Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как превратить в занятие все вокруг





Темой для занятия рисованием может стать что угодно – научитесь замечать, как много интересного вокруг, не проходите мимо впечатлений, чувств, событий и новых знаний, какими бы незначительными или мимолетными они ни казались. Вот несколько моментов, о которых нужно помнить, задумывая любое занятие с ребенком.

1. Возможности ребенка. Ориентируйтесь на реальные возможности и возраст. Не нужно требовать «нарисовать собачку» или «раскрасить картинку по контуру» от малыша, проходящего стадию каракулей.

2. Поиск эмоции. Даже если у ребенка нет яркого, свежего впечатления или переживания, которое можно выразить в рисунке, все равно постарайтесь вызвать у него эмоциональный отклик на задание. Например: «Тебе нравятся собаки? Правда, приятно, когда собака тычется носом в ладонь или облизывает ее языком?» Или: «Ты любишь играть в прятки? Давай нарисуем картинку, на которой ты спрятался?». Или еще: «Нарисуй твою любимую машинку (мишку, куклу)».

3. Игра. Если с предметом, который вы предлагаете изобразить, можно поиграть, дайте ребенку такую возможность. Если предмета нет или игра невозможна, помогите придумать игровой сюжет с участием объекта рисования. «Ты когда‑нибудь забирался на гору? Давай нарисуем такое путешествие». «Ты нарисовала девочку? Давай представим, как будто она пошла гулять (едет на велосипеде, качается на качелях)».

4. Чувственные впечатления. По возможности дайте ребенку как следует изучить предмет. Пусть он его потрогает, прикинет массу, возможно, даже понюхает или попробует. Вложите в ладони камень «Закрой глаза и скажи, что ты чувствуешь?» Попросите подобрать описательные слова: гладкий, шершавый, тяжелый, хрупкий, твердый, блестящий, округлый, угловатый, большой, маленький и пр.

5. Выбор материалов. В близком доступе у ребенка должен быть хотя бы минимальный выбор художественных средств (краски, мелки, карандаши, бумага).

6. Гибкость. Если задание нравится вам, но оказывается непосильным или неинтересным для ребенка, проявите гибкость. Предложите поиграть с красками (сделать кляксы, отпечатки, разрисовать ладошки) либо замените на что‑то любимое – то, что точно вызовет эмоциональную реакцию.

 

Цветение миндального дерева

Дети ходили на прогулку смотреть на цветущий миндаль. Они разглядывали цветы, нюхали их, наблюдали за тем, как пчелы собирают нектар. После прогулки им было предложено рассказать, что они видели, и зарисовать свои впечатления.

– Вы бы узнали цветущий миндаль среди других деревьев, если бы зажмурили глаза? Как его можно узнать?

Дети отвечают, что они чувствовали аромат, и по нему можно узнать дерево, даже закрыв глаза.

– Какой это был аромат?

Ответы: медовый, приятный, сладкий, сильный, летучий.

– А вы можете сказать, что делает аромат?

Ответы: летит во все стороны с дерева, приманивает пчелок, летит с ветром по воздуху, разносится во все стороны.

– А как нарисовать запах, чтобы стало ясно, что он разносится во все стороны с дерева?

 

 

– Кого привлекает этот аромат?

Ответы: пчел.

– Представьте, как пчела видит цветок миндаля?

Ответы: Он для нее огромный! Она его видит, как будто комнатку целую! Она видит первым делом мед (ведущий поправляет: «Нектар, пчелы потом делают из него мед»). Пчела видит большие‑большие лепестки, а тычинки для нее как будто цветы для нас!

– Нарисуйте цветок, каким видит его пчела.

 

 

 

– А теперь нарисуйте цветущее дерево так, как вы его увидели.

 

 

Чем было интересно это занятие? Во время него появились как минимум три разных образа одного и того же предмета. Это позволило детям отойти от стандарта изображения дерева – «палка плюс листья и цветки» и посмотреть на предмет новыми глазами.

 

Занятие про любовь

(рассказывает Татьяна Ландина, слушатель курсов автора)

Со дня на день мы ждали рождения второго малыша. Поэтому у нас было мало событий, чтобы интересно обыграть их в нашем с дочкой творческом дневнике. Я решила действовать по вдохновению, выбрала темой урока «Любовь» и предложила дочери Вале (3 лет 8 месяцев) любовь изобразить.

Когда‑то на вопрос о том, что такое любовь, она ответила: «Это обнимать и целовать». Некое конкретное представление о любви у нее есть (и она связывает это с понятиями «любить маму», «мама любит ее», «что делает мама, чтобы показать, как она любит Валю» и так далее). И мне было интересно, как она изобразит любовь теперь. Для этого я достала все карандаши, какие у нас были, мелки и фломастеры, чтобы дочка могла пользоваться любым материалом. Также дала клей, цветную бумагу и напомнила, что можно использовать пластилин.

 

 

Я сообщила:

– Валентина, есть такое слово – «любовь». Когда‑то ты сказала, что любовь – это обнимать и целовать. Сегодня я предлагаю, чтобы каждый из нас изобразил, на что похожа любовь. Любовь может быть самой разной.

– Даже похожей на волка? – спросила она.

– Даже на волка. Любовь может быть любой. У каждого человека она своя. Каждый понимает ее по‑своему. Так что неправильных ответов нет. Все ответы будут правильными.

Дочь выбрала себе бумагу, карандаш и нарисовала то, что она назвала «банкой».

 

 

– Моя любовь похожа на банку! – сказала она.

– Банка? А какая она, с чем?

– Не знаю, – ответила она.

– А чем бы ты хотела ее заполнить?

Дочка потянулась за красной бумагой. Она придумала нарвать ее на кусочки и наклеить на банку, «заполнив» ее этими красными пятнами.

 

 

 

Доделав картинку, Валентина радостно воскликнула:

– А‑а‑а! Это банка с вареньем!

 

 

Какая сладкая любовь получилась.

– Я хочу вырезать банку! – сказала дочка.

 

 

Она вырезала фигуру, а потом достала два листа другой бумаги и стала обводить «банку». Все это время я рисовала свою «любовь» и наблюдала, что делает Валя. Я ничего ей не говорила и не предлагала. Мне было интересно, что она сделает сама.

 

 

Она вырезала «банки» по контуру.

– А для чего они? – уточнила я.

– Одна для тебя, мама, другая для меня, а третья – для папы!

Для папы она выделила «банку с вареньем», одну дала мне («на, мама, она твоя, рисуй на ней, что хочешь!»), а третью стала разрисовывать каракулями, заштриховав в конце розовым карандашом.

 

 

Потом к нам зашел папа, после чего Валентина уже не могла сосредоточиться. Она повесила на холодильник две своих банки, после чего сообщила: «Я все!»

 

 

Несмотря на сумбур, мы обе получили от урока большое удовольствие. Дочке определенно понравилось, что мы достали все карандаши, мелки и фломастеры (я этого раньше не делала). Ей и не понадобилось это многообразие, но у нее был выбор.

Мне понравилось, как мы провели с ней время. И результат для меня получился действительно волшебный. Любовь у каждого очень разная, и ее можно представить как сосуд. У кого‑то он ассоциируется с банкой любимого бабушкиного варенья, но, в любом случае, мы его наполняем и отвечаем за то, как много там любви и какая она.

Занятие длилось 40 минут. От меня потребовалось только дать тему, задать наводящие вопросы и принести материалы. Все остальное сделала дочкина фантазия.

 

Темы для занятий

Снег. На прогулке хорошенько рассмотрите с ребенком снег и немного поговорите о ваших ощущениях и наблюдениях. Как снежинки сцепляются друг с другом? Какой снег на ощупь? Пусть подбирает слова, ищет эпитеты. На что похож снег? Каким он бывает в разных состояниях и при разной погоде – когда тает на ладони, скрипит в морозный день, лежит мокрый и ноздреватый в оттепель, идет – пушистый или колючий, мелкий, как крупа, или мягкими хлопьями и пр. Полепите из снега, порисуйте веточками на гладком снежном покрове, придумайте небольшие эксперименты, например, сдувайте свежевыпавшие снежинки в мороз и в оттепель, рассуждая, почему что‑то получается или не получается.

Посмотрите, как снег искрится на свету, как он отражает разноцветное освещение от иллюминации, витрин, восхода или заката. Постойте во время сильного снегопада, подняв лицо вверх – возникает ощущение кружения или полета. Рассмотрите птичьи следы на снегу. Попробуйте оставить на снегу разные отпечатки предметами и руками. Понаблюдайте, как снег падает с дерева, если его тряхнуть за ветку.

Возьмите немного чистого снега домой, положите его в прозрачную посуду и понаблюдайте, как он тает. Опустите в снег включенный карманный фонарик. Пропускают ли снежинки свет?

Раскрасьте принесенный домой снег акварельными красками в разные цвета и полепите из него или полейте сугроб на улице цветной водой.

Пофантазируйте, что еще можно сделать со снегом, а потом приступайте к рисованию. Приготовьте цветную и белую бумагу на выбор и предложите ребенку палитру с тремя основными цветами (синим, красным, желтым) и белым. Белого цвета нужно намного больше, он понадобится для колеровки.

Варианты заданий:

– Нарисуй свое ощущение от снегопада, от метели. Покажи движения снежных хлопьев пантомимой, руками, передай это в рисунке.

– Нарисуй ощущение от снега, когда ты его держишь в руке.

– Нарисуй, как через снег проходит свет от фонарика.

– Представь себе предметы, которые занесло снегом. Изобрази сугробы, в которых угадываются знакомые предметы: машина, скамейка, куст, забытая во дворе игрушка…

– Нарисуй, как выглядит одно и то же дерево (например, то, что ты видишь из окна) до и после снегопада. Как выглядит двор, дом, улица?

– Рассмотри снежинку под увеличительным стеклом. Дохни на нее и понаблюдай, как она тает. Нарисуй, как она постепенно исчезает и превращается в капельку.

Камни. Наберите камней, лучше с разными качествами поверхности: гладких, шершавых, легко крошащихся, прочных, блестящих, матовых и др. Попросите ребенка закрыть глаза и вложите ему в ладошку камень. Спросите, что он чувствует и какими словами может выразить ощущения от камня. Возьмите камень назад, пока закрыты глаза, а потом попросите их открыть и абстрактно нарисовать, каким был камень. Мы рисуем цветовое пятно или графический образ, а не изображение самого камня, поэтому устраиваем все так, чтобы ребенок как можно дольше не смотрел на него.

Затем дайте ребенку рассмотреть разные камни и поиграть с ними. Спросите его, чем они отличаются. Если ли у них общие свойства? Предложите ребенку выбрать понравившийся камень и передать в рисунке его фактуру.

Рисунок девочки 4 лет. Гуашь. Мама дала дочери круглый гладкий камень. Девочка сказала, что он похож на божью коровку, и изобразила ее

Мама дала девочке камень с несколькими острыми углами. Она нарисовала камень, как будто пронизанный иголками

 

Птицы. Если рядом с домом растут деревья, за птицами можно понаблюдать прямо из окна (или повесить на окно кормушку). Рассмотрите, как птица клюет корм, оправляет крылья, поджимает лапки, понаблюдайте за поведением птиц в разных ситуациях – ухаживанием, ссорами из‑за корма и т. п. Попросите ребенка повторить движения птицы и нарисовать ее в разных ситуациях.

 

Птица. Рисунок мальчика 4 лет 9 месяцев. Гуашь. Сначала это была синица, которая затем вдруг стала дятлом. Он клюет дерево, и его засыпало опилками

 

Воробьи. Гуашь. Мальчик и мама однажды увидели воробьев на дереве и на кустарнике рядом. Позже на нескольких рисунках он изобразил свое впечатление от того, как переговаривались две большие шумные стайки

 

Дятел на дереве (влюблен в птицу‑балерину, поэтому в одет красивый костюм с сердечками). Девочка 5 лет 4 месяцев. Карандаш

 

Птица, пролетающая мимо падающего листика. Девочка 5 лет 4 месяцев. Карандаш

 

Животные. Расскажите ребенку про игру «зеркало», когда игрок повторяет все движения за тем, на кого смотрит. Предложите ему побыть «зеркалом» для вашего домашнего животного (животного в зоопарке, на улице, в гостях). Если перед вами кот, обратите внимание ребенка на его пластику. Как кот поворачивает голову. Как пригибается для прыжка. Как умывает лапкой мордочку. Как сердится или ласкается к хозяевам. Пусть ребенок понаблюдает за настроением, повадками животного и заметит разницу в движениях.

Затем попросите его показать вам, как кот умывается, «охотится» за игрушкой, насторожился, лениво греется на солнышке. Попросите описать словами, какое ощущение ребенок испытывает, когда гладит кота? Какая у него шерстка? Дайте задание изобразить кота в разном настроении, в движении (следит за птицами за окном, хватает лапками игрушку, умывается, подпрыгивает за солнечным зайчиком). Абстрактно нарисуйте мягкость его шерстки. Попросите ребенка изобразить, например, кухню так, как видит ее кот (неожиданный ракурс, новый взгляд на очень знакомые предметы).

 

Не только рисование

В других видах творчества, например лепке или аппликации, художественный образ развивается по тем же законам, что и в рисовании. И здесь ребенку в первую очередь требуется исследовать материал, узнать его свойства. Знакомство с красками позволяет ребенку придумывать свои собственные техники, изучение других материалов также стимулирует поиск и создание нового образа.

Развитие образа проходит схожие стадии: начинается с простого «пачканья» пластилином, клеем, любым другим материалом. Если ребенку дать бумагу, то он будет мять или рвать ее, если предложить резать – раскромсает на клочки. С точки зрения родителей, это пустая трата времени и материалов. Но можно обойтись и без лишних расходов. Всем известно, что малыши смешивают все цвета пластилина в один неопознаваемый цвет. Просто не давайте ребенку всю пачку, достаточно кусочка любого цвета. Или приготовьте соленое тесто для лепки, а фигурки из него потом можно высушить и раскрасить.

Как и в рисовании, взрослые слишком торопятся объяснить ребенку, как слепить какую‑то фигурку: например, для собачки мы возьмем четыре «колбаски», один «колобок» и пр. Ребенок мыслит иначе – он видит цельный образ или впечатление, ему сложно «разделить» его на части и понять, как изготовить их из пластилина.

Впервые получив в руки пластилин, малыши поступают с ним так же, как с любым художественным средством, – размазывают его по поверхностям (и заодно проверяют, как он закрепляется в волосах). На этом этапе излишне требовать, чтобы лепка шла по порядку, доводить ее до готового изделия. Пусть ребенок наиграется с пластилином: лепит трехмерные «каракули», рвет, делает тоненькие пласты и большие комья… Раз за разом он будет открывать новые приемы.

Постепенно от трехмерных или двумерных (пластилином можно «рисовать» на картоне) каракулей малыш перейдет к изготовлению первых «головоногов» – они будут похожи на его рисованные образы. Поскольку в трехмерном пространстве работать тяжелее, рисунок немного обгоняет другие техники по стадиям развития.

Покажите максимум возможностей пластилина: в нем делаются дырочки (не только стеками, но и непишущей ручкой, трубочкой для коктейля, спичкой), его легко комбинировать с другими материалами (бисером, бусинами, пуговицами, природными материалами, макаронами). Детям, которые уже освоили лепку из пластилина или теста, предложите полимерную глину, чтобы сделать вместе что‑то долговечное. Например, всей семьей можно вылепить набор кукольной посуды, сделать миниатюрные фрукты или пирожные.

Первые опыты с вырезанием не требуют пачки цветной бумаги. Вполне можно обойтись ненужными журналами, яркими рекламными буклетами или старыми календарями. Пусть малыш просто освоит ножницы – что это за инструмент и как он себя ведет.

Когда речь заходит о ножницах, многие родители сразу пугаются: это острый предмет, маленький ребенок обязательно поранится! Но лучше не делать этот «плод» запретным и ждать, когда ребенок возьмет ножницы или нож без присмотра и действительно поранится, потому что не умеет ими пользоваться. Вместо этого стоит с самого раннего возраста (когда ребенок начинает ходить и пытается дотянуться до всех вещей на кухонном столе) учить ребенка действиям с потенциально опасными предметами. К примеру, малыш не управится с острым кухонным ножом, но его можно заменить на одноразовый пластиковый или почти безопасный столовый, чтобы показать, как резать правильно, а как нельзя или опасно. Потом он вполне может порезать что‑нибудь мягкое (огурец или вареную морковь).

Если ребенок не умеет вырезать, но проявляет к этому интерес – возьмите его ручки в свои и объясните, как держать и направлять ножницы. Убедившись в том, что он понял принцип работы и знает правила безопасности, оставляйте ножницы в открытом доступе. Для первых опытов купите ножницы с закругленными концами. И в аппликации поначалу вас ждет та же история, что со всеми другими материалами: ребенок будет «уничтожать» бумагу, кромсая ее безо всякой цели и не желая вырезать по заданному контуру. Научите его наклеивать свои обрезки – это будут первые аппликации‑каракули.

На определенном этапе вашему художнику захочется вырезать изображения. Не требуйте от него точного следования контуру, вырезание будет совершенствоваться на практике, и ребенок научится орудовать ножницами более ловко по мере развития моторики. Если интерес к работе с бумагой есть, но фигурки вырезать никак не получается, научите ребенка технике «рваной аппликации», когда совмещаются разорванные, а не вырезанные кусочки бумаги.

Когда ребенку наскучит резать бумагу и захочется создавать определенные образы, подскажите ему идею для исполнения. Что его интересует в данный момент? Какую фигурку он может вырезать без вашей помощи? Предложите изобразить любимую игрушку, домашнее животное и постарайтесь согласиться с полной непохожестью полученного образа. Вполне возможно, что сначала все действующие лица на аппликации будут в виде бесформенных клочков. Подождите немного, и скоро они начнут приобретать похожие очертания, как камень под резцом скульптора. Экспериментировать с бумагой полезно и важно, это хорошо развивает пространственное мышление.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.