Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 10 «Первый день в гимназии и первый прогул ее»





Экипаж князя Александра лавировал между пролеток, других экипажей и редко попадающихся смешных автомобилей с огромными колесами и брезентовым верхом. Водители машин часто бранились с извозчиками.

Весь утренний Петербург куда-то спешил, торопился, дороги были заполнены до тесноты, а обочины и тротуары были запружены толпами разномастного люда. Марине нравилось то, что люди в этом времени не представляли из себя однообразную серую массу, а совсем даже наоборот – разную и пеструю. Стоило только вглядеться в их лица, посмотреть на их одежду и удивляться тому какие они все разные и непохожие друг на друга.

Наша героиня ехала в экипаже по прямым улицам и в ее голове тут же начинали рождаться стихи. Она попросила князя:

-Папа, можно мне бумагу… Я стих придумала…

-Мари, ты же никогда не писала стихов. Ты считала это позорным для себя занятием.

-Что же здесь позорного? Ну, дай листочек, а то мысль ускользнет.

Александр Николаевич достал из внутреннего кармана свою записную книжку в дорогой обложке из телячьей кожи и протянул ее Марине вместе с карандашом. Девочка открыла ее на странице, где не было всяких деловых заметок типа: «Встреча с г-ном Артинским. Рассмотреть его прошение о строительстве загородного дома отдыха на моей территории. Доход от дома пополам», или «раут у г-жи Шавелевой в 7:00 вечера» и начала писать кривыми от езды на лошади буквами:

Утренний Петербург, лазурное небо,

Тянуться вдоль особняков проспекты,

По ним мелькают экипажи, конки,

Автомобили, телеги, пролетки,

Солнце по железному боку сверкает

Нового красненького трамвая.

В экипаже сидит дама в шляпе, перчатках,

Как на картине «Неизвестная», она – загадка.

Под неуверенное жужжание угасающих к утру фонарей,

Под их бледный свет фосфорицидный,

Художникам, писателям мерещиться теперь,

Те лукавые незнакомки, что остались лишь в стихах и на картинах,

И были фантомами предсмертных годов того мира….

***

Экипаж князя Белосельского приблизился к лучшей государственной гимназии. Извозчик остановил лошадей. Александр Николаевич вышел первым и галантно подал руку Марине, помогая ей спуститься.

Они вошли в парадную залу гимназии. Там было просторно и светло от утреннего солнца, струящегося в окна. Большие колонны подпирали своды здания, на стене была выложена мозаика, которая сверкала и переливалась на солнце, будто бы сделанная из тысячи самоцветов. Холл еще не успел набраться людьми, так как час был еще ранний.

Князь Александр собрался было прощаться, но Марина вцепилась в его руку и не отпускала. Ей было страшно оставаться в этом незнакомом красивом здании совсем одной. Александр Николаевич приобнял дочь и сказал:

-Мари (ударение на последний слог), ты чего? Иди в класс, не бойся.

Новгородская девочка еле слышно пролепетала:

-Я не знаю где мой класс….

-Бог мой! Неужели тебе память отказывает?

-Немного…. После вчерашних скандалов я сама не своя…. Я даже портфель забыла собрать…. Боюсь, что меня ругать будут….

Видя, что девочка сейчас расплачется, князь Александр сказал мягким тоном:

-Итак, Мария Александровна, без паники. Достань, пожалуйста, дневник, и посмотри какие у тебя сегодня уроки.

-Так…. Грамматика…. Есть…. Арифметика тоже…. Физика…. Нет учебника и тетради…. Основы….. Основы чего? А-а…. Основы какого-то естествознания…. Тоже нет…. Немецкий язык…. Есть…. Ой, блин, я же немецкий совсем не знаю!

-Не говори слово «блин». Это не вежливо. И немецкий ты уже 2 или 3 года изучаешь, как ты можешь его не знать?

-И по литературе нет учебника – «замечательно». Итак, у меня нет учебника по физике, естествознанию и литературе, зато есть английский язык, география и какой-то дурацкий задачник.

-Он не дурацкий. Это задачник Магницкого. Откуда ты таких слов набралась? Я тебе запрещу общаться с этим уличным мальчиком, если он позволяет себе в присутствии дамы употреблять подобные выражения.

-Он не причем. Я давно такие слова знаю…. Извини…

-Запамятовал что-то…. Скажи, пожалуйста, как зовут этого твоего спасителя?

-Он не мой… Стрелок. Настоящего имени он не знает потому, что у него нет родителей.

-Кошмар. Ладно, я потом с ним познакомлюсь.

-Папа! Только в мое отсутствие, а то княгиня опять разорется.

-Мари, что за слова?

-Извини.

-Ладно, иди на свою грамматику, я поеду, а то у меня дел полно.

Князь поцеловал девочку в макушку и удалился. Марина осталась стоять истуканом среди парадной залы. Постояв минут, пять, от нечего делать девочка стала подниматься вверх по белоснежной лестнице. Глазам нашей героине предстал коридор, по которому ходили учителя и гимназистки в одинаковых платьях, с одинаковыми зализанными прическами. Глядя на них, Марина не без удовольствия дотронулась до завитых (всю ночь были накручены на какие-то бумажки) золотистых волос, уложенных в красивую высокую прическу. Новгородская девочка прошла чуть дальше и увидела настенные зеркала, которые визуально делают помещение просторнее, портрет Николая второго, ныне здравствующего и благополучно царствующего. Марина подумала про себя: «Это типа, как у нас в школе физиономия Медведева висит, так и у них тут внушительный портретик царя».

Наша героиня вошла обратно в коридор и, не успев понять, что к чему, она увидела, как к ней почти бегом приближается незнакомая темноволосая девочка.

Марина очень удивилась, когда незнакомка, приветливо улыбаясь, взяла ее за руки и пролепетала нежным голоском:

-Mare, bonjyar, я тебя не видела где-то около недели, где ты была? Я так соскучилась! Неужели матушка опять оставила тебя на домашнем обучении? Etre….

-Говори, пожалуйста, по-русски.

-Oh, pardon…. Извини, пожалуйста. Ой! Чуть не забыла, у тебя же вчера был день рождения! Возьми подарок! – с этими словами девочка вытащила две небольшие коробки.

Марина хотела было открыть, но незнакомка ее остановила ее и сказала строгим голосом:

-Нет, нет, ни в коем случае не открывай, здесь нельзя…. После уроков посмотришь или на большой перемене. И то, если разрешат пойти во двор.

Прозвенел звонок и темноволосая девочка потащила Марину за руку в просторный светлый класс, в который будто ворвалась юная весна в невидимом обличье и заставляла каждый предмет, каждую мелочь в этом помещении источать радость и обновление. Казалось, что даже белоснежные занавески колыхаются свежим дыханьем весны.

Наша героиня села на деревянную скамью подле своей новой знакомой, имя которой она пока что не знала, но спросить не решалась, представляя, как глупо это будет выглядеть.

Новгородская девочка стала копаться в кожаном портфеле в поисках учебника грамматики и почувствовала, что что-то не то. Она подняла глаза и увидела, что вокруг одни девочки…. Да-с непривычно….

В класс вошла учительница, все ученицы бесшумно встали, сели и сидели, не шелохнувшись с приготовленными на парте учебниками и тетрадями, и лишь Марина копошилась в сумке посреди мертвой тишины и под гневным взглядом преподавательницы.

Наконец, найдя учебник и тетрадь по грамматике, исписанную каллиграфическим почерком княжны, наша героиня успокоилась и села ровно, как остальные.

Учительница начала вести урок. Стараясь изолироваться от противного голоса преподавательницы, Марина начала рассматривать дневник Марии Белосельской, в котором идеальным почерком было написано расписание и оценки, надо заметить, весьма хорошие, Марина о таких только мечтала. Расписание было таким:

Мартъ

3 число, пн

1) Русская словесность

2) Литература

3) Исторiя

4) Исторiя

5) Классный час

6) Домоводство

4 число, вт

1) Геометрiя

2) Франц. яз.

3) Химiя

4) Географiя

5) Исторiя

5 число, ср

1) Биологiя

2) Арифметiка

3) Франц. яз.

4) Этикет

5) Танц. Искусство

6) Литература

6 число, чт

1) Русская словесность

2) Законъ Божiй

3) Франц. яз.

4) Физiка

5) Искусство музыки

6) Культура

7 число, пт

1) Арифметiка

2) Химiя

3) Немец. Яз.

4) Геометрiя

5) Франц. яз.

6) Танцев. Искусство

8 число, сб

1) Грамматiка

2) Немец. Язык

3) Арифметiка

4) Основы естествознания

5) Физiка

6) Литература

Марина с любовью поглаживала страницу дневника, исписанную прапрабабушкой. Это милое занятие прервал внезапный крик учителя:

-Мадемуазель Белосельская!

Новгородская девочка очнулась:

-А? Что?

-Извольте сказать, чем вы сейчас занимаетесь?

-Дневник смотрю.

- позвольте спросить вас: чем нужно заниматься?

-Слушать вас и внимать каждому слову.

-И если бы внимали, - тут голос учителя возвысился до визга, - вы бы открыли тетрадь еще пять минут назад и выполняли бы упражнение!

Марина послушно открыла тетрадь и спросила у своей новой знакомой девочки о том, какое задание надо делать, и начала выполнять его своим мелким неразборчивым почерком, который разительно отличался от каллиграфических букв княжны.

Ее соседка по парте с недоумением уставилась в ее тетрадь и спросила:

-Что у тебя с почерком? Ты так странно пишешь….

Новгородская девочка оправдываясь, ответила первое, что на ум пришло:

-У меня просто рука болит….

Учительница услышала их разговор и стала ругаться:

-Татьяна Привольская и Мария Белосельская, вы больше вместе не сидите.

Девочке из будущего пришлось уйти на свободную третью парту и сидеть там одной, слушая об односоставных предложениях.

Перемена была очень короткая. Времени хватило только на то, чтоб дойти до кабинета немецкого. Зайдя туда, новгородская девочка разочаровалась во всем гимназическом образовании, и в первую очередь – в учителях. Немецкий язык вела малоприятная женщина преклонного возраста, с грубыми чертами лица, многоэтажной сложной прической, состоявшей из волос неопределенного тускло-соломенного цвета, и сильно нарумяненными щеками, которые составляли большой контраст с общим бледным обликом учительницы. Голос у нее был неприятный, как у гарпии, да еще и с явным акцентом, из чего Марина сделала вывод, что преподавательница – не русская.

-Бистрэе заходытэ, дэвочки, бистрэе, - звучал голос немки, - Гутэн моргэн.

-Гутэн моргэн, Гризельда Карловна, - отозвались хором все ученицы.

Начался урок, и если на грамматике Марина хоть что-то понимала, то на уроке немецкого – ровным счетом ничего. Ни единого слова. Наша героиня сидела, как в прострации. Мало того, что немецкий язык был ей не понятен, так он еще был и неприятен. Грубое отрывистое произношение слов напоминало лай собаки. Под конец урока у девочки заболели уши. Единственное, что она могла делать, так это списывать в тетрадь слова с доски. Разум Марины, спасаясь от чужой незнакомой речи, абстрагировался от них и перешел на приятные размышления: «Как же здорово в этом времени! Я ощущаю здесь себя кинозвездой… Стойкое чувство будто бы я попала в какой-нибудь голливудский фильм, замечу, что с большим бюджетом. Или нет, я себя почувствовала даже не кинозвездой, а какой-нибудь чрезвычайно важной личностью…. Когда я ехала в экипаже князя и на меня все смотрели, как на что-то необычное, поднимали головные уборы, некоторые даже кланялись…. Ах, самооценка в тот момент взлетела до небес! И вот именно тогда я отчетливо поняла, что я не просто посредственная, ничем не примечательная девочка, каких сотни вокруг, а то, что я особенная. То есть почувствовала в себе Цену и Значимость, коих я не ощущала до сих пор. Но моя новая жизнь прекрасна не только этим. Недавно я отметила, что здесь мне существенно везет. Боюсь, что всего за день с небольшим я истратила 50-летний запас своего везения в той жизни. Все идет так хорошо, что мне даже иногда становится немного страшно: а это все разом закончится? Или за всем этим последует столько несчастий, что даже представить боязно? Ведь за такую прекрасную жизнь надо будет рано или поздно расплачиваться горем и слезами. Это своего рода закон, и, несмотря на свое безысходное и мрачное содержание очень правильный, ведь если бы человек все время был бы счастлив и не знал никаких проблем, он не смог бы ощущать это счастье, и ему не с чем было бы его сравнить, поэтому грош – цена такому «счастью».

Далее мысли нашей героини резко сменили свое направление с философских на просто мечтательные:

«И чего это я заморачиваюсь раньше времени? Нужно жить и радоваться тому, что имеешь. А я имею не так уж и мало: красивую комнату во дворце, личных слуг, много дорогих нарядов, драгоценностей, денег, и, в конце концов, что самое интересное, уникальнейшую возможность каждый день созерцать своими глазами Петербург начала прошлого столетия. Уверена, что у других такой возможности нет. А что самое главное, что в этом времени я уже обрела нескольких друзей – в лице князя Александра, Тани и того нового знакомого. Хотя, помнится, он что-то говорил про четыре года назад…. Значит, княжну он давно знает…. Жаль, что только мне об этом ничего не известно….»

Во время этого душевного монолога, Гризельда Карловна раз пять задавала Марине один и тот же вопрос: все ли с ней в порядке? Но так как учительница задавала этот вопрос на немецком, то наша героиня разумеется ничего не понимала.

Наконец настала следующая перемена. Она была такая же короткая как предыдущая. Таня, улучшив момент, отвела новгородскую девочку в сторонку и спросила:

-Что с тобой, Мари? Ты не отвечала на вопросы Гризельды Карловны, сдала пустую тетрадь, без диктанта, который мы писали на уроке…. У тебя был странный вид…. Я беспокоюсь…. Думаю, что всему этому есть два объяснения, ну или, в крайнем случае, два. Либо ты потеряла память, либо влюбилась. Так как первое это совсем уж на грани фантастики, то второе более вероятно.

-Нет, я бы сказала что первое.

-То есть? Я не понимаю…..

-Что здесь непонятного? Я потеряла память из-за одного случая…. Такое бывает. И это вовсе не фантастика, - девочка из будущего всеми силами пыталась не раскрывать всей правды, но и врать тоже не хотелось. Вот она и говорила нечто приближенное к правде. Марина продолжила более уверенным голосом:- Да, это так. Я потеряла память, потому что вчера ночью на меня налетела повозка с пьяным купцом. От удара с ней меня спас один знакомый. Вот и все. Наверное, это от страха я потеряла память. – такой более или менее правдивый вариант событий изложила наша героиня. Даже в этой ситуации она старалась не врать. Несмотря то, что рассказ был не выдуманным, Таня в него не поверила и сказала:

-Мари, ты уверенна, что говоришь то, что было на самом деле?

-Абсолютно.

-Но как ты оказалась одна на улице ночью? Тем более в свой день ангела*?

-Долгая история, – отмахнулась Марина.

Избавив нашу героиню от дальнейших объяснений, прозвенел звонок, и девочкам пришлось бежать в класс, на арифметику.

Урок был скучен. Новгородская девочка чуть было не уснула там. Но, к счастью, арифметика была похожа на современную алгебру, поэтому Марина кое-что понимала.

Наконец, по окончании математики настала большая перемена, во время которой все дружно направились в столовую. Она представляла из себя просторный светлый зал, в который сквозь огромные окна беспрепятственно проникало солнце.

Столовая была выполнена в стиле античного классицизма: светлые тона, колонны, неброская лепнина, идеальные пропорции, симметрия.

Помещение больше подходило для проведения торжеств, нежели для будних приемов пищи.

Марина не сразу догадалась об истинном предназначении этого помещения, потому что великолепный зал, убранный вазами с белыми цветами, картинами, выполненными в пастельных тонах, со столами из дорогой светлой древесины, застеленными белыми скатертями скорее ассоциировался с роскошным залом для приемов. Наша героиня пофантазировала: «Если убрать столы, то эта столовая будет похожа на зал для танцев, здесь такой ровный и гладкий паркет, на таком наверняка удобно танцевать….»

Здесь больше, нежели во всей гимназии чувствовалось дыхание весны, в этом зале сильнее ощущалось ее раннее приближение; в этой светлой легкости, которой был наполнен каждый предмет….

Марина села со своим новым классом за красивый стол, радуясь тому, что пока она среди множества других учениц, ей не нужно постоянно отвечать Тане, сочиняя всякое вранье.

На столе стояла карточка с сегодняшним меню. Судя по ней, обед состоял из трех блюд:

1) Французский суп

2) Салат «Греческий»

3) Творожный десерт и какао

Вопреки ожиданиям Марины, что какао будет как в их столовой, в 21 веке, то есть со вкусом хлорки, напиток оказался очень вкусным. Этакое сочетание нежного молочного вкуса и приятного шоколадного послевкусия. Французский суп тоже оказался достаточно интересным. Девочка из будущего никогда такого не ела.

За столом было не принято разговаривать, поэтому наша героиня окончила трапезу молча, потом встала и отправилась за одноклассницами. Куда все шли – для нее было загадкой.

Девочки шли по коридору в уже знакомый читателям холл со сверкающей мозаикой и большим разноцветным витражом. Им выдали в гардеробе пальтишки и они направились во внутренний школьный двор.

Погода в марте превосходила даже самые смелые ожидания: солнце сияло, как начищенная золотая монета, щедро расточая свой блеск, птицы заливались сотнями голосов, захлебываясь в радости из-за раннего наступления весны. Стоял полдень.

Новая подруга Марины – Таня с беспокойством осматривалась вокруг:

-Знаешь, такое раннее потепление- это очень странно…. Обычно нас на улицу выпускают во время перемены не раньше конца апреля… А тут в начале марта. Раньше в это время стояли крепкие морозы, лед на Неве был арктической толщины, и все было занесено снегом.

-Да, тепло. На улице никак не меньше 12 градусов Цельсия.

-Кого?

-Цельсия.

-Но ведь градусы же по Фаренгейту измеряют. Ладно, не важно, времени осталось мало, а я хочу, чтобы ты посмотрела подарок, который я тебе принесла.

Марина достала из кожаного портфеля две коробки в оберточной бумаге и с интересом начала распаковывать первую. В ней оказалась записная книжка обтянутая белым атласом на завязках – лентах. Таня внимательно следила за реакцией нашей героини и с нетерпением ожидала отзыва о подарке.

-Какая красивая! – произнесла Марина.

-Сейчас модно вести личные дневники, поэтому я решила купить тебе такую вещицу. По слухам, точно такая же белая книжка есть у Императрицы.

Девочка из будущего принялась распаковывать вторую коробку. В ней оказалось множество маленьких баночек, коробочек и большая шкатулка с выдвижными ящичками. Все надписи были на французском. Таня начала пояснять:

-Это набор косметики. Моя мама заказала себе из Франции один, но по ошибке ей пришло два. Один она оставила себе. Ты забирай его, мне он не нужен, а ты пару раз уже появлялась в гимназии накрашенной. Помнишь, как тебя за это к начальнице вызывали? Как сейчас помню ее крики. Ведь у нас дисциплина превыше всего…. Однако, твое положение позволяет тебе делать поблажки, да и обставленный на деньги твоего отца кабинет труда заставляет всех смотреть сквозь пальцы на твои проделки, которые я нахожу милыми и забавными.

После длительного монолога Тани, Марина воспарила духом и подумала: «Так, так… Оказывается моя прапрабабушка Белосельская-Белозерская не была такой идеальной девочкой, как мне казалось…. Это уже хорошо. А то я боялась, что перемена в ее поведении будет слишком заметна всем»

Размышляя над вопросом «А какой же на самом деле была Мария Белосельская?», наша героиня стала рассматривать содержимое подарочной коробки, а Таня поясняла ей, что и как называется. Увидев в ней красивые тюбики и баночки с изображениями ангельски прелестных дам и изящными французскими надписями, девочка решила это опробовать. Увидев это, Таня поспешила ее предостеречь:

-Мари, лучше не делай этого. Если два раза проходила, то это не значит, что третий раз пройдет безнаказано.

Но новгородская девочка, не понявшая до конца порядки той эпохи, стала спокойно наносить светло-бежевые тени и красить ресницы. Марина пристально смотрела в зеркало и мысленно сравнивала себя с княжной. Белосельская была немного схожа с Поморовой только ярче: глаза у нее были не полупрозрачного цвета аквамарина, а скорее ярко-зеленого изумруда, ресницы и брови темнее, волосы были тоже цвета золота, только не светлого, а червонного.

В общем, княжну можно было сравнить с солнцем, а Марину с луной. Так же как и луна является отражением солнца,так и Марина являлась бледным отражением сияющей красоты Белосельской, но не лишенным своего особенного очарования.

После того, как Марина закончила, Таня произнесла:

-Эх, если и влетит, то лучше нам обеим, - и с этими словами взяла кисточки и как попало намазала глаза, для того чтобы наказали не одну Марину.

Девочки вышли из уютного уголка огороженного кустами на площадку перед гимназией, учительница построила всех парами, и девочки направились в учебное заведение. Дисциплинированно, без шума, новые одноклассницы Марины прошли на второй этаж идеально ровной колонной. Казалось, что если придет какой-нибудь сумасшедший математик с линейкой и измерит расстояние между девочками, оно окажется до точности равное.

Все вошли в класс естествознания. Учительница, которая вела естествознание была маленькой кругленькой дамой, она давала детям даже такие неслыханные для гимназии поблажки как преговаривание вполголоса на уроках. Марина не гадала, что будет изучаться на уроке с таинственным названием «основы естествознания». Это был предмет, который включал в себя и биологию, и ОБЖ, и географию, в общем, это чем-то напоминало окружающий мир, который ведут в начальных классах современной школы. Учительница записала ровным круглым почерком на доске: «Движение на дороге». Преподовательница рассказывала что-то вроде того, что дороги Петербурга в нынешнее время стали опасны из-за притока жителей и появления новых видов транспорта, таких как автомобили и трамваи, и что с ними нужно быть особенно осторожными. Автомобиль надо обходить сзади, трамвай спереди. Учительница говорила, что самое опасное на дорогах – это не конки и трамваи, а подвыпившие купцы на рысаках. Ну, уж про это нашей героине можно было не говорить….

Под конец урока учительница раздала всем конфеты-леденцы и попрощалась с девочками.

На перемене, в коридоре, ученицы окружили Марину и Таню.

Одна из девочек с длинными и черными, как смоль, волосами, чертами лица похожая на индианку, сказала весело улыбаясь:

-Ох, Мари, какая ты красавица. Какие у тебя красивые ресницы….

Другая с длинными белыми кудрявыми волосами и бесцветным лицом сказала:

-Я бы так не радовалась…. Вот Виктория Владимировна увидит, и тебя, Белосельская, точно выгонят

Марина пожала плечами и отправилась на урок, о начале которого возвещала пепеньерка, звенящая в колокольчик.

Урок физики вел бородатый мужчина, его имени девочка не запомнила. В классе было темно, так как были полностью завешаны шторы, сквозь которые все же пробивалось неутомимое вездесущее солнце. Учитель в полумраке показывал опыты, комментируя их тихим безразличным профессорским голосом, который сильно отличал его от гимназических преподавателей, вещающим свой урок прямо в душу. Марина смотрела бессмысленным взглядом на поблескивающие железные штуки в руках учителя и не понимала, почему все так удивленно смотрят и аплодируют, когда он вносит в магнитный контур лампу и она загорается. «Ну загорается лампа, и что? Экая невидаль» - думает наша героиня в то время как весь класс бурлит восторгом. Девочка совсем не понимала, что находиться в том времени, когда лампу изобрели всего 40 лет назад.

Следующим уроком была литература. Марина спросила, что они проходят по литературе, чтобы быть хоть немного в курсе школьной жизни.

-Как ты не знаешь? – спросила Владислава Ермолина, девочка с длинной русой косой и прозрачно-голубыми, немного по-азиатски раскосыми глазами. В руках она держала крохотный розовый флакончик и то открывала, то закрывала его, любуясь золотистыми цветами, изображенными на нем.

Татьяна поспешила на помощь подруги и сказала:

-У Мари был день ангела и во всех суетах, связанных с ним, она позабыла о том, что нам было задано. Мы сейчас проходим «Капитанскую дочку» и нет ничего страшного в том, что ты запамятовала, Мари.

-Смотрите, солнечные зайчики – воскликнула Мария Озерова, глядя, как Оксана вертит крохотным зеркальцем, отражая озорные лучики света на стену. Девочки рассмеялись.

-Мари, а когда к тебе можно в гости будет?- спросила Жасмин.

-На следующих выходных, может быть, если княгиня не будет против.

-Как замечательно! У тебя такие красивые дома картины и паркет, и люстры,и вообще все….

-Да, кстати в субботу пожалует к князю по делам иностранный посол какой-то с детьми… Ну как детьми…. Молодым человеком 19-ти лет и девушкой 17-ти лет. К тому же еще приедут завсегдатаи нашего дома Колпинские, графиня Покровская и, возможно вдова Закатова с дочерьми, честно говоря, они мне не особо нравятся, но приходиться терпеть.

-Весь бомонд соберется – мечтательно произнесла Татьяна Привольская.

-Да какой уж бомонд? Так, несколько примелькавшихся лиц плюс этот посол. Вот через две недели, говорят, бал у нас будет, тогда, действительно, все сливки общества соберутся, ну и снятое молоко общества тоже будет…. – томно сказала наша героиня, прекрасно вживаясь в роль княжны.

-Как все это интересно, - произнесла Ермолина.

Прозвенел звонок и все пошли на литературу.

Виктория Владимировна сказала всем сесть и открыла журнал и с недовольным видом произнесла:

-Александрова Оксана, у тебя одни тройки, ты хочешь закончить гимназию с таким аттестатом?

-Нет, мадам.

-Тогда почему ты не стараешься? Тебя что-то отвлекает? Или тебе слишком сложно учится? Я не понимаю, в чем дело. После уроков останься для разговора, а сейчас встань и дай характеристику героям «Капитанской дочки», назови главную тему повести и вообще расскажи все, что ты о ней знаешь только кратко. Давай, мы тебя внимательно слушаем, тебе надо исправлять оценки.

Оксана нерешительно поднялась и сказала:

-«Капитанскую дочку» написал Александр Сергеевич Пушкин….

-Ну, дальше что? – нетерпеливо спросила учительница после продолжительной паузы, во время которой был слышен легкий смех Мари, которая следила за солнечными зайчиками на стене.

-Он написал ее, чтобы показать нам ту жизнь…

-Какую жизнь?

-Жизнь героев.

-Ясно все, мадемуазель Белосельская-Белозерская, я смотрю вам очень весело, не хотите продолжить? Или вы думаете, что на уроке вам все дозволено?

-Нет.

-Вы, пользуясь своим привилегированным положениям, ведете себя плохо. Ce etre movi ton. Вставайте, отвечайте.

Марина встала, оправляя гимназический фартук и начала отвечать, пылая от смущения и боязни, что она что-то сделает неправильно:

-Главной темой «Капитанской дочки» является честь и бесчестие. Действия разворачиваются в Оренбурге, центральное историческое событие в книге – восстание Степана Разина, которое переплетается с романтической нитью повествования о любви Петруши к Машеньке. Сам Степан Разин в повести показан, как положительный герой, помнящий добро. Не смотря на то, что он разбойник, он способен миловать и прощать, в его душе еще осталось что-то светлое. Отношения в книге критики называют идеальными, то есть такими, какими они не могут быть в жизни….

-Белосельская!!!!

-Что?

-Ты опять? Опять в краске! Тебя умывать перед каждым уроком? Вон за дверь! Что за распутство? При покойном батюшке Александре Третьем не было таких вольных нравов, даже замужние женщины остерегались использования косметики, потому что тех, кто ее чрезмерно использовал, называли не иначе как падшими женщинами. А сейчас все распустились, и вы, мадемуазель, к несчастью, не единственная в нашей гимназии за кем я это замечаю. В старших классах… В прочем не важно. Но вам, вам еще 13 лет….

Мари хотела поправить: «уже почти пятнадцать», но вовремя прикусила язычок и ушла с урока. Таня вскочила и побежала за ней.

Уже в коридоре Марина сказала:

-Таня, зачем ты за мной идешь? Иди на урок.

-Это я виновата, я должна вместе с тобой понести наказание.

-Ты ни в чем не виновата.

-Нет, виновата, и все же ты так слабо накрасилась, что она не могла этого заметить. Просто не могла, вероятнее всего это кто-то из девочек рассказал учительнице. Осталось узнать кто, впрочем, несложно догадаться, что это первая сплетница в классе – Даша.

-Не знаю, кто это сделал и знать не хочу. Пусть это будет на его совести. Я хочу пойти на улицу и не думать ни о чем. Не терпится вырваться из этих скучных стен, сдерживающих свободу, навстречу дыханию весны и солнцу.

-Я с тобой.

-Как знаешь.

Глава 11 «Curtisane dame»

Девочки открыли тяжелую дверь гимназии и вышли навстречу теплому весеннему деньку, приветливо встречающему солнечными лучами. Несмотря на пригревающее солнце, в тени дул холодный обманчивый ветерок и ноги нашей героини в легких изящных полусапожках замерзали. Выйдя за пределы гимназического дворика, усаженного пышными кустами сирени, которые расцветут в мае и клумбами с чернеющей землей, с которой недавно сошел снег, девочки двинулись вдоль улицы. По дороге Марина расспрашивала подругу:

-А где мы находимся? А это что за дом?

-Мы идем в сторону Знаменской площади, по правую сторону от нас Павловский институт благородных девиц, в котором раньше Кутисова училась, чуть дальше кадетский корпус. По левую сторону от нас дом поставщика мебели к императорскому двору, а вон там была квартира врача Боткина.

-Как это интересно!

Внезапно перед девочками возникла красивая дама в скромном сером платье, она приподняла вуаль и спросила с еле заметным акцентом:

-Не подскажите, пожалуйста, где находится Спасская улица? Мне нужен дом ростовщика.

Татьяна оживленно сказала:

-О, знаю, это здесь, недалеко, ближе к моему дому. Идете назад…. Мари, ты не хочешь зайти ко мне в гости на полчасика? Заодно покажем женщине дорогу.

-Ну почему бы и нет, - промолвила девочка, поправив шляпку. Вроде все было хорошо, но она почувствовала что-то странное, объясняя себеэти мысли прогулом, наша героиня отправилась вслед за подругой и дамой в вуали. Женщина оказалась словоохотна:

-Меня зовут Джована, вы, я так полагаю княжна Белосельская-Белозерская, а вас, мадемуазель, не имею чести знать. Как ваше имя?

-Татьяна.

Лицо нашей героини менялось под тенью шляпки и кудряшек оставшихся после вчерашней праздничной прически, в раздумье, она спросила:

-Откуда вы меня знаете?

-Вас трудно с кем-либо спутать, я видела ваш маленький портрет на медальоне. О вас говорят не только в высшем свете, но и в низах общества, к которым я принадлежу.

-Но по вам не скажешь, что вы….

-Да, выгляжу я пока что достаточно неплохо, но этого требует работа.

-Но вы говорите грамотно.

-Я получила блестящее образование в Италии, откуда я родом, и выучила русский язык там же, хотела попытать счастья в Петербурге. Попытала. Однако, не будем об этом. Не хотите откушать пирожных в этой замечательной кофейне.

Татьяна сказала:

-Мы не знаем….

-Да не бойтесь вы, тем более вы, Мария Александровна, вас никто не тронет, даже если захочет.

Марина покопалась в портфеле и сказала:

-Все нормально, у меня есть деньги, пошли.

Они втроем зашли в чистую опрятную кофейню, с кружевными скатертями и накрахмаленными салфеточками, услужливыми официантами и сияющими приборами.

Марина взяла в руки меню, пересчитывая деньги, которые у нее были с собой, их не много, ни мало оказалось 15 рублей (к слову фунт гречки стоил 10 копеек, бутылка молока 8 копеек, вырезка мяса 22 копейки, трамвай 5 копеек, извозчик 20-30 копеек, сапоги 4-7 рублей, зарплата рабочего 20-30 рублей). Девочка изучила меню, спросила кто, что хочет и сделала заказ.

Таня пожелала пирожных с лимонным муссом, а Джована венских вафель, Марина же взяла себе засахаренных рогаликов и на всех кувшин лимонада. Вначале принесли лимонад, наша героиня взяла стакан холодной розовой жидкости, отпила и спросила:

-Так вот, откуда вы меня знаете?

-Из газеты и маленького медальона.

-А в газете меня по какому поводу напечатали и что за медальон?

-Да были праздники какие-то дома Романовых и в газете запечатлили как вы и еще дети из знатных семей оказывают почтение царским особам.

-А медальон?

-Это очень-очень долгая история. Право,, не знаю стоит ли мне рассказывать….

Официант принес сладости, девочка сразу же попросила счет, она привыкла задумываться о деньгах и не могла привыкнуть к мысли, что у нее их бессчетное количество. Аккуратно отсчитав 2 рубля 35 копеек она положила их в счет, но Джована остановила ее рукой:

-Не стоит, у меня хорошее жалование, я заплачу.

-Но поймите, у меня вопрос денег вообще не рассматривается, поэтому плачу за все я.

-Хорошо, давайте пополам, княжна.

-Но, вы же понимаете…. Ладно, давайте рубль, вижу, что вас не переубедить.

Целковый глухо ударился о накрахмаленную скатерть. Марина напомнила вопрос, от которого хотела уйти новая знакомая:

-Так что за история с медальоном.

-Эх, с чего бы начать. В общем, дом, где я работаю, находится рядом с приютом нищих детей. Приют располагается в трущобах, в которые вы вряд ли ходили и вряд ли знаете, но чтобы вы представляли это между Владимирской церковью и Сенной площадью. Приют был болезненно-желтого цвета, с зелеными разводами сырости, которая не щадит дома в Северной столице, одной стороной он выходил во дворик, в котором протекла целая жизнь.. Я жила в доме напротив. В приюте, который состоит из части комнат в самом четырехэтажном доме и отдельной корявой деревянной постройки, жили обычные дети – результаты случайных связей нищих родителей. Они занимались тем, что просили милостыню, воровали по-маленькому, часто на этом попадались – ничего необычного, но был в приюте один мальчик, отличавшийся от всех, ему на тот момент было всего лишь 9 лет. Получается, это был 1906 год, когда как раз прогремели все эти революции, манифесты, война с Японцами, и только-только закончилось неспокойное время. Я тогда приехала в Россию.

-Не отходите от повествования, Джована.

-Ну вот, чем он был необычен – он крал все, что имело определенную ценность – часы у господ, деньги, украшения у дворянок, портсигары, в общем, все, что только можно, и при том, он ни разу, в отличие от своих товарищей не попадался. У него был незамысловатый тайник, куда он все это складывал. На вопрос: почему он так делает, маленький вор просто пожимал плечами. И самое интересное, что им не двигала жадность: все, что он сумел стащить у господ, он раздавал своим товарищем, часто до последнего, но несмотря на это, дети его невзлюбили. А кстати, забыла сказать, как его зовут, настоящего его имени никто не знает, а может его и вовсе нет, но все кличут его Стрелком. Так вот, старшие дети стали завидовать ему….

У Марины от переизбытка удивительной информации подавилась лимонадом, и совсем не изящно и несоответствующе своему княжескому положению, закашлялась, округлила глаза и спросила:

-Что правда, что ли???

-Ну да… - сказала немного растерявшаяся иностранка, - зачем мне вам врать. Так вот, старшие дети стали ему завидовать, потому что он не попадался, и стали бить маленького вора. Главарь их, негласный, разумеется, засмеял обидчиков, мол, сами украсть нормально ничего не можете, только у мелкого все отнимаете и бьете еще его за это. Старшие не могли допустить того, чтобы их репутация страдала, и они решили выгнать маленького Стрелка из приюта.

-А владельцы приюта? А воспитатели?

-Ох, Мария Александровна, какие воспитатели? Вы еще скажите, что там нянечки были и доктора на каждого.

-Ну да, а как еще?

-Никаких воспитателей в помине не было. Были владельцы дома, которым надо было платить и «почтенная семейная пара», которая снимала две самые тесные и грязные комнаты по полтине каждая, в которых жило 20-30, а то и больше детей и тот сарай, якобы для дров, где жило еще 20 детей, вообще за бесценок, а с каждого ребенка требов<







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.