Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общественные и публичные библиотеки Чувашии





Конца XIX в.

В 80-х гг. вопрос о всеобщем обучении населения считался праздным и решался исключительно отрицательно. В 90-х гг. во всех концах России обеспечение всеобщности или общедоступности элементарного образования, врачебной помощью, библиотеками-читальнями, народными домами и т.п. стали вопросами злобы дня. Решение всех этих вопросов явилось одним из основных направлений деятельности земств по развитию внешкольного образования.

К этому времени стало ясно, что многие начинания не дают ожидаемых и возможных результатов по причине или по безграмотности населения, или недостатка специальных знаний, что ярко проявлялось на примере крестьянства, которое из-за невежества не пошло в своей главной массе дальше сохи, на которой работало 1000 лет назад. Главная причина этого -невежество народа, выражающееся в огромном проценте безграмотности, а


для грамотных - в отсутствии общего развития и специальных, практических знаний. И вот земство вместе с передовой русской интеллигенцией начало разрабатывать вопросы школьного и особенно внешкольного образования. Это сказалось на отношении к библиотечному делу.

Началось преобразование библиотек уездных училищ в публичные, становилась сеть общедоступных, так называемых «народных» библиотек различных просветительных обществ и комитетов грамотности, земских учреждений. Ширилось движение за устройство воскресных школ и народных читален. С 70-х гг. в стране быстро росло количество народных библиотек и читален, открываемых земскими и городскими органами самоуправления, представителями прогрессивной интеллигенции.

В 1870 г. небольшая инициативная группа разночинной интеллигенции г.Чебоксары в числе семи человек («люди, непризванные законом к непосредственному участию в делах городского общества, бездомные чиновники, учителя, не имеющие никакой недвижимой собственности», как характеризовала их газета «Неделя») решили организовать в городе публичную библиотеку. Они ставили перед собой единственную цель - дать возможность населению города расширить свой культурный кругозор путем чтения книг, газет и журналов. Об этом исключительном стремлении писал в своем годовом отчете за 1872 г. один из активных учредителей, первый библиотекарь Чебоксарской публичной библиотеки, учитель городского приходского училища К.Михайлов: «Организуя подобное учреждение, я видел залог будущего благоденствия народа».

Ознакомившись с официальными документами об открытии библиотеки, полученными из губернского правления, инициативная группа составила список желающих участвовать в качестве учредителей публичной библиотеки из 20 человек, и в конце 1870 г. обратился с официальными бумагами к Казанскому губернатору с просьбой об открытии в Чебоксарах публичной библиотеки.


В 1871 г. инициаторы получили разрешение от губернского правления на организацию публичной библиотеки. Размещалась она на частной квартире, в полуподвальном помещении и содержалась на пожертвования членов-учредителей и на средства, собираемые с читателей в виде ежемесячных взносов и небольшой входной платы. Члены-учредители вносили по 6 рублей, подписчики-читатели - по 3 рубля в год. Первые могли брать за один раз две книги, вторые - одну. В первый год библиотекой пользовались 20 человек, во второй - 35. С 1873 г. в библиотеку стали допускаться учащиеся, которые вносили по 15 копеек в месяц.

В год основания на собранные деньги библиотека выписывала 6 журналов, несколько десятков газет, таких, как «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Дело», «Казанские губернские ведомости» и др. Члены-учредители и отдельные доброжелатели собрали 80 отдельных томов книг, включая и журналы. В 1872 г. библиотека имела уже 288 книг и журналов, через два года - 410 на сумму 700 рублей. В книжном фонде имелись и произведения русских классиков (А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого) и зарубежных писателей. Число читателей росло медленно: к этому времени насчитывалось всего 90 читателей на 3500 человек взрослого населения г.Чебоксары [249, 6].

С 1889 г. с разрешения губернатора публичная библиотека стала называться Чебоксарской общественной публичной библиотекой. Добавляя слова «общественная», работники библиотеки преследовали двоякую цель: во-первых, добиться увеличения выделения средств из городского бюджета на содержание библиотеки и, во-вторых, значительно расширить состав читателей-подписчиков, включая в их число читателей из городских мещан и учителей, работавших в русских и чувашских школах Чебоксарского уезда. Последние получили разрешение пользоваться библиотечным фондом бесплатно. Получение небольшой субсидии от городской управы позволило содержать постоянного платного библиотекаря.


Вслед за Чебоксарской публичной библиотекой стали открываться библиотеки и в других уездных городах. Так, в 1876 г. открылась общественная библиотека в г.Мариинский Посад. Доступ к ее фондам имели немногие из горожан: пользование книгами было платным. В 1904 г. в библиотеке насчитывалось 34 читательских формуляра, то есть услугами библиотеки пользовались всего 0,7% горожан. Значительно большее количество читателей обслуживала читальня при городском обществе трезвости (в среднем 12-15 человек в день) [68, 44].

В 1883 г. открылась общественная библиотека в г.Цивильск. В 1900 г. ее посетило 760 человек. Библиотека выписывала 4 ежегодных, 8 ежемесячных и 8 еженедельных журналов и газет [410, 1159, 155-156].

Рост числа образованной интеллигенции за счет учителей, медицинских и ветеринарных работников, землемеров, а также чиновников уездных учреждений оживил просветительскую работу в г.Ядрин. В ноябре 1888 г. группа частных инициаторов начала сбор добровольных пожертвований для учреждения публичной общественной библиотеки. К январю 1889 г. собрали 440 рублей. Городская дума также поддержала почин, выделив 300 рублей. Специальная комиссия из городских гласных и интеллигенции подготовила устав библиотеки и правила пользования ее фондами. Публичная городская общественная библиотека открылась 1 января 1890 г. На ее содержание ежегодно поступало от уездной земской и городской управ по 100 рублей. Определенная сумма (50-60 рублей) поступала от подписчиков, количество которых ежегодно увеличивалось: в 1899 г. - 89 человек, а 1916 г. - 242 человек. Росли книжные фонды: к 1915 г. в библиотеке насчитывалось 2450 книг при 1410 томов в 1895 г. [94, 89-90].

Если в 80-х гг. библиотеки открывались в России единицами или десятками, то в девяностых - стали открываться сотнями. Их целью являлось предупреждение рецидивов безграмотности, распространение знаний в народе, обеспечение возможной близости и доступности книг населению.


«Не только желательно, а и прямо необходимо,., чтобы в каждом глухом заброшенном углу население находило в книге ответы на свои запросы, ответы ясные, простые, приноровленные к пониманию крестьянина. Дело сельских библиотек в России еще только начинается, - отмечалось в документах земств» [137, 6-9].

В конце XIX века на территории нынешней Чувашии функционировали библиотеки трех типов: так называемые волостные образцовые библиотеки губернского земства, школьные библиотеки для внешкольного чтения и библиотеки-читальни.

Волостные образцовые библиотеки возникли в 1887 г., когда Казанское губернское земское собрание решило открыть 150 образцовых библиотек в каждой волости стоимостью 200 рублей каждая. Из-за невозможности произвести единовременно этот расход губернское собрание предложило закончить организацию библиотек в течение 10 лет с ежегодным ассигнованием 3000 рублей. Однако и это решение полностью не осуществилось, так как ассигнования выделялись только в течение 3 лет. Несмотря на это, указанное решение способствовало расширению, хотя и незначительному, библиотечной сети.

Среди архивных документов содержатся лишь отрывочные сведения об образцовых волостных библиотеках в связи с характеристикой состояния пополнения их новыми книгами. Например, в отчете Ядринского уезда отмечается лишь «факт непополнения 15 образцовых библиотек в течение нескольких лет». В отношении образцовых библиотек в Цивильском и Чебоксарском уездах в отчетах отмечается, что «библиотеки волостные существуют и пополняются» [369, 5, 16-25].

Наряду с образцовыми волостными библиотеками наибольшее распространение получили библиотеки при учебных заведениях. Библиотеки имелись при училищах Министерства народного просвещения, при земских училищах, при школах духовного ведомства, при школах грамоты, в


организации и деятельности которых активное участие принимали представители передовой интеллигенции. Их основной задачей, как показывает и само название, являлось предоставление материала для внеклассного чтения учащимся и поэтому эти библиотеки не могли заменить собой для взрослого читателя образцовые.

Особое место среди библиотек учебных заведений занимали библиотеки при училищах Министерства народного просвещения. В «Положении о начальных народных училищах» Министерства народного просвещения отмечалось, что «начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». Курс обучения в одноклассных училищах - 3-4 года. В них преподавались: «1) закон божий (краткий катехизис и священная история); 2) чтение по книгам гражданской и церковной печати; 3) письмо; 4) первые четыре действия арифметики и 5) церковное пение». В двуклассных училищах обучались 5-6 лет, кроме изучаемых предметов 1 класса изучались история, география, естествознание, черчение. При наличии средств могли вводиться: садоводство, огородничество, пчеловодство, а также гимнастика и ремесло - для мальчиков и рукоделие - для девочек. Окончившие курс двухклассных училищ получали право держать экзамен в учительских семинариях, становились учителями начальных школ.

В числе первых чувашских двухклассных училищ в Казанском округе в 1867 г. открылось Бичуринское училище Чебоксарского уезда. В январе 1872 г. - Аликовское двухклассное училище Ядринского уезда.

При устройстве библиотек и пополнении их фондов в первую очередь учитывались цели и назначение того или иного учебного заведения, а не интересы и запросы взрослых жителей населенного пункта, где оно находилось. При каждом народном училище, исходя из наличия средств, находились: 1) учительская библиотека, состоящая из учебной литературы и книг, служащих для самообразования учителей; 2) ученическая библиотека,


состоящая их учебников, книг для чтения и других учебных пособий соответственно для использования в классах и для чтения во внеурочное время; 3) склад учебников, учебных пособий и школьных принадлежностей, «заготовляемых училищем заблаговременно и предназначенных для безвозмездной раздачи бедным ученикам, частью для продажи более достаточным» [182,100].

В Инструкции для народных училищ от 29 апреля 1871 г. отмечалось: «Относительно всех этих трех учебно-вспомогательных учреждений директор и инспектор наблюдают, чтобы ни в одно из них не приобретались учебные пособия, которые не были предварительно одобрены Министерством народного просвещения или духовным ведомством православного исповедания, по принадлежности, согласно спискам, ежегодно печатаемым в журнале Министерства народного просвещения или отдельно рассылаемым по училищам» [182, 101]. Инструкция не предусматривала существования библиотеки для внеклассного чтения в интересах взрослого населения. В виду того, что большинство школьных библиотек появилось при действии вышеприведенных правил, то вполне естественно, что книжный фонд библиотек определялся требованиями данной инструкции.

В рассматриваемый период, рассматривая начальные училища как очаг распространения грамотности и полезных знаний в народе, И.Н.Ульянов проявлял заботу о развитии сети школьных библиотек. Уже через год после назначения инспектором (1870 г.), при его непосредственном содействии открылась библиотека Алатырского уездного училища. Он много хлопотал о пополнении библиотеки книгами для внеклассного чтения, так как считал, что от чтения во внеурочное время во многом зависит успех умственного и нравственного воспитания [116].

Он принимал энергичные меры по планомерному комплектованию школьных библиотек новейшими книгами, учебниками и учебными


пособиями. Он полностью использовал свое право выбора лучших книг, допущенных Учебным комитетом Министерства народного просвещения для начальных училищ. Чтобы иметь представление о состоянии школьных библиотек в Симбирской губернии, И.Н.Ульянов предпринял в 1871 г. сбор сведений от уездных училищных советов. Картина оказалась весьма неприглядной. Так, например, Алатырский училищньш совет представил список книг, числившихся в библиотеке Копасовского сельского училища, в которой оказались: «Азбука на славянском языке» - 2 экз., «Русская азбука» Золотова - 3 экз., «Новый русский букварь» - 5 экз., «Учебник» Блинова - 3 экз., «Дар слова» - книга наглядных бесед - 1 экз., «Начатки христианского православного учения» - 5 экз., «Библейская история» Базарова - 3 экз., «Книга сборник для народного чтения» - 1 экз. [341, 1028, 45]. Судя по представленным другими уездами материалам, Копасовское училище являлось типичным, а не исключением.

В своих отчетах И.Н.Ульянов неоднократно указывал на неудовлетворительное состояние книжного фонда в училищных библиотеках губернии. Так, в отчете за 1871 г. он писал: «Все книги, находящиеся в начальных народных училищах, по содержанию можно разделить на 5 отделов: а) для обучения закону божию - 28292 экз., б) чтению - 12215 экз., в) счету - 6025 экз., г) для чтения и умственного развития - 13764 экз., д) книг разного содержания (преимущественно для учащихся) - 1163 экз. Но нельзя не сказать, что часть книг, по причине их устарелости, не употребляется при обучении и составляет липший балласт в училищных библиотеках. Особенный же недостаток ощущается в книгах «Родное Слово», число которых еще незначительно» [341,1028, 82].

В целях бесперебойного пополнения училищных библиотек полезными книгами, И.Н.Ульянов всю большую работу по комплектованию библиотек необходимыми книгами взял на себя. «Учитывая затруднения в заблаговременной выписке книг и учебных пособий для школ, прошу в виде


займа выдать мне 1000 рублей на выписку книг, с возвратом этой суммы по мере продажи»,- писал он в Симбирскую земскую управу 5 ноября 1872 г. [341,417,99].

Он внимательно следил за своевременной доставкой учебных книг и журналов в училища, рассылаемых в централизованном порядке. В связи с тем, что чувашские училища находились в отдаленных местностях и что снабжение их указанными учебниками связано с большими трудностями, И.Н.Ульянов сам проявлял особую заботу о своевременной их доставке к началу учебного года. Так, 12 февраля 1872 г. он строго напомнил штатному смотрителю Курмышских училищ: «При ревизии мною Ходаровского училища оказалось, что не все книги и номера журналов вовремя препровождаются Вами в училище». Он предлагал с первой же почтой сообщить о причинах этой задержки [341, 189, 10].

В 1876 г. И.Н.Ульянов добился разрешения на открытие при Алатырской земской управе склада книг и учебных пособий «с целью дать возможность народным школам приобретать своевременно и по более доступным ценам эти предметы». Только по 9 чувашским школам Буинского уезда Симбирской губернии (Тойсинской, Сугутской, Туруновской, Хомбусь-Батыревской, Чуратчинской, Шераутской, Старо-Айбесинской и др.) в 1879 г. числилось 854 тома книг на общую сумму 273 руб. 58 коп. [117, 121-140].

Благодаря заботам Ильи Николаевича, книжный фонд в училищных библиотеках из года в год не только усиленно пополнялся, но и улучшался качественно. Если в 1871 г. им приобретено книг на 2691 рублей, а в 1886 г. на эти же цели израсходовано 12403 рубля. В числе выписываемых для школ книг имелись произведения русских классиков и выдающихся писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.А.Крылова и др. [117, 140]. В результате этих мер к концу 80-х гг. фонды библиотек в училищах Симбирской губернии выросли на 23%; книгами пополнены библиотеки 357


школ [307].

Исключительно важное значение И.Н.Ульянов придавал организации работы библиотек повышенных народных училищ - уездных одноклассных, двухклассных и городских, которые, по его мнению, должны быть во всех отношениях образцовыми и служить переходной формой к типу народных библиотек.

И.Н.Ульянов принимал активное участие в открытии Порецкой учительской семинарии (1872 г.), ее материально-хозяйственном устройстве, заботился о пополнении библиотеки семинарии научными книгами, произведениями русских классиков, давал советы, какие периодические издания надо выписывать для преподавателей и учащихся. В 1873 г. в адрес семинарии выписывались журналы «Семья и школа», «Народная школа», «Педагогический сборник», «Школьная жизнь», «Детское чтение» [160,97]. Семинария имела довольно богатую библиотеку: в фундаментальной части насчитывалось 1408 названий книг (2789 томов), в ученической - 1984 названия (3360 томов) [253,173].

Он интересовался также и тем, что читают воспитанники этой семинарии. Зная, что выпускникам придется учительствовать в отдаленных деревнях и селах, где нет ни библиотеки, ни коллег по работе, с которыми можно было бы повседневно советоваться, педагогический совет семинарии по его совету установил традицию ежегодно обеспечивать выпускников методическими и учебными книгами и необходимыми учебными пособиями для преподавания в начальном народном училище.

Интересным в этом отношении является решение педагогического совета семинарии от 31 марта 1878 г. заблаговременно выписать и вручить оканчивающим семинарию следующие книги и учебные пособия: «Три царства природы» Григорьева, «Родное Слово» Ушинского и руководства к «Родному Слову» (ч. 1-3), «Книгу для чтения», «Книгу для учителей», «Элементарные рассказы по физике и химии» Водовозова, «Педагогику»


Бобровского, «Методику арифметики» Евтушевского, «Химические беседы» Константиновича, «Приготовительный курс геометрии» Вулиха, «Русскую начальную школу» Корфа, «Отечественную историю» Рождественского, «Географический атлас» Ильина, «Азбуку правописания» Тихомирова, «Родной язык» Бунакова и др. [439, 23,124]. Имея при себе такую учебную и педагогическую литературу, молодой учитель имел возможность без особых затруднений вести учебные занятия с детьми.

И.Н.Ульянов придавал большое значение обучению детей ремесленным занятиям в начальных училищах. При его содействии в Порецкой учительской семинарии введено обязательное обучение воспитанников переплетному делу, столярному делу и садоводству. Обучение этим видам труда было поставлено по тому времени хорошо. Все воспитанники умели переплетать книги. Почти весь книжный фонд библиотеки Порецкой учительской семинарии был переплетен силами воспитанников семинарии [439,10,7].

С начала 70-х годов XIX в. видное место в истории народного образования многонациональной России занимает выдающийся чувашский педагог-просветитель И.Я.Яковлев (1848-1930). Благодаря его неутомимой деятельности в г.Симбирск началась подготовка первых чувашских учителей. Симбирская чувашская школа, появившись в 1868 г. как частная школа для чувашских детей, сначала размещалась на квартире у И.Я.Яковлева, впоследствии выросла в первое чувашское среднее специальное учебное заведение, готовившее учителей для начальных училищ. В 1917 г. она стала учительской семинарией, в 1920 г. - Чувашским практическим институтом народного образования, в 1923 г. - педагогическим техникумом, который просуществовал до 1956 г.

Библиотека Симбирской чувашской учительской школы, как фундаментальная, так и ученическая, составилась из: 1) книг, приобретенных на казенные средства, отпускавшиеся на содержание школы; 2) книг,


переданных по распоряжению Министерства народного просвещения из закрытой в 1888 г. Самарской учительской семинарии; 3) книг, пожертвованных: а) святейшим синодом, б) департаментом главного управления земледелия и землеустройства в 1911 г., в) основателем, а в последствии инспектором школы И.Я.Яковлевым в разное время. В 1912 г. он совместно с действительным статским советником Н.А.Бобровниковым пожертвовал школе 1238 книг и брошюр на 350 рублей. В 1915 г. в фондах библиотеки Симбирской учительской школы насчитывались 4789 названий книг, 13795 томов на сумму 12697 руб. 80 коп. [422, 1054, 6-7; 422, 1151, 22].

Книги регулярно поступали из Казанского учебного округа за счет средств Министерства народного просвещения. Среди книг преобладала духовная, научно-популярная и художественная литература [422, 17, 1-6, 11]. Сведения о поступивших книгах своевременно заносились в каталог. За их сохранность отвечали специально назначенные учителя.

В Симбирской учительской школе учащихся воспитывали на примерах образцовых произведений русской и чувашской литературы, «преимущественное внимание воспитанников было останавливаемо на положительных качествах педагога и человека вообще, брались по большей части из области педагогики и изящной литературы примеры идеальной жизни, идеального отношения к дому, обязанностям и окружающим их людям» [422, 153, 19].

Характерно в этом отношении примечание, содержащееся в сопроводительном письме И.Н.Ульянова от 11 октября 1872 г. к посылке с книгами в Симбирскую чувашскую школу: «Учитель (руководитель школы) обязан наблюдать, чтобы книга под названием «Надежное средство против пьянства» ни в коем случае не попадала в руки ученикам» [422, 17, 1].

И.Я.Яковлев рекомендовал для чтения и переводную литературу. Выросший в многонациональном крае, он ясно понимал, какое значение для культурного развития и образования отсталого чувашского народа имеет


ознакомление его с лучшими произведениями русской и зарубежной литературной классики. Он и его ученики перевели многие классические произведения русской и зарубежной литературы - произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Аксакова, Кольцова, Никитина, Ушинского, Гете, Андерсена, братьев Гримм и др.

В созданной им Симбирской чувашской учительской школе наряду с подготовкой учителей создавались учебники и пособия для школ на родном языке. В начале 70-х гг. И.Я.Яковлев на основе составленного им нового чувашского алфавита написал буквари, учебники. Его книги для чтения включали рассказы из народного быта и образцы устного народного творчества, собирателем которого он являлся; его переводы классиков русской художественной литературы, а также изданные им научно-популярные книги способствовали формированию чувашского литературного языка и становлению национальной литературы, сближению их с передовой русской культурой.

За создание доступного народу чувашского алфавита и издание на нем книг по самым различным отраслям знаний И.Я.Яковлева еще в конце XIX в. приняли в число почетных членов Британского и иностранного библейского общества в Лондоне.

И.Я.Яковлев как окружной инспектор Казанского учебного округа способствовал открытию чувашских и других национальных школ в Поволжье, постоянно заботился об улучшении их материального положения и создании школьных библиотек.

Ставя перед своей школой задачу приобщения чувашей к передовой и прогрессивной русской культуре, И.Я.Яковлев никогда не забывал и родную культуру, делал все возможное для сохранения, изучения и приумножения богатства своего народа. О масштабах издательской деятельности можно судить по учебно-педагогической литературе: только «Букварь для чуваш» переиздавался 33 раза, причем нет ни одного стереотипного издания - от


издания к изданию букварь становился совершеннее, улучшалось содержание, расширялся, уточнялся методический аппарат. Переиздаваемый букварь стал своего рода и альманахом, и антологией: кроме переводов лучших произведений русской литературы, в него включались сказки, басни, рассказы, а также стихи самого И.Я.Яковлева и его учеников. В букваре преобладали произведения чувашского фольклора, представленные всеми жанрами. Круг этих произведений постоянно расширялся за счет записей, осуществляемых учащимися.

Симбирская школа снабжала сельские чувашские школы учебниками и переводами, о чем свидетельствуют многочисленные архивные материалы. Так, имеются расписки учителя Трехбалтаевского училища И.Паймина, учителя Ефремкасинской школы Г.Васильева, учителя Шераутского училища П.Еливанова и др. в получении литературы [422, 17, 13-19].

И.Я.Яковлев не ограничивался изданием букварей и учебников. Под видом учебных пособий он издавал отдельные сборники, например: «Сказки и предания чуваш», «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» в двух книгах, которые пользовались большим спросом у читателей библиотек школ.

В Симбирской школе много внимания уделялось выработке уважительного отношения к национальной культуре, прививались навыки сбора фольклорного материала, на основе чего ученики писали небольшие сочинения, в которых фиксировались фрагменты повседневной жизни, описывалась одежда, пища, утварь, содержались сведения о чувашских национальных обрядах. Лучшие сочинения ученики читали на литературно-музыкальных вечерах, на которых воспитанники демонстрировали свои таланты - писателей, поэтов, певцов, музыкантов, актеров, художников. Особо отмечались сочинения Ф.Фролова, Р.Никифорова, А.Яковлева и др. (Тетради с записями и сочинениями учащихся ныне хранятся в фонде Н.И.Ашмарина научного архива Чувашского гуманитарного института).


Выполнение таких заданий являлось одним из приемов воспитания будущих учителей в духе любви к культуре родного народа, формирования у них интереса к самообразовательному чтению.

По словам А.В.Луначарского, Симбирская чувашская учительская школа являлась «источником возрождения всей чувашской культуры, поскольку до появления школы чувашское население, особенно сельское, не имело никакого образования. И.Я.Яковлевым было положено начало массовой грамотности, организован выпуск первых учебников и литературы на чувашском языке» [214, 44].

Великий педагог-просветитель, высоко оценивая роль

самообразовательного чтения в подготовке учительских кадров, хотел и добивался, чтобы ученики Симбирской школы учились работать с книгой, привыкали мыслить научно, понимать и сопоставлять жизненные явления. На лучших образцах русской и мировой литературы И.Я.Яковлев не только приобщал учащихся к миру прекрасного, но и воспитывал будущих ученых и педагогов, поэтов, писателей, драматургов.

В Симбирской губернии при организации и комплектовании школьных библиотек и библиотек при училищах учитывались интересы и взрослого населения. Так, в опубликованных в «Симбирских губернских ведомостях» «Правилах для пользования жителями г.Алатырь библиотекой Алатырского уездного училища» отмечалось, что библиотека, «сохраняя прямое назначение быть учебным пособием для преподавателей и учеников училища, независимо от того открывается для пользования жителями г.Алатырь с целью распространения просвещения» [116].

Однако удовлетворять потребности взрослого населения эти библиотеки, так же, как и библиотеки в Казанской губернии, не могли, поскольку основной их задачей явилось предоставление материала для внеклассного чтения учащихся. К тому же не все земские школы имели библиотеки. Так, в Цивильском уезде не имели библиотек 36,1% школ,


Чебоксарском - 5,7%, Ядринском - 2% школ. Организация обслуживания книгой взрослого населения осложнялось тем, что многие библиотеки имели всего до 50 книг, хотя в среднем на одну библиотеку приходилось 249 томов и 218 названий. Такие библиотеки в Цивильском уезде составляли 22,7% от общего числа школьных библиотек, Чебоксарском - 3,2% [182, 91-96].. Поэтому читаемость книг в этих библиотеках обусловливалась не тем, что нужно читателям, а тем, что имели библиотеки.

Следующим видом библиотек для внеклассного чтения, функционировавших на территории нынешней Чувашии в конце XIX -начале XX вв., являлись библиотеки при церковно-приходских училищах.

Церковно-приходские школы - это начальные училища, открываемые духовенством и находившиеся в введении приходов, которые имели «целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщить первоначальные понятия, знания». В них преподавались: «1) закон божий (а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения; в) краткий катехизис); 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения» [205, 7].

Характерной особенностью чувашских приходов являлся значительно опережающий темп роста числа школ грамоты - школ низшего типа. В Цивильском уезде они составляли 64,6% к общему числу школ, в Чебоксарском - 58,3%, Ядринском - 40,6% при 34,9% по Казанской губернии [182, 8]. Обычно эти школы создавались церковнослужителями или частными лицами. Они находились в введении различных ведомств, но чаще всего никем не контролировались. Обучение в школах грамоты ограничивалось основами грамоты: русским и славянским чтением, письмом, четырьмя правилами арифметики, церковным пением. Срок обучения не превышал 1-2 лет.

Материальная база церковноприходских школ образовалось из разных


источников. Самым крупным жертвователем в их помощь являлось земство. Например, Цивильское земство помогало им книгами и учебными пособиями, некоторым учителям выдавало по 3 рубля жалования на учебные месяцы [220, 31]. При школах учреждались библиотеки. Идея открытия сельских народных библиотек в церковных приходах особо поддерживалась дворянами, чиновниками и другими реакционными слоями населения. Синод предлагал устраивать «народные сельские библиотеки при каждой сельской церкви, при каждом сельском училище». В основу книжных фондов этих библиотек предлагалось подбирать книги, издаваемые «для назидания народа в вере и христианской нравственности», проповеди и сочинения «архипастырей и пастырей церкви», церковные периодические издания «Христианское чтение», «Воскресное чтение», «Творения святых отцов» и др. Особое внимание обращалось на пополнение церковных библиотек изданиями для народа, одобренными Министерством народного просвещения, а также книжками «по предметам сельского хозяйства и разных промыслов».

Развитие сети библиотек при церковно-приходских школах в первой половине XIX в. послужило поводом для усиления духовной цензуры за чтением населения, за составом книжных фондов библиотек и организацией обслуживания читателей. С этой целью во все библиотеки, по всем соборам неоднократно рассылались составленные Синодом списки книг и периодических изданий, которые должны быть приобретены для существующих и вновь открываемых церковных библиотек, а также списки запрещенных религиозных книг, руководствуясь которыми такие книги следовало изъять из библиотек.

В марте 1861 г. Синод издал распоряжение, подтверждающее необходимость систематического обновления фондов церковных библиотек и обязал церковные приходы иметь в библиотеках «Догматическое богословие», «Православный катехизис», творения св. Антония и др., чтобы


противодействовать «всяким антирелигиозным идеям». В то же время Синод признал, что не следует «увеличивать церковно-приходскую библиотеку» светскими изданиями по различным отраслям наук, так как все, что нужно прихожанам, имеется в творениях святых отцов.

Организацией чтения населения занимались все священники, которые, чтобы отвлечь внимание народа от книг «бесполезных или вредных», обязывались следить за приобретением книг в библиотеки, постоянно выписывать новые издания, чтобы «удовлетворять и развивать в народе любовь к чтению душеполезных книг». Так, например, каждой библиотеке полагалось иметь несколько экземпляров Евангелия для того, чтобы как можно больше прихожан ознакомились с этой святой книгой.

В июне 1867 г. Синод утвердил новый список для церковно-приходских библиотек, состоящий из трех разделов. В нем рекомендовалось всего 31 название книг, в том числе: библия, Новый завет, писания и беседы св. отцов, жития святых. Синод также поручал священникам «в праздничные дни» устраивать для населения «чтение душеполезных книг».

И в последующие годы церковь продолжала искать пути улучшения деятельности церковно-приходских библиотек, чтобы «развивать в детях любовь к религиозно-нравственному чтению», выдавать религиозные книги «грамотным поселянам для чтения». В школьных библиотеках кроме религиозных книг рекомендовалось иметь исторические, географические, естественнонаучные, по сельскому хозяйству и др. Увеличилось издание религиозных и духовно-нравственных журналов и газет. Если до 1855 г. наиболее распространенными были «Христианское чтение», «Воскресное чтение», «Творения святых отцов», то к 1860 г. стали поступать «Православный собеседник» и «Духовная беседа», а в 1860 г. «Православное обозрение», «Душеполезное чтение», «Руководство для сельских пастырей» и др. Для того чтобы не допустить чтения народом литературы, представляющей «простым душам мир божий в ложном свете» и


содействовать распространению религиозных изданий, Синод значительно удешевил цену на религиозные книги, брошюры и журналы, стал выпускать массу книг по цене 1-3 коп. [4, 176].

Для организации систематического пополнения церковных библиотек при школах Синод 1891 г. открыл книжный склад, с этой же целью в 1894 г. была организована издательская комиссия Синода. Она рассылала бесплатно в церковно-приходские школы и библиотеки серию книг под общим названием «Приходская библиотека». Только в 1894-1895 гг. школьные библиотеки получили около 3 млн. экз. брошюр и учебников [4, 177].

Однако деятельность специальных библиотек для народа, хотя и организованных церковью, не была поддержана правительством, незаинтересованном в широком просвещении народа.

Анализ архивных документов показывает, что по сравнению с земскими школами, при всех школах духовного ведомства (церковноприходские школы и школы грамоты) имелись школьные библиотеки, которые состояли из учебников и учебных пособий. Не хватало книг для внеклассного чтения, в том числе и на родном языке. Разница между библиотеками школ грамоты и библиотеками школ земства заключалась и в составе фонда. В библиотеках самыми большими являлись разделы художественной и духовно-нравственной литературы. В библиотеках при церковно-приходских школах духовно-нравственные книги составляли 45,8% всего фонда, в библиотеках школ грамоты - 51,7%, в библиотеках при земских училищах - 17,7%, в библиотеках двухклассных школ Министерства Народного Просвещения -21,9%. Беллетристика соответственно 15,9%, 11,9%, 36,1%, 5,3% [440, 173, 111]. Отделы истории и научной литературы в библиотеках школ грамоты были значительно беднее, чем в земских и церковноприходских [182, 112]. Во многих библиотеках исторический раздел исчерпывался житиями святых, повествованиями о царях, полководцах, государственных и церковных деятелях, брошюрами, написанными в духе «православия, самодержавия и


народности» [6, 131].

Третий тип библиотек, функционировавших для публичного пользования, - земские библиотеки-читальни. До середины 90-х годов земские библиотеки-читальни как в селениях, так и в городах, почти не существовали; внимание земств направлялось преимущественно на устройство школ, на развитие в народе грамотности. Первые библиотеки-читальни организованы в 1892 г. Екатеринбургским земством, в 1886 г. -Глуховским и Орловским земствами Вятской губернии. Симбирское уездное земство открыло несколько «летучих» библиотеке 1887 г. [182,146].

Библиотеки-читальни представляли собой самостоятельные учреждения, находящиеся в ведомстве Министерства внутренних дел. Они открывались с разрешения епархиального начальства. Существенным отличием этих библиотек от школьных являлось то, что при этих библиотеках обычно имелись читальни, хотя часто по разным причинам она и отсутствовала. К ним же относились читальни при чайных, открытых Комитетом попечительства о народной трезвости, снабженные книгами, газетами, журналами без определенной системы. Постепенно накапливался фонд и по прошествии нескольких лет читальня начинала функционировать как библиотека.

Оживлению земской деятельност<







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.