|
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА.Художественная культура представляет вид деятельности, в котором реализуется эстетическое отношение к деятельности. Художественное творчество находит своё воплощение в искусстве, которое обладает уникальной формой выражения – образным языком знаковых систем, функционирующих во все времена, во всех культурах, осуществляя своеобразный диалог между поколениями, религиозными взглядами, культурными стереотипами. Д.С. Лихачев утверждал: «Культура обладает свойством продлевать время, соединять прошлое. Настоящее и будущее. Одна из важнейших основ, на которых зиждется искусство, – память. В создании культуры участвуют многие поколения людей»[236]. Именно Лихачев явился автором концепции «экологии культуры», которая утверждает, что мир создан как одно целое, в стабильности которого незаменима роль культуры. Бессмертно культурное наследие, дошедшее до нас в шедеврах искусства различных времён и народов, краткому анализу которых посвящена вторая часть книги Истоки художественной культуры уходят в глубокую древность. Многие произведения изобразительного искусства – наскальные росписи, статуэтки из камня и кости, орнаментальные узоры на оленьих рогах и каменных плитах – появились намного раньше сознательного представления о художественном творчестве. Первые шаги художественного развития человечества совершались в эпоху первобытнообщинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества. Первые памятники искусства относятся к верхнему палеолиту, отстоящему от нас на 40-50 тысячелетий. Это была эпоха сравнительной зрелости первобытнообщинного строя, зарождения матриархата. Все, что производил человек (орудия труда, оружие для охоты), имело функциональный характер, играло какую-то роль в сложной, полной опасностей жизни, подчиненной борьбе за существование. Как же и почему возникло искусство? Что заставило человека расписывать стены пещер, украшать оружие, создавать идолов-протоскульптуры, театрализовать охоту, петь и танцевать? Существует несколько теорий возникновения искусства. Среди них – религиозная теория, рассматривающая искусство как божественный дар, а красоту как одно из имен Бога; теория проявления, по которой, согласно учению Гегеля, искусство возникло в ходе развития, самопознания абсолютной идеи и представляет собой ее проявление; теория игры, в которой искусство рассматривается как разновидность игры, где человек проявляет свою сущность, обретая необходимые ему наслаждение и ощущение свободы; теория художественного инстинкта и близкая к ней эротическая теория, выводящие искусство из биологических инстинктов; теория подражания и другие. Необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, важнейшие особенности первобытного искусства и его общественные функции. Изобразительное искусство ведет начало с знаково-символических изображений, которые были не столько средством познания и отражения мира, сколько средством магического изменения действительности. Древнейшие изображения представляли собой инобытие реальности, магические реалии. То же самое можно сказать и о словесном искусстве. Заговоры, заклинания, проклятия, любовные "присушки", поминания, военные песни и т. п. – все это целенаправленная ритуально-магическая деятельность, исходящая из уверенности в ее практическом воздействии. Это словесная магия, неразрывно связанная с музыкальной и танцевальной обрядовой деятельностью. Такая изначальная слитность различных видов культурного творчества получила название синкретизма (от греч. – соединение)[237]. Особая роль в этом процессе принадлежала народным обрядам. Постепенно роль словесного текста в ритуальном синкретизме повышалась, что привело к рождению поэзии (литературы). На основе магических реалий, возникших в процессе труда, сформировалась знаковая система, способствовавшая затем возникновению художественно-образного мышления и отражения мира. В процессе жизни, труда, охоты первобытного коллектива формируется представление о тотеме как о его родоначальнике и покровителе. Исходным моментом тотемизма явилось отождествление человека со зверем. Тотемическим зверем обычно представлялся мужчина, с которым вступала в брак женщина, что и привело к возникновению родовой группы. Экстраполяция (перенесение) черт зверя на человека и человека на зверя привела к появлению антропоморфизма и зооморфизма. В первобытном обществе складывается мифологическое мировоззрение, что объясняется всеобщностью общинно-родовых связей и отношений, перенесенных и на весь мир, который воспринимается как универсальная родовая община. Миф (греч. mythos – сказание, предание) – звено между магическими реалиями и искусством, лаборатория поэтической фантазии, выработка приемов, образной и метафорической системы литературы. В мифе в синкретическом единстве содержатся зародыши искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе. Первобытная мифология прошла несколько этапов развития. Сначала общинно-родовая значимость не отделялась от физических тел. Этот период получил название фетишизма (фр. fetiche – идол, талисман). Постепенно внутреннее значение физического тела приобретает более или менее самостоятельный статус, наступает эпоха анимизма (лат. animus – дух). По мере развития анимизм приобретал все более самостоятельные формы. В мифологии возникают демоны и боги. Поздний анимизм породил образы героев, вступающих в бой с различными чудовищами, олицетворявшими непознанные силы природы. (Подробнее о мифологии – в следующих разделах). Таким образом, в этих ранних проявлениях духовной жизни первобытного человека уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия, для художественного творчества. Из этих элементов и родилось искусство. Этапы развития первобытной художественной культуры соответствовали этапам развития цивилизации: - палеолит (ок. 35 – 10 тыс. до н.э.), - мезолит (10 – 6 тыс. до н.э.), - неолит (6 – 2 тыс. до н.э.), - эпоха бронзы (ок. 2 тыс. до н.э.) ПАЛЕОЛИТ (ок. 35 – 10 тыс. до н.э.) Эпоха палеолита (древнекаменного века) – период формирования основных видов изобразительного искусства. В Европе, Южной Азии, Северной Африке найдено во время археологических раскопок большое количество памятников скульптуры, живописи, прикладного искусства. Обнаружены росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротов. Ранние рисунки примитивны: это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ла-Ферраси во Франции), оттиски человеческой руки, беспорядочные волнистые линии, проделанные в глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Позже появляется весь мир животных того времени: олени, табуны диких коней, лани, зубры, медведи, бизоны, мамонты и др. Контуры монументальных фигур животных наносились кремневым резцом по камню или краской (органической) по слою сырой глины на стенах пещер. Высший расцвет искусства эпохи палеолита-мадленский период (ок. 20 – 10 тыс. до н.э.), животные стали изображаться в движении, совершился переход к цветной росписи, к моделировке объемных форм: пещера Фон де Гом (Франция) и Альтамирская пещера (Сев. Испания). Появляются более сложные композиции, объединяющие фигуры действием; изображение человека. Примеры классических пещерных росписей эпохи верхнего палеолита – в пещере Ляско (Франция, 18 тыс. до н.э.), так называемой доисторической "Сикстинской капелле". Попытки дать обобщенный образ стада – на костяных пластинках из мэрии г. Тейжа (Франция), из грота Лортэ (Франция). Появляется круглая пластика. Это статуэтки тучных обнаженных женщин -"прародительниц", "владычиц стихии" (период матриархата), воплощающие представления о единстве родового коллектива. В своей основе искусство палеолита наивно реалистично.
МЕЗОЛИТ (10 - 6 тыс. до н.э.) Это среднекаменный век, в который происходит подъем производительных сил. Образуются стоянки первобытных людей, группирующихся в небольшие коллективы, которые занимаются охотой, рыболовством, собирательством. Начинается приручение животных. Расширяется кругозор человека, меняются его представления о мире. Изменяется и характер художественных образов. Появляются элементы схематизма, из живописи исчезает многокрасочность. Наскальные росписи выполняются силуэтно, черной или красной краской. Центральная тема – охота, но впервые появляется изображение деятельности человека, многофигурные композиции на плоскости (прибрежные горные районы Восточной Испании и Северной Африки). Наскальная роспись на мысе Доброй Надежды изображает танец, переданы легкие, изящные движения каждой женщины, стремительный ритм, объединяющий фигуры.
НЕОЛИТ (6 – 2 тыс. до н.э.) Этот период характеризуется переходом человечества от пассивного присвоения продуктов природы к производственной хозяйственнойдеятельности. Появляется скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки каменных орудий, развивается гончарное производство, строительное дело, ткачество, обработка кожи. Совершается переход от матриархата к патриархату, усложняются отношения между людьми. Исчезает наивное реалистическое восприятие природы, усиливается роль магии, развивается мифология, возникают более сложные формы осмысления жизни. В искусстве неолита появляются региональные, локальные особенности. Примеры наскальной живописи: "Лыжкник" (провинция Редей, Норвегия), "Медведь" (Финихаг – Норвегия). Петроглифы – каменные рельефы (в районах Белого моря. Онежского озера, в Крыму, на Кавказе, Урале, Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке). Выдающейся художественной ценностью являются петроглифы Каменных островов на Ангаре. Появляется антропоморфная скульптура (Южная Европа, Средиземноморье), например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья, гигантообразные Кикладские идолы и др. Распространяется мелкая пластика, художественные ремесла. Примером орнаментально-керамических изделий могут служить трипольские сосуды (4 – 3 тыс. до н.э.); мотивы орнамента – параллельные полосы, двойные спирали, концентрические круги, нанесенные белой, черной или красной краской. Это была основа для формирования искусства эпохи бронзы.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|