Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учение: становление «современной» йоги





· Уникальность подхода

Главное преобразование Шри Кришнамачарьи заключается в принципиально ином подходе к применению йоги в целом. Для традиционного индийского обучения характерно превращение подготовленного ученика в «носителя» традиции, что позволяло сохранять преемственность на протяжении многих веков, а любые отклонения строго пресекались. Радикальный переворот, совершенный Шри Кришнамачарьей, состоял в утверждении зависимости разработки конкретных практик от исходного состояния ученика. Уникальность его подхода состоит в строго индивидуальном подходе и учете неповторимости каждой личности. Не человек должен перекраивать себя под йогу, а практики должны подбираться так, чтобы они подхо­дили человеку. Именно это отличает отношение Шри Кришнамачарьи к обучению от повсеместно распространенного сейчас подхода, предполагающего нали­чие определенной хорошо организованной структуры, в которую ученик должен вписать­ся. В йоге Шри Кришнамачарьи нет организации, и каждый человек должен найти свою собственную структуру.

· Переосмысление аштанга-йоги

Шри Кришнамачарью справедливо называли «человеком ренессанса» в смысле его всесторонней одаренности и способности к синтезу. Глубокое знание всех философских систем позволяло ему находить общие теоретические основания, а истоки его новаторства в области практики можно отыскать в пограничных областях знания и спорных экспериментах по превращению гимнастических упражнений в асаны. Рассмотрим в общих чертах его отношение к каждому этапу классического пути аштанга-йоги, зафиксированного в «Йога-сутрах» Патанджали, — тексте, который при всем разнообразии школ и традиций признается в качестве основы йоги.

Яма и нияма. На подготовительном уровне предписания ямы определяют, от чего следует воздерживаться, и задают внешнюю канву жизни, одним из характерных признаков которой была брахмачарья (безбрачие и целомудрие). Шри Кришнамачарья считал, что для наших дней уже не подходит традиционная санньяса, подразумевающая ношение оранжевых одежд, странствия с места на место и сбор подаяния. Для него не существовало противоречия между семейной жизнью и истинным духом санньясы, требующим целиком и полностью отдать себя высшей силе — в его семье все занимались йогой. Указания ниямы касаются того, к чему следует последовательно прилагать неустанные усилия для внутреннего очищения. Шри Кришнамачарья считал, что сегодня они уже утратили всякую ценность, кроме двух — разборчивости в пище и словах. К последнему предписанию относится повторение священных ведических текстов.

Асана. Шри Кришнамачарья никогда не рассматривал йогу просто как систему физических упражнений. Йога означала для него деятельность, ведущую к освобождению, и целью было воссоединение с Богом. Этапы практики, на которых осуществляется работа с физическим телом, представляют собой не альтернативный путь, а ступень, обеспечивающую возможность пройти весь путь до конца. Практика йоги призвана увеличить способность человека проникать в суть вещей, и асаны также направлены к достижению данной цели, подготавливая тело к изменению параметров восприятия. Основополагающие принципы построения практики асан были введены уже Шри Кришнамачарьей, хотя часто приписываются его ученикам.

1. Шри Кришнамачарья использовал значительное количество новых асан, подбирая нужные комбинации в каждом конкретном случае и варьируя их по мере изменения состояния здоровья пациента или сознания ученика. Данный подход закрепился в винийоге.

2. Он ввел в употребление подручные средства для облегчения начинающим выполнения сложных асан, что стало характерной чертой айенгар-йоги. Отсутствие сидячих медитаций в системе Айенгара также возводится к убеждению Шри Кришнамачарьи, что практика асан позволяет совершенствовать самосознание.

3. Он начал связывать асаны между собой посредством динамических переходов (виньяс) в завершенные комплексы, а также требовал использовать при выстраивании последовательностей принцип компенсации, или контр-позы (пратикрияасаны). Оба принципа составили основу для аштанга-виньяса-йоги.

Пранаяма. Ни в одной другой традиции энергии дыхания не придается такого всеобъемлющего значения. Шри Кришнамачарья утверждал, что пранаяма коренится в асане: только выполнение асан в сочетании с определенными дыхательными техниками ведет к освоению пранаямы. И наоборот, посредством изменения методики и длины дыхания, комбинируя асаны и меняя дыхательный ритм, можно модифицировать позы так, чтобы они удовлетворяли индивидуальным потребностям практикующего. Относительно допустимости контроля дыхания в процессе практики асан сейчас ведется полемика среди его последователей и представителей других традиций.

В практике пранаямы Шри Кришнамачарья делал акцент на использовании кхумбаки (задержки дыхания) и усилении речаки (выдоха), ибо в контексте аюрведы он понимал пранаяму как технику очищения. Шри Кришнамачарья всегда точно определял, какой из замков (бандх) следует включить в тот или иной этап пранаямы, и особенно хорошо разбирался в эффектах корневого замка (мула-бандхи). Также он считал правильным активно практиковать маха-мудру, соединив аспекты асаны, пранаямы и мудры в одном действии. Именно он привнес идею бхаваны в практику пранаямы: вдох есть вдохновение от Господа, а выдох — предание себя Его воле.

Самьяма и самадхи. Понимая хатха-йогу как духовную практику, Шри Кришнамачарья считал, что именно наличие садханы превращает раджа-йогу в бхакти-йогу. Поскольку медитация представляет собой характерное состояние ума, который имеет ограниченную природу и в принципе не способен схватывать сущее за пределами формы, то объект сосредоточения непременно должен иметь определенные качества. Обычное человеческое существо нуждается для концентрации ума в определенных формах и визуализациях, а любая «безобъектная» медитация есть не более чем продукт воображения. Не удивительно, что визит брахмана в дом Шри Кришнамачарья воспринимал как приход Самого Бога и заботился об исполнении индуистских ритуалов тщательнее, чем это делается во многих храмах.

· Развитие йога-терапии

Западный термин «йога-терапия» не означает, что приспособление методов йоги для лечения болезней и решения психологических проблем началось сравнительно недавно в связи с потребностями цивилизованного общества. Существуют многочисленные параллели между практикой йоги и традиционной индийской медициной (аюрведой). В йоге применяется много различных методов лечения: иногда нужна мантра, вдругих случаях необходимо изменить диету, порой используются асаны, а некоторым людям помогает пранаяма. Рекомендации Шри Кришнамачарьи по достижению физического, умственного и духовного здоровья основывались на пульсовой диагностике, аюрведе и йогической системе оздоровления Натхамуни. Однако Шри Кришнамачарья пренебрегал техниками шат-крия (шесть способов внешнего и внутреннего очищения тела от загрязнений), предписанными аюрведой для подготовки к лечению. Он считал, что при правильно построенной практике асан и пранаямы, в совокупности с внимательным отношением к выбору пищи, дополнительное очищение не требуется.

Аштанга-виньяса-йога

Линия преемственности

· Паттабхи Джойс — ученик Шри Кришнамачарьи

Шри Кришна Паттабхи Джойс родился в 1915 году, в день Гуру Пурнимы, в деревне Коушике (штат Карнатака). Его отец был жрецом и астрологом, а также пуджарати, совершавшим пуджи для многих обитателей деревни. С самого детства Паттабхи Джойс начал изучать Веды и индуистские ритуалы. В 12 лет он посетил демонстрацию йоги, которую провел в его школе Шри Кришнамачарья, и в течение двух последующих лет учился у него. Когда Паттабхи Джойсу исполнилось 14 лет, он прошел обряд упанаяна, а затем отправился в Майсор поступать в Санскритский университет. Первые годы жизнь была трудной: он просил подаяние в домах брахманов, но продолжал выполнять асаны и посещать лекции. В 1930 году Паттабхи Джойс вновь встретился со своим учителем и возобновил занятия йогой.

Когда махараджа Майсора построил для Шри Кришнамачарьи школу йоги, тот стал поручать Паттабхи Джойсу вести отдельные занятия и давать демонстрации йоги. Наконец, сам махараджа предложил ему преподавать йогу в Санскритском колледже, Паттабхи Джойс получил степень видвана и с 1937 до 1973 года возглавлял Йогическое отделение. В 1948 году он основал Институт исследования аштанга-йоги с целью практиковать йогу и изучать ее целительное воздействие. Наибольшую известность он получил благодаря методу виньясы, базирующемуся на совмещении дыхания и движения. Эта система была заимствована им из древнего текста «Йога-корунта», написанного на санскрите, происхождение которого до сих пор остается спорным. Паттабхи Джойс в течение 63 лет неизменно преподавал тот самый метод, который узнал от Кришнамачарьи в 1927 году.

· Шарат Рангасвами — внук Паттабхи Джойса

Шарат Рангасвами родился в 1971 году, его матерью была Сарасвати, одна из дочерей Паттабхи Джойса, которая до сих пор тоже преподает йогу. Шарат рано начал заниматься аштанга-йогой: первый период его практики относится к возрасту с 12 до 17 лет. Затем он прервал занятия на целых два года, чтобы изучить электронику и получить диплом. После его возвращения домой и пятилетнего обучения Паттабхи Джойс назначил Шарата помощником директора Института исследования аштанга-йоги. В настоящее время он готовит Шарата к тому, чтобы передать ему полное руководство институтом.

· Западные ученики Паттабхи Джойса

В 1964 году у Паттабхи Джойса появился первый западный ученик — Андре Ван Лисбет, вскоре к нему стало приезжать множество европейцев, а в 1972 году прибыли и первые американцы. С тех пор аштанга-виньяса-йога стала распространяться в Америке: сначала в Калифорнии, и затем и на Гавайях. В 1975 году Паттабхи Джойс посетил США, а в последней четверти ХХ века аштанга-виньяса-йога стала популярна во многих странах мира. Западные ученики Паттабхи Джойса, разыскавшие его в начале семидесятых, стали ведущими мировыми учителями аштанга-виньясы: Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Эдди Штерн, Лино Миеле и др.

· Аштанга-виньяса-йога в России и СНГ

В России учителей, уполномоченных непосредственно Паттабхи Джойсом, нет (он вообще очень строг в отборе кандидатов), однако аштанга-виньяса-йога весьма популярна, и существует множество разных групп. Наиболее серьезная организация — Аштанга Йога Центр, объединяющий инструкторов Москвы и Петербурга, признан Интернациональной Федерацией Йоги (IYF). На Украине создан Аштанга Йога Клуб, президентом которого стал Р. Рокотел, официальный представитель IYF на Украине.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.