Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психофизиологические основы построения профессии





Психофизиологические основы построения профессии

Деятельность: понятие, структура, виды и формы.

Специфика трудовой деятельности

Деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Деятельность— это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, деятельность человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат. Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность.

Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества.

Основные формы деятельности:

· игра;

· учебная деятельность;

· трудовая деятельность;

· досуг.

Игра— это особый вид человеческой активности, который сознательно вынесен за рамки «обычной жизни», как «несерьезный»; форма развлечения, созданная на основе правил, которые определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения.

Игры не связаны с получением материальных благ, в их процессе не создаются материальные ценности.

Признаки игры: свободная (добровольная), обособленная (во времени и пространстве), неопределенная, непродуктивная, основанная на правилах, вымышленная.



Характеристики игры: репрезентативность (закрытая формальная система, которая субъективно представляет альтернативную реальность), интерактивность, конфликт и безопасность (результат игры всегда менее суров чем ситуация, которую игра моделирует).

Функции игры: социализирующая, коммуникативная, гедонистическая, компенсаторная, познавательная, креативная.

Игра — это система, базирующаяся на правилах с неопределенным и измеряемым результатом, где разные исходы игры будут представлять разное значение для участников, где игроки прилагают свои усилия для влияния на исход игры, игроки эмоционально связанны с результатом игры и последствия игры для участников определяются путем переговоров.

Принципы понимания игры были определены И. Кантом и Ф. Шиллеро: игра — свободная реализация человеческих сил, творческое поведение, приносящее удовольствие, освобождающее от бремени объективной действительности, гармонизирующее бытие человека. Повышает общественный тонус, воспитывает способность к общению и эстетическому творчеству, что распространяется на общественную и политическую жизнь в целом и гармонизирует ее.

Игра диалектически соединяет свободу и необходимость, заданность и гипотетичность, предполагает многовариантность и экспериментирование.

Учебная деятельность — один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы. На определенном этапе психического развития учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка со взрослыми, учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой совместной деятельности.

Высшей формой деятельности является труд.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Трудовая деятельность — осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Труд в наиболее широком смысле слова рассматривается как деятельность человека, направленная на получение положительного результата. Существуют различные аспекты трудовой деятельности, которые могут изучаться разными общественными науками. Философия понимает труд как процесс преобразования природы с целью производства материальных благ. В развитой форме общества выделяется также духовный труд, в процессе которого создаются интеллектуальные продукты. Технологический аспект предполагает рассмотрение способов соединения профессионально подготовленной рабочей силы со средствами производства. Этический аспект труда включает человеческую солидарность, затраты усилий, направленных на получение совместного результата.

Трудовая деятельность людей (как процесс материального производства) представляет собой одну из форм человеческой деятельности, направленной на преобразование природного мира и создание материальных благ.

В структуре трудовой деятельности выделяют следующие элементы:

1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;

2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства труда — все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства;

5) трудовые операции — структурные элементы (действия) трудовой деятельности, которые имеют место в процессе производства.

Основы профессиографии

Вопросы для самопроверки

· Раскройте понятия: деятельность, труд, досуг, профессия, специальность, профессиография.

· Охарактеризуйте основные виды деятельности.

· Проведите анализ форм деятельности человека.

· Каковы параметры трудовой деятельности?

· Раскройте типологию профессий в зависимости от предмета труда. В чем заключаются психофизиологические основы способностей?

· Укажите специфику применения методов психологической диагностики.

Психофизиология профориентации, профессионального отбора и профпригодности. Психофизилогоческие компоненты работоспособности

Понятие о профориентации

Профессиональная ориентация(профориентация или ориентация на профессию) — процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

Профессиональная ориентация — комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.

Профориентационная работа со взрослым населением в России только начинает складываться в единую систему, так как вся предшествующая система профориентации развивалась под влиянием задач профессионального обучения и воспитания молодежи. В новых условиях требуется иной подход к вопросам профориентации. Основные ее задачи — помочь каждому человеку найти свое место в жизни, отвечающее его психофизиологическим данным, способностям, призванию и в то же время потребностям общественного производства.

Вопросы для самопроверки

· Каково понятие профориентации?

· Охарактеризуйте различные формы профориентации.

· Какова суть профессиональной пригодности и профессионального отбора?

· Раскройте суть психофизиологии профотбора и профпригодности

· Раскройте особенности психофизиологии работоспособности.

· Опишите стадии кривой работоспособности.

Вопросы для самопроверки

· В чем заключается понятие функционального состояния?

· Раскройте подходы к определению функциональных состояний.

· Каковы методы диагностики функциональных состояний?

· В чем особенности психофизиологических функциональных состояний?

· Каким образом функциональное состояние отражается на поведении людей?

Функции эмоций

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.

Побуждающая функция. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.

Подкрепляющая функция. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Данная функция наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

Степень активации эмоций

Полученные экспериментальные факты показывают, что даже в том случае, когда эмоциональное напряжение связано с мотивацией, посторонней для выполняемой человеком работы, это напряжение не оказывает однозначно дезорганизующего влияния. Умеренная степень эмоционального напряжения способна повысить эффективность деятельности и уменьшить количество допускаемых субъектом ошибок. Благотворное влияние эмоций особенно отчетливо проявляется в случае, когда эти эмоции возникают на базе потребности, мотивирующей данную деятельность субъекта, и органически с ней связаны. Именно здесь мы встречаемся с адаптивно-компенсаторной функцией положительных эмоций, которая реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (увеличение вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели согласно правилу, вытекающему из «формулы эмоций».

Примером компенсаторной функции эмоций на популяционном уровне может служить подражательное поведение, характерное для эмоционально возбужденного мозга. Когда субъект не располагает данными или временем для самостоятельного и вполне обоснованного решения, ему остается положиться на пример других членов группы. Поскольку вероятность подкрепления сигналов, исходящих от них, остается проблематичной, имитационное поведение далеко не всегда является оптимальным, а в случае массовой паники нередко ведет к катастрофическим последстям.

Вопросы для самопроверки

· Каково понятие эмоций?

· Каковы виды эмоциональных явлений, в чем их особенности?

· Раскройте основные функции эмоций.

· В чем сущность действия механизма компенсаторной функции эмоций?

· Каким образом эмоции оказывают влияние на деятельность человека?

· Чем характеризуется степень активации эмоций?

Психофизиология внимания

Модулирующая система мозга

Модулирующая система мозга реализует свои функции через особый класс функциональных систем, регулирующих процессы активации в составе различных видов деятельности. Она регулирует цикл бодрствование — сон, стадии и фазы сна, уровни и специфику функциональных состояний во время бодрствования, а также процессы внимания благодаря ее способности создавать как локальные, так и генерализованные эффекты активации и инактивации в нервной системе.

Вопросы для самопроверки

· Каково понятие внимания?

· Чем характеризуется процесс внимания?

· Каковы психофизиологические основы внимания?

· Каковы механизмы внимания с позиции системной психофизиологии?

· Как соотносится внимание и следующие категории: активация, функциональное состояние, бодрствование?

Психофизиология памяти

Классификация видов памяти.

· По участию воли в процессе запоминания:

o непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;

o произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

· По психической активности, которая преобладает в деятельности:

o двигательная (кинетическая) память — запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков.

o эмоциональная память — память на переживания.

o словесно-логическая память —это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

o образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Разновидности: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

· По продолжительности сохранения информации:

o мгновенная (иконическая) память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5 с.;

o кратковременная память — хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Данная память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение;

o оперативная память —память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее оговоренного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней;

o долговременная память — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Стадии фиксации памяти

Память и научение

Понятия «память» и «научение» традиционно относят к поведенческим категориям, они применимы для характеристики целостного организма. Память и научение — неотделимые процессы. Научение обеспечивает постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также приобретение новых навыков, умений. В отличие от научения процесы памяти ответственны не только за усвоение (фиксацию), но и за сохранение и воспроизведение (извлечение) информации. В самом широком смысле слова научение можно определить как приспособительное изменение поведения, обусловленное прошлым опытом. Память необходима для научения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого накапливался прошлый опыт, который может стать источником адаптивных изменений поведения.

Научение — совокупность процессов, обеспечиващих приобретение индивидуальной (фенотипической) памяти, вызывающей приспособительную модификацию поведения.

Научение требует определенного времени, условий и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов разного уровня (межклеточного, внутриклеточного, молекулярного).

Существует много разновидностей научения. Они могут быть разделены на несколько групп. Наиболее часто выделяют просто научение, к которому относят привыкание, сенситизацию, ассоциативное научение, включающее выработку классического условного рефлекса, инструментального (или оперантного) рефлекса, одномоментное научение (на аверсивном подкреплении), и сложномоментное научение (импринтинг, латентное обучение, обучение на основе подражания, когнитивное обучение: формирование декларативной памяти).

Привыкание как простейшая форма научения выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях стимула. От утомления и истощения привыкание отличается тем, что реакцию вновь можно вызвать простым изменением стимула.

Ярким примером поведенческого привыкания является угасание безусловного ориентировочного рефлекса (или его отдельных компонентов). С повторением стимула теряется новизна, что и приводит к привыканию. Привыкание в системе ориентировочного рефлекса получило название негативного научения, состоящего в том, что стимул по мере его повторения теряет способность вызывать ту реакцию, которую он ранее вызывал. Привыкание или угасание ориентировочного рефлекса связывают с формированием «нервной модели стимула» — его многомерной энграммы, которая и тормозит систему активации ориентировочного рефлекса.

Сенситизация — другая форма простейшего научения, выражающаяся в усилении рефлекторной реакции под влиянием сильного или повреждающего постороннего стимула. Сенситизация — это не просто противоположность привыкания. Она является результатом активации модулирующей системы мозга, возникшей на сильный побочный раздражитель. Усиление рефлекса вызвано изменением функционального состояния организма.

Вопросы для самопроверки

· Охарактеризуйте память и ее виды.

· Что такое энграмма?

· Какова специфика градиента ретроградной амнезии?

· Проанализируйте стадии фиксации памяти.

· Каковы особенности кратковременной и долговременной памяти?

· В чем заключается сущность научения?

Вопросы для самопроверки

· В чем суть психофизиологического анализа профессиональной деятельности?

· Каковы психофизилогические особенности физического труда?

· В чем проявляется специфика психофизиологии умственного труда?

· Раскройте предназначение содержательных психологических и физиологических методов.

· Каким образом распределяется функциональная нагрузка?

· Какова специфика распределения рабочей нагрузки?

 

Психофизиологические основы построения профессии









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.