Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДИСПОЗИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ





Как было показано выше, смысл объектов и явлений действи­тельности, значимых для жизнедеятельности субъекта, преломля­ется последним в превращенной форме личностных смыслов и смысловых установок, отражающих роль и место этих объектов и явлений в текущей деятельности. Личностные смыслы и смысловые установки являются, однако, недолговечными: их существование ограничено рамками одной отдельно взятой деятельности. В то же


3.4. смысловая диспозиция



время личность способна и сохранять следы смыслового опыта в ииде устойчивых отношений к объектам и явлениям действитель­ности, инвариантно значимым в различных контекстах индивиду­альной жизнедеятельности, а также вызвавшим даже однократно сильную эмоциональную реакцию. Еще в 1933 году К.Марбе писал: «Критический опыт, имеющий исключительную личностную цен­ность, так модифицирует личность, что она остается таким обра­зом модифицированной в течение достаточного отрезка жизни, а в случае, когда опыт не имеет такой личностной ценности, в лично­сти создается переходная установка, быстро уступающая место другой установке» (цит. по: Чхартишвили, 1971 а, с. 48).

Превращенной формой смысловых отношений, обеспечиваю­щей их устойчивую фиксацию в структуре личности, выступают смысловые диспозиции. Смысловые диспозиции представляют со­бой форму фиксации отношения субъекта к объектам и явлениям действительности, определяемого ролью и местом этих объектов и явлений в его жизнедеятельности, в латентном, инактивном виде; ниже мы остановимся на механизмах актуализации этого латентно-ю отношения в релевантной ситуации.

Можно выделить три близких по содержанию понятия, обозна­чавших психологические единицы фиксации личностно значимого опыта в трех подходах, акцентировавших на этом свое внимание: понятие отношений личности в теории отношений В.Н.Мясищева (1957; 1960; 1969; 1970; 1982; 1995); понятие фиксированной уста­новки в теории установки Д.Н.Узнадзе и его последователей и по­нятие социальной установки (attitude) в американской социальной психологии. Рассмотрим их по очереди.

В.Н.Мясищев характеризует отношение как основанную на ин­дивидуальном опыте избирательную, осознанную связь человека со значимым для него объектом (1960, с. 147), как потенциал психи­ческой реакции личности в связи с каким-либо предметом, про­цессом или фактом действительности (1969, с. 67). В.Н.Мясищев подчеркивает такие характеристики отношений, как их конкретная предметная направленность, потенциальность, целостность (принад­лежность субъекту в целом), избирательность, осознанность (1957; 1960; 1969), хотя он допускает, что не сформированное окончатель­но отношение может быть и неосознанным (1970). В.Н.Мясищев рас­сматривает отношение как объективную реально существующую связь между человеческим индивидом и предметами объективной действительности и одновременно как субъективную реальность, принадлежащую субъекту и получающую отражение в его сознании (1960, с. 147). В.Н.Мясищев отмечает также, что отношения лично­сти обусловлены как индивидуальным, так и общественно-истори-


206 глава 3. смысловые структуры, их связи и функционирование

ческим опытом (1957), а их динамика отражает объективную дина­мику условий жизни (1962). В одном месте он прямо указывает, что «отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом» (Мясищев, 1957, с. 143). На основании этих характеристик мы можем говорить о смыс­ловой природе отношений личности в понимании В.Н.Мясищева. Вместе с тем отношение выступает лишь одной из сторон той пси­хологической реальности, которую мы обозначим термином «смыс­ловая диспозиция».

Вторым родственным понятием выступает понятие фиксирован­ной установки, которого мы уже касались в разделе 3.2. Фиксиро­ванная установка представляет собой состояние хронического порядка, которое может сохраняться в инактивном виде, без­действенно, в течение дней, недель и месяцев, иногда до самой смерти; у индивида одновременно может быть неограниченное ко­личество фиксированных установок (Чхартишвили, 1971 а, с. 14— 15). Сама по себе фиксированная установка не содержит тенденции активности, не имеет непосредственного выхода в деятельность. «Тенденцию действия она приобретает и реализует в поведении, в основе которого лежит установка, возникшая на почве актуально данной потребности и ситуации» (там же, с. 23—24). Фиксирован­ная установка, таким образом, представляет собой латентную го­товность к определенным поведенческим реакциям в конкретных ситуациях; в ней «отражен и сохранен тот отрезок объективной дей­ствительности, на основе которого сама она создавалась и была за­фиксирована» (там же, с. 26—27).

Хотя не все фиксированные установки имеют смысловую при­роду, это понятие также характеризует с определенной стороны смысловые диспозиции. В.Г.Норакидзе был введен термин «дис-позиционные установки» для обозначения черт характера — генера­лизованных фиксированных установок большого личностного веса (1975, с. 13, 20). Н.И.Сарджвеладзе (1985) говорит про «установоч­ные отношения личности», отождествляя их с аттитюдами.

Вопрос о соотношении понятий отношения и установки реша­ется разными авторами по-разному. В некоторых психологических концепциях понятия установки и отношения сосуществуют, харак­теризуя разные психологические структуры (Шерозия, 1979; Сард-жвеладзе, 1981). Согласно другой, во многом разделяемой нами точке зрения, установка и отношение являются двумя сторонами одной и той же реальности, а именно социальной установки. «Со­циальная установка создает и объединяет в себе все то, что подра­зумевается под понятиями неосознанной установки и осознанного отношения, поэтому во время выяснения взаимоотношения между


3.4. смысловая диспозиция



 


понятиями отношения и установки мы не должны упускать из вида то обстоятельство, что в это время мы говорим о различных сторо­нах одного цельного психического образования» (Надирашвили, 1970, с. 160).

Исследования социальных установок, или аттитюдов (attitudes) имеют большую историю, главным образом, в западной, преиму­щественно американской, социальной психологии. Начало этих ис­следований приходится на двадцатые, а пик — на шестидесятые годы нашего столетия. Характерна динамика самих представлений о социальной установке. Так, в 1935 году в этапной работе, обоб­щавшей исследования аттитюдов, атгитюд рассматривался как «нервно-психическое состояние готовности, обусловленное про­шлым опытом и оказывающее направляющее или динамическое [то есть мотивационное. — Д.Л.] влияние на реакции индивида на все объекты и ситуации, с которыми он связан» (Allport, 1935, р. 810). Для послевоенных лет характерно сужение понятия аттитюда. Так, например, в энциклопедической статье аттитюды определяются как «...предрасположенность классифицировать группы объектов или явлений и реагировать на них в определенном соответствии с их оценкой» (McGuire, 1974, р. 360). Еще более узкое определение, из которого исключена даже тенденция реагирования, дают Д.Кац и Э.Стотлэнд: «Тенденция, или предрасположенность индивида оп­ределенным образом оценивать объект или его символ» (Katz., Stotland, 1959, p. 428).

Своеобразным теоретическим и методическим переосмыслени­ем результатов, наработанных в этой традиции, явилась концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности, раз­рабатываемая В.А.Ядовым и его сотрудниками. Диспозиции лично­сти В.А.Ядов рассматривает как «фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия де­ятельности, а также действовать в этих условиях определенным об­разом» (Саморегуляция..., 1979, с. 3). Диспозиции личности имеют смысловую природу: В.А.Ядов прямо характеризует диспозицион-ные структуры как поведенческий аспект личностных смыслов (вы­ступление на факультете психологии МГУ 14 ноября 1979 года).

Связь между социальными установками, с одной стороны, и отношениями и фиксированными установками — с другой, про­слеживается без труда. Понимание аттитюдов как фиксированных социальных установок является довольно распространенным в ра­ботах представителей школы Д.Н.Узнадзе (Надирашвили, 1974; Прангишвили, 1975; Сарджвеладзе, 1981 и др.). Существует и другая точка зрения, сближающая атгитюд и отношение, но резко разво-


208 глава 3. смысловые структуры, их связи и функционирование

дящая его с установкой: согласно мнению В.В.Григолава (1986), аттитюд и установка Д.Н.Узнадзе не имеют между собой ничего общего. Приводимые В.В.Григолава аргументы не опровергают, од­нако, правомерность рассмотрения социальной установки как спе­цифического частного случая фиксированной установки. Наиболее конструктивной нам представляется уже изложенная несколько выше позиция Ш.А.Надирашвили (1970), согласно которой осоз­нанное отношение и неосознанная установка представляют собой стороны одного целого — социальной установки.

Вместе с тем, в нашем контексте указание на социальность ус­тановки представляется излишним. Дело в том, что личностные структуры, в которых фиксируется смысловой опыт субъекта, име­ют принципиально одно и то же строение вне зависимости от того, регулируют ли они сферу социального поведения или иные сферы деятельности. Если отвлечься от генетического аспекта, от истории тех или иных отношений личности, отношения людей к снегу мо­гут быть такими же разнообразными, как отношения к законопро­екту, предпочтения тех или иных цветов или фруктов можно определить таким же способом, что и предпочтения тех или иных марок автомобилей или сортов мыла, встреча с кабаном в лесу мо­жет оставить такой же след, как и встреча с пьяным хулиганом на темной улице, а выбор попугая в зоомагазине может осуществлять­ся на основе тех же механизмов, что и выбор, за какого кандидата в президенты отдать свой голос. Поэтому социальная установка в строгом смысле слова предстает как частный, хоть и нередкий слу­чай смысловой диспозиции.

Мы видим, таким образом, что в смысловых диспозициях можно выделить содержательную сторону, описываемую понятием отноше­ния, и динамическую сторону, описываемую понятием фиксирован­ной смысловой установки.

Характеристика смысловых диспозиций личности с содер­жательной стороны, через понятие отношения, является, по сути, феноменологической. Отношения личности могут быть, во-пер­вых, различной степени обобщенности: наряду с отношениями к единичным объектам имеют место отношения к более или менее общим классам объектов (например, отношения к конкретным ин­дивидам — отношение к мужчинам, женщинам, детям, молодежи и т.п. — отношение к людям вообще). Наряду с отношением к целому может существовать отличное от него отношение к части (отношение к городу — отношение к некоторым его районам). От­ношения к объектам, соединенным между собой подобными свя­зями, оказывают друг на друга определенное влияние, но тем не менее часто различаются.


3,4. смысловая диспозиция



При каждом новом столкновении в практической деятельности со значимыми объектами и явлениями, уже существующее отно­шение к ним субъекта обогащается, дополняется и дифференциру­ется за счет раскрытия новых смысловых связей, что, в свою очередь, может приводить либо к укреплению, либо, напротив, к расшатыванию исходного отношения. Как метко заметил Г.КЛих-тенберг, «... так называемые плохие люди всегда выигрывают, ког­да их лучше узнаешь, а хорошие — теряют» (1965, с. 159). Только в деятельности возможно раскрытие смысловых связей и отноше­ний, ведущее к подобной перестройке; при этом важно подчерк­нуть, что речь идет именно о смысловых связях, а не о раскрытии содержательных характеристик соответствующих объектов и явле­ний. Например, критика в мой адрес (даже справедливая) может изменить к худшему мое отношение не к себе, а, напротив, к кри­тикующему, если высокая самооценка для меня более значима, чем адекватность представлений о себе.

О наличии устойчивых отношений мы судим по определенным инвариантным особенностям поведения субъекта по отношению к одним и тем же объектам и явлениям в разных деятельностных кон­текстах. Вместе с тем непосредственного выхода в деятельность смысловые диспозиции, как уже отмечалось выше, не имеют. Акту­ализация смысловых диспозиций в конкретной ситуации выража­ется в порождении личностных смыслов и смысловых установок актуальной деятельности, стремящихся привести направленность деятельности в целом или отдельных ее эпизодов в соответствие с устойчивыми внеситуативными диспозициями.

Ставя вопрос об актуализации диспозиций, мы переходим тем самым к рассмотрению их динамической стороны. Под этим углом зрения в смысловой диспозиции как образовании установочной природы необходимо вычленить составляющие ее внутренней струк­туры. Мы будем отталкиваться от трехчленной модели строения со­циальной установки (Katz, Stotland, 1959), в которой выделяются когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Первый компонент мы интерпретируем как предметную составляющую due-позиции, то есть как отражение (в специфической форме, о кото­рой мы скажем ниже) того объекта или явления действительности, к которому субъект устойчиво «относится». Второй компонент мы интерпретируем как смысловую составляющую диспозиции, то есть как отражение конкретного смысла этого объекта или явления. Наконец, третий, поведенческий компонент, мы, вслед за М.Фиш-бейном и А.Айзеном (Fishbein, Ajzen, 1975), не считаем необходи­мым приписывать структуре самой диспозиции. По нашему мнению,


210 глава 3. смысловые структуры, их связи и функционирование

смысловая диспозиция к какому-либо объекту или явлению допус­кает достаточно разнообразный, хоть и ограниченный, спектр действий по отношению к нему. Конкретное действие нельзя вы­вести из одной диспозиции. Оно определяется актуальной ус­тановкой, формирующейся на основе диспозиции под влиянием ситуации и с учетом направленности деятельности, задаваемой мо­тивом. Таким образом, структура собственно смысловой диспози­ции включает в себя лишь два основных компонента: предметный и смысловой. Такая структура диспозиции является отражением структуры деятельности, которая образуется этими двумя составля­ющими (см. Зинченко, Мунипов, 1976), и обобщенный опыт кото­рой фиксируется в диспозиционной форме.

Смысловые диспозиции выполняют в деятельности смыслооб-разующую функцию, порождая производные от них личностные смыслы и смысловые установки. Актуальные мотивы являются не единственным источником смысла. Смыслообразование осуществ­ляется также по механизму своеобразной иррадиации отношения: «Друг моего друга — мой друг», «Враг моего друга — мой враг». Источником смысла в этом случае выступают не мотивы, а зна­чимые объекты, отношение к которым укоренено в структуре личнос­ти в виде устойчивой смысловой диспозиции '. Смыслообразование при этом оказывается никак не связано с контекстом актуальной деятельности. Если в первом случае смысл объекта или явления определяется его «прагматической» значимостью, то во втором — некоторой «предубежденностью» по отношению к нему. Этот меха­низм смыслообразования, который можно назвать диспозиционным в отличие от первого — мотивационного, довольно отчетливо прояв­ляется в сфере межнациональных отношений, в частности при воз­никновении и разрастании межнациональных конфликтов. Смысл, который представитель одной нации может иметь в глазах предста­вителя другой, зачастую не только не определяется ролью первого в реализации мотивов второго, но и прямо противоречит этой роли. Смыслообразующим фактором здесь выступает обобщенная смыс­ловая диспозиция по отношению к нации в целом, смысл, кото­рой переносится на отдельного ее представителя. В свою очередь отношение к нации может быть не чем иным, как перенесенным на нацию в целом отношением к конкретным людям — представи­телям данной нации.

1 Прослеживая эту цепь дальше, всегда можно обнаружить в ее конце что-то, что можно трактовать как «мотивы» в широком смысле слова. Это, однако, не уничтожает выделяемого нами различия, поскольку мы говорим здесь не о конечных, а о непосредственных источниках смысла.


3.4. смысловая диспозиция



 


 


 


В «Этике» Спинозы описано «в геометрическом прядке», по сути, не что иное, как диспозиционные механизмы смыслообразо-вания. Вот несколько взятых наугад формул, излагающих психоло­гическую механику образования довольно сложных смысловых отношений: «Если мы воображаем, что кто-либо причиняет удо­вольствие предмету, который мы ненавидим, то мы будем и его ненавидеть» (часть 3, теорема 24); «Если кто воображает, что его кто-либо любит и при этом не думает, что сам подал к этому ка­кой-либо повод, то и он со своей стороны будет любить его» (часть 3, теорема 41). В.К.Вилюнас, отталкивающийся от анализа Спино­зы, приводит довольно точную, на наш взгляд, метафору: «Позна­вательный "слой", отражающий объективную действительность, служит по отношению к эмоционально-смысловым процессам субъективного "слоя" своего рода потенциальной схемой, подобно тому, как канавки, проложенные садоводом, создают потенциаль­ную схему распространения воды возможного дождя» (Вилюнас, 1976, с. 134).

В этой связи специального рассмотрения заслуживают отноше­ния диспозиций с мотивом деятельности, который также является источником порождения актуальных смысловых структур. Эти отно­шения сводятся к двум основным типам. В первом случае сам мотив ныступает детерминантом актуализации в деятельности релевант­ных ему смысловых диспозиций. Например, если у меня возникает нужда в дружеской поддержке, эмоциональном участии, передо мною всплывают образы людей, которые могут мне в этом помочь, го есть актуализируются смысловые диспозиции, в которых зафик­сировано мое отношение к ним. В этом случае актуализация диспо­зиций происходит через посредство их смыслового компонента: решается задача выявления объектов и явлений, имеющих некото­рый известный смысл. Естественно, что такие диспозиции органич­но вписываются в систему смысловой регуляции деятельности, исходящую от мотива; противоречий между мотивом и диспозици­ями не возникает. Однако возможен и другой путь актуализации в актуальной деятельности устойчивых смысловых диспозиций, а именно через посредство их предметного компонента. Это происхо­дит, когда в ходе деятельности мы сталкиваемся с объектом или явлением, имеющим для нас устойчивый смысл, фиксированный и форме латентной диспозиции. Поскольку актуализирующаяся в ггом случае смысловая диспозиция не связана с системой смысло-ной регуляции данной деятельности, она может явиться источни­ком личностных смыслов и смысловых установок, не совпадающих но своей регулирующей направленности с личностными смыслами и смысловыми установками, детерминированными актуальным


 


212 глава 3. смысловые структуры, их связи и функционирование

мотивом. Рассогласование смысловой регуляции со стороны мотива и со стороны диспозиции проявляется в форме отклонений в те­чении деятельности и преград к реализации мотива, примеры которых приводились нами при описании эффектов актуальной смысловой установки (раздел 3.2.).

Масштаб помех, вносимых в течение деятельности интерфе­рирующей с ней смысловой диспозицией, может быть различным в зависимости от соотношения «смыслового заряда» диспозиции и мотива деятельности. Сильное рассогласование диспозиции и мо­тива может породить непреодолимые преграды к осуществлению начатой деятельности. Возможно, однако, еще более разрушитель­ное влияние непреднамеренно актуализировавшейся смысловой диспозиции на протекание деятельности, выражающееся в изме­нении направленности деятельности, то есть в формировании но­вого мотива и новой деятельности. Эти процессы были изучены О.М.Краснорядцевой (1986), выделившей в смысловой регуляции деятельности два вида смыслов' смыслы, порожденные актуальной потребностью и актуальным мотивом, и смыслы, порождающие ак­туальную потребность, то есть переводящие потенциальные потреб­ности в актуальные. О.М.Краснорядцевой удалось экспериментально показать, что внеситуативные личностные структуры — личност­ные фиксированные установки — активно участвуют в регуляции деятельности, порождая ситуативные эмоции и актуальные уста­новки, взаимосвязанные в единые эмоционально-установочные комплексы. При обнаружении в материале деятельности позна­вательного противоречия происходит обесценивание смысла акту­альной (непознавательной) деятельности, разрушение функциони­рующего и формирование нового эмоционально-установочного комплекса, обусловливающего побуждение к новой, более ценной, деятельности. Таким образом, именно смысловые диспозиции — личностные фиксированные установки в терминах О.М.Красноряд­цевой — предстают как механизм надситуативной активности (Пет­ровский В.А., 1975), выхода деятельности за рамки ситуативных требований на новый ее уровень, то есть фактически смены дея­тельности, что возможно благодаря внеситуативному характеру са­мих смысловых диспозиций.

Таким образом, смысловые диспозиции как внеситуативные смысловые структуры, консервирующие инвариантный жизненный смысл объектов и явлений действительности, являются не только латентными структурами. Их актуализация выражается в порож­дении актуальных личностных смыслов и смысловых установок, стремящихся придать деятельности, в которой они возникли, на­правленность, согласующуюся с направленностью смысловой дис-


3.5. Смысловой конструкт



 


позиции. Актуализация смысловой диспозиции может происходить двумя путями: через ее смысловой компонент, под влиянием моти­ва деятельности, и через предметный компонент, независимо от мотива деятельности. В первом случае диспозиция включается в систему смысловой регуляции деятельности, исходящую от моти-на, во втором случае она порождает независимую от мотива подси­стему смысловой регуляции, которая может вступать в конфликт с мотивационной регуляцией. Исход такого конфликта может быть фояким в зависимости от соотношения «смыслового заряда» моти-на и диспозиции: осуществление деятельности на фоне помех; не­возможность осуществления деятельности из-за непреодолимой смысловой преграды; инициация новой деятельности и отказ от старой. Благодаря этим видам нарушений в протекании деятельно­сти становится возможным эмпирически выделить эффекты диспо-чиционно-смысловой регуляции деятельности, несмотря на ее опосредованный характер, выражающийся в том, что влияние на протекание деятельности оказывает не сама диспозиция, а порож­денные ею личностные смыслы и смысловые установки актуальной деятельности. В заключение мы можем определить смысловую дис­позицию как отношение к объектам и явлениям действительности, имеющим для субъекта устойчивый жизненный смысл, которое кон­сервируется в форме фиксированной установки и проявляется в >ффектах личностно-смысловой и установочно-смысловой регуля­ции, не связанной с мотивом актуальной деятельности.

3.5. Смысловой конструкт. атрибутивный

МЕХАНИЗМ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ

В предыдущих разделах мы описали два класса смыслообразую-щих структур, выступающих источниками производных смыслов, которыми наделяются объекты и явления действительности, попа­дающие в сферу их действия: мотив и смысловую диспозицию. Мо­тив служит источником смысла объектов и явлений, значимых в контексте актуально разворачивающейся деятельности; смысловая диспозиция актуализирует смысл объектов и явлений, к которым мы по тем или иным причинам сохраняем устойчивое внеситуатив­ное отношение, и наделяет производным смыслом другие, непос­редственно связанные с ними объекты и явления. В первом случае жизненный и личностный смысл объекта или явления оказывается связан с его «прагматической» значимостью; во втором — с некото-


214 глава 3. смысловые структуры, их связи и функционирование

рой «предубежденностью» по отношению к нему. Но исчерпывают ли эти два случая феноменологию смыслообразования? Возможны ли случаи, когда новый для меня объект или явление, с которым я сталкиваюсь впервые и не имею априорного отношения к нему, который никак не связан с актуальными мотивами моей деятельно­сти, выступил бы для меня носителем определенного жизненного смысла, и, породив в моей деятельности соответствующие личност­ные смыслы и смысловые установки, отклонил бы ее протекание от направленности на реализацию актуальных мотивов?

Рассмотрим старую дилемму — оправдывает ли благая цель сред­ства, сами по себе неприемлемые? Ответ зависит от того, какой смысл имеют эти средства для того, кто отвечает. Если весь их смысл определяется их отношением к цели (согласно мотивационному ме­ханизму смыслообразования), то ответ будет утвердительным. Отри­цательный ответ исходит из того, что негодные средства несут в себе смысл, никак не связанный с целью (мотивом). Этот смысл образуется и не по диспозиционному механизму, что лучше всего видно на примере еще одной дилеммы: оправдаем ли мы неблаго­видный поступок, совершенный кем-то из наших близких. Объект оказывается наделен негативным смыслом не потому, что он каким-то образом связан с нашей жизнедеятельностью, и вследствие это­го оценивается как негативно значимый, а наоборот, потому что он оценивается как носитель воплощенного в нем негативно значимо­го качества, которое и определяет его место в нашей жизнедеятель­ности, его жизненный смысл. Возможным критерием оценки и соответственно источником смысла, который приобретают для нас средства в первом случае и поступок — во втором, в обоих случаях оказываются их собственные значимые для нас параметры, качества или атрибуты. Это дает нам право говорить о третьем — атрибутив­ном — механизме смыслообразования.

Рассмотрим чуть более подробно смысл для меня некоего поступка. Если этот смысл образуется по мотивационному меха­низму, то мне безразлично, кто совершил поступок, при каких обстоятельствах и какова объективная оценка этого поступка. Опре­деляющую роль для меня играют последствия этого поступка для реализации моих мотивов. Если смысл образуется по диспозици­онному механизму, то определяющую роль играет то, кто и по от­ношению к кому его совершил. Если же действует атрибутивный механизм, то главную роль играет сам поступок вне зависимости от того, кто и по отношению к кому его совершил, а также от послед­ствий этого поступка. Можно сказать, что атрибутивное смыслооб-разование — это высвечивание смысла объектов и явлений под углом зрения ценностей. Отчасти это верно, и здесь, как нам пред-


3.5. Смысловой конструкт



ставляется, нам удается в какой-то степени преодолеть тот разрыв между психологической и этической оценками, который привел Е.В.Субботского (1984) к противопоставлению регулируемого смыс­ловыми образованиями прагматического поведения, проистекаю­щего из «базовой мотивации» и «бескорыстного нравственного поведения», управляемого какими-то иными механизмами. Вместе с тем мы считаем более правильным рассматривать в качестве источников атрибутивного смыслообразования не ценности, а ин­дивидуально-специфические категориальные шкалы, служащие инст­рументом выделения, классификации и оценивания субъектом значимых характеристик объектов и явлений действительности. Во-первых, ценности в этом случае являются конечным, но не непосредствен­ным источником смыслообразования; во-вторых, не все оценочные категориальные шкалы восходят в конечном счете именно к ценно­стям. Смыслообразующую функцию здесь по сути выполняют сами параметры оценивания, оценка по которым является значимой для определения места и роли объекта или явления в жизнедеятельнос­ти субъекта.

Эти параметры представлены в виде своеобразных внутренних «шкал», как правило нерефлексируемых, с помощью которых мы не только оцениваем смысл объектов, явлений и человеческих дей­ствий, но и выделяем их признаки, позволяющие нам узнать их, то есть как-либо классифицировать и приписать им определенное зна­чение. «Выбрать актуальные координаты объекта — это значит оп­ределить, что нужно знать о нем, какую информацию следует вычерпывать. Очевидно, это задается актуализацией встречных представлений об объекте, некоторых образных структур, внутрен­них проекций мира, сложившихся, в частности, в результате опыта взаимодействия субъекта и мира» (Артемьева, 1980, с. 9). При этом важно отметить не только то, что один и тот же человек использует разные наборы признаков для семантической категоризации раз­ных классов объектов, но и то, что разные лица пользуются разны­ми наборами признаков для описания одних и тех же объектов.

Координаты семантической категоризации не являются чем-то однородным. Необходимо различать несколько их видов, имеющих различную природу. Во-первых, это содержательные («гностичес­кие») признаки, описывающие объект или явление на языке его собственных атрибутов. Вместе с тем, как показали специальные ис­следования (Артемьева, 1980; 1986; 1999), признаки такого рода яв­ляются не самыми информативными при описаниях и узнавании, н частности, непредметных геометрических изображений. Выяс­нилось, что более важную роль по сравнению с гностическими играют эмоционально-оценочные или метафорические шкалы,


216 глава 3. смысловые структуры, их связи и функционирование

проявившиеся в описании геометрических форм как спокойных, злых, удобных, глупых, самодовольных, хитрых, смешных и т.п. Из набора стандартных шкал, предъявлявшихся испытуемым, именно такого рода шкалы обнаружили «... максимальный разброс по изоб­ражениям (то есть хорошо различают изображения) и минимальный разброс по испытуемым (то есть одинаково оцениваются испытуемы­ми, являются сильными шкалами)» (Артемьева, 1980, с. 29).

Однако эмоционально-оценочные шкалы, в свою очередь, не являются однородными. Они распадаются на две группы: метафо­рические шкалы, описывающие одни объекты на языке атрибутов объектов другого рода (геометрическая форма — спокойная, глупая, самодовольная; человек — хищный, тупой, прозрачный, бескры­лый; голос — металлический, ржавый) и смысловые шкалы, опи­сывающие объекты и явления на языке их воздействий на субъекта, отношений с ним, смысла для него (удобный, смешной, опасный, нервирующий).

Деление субъективных семантических координат на содержа­тельные (гностические), метафорические и смысловые относится лишь к конкретной ситуации оценки определенных объектов, вне которой различие между первыми двумя классами координат исче­зает. Любой содержательный признак может быть использован для метафорического описания иррелевантных объектов: если признак «толстый», содержательно описывающий человека, может ис­пользоваться для метафорической характеристики непредметной геометрической формы, то признак «квадратный», содержательно описывающий форму, столь же метафорически характеризует чело­века. Таким образом, мы пришли к различению двух основных ти­пов категориальных шкал: предметных, которые в конкретных ситуациях могут использоваться как в прямом, так и в метафори­ческом значении, и смысловых. Первые описывают объекты и яв­ления на языке их собственных признаков либо ассоциирующихся признаков других объектов и явлений; вторые описывают их на язы­ке оценок, отражающих их смысл для субъекта, отношения к его жизнедеятельности. Можно провести прямую параллель различения предметных и смысловых шкал с различением «субъектных» и «объектных» черт личности (Хроник, Хорошилова, 1984), если по­нимать последние не как достояние самой личности, а как катего­рии, в которых мы описываем ее проявления.

Мы воспользуемся для обозначения таких имплицитных более или менее индивидуально специфических категориальных шкал — как предметных, так и смысловых — термином «конструкт» (Kelly, 1955). Собственно понятие смыслового конструкта было впервые введено и операционализировано в работах В.В.Столина и М.Каль-


3.5. Смысловой конструкт



 


ниньо (1979, 1982). Им удалось экспериментально показать, что ключевые понятия, имеющие для испытуемых выраженный лично­стный смысл (по данным ТАТ), близки к полюсам оценочных шкал, заданных бинарными оппозициями, выделенными на осно­ве тех же данных ТАТ, то есть оценка ключевого понятия по се­мантическому дифференциалу значимо коррелирует в большинстве случаев с оценкой как минимум одного из двух полюсов оппози­ции (например, ключевое понятие «работа», оппозиция «пот­ребность, удовольствие — обязанность, необходимость»). Другими словами, была выявлена связь между личностным смыслом конкретных значимых объектов и явлений, представленных соот-нетствующими понятиями, и оценкой этих понятий по индиви­дуально-специфическим значимым смысловым категориальным шкалам. В.В.Столин и М.Кальвиньо обозначили термином «смыс­ловой конструкт» смысловую оппозицию (противопоставление), отнесенную к конкретному ключевому понятию. Наше понимание смыслового конструкта несколько отличается от этого тем, что мы делаем акцент на устойчивости категориальных смысловых шкал, характеризующих личность самого субъекта в отвлечении от его отношения к конкретным объектам и явлениям, в котором инди-нидуальная система смысловых конструктов, конечно, необходи­мым образом проявляется.

Смысловой конструкт мы определяем как устойчивую катего­риальную шкалу, представленную в психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающую значимость для субъекта определенной характеристики (параметра) объектов и явлений действительности (или отдельного их класса), и выпол­няющую функцию дифференциации и оценки объектов и явлений по этому параметру, следствием которой является приписывание им соответствующего жизненного смысла. Основные конструкты не только дифференцируют, но и объединяют объекты и явления it классы, причем, в отличие от предметных конструктов, «не по общему объективному признаку, а по сходному лично-смысловому основанию. Это так называемые эмоциональные обобщения. К ним относится, например, класс явлений, обозначаемый обычно в мо­ральных понятиях "справедливое", "доброе" и т.п.» (Апресян, 1983, с. 23—24). Как правило, смысловые конструкты отличаются боль­шей обобщенностью, чем предметные. Для них также характерна оценочная асимметрия: один из полюсов смыслового конструкта нсегда связан с наиболее общей эмоциональной характеристикой «хороший—плохой», «благоприятный—неблагоприятный». Пред­метные конструкты сами по себе симметричны в отношении к эмо­циональной оценке; асимметричность они могут приобретать,


глава 3. смысловые структуры, их связи и функционирование

«склеиваясь» со смысловыми конструктами (эти случаи мы рас­смотрим несколько ниже). Собственно личностный смысл объекта или явления определяется его субъективной оценкой по катего­риальным шкалам, несущим смысловую нагрузку. Поскольку, од­нако, личностный смысл не тождественен абстрактной оценке, но подразумевает всегда качественно определенное смысловое ос­нование этой оценки, одинаково оцениваемые объекты могут иметь при этом различный личностный смысл, то есть эта оценка может быть обусловлена разными факторами. Например, один человек может давать высокую оценку кинофильму за динамизм, захваты­вающий сюжет, а другой — за то, что он не заставляет думать. Более типичен, однако, случай, когда различные основания для оценок (смысловые конструкты) приводят к расхождению в самих оценках.

Данные исследований В.В.Столина и М.Кальвиньо, на которые мы уже ссылались, позволяют вывести еще одну важную законо­мерность функционирования смысловых конструктов. Эта законо­мерность заключается в том, что объекты и явления, обладающие для меня выраженным личностным смыслом и при







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.