Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль и место студенческих трудовых отрядов в социально-профессиональном самоопределении молодежи.





 

Разрабатывая тему социальной значимости движения студенческих трудовых отрядов для общества и самой молодежи, следует обратить особое внимание на их педагогическую ценность. Педагогическая ценность студенческих трудовых отрядов в решении вопросов профессионального самоопределения заключается в их многогранном влиянии на развитие творческих сил личности в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенций человека, формировании опыта мобильности при включении в разнообразные виды трудовой деятельности, накоплении профессионально значимых способов деятельности в настоящем во имя будущего.

Динамика современных социально-экономических преобразований в нашей стране определяет особое место проблемы профессионального самоопределения молодежи, предписывая необходимость активизации субъектно-личностных основ прогнозирования, проектирования и реализации перспектив профессиональной деятельности человека.

Многочисленные исследования обнаруживают ряд обстоятельств, затрудняющих профессиональное самоопределение современного подрастающего поколения: нечеткость личных ценностных орентаций; неподготовленность большинства выпускников к овладению ситуацией выбора, возникающей на разных этапах социального становления; неспособность к рациональному сочетанию общеобразовательной подготовки с процессами самообразования и самопознания в целях профессионального роста.

Современная молодежь демонстрирует серьезную неподготовленность к выдвигаемым жизнью требованиям политического, социально-экономического и кадрового характера. Исследования нравственных проблем подготовки молодежи к жизни и труду отмечают несоответствие между предоставленными рынком свободами выбора форм собственности, вида трудовой деятельности, свободы предпринимательства и не подготовленностью основной массы молодежи к их разумной реализации.

С другой стороны, в современных исследованиях появилось понятие "социальный психотравматизм", выступающий среди населения, особенно у молодежи и подростков, как тревога и беспокойство, социальный пессимизм, страх, порожденные нестабильностью социальной, экономической и моральной обстановки в обществе. Это не только не способствует формированию психологического комфорта у подрастающего поколения, но не создает даже элементарной социальной защищенности. Почти 28% выразили боязнь оказаться беззащитными, 23,3% - никому не нужными, 23% - опасаются превратиться в батраков в будущей взрослой жизни.

В этой связи психологи считают необходимым улучшать психологическую подготовку подрастающего поколения к самоопределению в сложной и быстро меняющейся социальной обстановке. Так, в критической для человека ситуации, он должен определить фактор значимости для него происходящего события и быть способным к "психологической защите".

Жизнедеятельность любого человека происходит в условиях неповторимого, только ему свойственного окружения - его микросреды. Социальная среда является одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности. Перемены, захлестнувшие мир и страну, существенно изменяют культуру и механизмы ее передачи. В связи с тем, что молодому поколению предстоит жить в мире, значительно отличающемся от того, в котором живет нынешнее взрослое поколение, на первый план выдвигается задача стимулирования социально значимой позиции молодежи, включающей самостоятельность действий и способность принимать решения в новых, динамично меняющихся ситуациях.

Общество диктует свои требования к труженику, ядро комплекса составляет несколько качественных характеристик: индивидуализм, работоспособность, профессионализм, инициативность, предприимчивость, самостоятельность, мобильность, жизненный оптимизм. Молодежь необходимо этому учить: ориентировать и тренировать, формируя необходимые знания и умения. Требуется оказание необходимой целевой помощи по приспособлению к существующей действительности. Это осознается и запрашивается молодыми людьми, в отличии от того, что еще недавно они требовали лишь материальной помощи.

Существенную роль в преодолении вскрытых осложнений играют временные трудовые коллективы, такие как студенческие трудовые отряды, деятельность которых приближена к реальной жизни социальной микросреды и позволяет расширить пространство социального взаимодействия человека с окружающим миром.

В деятельности студенческих трудовых отрядов, на первый план выдвигается необходимость создания наиболее благоприятных условий для самореализации личности, так как ценностно-смысловая позиция по отношению к своему существованию, социальному становлению и профессиональному развитию существенным образом обусловлена региональными, демографическими, социально - стратификационными факторами, которые конкретизируют реальность жизненной ситуации человека, определяя его профессиональные ориентации. Наличие в структуре общества целей, развивающих личностный потенциал его членов, обеспечивает, в свою очередь, обогащение самого общества совокупностью неповторимых индивидуальностей.

Центральной для привлечения внимания молодежи к деятельности студенческих трудовых отрядов является идея самореализации личности. Преодолевая внутреннее движущее противоречие несоответствия реального уровня саморазвития его возможному уровню, человек сохраняет целостность собственного "Я", становится более независимым, "полноценно функционирующим". В отечественной психологии находит все большее понимание значимость самореализации личности для включения человека в жизнь социума на основе ценностных представлений об "образе Я", обеспечивающих его активность в преобразовании себя и среды. Бесспорным представляется такой результат самореализации, как изменение и развитие человека на сознательном и на более глубинном уровне своей личности, нацеленное на то, чтобы справиться с трудностями жизни более конструктивно, разумно, социализированно, так, чтобы она приносила ему большее удовлетворение. Индивид становится более цельным, более действенным, он становится более зрелым в поведении, более способен подойти творчески к ситуации.

Самореализация как результат становления самосознания и следствие накопленного личностью жизненного опыта управления детерминирующими факторами является, таким образом, реальным базисом выбора при любых ограничениях и, следовательно, играет существенную роль в процессе самоопределения личности в любой сфере жизнедеятельности, включая профессиональную. Вполне вероятно, что характер самореализации, уровень ее осуществления, может стать критериально значимым показателем, состоявшегося, последовательно реализуемого самоопределения.

Важно подчеркнуть, что самоопределение - это скорее стремление человека в чем-то определиться, но еще не реализация этого стремления. Жизнь показывает, что студенческий трудовой отряд - реальное пространство для социально-профессионального самоопределения личности.

Студенческий трудовой отряд осуществляет решение задач, не всегда посильных для современной школы, институтов или Центров профессиональной ориентации. Если названные учреждения способны дать информацию о том, как заняться профессиональным самоопределение, то студенческий трудовой отряд предоставляет поле реальной жизнедеятельности молодому человеку.

Таким образом, реализуется необходимая для самоопределения триада: самообразование в мире профессий, самопознание и самореализация (проба сил и развитие потенциала личности).

Опыт деятельности студенческих трудовых отрядов в современных экономических условиях свидетельствует о возможностях социально-педагогической поддержки молодежи - действенной, целевой, реальной.

 

 

Приложение

 

УСТАВ

СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА

Утвержден постановлением Секретариата

ЦК ВЛКСМ 10 мая 1977 года

 

 

Студенческий отряд – объединение юношей и девушек, добровольно изъявивших желание в период летних каникул работать в составе Всесоюзного студенческого отряда в народном хозяйстве. Отряд призван воспитывать студентов в духе коллективизма и коммунистического отношения к труду, формировать высокие нравственные качества, идейную стойкость, чувство советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

 

I

 

1. Членами отряда могут быть студенты, успешно выполняющие учебную программу, не имеющие медицинских противопоказаний для работы в отряде, прошедшие обучение правилам техники безопасности, признающие и соблюдающие настоящий Устав.

Прием в члены отряда производится комсомольским бюро факультета, курса учебного заведения в индивидуальном порядке, на основании личного заявления, по рекомендации комсомольской организации учебной группы.

Принятым в отряд в торжественной обстановке вручаются комсомольские путевки, значки Всесоюзного студенческого отряда и знаки различия.

2. Члены отряда

- своим самоотверженным трудом вносят конкретный вклад в выполнение народнохозяйственных планов, добиваются высокого качества работы;

- умножают героические традиции ленинского комсомола, воспитывают в себе коммунистическое отношение к труду, творческий подход к процессу производства, новаторство, дисциплинированность, организованность, активно участвуют в социалистическом соревновании;

- мужественно преодолевают любые трудности, проявляют принципиальность, товарищескую взаимопомощь, ставят интересы коллектива выше личных, берегут и приумножают высокую гражданственность, бескорыстие и моральную чистоту патриотического движения;

- являются активными пропагандистами политики Коммунистической партии Советского Союза, достижений народов СССР в строительстве коммунистического общества, принимают участие в общественной жизни отряда, местной комсомольской организации;

- укрепляют дружбу народов СССР, вносят вклад в развитие сотрудничества с юношами и девушками социалистических стран, демократической молодежью мира;

- строго соблюдают трудовую дисциплину, бережно относятся к социалистической собственности, неукоснительно выполняют правила техники безопасности;

- глубоко знают документы, регламентирующие жизнь и деятельность трудовых студенческих коллективов, руководствуются ими в своей практической деятельности, сознательно выполняют решения штабов и распоряжения руководителей отрядов, внутренний распорядок жизни отряда, всегда подтянуты, имеют опрятный внешний вид;

- имеют право обращаться с вопросами в любой штаб студенческих отрядов, вплоть до Центрального штаба, и требовать ответа по существу своего предложения, просьбы ли заявления.

 

II

1. Основной структурной единицей Всесоюзного студенческого отряда является линейный отряд – коллектив студентов, объединенный общим фронтом работ, определяемым хозяйственным договором с предприятием, организацией, конкретными политико-воспитательными и агитационно-пропагандистскими задачами. Линейный отряд может состоять из нескольких производственных бригад, размещается в студенческом лагере, оборудованном в соответствии санитарно-гигиеническими требованиями, и организует свою деятельность в соответствии с Положением о студенческом отряде и настоящим Уставом.

2. Руководство жизнью и деятельностью линейного отряда осуществляет штаб, который утверждается комитетом комсомола соответствующего учебного заведения в составе командира, комиссара, мастера, медицинского работника, бригадиров и общественного инспектора по охране труда.

Принципом деятельности штаба является коллегиальность в принятии важных решений, определяющих жизнь и деятельность отряда. Штаб не реже двух раз в месяц проводит общеотрядные собрания с отчетом о своей деятельности и обсуждением состояния дел в отряде.

Контроль за ведением расходов и учетом отрядных средств осуществляет контрольно-ревизионная комиссия, избираемая общим собранием отряда и ему подотчетная.

3. Персональную ответственность перед комитетом комсомола учебного заведения, ректоратом и вышестоящим штабом за производственную, идейно-воспитательную и общественно-политическую деятельность отряда, обеспечение безопасных условий труда, внутриотрядную и трудовую дисциплину несут командир и комиссар.

Командиру принадлежит право единоначалия в оперативном руководстве деятельностью отряда, что означает точное и своевременное исполнение членами отряда распоряжений командира. О принятых в оперативном порядке решениях командир обязан информировать штаб отряда. В отсутствие командира его обязанности выполняет комиссар отряда.

4. В случае несоответствия занимаемой должности командир, комиссар, мастер, медицинский работник линейного отряда могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей вышестоящим штабом с последующей информацией соответствующего комитета комсомола и ректората вуза.

 

III

1. Члены отряда имеют форменную одежду, знаки различия установленного образца, нарукавную эмблему.

2. У линейного отряда имеется флаг единого образца, а также наименование, которое присваивается решением соответствующего комитета комсомола.

 

IV

1. Командир, комиссар, штаб отряда в своей деятельности используют меры морального поощрения, а также вносят предложения о награждении членов отряда, достигших лучших результатов в труде и общественной работе, руководством соответствующего предприятия, организации, комсомольскими, профсоюзными, советскими органами.

Предложения о представлении к награждению в обязательном порядке обсуждаются и утверждаются на общем собрании отряда.

2. Нарушения Устава подлежат обсуждению штабом общим собранием отряда и влекут за собой взыскание вплоть до исключения из отряда.

Наблюдение правил техники безопасности, употребление алкогольных напитков, игры в карты и другие отклонения от морально-нравственных норм поведения советского студента несовместимы со званием члена студенческого отряда.

3. Настоящий Устав действует в течение трудового семестра.

 

 

Настоящий Устав рассмотрен и одобрен

на совещании руководителей республиканских,

краевых, областных студенческих отрядов

14 – 15 апреля 1977 года.

 

Численность участников движения

за 1959 – 1980 гг.

 

Годы Количество молодежи в отрядах
   

 

 

Качественный состав всесоюзного студенческого отряда

за 1971-1980гг.

 

годы Студентов вузов Учащихся средних спец. уч. Заведений Учащихся ПТУ Сотрудников учебных заведений
Всего тыс. человек В % от общей численности Всего тыс. человек В % от общей численности Всего тыс. человек В % от общей численности Всего тыс. человек В % от общей численности
  309,4 361,0 390,5 393,8 396,3 434,3 453,0 479,3 503,2 520,8 72,3 68,6 66,8 63,6 62,2 62,9 61,2 62,9 62,9 63,4 100,3 139,0 167,1 185,8 195,1 216,3 238,8 226,8 236,8 239,2 23,4 26,4 28,6 30,0 30,7 31,4 32,0 29,8 29,6 29,2   2,9 5,6 6,2 13,9 16,9 16,5 24,9 28,7 33,0 35,5   0,7 1,1 1,1 2,2 2,7 2,4 3,4 3,8 4,1 4,3   5,6 7,1 7,6 11,4 11,3 8,5 9,2 9,7 8,8 9,5   1,3 1,4 1,3 1,8 1,8 1,2 1,2 1,0 1,0 1,1  

 

За ранние годы нет полных данных. В таблицы не включены освобожденные комсомольские работники, молодые специалисты.

Итоги производственной деятельности отрядов

нестроительного направления за 1971-1980гг.

 

Годы Численность отрядов в тыс. чел. Объем выполненных работ в мил. руб. Выработка на одного бойца отряда в руб.
  62,0 102,5 132,5 171,6 203,1 263,3 305,1 323,6 350,5 389,4 47,5 54,3 85,6 114,6 175,6 237,9 313,7 312,0 375,2 447,7    

 

За ранние годы нет полных данных.

 

Итоги производственной деятельности студенческих отрядов

на строительных объектах за 1959-1980 гг.

 

Годы Численность отрядов (чел.) Объем выполненных работ в млн. руб. Количество объектов
Принято к строительству Сдано в эксплуатацию и под монтаж % сдачи от общего количества
    0,25 0,5 1,2 10,6 22,5 56,0 72,9 104,0 185,0 318,0 478,0 572,0 685,0 846,3 1008,4 1162,1 1111,7 1962,1 1956,6 1091,5 1127,4 1156,5     76,0 85,1 74,3 64,0 58,9 73,5 74,4 64,1 53,3 42,7 36,5 41,9 46,3 49,9 44,9 50,8 47,6 47,1 40,2 42,8 49,2 52,5

 

За 1959-1960 гг. учтены только итоги работы отрядов МГУ, а до 1966 года показатели СТО, работавших в Казахской ССР.

 

Численность студенческих отрядов по видам работ в народном хозяйстве

за 1971-1980 гг.

 

годы Общая численность Всесоюзного отряда в тыс. чел. В строительстве В других отраслях в составе нестроительных отрядов
Всего (тыс.) В %к общей численности Всего (тыс.) В %к общей численности
    365,9 423,5 452,0 448,0 433,0 426,1 436,1 437,7 450,4 432,6 85,5 80,5 77,3 72,3 68,0 60,8 56,8 57,5 56,2 52,6 62,0 102,5 132,5 171,6 203,1 263,3 305,1 323,6 350,5 389,4 14,5 19,5 22,7 27,7 32,0 38,2 41,2 42,5 43,8 47,4

 

В 1970 году во Всесоюзном отряде численность коллективов нестроительного направления составила 42.7 тыс. человек, за предыдущие годы нет полных данных.

 

Литература

 

1. АРТЕМЬЕВ Е.Ф. Студенческие отряды и коммунистическое воспитание молодежи: История, опыт патриотического движения студенческой молодежи (1959 – 1975 гг.): Учебное пособие./ Под ред. Я.П.Тарасенко.- М.: ВКШ, 1978.- 106 с.

2. АРТЕМЬЕВ Е.Ф. Ступени возмужания: История, опыт патриотического движения студенческих отрядов. – М.: Молодая гвардия, 1984.- 216 с.

3. БЕЗБОРОДОВ А.Б. Студенческие пятилетки: Вузовская молодость Москвы на ударных стройках. – М.: Моск. рабочий, 1986. – 94 с.

5. ВИНОГРАДОВА Э.М. Провинциальная ментальность /Опыт четырех массовых опросов социально слабозащищенных слоев населения/ Учебное пособие. – Оренбург, 1999.-104 с.

6. ЕРМОШИН Г.Т. Студенческий отряд и хозяйственная организация: правовые вопросы. – М., 1987.

7.ИВАНЕНКОВ С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург: Печатный Дом «ДИМУР», 1999. – 290 с.

8. КОЛОСОВ Ю.П. Идейно-воспитательная и общественно-политическая работа в ССО. – Казань: Изд.-во Казанского ун-та, 1982. – 120 с.

9. ЛИСОВСКИЙ В.Т., ДМИТРИЕВ А.В. Личность студента. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.

10. ЛИСОВСКИЙ В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с.

11. МОЛОДЕЖ РОССИИ: социальное развитие. – М.: Наука, 1992. – 205 с.

МОЛОДЕЖ: БУДУЩЕЕ РОССИИ. Монография. – Москва, - 240 с.

12 РОМАНТИКА трудовых будней / Сост. С.П.Шалухин. - Уфа: Башкир. кн. Изд-во, 1987. – 173 с.

13. Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография. – Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. – 151с.

14. СТУДЕНЧЕСКИЙ отряд: вопросы и ответы: Методич. пособие по организации деятельности студенческих отрядов / Е.Ф. Артемьев и др. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 318 с.

15. ТРУДОВОЙ семестр: Справочное пособие по организации деятельности студенческих отрядов / Е.Ф. Артемьев, Е.А. Белый, С.Д. Жадовский и др. 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 254 с.

16. УВАРОВ Б.Ф. Проблемы планового регулирования трудовой деятельности студентов: Автореф. диссертации. – Л., 1978. – 21 с.

17. ФАРХТДИНОВ Р.Т., ЧЕРКАСОВА Т.В. Социальная напряженность и конфликтность в молодежном социуме: реалии и перспективы. Теоретико – эмпирическое обоснование. – Уфа, 1996. – 152 с.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.