Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Собеседование с продавцом: допрос с пристрастием





Версия для печати


В последнее время принято сетовать на низкую квалификацию и невысокий общий уровень кандидатов, откликающихся на вакансии о найме продавцов. Между тем грамотный руководитель может предупредить наем заведомо «неблагонадежных» уже на этапе собеседования. Первую публикацию на эту тему читайте в предыдущем номере

Вопросы интервьюера

Основной инструмент интервьюера – это вопросы, которые ставятся претенденту во время собеседования с ним. Именно ответы на них позволят вам заполнить большинство предлагаемых таблиц и оценить кандидата.

В первую очередь вы должны выяснить СПОСОБНОСТИ и СООТВЕТСТВИЕ продавца предлагаемой должности.

Сделать это можно, задав следующие вопросы:

  1. Почему вы выбрали профессию продавца?
  2. Почему вам нравится продавать?
  3. Что вам лучше удавалось за все время вашей работы в торговле: обслуживание клиентов или освоение новой территории?
  4. Что для вас самое сложное или неприятное в работе продавца?
  5. Что вам кажется наименее привлекательным (как вариант, наиболее привлекательным) в описании предлагаемой должности?
  6. Почему, на ваш взгляд, вам удаются продажи?

На следующем этапе необходимо выяснить ГОТОВНОСТЬ продавца выполнять свои обязанности и его ОПЫТНОСТЬ.

Это можно сделать, поставив кандидату следующие вопросы:

  1. Расскажите о каком-нибудь случае, когда вы превысили установленные нормы продаж? Почему вам удалась такая «переработка»?
  2. Как часто вы готовы делать больше, чем обязаны?
  3. Приведите пример вашей инициативы в нестандартной ситуации.
  4. Опишите типичный рабочий день.
  5. Из каких «компонентов» состоит ваша работа, и сколько времени приходится на каждый из них?
  6. Расскажите о каких-либо долгосрочных планах и путях их осуществления.
  7. Какие качества вы считаете наиболее важными для работы продавца?
  8. Чему вы научились за время работы?
  9. Почему люди приобретают ваш товар или услугу?
Об авторе Андрей Кулинич, генеральный директор «ПИМ Консалтинг», член сети Национальной гильдии профессиональных консультантов России, тренер-консультант Ассоциации по развитию менеджмента в странах Центральной и Восточной Европы (CEEMAN)

Способность проникать на рынок и неукротимость истинного продавца можно оценить по ответам на следующие вопросы:

  1. Какой процент ваших звонков-предложений приводит к полезной презентации товара?
  2. Приходилось ли вам завоевывать новую территорию для работодателя?
  3. Как вам удается случайного покупателя превращать в постоянного?
  4. Назовите вашу самую серьезную продажу.
  5. Какой из своих способностей вы особенно гордитесь?
  6. Расскажите о ситуации, когда, несмотря на все старания, вас постигла неудача в торговле. Как вам удалось с этим справиться?
  7. Какие три препятствия вы встречаете чаще всего?
  8. Расскажите о самой трудной продаже.
  9. В каких случаях покупатели действительно испытывают ваше терпение?

Одни из наиболее важных критериев отбора – УСПЕШНОСТЬ и БЕЗОПАСНОСТЬ кандидата для бизнеса компании.

Пример

В личных делах офицеров военно-морского флота США есть графа «успешность». И если в ней записано, что офицер неудачник, ему никогда не доверят командование даже буксиром, несмотря на весь послужной список.

Так и с продавцами. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с хорошими ребятами, но самые интересные сделки у них постоянно срывались по различным причинам.

Успешность – это фактор психологический: речь идет о том, как человек относится к неудачам и своему прошлому опыту. Выяснить это достаточно просто. Для начала надо понять, какой была самая главная (на его взгляд) ошибка/неудача в жизни. Затем спросите о причинах. Как правило, успешные люди ищут причины неудач в себе и стараются их устранить или учесть в следующий раз. У неудачников во всем виновато внешнее окружение, а отнюдь не они сами.

Успешность кандидата значительно важнее опыта.

Пример

В одну из компаний мы искали продавца: два кандидата, один за другим, предлагали свои услуги. Первый, 32-летний мужчина, более 7 лет проработавший продавцом в различных, в том числе и очень уважаемых компаниях, идеально подходил по всем формальным признакам. Второй, 22-летний молодой человек (только после вуза), имел небольшой опыт работы (8 месяцев).

Обоим я задал один и тот же вопрос: «Как вы считаете, что можно считать вашим самым значимым профессиональным достижением?»

Ответ опытного продавца звучал примерно так: «Я всегда продавал примерно столько же, сколько и все мои коллеги! Это я считаю главным моим профессиональным достижением». Молодой же человек ответил следующим образом: «Даже не знаю: я пока мало проработал. Разве что – после трех месяцев работы на прошлом месте я побил предыдущий рекорд продаж и практически каждый месяц поднимал его на новый уровень». Как вы думаете, кого я взял на работу?

Безопасность претендентов для бизнеса компании – это еще один из факторов, который обязательно должен учитываться при наборе сотрудников.

Какие признаки небезопасного кандидата?

  1. Пришел со своей клиентской базой и считает это своим серьезным конкурентным преимуществом. Будьте уверены, через какое-то время он предложит уже вашу клиентскую базу новому работодателю.
  2. Был уличен в воровстве или злоупотреблении служебным положением.
  3. Со стороны кандидата были угрозы работодателю при решении конфликтных ситуаций.
  4. Не контролирует свою речь, без особых сомнений разглашает конфиденциальную информацию о предыдущих местах работы. Исправить это поведение невозможно, кандидат и в дальнейшем будет так же охотно делиться вашими секретами с клиентами, друзьями и будущими работодателями.

Фальшивый наем на работу часто используют компании для проведения разведывательных действий в отношении конкурентов. У кандидата, стремящегося получить новое место, исчезают «защитные барьеры», и он охотно отвечает на любые вопросы интервьюера.

Пример

В качестве примера приведу случай, когда сотрудник одного из интернет-провайдеров Москвы практически без наводящих вопросов с моей стороны (по собственной инициативе) рассказал о суммах «откатов» и технологии их вручения; объектах, где компания имеет «заинтересованных» лиц, принимающих решения; схемах выплаты «серой» части заработной платы и ухода от налогов; о размере заработных плат в компании и многое другое!

После того как он перешел на личности руководителей и стал рассказывать о их личной жизни и количестве любовниц, я его прервал. Мне не хотелось знать так много. И такие случаи, когда приходится останавливать кандидатов, не единичны.

Уважения заслуживают кандидаты, которые не спешат с ответом на острые вопросы, обдумывая все последствия. А на особо каверзные и вовсе не отвечают, ссылаясь на коммерческую тайну. Искренне жаль, что таких мало!

Тест на продавца

Вопросы и ответы, безусловно, полезны и нужны. Но как оценить практические навыки кандидата? Для этого есть достаточно простой тест под рабочим названием «Продать ручку». Многие читатели сталкивались с ним.

Для тех, кто не знает, привожу условия: кандидату выдается некий предмет, например ручка (или маркер, часы, ежедневник и т. д.). Называется его цена и базовые характеристики. Он не может обладать свойствами, не существующими в реальности, не может быть подарен или обменен: он должен быть только продан в течение пяти минут интервьюеру. Дайте кандидату две-три минуты обдумать свою линию поведения при продаже.

Несколько инструкций для интервьюера:

  1. Не проявляйте лишнего упорства, ведите себя как обычный покупатель. Вам задают вопрос – отвечайте (если вопрос открытый, то давайте развернутый ответ; закрытый – то ваш ответ – «да»/«нет»/«не знаю»). Если вас обманывают, возмущенно указывайте на данный факт, прерывают – злитесь.
  2. При монологе кандидата, расписывающего достоинства ручки более полутора минут, начинайте смотреть на часы, в свои записи, и т. д., то есть теряйте с продавцом зрительный контакт.
  3. При монологе кандидата более трех минут атакуйте его: «Да что вы мне втюхиваете ручку?»

Кандидат находится в стрессе и ведет себя как в реальной ситуации продажи. Это его запрограммированные действия. Данный факт был не единожды проверен на многочисленных собеседованиях, тренингах и в реальных ситуациях. То есть вы можете составить достаточно объективное представление о навыках претендента и технике продаж.

Продать ручку вам смогут, как показала статистика, лишь два кандидата из десяти. Это стандартная версия теста. Но есть и его продолжение, разработанное Сергеем Ржеутским, позволяющее оценить такие качества, как ОБУЧАЕМОСТЬ и УПОРСТВО продавца. Предложите кандидату поменяться ролями: теперь вы ему продаете ручку. Сделать это достаточно просто. Задайте ему вопросы: «А почему вы все-таки купили бы эту ручку? В какой ситуации? Для чего?»

Ваша задача – получить как можно больше информации, задавая вопросы и точно зная потребности «покупателя» продать свой товар. Это классика продаж. В 99% случаев кандидат «покупает» ручку.

Затем предложите кандидату повторить попытку продать вам ручку. Некоторые отказываются, не хватает куража и настырности, пасуют перед вызовом. А вот те четверо из десяти, кто «продаст» вам ручку со второй попытки, не только обладают настойчивостью, но еще и легко обучаемы: без лишних комментариев они уловили суть вашей техники продаж и смогли ее правильно воспроизвести.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.