Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перестройка работы библиотек и изб-читален в начальный период войны





Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков была одной из самых тяжелых войн, пережитых нашей Родиной. Вместе с тем, годы войны явились самым героическим периодом в ее истории, когда мужчины и женщины, молодые и пожилые, люди всех национальностей, охваченные стремлением быстрее разбить врага, изгнать его с родной земли, превратились в единый боевой лагерь.

С первых же дней войны развернулась гигантская работа по организации всенародной борьбы с врагом, перестройке жизни страны в соответствии с требованиями военного времени. Исходя из нужд фронта, перестраивалась работа промышленных предприятий, колхозов и совхозов, транспорта, связи. Одновременно менялся характер работы всех научных, учебных и культурно-просветительных учреждений. Штабом перестройки их деятельности в военное время стали Народные комиссариаты просвещения.

26 июня 1941 г. Наркомпрос РСФСР и Центральный Комитет профсоюза работников политико-просветительных учреждений приняли обращение «Ко всем работникам просвещения РСФСР» [118, 6], в котором они сформулировали задачи, стояпще перед библиотеками и другими просветительными учреждениями, определили основные направления их деятельности в военных условиях.

Обращение призывало подчинить деятельность библиотек и других политико-просветительных учреждений одной задаче - всеми имеющимися средствами поднимать массы на защиту Родины, укреплять морально-политическое единство советского народа, для чего: разъяснять цели и


задачи войны, систематически знакомить население с постановлениями партии и правительства, сводками о положении на фронтах, развернуть сеть военных кружков, оказывать населению помощь в изучении правил противовоздушной и противохимической обороны, содействовать мобилизации сил народа на выполнение производственных планов. В документе также высказывалась твердая уверенность в том, что труженики политико-просветительного фронта покажут пример героизма и мужества в дни испытаний.

Более детально задачи, стоявшие перед политико-просветительными учреждениями в новых условиях, сформулировали приказы Наркомпроса РСФСР от 2 сентября 1941 г. «О работе политико-просветительных учреждений в военное время» и от 27 октября 1941 г. «О работе массовых библиотек в военное время», которые обязывали каждую библиотеку и избу-читальню повседневно проводить политические информации о ходе войны, пропагандировать героическое прошлое русского народа и его армии, популяризировать образцы трудового героизма, помогать местным органам в подготовке новых кадров массовых квалификаций; предусмотрели меры по улучшению всей многоплановой деятельности библиотек: массово-политической, справочно-библиографической, методической работы, а также по вопросам комплектования, подбора и подготовки кадров и т.д. [164, 133; 245, 5].

Большую активность по мобилизации сил на разгром врага, на перестройку деятельности политико-просветительных учреждений на военный лад проявляли местные органы власти, которые наметили и осуществляли конкретные меры по перестройке этой работы в соответствии с требованиями военного времени, по улучшению качества устной и печатной агитации [66, 77].

Библиотеки и избы-читальни с первых дней войны развернули агагаїшонно-ггоопагандистскую работу среди трудящихся. В своей работе


основное внимание они уделяли разоблачению захватнических устремлений и зверств гитлеровских войск, популяризации сообщений Советского Информбюро и других директивных документов правительства, Государственного Комитета Обороны, решений местных органов власти, направленных на усиление обороноспособности страны.

Культурно-просветительные учреждения Чувашии вели широкую разностороннюю политическую информацию. В качестве примера можно назвать Шоршельскую избу-читальню Марпосадского района (заведующая -Л.Жукова). Здесь регулярно проводились политинформации, громкие читки газет и журналов, лекции квалифицированных работников, служащих государственных учреждений. В избе-читальне устраивались выставки книг на темы о Великой Отечественной войне, с помощью учителей регулярно проводились вечера молодежи с чтением докладов. Ежедневно учителя-комсомольцы читали колхозникам сводки Советского Информбюро. При избе-читальне работали кружки по изучению правил противовоздушной обороны (в этих кружках только за август - октябрь месяцы прошли обучение 253 колхозника и колхозницы), кружки по подготовке к санитарной обороне, по изучению текущей политики, хоровой и др. [448, 3, 7].

Уже в августе 1941 г. республика докладывала Совету Народных Комиссаров Российской Федерации о том, что библиотеки и другие политико-просветительные учреждения стали боевыми центрами политической агитации среди населения.

В условиях войны в деятельности библиотек и изб-читален республики важное место заняла пропаганда военно-политической литературы. В этих целях в них выделялся специальный фонд по этой тематике, приобретались новые издания и комплекты военной литературы: устав рабоче-крестьянской Красной Армии, курс огневой подготовки, танкового боя, стрелковое дело [439, 708, 211]. Обновление и обогащение фондов способствовали повышению интереса населения к книге, увеличению количества читателей,


росту их активности. Так, в первом квартале 1941 г. в Марпосадскую районную библиотеку записался 61 чел., а за такой же период 1942 г. - 195 чел. Если за первые три месяца 1941 г. читальный зал библиотеки посетили 4054 чел., а за те же три месяца 1942 г. - 7030 чел. В тот же срок в 1941 г. читателям выдано 5035 книг, а в 1942 г. - 8330 книг. Среди книг особой популярностью пользовались брошюры о Великой Отечественной войне, книги писателей-антифашистов [48]. В последующем, как свидетельствуют архивные документы, наблюдается сокращение числа читателей и книговыдачи во всех библиотеках и избах-читальнях [437, 715, 35-42].

В процессе перестройки работы библиотек и изб-читален в начальный период войны их работники стремились найти такие формы и методы, которые в трудных условиях военного времени оказывали бы наиболее эффективное воспитательное воздействие на широкие слои населения. В их деятельности в этот период важное место отводилось массово-политическим мероприятиям.

Особой популярностью среди читателей пользовались такие методы агитационно-массовой работы, как политические информации, доклады, лекции, консультации, громкие читки, беседы. Например, своими многочисленными массовыми мероприятиями большое число людей охватывали библиотеки и избы-читальни Ибресинского района. Только с 15 июля по 10 августа 1941 г. в 16 колхозах проведены 47 докладов, 3 лекции, 20 митингов, 280 читок, 243 беседы, которыми охвачено около 9 тыс. человек. Большую работу провели агитколлективы колхоза «Молния» (Руководитель - Тимофеев), Хомбусь-Батыревского сельского Совета (Руководитель - Синдячкин) и др. [387, 243, 1-5].

Широкое распространение в деятельности библиотек и изб-читален получила наглядная агитация: помещения библиотек оформлялись лозунгами, плакатами, фотоиллюстративными стендами, географическими картами, отражающими ход военных действий. Наглядная агитация играла


исключительно важную роль в деле мобилизации воли, усилий масс на осуществление мероприятий, обеспечивающих победу над врагом.

Успешное решение задач, вставших перед политико-просветительными учреждениями в новых условиях, требовало придания массово-политической деятельности максимально конкретного, наступательного и убедительного характера с тем, чтобы воздействовать на мысли, чувства, волю, стремление людей, на политическую, морально-психологическую подготовку всех социальных групп советского общества. Требовалась предельно быстрая мобилизация десятков, сотен тысяч и миллионов трудящихся. Надо было, чтобы агитация и пропаганда, массово-политическая работа библиотек и изб-читален отвечала на вопрос людей о том, что делать сейчас, в сию минуту, чтобы участвовать в битве с фашизмом.

В этом плане хорошо организовала свою работу заведующая Нижне-Тимерчеевской избой-читальней Комсомольского района Петрова. Все мероприятия, проводимые избой-читальней, планировались и обсуждались советом. Каждый член совета назначался ответственным за определенный участок работы избы-читальни. Так, работу по организации политико-массовой работы и ежедневной политинформации среди населения возглавила учительница Митюкова. Она сплотила вокруг себя актив агитаторов, распределила их по участкам, оказывала им повседневную помощь, два раза в неделю проводила совещание по обмену опытом, рассказывала о том, как и о чем нужно вести разъяснительную работу, какие статьи из газет прочитать, подбирала и снабжала их газетами и литературой. В помещении избы-читальни на специальной витрине вывешивались сообщения Советского Информбюро [429, 2329, 55].

С энтузиазмом работали также Карачевская изба-читальня Козловского района, Чубаевская изба-читальня Урмарского, Кольцовская изба-читальня Вурнарского, Ишмурзино-Суринская изба-читальня Яльчикского районов, Мариинско-Посадская районная библиотека и другие, направив свою


деятельность на мобилизацию трудящихся на самоотверженную работу, на помощь фронту [91].

Органической частью повседневной работы политико-просветительных учреждении республики с началом войны стали задачи обучения населения военному делу. Красная Армия нуждалась в обученном резерве, в боеспособном пополнении, имеющем навыки бойца, умеющем воевать. В связи с этим 17 сентября 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» [119, 57], который предписал всем гражданам в возрасте от 16 до 50 лет пройти без отрыва от производства обязательное военное обучение по 110-часовой программе. Во исполнение этого постановления во всех городах и сельских районах определены контингенты и пункты всевобуча, для них выделены командиры и политработники, подобраны военная литература, учебное и боевое оружие, установлены дни и часы занятий [224, 320].

Одна из задач, которая возлагалась на библиотеки и избы-читальни в связи с принятием данного документа, заключалась в необходимости разъяснения широким народным массам значения обучения всего населения страны военному делу. С другой стороны, им предстояло принять самое непосредственное участие в осуществлении всевобуча. Задачи, вставшие перед культурно-просветительными учреждениями в связи с введением всевобуча, конкретизировались в аналогичном постановлении Наркомпроса РСФСР от 9 ноября 1941 г. [164,140-141].

В помощь обучающимся в системе всевобуча они организовывали военные уголки и разъясняли широким народным массам значение обучения всего населения страны военному делу. При этом библиотекари тесно сотрудничали с оборонными организациями и военными учреждениями -Осоавиахимом, Союзом Красного Креста и Красного Полумесяца, военкоматами, призывными пунктами, пунктами всевобуча.

Пропаганда литературы для обучения военному делу проводилась


дифференцированно. Изучение архивных документов позволяет выделить следующие читательские группы: призывники и допризывники, бойцы подразделений всевобуча, члены кружков Осоавиахима, читатели, проходящие подготовку по программе «Готов к санитарной обороне». Военное обучение в первую очередь получили допризывники и состоящие на учете военнообязанные.

Разносторонняя совместная работа политпросветучреждений, комсомольских и оборонных организаций дала положительные результаты. Всевобуч стал кузницей резервов Красной Армии. Уже к середине 1942 г. по линии Осоавиахима при плане 2425 человек подготовлены 5996 инструкторов ПВХО, или на 247%, с приобретением отдельных военных специальностей - 772 человек. Подготовлены значкисты «Готов к санитарной обороне» 13135 человек (годовой план 20000), «Будь готов к санитарной обороне» - 6282 человека (годовой план 10000). В республике на 1 мая 1942 г. имелись 584 донора [379, 135, 117-118].

За два года через всевобуч в Чувашской АССР подготовлены более 75,5 тыс. бойцов, в том числе 13658 снайперов, минометчиков, пулеметчиков, бронебойщиков, истребителей танков. Кроме того, в 1942-1943 гг. в женских комсомольско-молодежных подразделениях подготовлены свыше 22,5 тыс. телефонисток, радисток и других специалистов. Более тысячи медсестер и около двух тысяч сандружинниц подготовили районные и городские комитеты Общества Красного Креста [224, 320].

На мобилизационных пунктах и в военкоматах районные библиотеки обслуживали призывников и допризывников книгой, периодической печатью. Пропаганда военно-оборонной, общественно-политической литературы в основном проводилась путем организации книжных выставок, составления рекомендательных списков, тематических плакатов. В этих целях ими комплектовались соответствующие библиотечки, через книжные магазины, киоски, бибколлектор приобретались новые издания и комплекты


военной литературы. Кроме того, в работе с призывниками широко использовались имеющиеся наглядные пособия: плакаты, географические карты, таблицы, схемы [439, 708, 215]. На мобилизационных пунктах и в военкоматах проводились доклады и лекции. Так, Ядринская районная библиотека провела лекции «Oj Красной Армии» (85 человек), «О полководцах России» (42 человека). Чебоксарская районная библиотека провела лекцию «О защитниках Родины» (42 человека) и т.д.[439, 708, 211]. Для чтения лекций и докладов привлекались квалифицированные пропагандисты, политработники, комиссары и командиры воинских частей. В помощь им библиотекари подбирали материалы и литературу по противохимической и противовоздушной обороне, по стрелковому делу и по другим вопросам.

Работа библиотек и изб-читален в помощь организации всевобуча была разнообразной. В сотрудничестве с оборонными организациями и военными учреждениями они организовывали широкую агитационно-пропагандистскую работу по разъяснению народным массам значения о(^хения военному делу, обеспечению обучающихся в учебных подразделениях всевобуча необходимой литературой и др.[379,135,119-120].

Актуальным направлением работы библиотек и изб-читален в этот период стало оказание помощи местным органам в подготовке новых кадров массовых квалификаций. В связи с уходом на фронт кадровых работников предстояло провести большую агитационно-пропагандистскую работу среди населения по вовлечению новых контингентов людей в производительный труд. Важнейшим источником расширения производственных ресурсов являлись женщины-домохозяйки, составлявшие в 1940 г. 34% трудоспособного населения страны [178, 22]. Задача состояла в том, чтобы разъяснить им необходимость их непосредственного участия в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Велась также работа по привлечению на производство пенсионеров, подростков.

с


В решении этих проблем активно участвовали библиотечные работники. Наряду с проведением различных мероприятий, ставивших своей задачей информацию о ходе военных действий, укрепление дисциплины и организованности населения, распространение оборонных знаний, они вели целенаправленную работу по привлечению женщин в различные отрасли народного хозяйства, активно помогали им быстрее овладеть профессиями.

Культпросветработники участвовали в учете неработающих женщин, выясняли состав их семей, кто из родных и близких находится на фронте, изучали и другие особенности групп, с которыми им приходилось работать. Учет этих данных позволял дифференцированно вести воспитательную работу среди женщин. Для них проводились антифашистские женские митинги, беседы и читки по десятидворкам, встречи с фронтовиками и т.д.

Одной из действенных форм работы с женщинами являлось проведение громких коллективных читок и индивидуальных бесед. Рассказывая о событиях на фронтах, о героических подвигах советских воинов, библиотекари умело связывали их с жизнью тыла. Доходчиво и убедительно доводили до сознания женщин, что победа на фронте куется в тылу и что военному производству нужны тысячи рабочих рук.

Широкая агитационно-пропагандистская работа среди женщин, в которой активно участвовали библиотеки и избы-читальни, помогали им определить свое место в борьбе с врагом, способствовали приходу на фабрики и заводы значительного числа женщин. В Чувашии стал популярным лозунг об овладении женщинами и девушками мужских профессий. На железнодорожный транспорт республики пришли работать 500 женщин. На предприятиях Алатыря за рабочие станки встали более 900, Шумерли - 1000 женщин и девушек [325, 11]. Во второе полугодие 1941 г. на производство пришли более 500 тыс. женщин-домохозяек, заменившие мужчин, ушедших на фронт [17,7]. К октябрю 1941 г. женщины составляли 45% всех рабочих страны. Приток женщин в промышленность постоянно


повышался [301, 28].

В первые же дни войны актуально прозвучало выступление по радио студентки Чувашского сельскохозяйственного института Т.А.Егоровой с призывом ко всем девушкам республики овладевать специальностями трактористов, комбайнеров и машиноведов, чтобы заменить ушедших на фронт механизаторов [447, 100, 117]. Движение за овладение механизаторскими специальностями получило широкое распространение среди девушек республики. Особый размах оно получило в машинно-тракторных станциях, которые играли огромную роль в обеспечении бесперебойной работы на селе. Они готовили механизаторские кадры, изыскивали дополнительные трудовые резервы для села. Так, к весенне-полевым работам 1942 г. уже подготовлено более 2000 механизаторов. Среди них более 70% - женщины и девушки [325, 21].

Наряду с популяризацией и пропагандой подобных инициатив, библиотеки, избы-читальни играли важную роль в мобилизации тружеников села на выполнение ими задачи великой важности - бесперебойно снабжать фронт и тыл продовольствием, промышленным сырьем. В условиях военного времени решение этой задачи наталкивалось на огромные трудности: мужчины ушли на фронт, их заменили женщины и подростки, не хватало механизаторских кадров.

Одним из главных направлений деятельности политпросветучреждений продолжала оставаться пропаганда агрозоотехнических знаний. Особое внимание обращалось повышению знаний женщин-колхозниц, заменивших ушедших на фронт председателей колхозов, заведующих фермами, бригадиров, на повышение агрозоотехнических знаний колхозной молодежи. Библиотеки и избы-читальни помогали им изучить достижения сельскохозяйственной науки, опыт передовиков, содействовать в овладении знаниями правильной организации производства и учета труда.

Многочисленные примеры, содержащиеся в архивных документах,


свидетельствуют о том, что агрозоотехническая пропаганда сельскими политико-просветительными учреждениями в осенне-зимний период 1941-1942 гг. велась значительно лучше, чем в предыдущие годы. Во многих избах-читальнях имелись стахановские школы и сельскохозяйственные кружки. Образцово, например, работали стахановские школы в избах-читальнях Порецкого, Янтиковского и Яльчикского районов которыми подготовлено 23 овощевода, 20 садоводов, 44 ветеринарных санитара, 42 специалиста по выращиванию махорки.

Наряду с деятельностью стахановских школ и сельскохозяйственных кружков, библиотекари и избачи организовывали посещение передовых коллективных хозяйств для ознакомления с передовым опытом работы.

В новых направлениях развернулась работа библиотек в помощь промышленному производству. Важность этой работы определялась тем, что во время войны в связи с пуском в эксплуатацию эвакуированных заводов и строительством новых быстрыми темпами росла численность рабочих. Только на предприятиях г.Чебоксары число рабочих выросло с 5328 человек в 1941 г. до 16600 человек к середине 1942 г. [394, 6, 32].

Дополнительные проблемы для политпросветработников создавало то, что значительно обновился состав рабочих на предприятиях. На место кадровых квалифицированных рабочих, ушедших на фронт, на производство пришли люди, впервые встретившиеся со сложной техникой: домашние хозяйки, юноши и девушки. Состав работающих на отдельных заводах и фабриках обновился наполовину и больше, а на некоторых эвакуированных предприятиях основные квалифицированные кадры создавались вновь буквально в течение нескольких месяцев. В 1944 г. каждый шестой рабочий не отмечал еще своего совершеннолетия. Многие из них совмещали учебу в школах фабрично-заводского обучения с трудом на заводе [325, 13].

Обстановка военного времени требовала дальнейшего выявления и использования всех имеющихся трудовых резервов. С этой целью


проводилась мобилизация трудоспособного неработающего населения, в учете которого активное участие принимали политпросветработники. В 1942 г. в промышленность и на строительство вновь пришло около 2 тыс.человек, в 1943 г. - 5343 человека и в 1944 г. - около 6 тыс.человек. Их учеба проводилась непосредственно в цехах по бригадно-групповому методу. В 1943 г. на 17 промышленных предприятиях подготовлено 13453 рабочих, 600 бригадиров и мастеров [325, 11].

Своей разносторонней агитационно-пропагандистской работой библиотекари и избачи содействовали не только притоку в промышленность новых контингентов трудящихся, но и проводили большую работу по оказанию помощи женщинам, подросткам, молодежи в овладении специальностями, выполнении военно-оборонных, производственно-технических задач, выдвинутых условиями военного времени, стремились, чтобы книга стала действенным помощником в повышении квалификации. Они также организовывали широкую пропаганду производственно-технических знаний среди трудящихся, имеющей целью, «поднять в массах сознательное отношение к труду, превратить их в активных преобразователей хозяйственной жизни» [132,149].

По запросам рабочих, инженерно-технических работников в библиотеках составлялись тематические списки, подбиралась необходимая литература по интересующим их вопросам.

Объектом постоянного внимания со стороны библиотекарей стали рабочие общежития. Во многих из них организовывались пункты выдачи, передвижки, к работе которых привлекались читатели-активисты. Вся работа с различными группами рабочей молодежи рассчитывалась на расширение их общеобразовательного, политического, культурного уровня, на рост их технических знаний, повышение трудовой дисциплины и производительности труда.

В целях привлечения в библиотеку новых читателей организовывалось


книгоношество на предприятия. Так, один раз в 12 дней работники Чувашской республиканской библиотеки посещали обслуживаемые предприятия и проводили беседы. В 1941 г. ими проведены 39 бесед на различные темы, которые сопровождались демонстрацией фотогазет, выставок и иллюстрированных журналов. Во время этих мероприятий обслужены 269 читателей, выданы 1185 книг [338, 34. 8, 36].

Библиотечные работники, стремясь шире пропагандировать книгу, приблизить ее к читателю, переносили центр тяжести своей деятельности на предприятия, воинские части, госпитали, на вокзалы. В городах, районных центрах, на крупных промышленных предприятиях и железнодорожных станциях на базе партийных кабинетов и изб-читален создавались агитпункты - центры агитационно-пропагандистской работы партийных организаций среди населения, в деятельности которых активное участие принимали библиотечные работники.

Таким центром в годы войны стал клуб станции Алатырь Казанской железной дороги, в содержании, формах и методах работы которого появилось много нового. Библиотека клуба, книжный фонд которой постоянно пополнялся, стремилась удовлетворить запросы читателей. Только за сентябрь 1941 г. она выдала свыше 1400 книг по военной и антифашистской тематике. Особой популярностью пользовались такие произведения о героическом прошлом русского народа, как «Нашествие Наполеона» Е.В.Тарле, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского и др.

Работники библиотеки и клуба всю свою деятельность направляли на то, чтобы мобилизовать железнодорожников на выполнение важнейших задач, поставленных перед ними условиями военного времени: проводили доклады и лекции, беседы перед киносеансами и другими зрелищными мероприятиями, которые дополнялись средствами наглядной агитации. В фойе клуба организовывались стенды, рассказывающие о героических


поступках работников железных дорог в тылу и прифронтовой полосе, оформлялись витрины, зовущие к всемерному использованию внутренних ресурсов, окно сатиры. Художники-любители изготовили свыше ста плакатов и щитов на злободневные темы. Один из плакатов назывался «Болтливость - преступление перед Родиной», на котором кроме иллюстраций, помещался Указ Президиума Верховного Совета СССР об ответственности за распространение ложных слухов.

Библиотека и клуб путем проведения докладов и бесед, изготовления наглядных пособий по противовоздушной и противохимической обороне, подбора обширной литературы по этим вопросам, организации доски вопросов и ответов широко пропагандировали военные знания. Витрина «Все для фронта, все для победы над врагом» показывала ежедневную работу цехов и предприятий железнодорожного узла, делала достоянием всех рабочих образцы трудового героизма. Агитаторы часто беседовали с рабочими на текущие политические и производственные темы. Широкую инициативу проявляли культбригады клуба, которые регулярно выступали в цехах, на разъездах, в путевых казармах со злободневными материалами. Кружки клуба состояли из небольших групп с самостоятельной программой выступлений. Особую активность проявляли участницы культбригады Руданова, Сотникова, Якунина, Юрьева.

Политотдел Казанской железной дороги, ознакомившись с работой клуба, отметил большую инициативу всего коллектива и, в особенности, заведующего клубом Зубкова, заведующей библиотекой Шалаевой, библиотекаря Печниковой и рекомендовал другим железнодорожным клубам и библиотекам широко использовать опыт алатырцев; клубу присудил Переходящее Красное Знамя политотдела дороги и дорпрофсожа [75].

В работе сельских культурно-просветительных учреждений по вовлечению тружеников села на решение хозяйственных задач в помощь фронту, на организацию стахановского труда в колхозах в начальный период


войны имелись существенные недостатки: наряду с процессом перестройки работы библиотек и изб-читален стала проявляться другая тенденция -сокращение числа культпросветучреждений.

Если к началу войны их сеть включала 28 районных домов культуры, 28 районных библиотек, 5 городских библиотек, 5 детских библиотек, 56 сельских библиотек, 622 избы-читальни, 202 колхозных клуба, то к концу

1942 г. в связи с необходимостью использовать здания библиотек для
размещения эвакуированных учреждений, госпиталей, воинских частей,
семей, в результате сокращения бюджета закрылись 5 районных домов
культуры, 3 сельские библиотеки, 24 избы-читальни [429,2327, 5-8]. В 1941-

1943 гг. только число массовых библиотек системы Наркомпроса республики
сократилось на 19% (443, 1233, 13; 443, 1630, 11). Не была обеспечена
бесперебойная работа многих сохранившихся политпросветучреждений в
основном из-за отсутствия помещения, использования их не по прямому
назначению, отсутствия дров, нехватки работников [429, 2327, 5-8]. В
отдельных районах, в частности, Октябрьском, Сундырском, Калининском и
других, имелись случаи необоснованного закрытия политико-
просветительных учреждений [429, 2327, 16].

Многие культурно-просветительные учреждения ютились в тесных неприспособленных помещениях. Чувашская республиканская библиотека им.М.Горького, например, приняла на свою площадь агитпункт горкома партии, который занял половину площади библиотеки. Читальному залу были предоставлены две комнаты, одну из которых впоследствии заняли под мастерскую художников. Это явилось причиной консервации части книжного фонда [341, 48, 7]. Помещение Канашской районной библиотеки заняла эвакуированная текстильная фабрика. Библиотека занимала комнату при парткабинете площадью в 15 кв.м. [437, 708, 207]. В Алатырском, Кувакинском, Шумерлинском, Октябрьском, Ишлейском районах встречались факты использования помещений изб-читален и сельских


библиотек не по прямому назначению [429, 2327, 16].

Наблюдалась сокращение сети колхозных клубов и библиотек. В Ишлеиском районе в одиннадцати колхозах при наличии прекрасных зданий не работала ни одна изба-читальня. В Шихазанском районе из 13 колхозных клубов работал только один. Если в 1941 г. в республике действовали 202 колхозных клуба, то к концу 1942 г. их число уменьшилось до 72 [449, 113, 13]. Анализ архивных документов позволяет сделать вывод о том, что такое уменьшение числа клубов и свертывание в них работы объяснялось главным образом сокращением штатных единиц заведующих клубами, оплачиваемых колхозами.

Кроме того, вследствие несвоевременного финансирования избы-читальни, колхозные клубы, библиотеки недостаточно пополнялись политической, военно-оборонной и сельскохозяйственной литературой. Слабо организовывалась агитационно-массовая работа и пропаганда военных знаний [429, 2327, 16].

На эти существенные недостатки в работе клубов, библиотек и изб-читален в начальный период войны указало постановление Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР от 17 января 19452 г. «О состоянии работы культурно-просветительных учреждений республики» [429, 2327, 16-18]. В нем Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР потребовал от Наркомпроса республики и исполкомов райсоветов немедленного восстановления закрытых клубов, библиотек, изб-читален и создания условий для их бесперебойной работы, обеспечив своевременное финансирование, снабжение топливом и помещением. Наркомпросу, исполкомам райсоветов и сельским советам депутатов трудящихся предлагалось обеспечить широкое развертывание массовой политической работы через избы-читальни, колхозные клубы и библиотеки. Перестроить работу изб-читален и колхозных клубов в соответствии с задачами военного времени, организуя для трудящихся кружки, читки и беседы по военным и


производственным вопросам - агротехническим, зоотехническим, ветеринарным и механизации сельского хозяйства [429, 2327, 17].

Исполкомы райсоветов депутатов трудящихся также обсудили вопрос о состоянии политико-просветительной работы в районах и приняли соответствующее решение по ее улучшению, но, как показывают архивные документы, многое из намеченного выполнить не удалось. Только отдельные избы-читальни, клубы, библиотеки на селе стали настоящими центрами культурной и общественной жизни колхозников.

Перестройка работы библиотек и изб-читален в первые месяцы войны проходила в очень сложных условиях, связанных, наряду с нехваткой помещений, с отсутствием квалифицированных работников, так как многие библиотекари ушли в ряды Красной Армии, значительная часть стала работать на оборонных объектах, на фабриках, заводах, в госпиталях и других санитарных учреждениях. Так, если в 1940 г. в Чувашской республиканской библиотеке им. М.Горького работали 29 человек, то в 1943 г. остались 10 работников [441, 33, 14]. Среди вновь пришедших сотрудников многие не имели не только опыта библиотечной работы, но даже и необходимую общеобразовательную подготовку.

В начале рассматриваемого периода имелись серьезные трудности и недостатки в деятельности библиотек и изб-читален, которые объяснялись не только объективными, но и субъективными причинами. Как отмечено в постановлении Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР от 3 декабря 1942 г. «Об освоении финансирования на политико-просветительные учреждения и мероприятия в 1942 г.», это стало возможным в результате безответственного отношения и отсутствия оперативного руководства со стороны исполкомов районных (городских) и сельских советов депутатов трудящихся и органов Наркомпроса Чувашской АССР, которые не обеспечили нормальную и бесперебойную работу политико-просветительных учреждений (на 1 октября 1942 г. не работали 234 избы-


читальни, 5 районных домов культуры и 1 детская библиотека; избы-читальни, дома культуры и библиотеки не укомплектованы кадрами, не обеспечены топливом, необходимым инвентарем, оборудованием, литературой, газетами и журналами).

Несмотря на неудовлетворительное состояние изб-читален, домов культуры и библиотек на 1 октября 1942 г. освоено только 34% годовых ассигнований, выделенных на политико-просветительные учреждения, в том числе: по библиотекам - 54%, районным домам культуры - 33% и избам-читальням - 31,4%. Особенно плохо осваивались средства в Калининском (10%), Порецком (14,4%) и Ибресинском (24,6%) районах [429, 2327, 31].

Недостаточно полно использовались средства, предусмотренные на комплектование фондов библиотек. Так, в Ишлейском районе политпросветучреждения совершенно не пополняли свои фонды новой литературой. Библиотечки, направленные к уборочной кампании, не были доведены до изб-читален. Кольцовская сельская библиотека Вурнарского района имела всего 100 книг. При этом предусмотренные на пополнение книжного фонда библиотеки средства в этих районах не использовались. В первом квартале 1942 г. по Янтиковскому району на приобретение новой литературы для политпросветучреждений израсходовано только 6 рублей. Тюмеревской избой-читальней этого же района по всем статьям израсходовано всего 1руб. 50 коп. [429,2329,65].

Военное время оказало отрицательное влияние и на состояние библиотечных фондов и их комплектование. Сократилось количество новой литературы, поступающей в библиотеки. Это обуславливалось рядом причин. Одна из них - сокращение государственных ассигнований. Одновременно значительно снизилась издательская деятельность. Если за 3 предвоенных года в стране было издано 130,6 тыс.названий, то за 1941-1945 гг. - всего 109,1 тыс., среднегодовой выпуск литературы упал с 44,5 тыс. до 21,8 тыс.экз. [232, 37].


В годы войны произошло заметное снижение числа изданий художественной литературы; в основном преобладало издание литературы на военно-оборонные темы. К июню 1942 г., например, Чувашгосиздательство издало 285 названий книг и брошюр на эти темы общим тиражом в 2387500 экз., в том числе 60 названий общественно-политической литературы общим тиражом в 586100 экз., 30 названий учебников, уставов, наставлений, инструкций по военному делу общим тиражом в 193,3 тыс. экз., из них: наставление по стрелковому делу - 10 тыс. экз., строевой устав пехоты - 7 тыс. экз., учебник «Топография» Д. Шебалина - 10 тыс. экз., начальная военная подготовка - 37 тыс. экз., дисциплинарный устав Красной Армии -10 тыс. экз., и т. д. Изданы 50 названий художественной и детской литературы на оборонную тему общим тиражом в 154,2 тыс. экз., 13 названий санитарно-просветительной литературы общим тиражом в 26 тыс. экз. Издано большое количество лозунгов о военном займе, о снабжении Красной Армии продовольствием, теплыми вещами и др. [379, 135, 117-118].

Снижение темпов издания художественной литературы в начальный период войны, приостановка издания многих журналов, сокращение тиражей газет [233, 17, 20, 24] с особой остротой поставил вопрос о пополнении библиотек новой литературой и периодическими изданиями. За годы войны ежегодное пополнение фондов библиотек по сравнению с довоенным временем значительно сократилось. Так, если в 1941 г. фонд Чувашской республиканской библиотеки им.М.Горького пополнился 9928 экземплярами, то в 1942 г. - 4427, в 1943 г. - 6216, в 1944 г. - 6026 книгами [441, 33, 14]. В этом сказались также недостаточный завоз литературы из Москвы и сокращение почти в три раза сметы по этой статье. Книги в основном поступали из Московского коллектора научных библиотек, из Чувашского бибколлектора и из других библиотек [338, 48, 2-7].

Коренным образом изменился и процесс комплектования. Хорошо налаженная в довоенное время система снабжения библиотек литературой


нарушилась. Всесоюзная книжная палата прекратила высылку обязательных экземпляров крупным библиотекам страны. Данная функция возлагалась на отдельные издательства и типографии, которые не могли обеспечить своевременную отправку литературы.

Значительно ослабили свою деятельность библиотечные коллекторы. В довоенное время в систему КОГИЗа по РСФСР входил 71 библиотечный коллектор, сеть которых охватывала областные и к<







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.