Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»





Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.

Порядок проведения игры. Подготовительный этап. За одну–две недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.

1.Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.

2.Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны про анализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки вы раженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии.

Тест 6. Оценка глубины конфликта. В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, Вашему вниманию предлагается данный тест:

 

Позиция Оценка Позиция
1. Стороны осознают причину конфликта   Стороны не осознают причину конфликта
2. Причина конфликта имеет эмоциональный характер   Причина конфликта имеет материальный характер
3. Цель конфликтующих – устремленность к социальной справедливости   Цель конфликтующих – получение привилегий
4. Есть общая для всех цель   Общей цели нет
5. Сферы сближения выражены   Сферы сближения не выражены
6. Сферы сближения касаются эмоциональных проблем   Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем
7. Лидеры мнений не выделяются   Замечено влияние лидеров мнений
8. В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения   В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения

В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по 5-балльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой – 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 35–40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.

Сумма баллов, равная 25–34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.

Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:

а) если Вы являетесь руководителем:

при сумме баллов 35–40 должны выступать в роли обвинителя и для разрешения, конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;

при сумме баллов 25-34 должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;

при сумме баллов менее 24 должны выступать в роли воспитателя, и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры;

б) если Вы являетесь медиатором:

при сумме баллов 35–40 следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам дизъюнктивным способом до снижения накала борьбы между ними;

при сумме баллов 25–34 можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;

при сумме баллов менее 24 можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.

В ходе занятия:

1.Проводится игровая разминка. В течение 10–15 мин заслушиваются и анализируются задания студентов, выполненные ими на подготовительном этапе.

2.Создаются и анализируются игровые ситуации.

Игровая ситуация. Студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих: один – роль менеджера, другой – медиатора (в ходе игры студенты меняются ролями). Далее преподаватель дает игровую установку:

конфликтующим – определяется предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры);

менеджеру и медиатору – сообщается предмет конфликта и дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между условными конфликтантами методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции, и принятия решения на разрешение конфликта.

На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 мин. На ролевое взаимодействие отводится 10–15 мин. Каждый игровой сюжет обсуждается.

На досуге предлагается решить кроссворд.

 

КРОССВОРД. Владеете ли Вы техникой разрешения конфликтов?

                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           

 

По горизонтали:

2. Стечение обстоятельств, являющееся поводом для конфликта. 3. Вид конфликтогена, проявляющегося в излишней уверенности в своей правоте. 7. Вид конфликтогена, реализуемого в восторженных рассказах о своих истинных или мнимых успехах. 8. Агрессивность, проявляющаяся как реакция на сложившиеся обстоятельства. 9. Способ снятия агрессивности, состоящий в том, чтобы выговориться, «поплакаться». 12. Для разрешения конфликта главное – это... конфликтную ситуацию. 15. Слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. 18. Формулировка конфликтной ситуации должна подсказать, что... 19. Необходимо задавать себе вопросы... пока не «докопаешься» до причины конфликта.

По вертикали:

1. Формулируя конфликтную ситуацию, постарайтесь обойтись... слов. 3. Открытое противостояние людей. 4. Способ погасить агрессивность, приемлемый преимущественно для рационалистов. 5. Пути снятия агрессии, построенные на двигательной активности. 6. Чтобы обеспечить бесконфликтность общения, делайте как можно больше посылов. 9. Конфликтоген, обладатели которого в первом псалме Давида осуждались наряду с безбожниками и грешниками. 10. Появление превосходства с оттенком доброжелательности. 11.Закономерность... конфликтогенов. 13. Формулировать конфликтную ситуацию лучше всего словами. 14. Один из типов конфликтогенов – проявление... 16. Наиболее многочисленный тип конфликтогенов – стремление к... 17. Агрессия, проявляющаяся как черта личности. 20. Одно из правил бесконфликтного общения – проявление... к собеседнику. 21. Накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта, – это... ситуация. 22. Тип конфликтогенов, состоящих в том, что некто добивается чего-то для себя за счет других.

2.4. ТЕХНОЛОГИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций. Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скоттом [46].

Первый способ называется визуализацией.

Второй способ – избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте Вы представляете гнев, который входит в Вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем Вы представляете себе, что эта энергия опускается в Вас и спокойно уходит в землю.

Третий способ избавления от гнева, предлагаемый Д. Скоттом, – это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что Вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем Вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием Ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

И еще один, четвертый способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля (ауры) вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что Вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.

Овладение названными технологиями достигается специальными занятиями и тренировками. Поэтому ниже мы остановимся на некоторых приемах управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов. Эти приемы доступны каждому человеку и не требуют специальной подготовки.

Прежде всего, следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать эмоциональной выдержкой. Ее можно сформулировать в виде первого правила.

Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера – первое правило самоконтроля эмоций. Когда Ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, Вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В этом случае, удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т.п.

Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, Вы достигаете целого ряда преимуществ. Во-первых, в критической ситуации Вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; во-вторых, своим поведением Вы даете возможность противнику «выпустить пар»; в-третьих, Вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии; в-четвертых, отвечая на вопросы, Вы решаете очень важную и сложную задачу, – ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

Положительный эффект дает обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Условно данную технологию назовем – рационализацией эмоцией.

Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения – второе правило самоконтроля эмоций.

Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе переговоров. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты – регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента. Данную технологию условно можно назвать поддержанием высокой самооценки.

Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения – третье правило самоконтроля эмоций.

Занятие 4. Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте

Цель занятия. Развитие у студентов навыков, формирование у них эффективного общения и рационального поведения в конфликте, умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия.

Порядок проведения занятия

Подготовительный этап. За одну–две недели студенты получают установку на проведение занятия методом отработки тренинговых упражнений. Они узнают о теме и цели занятия и получают указания по поводу самостоятельного изучения литературы и уяснения основных понятий.

В ходе занятия студенты получаюттренинговые упражнения, которые они самостоятельно отрабатывают. Преподаватель контролирует работу студентов и оказывает им методическую помощь в овладении приемами эффективного общения и рационального поведения.

Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте.

Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с Вашим участием. Оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме: оценка 1 означает полное соответствие Вашего поведения той или иной позиции, а оценка 5 – для Вас не характерно такое поведение.

Позиция Оценка
1. Критически оцениваю партнера  
2. Приписываю ему низменные или плохие намерения  
3. Демонстрирую знаки превосходства  
4. Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру  
5. Игнорирую интересы соперника  
6. Вижу все только со своей позиции  
7. Уменьшаю заслуги партнера  
8. Преувеличиваю свои заслуги  
9. Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера  
10. Выдвигаю перед партнером множество претензий  
11. Раздражаюсь, повышаю голос, перехожу на крик  

Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае Вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте.

Проанализируйте свои действия по пяти позициям «мудрого поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме:

Позиция Оценка Позиция
1. «Открытость» ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента   Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента
2. Позитивное отношение к оппоненту   Негативное отношение к оппоненту
3. Рациональное мышление. Вы контролируете свои эмоции   Вы отдаетесь «стихиям» и эмоциям
4. Сотрудничество. Вы не делаете ставку на односторонний выигрыш, а ориентируетесь на равенство и сотрудничество   Вы стремитесь к одностороннему выигрышу
5. Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть   Вы нетерпимы к оппоненту, Вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения, не совпадающая с Вашей  

Оценка результатов. Отклонение влево от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными признаками «мудрого поведения» в конфликте.

Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными признаками «мудрого поведения» в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Упражнение 3. Развитие эмпатии [26]. Подумайте, способны ли Вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?». Если Вы умеете отдавать себе в этом отчет, у Вас есть способность мыслить за других.

Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях Вы иногда действуете одним образом, а иногда – другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет Вам понимать причины действий других.

Назовите (про себя) имя человека, который Вам неприятен. Решите, в чем здесь причина.

Вспомните случай, когда в беседе Ваш собеседник отстаивал, как Вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?

Были ли случаи, когда Вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?

Если Вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать:

обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние;

научитесь слушать других людей;

перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли Вам возразить;

наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот человек будет одет в следующий раз. Как часто подтверждаются Ваши прогнозы.

Когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нити событии. Это поможет Вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами.

Когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или трагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. Заметили ли Вы разницу?

Упражнение 4. Деструктивное (разрешительное) поведение [36]. На основе анализа собственного стиля поведения выявите «саботажников общения», используемых Вами сознательно или бессознательно.

Проанализируйте свой стиль общения, если Вам кажется что Вы одиноки среди людей и «загнаны в угол». Заполните пустые колонки в приведенной ниже таблице. Каких «саботажников общения» используете Вы для подрыва конструктивного общения с другими? К каким из них прибегают другие в отношении Вас самих? Кто это делает? Ваши: начальники, коллеги, подчиненные?

Перечисленные в таблице фразы становятся особенно разрушительными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами.

 

«Саботажники общения» Примеры     Это делаете  
Вы другие  
Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность) «Если вы не будете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о вашем увольнении», «Делайте как сказано, или...»      
Приказы (когда мы прибегаем к власти над другими людьми) «Срочно зайдите ко мне в кабинет», «Не спрашивайте, почему; делайте, как вам говорят», «Ваше дело — исполнять молча»      
Критика (негативная) «Вы недостаточно прилежно работаете», «Вы постоянно жалуетесь»      
Оскорбительные «диагностические» прозвища «Такое может сказать только идиот», «Ну ты просто дурак», «Чего еще можно ожидать от бюрократа (кретина, козла, чокнутого и т.п.)»      
Приговор «По тебе тюрьма плачет», «Неудачник», «Пропащий человек»      
Слова «долженствования» «Вы должны вести себя более ответственно», «Вы должны смотреть на факты», «Вы не должны так сердиться»    
Сокрытие важной информации (реплика-ловушка, стимулирующая принятие невыгодного решения) «Вам этот проект обязательно понравится», «Вы не пожалеете, если заключите с нами договор»    
Коммуникация, не оставляющая выбора «Делайте, как я сказал, или убирайтесь вон», «Или будет по-моему, или вы уволены»    
Допрос «Сколько часов у Вас ушло на это?», «Почему ты так поздно?», «Чем это Вы занимаетесь на рабочем месте?»    
Диагноз мотивов поведения «Вы одержимы собственническим инстинктом», «У Вас не хватает инициативы»    
Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным) «Если бы ты вовремя навел порядок на своем столе, у тебя не было бы причин для паники», «Почему ты не сделал вот так..», «Я бы на твоем месте..», «Просто не обращай на них внимания», «Возьми себя в руки, не распускайся»    
           

Упражнение 5. Дидактический тренинг «Овладение искусством критики». Цель занятия. Ознакомить студентов с социально-психологическими исследованиями критики в социальных группах и научить их использовать различные виды критики, не ущемляя достоинства критикуемого.

Рассмотрим такую ситуацию: Вы руководитель и Вам нужно оценить работу своих подчиненных. Это только кажется, что нет ничего проще, как похвалить или поругать. На самом деле – это значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но и похвала может быть очень разной. Например, Ваш подчиненный хорошо выполнил данное ему задание, смотрит на Вас и ждет оценки.

Вы можете сказать: «Работа выполнена отлично! Рад за Вас». А можно похвалить человека, используя такую форму похвалы:

«Хочу отметить выполненное таким-то задание», – хорошо звучит на оперативном совещании, рабочем собрании. Или: «Я Вам очень признателен за выполнение этого сложного задания. Если бы не Вы, не знаю, как бы мы справились с программой», — удачная форма для личной беседы с глазу на глаз. Доверительная, дружеская похвала высоко оценивает труд подчиненного и подчеркивает его значимость для всего коллектива в целом. Но такую похвалу нельзя высказать публично или хотя бы при одном свидетеле, так как она ущемляет достоинство коллектива.

Из приведенных примеров ясно, что похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться.

Гораздо сложнее, чем похвала, – выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики. В процессе тренинга преподаватель диктует критические оценки, а студенты записывают их в свои тетради.

Критические оценки могут быть следующими:

1.Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось».

2.Критика-упрек: «Ну что же Вы? Я на Вас так рассчитывал!» Или: «Эх Вы! Я был о Вас более высокого мнения!»

3.Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз Вы сделаете это задание лучше».

4.Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как Вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!»

5.Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая».

6.Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив».

7.Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы».

8.Критика-сопереживание: «Я хорошо Вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и Вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано».

9.Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что Ваша работа выполнена некачественно».

10. Критика-удивление: «Как?! Неужели Вы не сделали еще работу? Не ожидал...»

11. Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»

12.Критика-намек: «Я знал одного человека, который посту пил точно так же, как Вы. Потом ему пришлось плохо...»

13.Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только Вы...»

14.Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!»

15.Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!»

16.Критика-предупреждение: «Если Вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»

17.Критика-требование: «Работу Вам придется переделать!»

18.Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения».

19. Критика-совет: «Я Вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить».

20. Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь предпринять?!» Или; «Работа не выполнена. Посмотрите возможность использования такого-то варианта».

21.Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».

22.Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?»

23. Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от Вас такого! Где же Ваша совесть?!»

24.Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я Вам помогу».

25.Критика-угроза: «Я вынужден применить к Вам самые строгие дисциплинарные меры».

Можно было бы привести и другие виды критики, но для тренинга достаточно и такого количества [42].

Дальше следует перейти к упражнениям (см. гл. 3).

2.5. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался таким конфликтам. Более того, с конфликтами он сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность конфликтов, их причины и способы разрешения. Эти и другие аспекты внутриличностных конфликтов находят свое отражение в данной теме практикума [52].







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.