Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные мотивы философской лирики





а) наслаждения жизнью, гармония в человеке духовного и физического начал;

б) времени, мига, вечности;

в) власти времени над всем живущим;

г) возрождение, обновление человека под влиянием новых чувств, впечатлений, творческих порывов;

д) памяти и забвения;

Е) гармонии и равновесия в жизни.

I. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесение бытия и человека – главные вопросы русской литературы.

Нет полноценной личности без глубины самосознания.

II. Пушкинское творчество – отражение духовного пути человека.

1. «Живи сегодняшним днём» -- девиз пирующих студентов. Упоительное ощущение молодости, силы, здоровья и желание сполна насладиться ими в ранних стихах поэта («Пирующие студенты», послание «Кривцову» и др.)

2. Появление в лирике трагических нот, мотивов пустоты и одиночества («Надеждой сладостной младенчески дыша…».

Демон» - стихотворение, лирический герой которого сопротивляется искусу Демона, отрицающему все высшие ценности – вдохновение, любовь, свободу.

Духовный кризис 1823 года. Преодоление его Пушкиным.

Свобода внешняя и свобода внутренняя. Мечта о внутренней свободе.

6. Размышления о смысле жизни. Разочарования, разрушительный холод в стихотворениях «Дружба», «Дар напрасный, дар случайный…».

7. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» понимание предназначения человека, смысла его жизни.

Человечность побеждает зло, только внутренняя гармония может противостоять бесовской круговерти внешнего мира («Бесы»).

9. К самой жизни поэт обращается с вопросом, не дающим ему покоя:

От меня чего ты хочешь?

Ты зовёшь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

10. «Формула жизни» в стихотворении «Элегия»:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Вот цель жизни, смысл её. Жизнь – трудная работа мысли и духа. Только тогда возможны минуты истинного счастья.

11. Гражданское и поэтическое кредо Пушкина, подведение итогов жизни и обретение гармонии («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»):

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Так соединились в сознании художника жизнь, смерть и бессмертие.

III. «У нас ведь всё от Пушкина», -- сказал Достоевский, имея в виду главную идею русской культуры и основные свойства русской души: гуманизм, отзывчивость, веру в жизнь.

«Пушкиным восхищались и умнели, Пушкиным восхищаются и умнеют» (А.Н.Островский).

Его вера в человеческий разум, в способность «мыслить и страдать» всегда с нами.

«Витийства грозный дар».

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина.

Поэт в России – больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит

Гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.

Евгений Евтушенко

I. Творчество А.С.Пушкина – целый мир дум и чувств.

II. Роль поэта и поэзии в обществе – одна из главных тем лирики Пушкина.

Пушкин-лицеист о назначении поэта.

«Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет…»

Истина жизни» -- важнейший эстетический критерий поэта.

3. Независимость Пушкина от мнения «сильных мира сего». «Что ж изберёте вы? Свободу.»

4. Прославление свободы – священная обязанность поэта. «…Что в свой жестокий века восславил я свободу…»

5. Творчество поэта-гражданина – это вдохновенный труд на благо общества. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.»

6. Цель поэзии – служение Родине, защита передовых идей своего времени («глаголом жечь сердца людей»).

Общечеловеческая значимость поэзии для современников и потомков (поэтическое завещание Пушкина).

III. «Поэт принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям» (В.Г.Белинский).

 

Роман «Евгений Онегин»

Онегин, Татьяна Ларина, Ленский, Ольга

Проблематика: воспитание, образование человека, социальная среда как основа формирования характера, пути просвещённой передовой дворянской интеллигенции, противопоставление романтического и реалистического восприятия жизни, внешняя и внутренняя красота человека, глубина, сила и искренность чувств, праздная жизнь и духовная пустота представителей поместного дворянства, а также московского барства, отношение к светским предрассудкам, жизнь и смерть человека, выбор между любовью и долгом, русский национальный характер и др.

«Повести Белкина»

«Барышня-крестьянка» - Лиза Муромская, Алексей Берестов, их отцы.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, любовь героев вопреки мнимым социальным преградам, обман, заканчивающийся счастьем.

«Станционный смотритель» - Самсон Вырин, дочь Дуня, гусар.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, социальное неравенство, судьба «маленького человека», раскаяние, прощение.

«Дубровский»

Андрей Гаврилович Дубровский, сын Владимир, Кирилла Петрович Троекуров, дочь Маша, князь Верейский.

Проблематика: крестьянское восстание, внутрисословный конфликт, самоуправство помещиков, бюрократические злоупотребления местных властей, любовь «благородного» разбойника-мстителя.

«Пиковая дама»

Офицер Германн, старая графиня, воспитанница Лизавета Ивановна.

Проблематика: неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти, проникновение денежных отношений во все сферы жизни общества, обличение жестокого, хищного эгоизма и необычайного честолюбия.

«Медный всадник»

Бедный чиновник Евгений, Петербургское наводнение, памятник Петру I.

Проблематика: трагичность отношений государственной власти и «маленького человека», безжалостность стихии, Петербург как «рукотворный» памятник Петру I, «Кумир на бронзовом коне» как воплощение бесчеловечной власти, карающей даже за робкий протест.

«Капитанская дочка»

Пётр Гринёв, Пугачёв, капитан Миронов, Маша, Швабрин.

Проблематика: семьи Мироновых и Гринёвых как воплощение честности, прямоты, простоты в быту, чувства собственного достоинства

(«Береги платье снову, а честь смолоду», противопоставление старинного «коренного»дворянства(Гринёвы) «новой знати» (Швабрин), черты национального характера в образе Савельича, верность, преданность, любовь, милосердие, прощение, причины, последствия народной войны под предводительством Пугачёва.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лирика

Проблематика: отрицание существующей действительности («Прощай, немытая Россия»), бездуховность общества, маскарадность света («Как часто пёстрою толпою окружён…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…» ), судьба поколения (« Монолог», «Дума»), обращение к отечественной истории, поиски идеалов в прошлом («Бородино», «Родина»), обращение к природе как одухотворённой красоте, источнику сил, а также отражение в ней трагических моментов жизни, изменений человеческой души (« Кавказ», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс» ), страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания ( «Я не люблю тебя; страстей…», «Подражание Байрону», «Нет, не тебя так пылко я люблю… »), проблема гордого одиночества, непонятости («Одиночество», «Исповедь», «Парус», «Узник», «Сосед»), мотивы усталости и безысходности («И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу… »), тема избранности, ощущения внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона («Наполеон», «Нет, я не Байрон…», «Воздушный корабль»), образ поэта, судьба его творений ( Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…», «Пророк» ) и т.д.

«Песня про царя Ивана Васильевича», молодого опричника и удалого купца Калашникова»







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.