к этому следует стремиться.

4. Что Э. Фромм считал главным путем бегства от свободы в современном политическом мире?

а) стремление человека к тирании;

б) саморазрушение человека;

в) деполитизация общества;

г) подчинение вождю и вынужденная конформизация общества.

5. Что заместит демократию, по мнению Д. Белла?

а) авторитарная власть;

б) прагматизм;

в) социальная инженерия;

г) олигархия.

6. В каком произведении Ж. Эллюль изложил свои взгляды на психологию политики?

а) «Метаморфозы власти»;

б) «Политическая иллюзия»;

в) «Открытое общество и его враги»;

г) «Истоки тоталитаризма».

7. Какие принципиально новые формы создания материальных благ изобрело человечество (по Э. Тоффлеру) за время его существования?

а) рост национальных рынков;

б) распространение земледелия;

в) ремесленное производство;

г) индустриальная революция.

8. В чем состоит тоталитаристская теория морали, приверженцем которой был Платон?

а) критерием нравственности служат интересы государства;

б) критерий нравственности – моральные устои господствующего класса;

в) усиление государственной власти;

г) внедрение концентрационных лагерей.

9. Какие черты не относятся к чертам тоталитаризма?

а) однопартийная система;

б) харизматический лидер;

в) сращивание церкви и государства;

г) подчинение государства партии;

д) единая идеология.

10. Как в сфере экономики проявляется тоталитаризм?

а) в распределении средств производства между олигархами;

б) в максимальной централизации управления и государственной монополии на основные средства производства;

в) в содействии развитию частного предпринимательства;

г) в укрупнении форм собственности.

11. Что происходит в социальной сфере при тоталитаризме?

а) государство пронизывает только основные сферы социальной жизни;

б) в поглощении государством гражданского общества, государство пронизывает все сферы социальной жизни;

в) во внедрении в общественное сознание коммунистической идеологии;

г) в расширении прав и свобод граждан.

12. Кому принадлежит мысль, что демократия несет в себе гибель своим собственным развитием?

а) Ф. Хайеку;

б) Х. Арендт;

в) В.П. Римскому;

г) А. Токвилю.

 

Литература:

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

Михаленко Ю.П. Платон и современная антитеза либерализма и тоталитаризма. М., 1998.

Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь – справочник. М., 1999.

Эллюль Жак. Политическая иллюзия. М., 2003.

Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М., 2000.

 


ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

1. Что такое политика?

а) сфера деятельности, регулирующая социальные отношения и обеспечивающая завоевание, удержание и использование государственной власти;

б) сфера деятельности, служащая достижению «общего блага» и «счастливой жизни»;

в) единая наука об обществе и городе-государстве;

г) выражение общественных отношений, которые обнаруживаются в навязывании социальным субъектом собственной воли другим лицам или сообществам.

2. Является ли мораль основным критерием политики?

а) политика обязательно осуществляется по законам морали;

б) политика плохо согласуется с моралью;

в) политика неуправляема, мораль не способна на нее повлиять;

г) все зависит от того, кто стоит у власти.

3. Какой трактат Платона является одной из первых работ по философии и психологии политики?

а) «Пир»;

б) «Республика»;

в) «Государь»;

г) «Государство».

4. Что, по мнению Э. Тоффлера, станет главным источником власти в будущем обществе?

а) богатство;

б) насилие;

в) знание;

г) компьютерные технологии.

5. Что М. Вебер считал главной ценностью общества?

а) демократию;

б) национальное величие;

в) самобытность народа;

г) личные свободы.

6. Что такое легитимная власть?

а) власть, установленная путем самовольного захвата;

б) власть легионов;

в) власть, которая порождена законными средствами;

г) власть, передающаяся по праву наследования.

7. Какие типы легитимной власти выделяет М. Вебер?

а) традиционный тип;

б) аристократический тип;

в) харизматический тип;

г) легальный тип;

д) демократический тип.

8. На чем основывается традиционный тип легитимной власти?

а) на вере в юридический устав и функциональную «компетентность», которая обусловлена рационально созданными правилами;

б) на личной привязанности, преклонении перед лидером, верой в его исключительность;

в) на вере в демократические институты власти;

г) на вере в легитимность того, что всегда существовало, в установленные образцы.

9. На чем основывается харизматический тип легитимной власти?

а) на вере в юридический устав и функциональную «компетентность», которая обусловлена рационально созданными правилами;

б) на личной привязанности, преклонении перед лидером, верой в его исключительность;

в) на вере в демократические институты власти;

г) на вере в легитимность того, что всегда существовало, в установленные образцы.

10. Что подразумевается под правовым государством?

а) государство, где все подчиняются большинству;

б) государство, где существуют все три ветви власти;

в) государство, в котором соблюдаются права человека и царит закон;

г) экономически развитое государство.

11. Кто такой харизматический лидер?

а) лидер группировки харизматиков;

б) человек, наделенный даром предвидения;

в) священник;

г) человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

12. Кто из мыслителей эпохи Возрождения впервые занялся собственно психологическими проблемами политики?

а) Н. Кузанский;

б) Н. Макиавелли;

в) Н.А. Бердяев;

г) Я. Бёме.

13. Что такое «политический макиавеллизм»?

а) необходимость следовать при принятии политических решений только собственными моральными установками;

б) использование любых, в том числе и аморальных средств для достижения политических целей;

в) использование всех средств для облагораживания общества;

г) сопоставление любого политического шага с религиозной моралью.

14. Как Н.А. Бердяев определял политику?

а) как безусловное зло;

б) как безусловное благо;

в) как вынужденную необходимость;

г) он не занимался вопросами философии политики.

15. Является ли властолюбие человеческой потребностью?

а) нет;

б) да, это антропологическое свойство;

в) властолюбие – недуг, который поражает лишь отдельных людей;

г) властолюбие присуще всему животному миру.

16. Что такое олигархия?

а) господство в государстве людей, озабоченных прежде всего развитием промышленности;

б) явление необыкновенного обогащения отдельных людей;

в) правление в государстве небольшой группы лиц, тесно связанной общими интересами;

г) одна из форм демократической власти.

17. Что такое идеология?

а) совокупность правовых норм, действующих в обществе;

б) оправдание существующей власти;

в) учение об идеях;

г) система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

18. Кто впервые употребил слово «идеология»?

а) А. Дестют де Траси;

б) П. Кабанис;

в) Э. Кондильяк;

г) О. Конт.

19. Кто первым придал слову «идеология» негативный смысл?

а) М. Кутузов;

б) Наполеон;

в) Н. Макиавелли;

г) П. Гольбах.

20. Что такое аксиология?

а) теория познания;

б) философия науки;

в) теория ценностей;

г) концепция социального атома.

21. Что такое «национальная идея»?

а) идея объединения всех наций;

б) одухотворенная интегрированная идея национального самосознания;

в) обоснование величия одной нации над другой;

г) основные положения политического движения национал-социалистов.

22. Как Э. Кассирер рассматривает миф?

а) как некритически воспринятое воззрение;

б) как отживший тип исторического сознания;

в) как особую форму символического творчества;

г) он никогда не занимался анализом мифов.

23. Что такое социальная мифология?

а) совокупность социальных предрассудков, бессознательно возникающих в психике масс;

б) сфера деятельности, регулирующая социальные отношения и обеспечивающая завоевание, удержание и использование государственной власти;

в) реестр социальных иллюзий, сознательно распространяемых в обществе для достижения тех или иных целей;

г) совокупность политических взглядов, идеалов, ценностей, жизненных и практических установок, с помощью которых различные общности выражают свое миропонимание и социальную позицию.

24. Как называется одна из первых книг о феномене толпы, автором которой является французский мыслитель Г. Лебон?

а) «Психология народов и масс»;

б) «Психология толпы»;

в) «Политическая психология»;

г) «Век толп».

25. Что, по мнению Г. Лебона, является истинной причиной крупных исторических событий?

а) невидимая перемена в мыслях людей;

б) смена политических лидеров;

в) нашествия иноплеменников;

г) падение династий.

26. Какие черты характеризуют индивида в толпе?

а) повышенная критичность;

б) восприимчивость к внушению;

в) заразительность поведения;

г) самоконтроль и контроль за действиями окружающих;

д) исчезновение сознательной личности;

е) жажда действия.

27. Что нового внес в понимание толпы З. Фрейд?

а) Фрейд ввел понятие «коллективного бессознательного», подразумевая под ним бессознательное толпы;

б) Фрейд подробно описал консервативность толпы;

в) Фрейд добавил констатацию, что масса заряжена эротической психоэнергетикой;

г) Фрейд показал переход от аморфной массы к массам структурированным.

28. Кому принадлежит мысль: «Толпа не отличает сна от реальности»?

а) С. Московичи;

б) Г. Тарду;

в) З. Фрейду;

г) Г. Лебону.

29. Какой психологический тип (по Т. Адорно) склонен к асоциальному поведению, нежеланию ждать удовлетворения своих запросов?

а) «хулиган»;

б) «чудак»;

в) «манипулятор»;

г) ни один из этих психологических типов.

30. Какому психологическому типу свойственно создавать субъективную картину мира, насыщенную предрассудками, позволяющую реализовывать агрессивные импульсы?

а) «хулиган»;

б) «чудак»;

в) «манипулятор»;

г) ни один из этих психологических типов.

31. Какой психологический тип Адорно относит к самым опасным типам массы?

а) «хулиган»;

б) «чудак»;

в) «манипулятор»;

г) все психологические типы одинаково опасны.

32. Какими психологическими особенностями обладает человек-«манипулятор»?

а) ему свойственно создавать субъективную картину мира, насыщенную предрассудками, позволяющую реализовывать агрессивные импульсы;

б) он склонен к асоциальному поведению, нежеланию ждать удовлетворения своих запросов;

в) он склонен к интеллектуальной гордыне, интеллектуальному высокомерию;

г) он стремится навязывать свое мнение другим людям, сосредоточен на конкретной деятельности, но глубоко равнодушен к моральной стороне вопроса.

33. Какую форму правления Платон назвал тимократией?

а) форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку, имеющему неограниченную власть;

б) власть меньшинства над большинством;

в) народовластие;

г) форма правления, при которой оказавшиеся у власти ведут роскошный образ жизни, не думая о народе.

34. Когда и где впервые появилась демократия как политическая практика?

а) в Америке в XVII в. н.э.;

б) в Европе в XI в. н.э.;

в) в Древней Греции в V в. до н.э.;

г) в России в XX в. н.э.

35. Какие черты, с точки зрения Аристотеля, являются определяющими при демократии?

а) уважение к суверенной личности;

б) господство большинства;

в) свобода;

г) сопротивление тирании.

36. Какие типы демократии выделил Платон?

а) прямая демократия;

б) представительная демократия;

в) либеральная демократия;

г) аристократия.

37. Какое место занимает демократия по значимости в типологии Аристотеля?

а) первое место;

б) в середине;

в) последнее место;

г) Аристотель считал все формы правления равнозначными.

38. Когда появилась Всеобщая декларация прав человека?

а) в 1812 г.;

б) в 1939 г.;

в) в 1948 г.;

г) в 1980 г.

39. Что такое тоталитаризм?

а) политическое учение, построенное на принципах экономического либерализма, политической демократии, отделение церкви от государства и индивидуализма в личной жизни;

б) общественно-политический строй, который пытается обеспечить тотальный контроль над всеми сторонами человеческой жизнедеятельности;

в) политическое устройство, когда массы действуют непосредственно, помимо закона, навязывая всему обществу свою волю;

г) политический строй, когда от имени народа управляют и принимают законы избранные гражданами депутаты.

40. Кто из представителей философии XX в. описал тоталитаризм не только как движение, но и как режим?

а) П. Гольбах;

б) Ф. Бэкон;

в) Х. Арендт;

г) Э. Фромм.

 

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ:

 

Прочитайте материал. Попытайтесь описать психологические черты, которые есть у названных людей. Попробуйте добавить свои характеристики к представленным портретам. Перескажите содержание материала на языке психологии.

Напишите потрет одного из известных политиков.

Чем занимается политическая имиджелогия? Какова в ней роль психологии?

 

Политические портреты:

ВИРТУОЗ СИСТЕМНОСТИ

Что бы ни говорили об Анатолии Чубайсе, как бы порой не проклинали его, он давно стал исторической фигурой. Разумеется, речь идет не только об известности, но и о способности решать масштабные задачи, перед которыми другие пасуют, избегают определенности, устраняются от конкретности. История возложила на Чубайса сложную миссию — катапультировать Россию в иное социальное пространство. Среди множества факторов следовало найти единственную безупречную прямую линию. Здесь решающую роль мог сыграть только собственный психологический настрой...

Чубайс как психологический типаж закрыт, загерметизован, непроницаем. Внутри него бушуют страсти, наполеоновские вожделения, подчас безумные помыслы. Внешне он их только обозначает. Зыбким пунктиром. Чаще скрывает за напыщенностью и надменностью, которые ретушируют внутренний напор и накаты энергии. Нередко сознательно отходит на второй план. Однако при этом не утрачивает ясной картины всего ландшафта. Удерживает в сознании расстановку всех фигур, набрасывает картину их возможного перемещения. Оставаясь на запасной линии, ощущает себя гроссмейстером, поскольку способен мыслить обзорно, стратегически...

Общение, внешний распыл ему чужды. Избегает тусовок. Знает ощущение одиночества в толпе. Согласно типологии Юнга, интровертен, то есть нацелен на внутренние состояния, доверяет им, любую ситуацию оценивает изнутри, от себя, от индивидуальных эмоциональных перезвонов. Взвешивая возникающую проблему, уходит в себя, погружается в созерцание. Посторонние могут воспринимать это как полное отключение. В такие минуты кажется нерешительным, утратившим напор. Но это ошибочное впечатление. Прежде чем ввязаться в бой, Чубайс, точно опытны! геодезист, оценивает местность, запоминая каждый холмик и расщелины.

Рыжий цвет волос будто преднамеренно используется для отвлечения внимания. Все остальное не бросается в глаза. Манера держаться позволяет очертить некий круг, который ограждает от посторонних. Запоминается как личность сразу. Но, какправило, только своей отметиной. Вместе с тем завораживает других своей волей, уверенностью, последовательностью.

Всякая неупорядоченность, хаотичность больно задевают его. Подчас сразу начинает вносить в рой фактов ясную четкость. При этом обнаруживает системность, стройность. В этом деле проявляет себя как виртуоз. «Что случилось с Россией в XX веке? Что происходит с Россией сейчас? Какова историческая миссия России в XXI веке?» - вопросы, взятые из его статьи, лучше всего передают свойственное ему последовательное движение мысли.

России, привыкшей к хаосу, остро не хватает администраторов такого уровня, которые могли бы повести страну «средь расчисленных светил».

 

ХАКАМАДА - ЭТО СТИЛЬНО

Сухое, неприглядное, загнанное создание с жидкой косичкой сзади. Такой мы видим Хакамаду на ранних семейных фотографиях. Как случилось, что она стала видным публичным политиком? Что вело ее по жизни? Если рассуждать с точки зрения психолога, можно ответить так: огромное желание состояться во что бы то ни стало... А в изнанке этого желания обостренное самообожание...

Но каким образом в психике ребенка рождается такой импульс? Разгадка в том, как сложилась судьба девочки. Ее отец - настоящий японец. Предельно закрытый, феноменально сдержанный. Ее мама - из растерзанной, репрессированной семьи, в конечном счете брошенная японским самураем. Ранние годы девочки - без ласки и любви. Это приносит страдание и обычно такие дети рассуждают примерно так: если никто не сгорает от любви ко мне, как восполнить нехватку чувств? Надо полюбить себя, единственную, неповторимую...

Психологи называют это нарциссизмом, то есть самовлюбленностью. Мифический Нарцисс увидел в озерной глади свое изображение и полюбил самого себя. Он искал другого человека, который мог бы полюбить его и слиться с ним. Но этот другой - то же он... Для Нарцисса это кончилось мучениями и самоубийством.

Черты самовлюбленности отчетливо проступают в Ирине Хакамаде. Вечный гон, обостренное желание раствориться в своем образе, отыскать самое себя, неповторимую, единственную. Желание убежать от похожести. Стремление выскочить неожиданно, будто из кустов. Ошарашить, поразить, приковать внимание именно к себе...

Круглый овал лица и тяга к власти. Высокая переносица - завидная целеустремленность. Симметричные крылья носа - признак холодного ума и сердца, расчетливости и устремленности к богатству, к независимости. Но главное - тоска по изощренной модности, которая должна выделить, подчеркнуть, удивить. В 14 лет Ирину посетили первые мысли о самоубийстве. Так бывает не у каждого ребенка. А потом это заместилось стремлением к эффектности. Все должно быть стильно - перекрашенные ногти, ежик на голове, несколько браков с их авантюрными финалами, фирменный знак даже на ошибках, негритянское чувство ритма. Выглядеть нужно щегольски, одеваться по картинке, обретать гармонию, но тут же вносить в нее легкий разлад, переживать кошмарные эмоции и не думать стереотипно, как все. При этом первенствовать, блаженствовать, рассказывая о себе...

Женственность бывает разной. Хакамада не бывает мягкой, беззащитной, уступчивой. Ее женственность иная - с энергией отпора, с мужскими чертами. Она рождает ощущение неполной зрелости и обещает еще большую манящую прелесть. Женщина-подросток... Смешение беззащитности и резкости, мягкости и жесткости. Изнуряющая печаль о том, чтобы образ не утратил начинки...

По психологическому складу Ирина - человек уединенный. Но ее тянет к публичности, к окружению. Сильная ее сторона - способность мыслить. Ей свойственна ясность рассуждения, диктат безупречной логики, безоговорочная проясненность во всем, здравый расчет. Собственную дисциплинированность Хакамада доводит до идиотизма. Слабая сторона - чувства. Неудачные эмоциональные всплески, напряженны жилы на шее, выкрики в сторону политических противников.

Вот почему в облике Хакамады - много контрастов. Застывшая на лице маска и неожиданный поток чувствований. Трезвый расчет и авантюрность. Хорошо развитая способность ощущать реальность и подавленная интуиция. Собственное признание - не верю ни в какие сверхъестественные наития. Но недоверие и к обычным подсказкам судьбы...

 

 

ПАЙ-МАЛЬЧИК

Известный российский олигарх Роман Абрамович похож на прилежного благовоспитанного юношу. Короткий ежик, прижатые уши, застенчивая улыбка, взгляд, всегда устремленный чуть-чуть в сторону, длинные, всегда прижатые к телу руки. Лицо продолговатое. Такие люди обычно имеют набор различных качеств. Они спокойны. Трудно представить себе Абрамовича агрессивным, утратившим контроль. Едва уловимая насмешка в глазах словно подсказывает: «вы тут пошумите, ребята, а я пока постою сбоку». Вообразите, собрались именитые люди. Они ведут себя раскованно, шумно. Хозяева жизни! А поодаль стеснительный юноша занят шашлыками. Собственно на него никто не обращает внимания. Он растворился, свел себя до минимума. Но скошенный, простецкий взгляд все примечает, все фиксирует. Этот «пригляд» застенчивого юноши отражает внутреннее напряжение, холодный расчет...

Роману было четыре года, когда погиб его отец. Жизнь сразу предъявила суровый счет. Мальчик всегда был подчеркнуто вежлив, общителен и слыл довольно рассудительным ребенком. Он и позже точно такой же. Однако в его глазах нет-нет да и блеснет искра азарта. В такие минуты кажется - перед нами типичный игрок. Но искра гаснет. Игральные кости еще выбросили нужные цифры. Учится в одном вузе, потом в другом. Не заканчивает, хотя и успевает создать кооператив «Уют», работает брокером на бирже...

Что наша жизнь? Понятное дело, игра... А вот и первый крупный проигрыш. Подозрение в хищении 55 вагонов с дизельным топливом. Чистосердечное признание, честный и стыдливый взгляд. Уголовное дело закрыто. А ставки повышены. Фирма регистрируется в Гибралтаре, приобретаются акции «Сибнефти». Три года назад избирается губернатором Чукотки. В чем расчет? Роман Аркадьевич отвечает простодушно: «чукчей жалко». И взгляд такой искренний, непритворный. Ну, совсем, как в известном кинофильме: «птичку жалко»...

Огромную роль в жизни Романа Абрамовича играет неожиданность. Случай - вестник судьбы. Надо только услышать ее оклик. Вот неожиданная идея - поглотит! зарубежные алюминиевые и глиноземные компании в Индии и Африке. Вот непредвиденная встреча в самолете. Стюардесса становится его женой... А вот и футбольный клуб «Челси» в придачу с отелями и ресторанами. На самом деле люди такой формой лица, как у Абрамовича, обычно интеллигентны, чувствительны. Им свойственна дальновидность и предусмотрительность. Такие персоны, как правило, обладают организаторскими талантами, способны работать и умеют добиться успеха.

Закрытые люди обычно тянутся к общению. Они всегда «дружат семьями». Но шумные компании - это фон. Когда есть время, можно поехать куда-то семьей, с многочисленными друзьями. Но Абрамович вовсе не душа общества. Когда вокруг люди, легче думается. Поведение окружающих, их манеры порой подсказывают удачные решения. Сегодня есть о чем подумать. Спрашивают, к примеру, как расходуются поступающие в регион деньги. Важно не выскочить из образа пай-мальчика. И снова незамутненный, честный взгляд. Глаза, способные увлажниться от жалости к народам Севера.

 

 

СОВМЕЩЕНИЕ МАСШТАБОВ ЖИЗНИ

Рыцарь юности. Её пирушек. Тайный поклонник Окуджавы.

На совещании — как бы присутствует. Кажется, что с улыбкой наблюдает со стороны — почти буквально. Висит, как портрет на стене, и смотрит, чуть прищуриваясь. Когда надо сказать — кидает реп лику. Когда надо заканчивать — нехотя слезает со стены, с благодарностью, что не потревожили, — прощается. Дело сделано, и было о чем подумать несуетливо, и силы сбережены.

Дает высказаться разным людям, не торопит и не торопится (и чем дело напряженнее, тем более внешне спокоен). И как что-то взвешенное, в стороне от этих мнений, но не вопреки им — возникает решение. Кристаллизуется как бы само — без нажима авторства, как бы из тени происходящего.

Вообще, в тени чувствует себя так же хорошо, как на свету. Полутона, в отличие от многих, ценит и виртуозно с ними играет. На миг иногда задерживается при уходе и при выходе «на свет» — чуть-чуть — в полпаузы — не как тенор, а как бы создавал полутон ощущения себя другим — без напряжения.

Имеет четкий жест во всем, хорошо и тонко артикулирован. Говорить может чуть по-разному. Создается впечатление, что иногда, мягко, тонко и иронично говоря от себя, как бы себя цитирует, чуть улыбаясь, извиняясь — но вполне всерьез. Это снимает ощущение какого бы то ни было давления. На этом фоне, когда давление нужно, оно создается без излишнего педалирования, просто переходом на прямую речь от своего лица, собственно так, как говорят все остальные.

Задумываясь о своём, иногда теряется и тогда наверстывает. Быстро видит, что происходит «на поляне», и внутренняя вспышка напряжения, сверкнув, остается миганием фонарика на свету. Лишним блеском глаз, подспудно показывающим партнерам, что лучше не подставляться под лапу.

Способен, как само собой разумеющееся, держать перед внутренним взором растянутую и по дробную карту — шахматную доску со многими фигурами и за ни ми стоящими связями. Делает это, не бормоча и не называя связных слов и имен, а как бы напевая и поглядывая. Это своего рода волшебное покрывало, которое не хотел бы показывать и объяснять другим, — оно носит художественный характер — не то не-написанный роман, не то вышитый холст. В общем — картина. При этом неподвижен, слегка улыбается и очень-очень плавно двигается на месте — незаметно для возможных окружающих, но не неподвижно для себя. Одушевлен и чуть зачарован, а не скован и не деловит. Как бы переводит видимое в музыкальные фразы, а их странным образом, без лишних слов, — в конкретные образы возможных действий. Действий именно возможных, потому что только очень маленькая часть их действительно осуществляется.

Хотя в своем полученном знании уверен, склонен его проверять по независимым источникам. Справедливо полагает, что иногда, демонстрируя свою тайную осведомленность очень компетентным в частных вопросах людям, приобретает их тайное уважение и некоторую настороженность, граничащую с благоговением.

Вообще мастер набирать невидимые очки, не напрягаясь понапрасну.

Не столько сам плетет паутину, сколько знает хорошо, где натянуты чужие, и может с ними неожиданно, но как бы само собой связываться.

Склонен к грусти, иногда к меланхолии, и это при том, что много времени на людях, при галстуке и улыбке. Для него важно перебирать прошлое, вспоминать, ностальгировать. Очень ценит старых друзей, контакты, собирает и помнит интонации прошлого, улыбки, фразы и фразочки, похлопывания по плечу, кто с кем и как, не говоря о когда. Помнит, что ели и пили, массу анекдотов и кто и кому их рассказывал. Владеет сокровищницей мелочей, которые мелочами не считает. Редкий дар совмещения масштабов жизни.

При высочайшей способности к отстранённости и незамечаемой холодности очень ценит «малое тепло своей сокровищницы и возможность встречаться глазами с людьми прошлого. Все прошлое для него — рядом, он умеет им пользоваться, в нем купаться. Соблюдает обряд похорон, дает выход грусти, воспоминаниям, слезам. Давая себе, разрешая себе теплеть. Снимает накопившиеся тревоги. Ценит искры памяти и тепло к себе, проницаем для старых знакомых.

Спокоен по поводу чужих амбиций, независтлив, не столько хочет завоевать мир, сколько сохранить порядок грядок в собственном ого роде, который, может быть, и не мал, но и это почти безразлично. Раздражается, когда кто-то слишком активно, к тому же не скрываясь, начинает лазить по грядкам, даже чужим. Это нарушает у него эстетическое чувство порядка, отсюда вырастает тревога и, возможно, планирование удара — усмирения. Впрочем, скорее склонен грозить и пускать в крайнем случае в ход чужие руки, чем связываться самому. Отходчив, хотя может быть и злопамятным, если настороженность от потревоженности, неожиданности остается. Не столько мирится, сколько заключает перемирие. Которое через не которое время следует продлевать, иначе ощущает неуважение в свой адрес. С раздражением относится к интеллектуальному взлому людей типа Березовского.

Внутренне совершает очень много работы. Это аналог деловых перемещений в пространстве Юрия Лужкова. Здесь же — поспеть мыслью, проверить и пометить разные углы, причем не всегда в своем именно хозяйстве.

При этом состоянии, «при деле», себя останавливает, замедляет, но бывает удивительно оперативен, иерархизируя важное и менее значимое. Заменяет сам целую команду. Обладает удивительной способностью отсеивать для себя суету сиюминутности и заигранности в отношениях. Смотрит на это свойство вокруг, как на площадку молодняка, с любопытством беглого взгляда на безопасный хаос «много о себе понимающих и занятых собой политиков». Собирает их на серьезные совещания, дает посидеть друг с другом, выговориться, главное — повозиться и выпустить пар. Мало вмешивается, но что-то роняет веское и замечает неожиданное, в общем же скорее отдыхает от дел и дает себе возможность поду мать, глядя на «карту».

Знает состояние «натянутой струны». Раздраженно вибрирует раздерганный бессмысленными дерганиями, противоречащими друг другу, от которых не удается отстраниться. Это дергания сверху, сбоку, снизу — раскачивающие бессмысленно и визгливо и так нарушенную партитуру происходящего.

К своему возрасту относится двояко. Умеет, как бы откинувшись, побыть со стороны, отдохнуть, глядя на прошлое, при этом одновременно по-молодому собран, неожиданно включен, остроумен и сиюминутен, а также тонко ироничен и отстранен в аналогии и эпизоды из прошлого, совсем неожиданные и тем поэтичные. Эта редкая многослойность просвечивающих друг сквозь друга времен — как особо изящные старинные одежды, носимые лихо и по-актерски, с уважением к оригинальной традиции.

Любит думать, что будь побольше времени, можно было бы много выудить из колодца времени и традиций. Что-то сопоставляет для себя из мельканий памяти, случайных разговоров, но редко записывает для памяти.

Очень важное свойство — ненаигранная детская беззащитность с близкими. С нотами капризности, упрямства, зависимости — преходящими, летучими. Но иногда за цепляющимися, как клочья на кустах. Может добродушно ворчать сам на себя при этом.

Трагичен и знаком со смертью. Это дает очень важное измерение ненапряженной философичности, высказываемой не словами, а интонациями, улыбками, отходами в сторону. Эта пантомима готовности подвинуться и отойти, так как это все равно придется сделать, очень важна для подспудного ощущения другими внутренней развитости и гибкости, вплоть до способности отказаться от лишних амбиций. Свойство редкое для молодой и незрелой местной политики.

Умея быть тамадой, умеет дать другим место, время, слово, честь. Основательность и неторопливость в мелочах — еще одно измерение надежности.

Музыкален и как бы предлагает пропеть сказанное оппонентами. Виденное — слушает, сказанное — щупает. В важные вещи вникает «объемно как бы проверяет: важные ли они для собеседника и на сколько.

Не столько принимает решение, скольк







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.