Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пример интерпретации рисунка





 

Рисунок девочки 10 лет

 

Общие наблюдения

Рисунок выполнен контурно простым карандашом, не раскрашен. Фигурка прижимается к нижнему краю листа, довольно неустойчивая и слишком тоненькая. Многие линии подведены дополнительно, местами есть штриховка.

 

Оценка рисунка в баллах

1. У человека нарисована голова – 1.

2. У него две ноги – 1.

3. Две руки – 1.

4. Туловище достаточно отделено от головы – 1.

5. Длина и ширина туловища пропорциональны – 0.

6. Плечи хорошо прорисованы – 1.

7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно – 1.

8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены – 0.

9. Шея ясно просматривается – 1.

10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы – 1.

11. У человека нарисованы глаза – 1.

12. У него нарисован нос – 1.

13. Нарисован рот – 1.

14. Нос и рот имеют нормальные размеры – 1.

15. Видны ноздри – 0.

16. Нарисованы волосы – 1.

17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову – 1.

18. Человек нарисован в одежде – 1.

19. Нарисованы, по крайней мере, основные части одежды (брюки и пиджак или рубашка) – 1.

20. Вся одежда, изображенная кроме указанной выше, хорошо прорисована – 0.

21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов – 1.

22. На руках изображены пальцы – 0.

23. На каждой руке по пять пальцев – 0.

24. Пальцы пропорциональны и не слишком растопырены – 0.

25. Большой палец достаточно хорошо выделен – 1.

26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти – 0.

27. Прорисован локтевой сустав – 0.

28. Прорисован коленный сустав – 0.

29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу – 0.

30. Руки имеют такую же длину, что и туловище (или длиннее, но не более чем в два раза) – 1.

31. Длина стоп равна примерно трети длины ног – 0.

32. Длина ног примерно равна длине туловища (или длиннее, но не более чем вдвое) – 0.

33. Длина и ширина конечностей пропорциональны – 0.

34. На ногах можно различить пятки – 1.

35. Форма головы правильная – 1.

36. Форма тела в целом правильная – 1.

37. Очертания конечностей переданы точно – 1.

38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют – 1.

39. Уши хорошо различимы – 0.

40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры – 0.

41. На лице прорисованы ресницы и брови – 1.

42. Зрачки расположены правильно – 0.

43. Глаза пропорциональны размерам лица – 1.

44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону – 0.

45. Четко различимы лоб и подбородок – 0.

46. Подбородок отделен от нижней губы – 1.

Всего: 27 баллов, немного ниже возрастной нормы (30).

 

Анализ деталей

Голова слишком маленькая по отношению ко всей фигуре. В сочетании с общей неустойчивостью изображенного человека может указывать на критическое отношение к собственным способностям, нежелание принимать на себя функции самоконтроля.

Волосы: изображение волос у персонажа соответствует возрастной норме. Они хорошо прорисованы, имеется прическа (коса). Деталь свидетельствует о нормальной половой идентификации.

Лицо открытое, хорошо прорисованное, приветливое. Лицо обращено к зрителю и выражает готовность к общению, контактность.

Лоб закрыт густой штриховкой, изображающей волосы. Это подкрепляет соображения относительно нежелания брать на себя функции самоконтроля. Показывает сниженный интерес к интеллектуальной сфере.

Глаза: зрачки плохо прорисованы, взгляд не направлен на зрителя. Деталь может указывать на наличие страха (что подтверждается общей неуверенностью фигуры). Глаза украшены густыми длинными ресницами, что свидетельствует о потребности во внимании окружающих.

Нос прорисован, маленького размера.

Рот: улыбка нарисована одной линией (обычно к десятилетнему возрасту девочки рисуют губы и раскрашивают их подходящими цветами). Изображение может быть интерпретировано как признак робости и застенчивости (что вполне согласуется с общим обликом).

Подбородок не выделен.

Уши не нарисованы. Если учесть общий вид фигуры, их отсутствие можно расценить как признак повышенной чувствительности, неприятия критических замечаний и болезненного их переживания.

Шея длинная и тонкая, выдает скованность и зажатость.

Руки опущены вниз, что означает замкнутость, напряженность. Нарисованы маленькими и слабыми, с помощью прерывающихся линий (признак недостаточной социальной адаптации, сложностей во взаимодействии с окружающими). Хрупкие руки в целом говорят о слабости и неуверенности.

Кисти рук и ладони слишком маленькие, а ладони плохо прорисованы. Недостаточно хорошо изображенные кисти рук и ладони, плохая детализация – свидетельство проблем в сфере общения.

Пальцы не прорисованы, кроме большого (кисть «рукавичкой»). Отсутствие пальцев – это и неумение контролировать ситуацию, и отказ от контроля.

Туловище слабое, маленькое, нарисовано прерывающейся линией. Можно предположить наличие негативных переживаний, высокого уровня тревожности, подавленности. В сочетании с маленькой головой подтверждает догадку о желании избежать самоконтроля.

Одежда и фигурка в целом недостаточно декорирована, нет необходимых деталей (не обозначен воротник блузки, шея сливается с одеждой).

Ноги тонкие, указывающие на недостаточную опору. При этом относительно туловища они длинные, что можно расценить как желание утвердиться. Стопы нарисованы в профиль: автор стремится к устойчивости и надежности.

Вывод: если принять во внимание общее впечатление от рисунка и анализ отдельных деталей, можно подтвердить предположение о наличии у рисующей девочки страхов, неуверенности, проблем в сфере общения и недостаточной социальной адаптации. Для более подробного анализа стоит провести повторный тест.

 

Марина Озерова

О детском рисовании

 

Второе издание, дополненное

 

Арт‑директор Артемий Лебедев

Метранпаж Искандер Мухамадеев

Верстальщик электронного издания Дорин Дякону

Главный редактор Катерина Андреева

Редактор Татьяна Деваева

Корректор Екатерина Касимова

Фотограф Евгения Филатова

Менеджер Светлана Калинникова

 

Студия Артемия Лебедева

Ул. 1905 года, д. 7, стр. 1 Москва, 123100, Россия

publishing.artlebedev.ru

 


[1] Гленн Доман – американский врач‑нейрофизиолог, основатель Института человеческого потенциала. Широко известен разработками адаптирующих методик для детей с поражениями центральной нервной системы и головного мозга. Позднее эти методики стали использоваться для обучения и раннего интеллектуального развития здоровых детей. Суть концепции в том, что ребенку ежедневно, с увеличивающейся интенсивностью, показывают карточки с изображениями предметов (растений, животных, планет и пр.), точками или словами. Карточки разделены на тематические серии. Доман и его последователи считают, что таким образом ребенок к шести годам получит энциклопедические знания. Обучение предлагается начинать не позже трех – шести месяцев (в тот период, когда познание окружающего мира для ребенка происходит через эмоциональную сферу, а не знаковые системы).

 

[2] Лев Семенович Выготский – российский и советский психолог, основатель культурно‑исторической теории развития психики. Согласно ей, личность обладает низшими и высшими психическими функциями, причем первые регулировать невозможно, а вторые, к которым относятся восприятие, память, мышление и речь, являются сознательно управляемыми. Выготский занимался исследованиями деятельности мозга, развития психики, становления сознания, изучал психологию искусства, детскую психологию, дефектологию и психиатрию. Написал несколько классических трудов в этих областях. Ввел в педагогическую психологию понятие «зона ближайшего развития», повлиявшее на разработку современных методик обучения. Выявил психологические кризисы в развитии человека и рассмотрел их важный «созидательный» смысл.

 

[3] Карен Маховер окончила Нью‑Йоркский университет со степенью магистра психологии. Работала в больнице психотерапевтом, преподавала в Бруклинском колледже. Разработала метод анализа развития личности, основанный на интерпретации изображения человека. Самая известная работа – «Индивидуальная проекция в рисунке человеческой фигуры: метод личностного исследования».

 

[4] Флоренс Гудинаф – американский педагог и психолог. Занималась преподаванием, а также исследовательской работой в школе для умственно отсталых детей. Впервые в истории психодиагностики показала, что выполненный ребенком рисунок знакомого объекта свидетельствует об уровне развития его интеллекта. Создала тест «Нарисуй человека». Известные публикации: «Измерение интеллекта с помощью рисунка», «Экспериментальное исследование ребенка», «Психология развития».

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.