Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Городские библиотеки республики





Организация библиотечного обслуживания городского населения в условиях Чувашии в рассматриваемый период имела свою специфику, обусловленную объективными и субъективными факторами.

Особенности обслуживания книгой жителей городов и рабочих поселков объяснялись прежде всего высокими темпами роста городского населения. До революции (1897 г.) городское население на территории Чувашии насчитывало 24,1 тыс.человек, или 3,5% всего населения. Индустриализация вызвала процесс быстрой урбанизации. Если по переписи на 17 декабря 1926 г. в Чувашии городское население составляло 5,1% ко всему населению (45,2 тыс.человек), то по переписи 1939 г. оно составляло уже 12,2% (131,3 тыс.человек), то есть увеличилось почти в 3 раза [329, 7].

Другая особенность обусловливалась тем, что город - это не только большой индустриальный центр, занимающий видное место в промышленном производстве (Степень развития промышленности во многом определяет удовлетворение духовных запросов жителей городов), но и сосредоточение научных учреждений, высших учебных заведений, крупных издательств, редакций газет и журналов, театров и других учреждений культуры, объединений творческой интеллигенции.

В 1939 г. на 1000 человек занятого населения в городе приходились 30 человек с высшим образованием, 239 человек - с незаконченным высшим и средним образованием, а в сельской местности - соответственно 2 и 71 человек [329, 58]. В высших учебных заведениях обучались 1,7 тыс.студентов, техникумах и других средних учебных заведениях - 6,8 тыс.учащихся [329, 9].

Особенностью деятельности городских библиотек в условиях Чувашии, где в основном преобладали небольшие по численности населения города, явилось также и то, что их усилия направлялись на удовлетворение


читательских запросов специалистов народного хозяйства разных профилей.

Специфику и трудности в организации библиотечного обслуживания городского населения вызывали также существенные различия в расселении жителей, обусловленные сочетанием новых принципов градостроительства с исторически сложившейся застройкой старых городов. Строились большие и малые предприятия, вокруг них возникали и быстро росли рабочие поселки.

Огромный размах строительства в городах Чувашии сопровождался созданием сети библиотек на новостройках. Библиотеки, обслуживающие книгой городское население, создавались государством, партийными организациями, профессиональными союзами.

Как и на селе, ведущая роль в библиотечном обслуживании городского населения принадлежала государственным библиотекам. Они имели более полный и разнообразный состав книжных фондов, обслуживали больше читателей, планомерно охватывая значительно более широкие слои городского населения, чем другие массовые библиотеки города. Сложившись как библиотеки универсального профиля, они удовлетворяли преимущественно общеобразовательные запросы всех слоев городского населения, в том числе и подготовленных читателей. Особую задачу городских библиотек составляла пропаганда литературы в помощь общественно-политическому и эстетическому воспитанию читателей, распространению разносторонних политехнических знаний.

В начале рассматриваемого периода в библиотечном обслуживании населения г.Чебоксары большую роль играла Чувашская научная библиотека имени А.С.Бубнова. Она появилась в 1928 г. одновременно с созданием Совета науки и культуры при Совнаркоме Чувашской АССР, который координировал проводимые на местах исследовательские работы, издавал научные труды и пропагандировал научные знания, поддерживал связи с научными учреждениями. С организацией этого учреждения возникла необходимость иметь в г.Чебоксары специальную научную библиотеку для


удовлетворения запросов научных работников республики. Окончательно вопрос об открытии такой библиотеки решился 3 декабря 1928 г. [449, 27, 3].

По Положению, утвержденному в 1929 г., библиотека создавалась для обслуживания научно-исследовательских работ всех местных научных институтов, учреждений и организаций, лиц, занимающихся исследовательской работой, и студентов высших учебных заведений.

Библиотека сосредоточивала: во-первых, все произведения, изданные на территории Чувашской АССР; во-вторых, произведения печати, вышедшие на территории России и имеющие определенное значение вообще и по линии обслуживания специфических особенностей и нужд местного края, в частности; в-третьих, произведения печати по всем отраслям знаний, вышедшие на территории СССР, и основные издания иностранной литературы, имеющие важное значение для научных исследований местного характера; в-четвертых, рукописи, заключающие в себе произведения народного творчества, а также имеющие отношение к прошлому и настоящему края. Она вела непосредственную научную работу по собиранию, выявлению и изучению произведений печати, картографических материалов и рукописей, имеющих непосредственное значение для местного краеведения [449,10, 3].

Первоначальным ядром научной библиотеки послужила библиотека кабинета чувашеведения, организованного при Чувашском Центральном музее в 1926 г. по предложению Наркомпроса. Он имел 8000 томов книг разного содержания, а также разнообразные рукописные и картографические материалы, которые и перешли во вновь организованной в 1928 г. Научную библиотеку [449, 846,10].

В 1928 г. в Ленинграде по решению Президиума АН СССР создалась Комиссия по содействию организации Чувашской национальной библиотеки (позднее названной Чувашской научной библиотекой). Группа научных работников под руководством профессора Н.П.Павлова-Сильванского


занималась отбором книг для библиотеки из государственного книжного
фонда Ленинграда, книгохранилища Академии наук, Центрального
библиотечного коллектора, Ленинградского государственного университета,
Публичной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина, Русского

географического общества [449, 27, 7]. Наиболее значительные поступления библиотека имела: из музея - 5405 книг; из публичной библиотеки - 1000 книг; из библиотеки Н.И. Ашмарина - 1230 книг [388, 846,10].

В мае 1933 г. библиотека получила удобное помещение общей площадью в 366,3 кв.м. Одновременно увеличился штат библиотеки [388, 846, 10]. Изменилась и ее структура. В 1933 г. она имела книгохранилище, читальный зал на 50 посадочных мест и служебные комнаты [415, 5,11].

Для оборудования и успешной работы библиотека нуждалась в средствах. В 1928 г. из местных средств ей отпущено 3000 рублей. В последующие годы средства отпускались в сметном порядке, причем ежегодный рост бюджета библиотеки определялся ходом общего роста самой библиотеки: в 1929 г. - 5117 рублей, в 1930 г. - 7800, в 1931 г. - 9786, в 1932 г. - 9986, в 1933 г. - 12504, в 1934 г. - 40918, в 1935 г. - 61486, в 1936 г. -73123 рубля [415, 27, 21]. Как показывают приведенные данные, особенно большой рост бюджета наблюдался в 1934-1935 гг. Это позволило повысить затраты на приобретение литературы, оборудования, увеличить штаты.

В мае 1934 г. в Чувашской научной библиотеке организовался методический кабинет, который уже в первый год существования провел ряд мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников города, по ознакомлению с состоянием городских библиотек, по вопросам организации самообразовательного чтения, по оказанию помощи районным библиотекам [420, 846, 2].

В связи с отсутствием подготовленных кадров и соответствующих условий основной фонд библиотеки не обрабатывался. Проводимая в библиотеке обработка книг осуществлялась по двум линиям: текущая


обработка поступающей литературы, которой уделялось первоочередное внимание, и обработка литературы уже хранившейся в библиотеке. В 1934 г. с выделением Чувашской научной библиотеки в самостоятельное учреждение началась работа по упорядочению ее фондов. К началу 1935 г., когда обработка основной массы книг, составление систематического каталога закончились, стали отчетливо ясны сильные и слабые стороны книжного фонда и вопрос о дальнейшем пополнении фонда стал одним из важнейших и ответственных во всей работе библиотеки.

Систематическое поступление книг началось с октября 1935 г. в результате получения обязательных платных экземпляров. Библиотека, органы власти республики многократно ставили вопрос перед соответствующими центральными организациями об отпуске библиотеке обязательных бесплатных экземпляров. Однако под разными предлогами ходатайства не удовлетворялись [417, 747, 20; 417, 847, 2-4, 10-12, 25].

Анализ поступившей литературы показывает, что ежемесячные поступления за счет обязательных платных экземпляров в среднем в месяц достигали до 1200 экземпляров на общую сумму 3000 рублей, то есть до 15000 библиотечных единиц в год на сумму 30-35 тыс.рублей, не считая периодики. За год библиотека приобрела 244 книги на чувашском языке [420, 846, 8-9]. Всего за 1928-1935 гг. книжный фонд увеличился в более чем 6 раз (См.: Приложение, таблица 32). По структуре фондов наиболее большие поступления имели отделы экономики, техники, литературы и истории. Распределение книг и журналов по основным отделам выражался в следующих цифрах: общественно-политических - 7327 книг, технических -6802, исторических - 2873, сельскохозяйственных - 2849, художественной литературы - 1841, прочих - 39750; всего - 61442 книги.

На 1 января 1936 г. книжный фонд научной библиотеки составил 70825 томов и продолжал пополняться за счет обязательного книжного экземпляра из Московского коллектора научных библиотек. Коллектор присылал книги


по всем отраслям знаний, в том числе различные академические издания и научные журналы более 150 названий. В течение 1936 г. книжный фонд пополнялся также за счет поступлений от коллектора научных библиотек (4516 книг на русском языке), от Чувашского книжного издательства (166 книг на чувашском языке) и покупки от частных лиц (49 книг на русском языке) и из других источников [449, 36, 3].

Полному и оперативному обслуживанию читателей способствовало создание справочно-библиографического аппарата, в состав которого входили: фонд справочных и библиографических изданий, система каталогов и карточек. До 1935 г. в библиотеке имелся лишь алфавитный каталог. Составление карточного систематического каталога, включающего в себя более 27 тыс. карточек, закончилась в октябре 1935 г. Тогда же началась генеральная проверка алфавитной расстановки карточек внутри каждого раздела, продолжалась работа по упорядочению рукописного фонда, в который входили собрания по фольклору, этнографии, истории и личные архивы писателей, ученых, краеведов и пр. [449, 8, 27].

Систематическое обслуживание читателей в научной библиотеке началось лишь в 1934 г. [420, 846, 14]. До этого библиотека не имела такой возможности, так как книжный фонд находился в стадии обработки, отсутствовали каталоги и необходимое оборудование. Наличие справочно-библиографического аппарата, систематическое поступление новой литературы способствовали привлечению к чтению новых читателей.

В целях наилучшего обслуживания их библиотека организовала дифференцированное обслуживание. В течение 1935 г. научная библиотека приложила немало усилий для увеличения посещаемости читателей. Если в 1934 г. библиотеку посетили 745 человек, то в 1935 г. - 5214 человек, то есть больше почти в семь раз. В результате принятых мер в 1936 г. этот показатель по сравнению с 1935 г. увеличился в два с лишним раза (11721 посещение) В составе читателей научные работники составляли 26,5%,


студенты - 64,3%, прочие - 9,2% [449, 27, 21; 449, 36, 10].

Рост посещаемости объясняется прежде всего увеличением числа студентов; во-вторых, упорядочением обслуживания читателей; в-третьих, организацией персонального обслуживания научных работников (в 1935 г. таким образом обслуживались 33 человека, в 1936 г. - 42 человека. Научным работникам оказывалась помощь и библиографическими консультациями) [388, 846, 14-15]. В 1936 г. для научных работников, профессоров и преподавателей открылся читальный зал с подсобным фондом [449, 27,21].

Количество выданных книг по годам характеризовалось следующими показателями: в 1931 г. - 502 книги, в 1932 г. - 1235, в 1933 г. - 826, в 1934 г.-1506, в 1935 г. - 8125, в 1937 г. - 27728 книг. В то же время следует отметить, что большая часть книжного богатства библиотеки оставалась в положении пассивного капитала: за 1935 г. читателями затребовано лишь 17,7% имеющихся в фонде книг [449, 27, 20-36; 423, 846, 17].

На основе изучения читательских интересов научных работников, библиотека организовала кабинет чувашеведения с отделами: экономики (промышленность, сельское хозяйство и лесоводство), истории (археология, этнография чуваш, история революционного движения среди них и история партийной организации), языка, литературы и искусства (изобразительное искусство, музыка, театр), народного образования (дошкольное, школьное и внешкольное образование и антирелигиозное просвещение в Чувашии) [420, 846,18]. Весь книжный материал, хранящийся в книгохранилище и имеющий отношение к вопросам чувашеведения, сосредоточивался в этом кабинете.

Увеличение средств на содержание библиотеки позволило увеличить число библиотекарей, улучшить обслуживание посетителей, перейти на непрерывную работу читальни, ускорить обработку поступающих книг. С 1936 г. стал работать межбиблиотечный абонемент по оказанию помощи научной книгой районным библиотекам.

Наряду с Научной библиотекой им.А.С.Бубнова в библиотечном


обслуживании населения г.Чебоксары важное место занимала Центральная городская библиотека, наделенная наряду с задачами непосредственного обслуживания читателей и организационно-методическими функциями по отношению к другим библиотекам.

30 декабря 1937 г. Наркомпрос РСФСР отметил, что в Чувашской АССР существуют две библиотеки республиканского значения - Центральная республиканская и научная, - которые в значительной мере дублируют свою работу, обслуживая книгами по преимуществу население г.Чебоксары. Поэтому рекомендовал Чувашскую научную библиотеку реорганизовать в Чебоксарскую городскую библиотеку. Книжные фонды этой библиотеки, очистив от устаревшей и религиозной литературы, передать в Центральную республиканскую библиотеку [417, 947, 75].

Решением Совнаркома Чувашской АССР от 3 апреля 1938 г. библиотека ликвидировалась. Книжные фонды сложили в подвал Центральной библиотеки. Книги Ф.Т.Тимофеева, Т.М.Матвеева, Е.З.Захарова, Н.В.Шубоссинни, С.М.Михайлова и многих других выдающихся деятелей чувашской культуры и науки, объявленных в годы культа личности Сталина националистами и врагами народа, уничтожены [449, 27, 16]. Основная часть книжного фонда перешла открытой в 1939 г. библиотеке Научно-исследовательского института языка, литературы и истории, небольшая часть республиканской библиотеке и библиотекам педагогического и сельскохозяйственного институтов. Таким образом, авторитарно-чиновничье решение вопреки мнению научной общественности привело к ликвидации библиотеки и утере ценного фонда научной литературы.

Деятельность Центральной библиотеки (директор Я.Я.Смирнов) заметно оживилась в период Всесоюзного конкурса, проведенного с 15 июля 1935 г. по 1 января 1936 г., когда она включилась в соревнование с Научной библиотекой и Саранской Центральной библиотекой. За это время вновь привлечены 1200 человек и к 1 января 1936 г. общее число читателей


достигло 3800 человек, выдано читателям более 6500 книг [429,1331, 58 об.].

В порядке выполнения взятых обязательств Центральная библиотека улучшила обслуживание читателей передвижек, которых в 1936 г. насчитывалось 82; отремонтировала помещение библиотеки, оборудовала переплетную мастерскую, собрала для деревни 625 книг и выдала 3000 экз.дуплетов. Библиотекари организовали индивидуальное обслуживание стахановцев-рабочих. В ходе конкурса особо отличились директор библиотеки Я.Я.Смирнов, библиотекари Е.Т.Егорова, А.В.Толмачева, Л.Н.Шишкина, О.В.Муромцева [429, 1331, 58 об.-59].

В связи с реорганизацией 1 марта 1938 г. Чебоксарской городской публичной библиотеки в Чувашскую республиканскую им. М.Горького расширилась её деятельность в справочно-библиографическом и методическом руководстве районными и сельскими библиотеками. Открылись новые отделы: методический, справочно-библиографический и др. [417, 947, 75].

Начиная с 1938 г., фонды библиотеки стали поступать платные обязательные экземпляры произведений печати из Центрального библиотечного коллектора научных библиотек и бесплатные обязательные экземпляры местной печати [249, 18]. Платный обязательный экземпляр основных изданий создавал основу для формирования книжных фондов государственных библиотек республики и концентрации в них важнейших источников изучения достижений науки и культуры всех народов страны. Этим же целям служил и развивающийся книгообмен между ними. Кроме того, библиотека приобретала книги в местном библиотечном коллекторе, с 1939 г. выписывала 234 названия газет и журналов. Обязательный экземпляр обеспечивал более полное комплектование той части книжного фонда, которая предназначалась для обслуживания запросов науки и производства и подбиралась в зависимости от профиля библиотеки.

Система координированного комплектования библиотек


республиканского центра имела конечной целью практическое решение
проблемы создания территориальных библиотек-депозитариев.

Республиканская библиотека как библиотека универсального профиля,
наделенная функциями хранения, в этой системе занимала

ведущее положение. Ее фонд комплектовался в расчете на широкое использование другими библиотеками Чувашской АССР.

Значительно вырос бюджет Чувашской республиканской библиотеки им. М.Горького. Если в 1922 г. выделялись 1275 руб., то в 1933 г. - 25170 рублей, в 1934 г. - 39000 рублей, в 1935 г. - 61200 рублей, в 1939 г. - 158000 руб. Это позволило с каждым годом пополнить книжный фонд библиотеки новой литературой: в 1922 г. в библиотеке насчитывалось 18009 книг, в 1939 г. - 54661 книга, а в 1941 г. - более 70900 томов; выписывались около 200 журналов и 46 различных газет [192].

Республиканская библиотека по сущности и содержанию работы была универсальной. Это находило свое выражение в том, что она, во-первых, по составу книжных фондов, по содержанию и методам работы содействовала развитию всех отраслей народного хозяйства, науки, культуры, приближая пропаганду книги к местным условиям. Книжный фонд библиотеки комплектовался, включая литературу по всем отраслям знаний, связанных с общеобразовательными, научными и специальными запросами читателей, соответствующих хозяйственному и культурному профилю республики.

Во-вторых, универсальный характер республиканкой библиотеки определялся составом читателей. После организации межбиблиотечного абонемента она практически стала доступной всем слоям населения и в качестве наиболее крупной публичной библиотеки обеспечивала книгой запросы различных групп читателей. В 1939 г. библиотека выдала читателям 170802 книги. В 1940 г. обслужила 5444 читателя, в 4 раза больше, чем в 1920 г. [249,20].

Основная особенность республиканской библиотеки как библиотеки


универсального профиля состояла в сочетании национального характера деятельности с пропагандой литературы народов, населяющих страну. Тем самым она вносила значительный вклад не только в развитие культуры Чувашии, но и в сближение наций, во взаимообогащение их культур.

Эта задача решалась библиотекой уже в процессе комплектования книжных фондов, которые включали не только национальную литературу, но и подбираемую по широкой программе печатную продукцию всей страны. Национальный характер республиканской библиотеки проявлялся в том, что она стала государственным книгохранилищем и центром пропаганды произведений печати, изданных в республике.

Запросы на книгу населения, живущего вне республиканского центра, библиотека удовлетворяла с помощью межбиблиотечного и заочного абонементов, открытых в 1938 г. Республиканская библиотека исполняла роль центра, организующего межбиблиотечный абонемент в пределах Чувашской республики. В этом отношении основной ее задачей стало привлечение всех районных и сельских библиотек к систематическому пользованию книжными фондами республиканской библиотеки.

Обслуживая своими фондами библиотеки республики и страны, Республиканская библиотека им. М.Горького сама широко использовала межбиблиотечный абонемент. Только в 1939 г. она выполнила 299 заказов и сама получила 190 книг. Активно пользовались межбиблиотечным абонементом Лдринская, Канашская, Мариинско-Посадская, Чебоксарская, Ибресинская районные библиотеки. Книги из библиотеки выписывали Татарская, Марийская, Башкирская, Мордовская, Удмуртская республиканские, Горьковская, Пензенская, Ульяновская областные и другие библиотеки.

Устанавливать тесную связь с читателями, живущими вне г.Чебоксары, библиотеке позволял заочный абонемент. Эта форма особо важное значение имела для обеспечения книгой руководителей и специалистов


«241

сельскохозяйственного производства. Однако, как свидетельствуют архивные документы, эта форма обслуживания не стала популярной: ее услугами пользовались всего 23 читателя [249, 40].

Республиканская библиотека являлась библиографическим и методическим центром для библиотек республики. В 1940 г. методическим кабинетом Чувашской республиканской библиотеки даны консультации районным, сельским библиотекам, проведены два республиканских методических совещания, на которых обсуждались вопросы: подготовка библиотек к весенне-полевой кампании; работа библиотек с оборонной и общественно-политической литературой; работа с антирелигиозной литературой; работа с детьми; справочно-библиографическая работа; передвижная работа; работа межбиблиотечного абонемента и др.[445, 12,12].

Свою работу библиотека тесно увязывала с общественно-
политическими задачами, стоящими перед республикой, используя для этого
различные формы и методы работы с читателями: доклады, литературные
т вечера, читательские конференции и т. д. Летом библиотека открывала

читальню в парке им.Крупской. В дни призыва молодежи в армию обслуживала ее на призывных пунктах. Посылала книги бойцам, служившим в Горьковской области и Эстонии. Особенно оживлялась агитационно-массовая работа библиотеки накануне выборов. На избирательных участках организовывались книжные выставки, монтажи; сотрудники библиотеки работали агитаторами, членами комиссий избирательных округов.

Библиотека имела до 50 активно работающих передвижных библиотек

на предприятиях и в колхозах. На многих предприятиях города действовали

ш

кружки самообразования. Работники библиотеки проводили громкие читки и беседы, специальные консультации. Для занимающихся самообразованием они подбирали журнальные и газетные статьи, рекомендовали соответствующую литературу [262].

О состоянии библиотеки и ее работе с читателями свидетельствуют


следующие показатели. За 1930-1940 гг. бюджет увеличился в 6,8 раза, фонды - в 2,0, количество читателей - в 2,2, количество посещений - в 3,6, книговыдача - 1,8 раза. В 3 с лишним раза увеличилось количество работников библиотек. Естественно, это позволило значительно разнообразить формы и методы работы библиотеки с читателями (См.: Приложение, таблица 34).

Жителей городов районного значения обслуживали районные библиотеки. В их работе большое место занимали массовые мероприятия. Особым успехом пользовались читательские конференции, привлекавшие широкие круги населения. В 1935-1936 гг. в Чувашии проведено более 130 читательских конференций по обсуждению произведений художественной литературы, а также книг производственной тематики, которыми охвачены десятки тысяч трудящихся республики. Большой популярностью пользовались коллективные читки произведений М.А.Шолохова «Поднятая целина», Н.А.Островского «Как закалялась сталь» и др. Широко проводилась работа по разъяснению проекта Конституции, по информации и обсуждению испанских событий. Всего проведено 1359 бесед, 425 докладов и 980 громких читок. Районные библиотеки значительно улучшили обслуживание читателей технической и художественной литературой. С учетом образовательного уровня рабочих, библиотечные работники проводили с ними индивидуальные консультации, беседовали по прочитанным книгам, давали советы по выбору литературы, составляли картотеки рекомендуемой литературы [312].

Наряду с государственными, городское население обслуживалось также профсоюзными библиотеками, которые создавались при каждом крупном промышленном или транспортном предприятии, на стройках, при различных учреждениях, при рабочих клубах и дворцах культуры. По содержанию своей работы они действовали как обычные библиотеки универсального профиля, во многом сходные с государственными городскими библиотеками. Занимая


основное место в пропаганде книги среди рабочих и служащих, удовлетворяя производственные запросы читателей, работая с литературой, предназначенной для массового производственного обучения, кооперируясь с техническими библиотеками предприятий, профсоюзные библиотеки приобщали массы трудящихся к выполнению задач, стоящих перед предприятиями, организациями, учреждениями, содействовали повышению их культурного и политического уровня, помогали овладевать техникой производства и совершенствовать свою квалификацию.

Особенностью деятельности профсоюзных библиотек являлось развертывание обслуживания книгой значительной части населения города непосредственно на производстве. Они располагались близко к месту работы: либо в цехах, либо непосредственно на заводской территории, либо при заводском или фабричном клубе и т. д. Для обслуживания мелких предприятий одного профиля, обкомы профсоюзов создавали библиотечные передвижные фонды. Сеть библиотек профсоюзов состояла из стационарных библиотек фабрично-заводских и местных комитетов, передвижных фондов областных комитетов союзов, передвижек, организуемых в цехах, красных уголках и общежитиях, и библиотек профсоюзных домов культуры.

Из названной особенности вытекала следующая закономерность: приближение книги к читателю требовало привлечения широкого актива. Библиотеки совместно с общественными организациями внимательно подбирали актив из числа постоянных читателей, подготовленных и политически грамотных людей, которые лучше других разбирались в книгах и могли помочь при их выборе. К участию в работе библиотек привлекались также рабочая молодежь, комсомольцы и инженерно-технические работники. Они являлись передвижниками, книгоношами, членами библиотечных бригад, библиотечными уполномоченными.

Следующей особенностью работы профсоюзных библиотек являлось то, что для обслуживания книгой требовались кадры, хорошо знающие


производство. Поэтому большая часть работников профсоюзных библиотек выросла из активистов-производственников, в основном из среды молодежи, хорошо знающей производство, проявляющей интерес к библиотечной работе, хотя не имеющей специальной подготовки. Такой состав кадров являлся характерным для профсоюзных библиотек и требовал обеспечения соответствующей подготовки и переподготовки библиотекарей.

Третья особенность деятельности профсоюзных библиотек Чувашии обусловливалась быстрым ростом промышленных предприятий и привлечением новых рабочих, ранее не имеющих технических знаний. На фабриках и заводах в целях распространения технических знаний организовывались технические и самообразовательные кружки, велась работа и по ликвидации неграмотности. Помогая рабочим овладевать новыми производственными профессиями, библиотекари пропагандировали научную, производственно-техническую литературу, популяризировали решения правительства о повышении производительности труда, внедрении в производство передовых, стахановских методов соревнования и ударничества. В организации пропаганды стахановского движения особое внимание уделялось библиотечному обслуживанию новаторов и передовиков производства, привлечению их в число читателей библиотек. К сожалению, в архивных материалах отражается лишь разрозненные данные об их работе в этом направлении.

В частности, из содержания отдельных документов можно сделать вывод, что на предприятиях, где делу техпропаганды придавали должное значение, имелись значительные успехи. Так, на Шумерлинском комбинате в 17 кружках техминимума занимались 403 человека, из которых занятие посещал 371 человек (92%), успешно сдали экзамены в ноябре 1933 г. 240 рабочих [419, 217, 5об]. На заводе «Большевик» Шумерлинского района освоение техминимума увязывалось с практической работой [419, 217, 6].

Задача полного охвата рабочих книгой решалась путем использования


инициативы широкой массы населения в работе библиотек. Рабочие Чувашии показали исключительную заинтересованность в организации библиотек и клубов. Так, на Козловском комбинате за счет отчислений, полученных от работы рабочих во внеурочное время, к 16-й годовщине Октября открылся клуб с библиотекой. Рабочие г.Чебоксары на эти цели отчислили 500 тыс. рублей [106, 168].

По итогам переписи 1934 г., в республике функционировала 81 профсоюзная библиотека с книжным фондом 78262 экз., в том числе 5169 книг на чувашском языке. В них работал 41 платный работник. 63 библиотеки, давшие сведения, обслуживали 5008 читателей (См.: Приложение, таблица 35) [323,192].

Необходимым условием успешной работы профсоюзных библиотек являлись качественный состав книжного фонда, наличие литературы по всем отраслям знаний. Однако в начале рассматриваемого периода наблюдалось крайне слабое пополнение библиотек новыми книгами. Поэтому, несмотря на общую тенденцию укрупнения профсоюзных библиотек в городах, рост их книжных фондов оставался незначительным, и неравномерным. За период с 1927 г. по 1934 г. прирост книг в среднем на 1 библиотеку составил 500 экз. (от 5000 в среднем на 1 библиотеку в 1927 г. до 5500 томов в 1934 г.). В то же время в 1934 г. около 48% профсоюзных библиотек имели книжные фонды менее 1000 томов [323, 192].

Характерной особенностью деятельности профсоюзных библиотек в рассматриваемый период являлось развертывание массовой работы, которая давала возможность привлечь к постоянному пользованию книгой широкие слои рабочих. Наряду с этим лучшие библиотеки начали вести работу с читателями, уделяя особое внимание индивидуальной работе с ними, оказывая помощь в овладении основами научных знаний. Для улучшения дела самообразования библиотеки составляли списки литературы - «круги чтения», «планы чтения», программы чтения, рассчитанные на различные


читательские группы. Определенное внимание уделялось воспитанию читателей в духе патриотизма, любви и преданности к Родине. Эта деятельность активизировалась в связи с празднованием юбилейных дат.

Большую помощь профсоюзным библиотекам в их работе оказывала Чебоксарская Центральная библиотека (с 1 марта 1938 г. - республиканская библиотека имени М.Горького). Она обеспечивала их методическими материалами по организации практической работы, консультировала по вопросу библиотечного обслуживания и т.д.

Кроме библиотек Наркомпроса и профсоюзов, городское население обслуживалось библиотеками различных ведомств, учебными, научными и специальными библиотеками (См.: Приложение, таблица 26).

Значительную роль в формировании квалифицированных кадров с высшим образованием для различных отраслей народного хозяйства и культуры играли библиотеки высших учебных заведений.

Особенность работы вузовских библиотек заключалась в том, что они не ограничивались выдачей литературы в помощь учебно-воспитательному процессу, но и оказывали помощь преподавателям в научных исследованиях. Их задача заключалась также в том, чтобы активизировать спрос студентов на научную литературу с целью расширить их кругозор, вооружить их специальными знаниями, а также привить им навыки углубленной самостоятельной работы с книгой.

В пропаганде литературы в помощь учебно-воспитательному процессу и расширению культурного кругозора студентов вузовские библиотеки использовали методы пропаганды книги, присущие массовым библиотекам. В оказании помощи научным исследованиям и в.подготовке научных кадров роль вузовских библиотек совпадала с ролью библиотек научно-исследовательских институтов. Они подбирали возможно более полный фонд научной литературы по основной «зециальности вуза, по темам его научных интересов; в рамках учебного заведения являлись центрами, источниками


информации о новейшей литературе для кафедр, лабораторий и всего коллектива; составляли специальные библиографические справки.

В рассматриваемый период в республике появились и функционировали две вузовские библиотеки - Чувашского государственного педагогического института, находящегося в ведении Наркомпроса РСФСР, и Чувашского сельскохозяйственного института системы Наркомзема РСФСР.

Трудовая биография библиотеки Чувашского государственного педагогического института началась вместе с его историей - с 1 октября 1930 г. [445, 16, 32, 131]. С целью создания фонда, необходимого для обеспечения учебной литературой студентов, а также для научной работы преподавателей, еще в августе-сентябре 1930 г. в Москве, Ленинграде, Казани, Нижнем Новгороде спешно закупалась литература [445, 2, 68].

В начале своего пути институт пользовался большой финансовой поддержкой со стороны государства. Так, на 1930/1931 учебный год Наркомпрос РСФСР выделил 32385 рублей, правительство Чувашской АССР - 55000 рублей. Из них на приспособление зданий, предоставленных институту, их капитальный ремонт израсходовано 23860 рублей. Остальная сумма направлена на оборудование библиотеки и кабинетов. Это дало институту возможность обеспечить библиотеку учебными пособиями и оборудованием первой необходимости [445, 2, 23,66].

Тем не менее первый учебный год начался со скудным запасом литературы; учебников и учебных пособий не хватало. Даже имея финансовые возможности, вследствие неблагоприятной конъюнктуры в это время на книжном рынке (слабые предложения при усиленном спросе) создать сразу же необходимый книжный фонд институту не представлялось возможным. К 1 октября 1930 г. удалось собрать около 3000 томов книг. Особенно остро стояла проблема приобретения литературы на родном языке [445, 2, 21-31,68]. В связи с нехваткой литературы для организации учебного процесса институт использовал книжные фонды других учебных заведений,


в частности рабфака.

Как свидетельствуют архивные документы, на первых порах книжный фонд библиотеки комплектовался путем передачи ей незначительных поступлений книжных запасов из других вузов страны и из личных библиотек. В августе 1931 г. библиотеке перешел фонд бывшего кабинета чувашского языка и культуры Казанского Восточного пединститута (2 тыс.томов языковедческой литературы, методических пособий стоимостью 4535 рублей и права кабинета как подписчика на Большую советскую энциклопедию, собрание сочинений В.И.Ленина); архив бывшей Симбирской чувашской учительской школы, личные архивы В.К.Магницкого, Т.К.Кириллова и др. [445, 27, 6].

В работу по поиску и приобретению книг активно включились преподаватели. Они на длительный срок командировались в Москву, Ленинград и другие города для подбора учебных пособий и кабинетно-лабораторного оборудования. Из каждой деловой поездки они привозили нужные институту книги [411, 27, 68]. Большую помощь в комплектовании фонда библиотеки оказывали ученые высших учебных заведений других городов. В частности, в Казанском отделении ГИЗа подбором необходимой литературы занимался профессор зоологического отделения Казанского университета С.Д.Лавров [445, 2, 21,16-17].

В августе-октябре 1931 г. проводился усиленный ввоз специальной учебной литературы, и уже в октябре институтская библиотека функционировала нормально. В дальнейшем неоценимую помощь в обеспечении научной и учебной литературой институту продолжали оказывать высшие учебные заведения страны. Все это способствовало быстрому пополнению фонда библиотеки. Если в 1930 г. библиотека имела 3791 книгу, то в 1931 г. - 23121, в 1932 г. - 36314, 1933 г. - 49048, в 1934 г. -66622 книг [445, 53, 161].

В 1935 г. в связи с введением в эксплуатацию нового учебного корпуса


значительно улучшило<







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.