|
Соотношение между культурой и контркультурой.
Культура и личность. Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком. Феномены эти – человек и культура – неразрывно взаимосвязаны. Как человек творит культуру, так и культура формирует человека, обусловливает цели и смысл его бытия, развивает его собственную сущность. Поэтому проблема «человек и культура» приобретает особую значимость. По определению С.Л.Рубинштейна, личность – «это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития.»[224] Анализируя соотношение человека и культуры, исследователи отмечают его многоаспектный характер. Человек выступает как: - своеобразный продукт культуры; - потребитель культуры; - производитель культуры; - транслятор культуры. Рассмотрим различные проявления взаимоотношения культуры и человека. Человек как продукт культуры. Человек формируется как личность, выделяя себя из природы, определяя отношение к окружающему миру в процессе становления своего сознания и самосознания. Эволюция культуры личности.
Человек как продукт культуры является сознательным общественным существом. В отличие от животных он входит в мир культуры с ее нормами и ценностями, где становление его личности происходит в процессе инкультурации [225] и социализации [226].Существенным звеном в этом процессе является овладение человеком речью, представляющей универсальное средство общения. Благодаря ей осуществляется и сохраняется смысл человеческого общения, осваиваются модели поведения, происходит усвоение культурных норм, аккумуляция научных знаний, приобщение к искусству. Так создается культурно-речевая среда, речевая общность людей и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм)[227]. Влияние внешнего мира, всех его компонентов определяет взаимоотношение человека с окружающим, в то же время, отражаясь в его сознании, формирует его внутреннюю структуру, перестаивает сознание. Культура определяет и так называемые «экзистенциальные» (лат. existentia – существование), смысложизненные ценности личности: отношение к жизни и смерти, ответственность решения и выбора, отношение человека к своему призванию, к окружающим людям и др. – все, что выражает само существо человеческого положения в мире. Богатство и глубина связей личности с окружающей действительностью определяет и внутреннее богатство личности. Процесс социализации личности происходит прежде всего на уровне микросреды: в семье, в общении с родителями и близкими людьми. Человек воспринимает и усваивает нормы и идеалы, у него складывается особая иерархия ценностей социокультурного плана. Именно система ценностей регулирует человеческие стремления и поступки, определяет те принципы, которыми руководствуется человек в своей жизни и деятельности, опираясь на которые он следует тем или иным «образцам» действий, моделям поведения, определенным в рамках культуры. Происходит не только усвоение, но и ретрансляция культурных навыков, что укрепляет связь между поколениями и обеспечивает сохранение целостности общества и культуры. Процесс социализации осуществляется в несколько этапов: - доморальный, характеризующийся преимущественно «внешними» по отношению к человеку нормативами и регуляторами; - этап условного морального сознания, когда нормы и ценности социальных групп преобладают над индивидуальными; - этап автономного морального сознания, определяющийся относительной свободой индивида от внешних норм. Благодаря социализации происходит адаптация человека к социокультурной среде, обеспечивается вхождение индивидов в социокультурное и историческое бытие, появляется возможность взаимопонимания людей. Таким образом, среда, социум обусловливают первоначальное усвоение культурных образцов и ценностей. В дальнейшем в процессе обучения, деятельности, получения информации из окружающего общества, из СМИ человек извлекает суть происходящих в мире конфликтов и противоречий, вырабатывает свою жизненную позицию, что дает право выбора, возможность активно и сознательно участвовать в культурном обмене и созидании. Социализация личности.
Огромную роль в процессе формирования человека как продукта культуры играет искусство. По словам Гегеля, «искусство действительно стало первым учителем народов»[228]. Произведения художественного творчества выполняют свою просветительскую миссию, в образной форме отражая явления действительности. Но не только в этом заключена великая роль искусства. Художественный образ эмоционально насыщен, он обладает удивительным свойством эмоционального воздействия на человека, привлекает тем эстетическим наслаждением, которое доставляет. Суггестивность (суггестия – от лат. suggestio – внушение) образов искусства, их эвристический[229] потенциал, привлекательность, коммуникативность – все это развивает человеческие чувства, насыщает духовный мир человека, а, следовательно, способствует развитию эстетической, художественной и нравственной культуры человека и социума. От того, насколько широк кругозор человека, как развиты его эстетические чувства, способность воспринимать художественные факты и явления, во многом зависит содержание личности, богатство ее внутреннего мира, что сказывается на взаимоотношениях с окружающими, на исполнении человеком его социальных «ролей». Так формируется личность, социально и культурно адекватная обществу. Культура обусловливает формирование морального сознания человека, корнями своими уходящее в общественное бытие личности. «Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что вокруг него и в нем самом».[230] Процесс формирования человека не заканчивается с достижением возрастной зрелости: он продолжается на протяжении всей жизни. В итоге формируются те компоненты, синтез которых обусловливает сущность и содержание личности: - культурный идеал, который складывается из ценностей и их систем; - социальные «роли», которые играет личность в различных коллективах; - субъективное и объективное «я», т.е. комплекс представлений человека о самом себе, обусловленных самооценкой и мнением других людей о нем.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|