Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава IX: Магическое мышление.





 

 

Подобный тип мышления берет своё начало из раннего детства, когда ребенок, в силу своих физиологических и психических начинаний не способен воспринимать себя иначе, как центр происходящего. Восприятие и психическая непрерывность начинают формироваться с самого рождения, поэтому самые фундаментальные элементы нашей психики одновременно являются самыми простыми и, зачастую, ошибочными. Младенец не обладает возможностью вместить огромное количество объектов и деталей окружающего мира. Первое время он даже почти ничего не видит, поэтому для него существует только он и грудь, которая дает ему приятные ощущения. Так начинаются объектные отношения, о которых вы можете прочитать более подробно в книге «Зависть и благодарность» Мелани Кляйн.

Младенцу всегда кажется, что он – причина всего происходящего с ним, поскольку другие объекты в его восприятии не являются живыми и воспринимаются, скорее, как интерьер. То есть, если вокруг него нет никого, кроме груди матери, кто еще мог бы быть виновен в насущных проблемах? Это типичное эгоцентрическое мышление ребенка. Оно не плохое само по себе, оно не делает ребенка плохим – у детей просто нет выбора, поскольку их нервная система еще не может обработать осмысленность существования других объектов. В случае ранних отношений с грудью, если младенец надолго остается один, по его телу расходятся сотрясающие волны неудовлетворенности, страха и чувства вины за свое существование. Младенец пытается управлять грудью, находит способы призывать ее, тем самым лишь убеждаясь в том, что он управляет самым важным в его жизни, а если что-то не получается, ему кажется, что это он во всем виноват. Затем, это перерастает в убежденность материальности мыслей или в идею: «Если чего-то очень сильно хочешь – ты обязательно это получишь», хотя, если привести в пример популярных детей и подростков, можно с уверенностью сказать, что желание далеко не всегда на что-то влияет. Большинство из них получают всё, что хотят без каких-либо особых усилий или очень сильных желаний. Даже популярность очень часто является следствием связей родителей, а не сильного желания человека, а ведь в материальность собственных мыслей верит огромное количество людей. Ведь, наверняка, некоторые фанаты хотят быть на месте кумира куда сильнее и отчаянее, чем их объект обожания. Но на самом первом этапе взаимоотношений с миром, человек всё равно убеждается в том, что в его власти обладать тем, что удовлетворяет его фундаментальные потребности: от безопасности до наслаждения. Это и приводит ко всему тому, что происходит дальше.

В отрыве от младенческих взаимоотношений с грудью, для формирования магических идей, как в воспитании, так и в религии, необходим гипнотический сеттинг (соблюдение определенных принципов и атмосферы). Он строится на авторитетном субьекте, объекте, на который оказывают влияние и симптомах этого влияния. Родитель априори является авторитетным субъектом, поскольку от него зависит жизнь ребенка, поэтому множество его слов проходит в бессознательное напрямую, без критического анализа. В этом смысле, ребенка можно заставить поверить в связь между тем, что у него болит живот и тем, что он грыз ногти, приведя несколько доводов, не обязательно соответствующих действительности. Или заставить поверить в то, что у мамы проблемы в жизни именно из-за того, что ее дочь какая-то неправильная. Вообще, если при объяснении каких-то обстоятельств происходит актуализация чувства вины или страха смерти, может утвердиться почти любая высказанная мысль. С одной стороны – это невероятно быстрый способ обучить ребенка чему-то, но с другой – существует огромное количество логических ошибок, которые могут сознательно или бессознательно допускаться родителями. И, если с материальной точки зрения такой подход может оказаться очень продуктивным, то вся психологическая область подобного влияния разрушает психику человека с момента понимания ребенком того, что родители ему говорят.

Здесь уже затрагивалась проблема воспитания, когда ребенку навязывается определенная идея, которая совершенно не соответствует действительности, на манер «Будешь слушаться родителей (будешь хорошим человеком) – у тебя будет хорошая и успешная жизнь». К сожалению, подобных логических ошибок допущено огромное множество, что делает жизнь некоторых людей совершенно невыносимой. Возникает такое явление на тех же принципах, на которых возникли религии и самые разные духовные учения – на страхе перед неизвестностью, с которым справляются с помощью интелектуализации (логическое подстраивание уже известных фактов без каких-либо эмпирических доказательств). Ребенку чуть ли не с самого зачатия рассказывают сказки, хотят, чтобы он поверил в существование чудес и объяснял через них свою жизнь. Особенно подобный подход популярен в религиозных семьях, когда ребенок без доказательств должен поверить в Бога, в существование планеты всего 6 тысячилетий, а иначе он сгорит в аду (манипулирование страхом смерти). Это осложняется еще и тем, что ребенку, а в последствии и людям с отсутствием критического мышления, нужны объяснения, а не докозательства. Суть в том, чтобы аргументы казались им убедительными, а объективность доводов не имеет значения. В этом случае побеждает тот, кто в глазах человека заслуживает большее уважение или к кому он испытывает большую симпатию. Таким образом, когда в исламской семье невероятно развит культ предков и родителей, им очень легко заставить поверить ребенка в то, что их пророк разрубил луну на пополам. В таких ситуациях важна подача, харизма или авторитет, но никак не законы физики.

Еще один из примеров таких влияний я бы назвал мультики, в которых главная мораль в том, что Санта Клаус или магия существуют. Всё это зачем-то пробуждает в человеке самые разные романтические переживания, которые затем разбивают родители и учителя. Сначала ребенку говорят, что Дед Мороз существуют, а потом его отнимают. Сначала на ноль делить нельзя, а потом оказывается, что можно. Зачем-то говорят, что звезда падает с неба, а потом ты должен самостоятельно вспомнить тот факт, что звезды взрываются и, соответственно, падать никуда не могут. Когда воспитывают девочку, делают из нее принцесу, а когда она вырастает, ей говорят, что быть принцессой – непозволительная роскошь в современном мире. И это одна из самых ужасных ошибок воспитания. В самый яркий и влиятельный период в жизни ребенка его учат и даже хвалят за то, что он такой, каким он никогда не должен быть, когда вырастет. Это настолько разрушает ожидания, что создает одни из самых фундаментальных травм. Девушкам сейчас невероятно сложно не быть принцессами.

Огромное количество мультиков об этом, большинство сказок об этом, большинство игрушек об этом. Некоторые мультики напрямую говорят: «Летай в облаках, это абсолютно нормально быть ленивым мечтателем и дураком», а в жизни тебе говорят совершенно противоположное. Проблема в том, что мультики подаются так, будто они на стороне человека, который их смотрит, поэтому они очень хорошо воспринимаются и попадают в самые глубинные слои бессознательного. Они вызывают огромное доверие и способны как угодно влиять на психику человека. Некоторые из мультиков чуть ли не напрямую ставят ребенка таким образом, чтобы он наотрез не соглашался слушаться своих родителей. Они подкрепляют это еще и тем, что такой персонаж из мультика, который никого никогда не слушал, достиг максимального успеха в локальной группе или даже перед всем человечеством. Такие посылы в фильмах и прочих произведениях ведут к невероятным конфликтам с окружающим миром. Ребенку очень часто кажется, что не быть романтичным значит предать себя, значит перестать быть человеком, поскольку ему показывали взрослых, как болванов, не способных ценить жизнь или что-нибудь еще в этом роде. Быть романтичным совершенно не плохо, но это не значит, что имеет смысл конфликтовать со взрослыми или с их эмпирическим опытом. Можно было бы примерить обе половины человечества, однако даже в моменты примерения родителей с детьми, родители часто переходят на сторону детей. И да, в мультике они могли быть неправы, но это не значит, что настоящие родители ошибаются во всем, что касается жизни.

Мы с детства наполняемся сказками, поэтому ищем и хотим верить во всё мистическое и загадочное, ведь сказки – это один из самых главных аспектов традиционного воспитания ребенка, который чуть ли не полностью структурирует всю семиотику в детстве своим количеством. Если Бог существует, почему остальные существа нереальны? Чем Бог и Иисус отличаются по магичности от русалок и волшебников? Абсолютно ничем. О тех и о тех написано в одинаково толстых книжках порядочно. Человек всегда будет прислушиваться к самым разным суевериям, пробовать вызывать разных гномиков и загадывать желание, когда метеорит сгорает в атмосфере, потому что так делают все. И это одна из главных причин, по которым подобное происходит – это очень популярно среди детей, и в этом случае включается механизм «Если это делают все, значит это правильно и может сработать». Подобная мистификация жизни дает ощущение особенности, взращиваемое в детстве, когда ребенок отождествлял себя с супергероями или сказочными принцессами. В любом случае, это всегда были особенные персонажи, так сильно вызывающие симпатию и доверие.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.