Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аштанга-виньяса в контексте йоги





Паттабхи Джойс, в отличие от других учеников Шри Кришнамачарьи, не позволяет приспосабливать йогу к несовершенству практикующего, ибо попытки подгонять выработанные методики под ограниченные возможности учеников приведут к профанации йоги. В данной традиции неизменно соблюдается соотношение «99% практики, 1% теории», хотя сам Паттабхи Джойс опирается на авторитет «Йога-сутр» Патанджали с целью обоснования своего метода. Важно отметить два исторических аспекта, связывающие аштанга-виньяса-йогу с йогой в целом.

· «Йога-корунта» как «классический текст»

По официальной версии, аштанга-виньяса-йога — древняя система, изложенная мудрецом Ваманой в тексте«Йога-корунта», который был передан Шри Кришнамачарье его тибетским учителем. В тексте содержались списки различных групп асан, пояснения к выполнению технических приемов и философские основания практики. Некоторые признают, что последовательности были разработаны практикующими сотни лет назад, и даже считают их первоначальной формой хатха-йоги вообще. Однако другие исследователи утверждают, что текст о подобной практике не мог возникнуть раннее ХХ века.

· Параллели с тибетской янтра-йогой

Хотя иногда аштанга-виньясу считают синтезом хатха-йоги с индийскими боевыми искусствами, не следует забывать, что Шри Кришнамачарья обучался у тибетского учителя. Похожая на аштанга-виньяса-йогу динамическая практика с асанами, дыханием и концентрацией имеется в тибетском буддизме ваджраяны и называется ца лунг (йога ветра), или янтра-йога. Это всевозможные виды тряски и подпрыгивания для открытия внутренних каналов. В янтра-йоге практикующий тоже не остается в позе длительное время — поза только момент в последовательности движений, управляемой ритмом дыхания.

Особенности построения практики

Наиболее систематично принципы аштанга-виньяса-йоги изложены в книге Паттабхи Джойса «Йога мала», что означает «гирлянда йоги», где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов — эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий энергетической трансформации и расширению диапазона восприятия. Хотя выполнять асаны нужно обязательно в приведенной последовательности, тело каждого человека имеет свои особенности, поэтому важно определить, какие асаны для него наиболее оптимальны. В каждой позе следует выполнять не менее 5–8 дыхательных циклов, а с целью исцеления и 50–80 раз.

· Виньяса — основной принцип

Паттабхи Джойс подчеркивает, что метод виньясы восходит к аштанга-йоге Патанджали, которая определяется как «управление сознанием». Однако невозможно приступать к практике первых двух ступеней этой системы, когда тело и органы чувств ослаблены и загрязнены. Человек должен сначала приучить себя к ежедневному выполнению асан, чтобы сделать тело сильным и здоровым, тогда и сознание станет устойчивым и управляемым. Паттабхи Джойс считает виньясу и тристхану главными компонентами аштанга-йоги, способствующими правильному выполнению асан.

Под термином «виньяса» подразумевается дыхательно-двигательная система упражнений. Аштанга-виньяса-йога является динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений — виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (приемами управления дыханием), бандахами (энергетическими замками) и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).

Виньяса есть система приведения в соответствие дыхания и движения: каждое движение выполняется за одну фазу дыхательного цикла, например, вдох при подъеме рук; выдох при наклоне вперед и т. д. Каждая асана предполагаетнекоторое определенное число виньяс. Цель виньяс — внутреннее очищение. Повышение температуры при практике йоги чистит кровь и разжижает ее, чтобы она могла циркулировать свободно, снимая боли, возникшие от затрудненного кровообращения. Потение важно, ибо только через пот происходит очищение.

· Тристхана: асана, пранаяма, дриштхи

Тристхана означает «три места» — три объекта внимания: положение тела, процесс дыхания и направление взгляда. Они всегда выполняются в соединении друг с другом и охватывают три уровня очищения: физическое тело, нервную систему и сознание. Асаны очищают тело, придают силу и гибкость. Дыхание должно быть устойчивым, и длина вдоха должна быть равна длине выдоха, что уравновешивает нервную систему. Дришти — место, куда направлен взгляд во время нахождения в асане. Выделяется девять дришти: кончик носа, межбровье, пупок, большой палец, а также взгляд может быть направлен на руки или ноги либо вверх, вправо или влево.

Асана. Основу практики составляют шесть постепенно усложняющихся серий асан, для выполнения каждой из которых необходимо от 1,5 до 4 часов. На первом уровне (йога-чикитса) производится детоксикация и выравнивание состояния тела. На промежуточном уровне (нади-шодхана) очищается нервная система и открываются энергетические каналы. На продвинутых уровнях A, B, C и D (стхирабхага) в практике объединяются сила и изящество, требуется большая гибкость и расслабление. Каждый уровень необходимо проработать перед переходом к следующему, и последовательный порядок асан следует соблюдать неукоснительно.

Бандхи — важный компонент системы дыхания, помогающий запечатать энергию и развести сильный внутренний огонь. Мула-бандха удерживается внизу тела, чтобы запечатать прану внутри, уддияна-бандханаправляет ее вверх через нади, а джаландхара-бандха предотвращает утечку праны и останавливает наращивание давления в голове при проведении дыхания. Только в соединении с бандхами выполнение вдоха, выдоха и задержки дыхания может считаться пранаямой.

Удджайи-пранаяма, практикуемая при выполнении виньяс, состоит из пураки (вдоха) и речаки (выдоха), длина которых должна быть уравнена и постепенно увеличиваться. Растягивание дыхательного цикла, сопровождающееся характерным звуком в горле, приводит к растяжению тела и разжиганию внутреннего огня. Воздух вдыхается и выдыхается через нос, но звук должен происходить не из ноздрей, а в задней части горла так, чтобы поток воздуха был увеличен и контролируем мышцами вокруг голосовой щели. Все эти действия стоновятся контролируемы при удержании правильного ритма.

· Высшие ступени практики йоги

Сжигание шести ядов. Четыре внутренних метода очищения — пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи — предполагаютуправление сознанием. Когда очищение завершено и контроль над деятельностью сознания достигнут, тогда полностью нейтрализуются и шесть ядов, окружающих духовное сердце (желание,гнев,заблуждение,жадность,лень, зависть), позволяя проявиться сиянию Всеобщей Самости. Правильная практикапод руководством учителя, со смирением и сознанием, не скованным впечатлениями, ведет к полной реализации.

Айенгар-йога

Линия преемственности

· Б. К. С. Айенгар — ученик Шри Кришнамачарьи

Шри Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар родился в 1918 году. В детстве он много болел, став жертвой малярии, тифа и туберкулеза в ту пору, когда антибиотики еще не существовали. В возрасте 16-ти лет он был представлен мужу его старшей сестры Шри Кришнамачарье, который преподавал тогда йогу в Майсоре. После успешного участия Айенгара в демонстрации асан тот начал обучать его йоге, но период ученичества был недолгим. Даже в течение двух лет их общение было крайне ограничено, а уже в 1936 году учитель отправил 18-летнего Айенгара в Пуну преподавать йогу.

Жизнь в Пуне была суровой, и Айенгару ничего не оставалось, как приобретать знания на опыте. Он продолжал занятия йогой, отбирая и пересматривая асаны, стараясь достигать совершенствования и точности, и скорее мог пропустить обед, чем практику. Совершенствование в йоге отражалось на его преподавании, и число его учеников росло. Наконец, Айенгар стал признанным преподавателем йоги, обучал многих известных лиц и провел сотни демонстраций, а с 1952 года начал ежегодно выезжать за рубеж обучать йоге европейцев.

Фундаментальный труд Айенгара «Прояснение йоги» был издан в 1966 году, выдержал множество переизданий и был переведен на 18 языков. В 1975 году в Пуне был открыт Институт йоги памяти Рамамани Айенгар, лучшие ученики Айенгара получили право обучать йоге, и постепенно айенгар-йога распространилась по всем странам. До 1984 года Айенгар сам вел все занятия в институте, но даже в возрасте за восемьдесят лет он никогда не пропускает собственную практику.

· «Семейная преемственность»

Институтом йоги в Пуне, названным в честь его супруги Рамамани, управляют сам Айенгар и его дети — Гита и Прашант. Подобно своему учителю, Айенгар сознательно предпочел семейную жизнь санньясе, и в 1943 году вступил в брак с 16-летней Рамамани, которая скоро постигла сущность йоги, стала одним из лучших критиков и советников и преподавала йогу их детям. Гита, старшая дочь Айенгара, с самого детства постоянно наблюдала за его практикой и посвятила свою жизнь йоге. Она тренировалась днем и ночью и учила других, начиная с 1961 года, а впоследствии написала книгу «Йога. Руководство для женщин». Прашант, сын Айенгара, на основании своего опыта написал книгу «Занятия после занятий».

· Центры айенгар-йоги в Европе и США

На официальном сайте Института йоги приводится директорий с перечнем стран, в каждой из которых практикующий имеет возможность найти и выбрать себе учителя, проживающего в его родном городе. Одним из самых первых и известных центров стал Парижский центр йоги Айенгара, который возглавляет Фаек Бириа — любимый ученик Айенгара. Среди национальных объединений достаточно отметить всеобщую американскую ассоциацию (IYNAUS), призванную распространять айенгар-йогу, устанавливая связь между Востоком и Западом.

· Центры айенгар-йоги в России и СНГ

Сам Айенгар приезжал в Москву в 1989 году на Первую Всесоюзную Конференцию по йоге, в 1992 году он дал официальное разрешение открыть в России центр йоги. Особую роль в становлении айенгар-йоги в России сыграл Фаек Бирия, регулярно посещающий нашу страну. Сейчас 17 преподавателей ведут занятия в залах московского центра айенгар-йоги и клубах по всему городу. Успешно развиваются центры в Петербурге и других городах России, налажены связи с Молдавией и Украиной.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.