Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Речь и ее ф-ции. Речевые ф-ции полушарий.





Речь – конкретный процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулир. мыслей. Р. отличает чел. от др. представит. жив. мира. Р. обычно определяют ч-з ее коммуник-ю спос-сть, т.е. как историч. сложившуюся форму общения с пом. зрит. и звук. знаков. Язык и Р. неразрывно связаны. Язык явл. ср-вом закрепл. и передачи от поколения к поколению достиж. человеч. культуры, науки и искусства.

Ф-ции речи:

Служит ср-вом Общения м-д людьми;

Передача и накоплениеопыта;

Мнестическая - перевод инф. в регистры первичн. и вторичн. памяти происх. при непремен. ее вербализации;

Регулирующая - Р. имеет непосред. отнош. к сознат. формам психики и произвольной д-сти;

Мыслительная - Р.(внутренняя) явл. средством мышления.

Речевые ф-ции полушарий.

У большинства людей Р. контролируется левым полушарием. Это обнаружил Поль Брока (1863г.). Зоной Брока назван особый участок, прилегающий к двигат. зоне коры и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки (при ее поражении - афазии Брока - испытываются затруднения при произнесении звуков речи). В 1874г. Карл Вернике локализовал зону Вернике, кот. наход. в верхне - заднем участке левой височной доли (при ее поражении - афазии Вернике - произносятся хорошо артикулированные звуки, из кот. строятся грамматически правильные, но совершенно бессмысленные предложения).

Изучение хорошо описанных видов афазии помогло выявить участки мозга, специфически ответственные за те или иные компоненты языкового общения. В рез-те картирования зон Брока, Вернике и др. обл. мозга была построена модель, отражающая процесс генерирования и переработки Р. мозгом. Согласно этой модели, осн. Н субстрат, определ. построение устной Р. - ее форму и смысловое содерж., - находится в поле Вернике. Волокна, образующ. т. наз. дугообразный пучок, соедин. это поле с зоной Брока. Здесь под влиянием приходящ. импул-в строится детальная прогр. вокализации – как должны действ. мышцы губ, языка и глотки. Эта прогр. затем передается прилегающ. участку двигат. коры, кот. управляет областью лица и активирует соответствующие мышцы.

В отличие от большинства сенсорных и двигат-х ф-ций процесс становления речевой ф-ции обладает значит. пластичностью (при повреждении речевых областей коры лев. полушария в ранний период жизни выполнение их ф-ций берут на себя корковые зоны прав. полушария.

 

ТЕМА 8. ПФ основы сознания.

Основные концепции сознания

Псих ф-ии возник на основе обьединения в единую сист разных функционально неоднородных н.структур и специальной организации процессов мозга, обеспечивающих высокую степень мозговой интеграции. Изуч-е этой орг лежит в осн поиска мозговых осн сознания. 3 подхода: концепция «светового пятна», гипотеза о связи созн с определ уч коры была впервые высказ Павловым. Он предполож, что созн представлено д-тью, находящегося в сост птимальной возбудимости «творческого» уч коры, где легко образуются УР и дифференцировки. Др участки связ с бессозн д-тью. Эта концепция получила своё развитие в виде «теории прожектора» (Ф.Крик). Вся инфа поступ в кору по сенс путям через переключательные ядра в дорзальном таламусе, возбудимость которых может быть избирательно изменена за счёт коллатерали от нейронов ретик комплекса таламуса. Взаимоотнош между этими частями таламуса построены так, что в каждый момент одна из нейронных групп оказ в сост высокой возбудимости.область наи>высокой импульсации – центр внимания, а благодяря перемещению прожектора становится возможным их обьедин в единую сист. В число вовлечённых в совместную д-сть нейронных групп входят нейронные ансамбли в разл обл коры. Подобная интеграция обеспеч осуществл высших псих ф-й.

Концепция информационного синтеза и повторный вход возб-я. Представления о возврате возб-я в места первичных проекций и возникающие на этой основе сопоставлении и синтезе имевшийся ранее и вновь поступившей инфы. Т.о. схема рефлекса дополняется звеном обратной связи, что превращает дугу в кольцу.

Впервые идея об инф синтезе как мозговой основе возникновения субьективных переживаний была выдвинута на осн исслед-й физиолог мех-мов ощущ-й.

Последовательное поступление инфы от рецепторов приводит к повторному движю возб-я, обеспечивая постоянное сопоставление сигналов приходящих из внешн и внутр среды, что и сотсавл психич мониторинг происходящих изменений. Этот процесс осущ с периодом квантования приблиз в 100-180 мс., составляющим миним дительность ощущ-й. В осн возникновения субьективных феноменов лежит мех-м повторного входа возб-я в те же нейронные группы после допрлнительной обработки инфы в др группах или поступление сигналов из вне (Эделмен). Важным признаком организации корк связей при мышлении явл их конвергенция к определ центрам – фокусам взаимодействия. Принцип инф синтеза явл мозговой основой возникновения нового качества в виде субьективных переживаний.

Сознание и речь. По определ Симонова созн предст собой знание, кот в абстрактной форме может быть передано др. Оно возникло на базе потребн к общению, передача сведений происх в виде абстракций, т.е. в виде знаков – речь.

Констандов считает передачу сигналов на моторные речевые центры решающим условием для перехода от бессознательных к осознаваемым формам воспр-я внешн сигналов. Правильнее было бы связать созн не только с речью, но и с ф-ми предфронтальной коры. Медиальные отделы способны выстраивать и хран в памяти события как последовательно развёртывающиеся во времени, что явл характерным признаком сознания. На этой осн возник способность к прогнозу и планированию, что предст собой одно из св-в сознания. В осн сознания высшего порядка, связанного с речью лежит принцип повторного входа возб-я в поля лобной, височной и теменной коры, ответственных за выполн отдельных ф-й, с реализацией речевыми центрами полученой инфы соответствующих фонемах.

Первая и вторая сигнальные системы. Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И.П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов, или сигнальных систем, как он их обозначал.

Сигналы прежде всего предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные,слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.

Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой.

Первой и второй сигнальными системами называют как системы самих сигналов, так и системы временных связей в коре, возникающие в связи с этими сигналами.

Вторая сигнальная система - продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы.

Важнейшее значение сигналов второй сигнальной системы заключается, во-первых, в том, что эти сигналы - такой же реальный раздражитель, как и все остальные.

Во-вторых, слово заменяет внешние и внутренние раздражители и поэтому может вызвать ту же реакцию, что и сами раздражители.

В-третьих, слова, представляя собой отвлечение от действительности, допускают обобщение сигналов первой сигнальной системы. А отвлечение и обобщение составляет основу мышления. Иными словами, вторая сигнальная система является физиологической основой человеческого мышления.

У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой, они постоянно взаимодействуют. Только такое взаимодействие и обеспечивает полноценное познание объективной действительности.

Взаимодействующие в коре головного мозга области возбуждения и торможения образуют сложнейшие системы. Соответственно и условные связи не существуют изолированно и независимо друг от друга, а образуют системы, складывающиеся под влиянием многократного повторения определенных внешних воздействий. Сложившаяся таким образом система связей становится привычной для организма и воспроизводится без особых усилий.

Систему условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обусловливает относительную устойчивость поведения в данных условиях, Павлов назвал динамическим стереотипом. Динамический стереотип - результат приспособления организма к повторяющимся, однообразным воздействиям внешней среды. Чем старее и прочнее стереотип, тем упорнее и длительнее он сохраняется, тем труднее его переделать. Больше того, в некоторых случаях перестройка, ломка старого стереотипа приводит к острым конфликтам и нервным срывам.

ТЕМА 9. Понятие бессознательного в ПФ.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.