Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние рисования на развитие ребенка





Марина Озерова

О детском рисовании

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3941715

«О детском рисовании»: Издательство Студии Артемия Лебедева; Москва; 2013

ISBN 978‑5‑98062‑058‑5

 

Аннотация

 

Книга посвящена феномену детского рисования и рассматривает его как психологически важный аспект развития ребенка. Автор рассказывает о различных стадиях, которые проходит детский рисунок, выявляя связь между возрастом «художника» и способом отображения мира в его картинках. Практические главы содержат массу советов, рекомендаций и идей для взрослых, желающих развивать и поддерживать творческий потенциал ребенка, не навязывая ему изобразительных шаблонов.

 

Марина Озерова

 

О детском рисовании

 

Второе издание, дополненное

 

 

 

Москва

Издательство Студии Артемия Лебедева

 

От автора

 

Во втором классе я, как и все дети, обожала рисовать, но мне не повезло со школьной учительницей. Однажды по заданию я рисовала ворону и получила за свои старания «тройку». Учительница сказала: «Лапы птицы выглядят ненатурально». Что такое «ненатурально», я в свои восемь лет не знала, но с этого раза стала задумываться о том, как неправильно взрослые воспринимают детские картинки. Когда я выросла и стала заниматься с детьми, я часто вспоминала «ненатуральные лапы» и старалась дать свободу неумелым детским мазкам.

Спустя много лет, с педагогическим образованием и опытом работы, я пришла к мысли, что вместе с ребенком нужно учить рисовать и родителей. Именно их нужно освобождать от «правильных» школьных шаблонов. Из творческих семинаров для родителей родилась эта книга – как руководство для тех, кто считает, что неспособен к рисованию, но очень хочет помочь ребенку раскрыться в творчестве.

 

 

 

 

 

 

Почему дети начинают рисовать

 

Самые маленькие дети, не умея толком держать в руке карандаш или кисть, пытаются черкать по бумаге. Зачем они это делают? Ведь годовалый ребенок не способен изобразить что‑то осмысленное, и рисунков с домиками его родители не увидят еще несколько лет. Многие исследователи детского творчества задавались этим вопросом и выдвигали различные версии происхождения детского рисования.

Сторонники «моторной» теории считают, что рисование для маленьких детей – это выражение постоянного стремления к движению. Рисуя, ребенок избавляется от излишков энергии. «Интеллектуалистическая» теория полагает, что рисунок – отражение знаний о предмете, а не его изображение. В теории «комплексных переживаний» рисование – средство для выражения чувств. Ребенок изображает свое эмоциональное состояние, а не предметы. «Подражательная» теория подразумевает, что дети рисуют без природных потребностей, из желания повторять действия взрослых.

Каждое из перечисленных обоснований имеет смысл. Но если ограничиться только «моторной» теорией, то неясно, почему для сброса энергии ребенку не хватает бега или прыжков. Если считать рисование подражанием, трудно объяснить, зачем малыши рисуют на стенах.

Скорее всего, первые попытки рисования – действия комплексные. Ребенок делает все сразу: развивает моторные навыки, имитирует взрослых и пробует способы самовыражения. Он осознает себя отдельной личностью (обычно это случается в период прохождения так называемого «кризиса первого года жизни») и чувствует потребность оставить видимый след в мире. Рисование дает ему возможность видеть результаты собственных действий.

 

Что такое рисование

 

Рисование – не просто популярный вид детского творчества, хотя оно ценно и в таком качестве. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств. На протяжении всего дошкольного детства – с рождения и до шести‑семи лет – речь развита не настолько хорошо, чтобы ребенок мог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует. Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему‑либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.

 

Интеллект

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество, но, к большому сожалению, родители часто считают игры и творческие занятия неважными, заменяя их бессмысленной зубрежкой и развитием механической памяти.

Сейчас довольно популярны различные методики, опирающиеся на преждевременное формирование логического мышления. Этот подход к обучению противоречит естественному процессу развития психики. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу. Уникальное свойство человеческого мышления – креативность – развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов – отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

 

Фантазия и воображение

Рисование развивает воображение – способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.

Фантазия нужна будущему взрослому – она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, – они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

 

Развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что‑то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой – драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать. В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

 

Развитие восприятия

Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, очень полезное для развития мышления.

 

Компьютер и телевизор

Дошкольники обычно используют компьютер для игры или обучения. Отмечу, что гораздо полезнее научить ребенка играть в обычные – сюжетные, настольные, подвижные – игры, поскольку именно в такой деятельности происходит развитие. Во втором случае, когда родители хотят поскорее приобщить ребенка к современным технологиям и новым способам обучения, они ограничивают его возможности получать необходимую информацию с помощью органов чувств. Ребенок познает в движении, опирается на осязательный и двигательный образ предмета, в том числе – и при зрительном восприятии. Поэтому обучение малышей за компьютером не создает благоприятных условий для развития интеллекта. Для ребенка‑дошкольника основой развития является обобщение чувственного опыта.

Телевизор прочно занимает лидирующую позицию в списке предметов, считающихся необходимыми для ребенка (как вариант – заменяется демонстрацией мультиков или фильмов на компьютере). Бытует мнение, что просмотр мультфильмов развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект. Если принять во внимание, что в одну секунду на экране мелькает 24 кадра, то за десятиминутный мультфильм получится огромное число – более четырнадцати тысяч. А многие современные анимационные серии длятся намного дольше десяти минут.

Каждое изображение, попадающее на сетчатку глаза, переправляется для обработки в мозг, в корковые зрительные центры. И за короткий промежуток времени мозг получает невероятное количество рисованных образов, не успевая критически обрабатывать поступающую информацию. Так эти образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов. Даже если родители стремятся «уравновесить» восприятие ребенка, давая ему рассматривать книги или картины, показать десятки тысяч рисованных образов в день невозможно.

В 1997 году в Петербурге был проведен интересный эксперимент. Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, на втором – персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором – все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что «не получится похоже».

Рисованный образ усваивается памятью целиком и не дает возможности творчески осмыслить или переработать информацию. Взрослые, подумав, подтверждают, что мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до или после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Если провести маленький эксперимент среди знакомых, смотревших в детстве советский мультик о Винни‑Пухе, то на просьбу нарисовать медвежонка Винни с большой вероятностью можно получить один результат – копию мультипликационного персонажа.

 

Женщина, получившая это задание, «сняла» копию с мультфильма. До раскрашивания она многократно обводила и правила рисунок карандашом. На вопрос, с какой целью, ответила: «Чтобы было похоже». Но Винни‑Пух – фантазийный образ, а не портрет реального персонажа. Он не может быть «похож» или «не похож». Автор рисунка сверяла свое представление исключительно с мультипликационной версией

 

Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, много смотрящие телевизор, обычно не умеют вести сюжетно‑ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание – что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику.

Просмотр телевизора – ненормальный, нефизиологичный для нашего зрения процесс. При обыкновенном рассматривании глаза совершают множество движений, многократно «обводя» объект. Обработка впечатлений тоже происходит иначе: в наблюдении за реальным объектом глаза действуют одновременно с другими органами чувств, и образ получается многогранным. При восприятии образов с экрана ребенок не может установить взаимосвязи между отдельными картинками, что стимулирует отрывочное мышление, приучает к пассивному восприятию, приводит к разобщению различных функций (в просмотре мультфильмов участвуют зрение и слух).

Нужно помнить, что в детском возрасте зрительное восприятие очень зависимо от работы кинестетического и осязательного каналов, а при просмотре телевизора они бездействуют. К тому же лет до семи ребенок активно усваивает сенсорные эталоны, а телевизионные образы часто очень далеки от реализма. Поэтому для полноценного развития психических функций в дошкольном, а особенно в раннем детстве больше времени нужно уделять не телевизору, а творческой деятельности – рисованию, лепке, марионеточным спектаклям, играм с пальчиковыми и рисованными куклами, теневым представлениям. Работа с трехмерными материалами стимулирует кинестетический канал восприятия.

 

Книжные иллюстрации

Хотя рассматривание книжных иллюстраций влияет на образное мышление несравнимо меньше телевизионных или компьютерных изображений, важно помнить, что любой рисунок для ребенка – это эстетический эталон. Любимые книги вызывают у ребенка эмоции, с которыми книжные образы легко усваиваются как шаблоны.

Маленьким детям важна не информация, а отношение взрослого, невербальное общение. Поэтому сказки им лучше не читать, а рассказывать или хотя бы рассказывать почаще – чтобы видеть их эмоции и развивать воображение. При рассказывании один и тот же персонаж может принимать в фантазии ребенка любые очертания, а на картинке, сопровождающей текст, он остается без изменений.

Основная задача иллюстрации – помогать ребенку воспринимать текст, а не создавать образы, противоречащие содержанию или упрощающие его. Часто авторская трактовка иллюстратора не соответствует стилю или контексту произведения. Иногда пониманию препятствуют приемы художественной выразительности – сложные ракурсы, деформация предмета, схематизм.

Конечно, для ребенка важно видеть художественное, детально продуманное изображение. С другой стороны, оно мешает творить собственные образы, вызываемые текстом. Поэтому при выборе книг для чтения лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок. И помнить – чем младше ребенок, тем реалистичнее должна быть иллюстрация.

Осторожно следует относиться к изображениям в страшных сказках или иллюстрациям напряженных моментов в тексте. Если ребенок слушает сказку или читает текст, он всякий раз заново строит образ неприятного персонажа и «уничтожает» его, побеждая испуг. Он владеет этими образами и может их преобразовывать по своему усмотрению. Если же персонаж изображен в книге, образ становится статичным – он не исчезает и не трансформируется, и страх ребенка остается непобежденным. Запечатленный в сознании жуткий образ может развиваться вплоть до навязчивых иллюзий или фобий. Нередки случаи, когда дети пытаются физически уничтожить страшную картинку – например, вырывают страницу книги или закрашивают изображение. Поэтому любые пугающие моменты лучше не показывать, а проговаривать.

В настоящее время довольно много книг для детей иллюстрируется при помощи примитивной компьютерной графики, без должного мастерства и художественного вкуса. Они наполнены шаблонными, бесхарактерными, халтурно проработанными образами.

 

У этого животного явные неполадки с глазами и челюстью. Лучше избегать подобных иллюстраций в период восприятия изобразительных эталонов

 

Все чаще вместо иллюстраций используется набор отдельных картинок, предлагаемых базой изображений, и эти картинки в пределах одной страницы могут не сочетаться по стилю или цветовой гамме.

 

 

При выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец. Подобные «рисунки» разрушают в детях чувство прекрасного.

С точки зрения взрослых, маленькие дети обычно слишком вольно обращаются с книгой. Практически все так или иначе пробуют там рисовать или «дополнять» имеющиеся иллюстрации. Родителям можно посоветовать дать ребенку пару книг, которые не жалко привести в нечитаемый вид. Если таких нет, то сделать простые книжечки самостоятельно – вклеить картинки на скрепленные листы бумаги. Важно понимать, что у ребенка нет желания ничего испортить: он просто подражает пишущим взрослым и пытается проиллюстрировать книжку как художник.

Действиями малышей движет вопрос «что внутри?» Узнать это – их первоочередная задача, и поэтому они стараются разобрать любые предметы, в том числе книги. Критиковать ребенка за такое поведение не нужно, лучше распределить книжное богатство так, чтобы в руках ребенка оказывались только те книги, с которыми он может поступать как угодно (например, самоделки).

Родители обычно опасаются, что ребенок привыкнет относиться так ко всем книгам. Напрасно: ребенок старше двух‑трех лет перестает мять книги или рисовать в них и начинает копировать читающих взрослых. Если ребенок старшего возраста портит книги сознательно, здесь уже можно говорить о каких‑то проблемах поведения. Как правило, сознательным нарушением правил дети привлекают внимание или вымещают плохие переживания.

 

Картинки‑комиксы

Образы в комиксах обычно схематичны и гротескны. И действие иллюстрируется специфически – показываются отдельные кадры, связь между которыми читателю нужно устанавливать самостоятельно. Для маленького ребенка это нехорошо, поскольку он привыкает получать обрывочную информацию и очень легко усваивает стилизованные изображения. В результате дети часто отказываются от создания своих образов и постоянно воспроизводят засевшие в памяти образцы.

 

Игрушки

Дети отождествляют себя с вымышленными персонажами и сказочными героями, но намного сильнее отождествление происходит в игре, поэтому любимая игрушка становится другом и «зеркалом» маленького ребенка. Дети прочно запоминают образ того, с чем играют, и даже проецируют качества игрушки на собственное поведение. При выборе игрушек стоит обращать внимание на несколько важных моментов.

 

У антропософских кукол нейтральные, но при этом добродушные выражения лиц, им можно «назначить» любой характер и любую эмоцию. Мастер Мария Тимофеева

 

1. Главное достоинство игрушки в том, что она позволяет ребенку манипулировать ею, а не манипулирует им самим. Детальная, подробная, хорошо продуманная взрослыми игрушка часто слишком привязана к определенной игровой ситуации и не оставляет ребенку свободы и возможности управлять игрой. Кукла‑парикмахер с расческой в руке предназначена для небольшого числа игровых сценариев. А один и тот же кубик часто служит детям и домиком, и машинкой, и пирожным для куклы. То есть чем меньше определена игрушка сама по себе, тем больше определений она получает в игре. В этом смысле хороши антропософские игрушки – они создают ясные образы человека или животного, но не «застывают» в отдельном сюжете.

2. Желательно, чтобы образ, который символизирует игрушка, был спокойным и позитивным. Игрушки, застывшие в определенной эмоции (даже восторженной), навязывают свой сюжет. Страшные образы необходимы детям в сказках и фантазиях, но в виде игрушечных монстров и оскаливших пасти зверей оказывают скорее разрушительное воздействие. Если ребенок использует чудовищ в фантазиях, обычно он их уничтожает и побеждает свои страхи. Когда страшные игрушечные персонажи участвуют в ежедневных играх, он свыкается с ними, перенимает их «настроение». Довольно часты случаи детских фобий, обусловленных тем, что в детской спальне стояла какая‑нибудь большая мягкая игрушка в виде хищного зверя. Дошкольное детство – возраст коллекционирования эталонов восприятия, развития эстетического вкуса, и постоянное эмоциональное общение со страшным не приносит здесь пользу. Ребенку лучше самому творить игру и «наделять» страшными качествами и вредным характером любую игрушку, которая потом сможет «избавиться» от злых чар и снова стать доброй зверушкой.

 

Антропософские игрушечные животные максимально обобщены: не медвежонок Винни‑Пух, а медведь вообще. Мастер Мария Тимофеева

 

3. Для самых маленьких детей (период младенчества и раннего детства) желательно покупать игрушки из натуральных материалов. Также стоит следить, чтобы образ был цельным и узнаваемым. Игрушки‑трансформеры, животные непонятного происхождения, гибридные существа на этом этапе только мешают ребенку приобщиться к реальности, которая для него и так нова и интересна. Чем младше ребенок, тем больше свободы ему необходимо в игре с предметом. Малышам полезно играть с природными материалами – шишками, палочками, песком. Примерно с года до трех лет ребенку важно максимально испробовать возможности материалов, которые попадают ему в руки. И чем шире выбор действий, тем лучше развивается его мышление.

 

Быт

Кроме игрушек, в поле зрения ребенка ежедневно попадает множество бытовых предметов. Иногда взрослые стремятся построить для малыша особый мир, заполняя его комнату кукольными, игрушечными, нереальными образами. Детская мебель, обои, текстиль, посуда пестрят изображениями мультипликационных персонажей. Покупая детские вещи, нужно помнить, что в эстетической изоляции дети не могут познавать окружающий мир и полноценно развиваться. К сожалению, современная индустрия не всегда отвечает требованиям хорошего вкуса, и идущие за ней взрослые мешают естественному развитию зрительного восприятия и формированию нормальных сенсорных эталонов.

 

Вопросы родителей

 

– Полезно ли рисовать красками для ванной?

– Как рисование – не имеет смысла, поскольку следы творчества тут же смываются. Эти краски могут быть дополнительным развлечением, но не основным художественным средством.

 

– Можно ли начинать рисовать с фломастеров?

– Фломастеры лучше давать не раньше младшего школьного возраста (в шесть‑семь лет), и то не как основной материал. Они не позволяют ребенку научиться управлять художественным средством. Чтобы рисовать фломастером, усилия не нужны: невозможно регулировать нажим, как у карандаша, цвета слишком неестественные, и смешивать их нельзя. А получение нового цвета очень важно при освоении материалов. Кроме прочего, обычно фломастеры токсичны (в отличие от мелков или пастели) и не годятся для малышей.

 

– Ребенок все тянет в рот. Подождать с рисованием?

– Когда ребенок больше грызет карандаши, чем рисует ими, можно рисовать каким‑либо съедобным материалом, например кусочком свеклы. Еще одно хорошее средство – соки, замороженные в формочках для льда. Старайтесь объяснять ребенку, что карандаши не едят, убирайте ручки, которые тянутся ко рту. Годовалые дети уже отлично все понимают. И это не повод лишать ребенка радости творчества.

 

– Вы рекомендуете не учить «правильному захвату». А если ребенок так привыкнет держать карандаш, ведь потом не переучишь?

– Ребенок учится постепенно. Есть дети, которые сразу же захватывают карандаш правильно, но они скорее исключение. Обычно ребенок до трех лет рисует, зажав карандаш в кулаке. Уверяю, такой захват не останется навсегда и уйдет на соответствующем этапе развития мелкой моторики.

 

– Можно ли уже в раннем возрасте определить способности к рисованию?

– Можно даже не определять – в таком возрасте они есть у всех детей без исключения. Сохранятся ли они на протяжении всего детства и далее, зависит только от родителей.

 

– Мой ребенок полутора лет не любит пачкать руки, и краски ему неприятны. Даже если на руку попала маленькая капелька, сразу плачет, чтобы я вымыла. Поэтому ему не нравится рисовать. Что ему предложить вместо красок?

– К сожалению, замена красок в данной ситуации не выход. Если ребенок в раннем детстве боится испачкать руки и дотронуться до «пачкающего» предмета, это серьезный и неприятный показатель. Может быть, ребенок получил негативную реакцию родителей на испачканные руки? Если это так, старайтесь снять строгие требования к «опрятности», не помещайте ребенка в стерильную среду. Позволяйте ему возиться в песке, глине, играть с водой. Служите примером, если он сам боится опустить туда руки. Так же и с рисованием – покажите, как рисовать ладошками. Если вы будете относиться к этому положительно, проблема исчезнет. Полтора года – важный период для получения тактильных ощущений от различных субстанций, не упускайте это время.

 

– Ребенок не проявляет интереса к рисованию. В чем причина? И продолжать ли предлагать?

– Причину, не зная подробностей, назвать невозможно. Чаще всего ребенок отказывается рисовать, если за этим действием закрепилось плохое переживание. Например, испачкался – и мама поругала, или укололся карандашом. Продолжайте предлагать, но не навязывайте. Рисуйте в присутствии ребенка, получайте удовольствие от этого процесса, тогда ребенок обязательно присоединится!

 

– Вы говорите, что можно рисовать съедобными материалами. Не привыкнет ли ребенок баловаться с едой? Можно ли его от этого отучить?

– Про годовалого малыша никак нельзя сказать, что он балуется с едой! Это обычный исследовательский интерес. Позвольте ему «побаловаться» таким образом, узнать, каково на ощупь то, что вы даете ему для еды. Это обязательно пройдет, но в раннем детстве малышу необходимо так знакомиться со всеми продуктами. Ему нужно получить как можно больше сенсорного опыта. Приучать в таком возрасте «есть красиво» – верный способ отбить аппетит.

В настоящее время существует множество методик «сенсорного развития». Но не стоит забывать, что ребенку прежде всего интересен окружающий мир и никакие дидактические пособия или суррогаты его не заменят. Вот замечательный пример сенсорного развития – шлепать ложкой по тарелке с бульоном. И запах, и вкус, и цвет, и брызги во все стороны! Еда – один из трех основных процессов в жизни ребенка (наряду со сном и хождением в туалет), и малышам очень важно получать в это время информацию от различных органов чувств.

 

– Если я сама не умею и не люблю рисовать, стоит ли мне самостоятельно заниматься с ребенком или лучше пригласить для этого учителя?

– В любом случае предпочтительнее заниматься самим родителям – для них это еще важнее, чем для ребенка. Даже если вы пригласите учителя, ребенок почувствует ваше отношение к процессу и скоро так же возненавидит рисование. Постарайтесь вспомнить себя в детстве – когда‑то же вы любили рисовать? Не может быть, чтобы даже в два‑три года уже испытывали к этому отвращение! Рисуйте как ребенок, а не «как надо». Играйте с красками, попытайтесь познакомиться с ними заново – как ваш ребенок в настоящий момент. На протяжении всего детства ребенку необходима любая совместная деятельность с родителями, тем более творческая.

 

– Обязательно ли организовывать специальное место для занятий?

– Cовершенно необязательно. Оно нужно маме, чтобы было удобнее убирать, а не ребенку. Желание порисовать возникает спонтанно и совсем не связано с местом для занятий.

 

Бесформенные изображения

 

Бесформенные изображения завершают этап доизобразительной стадии. Особенность этого периода в том, что ребенок впервые пытается отыскать смысл в своих каракулях. Внешне рисунок изменился мало, разве что чаще стал умещаться в границах листа, но для автора он уже кое‑что значит. Теперь ребенок хочет обозначить изображение: например, рисуя машинку, он приговаривает «би‑би». На этом этапе рисование наконец переросло «испытание средства» и начало быть «применением средства» с заданной целью.

 

Два кота. Рисунок девочки 2 лет. Карандаш. Картинка уже помещается на листе, расположена в задуманном месте, и ребенок видит в ней смысл

 

Предыдущие опыты и упражнения научили ребенка делать штрихи: длинные, короткие, прямые, зигзагообразные, жирные и тонкие. Теперь ему нравится управлять кистью и получать мазки разной интенсивности и направленности.

 

Рисунок мальчика 2 лет 6 месяцев. Гуашь

 

Идет град. Рисунок девочки 2 лет 7 месяцев. Гуашь

 

Ребенок часто говорит во время рисования, ритмично повторяя короткие слова: «топ‑топ», «кап‑кап» и др. Это комментирование доставляет ему удовольствие, и, опираясь на ритм, он согласованно наносит штрихи на бумагу, то есть осознает свои движения и многократно их воспроизводит.

Поначалу именно ритм и характер движений вызывают у художника смысловые ассоциации. Например, тыча кисточкой по листу, он обнаруживает, что это похоже на то, как идет дождик, и объясняет: «Это кап‑кап». Стадию бесформенных изображений еще называют «стадией интерпретации», поскольку дети в это время начинают рассказывать, что они рисуют.

 

 

Из тучи идет дождик. Рисунок девочки 2 лет 6 месяцев. Гуашь, вода. Девочка нарисовала тучу в левой части листа, потом вымыла кисточку, и с нее на картинку случайно капнула вода. Девочка начала повторять действие, стряхивая воду с кисточки и приговаривая: «Дождик пошел, кап‑кап!» Прием так понравился, что с его помощью она сделала еще одну отдельную картинку

 

Качели. Рисунок девочки 2 лет 9 месяцев. Цветной карандаш

 

По‑настоящему предметного рисования не будет, пока не будет фразовой речи. Когда ребенок научится говорить предложениями, постепенно сформируются навыки изображения отдельных предметов. Но на нынешней стадии образ пока еще возникает из случайных каракулей, ассоциации подсказываются воображением, а внешнего сходства деталей может не быть вообще.

 

Птичкины следы. Рисунок девочки 2 лет. Гуашь. Ассоциация, подсказанная движением

 

Со временем к двигательным ассоциациям добавляются зрительные.

Часто случается, что период «испытания средств» значительно затягивается. Ребенок подкрашивает воду в стаканчике, смешивает краски на палитре, размазывает их по рукам и даже не подходит к листу. Не нужно делать выводов о том, будто бы малышу неинтересно рисование. Этап освоения инструментов очень важен, и ребенок должен задержаться на нем столько, сколько ему потребуется.

 

Пингвин. Рисунок девочки 2 лет 3 месяцев. Гуашь. Деталь слева напомнила ребенку склоненную голову и стала опорой для новой ассоциации

 

Мамины ножки. Рисунок девочки 2 лет. Гуашь. Очертания цветных пятен на рисунке напоминают два следа

 

Исследователи полагают, что в период обучения манипуляциям с предметами ребенок проходит три стадии: вначале он выясняет функции предмета, затем запоминает их и использует предмет по назначению, а потом ищет новые способы применения знакомых вещей. К концу раннего детства малыши обычно начинают придумывать новые способы использования хорошо изученных предметов. И во время рисования ребенок, отлично знающий, что делать с карандашом, вдруг начинает макать его в стакан с водой, заворачивает краски в бумагу, рисует тыльным концом кисти. Взрослым нужно набраться терпения, это обязательно пройдет. Чем лучше ребенок «наиграется» с материалами, тем свободнее он ими будет владеть.

Спустя какое‑то время в рамках того же этапа поиск смысла в уже нарисованной картинке заменяется желанием изобразить что‑то конкретное. Собираясь рисовать, ребенок задумывается о сюжете или персонаже. На иллюстрации – петушок, которого девочка хотела нарисовать.

 

Петушок клюет зернышки. Рисунок девочки 2 лет 5 месяцев. Гуашь. Справа – пышное оперение, слева можно различить головку петушка над точками – зернышками

 

Но рисунок не статичен, и образы могут меняться по ходу рисования. Ребенок манипулирует ими точно так же, как предметами в игре. Если задуманное не получилось, это очень легко исправить, придумав другое толкование.

 

Маленький таксик. Рисунок девочки 2 лет 5 месяцев. Гуашь. Во время рисования ребенок комментирует работу: «Мама, это будет домик. Нет, собачка. Да, собачка получается! Мама, это маленький таксик стоит на лапках и нюхает носиком!» Внизу две лапы и хвост, наверху мордочка с поднятым носом

 

В процессе рисования название рисунка может меняться, а если ребенка через некоторое время спросить, что изображено на картинке, он забудет про первоначальный замысел и придумает новое объяснение.

 

Змея. Рисунок девочки 2 лет 3 месяцев. Гуашь. Первоначальный замысел – голова человечка (для этого ребенок нарисовал окружность). Случайный мазок кисти внутри круга подсказал ассоциацию с головой змеи

 

Постепенно ребенок находит общие черты у своих рисунков‑символов и форм окружающего мира. Детские рисунки предельно обобщены. Они узнаются по характерному для детского восприятия признаку: изображения чаще всего отражают двигательный или тактильный опыт ребенка, а также понятное автору назначение предмета.

 

Лужа. Рисунок девочки 2 лет 8 месяцев. Гуашь

 

На создание изображений у детей влияет именно кинестетический (двигательный) канал восприятия. По собственному взрослому опыту мы воображаем, что ребенок рисует так: представляет себе предмет или разглядывает его, а потом более или менее удачно копирует увиденное. Но все устроено по‑другому. Ребенок пробует различные действия с кисточкой или карандашом и соотносит с ними ощущения от действий с предметами (или же от действий самих предметов и явлений). Рисуя «Лужу», девочка тыкала мокрой кисточкой в бумагу, что напомнило ей плеск воды. Повторяя одно и то же движение, она изобразила лужу. Подчеркнем еще раз: ребенок рисует не предмет или явление, а собственное ощущение от него. Это сложно понять, но очень важно помнить взрослому. Мы постоянно пытаемся оценить, насколько рисунок похож на предмет, и выносим приговор «хорошо» или «плохо» в зависимости от степени сходства. И ошибаемся, потому что для ребенка внешнее соответствие не является главным. Он рисует тактильные или двигательные впечатления, а не зримый образ.

 

Темнота. Рисунок девочки 2 лет 8 месяцев. Гуашь

 

Гром и молния. Рисунки мальчика 2 лет 11 месяц







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.