Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как организовать обучение ребенка?





Можно ли в решении данного вопроса надеяться на помощь со стороны государства или придется уповать на собственные силы?

Какая форма обучения, адекватная возможностям ребенка, может быть избрана?

Созданы ли необходимые коррекционные образовательные учреждения для детей?

Отвечает ли уровень обучения в них современным требованиям?

Если родители настаивают на массовой школе, детском саде, то обостряются проблемы интеграции. Родители сталкиваются с недостаточной толерантностью окружающих, пытаясь создать оптимальную среду развития своего ребенка.

Несмотря на такие серьезные проблемы, с которыми сталкиваются родители в системе инклюзивного образования, идет поиск новых идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и адаптации ребенка в «инклюзивном пространстве», повышения родительской компетенции и психологической грамотности, повышения профессионального уровня педагогического коллектива. Создаются профилактические, коррекционные и развивающие технологии, отвечающие потребностям инклюзивного образования.

В данной ситуации огромная нагрузка ложится на весь педагогический коллектив.

По своему содержанию работа с детьми должна быть комплексной и охватывать все стороны развития ребенка – физическое, умственное, личностное, художественное, эстетическое, социальное. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу необходимо активно внедрять дополнительные развивающие программы.

Позиция педагогов в инклюзивном образовании основана на уважении к личности ребенка и его потребностям. Вся работа направлена на увеличение собственной активности ребенка в том или ином виде деятельности на основе собственных желаний и предпочтений ребенка. Во главу угла ставится эмоциональное благополучие ребенка в образовательном учреждении. Психолого - педагогическая помощь должна осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Задачи интеллектуального развития не должны заслонять собой эмоциональный комфорт ребенка, его физическое и психологическое здоровье. Вся работа коллектива направляется на увеличение социальной активности ребенка, накоплению им положительного опыта межличностного общения, толерантности.

Предпосылкой для успешного осуществления инклюзии детей с нарушениями развития в социум служит комплексная психолого – медико – педагогическая диагностика каждого ребенка с последующей выработкой и осуществлением индивидуальных программ коррекции и социализации. Комплексность подхода должна обеспечиваться наличием команды специалистов, работающих с детьми. Для успешного решения задачи наращивания ребенком личностного, познавательного и социального потенциала необходимы долгие напряженные усилия специалистов различных профилей: дефектологов, логопедов, психологов, нейропсихологов, врачей.

В ходе абилитационно – адаптационного процесса необходимо использовать различные формы занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые, групповые). Режимные моменты жизни в учреждении (свободная игра, прогулка) дети проживают вместе. На групповых занятиях наряду с ведущим взрослым задействуется один или несколько сопровождающих взрослых (в зависимости от состава группы), осуществляющих поддержку детей, испытывающих те или иные трудности. В их задачи входит ненавязчивое и деликатное осуществление этой поддержки без отвлечения на себя внимания детей от ведущего педагога. При этом роль ведущего педагога и педагога «поддержки» может меняться в зависимости от типа проводимого занятия, а иногда и по ходу занятия.

Работу с родителями необходимо направлять на повышение их психолого-педагогической культуры, формирование потребности в получении психолого-педагогических знаний и их практическое применение, желание использовать их в работе с ребенком, снижение переживаний, связанных с психологической травмой от рождения «особого» ребенка, нормализацию семейных и микросоциальных отношений.

Формы осуществления работы с родителями могут включать в себя тренинги и развивающие занятия, тематические родительские и педагогические собрания по актуальной тематике, индивидуальные и групповые консультации, семейно-ориентированная психотерапия, детско-родительские группы и др. Осуществляется включение родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса. Родители, посещающие различные мероприятия в образовательных учреждениях; вступают в постоянный диалог с педагогами; знакомятся с особенностями современного воспитания и образования в семье и образовательных учреждениях, участвуют в работе круглых столов, работе родительского актива, поддерживают творческие начинания детей, опираясь на их личностные особенности; активно включаются в детские проекты, принимают помощь педагогов, методистов, психологов в изучении личности своего ребенка, в выявлении его индивидуальных способностей и задатков.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе с детьми. В учреждениях разработаны разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей: оказание разовой помощи; вовлечение родителей в процесс проведения занятий; родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе; помогают определять основные направления работы в группе; участвуют в обсуждении различных вопросов.

Огромное значение имеет и регулярное общение между собой родителей, у которых дети с ограниченными возможностями здоровья. Они делятся опытом, получают ответы на конкретные вопросы от тех, кто сталкивается постоянно с проблемами в социализации своих детей, что помогает избежать возможных ошибок и трудностей в своей родительской деятельности. В непосредственном общении с другими родителями получают ценную практическую информацию, пополняют свой психолого-педагогический опыт в воспитании детей. Возможность представлять свои достижения и творческие находки, обсуждать их с единомышленниками, получать оценку своей деятельности со стороны компетентных специалистов стимулирует творчество родителей, способствует повышению их мотивации, дает силы, «окрыляет» их на дальнейшую работу.

В общении с другими родителями ресурсным фактором является не только возможность поделиться своими успехами, но и возможность рассказать о своих трудностях и неудачах, обсудить проблемы с которыми они сталкиваются. Как показывает практика при организации таких встреч, поддерживающим фактором оказывается понимание, что сложности, с которыми сталкивается любой родитель ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не являются только их проблемой, обусловленной проблемами в развитии своего ребенка, некомпетентностью родителей, что многие родители испытывают те же трудности и успешно их преодолевают.

Групповые формы работы дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения.

Консультирование детей с особыми потребностями всегда осуществляется посредством контакта с родителями – с учетом их позиции, уважением их ценностей и стремления защитить ребенка. В то же время консультант может повлиять на представление родителей и детей о том, что значит быть защищенным в ситуации хронической болезни (инвалидности). Потребность в консультировании семьи, где есть ребенок с особыми нуждами, могут быстро меняться в силу стремительной динамики семейных отношений. В обычной семье изменения в отношениях между мужем и женой непосредственно влияют на детско-родительские отношения, также рост ребенка и его взросление прямо сказываются на всей семейной системе. Тем более динамика становиться менее предсказуемой и более стремительной тогда, когда ребенок страдает от заболевания.

Даже в семьях со здоровым ребенком тяжело переживаются переходные периоды, когда прежних ресурсов для развития ребенка оказывается недостаточно, а новые еще не появились. В семье же, где ребенок болен, такие периоды протекают особенно тяжело. Обычно особые потребности ребенка прямо влияют на функционирование семьи. Самыми яркими проявлениями этого влияния становятся деформация стиля родительства, ограниченность аффективной сферы всех членов семьи, супружеские конфликты, высокий уровень стресса и бедность стратегий совладающего поведения.

Для оценки представленности этих явлений следует использовать клиническое интервью, самоотчет членов семьи и различные методы оценки эмоционального состояния членов семьи. Для понимания функционирования семьи можно опираться на оценку физической и социальной активности ее членов. Что члены семьи делают не по одиночке? В каком составе чаще всего происходит уборка, приготовление пищи, покупки вещей и продуктов, подготовка семейных праздников? Насколько физически активен сам ребенок? Как менялась активность ребенка с возрастом? Вовлечен ли ребенок в какой либо вид занятий вне-учебной направленности? Всегда ли ребенок одинаково активен, когда он более включен в жизнь, когда менее? Поскольку дети с ограниченными возможностями часто склонны к самоизоляции, важно найти зацепки для вовлечения ребенка в социальную среду.

Не менее важно оценить и внешнее взаимодействие семьи. С кем из соседей или друзей семьи ребенок общается? Кто помимо членов семьи, поддерживает каждого из членов семьи в трудных ситуациях? Как сами члены семьи оценивают, достаточно или нет им поддержки от друзей и знакомых? Какого рода помощи им не хватает? С кем члены семьи обсуждают сложные вопросы, чьим советам следуют? Например, если заболевает домашнее животное или случается мелкая бытовая неприятность, к кому за помощью или советом обращается каждый из семьи?

Можно выяснить и внешние связи семьи: Кто обращается за помощью и советом и какого рода к членам семьи? Как часто это происходит? Кому и как помогает семья? Эти двусторонние вопросы направлены на выяснение социальной активности семьи, ресурса интеграции ребенка в общество. Психологически здоровая семья имеет одинаково интенсивный процесс обмена помощью и информацией со своим окружением. В ситуации появления ребенка с особыми потребностями, этот процесс может быть нарушен.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.